Правовая природа вопросов местного значения
10. ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Принципы местного самоуправления – предусмотренные федеральными законами требования (условия), определяющие природу местного самоуправления, его место и роль в системе народовластия, основания и порядок формирования и деятельности органов местного самоуправления, юридические механизмы и гарантии реализации права граждан на местное самоуправление. Таковыми являются: гарантированность местного самоуправления, его самостоятельность в решении вопросов местного значения; многообразие организационных форм; обособленность от системы органов государственной власти; ответственность органов местного самоуправления перед населением; их выборность, открытость, гласность; государственная поддержка местного самоуправления и др.
Выделяют следующие принципы:
1) принцип самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий – текстуально закреплен в Конституции РФ. Он распространяется на все основы местного самоуправления и проявляется как правовая, организационная, экономическая и финансовая самостоятельность в решении вопросов местного значения;
2) сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан (выражается в органической связи и взаимообусловленности осуществления местного самоуправления гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления);
3) неподчиненность одного муниципального образования другому муниципальному образованию в пределах своей компетенции;
4) обязательность наличия представительного органа местного самоуправления в муниципальном образовании либо осуществление его полномочий собранием (сходом) граждан;
5) приоритетная роль представительных органов местного самоуправления в системе органов местного самоуправления (их ведущая роль обусловлена тем, что представительные органы выражают волю всего населения муниципального образования, придают ей общеобязательный характер и осуществляют от его имени власть);
6) гласность деятельности по осуществлению местного самоуправления;
7) обеспечение органами государственной власти муниципальнымобразованиям минимальных местных бюджетов;
8) гарантированность государством минимальных государственных социальных стандартов по удовлетворению основных жизненных потребностей населения, обеспечение которых отнесено к ведению муниципальных образований;
9) государственные гарантии и поддержка местного самоуправления;
10) принцип субсидиарности, взаимодействия и сотрудничества органов местного самоуправления с органами государственной власти в обеспечении жизнедеятельности населения основывается на единстве источника их власти, на единстве во многом целей, задач и функций, на взаимной ответственности за соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, за создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В зарубежных странах принципы местного самоуправления не представляют собой застывшую догму и достаточно мобильно изменяются в соответствии с развитием общества и государства. Тенденциями развития современных принципов местного самоуправления в зарубежных странах следует считать взаимопроникновение идей или принципов из различных теорий и моделей местного самоуправления и универсализацию принципов местного самоуправления на базе международно-правовых актов.
Источник
Особенности правового регулирования местного самоуправления
Местное самоуправление представляет собой сложное разноаспектное общественно-политическое и правовое явление. Современный российский законодатель воспринимает местное самоуправление в двух основных качествах:
- как институт гражданского общества, эффективную форму самоорганизации граждан, движения по пути к человеческой солидарности, к системе государственности, в основе которой лежат общечеловеческие ценности (местное самоуправление — одна из них), а граждане имеют соответствующий комплекс правомочий, обеспеченных публично-правовой охраной и защитой;
- как специфическую форму властвования, что следует из Конституции РФ (ст. 12, 130 — 133) и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляющих обязанность государства в лице его федеральных и региональных органов власти, должностных лиц обеспечивать соответствующие права граждан на осуществление местного самоуправления, функционирование территориальных самоуправленческих структур, правовыми средствами защищать сферу местного самоуправления в целом. Главная сущностная характеристика местного самоуправления — самостоятельность, понимаемая не как абсолютная независимость от всей системы властвования, а как автономность в пределах своих полномочий, в правовых границах автономности местного самоуправления.
Таким образом, исключение органов местного самоуправления из системы органов государственной власти в соответствии с формулировкой ст. 12 Конституции РФ «необходимо трактовать не как потерю ими государственно-властной природы, а как установление своеобразного разделения государственных функций «по вертикали», специфического уровня и формы властвования.
Местное самоуправление — это целостное социальное образование, обладающее системными качествами в составе социальной системы. Оно носит негосударственный характер, так как управляющей стороной выступает орган местного самоуправления, формируемый населением.
Грани между субъектом и объектом в системе местного самоуправления подвижны и относительны. Так, орган местного самоуправления или должностное лицо, выступая по отношению к другому органу или группе лиц в качестве субъекта управленческой деятельности, может сам являться объектом управления со стороны другого субъекта.
