Права и свободы человека и гражданина
§ 14—15. Права и свободы человека и гражданина
О каких правах человека и гражданина вы уже знаете? Какие права ребёнка вам известны? Что означает выражение «Права человека закреплены в законе»?
Существуют личные (гражданские) права, экономические, социальные и политические права граждан.
Права ребенка закреплены в Семейном Кодексе РФ.
Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками Статья 56. Право ребенка на защиту Статья 57.
Право ребенка выражать свое мнение Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка Статья 60. Имущественные права ребенка Это значит, что права граждан отражены в законе, а значит, должны реализовываться и охраняться государством.
Может ли свобода быть абсолютной? Почему права нуждаются в защите?
Свобода не может быть абсолютной, ведь в любом случае, каждый человек ограничен законодательством и рамками совести.
Права нуждаются в защите потому, что зачастую граждане не могут самостоятельно их защитить, и для этого необходима помощь государства.
Государство, а именно правоохранительные органы занимаются охраной и защитой нарушенных прав граждан. Граждане могут обратиться за защитой нарушенных прав в правоохранительные органы и органы правосудия.
Внимательно ознакомься с документом и определи, какие права можно условно отнести к гражданским (личным), политическим, экономическим, социальным и культурным.
Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность, – личное право
Статья 7. Все люди равны перед законом… – личное право
Статья 10. Каждый… имеет право… чтобы его дело было рассмотрено…
независимым и беспристрастным судом. – личное право
Статья 12. Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь… личное (гражданское) право
Статья 15. Каждый… имеет право на гражданство, – политическое право
Статья 17. Каждый… имеет право владеть имуществом, —экономическое и личное (гражданское) право
Статья 18. Каждый… имеет право на свободу мысли, совести и религии… – личное (гражданское) право
Статья 21. Каждый… имеет право на участие в управлении своей страной… – политическое право
Статья 22. Каждый… имеет право на социальное обеспечение… социальное право
Статья 23. Каждый… имеет право на труд… – Социальное право
Статья 26. Каждый… имеет право на образование… – культурное право
Статья 27. Каждый… имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества… – культурное право
Почему автор считает, что «обязанности человека глубже прав человека»? Как он объясняет свою позицию?
Автор утверждает, что «Права человека предполагают обязанность уважать эти права. В осуществлении прав человека самое важное не собственные правовые притязания, а уважение к правам другого… Обязанности человека глубже прав человека, они и обосновывают права человека.
Право вытекает из обязанности. Если все будут очень сильно сознавать права и очень слабо сознавать обязанности, то права никем не будут уважаться и не будут реализованы…»
У каждого человека есть обязанность уважать права другого и реализовывать свое право только в соответствии с правами других, не нарушая их. Следовательно, поэтому обязанность глубже права.
1.В чём особенности юридических норм, которые принято называть правами человека?
На данный вопрос можно ответить очень коротко: эти нормы выражают меру свободы человека.
В широком смысле – эти нормы в форме юридических правил выражают естественную возможность человека свободно действовать в соответствии со своими интересами, претендовать на достойные условия жизни.
Такие нормы объективно необходимы каждому человеку для нормального развития личности, полноценного участия в общественной жизни.
Какие стороны человеческой жизнедеятельности охватывает Всеобщая декларация прав человека и какие высшие ценности она утверждает и защищает? Почему без статьи 29 Декларация была бы лишена правового смысла?
Всеобщая декларация прав человека охватывает все стороны человеческой жизнедеятельности.
Изучив положения Декларации, можно сделать вывод о том, что у каждого человека на Земле есть его неотъемлемые права, они являются основой свободы, справедливости и всеобщего мира.
Центральной мыслью Декларации является жизнь человека, его права и свободы.
Развивая лучшие демократические традиции человечества, Декларация в первых же статьях провозглашает ценность каждой личности и одновременно с этим ценность человеческого братства (см. ст. 1 и 2).
Разным сторонам жизнедеятельности условно выделяют определённые разновидности прав и свобод: гражданские (личные), культурные, политические, социальные, экономические. Иначе говоря, изучая Декларацию, вы можете точно определить, какие у современного человека должны быть возможности в области культуры, политики, экономики и т. д.
Декларация провозглашает всеобщий образец возможностей, на который должны ориентироваться, как мы уже отмечали, каждый человек, все народы и все государства.
В Декларации, например, закреплены:
- «Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
- Статья 7. Все люди равны перед законом…
- Статья 10. Каждый… имеет право… чтобы его дело было рассмотрено… независимым и беспристрастным судом.
- Статья 12. Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь…
Какие аргументы вы можете привести, чтобы доказать, что наша Конституция отвечает самым высоким требованиям международных стандартов по правам человека? (Приведи два-три аргумента.)
В соответствии с ч.4 ст 15 Конституцией РФ международные договоры и документы считаются частью Российской правовой системы. Соответственно, Россия, ратифицируя международные документы, принимает международные нормы.
Конституция РФ и остальное законодательство не противоречит международным правовым актам. На граждан РФ распространяется также и международное законодательство. Например, Всеобщая Декларация прав человека.
