В.С. Шелупахин. К вопросу о некоторых изменениях в Приказ МВД России № 511 от 29 июня 2005 года
Дана критическая оценка изменениям, внесенным в Приказ МВД России № 511 от 29 июня 2005 года в части изменения объёма технико-криминалистической экспертизы документов.
Ключевые слова: технико-криминалистическая экспертиза документов; приказ МВД России № 511 от 29 июня 2005 года
V. Shelupahin
To a question about some of the changes in the Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia № 511 from June 29, 2005
Critical assessment of the amendments to the Russian Ministry of Internal Affairs Order number 511 of 29 June 2005, of the changes in the volume of technical and forensic examination of documents.
Keywords: technical and forensic examination of documents; Russian Interior Ministry order № 511 from June 29, 2005
Осенью 2012 года приказ МВД России № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации» претерпел ряд изменений [1], среди которых изменение объёма технико-криминалистической экспертизы документов. На сегодняшний день данный вид экспертизы представлен следующим образом: «Технико-криминалистическая экспертиза документов: исследование документов, их реквизитов, технических средств, используемых для их изготовления». Таким образом, пункт «восстановление содержания повреждённых документов» утратил свою силу. Теперь важно понять, что в себе несёт данное новшество. С одной стороны, можно говорить о том, что оно по своей сути незначительно, так как приведённая в разъяснении фраза «исследование документов, их реквизитов…» подразумевает под собой огромный пласт решаемых экспертных задач, в которые в том числе входит и «восстановление содержания повреждённых документов». С другой стороны, можно рассматривать утрату силы данного пункта как усечение объёма задач. Но, мы не будем подходить к этому вопросу казуистически, а разберём проблему со стороны её понимания в экспертных кругах.
Итак, поскольку в широком смысле «повреждённый документ» – это документ, подвергшийся изменению в результате воздействия факторов внешней либо внутренней среды, экспертная практика понимает под «восстановлением содержания повреждённых документов» целый комплекс задач, в который входят:
— восстановление угасших и слабовидимых записей и изображений;
— восстановление структуры повреждённых документов;
— установление условий хранения и эксплуатации документов;
— восстановление целого по частям и т. д.
Также важно понимать, что «содержание документа» неразрывно связано с его морфологической структурой, поэтому и исследование этих двух составляющих неразрывно по своей методической природе.
Но, получается, что сегодня мы получили прямой запрет производить исследования такого рода. В данном обстоятельстве видится серьёзная угроза для экспертизы, научная база которой формировалась больше столетия, основываясь, прежде всего, на исследовании документов, подвергнутых каким-либо изменениям, то есть повреждённых документов.
Например, ещё в 1915 году С.Н. Трегубов писал: «…можно смело сказать, что теперь экспертиза документов поставлена на высоту науки, применяющей сообразно строго выработанной системе методы и приёмы точного знания» [1]. На разрешение экспертизы ставилось всего пять вопросов, хотя автор подчеркивал, что они исчерпывающего значения иметь не могут. Перечень вопросов выглядел следующим образом:
1) Уничтожены ли, механическим или химическим путём, часть или весь текст документа и не заменены ли уничтоженные части новыми.
2) Одними ли чернилами написаны все части документа или разными.
3) В одно ли и тоже время написан весь текст документа и все его части, или в разное.
4) Подлинного ли происхождения имеющиеся на документе штемпеля, печати, марки и другие официальные знаки.
5) Не имеется ли в тексте документа строчек, написанных невидимыми чернилами.
Мы видим, что одним из основоположников данного вида экспертизы вкладывался замысел её развития в различных направлениях, в основе которых лежит знание о материальной природе документа. Сегодня же поле деятельности экспертов искусственно сужается за счёт нормативного табу на развитие «материаловедческого направления» в ТКЭД. Соответственно, на разрешение сведущего лица остаются вопросы, связанные с установлением технических средств выполнения реквизитов документов. Мы убеждены, что, таким образом данное направление криминалистической техники незаслуженно становится примитивным, труды многих учёных-криминалистов, таких как В.В. Аксёнова, М.Н. Сосёнушкина, В.П. Лютов, А.Н. Самончик, А.А. Гусев, Д.П. Поташник, Ю.И. Паршиков, П.А. Четвёркин, теряют своё практическое приложение при всей их огромной ценности.