Субъект и объект управления могут тем самым в разных отношениях как бы меняться местами. Субъектом системы местного самоуправления является население. Объектом — также само население. Принципиальная разница между населением в роли субъекта и объекта управления в том, что как субъект население имеет публично-властные формы организации, а как объект — социальные. С другой стороны, объектом могут быть и собственные дела населения.
Необходимо подчеркнуть, что население и местные дела являются также объектом государственного управления. Коль скоро население подпадает под воздействие двух управляющих систем (местное самоуправление, государственное управление), важна задача определения компетенции, объема полномочий, осуществляемых населением и органами местного самоуправления. Общие условия установления этой сферы — вопросы местного значения. В данном случае они образуют объект местного самоуправления.
Необходимо четко провести грань между местным самоуправлением и государственным управлением, выделив основные признаки первого.
- Местное самоуправление представляет собой особый вид деятельности по осуществлению населением самостоятельно и под свою ответственность публичной власти, которая отличается от государственного управления по форме, методам и содержанию. Местное самоуправление — это в соответствии с действующим законодательством деятельность по реализации федеральных законов, региональных нормативных актов и собственных решений.
- Местное самоуправление наряду с правоприменительной деятельностью осуществляет и местное правотворчество. В соответствии со ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. в систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме, решения представительного органа муниципального образования, а также акты главы местной администрации, который издает их по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий. Все они являются актами высшей юридической силы, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
- Местное самоуправление осуществляется везде, где возникает необходимость в обеспечении исполнения законодательных актов, а также реализации прав граждан на местное самоуправление. Оно осуществляется на определенной территории. Но может распространяться и на государственные объекты, которые делегированы органам местного самоуправления.
- Местное самоуправление — это непрерывная, постоянная и планомерная деятельность, основанная на определенных объективных закономерностях. В процессе местного самоуправления решаются местные задачи и обеспечиваются как интересы отдельной местности, так и интересы государства, а также конституционные права и свободы граждан.
- Местное самоуправление осуществляется специальными органами. Так, в соответствии со ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом местного муниципального образования. Действуя по поручению и от имени населения, эти органы не входят в систему государственной власти, наделяются полномочиями властного характера и действуют в пределах компетенции, установленной для них уставом муниципального образования. Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления допускается только в предусмотренных законом случаях: при формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе для проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации и при расторжении контракта с ним на основании заявления высшего должностного лица субъекта РФ.
- Местное самоуправление отвечает принципу законности, т.е. деятельность ее органов основывается на положениях и требованиях устава муниципального образования, который не должен противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и законодательным актам субъектов РФ. Управленческая деятельность осуществляется органами только в пределах предоставленных им полномочий и компетенции.
- Местное самоуправление строится на основе горизонтальных (координационных) и вертикальных (субординационных) отношений и связей. В системе местного самоуправления не существует иерархичности, так как прямая вышестоящая подсистема не существует, все элементы равны. Однако субординация элементов и подсистем в системе местного самоуправления абсолютно необходима для осуществления процесса самоуправления в ней. При условии, что принцип субординации не будет превращаться в абсолют, иначе это может привести к ослаблению возможностей системы местного самоуправления и к подмене самоуправления государственным управлением. При этом органы местного самоуправления не считались бы с интересами населения и с действительными результатами местного самоуправления. При чрезмерно жестком управлении система местного самоуправления становится нежизнеспособной и ведет к образованию местного государственного управления. Вместе с тем субординация не может быть и слишком незаметной. В этом случае свобода и беспорядочное функционирование исполнительных элементов управления приведут к дезорганизации процесса в целом и нарушению направленности на достижение определенного результата. И следствием этого будет нарушение процесса управления. Субординация всегда относительна. Ее относительность в том, что элементы управляемой стороны — объекта — в необходимых случаях могут оказывать влияние на функционирование управляющего субъекта и определять его направление. Население как объект оказывает воздействие на органы и тем самым определяет направление последнего. Так, население муниципального образования вправе заслушивать отчеты должностных лиц и депутатов и по результатам отзывать их. Необходимо заметить, что в системе местного самоуправления эти две стороны меняются местами и субординация при этом не исчезает.