Какая общая идея объединяет каталог основных обязанностей, закреплённых в нашей Конституции?
Каталог основных обязанностей закреплён в Конституции и, следовательно, является официальным государственным требованием к поведению граждан. Он включает следующие обязанности:
- соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15, ч. 2);
- обязательно получить основное общее образование (ст. 43, ч. 4);
- заботиться о сохранении исторического и культурного наследия (ст. 44, ч. 3);
- платить налоги и сборы (ст. 57);
- сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
- защищать Отечество (ст. 59).
В чём состоят основные юридические гарантии защиты прав человека, закреплённые в главе 2 Конституции РФ?
Юридические гарантии защиты прав человека закрепляются в Конституции РФ: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется» (ст. 45).
Основные юридические гарантии защиты прав человека закреплены в главе 2 Конституции (ст. 46—54) и отвечают общепризнанным мировым стандартам. Последовательно знакомясь с содержанием этих статей, вы поймёте главное: у вас есть гарантии защиты своих прав через суд (вплоть до обращения в Европейский суд по правам человека); вы можете получить квалифицированную юридическую помощь; у вас есть право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными деяниями органов государственной власти, должностными лицами.
Какой из «механизмов защиты» прав человека считается наиболее массовым и почему?
Во-первых, главным гарантом наших прав и свобод является Президент РФ (ст. 80, ч. 2). При Президенте создан Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.
Важнейшей задачей Совета является изучение реального состояние нашего законодательства, а также правоприменительной практики в области прав человека. На этой основе Совет готовит свои рекомендации Президенту.
Главной задачей Правительства РФ является осуществление мер по обеспечению прав и свобод граждан (ст. 114, пункт «е»).
Во-вторых, впервые в нашей истории введена должность Уполномоченного по правам человека (ст. 103, пункт «д», а также Федеральный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» (1997).
Его главная задача — способствовать защите нарушенных прав человека, совершенствованию нашего законодательства в области прав человека.
И в-третьих, наиболее массовый вид защиты прав человека — судебная система.
Почему права ребёнка отличаются от прав взрослого человека?
Дети – менее защищенная категория населения. Им необходима особая защита.
Каждый ребёнок «ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специфической охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту».
Это положение вытекает из Декларации прав ребёнка, принятой ООН в 1959 г. С этого времени началась «эпоха прав ребенка».
в 1989 г. была принята Конвенция о правах ребёнка. Её подписали представители многих стран, в том числе и нашей. И это уже международный договор, юридический документ, обязательный к исполнению.
Из документа вытекают две главные цели:
- 1) закрепить правовой статус ребёнка путём введения международного каталога его прав;
- 2) закрепить обязанности государств-участников.
Какой международный документ открыл «эпоху прав ребёнка»? Почему в поддержку этого документа необходимо было принять ещё один правовой документ и какой?
Декларация прав ребёнка, принятая ООН в 1959 г. С этого времени началась «эпоха прав ребенка».
Первый его принцип гласит, что «права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства…».
Однако данная Декларация — это лишь заявление о намерениях. Поэтому в 1989 г. была принята Конвенция о правах ребёнка. Её подписали представители многих стран, в том числе и нашей. И это уже международный договор, юридический документ, обязательный к исполнению.
Как наше законодательство обязано было реагировать на принятие Конвенции о правах ребёнка?
Конвенция обязала их принять все необходимые меры, чтобы защитить ребёнка от любых форм дискриминации, физического и психического насилия, грубого обращения и эксплуатации, создать условия для наилучшего обеспечения интересов ребёнка.
Наша страна одной из первых подписала Конвенцию о правах ребёнка. В связи с этим в отечественное законодательство (семейное, гражданское, трудовое, уголовное право) вносятся изменения, учитывающие права ребёнка. В частности, в Семейный кодекс РФ включена специальная глава — «Права несовершеннолетних детей»
В классе и дома
1*. Утверждают, что человек ответственный — это и есть человек свободный. Объясни почему.
Дело в том, что каждый человек обязан нести ответственность за свои действия. Только тогда его можно признать, по истине, свободным гражданином. А свободен он будет от общественного порицания и от юридической ответственности.
Ответственность – это главное качество каждого человека.
Я считаю, что только ответственный человек заслуживает реализацию своих прав.
Статья 1 Всеобщей декларации прав человека провозглашает: «Все люди рождаются свободными и равными в правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».
Декларация базируется на началах нравственности.
Нравственным положением тут является то, что независимо от того, какой человек по характеру, по темпераменту, независимо от его личных качеств, каждый должен поступать в отношении друг друга « в духе братства».
Все люди рождаются свободными и равными не только в правах, но и в обязанностях.
Нравственным также является положение о том, что каждый человек должен поступать по совести в соответствии с разумом.
Это нравственные категории делают Декларацию такой универсальной.