Бытует мнение, что актуальность «материаловедческого направления» ТКЭД в последние годы снизилась в виду того, что, во-первых, при росте общего научного потенциала объём специальных знаний эксперта не может соответствовать необходимому уровню, а во-вторых, количество реальных исследований в этом направлении экспертной практики ничтожно мало. Такая оценка родилась, как нам представляется, в кругах достаточно далёких от повседневной экспертной практики и зиждется исключительно на частном мнении некоторых, с позволения сказать, учёных-криминалистов, занимающихся больше руководящей работой, а не производством экспертиз. Но, даже если бы высказанная нами мысль была справедливой, всё равно мы убеждены, что если подчинять развитие теории условиям (подчеркиваем – не потребностям, а условиям!) практики, это может привести к необратимой деградации науки.
Общеизвестно, что для исследований различных свойств документов, в том числе с применением специальных методов, существует отдельное узкое направление – «криминалистическое исследование материалов письма и документов», осуществляемое специалистами, сведущими в химических науках. В реальности же в экспертных подразделениях таких специалистов крайне мало. Более того, химики, как эксперты-методники зачастую не знают особенностей документа как объекта криминалистического исследования. Выходит, что по-прежнему, многие из задач, в частности, по исследованию бумаги взваливаются на плечи экспертов-криминалистов.
Вообще, в своих статьях мы неоднократно акцентировали внимание на необходимости расширения исследовательских возможностей эксперта-криминалиста. Так, даже в повседневной работе приходится сталкиваться с вопросами определения единой групповой принадлежности бумаги (при исследовании поддельных денежных знаков), с установлением условий хранения и эксплуатации документов (например, в случаях замены листов в сброшюрованных отчётах), с восстановлением утраченных записей (в солдатских медальонах периода Великой Отечественной войны). Успешно решая данные задачи, всякий раз мы сталкиваемся с процессуальным препятствием, когда просто по формальным основаниям не можем дать тот или иной вывод, так как объём исследования оказывается шире номинального объёма специальных знаний эксперта.
Продолжая полемику, отметим, что секуляризация объёма ТКЭД в будущем не может не отразиться на образовательном стандарте. Это лишь вопрос времени и бюрократических особенностей внесения поправки в те или иные документы. Мы считаем, что законодатель должен стремиться к увеличению потенциала всех направлений криминалистической техники, а не зажимать её в рамках перманентного прагматизма. Так, работа в региональном экспертно-криминалистическом центре демонстрирует реальную потребность инициаторов производства исследований и экспертиз в решении сложных ситуационных задач, зачастую связанных с восстановлением содержания документов, определения давности или условий хранения тех или иных бумаг. Если экспертам и приходится отказываться от решения таких вопросов, то только ввиду отсутствия технической базы или общепринятых методик. Как мы видим, данные причины не являются объективными для пересмотра научного объёма экспертизы. Они являются лишь следствием слабого технического и научно-методического оснащения экспертных подразделений. Это проблема всецело административная, а не научно-теоретическая.
Ещё одним ярким примером высокого значения «восстановления содержания документов» является решение вопроса об изменении первоначального содержания документа, а такие исследования в экспертных подразделениях проводятся в достаточно больших объёмах (особенно по паспортам транспортных средств). Даже если нами доподлинно установлен факт подчистки или травления, мы не можем судить в категорической форме о самом факте изменения первоначального содержания. Это возможно только после того, как эксперт восстановит первоначальную информацию, тем самым доказав её изменение.
Подводя итог, следует сказать, что мы считаем крайне несправедливым то, что лица, ответственные за подготовку нормативных актов для руководства МВД, формулируя подобные поправки в нормативных документах, обходят стороной сложившиеся научные традиции и многолетний практический опыт сотрудников экспертных подразделений.
1. Трегубов С. Н. Основы уголовной техники. – М.: ЛексЭст, 2002. С. 153.
Источник
Приказ МВД РФ от 29 июня 2005 г. N 511 "Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
Приложение N 1. Инструкция по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации
- Приложение N 1. Журнал учета материалов, поступивших на экспертизу
- Приложение N 2. Книга выдачи и приема оружия и патронов, поступивших для производства экспертиз (рекомендуемый образец)
- Приложение N 3. Журнал учета оружия и патронов, поступивших для производства экспертиз (рекомендуемый образец)
- Приложение N 4. Книга проверки наличия, учета и условий хранения оружия и патронов, поступивших для производства экспертиз (рекомендуемый образец)
Приказ МВД РФ от 29 июня 2005 г. N 511
«Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации»С изменениями и дополнениями от:
15 октября 2012 г., 27 октября 2015 г., 18 января 2017 г.