- Местное самоуправление основывается на принципе организационности, т.е. для него характерно многообразие организационных форм, совокупность которых обеспечивает целенаправленное, устойчивое функционирование всего управленческого механизма. Так, в соответствии с законом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления являются местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата, сход граждан, правотворческая инициатива, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, собрания граждан, собрания делегатов, опрос граждан, а также и другие формы, не противоречащие Конституции РФ, федеральным законам, законам субъектов РФ. Организационной деятельностью обладают и образуемые населением органы местного самоуправления. Эта деятельность характеризуется предметностью, общественным характером и целесообразностью.
- Местное самоуправление реализует полномочия юрисдикционного характера, т.е. обеспечивает административный (внесудебный) порядок осуществления органами местного самоуправления так называемого принуждающего управления (например, назначение административных наказаний административными комиссиями, применение мер административного предупреждения или административного пресечения).
- Сущность местного самоуправления отражают функции, характерные для всех муниципальных образований. Выделяются такие функции, как:
- функция управления и комплексного планирования, которая состоит в выработке управленческих решений, направленных на развитие институтов местного самоуправления, всего муниципального образования, обеспечения жизнедеятельности населения;
- функция организации, которая состоит в обеспечении участия населения в решении вопросов местного значения;
- функция регулирования, выражающаяся в обеспечении комплексного развития территории муниципального образования, а также обеспечении удовлетворения потребности населения в жизненно важных вопросах на основе сформированных правил, норм и методов поведения и деятельности органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических и физических лиц на территории муниципального образования;
- контролирующая функция, выражающаяся в защите интересов и прав местного самоуправления;
- функция охраны общественного порядка и прав местного самоуправления, гарантированных законом.
Таким образом, местное самоуправление как часть социального управления — это упорядочивающее воздействие субъекта управления (органов местного самоуправления, образованных населением) на объекты управления (населения) и целенаправленная организующая подзаконная и регулирующая деятельность системы органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Источник
Статья 16. Вопросы местного значения муниципального, городского округа
1. К вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся:
1) составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального, городского округа;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа;
4) организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
4.1) осуществление в ценовых зонах теплоснабжения муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения в пределах полномочий, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении";
5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;
7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа;
7.1) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа;
7.2) разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального, городского округа, реализацию прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;
8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа;
9) организация охраны общественного порядка на территории муниципального, городского округа муниципальной милицией;
9.1) предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке муниципального, городского округа сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;
9.2) до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;
10) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа;
11) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа;
12) утратил силу. — Федеральный закон от 31.12.2005 N 199-ФЗ;
13) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья;
14) создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального, городского округа (за исключением территорий муниципальных, городских округов, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
15) создание условий для обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
16) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек муниципального, городского округа;
17) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами организаций культуры;
17.1) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в муниципальном, городском округе;
18) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального, городского округа;
19) обеспечение условий для развития на территории муниципального, городского округа физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального, городского округа;
20) создание условий для массового отдыха жителей муниципального, городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения;
21) утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ;
22) формирование и содержание муниципального архива;
23) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
24) участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
25) утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа;
26) утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального, городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального, городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального, городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах муниципального, городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях муниципальных, городских округов, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;
26.1) утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе";
27) присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах муниципального, городского округа, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре;
28) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
29) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории муниципального, городского округа;
30) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального, городского округа, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;
31) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального, городского округа;
32) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
33) создание условий для развития сельскохозяйственного производства, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству (волонтерству);
34) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в муниципальном, городском округе;
35) утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ;
36) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
37) оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин;
38) осуществление муниципального лесного контроля;
39) утратил силу. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 416-ФЗ;
40) утратил силу. — Федеральный закон от 14.10.2014 N 307-ФЗ;
41) обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд муниципального, городского округа, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом;
42) осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального, городского округа;
43) организация в соответствии с федеральным законом выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории.
1.1. Утратил силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ.
2. Утратил силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ.
3. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные вопросы местного значения городских округов с внутригородским делением с передачей необходимых для их осуществления материальных ресурсов и финансовых средств.
Источник
К ВОПРОСУ О ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрены законодательные особенности обеспечения участия населения муниципального образования в решении вопросов местного значения, практическое соответствие этого обеспечения конституционным нормам.
Ключевые слова: муниципальное образование, население муниципального образования, народный суверенитет, местное самоуправление, вопросы местного значения.
На современном этапе модернизация российского общества является одним из наиболее актуальных вопросов, так как мир быстро меняется, а наше государство отстает в плане развития производства, экономики и темпов формирования гражданского общества. Для успешной модернизации регионов необходимо искать новые подходы и обеспечить комплексный характер модернизации [1, С. 57].