3. Из Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления…» (ст. 32, ч. 2); -политическое право «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им…» (ст. 35, ч. 2);-экономическое право «Каждый имеет право на отдых…» (ст. 37, ч. 5).-личное право
Опираясь на приведённую в учебнике классификацию, в основе которой лежит свобода как мера прав человека (три группы), укажи, к какой группе относится право, названное в каждой из статей. 4. Найди в тексте главы 1 Конституции РФ статьи, которые подтверждают её идейную связь со Всеобщей декларацией прав человека.
Статья 2 Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Статья 7 1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Источник
Тест по обществознанию Права и свободы человека и гражданина 9 класс
Тест по обществознанию Права и свободы человека и гражданина 9 класс с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте 2 части. В части А — 4 задания, в части В — 1 задание.
1 вариант
A1. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека:
1) народ России
2) Конституционный Суд РФ
3) Президент РФ
4) Председатель Правительства РФ
А2. Когда была принята Конвенция о правах ребенка:
1) в 1948 г.
2) в 1959 г.
3) в 1989 г.
4) в 1993 г.
А3. Верно ли, что: а) Уполномоченный по правам человека может являться депутатом Государственной Думы; б) Уполномоченный по правам человека — последнее звено в системе защиты прав человека?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А4. Верно ли, что: а) среди прав человека можно выделить группу ограждающих прав; б) права человека защищаются государством?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
B1. Что относится к группе прав, предполагающих свободную активность самого человека?
1) право участвовать в управлении государством
2) право на охрану здоровья
3) право на выбор профессии
4) право на свободу собраний
5) право на жизнь
6) право на неприкосновенность личности
2 вариант
A1. Когда была принята Конституция РФ?
1) в 1948 г.
2) в 1959 г.
3) в 1989 г.
4) в 1993 г.
А2. Конституционное право человека защищать свои права через суд, включая Европейский Суд по правам человека:
1) конституционная обязанность
2) юридическая гарантия
3) задача Правительства РФ
4) моральная норма
А3. Верно ли, что: а) основные обязанности граждан РФ закреплены в Конституции РФ; б) обязанностью гражданина РФ является участие в политической жизни?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А4. Верно ли, что: а) права ребенка нуждаются в дополнительной охране и защите; б) наша страна одной из первых подписала Конвенцию о правах ребенка?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
В1. Заполните схему.
Ответы на тест по обществознанию Права и свободы человека и гражданина 9 класс
1 вариант
А1-3
А2-3
А3-4
А4-3
В1. 134
2 вариант
А1-4
А2-2
А3-1
А4-3
В1. Политические
Источник
Проверочная работа по обществознанию Права и обязанности граждан 9 класс
Проверочная работа по обществознанию Права и обязанности граждан. Защита прав человека и гражданина. Правоохранительные органы РФ 9 класс с ответами. Работа представлена в 6 вариантах. В 1-4 вариантах по 10 заданий, в 5-6 — по 3 задания.
1 вариант
1. Какое из приведённых понятий можно определить как понятие, характеризующее «положение человека по отношению к государству, возможности человека в экономической, социальной, политической и культурной сферах»?
1) право
2) права человека
3) социальные нормы
4) политика
2. Перечисление «гражданские (личные), экономические, социальные, политические, культурные» относится к
1) системе прав и свобод личности
2) основам религиозного учения
3) конкретной личности
4) государству и праву
3. К правам гражданина принято относить
1) права, закреплённые в юридическом документе
2) политические права
3) все без исключения права граждан
4) право на жизнь
4. Среди перечисленного к социальным правам относится право на
1) свободу передвижения
2) свободу вероисповедания
3) охрану здоровья
4) участие в отправлении правосудия
5. Среди перечисленного к реализации культурных прав относится
1) проведение выборов в Государственную Думу
2) назначение Уполномоченного по правам человека
3) соблюдение правил этикета в гостях
4) запись первоклассников в школу
6. Положение «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» означает, что
1) в соответствии с законами РФ действует всеобщая воинская обязанность
2) государство отказывается от защиты граждан
3) прохождение военной службы зависит от желания граждан
4) государство отказывается от предоставления гражданам права на замену военной службы альтернативной гражданской службой
7. Правосудие в Российской Федерации осуществляется
1) Президентом
2) высшими органами государственной власти
3) Правительством
4) только судом
8. Верны ли следующие суждения о защите прав граждан?
А. Гражданин может защищать свои права сам или обратиться за содействием к государственным и негосударственным организациям.
Б. Право на судебную защиту нарушенных политических, гражданских, социальных, трудовых, культурных прав и свобод гарантировано Конституцией РФ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
9. Верны ли следующие суждения о правах ребёнка?
А. Ребёнок не имеет особенных прав, отличающихся от прав взрослых людей.
Б. До совершеннолетия человек не может быть участником правоотношений.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения о прокуратуре Российской Федерации?
А. Главная обязанность прокуратуры РФ — разрабатывать бюджет правоохранительных органов.
Б. Прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор, которого выбирают судьи.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2 вариант
1. Какое из приведённых понятий можно определить как «установленные государством требования к поведению человека в обществе; мера должного поведения»?