1.1. Инструкцию по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации (приложение N 1).
1.2. Перечень родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации (приложение N 2).
Информация об изменениях:
Приказом МВД РФ от 15 октября 2012 г. N 939 в пункт 2 изложен в новой редакции
2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра, который несет ответственность за деятельность федерального государственного казенного учреждения «Экспертно-криминалистический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 августа 2005 г.
Регистрационный номер N 6931
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждается инструкция по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел, а также перечень видов производимых экспертиз. Определяется порядок приема материалов экспертизы и отправки результатов, хранения объектов, поступивших на экспертизу, а также организация производства экспертиз.
В ЭКП производятся экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, а также экспертизы по гражданским или арбитражным делам, назначенные судом в связи с отсутствием возможности ее производства в ином государственном судебно-экспертном учреждении. В ЭКЦ МВД России производятся повторные и наиболее сложные экспертизы, требующие применения уникальной аппаратуры или новых методик.
Приказ МВД РФ от 29 июня 2005 г. N 511 "Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 августа 2005 г.
Регистрационный номер N 6931
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 30 августа 2005 г. N 191, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 29 августа 2005 г. N 35
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ МВД России от 27 июня 2019 г. N 430
Изменения вступают в силу с 21 сентября 2019 г.
Приказ МВД России от 11 октября 2018 г. N 670
Изменения вступают в силу с 22 января 2019 г.
Приказ МВД России от 18 января 2017 г. N 15
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Приказ МВД России от 27 октября 2015 г. N 1012
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Приказ МВД РФ от 15 октября 2012 г. N 939
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Источник
Отвечаем на вопросы: возможно ли проведение экспертизы в МВД по гражданским и арбитражным делам?
Как правило, при заявлении ходатайства о фальсификации доказательства сторона предлагает экспертные организации, которые являются "дружественными". Однако, когда заявитель судится крайне редко или впервые заявляет ходатайство о фальсификации подписи, печати и пр., то зачастую ошибочно полагает, что МВД проведет экспертизу по его заявлению.
Почему просят провести экспертизу в экспертно-криминалистическом центре ГУ МВД России?
Экспертно-криминалистический центр ГУ МВД России обладает большим опытом проведения подобных экспертиз, а также самым современным оборудованием и высоким уровнем экспертов.
Полагают, что подобная экспертиза для суда будет иметь преимущественный характер и такую экспертизу будет крайне сложно оспорить, а также усомниться в её достоверности.
Возможно ли проведение экспертизы в экспертно-криминалистическом центре ГУ МВД России?
Согласно Приказу МВД России от 29.06.2005 N 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации" (вместе с "Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации", "Перечнем родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации") (Зарегистрировано в Минюсте России 23.08.2005 N 6931), настоящая Инструкция определяет условия и порядок производства судебных экспертиз по уголовным делам и при проверке сообщений о преступлениях, а также экспертиз по делам об административных правонарушениях в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", иных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Действующим Законом Российской Федерации от 07.02.2011 3 «О полиции» производство экспертиз по гражданским и арбитражным делам не предусмотрено.
Что происходит в результате заявления о проведении экспертизы в ГУ МВД России?
Если заявитель вовремя не опомнится, то проведение экспертизы будет назначено в дружественной организации оппонента.
Источник
Приказ мвд россии от 29 июня 2005 г 511 вопросы
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 29 июня 2005 года N 511
Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации
(с изменениями на 27 июня 2019 года)
Документ с изменениями, внесенными:
приказом МВД России от 27 октября 2015 года N 1012 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.12.2015, N 0001201512100015);
приказом МВД России от 18 января 2017 года N 15 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.04.2017, N 0001201704170013);
приказом МВД России от 11 октября 2018 года N 670 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.01.2019, N 0001201901110017);
приказом МВД России от 27 июня 2019 года N 430 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.09.2019, N 0001201909100032).
1.1. Инструкцию по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации (приложение N 1).
1.2. Перечень родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации (приложение N 2).