В части реализации вопросов местного значения органы местного самоуправления самостоятельны, они не подчиняются органам власти субъектов Федерации и, следовательно, не должны нести какой-либо публичной ответственности. В связи с наличием этого важного обстоятельства вполне уместно допустить непосредственную ответственность органов местного самоуправления городских и сельских поселений перед субъектами Федерации при наличии прямой (лишенной признака непосредственности) иерархической связи [2, С. 20].
Местное самоуправление – наиболее простая и эффективная форма самоорганизации населения для самостоятельного решения вопросов местного значения. Местное самоуправление призвано оживить гражданскую активность населения, в том числе с целью принятия публично значимых решений.
Законодательство предусматривает целый ряд организационно-правовых форм осуществления населением местного самоуправления (местные референдум, выборы и иные формы) [6].
Муниципальная демократия развивается в настоящее время так, что с позицией населения в процессе управления на местном уровне практически не считаются. Непродуманные подходы к реформированию местного самоуправления обусловили отстраненность населения от осуществления муниципальной власти (как напрямую, так и опосредованно). Социологические исследования свидетельствуют о пассивности населения в реализации права на местный референдум и муниципальные выборы. Значительная часть граждан убеждена в том, что местный референдум и принятые на его основе решения малоэффективны, и их голоса не принимаются во внимание. Основными причинами неявки граждан на муниципальные выборы, по данным социологических опросов, являются: «убежденность в неспособности влиять на муниципальную власть посредством выборов»; «отсутствие среди кандидатов на статус депутата представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования человека, который бы им импонировал, которому бы они доверяли», и «недоверие власти».
Федеральный законодатель рядом своих последовательных законодательных решений фактически отстранил население от участия в осуществлении местного самоуправления, лишь формально сохранив опосредованные рычаги воздействия на принятие решений органами государственной и муниципальной власти в сфере местного самоуправления. Данный процесс мы можем наблюдать, анализируя результаты муниципальной реформы 2014 – 2017 гг.
Федеральным законом № 136-ФЗ в законодательство о местном самоуправлении введен совершенно новый институт – перераспределение полномочий [9]. В соответствии с ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ законами субъекта РФ может производиться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ. В Федеральном законе № 131- ФЗ перераспределение полномочий понимается в узком смысле как односторонняя передача полномочий органов местного самоуправления органам государственной власти субъектов РФ [8].
Как установлено статьей 130 Конституции РФ вопросы местного значения решаются населением непосредственно либо при помощи выборных и других органов местного самоуправления [7]. Тем самым государственные органы фактически изымают из компетенции муниципальных образований некоторые собственные полномочия, связанные с решением вопросов местного значения, что однозначно противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству, которое устанавливает эти полномочия именно как полномочия по решению вопросов местного значения.
Посмотрим на данные изменения законодательства с точки зрения обеспечения участия населения в осуществлении местного самоуправления. В ст. 3 Конституции РФ единственным источником власти в нашем государстве обозначен ее народ, который осуществляет принадлежащие ему властные полномочия непосредственно, а также посредством соответствующих государственных и муниципальных органов [7]. При этом законодатель все больше сужает круг полномочий в сфере местного самоуправления, постепенно минимизируя ее роль. Согласно ранее действовавшей редакции Федерального закона № 131-ФЗ перечень вопросов местного значения муниципальных образований всех типов не мог изменяться каким-либо другим образом, кроме как при помощи внесения изменений и дополнений в Федеральный закон № 131-ФЗ [8]. Напрямую население муниципального образования в установлении вопросов местного значения не участвует. Вместе с этим, представительные органы субъектов РФ, по своему усмотрению перераспределяя (изымая) у органов местного самоуправления полномочия по решению вопросов местного значения, косвенно снижают вовлеченность населения в осуществление местного самоуправления, так как полномочия по решению вопросов местного значения производится муниципальными органами и должностными лицами, которые избираются (должны избираться) напрямую населением.