1) законы
2) право
3) обязанности гражданина
4) права гражданина
2. Система прав человека и гражданина включает следующие группы прав
1) собственные, государственные, общественные
2) гражданские (личные), экономические, социальные, политические, культурные
3) личные, трудовые, семейные, коллективные
4) частные, публичные, материальные, процессуальные
3. К правам гражданина принято относить
1) социальные права
2) экономические права
3) все без исключения права
4) политические права
4. Среди перечисленного к экономическим правам относится право на
1) общедоступное и бесплатное образование
2) труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности
3) добровольное социальное страхование
4) благотворительность
5. Среди перечисленного к реализации культурных прав относится
1) уборка двора
2) поступление старшей сестры в политехнический университет
3) пенсия, которую ежемесячно получает бабушка
4) обращение гражданина в прокуратуру
6. Положение: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» означает, что
1) государство гарантирует гражданам соблюдение их прав и свобод
2) ни одна сила, кроме государства, не заинтересована в защите прав и свобод
3) граждане обязаны защищать свои права и свободы от посягательств государства
4) государство отказывается гарантировать гражданам права и свободы
7. Определение: «Государственные органы, основной задачей которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод граждан, борьба с преступностью» характеризует
1) вооруженные силы
2) правоохранительные органы
3) систему государственной службы
4) государственное управление
8. Верны ли следующие суждения о судьях Конституционного Суда РФ?
А Конституционный Суд РФ состоит из девятнадцати судей.
Б. Судьи Конституционного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
9. Верны ли следующие суждения о правах ребёнка?
А. Права ребёнка защищают только его родители.
Б. Права ребёнка закреплены в международных и российских документах.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения о функциях прокуратуры?
А. Прокуратуру в РФ возглавляет Уполномоченный по правам человека.
Б. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением закона органами государственной власти и должностными лицами.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3 вариант
1. Конституция РФ провозглашает высшей ценностью
1) свободу и независимость
2) избирательное право
3) права и свободы человека и гражданина
4) борьбу за мир
2. Выберите окончание предложения. Реализация (осуществление) прав человека и гражданина
1) предполагает выполнение обязанностей
2) никак не связана с обязанностями граждан
3) недопустима, если человек не выполняет своих обязанностей
4) не имеет значения в демократическом обществе
3. Какое из перечисленных прав относится к правам гражданина (в отличие от прав человека)?
1) быть избранным в орган государственной власти
2) на отдых
3) на образование
4) на пользование культурными ценностями
4. Какой пример из названных иллюстрирует такое право человека, как «свобода совести»?
1) Учащиеся общеобразовательной школы могут выбрать предмет «Светская этика» или изучать основы религий.
2) Студенты приняли участие в первомайской демонстрации.
3) Григорий обещал маме исправить оценку по математике, но передумал и отказался заниматься дополнительно.
4) На экскурсию в музей изобразительных искусств могут пойти все желающие.
5. Вступление в политическую партию — это реализация
1) гражданского права
2) личного права
3) политического права
4) социального права
6. В какой из приведённых ситуаций речь идет о нарушении прав человека?
1) Мама не разрешила четырнадцатилетней дочери пойти с друзьями на дискотеку.
2) Врач не разрешил пациенту проводить летний отпуск за пределами средней полосы России.
3) Учитель запретил школьникам пользоваться мобильным телефоном во время урока.
4) За полученную двойку по физике отец лишил сына обеда и ужина.
7. Конституционный Суд РФ разрешает дела о конституционности принятых нормативно-правовых актов. Понятие «конституционность» означает, что нормативно-правовой акт
1) будет включён в Конституцию РФ
2) не противоречит Конституции РФ
3) принят судьями Конституционного Суда РФ
4) предварительно рассматривался в Конституционном суде
8. Верны ли следующие суждения о судьях Российской Федерации?
А. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
Б. Полномочия судьи могут быть приостановлены решением местных органов власти.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
9. Верны ли следующие суждения о судебной системе в Российской Федерации?
А. Уголовный процесс может осуществляться судом с участием присяжных заседателей.
Б. В судебном разбирательстве могут участвовать граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения о принципах правосудия в Российской Федерации?
А. Перед законом и судом все равны.
Б. Каждый подозреваемый и обвиняемый имеет право на защиту.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4 вариант
1. Конституция РФ провозглашает высшей ценностью
1) демократию
2) права и свободы человека и гражданина
3) частную собственность
4) свободные, равные, тайные и прямые выборы
2. Права и свободы человека характеризуются в законах как
1) неотъемлемые и неотчуждаемые
2) природные и социальные
3) разрешённые и запрещённые
4) нужные и лишние
3. Какое из перечисленных прав относится к правам гражданина (в отличие от прав человека)?
1) на труд
2) избирать в органы государственной власти
3) на частную собственность
4) на медицинское обслуживание
4. Какой пример из названных иллюстрирует такое право человека, как «свобода совести»?
1) Посещение библиотеки — это возможность выбрать книгу по душе.
2) Свой отказ участвовать в подготовке школы к празднику Леонид объяснил так: «Что хочу, то и делаю».
3) По воскресеньям Николай занимается в кружке при православном храме.
4) Елена отказалась делать домашнее задание по химии, так как пропустила урок по болезни.
5. Участие гражданина в митинге — это реализация
1) личного права
2) гражданского права
3) социального права
4) политического права
6. Виновность обвиняемого устанавливает
1) потерпевший
2) суд
3) судебный медик
4) полиция
7. Высшей судебной инстанцией по рассмотрению экономических споров между юридическими лицами является
1) Высший Арбитражный Суд РФ
2) Верховный Суд РФ
3) Конституционный Суд РФ
4) Счётная палата РФ
8. Верны ли следующие суждения о судьях Российской Федерации?
А. Судьями могут быть граждане РФ, достигшие совершеннолетия.
Б. Судьи неприкосновенны.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
9. Верны ли следующие суждения о судебном процессе в Российской Федерации?
А. Участниками уголовного процесса являются суд, сторона обвинения и сторона защиты.
Б. Обвинение в суде поддерживает адвокат, а защиту — прокурор.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения о принципах правосудия в Российской Федерации?
А. Недопустимо повторное осуждение гражданина за совершённое преступление.
Б. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в суде.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5 вариант
1. В состязательном судебном процессе участвуют адвокат и прокурор. Сравните функции прокурора и адвоката. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера функций прокурора, а во вторую колонку — порядковые номера функций адвоката.
1) поддерживает сторону защиты
2) выступает на стороне обвинения
3) выступает от лица государства
4) представляет интересы доверителя
Прокурор | Адвокат |
2. Установите соответствие между правоохранительным органом и его функциями: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
A) участие в дознании и предварительном следствии для защиты подозреваемых, а также обвиняемых и подсудимых
Б) надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание
B) помощь при составлении жалоб, заявлений, а также других документов, которые носят правовой характер
Г) консультации по правовым вопросам
Д) участие в судебном процессе в качестве государственного обвинителя
1) прокуратура
2) адвокатура
3. Прочитайте текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Правовая культура немыслима без уважения к закону. (Б) Соблюдение законов является обязанностью каждого гражданина. (В) Можно признать, что соблюдение законов — это фундамент правовой культуры.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
6 вариант
1. Сравните признаки двух органов: адвокатуры и прокуратуры. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера признаков, общих для этих органов, а во вторую колонку — порядковые номера их особенностей.
1) является негосударственным учреждением
2) защищает права и свободы граждан
3) сотрудники учреждения обязаны иметь высшее юридическое образование
4) осуществляет надзор за законностью деятельности государственных органов
Общие признаки | Особенности |
2. Установите соответствие между правоохранительным органом и его функциями: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
A) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений
Б) приём, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях
B) вынесение приговоров по гражданским, уголовным, административным делам
Г) установление виновности или невиновности подозреваемых в совершении преступления
Д) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка
1) полиция
2) суд
3. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Равноправие означает, что закон одинаково распространяется на всех граждан. (Б) Все граждане РФ равны в своих правах. (В) Несомненно, что признание юридического равенства было важнейшим завоеванием на пути создания правового государства.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Ответы на проверочную работу по обществознанию Права и обязанности граждан. Защита прав человека и гражданина. Правоохранительные органы РФ 9 класс
1 вариант
1-2
2-1
3-2
4-3
5-4
6-1
7-4
8-3
9-4
10-4
2 вариант
1-3
2-2
3-4
4-2
5-2
6-1
7-2
8-3
9-2
10-2
3 вариант
1-3
2-1
3-1
4-1
5-3
6-4
7-2
8-1
9-3
10-3
4 вариант
1-2
2-1
3-2
4-3
5-4
6-2
7-1
8-2
9-1
10-3
5 вариант
1-2314
2-21221
3-212
6 вариант
1-2314
2-11221
3-112
Источник
Права и свободы человека и гражданина
§ 14—15. Права и свободы человека и гражданина
О каких правах человека и гражданина вы уже знаете? Какие права ребёнка вам известны? Что означает выражение «Права человека закреплены в законе»?
Существуют личные (гражданские) права, экономические, социальные и политические права граждан.
Права ребенка закреплены в Семейном Кодексе РФ.
Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками Статья 56. Право ребенка на защиту Статья 57.
Право ребенка выражать свое мнение Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка Статья 60. Имущественные права ребенка Это значит, что права граждан отражены в законе, а значит, должны реализовываться и охраняться государством.
Может ли свобода быть абсолютной? Почему права нуждаются в защите?
Свобода не может быть абсолютной, ведь в любом случае, каждый человек ограничен законодательством и рамками совести.
Права нуждаются в защите потому, что зачастую граждане не могут самостоятельно их защитить, и для этого необходима помощь государства.
Государство, а именно правоохранительные органы занимаются охраной и защитой нарушенных прав граждан. Граждане могут обратиться за защитой нарушенных прав в правоохранительные органы и органы правосудия.