Федеральный закон № 136-ФЗ сократил перечень вопросов местного значения сельских поселений с 39 до 13 [9]. В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы местного значения, предусмотренные для городских поселений, которые не относятся к вопросам местного значения сельских поселений, на территории соответствующих сельских поселений решаются органами местного самоуправления определенных муниципальных районов [8]. С одной стороны, сельские поселения в Российской Федерации в большинстве случаев в связи с отсутствием достаточных материальных, финансовых и кадровых ресурсов просто не имеют возможности должным образом решать все возложенные на них проблем местного значения. Однако если взглянуть на эту ситуацию с точки зрения вовлечения населения в местное самоуправление, полномочия, которые еще остались у сельских поселений, чрезвычайно малы. Сообразно уменьшению количества вопросов местного значения уменьшается и участие населения в осуществлении местного самоуправления.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно увидеть, что законодатель постепенно, путем внесения различных поправок в законодательство о местном самоуправлении, сужает возможности населения в осуществлении своих прав, связанных с правом участвовать в решении вопросов муниципального уровня. Это означает, что цель муниципальной реформы, которая заключается в восстановлении благоприятных взаимных отношений между гражданами и муниципальными органами, на которую законодатель возлагает немало надежд, является декларативной и чисто условной, поскольку на практике ни эта цель, ни некоторые другие принципы местного самоуправления не соблюдаются.
1. Аминов И. Р., Государственно-правовые проблемы модернизации российских регионов // Правовое государство: теория и практика. 2016. № 1 (43) С. 57-59.
3. Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России. М.: Юрайт, 2014. – 320 с.
4. Выдрин И.В. О праве граждан на осуществление местного самоуправления в контексте реформирования городских округов // Актуальные проблемы российского права. – 2015. – № 11. – С. 54 — 61.
5. Жихар Ю.П. Управа района в системе исполнительной власти города Москвы: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Челябинск, 2011. – 210 с.
6. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2011. – 672 с.
7. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ (ред. от 03.02.2015) «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1 Число контрактников в российской армии превысило количество призывников. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: – URL: http://www.interfax.ru/russia/557259. (Дата обращения: 6.12.2017).
2 Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: учебник: В 2 т. Т.1. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Статут, – 2009. – С. 434.
3 Вопросы прохождения военной службы: Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 (ред. от 8.10.2017) // СЗРФ. – 1999. – № 38. – Ст. 4534.
4 Коваленко Н. Дедовщина в армии сменилась «землячеством» – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.vz.ru/incidents/2017/8/3/881291.html. (Дата обращения: 6.12.2017).
5 Антипьева Н.В. Контракт о прохождении военной службы как соглашение о труде // Российский юридический журнал. – 2006. – № 4. – С. 88.
6 По делу о проверке конституционности ряда положений Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда города Санкт — Петербурга и Ленинградской области, жалобами открытых акционерных обществ «АвтоВАЗ» и «Комбинат «Североникель», обществ с ограниченной ответственностью «Верность», «Вита — Плюс» и «Невско — Балтийская транспортная компания», товарищества с ограниченной ответственностью «Совместное российско – южноафриканское предприятие «Эконт» и гражданина А.Д. Чулкова»: постановление Конституционного Суда Рос. Федерации от 27 апр.2001 N 7-П // СЗРФ. – 2001. — № 23. – Ст. 2409.
7 Тактаров В. Рабы в погонах. Почему в армии работают по 15 часов и не видят отпуска? – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:https://life.ru/t/расследования/1056181/raby_v_poghonakh_pochiemu_v_armii_rabotaiut_po_15_chasov_i_nie_vidiat_otpuska. (Дата обращения: 6.12.2017).
8 О воинской обязанности и военной службе : Закон РФ от 11 фев. 1993 г. № 4455-1(ред. от 09.05.1996) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 9. – ст. 325.
Источник
Вопросы местного значения муниципального района
1. К вопросам местного значения муниципального района относятся:
1) формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района;
4) организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений;
5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;
6) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;
7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
8) организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;
9) организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
10) организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории муниципального района, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти;
11) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
12) организация оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
13) опека и попечительство;
14) организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
15) территориальное зонирование земель межселенных территорий, изъятие земельных участков межселенных территорий для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление земельного контроля за использованием земель межселенных территорий, ведение кадастра землеустроительной и градостроительной документации;
16) формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений;
17) содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг;
18) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
19) организация библиотечного обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного коллектора);
20) выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района.
2. Органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях и в сельских населенных пунктах, не являющихся муниципальными образованиями в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в том числе полномочиями органов местного самоуправления поселения по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
3. Органы местного самоуправления муниципального района вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).
4. Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.
Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.
Источник