Внимательно ознакомься с документом и определи, какие права можно условно отнести к гражданским (личным), политическим, экономическим, социальным и культурным.
Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность, – личное право
Статья 7. Все люди равны перед законом… – личное право
Статья 10. Каждый… имеет право… чтобы его дело было рассмотрено…
независимым и беспристрастным судом. – личное право
Статья 12. Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь… личное (гражданское) право
Статья 15. Каждый… имеет право на гражданство, – политическое право
Статья 17. Каждый… имеет право владеть имуществом, —экономическое и личное (гражданское) право
Статья 18. Каждый… имеет право на свободу мысли, совести и религии… – личное (гражданское) право
Статья 21. Каждый… имеет право на участие в управлении своей страной… – политическое право
Статья 22. Каждый… имеет право на социальное обеспечение… социальное право
Статья 23. Каждый… имеет право на труд… – Социальное право
Статья 26. Каждый… имеет право на образование… – культурное право
Статья 27. Каждый… имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества… – культурное право
Почему автор считает, что «обязанности человека глубже прав человека»? Как он объясняет свою позицию?
Автор утверждает, что «Права человека предполагают обязанность уважать эти права. В осуществлении прав человека самое важное не собственные правовые притязания, а уважение к правам другого… Обязанности человека глубже прав человека, они и обосновывают права человека.
Право вытекает из обязанности. Если все будут очень сильно сознавать права и очень слабо сознавать обязанности, то права никем не будут уважаться и не будут реализованы…»
У каждого человека есть обязанность уважать права другого и реализовывать свое право только в соответствии с правами других, не нарушая их. Следовательно, поэтому обязанность глубже права.
1.В чём особенности юридических норм, которые принято называть правами человека?
На данный вопрос можно ответить очень коротко: эти нормы выражают меру свободы человека.
В широком смысле – эти нормы в форме юридических правил выражают естественную возможность человека свободно действовать в соответствии со своими интересами, претендовать на достойные условия жизни.
Такие нормы объективно необходимы каждому человеку для нормального развития личности, полноценного участия в общественной жизни.
Какие стороны человеческой жизнедеятельности охватывает Всеобщая декларация прав человека и какие высшие ценности она утверждает и защищает? Почему без статьи 29 Декларация была бы лишена правового смысла?
Всеобщая декларация прав человека охватывает все стороны человеческой жизнедеятельности.
Изучив положения Декларации, можно сделать вывод о том, что у каждого человека на Земле есть его неотъемлемые права, они являются основой свободы, справедливости и всеобщего мира.
Центральной мыслью Декларации является жизнь человека, его права и свободы.
Развивая лучшие демократические традиции человечества, Декларация в первых же статьях провозглашает ценность каждой личности и одновременно с этим ценность человеческого братства (см. ст. 1 и 2).
Разным сторонам жизнедеятельности условно выделяют определённые разновидности прав и свобод: гражданские (личные), культурные, политические, социальные, экономические. Иначе говоря, изучая Декларацию, вы можете точно определить, какие у современного человека должны быть возможности в области культуры, политики, экономики и т. д.
Декларация провозглашает всеобщий образец возможностей, на который должны ориентироваться, как мы уже отмечали, каждый человек, все народы и все государства.
В Декларации, например, закреплены:
- «Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
- Статья 7. Все люди равны перед законом…
- Статья 10. Каждый… имеет право… чтобы его дело было рассмотрено… независимым и беспристрастным судом.
- Статья 12. Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь…
Какие аргументы вы можете привести, чтобы доказать, что наша Конституция отвечает самым высоким требованиям международных стандартов по правам человека? (Приведи два-три аргумента.)
В соответствии с ч.4 ст 15 Конституцией РФ международные договоры и документы считаются частью Российской правовой системы. Соответственно, Россия, ратифицируя международные документы, принимает международные нормы.
Конституция РФ и остальное законодательство не противоречит международным правовым актам. На граждан РФ распространяется также и международное законодательство. Например, Всеобщая Декларация прав человека.
Какая общая идея объединяет каталог основных обязанностей, закреплённых в нашей Конституции?
Каталог основных обязанностей закреплён в Конституции и, следовательно, является официальным государственным требованием к поведению граждан. Он включает следующие обязанности:
- соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15, ч. 2);
- обязательно получить основное общее образование (ст. 43, ч. 4);
- заботиться о сохранении исторического и культурного наследия (ст. 44, ч. 3);
- платить налоги и сборы (ст. 57);
- сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
- защищать Отечество (ст. 59).
В чём состоят основные юридические гарантии защиты прав человека, закреплённые в главе 2 Конституции РФ?
Юридические гарантии защиты прав человека закрепляются в Конституции РФ: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется» (ст. 45).
Основные юридические гарантии защиты прав человека закреплены в главе 2 Конституции (ст. 46—54) и отвечают общепризнанным мировым стандартам. Последовательно знакомясь с содержанием этих статей, вы поймёте главное: у вас есть гарантии защиты своих прав через суд (вплоть до обращения в Европейский суд по правам человека); вы можете получить квалифицированную юридическую помощь; у вас есть право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными деяниями органов государственной власти, должностными лицами.
Какой из «механизмов защиты» прав человека считается наиболее массовым и почему?
Во-первых, главным гарантом наших прав и свобод является Президент РФ (ст. 80, ч. 2). При Президенте создан Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.
Важнейшей задачей Совета является изучение реального состояние нашего законодательства, а также правоприменительной практики в области прав человека. На этой основе Совет готовит свои рекомендации Президенту.
Главной задачей Правительства РФ является осуществление мер по обеспечению прав и свобод граждан (ст. 114, пункт «е»).
Во-вторых, впервые в нашей истории введена должность Уполномоченного по правам человека (ст. 103, пункт «д», а также Федеральный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» (1997).
Его главная задача — способствовать защите нарушенных прав человека, совершенствованию нашего законодательства в области прав человека.
И в-третьих, наиболее массовый вид защиты прав человека — судебная система.
Почему права ребёнка отличаются от прав взрослого человека?
Дети – менее защищенная категория населения. Им необходима особая защита.
Каждый ребёнок «ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специфической охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту».
Это положение вытекает из Декларации прав ребёнка, принятой ООН в 1959 г. С этого времени началась «эпоха прав ребенка».
в 1989 г. была принята Конвенция о правах ребёнка. Её подписали представители многих стран, в том числе и нашей. И это уже международный договор, юридический документ, обязательный к исполнению.
Из документа вытекают две главные цели:
- 1) закрепить правовой статус ребёнка путём введения международного каталога его прав;
- 2) закрепить обязанности государств-участников.
Какой международный документ открыл «эпоху прав ребёнка»? Почему в поддержку этого документа необходимо было принять ещё один правовой документ и какой?
Декларация прав ребёнка, принятая ООН в 1959 г. С этого времени началась «эпоха прав ребенка».
Первый его принцип гласит, что «права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства…».
Однако данная Декларация — это лишь заявление о намерениях. Поэтому в 1989 г. была принята Конвенция о правах ребёнка. Её подписали представители многих стран, в том числе и нашей. И это уже международный договор, юридический документ, обязательный к исполнению.
Как наше законодательство обязано было реагировать на принятие Конвенции о правах ребёнка?
Конвенция обязала их принять все необходимые меры, чтобы защитить ребёнка от любых форм дискриминации, физического и психического насилия, грубого обращения и эксплуатации, создать условия для наилучшего обеспечения интересов ребёнка.
Наша страна одной из первых подписала Конвенцию о правах ребёнка. В связи с этим в отечественное законодательство (семейное, гражданское, трудовое, уголовное право) вносятся изменения, учитывающие права ребёнка. В частности, в Семейный кодекс РФ включена специальная глава — «Права несовершеннолетних детей»
В классе и дома
1*. Утверждают, что человек ответственный — это и есть человек свободный. Объясни почему.
Дело в том, что каждый человек обязан нести ответственность за свои действия. Только тогда его можно признать, по истине, свободным гражданином. А свободен он будет от общественного порицания и от юридической ответственности.
Ответственность – это главное качество каждого человека.
Я считаю, что только ответственный человек заслуживает реализацию своих прав.
Статья 1 Всеобщей декларации прав человека провозглашает: «Все люди рождаются свободными и равными в правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».
Декларация базируется на началах нравственности.
Нравственным положением тут является то, что независимо от того, какой человек по характеру, по темпераменту, независимо от его личных качеств, каждый должен поступать в отношении друг друга « в духе братства».
Все люди рождаются свободными и равными не только в правах, но и в обязанностях.
Нравственным также является положение о том, что каждый человек должен поступать по совести в соответствии с разумом.
Это нравственные категории делают Декларацию такой универсальной.
3. Из Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления…» (ст. 32, ч. 2); -политическое право «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им…» (ст. 35, ч. 2);-экономическое право «Каждый имеет право на отдых…» (ст. 37, ч. 5).-личное право
Опираясь на приведённую в учебнике классификацию, в основе которой лежит свобода как мера прав человека (три группы), укажи, к какой группе относится право, названное в каждой из статей. 4. Найди в тексте главы 1 Конституции РФ статьи, которые подтверждают её идейную связь со Всеобщей декларацией прав человека.
Статья 2 Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Статья 7 1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Источник
Зачёт № 2 по теме «Права Человека и гражданина»
тест по обществознанию (9 класс) по теме
Зачёт № 2 в виде теста для 9 класса вечерней школы, два варианта с ответами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachyot._no_2_obshchestvo_9_klassdoc.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Зачёт № 2 по теме «Права Человека и гражданина»
1. Права человека — это:
а) исключительная льгота, предоставляемая кому-либо в отличие от других;
б) узаконенная возможность что-то делать, удовлетворять свои потребности;
в) отсутствие каких-либо ограничений.
2. В зависимости от чего человек обладает всеми правами и свободами?
А) от национальности, расы;
Д) политических убеждений;
Е) ни от чего, (все должны обладать равными правами).
3. Герои известной серии «Бременские музыканты» поют:
«Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы…»
Почему люди ценят свободу выше богатства?
А) её ценят те, кто не был богат;
Б) так считают только романтики;
В) это неотъемлемое право человека.
4. В каких международных документах закреплены права ребенка?
А) «Декларация прав ребенка" (1959г.);
Б) «Всеобщая декларация прав человека" (1948г.);
В) «Конвенция о правах ребенка" (1989г.)
5. Ребенком считается любое лицо:
А) не достигшее 18 лет;
Б) не достигшее 16 лет;
В) не достигшее 14 лет.
6. Права человека связаны с:
Б) фактом рождения;
В) общей правоспособностью.
7. Укажите универсальные международные документы в области прав человека.
А) Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод;
Б) Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах;
В) Конституция РФ.
8. Право избирать и быть избранным в федеральные, региональные органы власти и органы местного самоуправления относится к системе:
9. Субъектом социально-экономических прав является:
Г) лицо с двойным гражданством.
10. Экономические права, опосредующие активность человека-это права:
А) в сфере власти отношений;
Б) производственно- хозяйственной сфере общества;
В) духовно-культурной сфере.
11. Социально-экономические права предусмотрены:
А) Гражданским кодексом;
Б) Законом о предпринимательской деятельности;
В) Трудовым кодексом;
Г) Уголовным кодексом.
12. Высшей ценностью в России согласно ее Конституции является:
А) Российское государство;
Б) ее территория;
В) человек, его права и свободы.
13. Конституция РФ закрепляет:
А) право на труд;
Б) обязанность трудиться;
В) свободу труда;
Г) право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
14. Гражданство Российской Федерации:
А) неразрывная связь лица с Российским государством, выражающая в совокупности их взаимных прав и обязанностей;
Б) устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупность их взаимных прав и обязанностей.
15. Конституционные обязанности человека и гражданина:
А) платить налоги;
В) нести воинскую службу.
Зачёт № 2 по теме «Права Человека и гражданина»
1. К специфическим правам ребёнка относится (ятся)
А) Право на жизнь
Б) Право жить в семье
В) Право собственности
Г) Избирательные права
2. Верны ли следующие суждения о конституции?
1. Коституция обладает высшей юридической силой.
2. Конституция является сводом всех законов государства.
А) верно только 1
Б) верно только 2
В) верно и 1 , и 2
Г) оба суждения неверны.
3.Какая отрасль права закрепляет основы государственного строя?
А) административное В) гражданское
Б) конституционное Г) уголовное
4. Какое право человека относится к экономическим правам?
А) право на отдых В) право на жилище
Б) право собственности Г) право на жизнь
5. Какая отрасль права регулирует вопросы родительских обязанностей?
А) гражданское право В) семейное право
Б) трудовое право Г) административное право
6. Верны ли следующие суждения о правах ребёнка?
1. Права ребёнка защищаются особой конвенцией.
2. Право жить и воспитываться в семье- одно из главных прав ребёнка.
А) верно только 1
Б) верно только 2
В) верно и1 , и 2
Г) оба суждения неверны.
7. К политическим правам (свободам) человека относятся
А) Право собственности В) избирательные права
Б) свобода вероисповедания Г) свобода передвижения
8. Право в отличие от морали
А) является видом социальных норм
Б) регулирует поведение людей
В) поддерживается силой государства
Г) обращено ко всему обществу
9. Гражданка приобретает загородный дом в агентстве по недвижимости. Какая отрасль права регулирует отношения гражданки с агентством?
А) административное право В) гражданское право
Б) трудовое право Г) налоговое право
10. Что относится к социальным правам человека?
А) право на труд В) Избирательные права
Б) право на жизнь Г) право собственности
11. Что подразумевает свобода вероисповедания?
А) право распространять как религиозные, так и нерелигиозные взгляды
Б) право вести только религиозную пропаганду
В) право преимущественно атеистической пропаганды
12. К какому виду прав относится право на жилище, охрану здоровья, на благополучную окружающую среду, социальное обеспечение и т. п.?
13. В каких международных документах находят свое закрепление гражданские (личные) права (укажите не менее 2-х):
А) Всеобщая декларация прав человека 1948;
Б) Международный пакт о гражданских и политических правах 1966;
В) Международный пакт о социально-экономических и культурных правах 1966;
Г) Европейская культурная конвенция.
14. Право на жизнь предполагает:
А) невозможность смертной казни;
Б) запрет самоубийства;
В) запрет эвтаназии;
Г) смертная казнь устанавливается федеральным законом за особо тяжкие преступления против государства;
Д) смертная казнь устанавливается федеральным законом за особо тяжкие преступления против жизни.
15. Гражданство Российской Федерации:
А) неразрывная связь лица с Российским государством, выражающая в совокупности их взаимных прав и обязанностей;
Б) устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупность их взаимных прав и обязанностей.
Источник