2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра, который несет ответственность за деятельность федерального государственного казенного учреждения "Экспертно-криминалистический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации".
(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 февраля 2013 года приказом МВД России от 15 октября 2012 года N 939. — См. предыдущую редакцию)
в Министерстве юстиции
23 августа 2005 года,
регистрационный N 6931
Приложение N 1
к приказу МВД России
от 29 июня 2005 года N 511ИНСТРУКЦИЯ
по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации(с изменениями на 11 октября 2018 года)
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция определяет условия и порядок производства судебных экспертиз по уголовным делам и при проверке сообщений о преступлениях, а также экспертиз по делам об административных правонарушениях в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", иных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства внутренних дел Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2015 года приказом МВД России от 27 октября 2015 года N 1012. — См. предыдущую редакцию)
Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст.2291; 2002, N 1, ст.2; 2007, N 7, ст.831; 2007, N 31, ст.4011; 2009, N 26, ст.3122; 2011, N 50, ст.7351. Далее — Федеральный закон "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
(Сноска в редакции, введенной в действие с 24 февраля 2013 года приказом МВД России от 15 октября 2012 года N 939. — См. предыдущую редакцию)
Далее — МВД России .
2. В ЭКП экспертизы производятся в соответствии с Перечнем родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2015 года приказом МВД России от 27 октября 2015 года N 1012. — См. предыдущую редакцию)
З. При производстве экспертиз ЭКП осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения.
5. Производство экспертиз в ЭКП организуется по административно-территориальному принципу.
При отсутствии в ЭКП управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральному округу, линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, министерства внутренних дел по республике, главного управления, управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по иному субъекту Российской Федерации возможности производства экспертизы (отсутствуют эксперт по конкретной специальности, необходимая материально-техническая база либо специальные условия для проведения исследований), ее производство осуществляется в ближайшем отделе (отделении) специальных экспертиз и исследований экспертно-криминалистических центров указанных территориальных органов МВД России, где такая возможность имеется.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 февраля 2013 года приказом МВД России от 15 октября 2012 года N 939. — См. предыдущую редакцию)
6. В федеральном государственном казенном учреждении "Экспертно-криминалистический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации" производятся экспертизы для подразделений МВД России, наделенных правом осуществления процессуальной деятельности.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 февраля 2013 года приказом МВД России от 15 октября 2012 года N 939. — См. предыдущую редакцию)
Далее — ЭКЦ МВД России.
Для подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, а также судов и других правоохранительных органов, уполномоченных назначать судебную экспертизу, в ЭКЦ МВД России производятся повторные и наиболее сложные экспертизы, требующие применения уникальной аппаратуры или новых методик.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 февраля 2013 года приказом МВД России от 15 октября 2012 года N 939. — См. предыдущую редакцию)
7. Организация производства экспертиз возлагается на начальника ЭКП, который пользуется правами и выполняет обязанности руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, предусмотренные Федеральным законом "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и настоящей Инструкцией.
8. Руководитель вправе делегировать часть своих полномочий по организации производства экспертиз своим заместителям и руководителям структурных подразделений ЭКП. При этом в их должностных инструкциях указывается, какие конкретно полномочия им делегируются.
9. Производство экспертиз осуществляется сотрудниками ЭКП, аттестованными на право самостоятельного производства экспертиз по соответствующей экспертной специальности. На них распространяются права и обязанности эксперта, предусмотренные Федеральным законом "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и настоящей Инструкцией.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 февраля 2013 года приказом МВД России от 15 октября 2012 года N 939. — См. предыдущую редакцию)
Эксперты, прошедшие подготовку по конкретной экспертной специальности, могут участвовать в производстве экспертиз под руководством эксперта, имеющего право самостоятельного производства экспертиз по соответствующей специальности. При этом экспертиза, произведенная в указанном порядке, не является комиссионной, заключение экспертов подписывается сотрудниками ЭКП, принимавшими участие в ее производстве.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 28 апреля 2017 года приказом МВД России от 18 января 2017 года N 15. — См. предыдущую редакцию)
10. Эксперт дает заключение от своего имени на основании проведенных исследований и несет за него личную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
11. Эксперт предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12. Экспертизы в ЭКП производятся, как правило, в срок, не превышающий пятнадцати суток, в порядке очередности поступления материалов.
Более длительный срок производства экспертизы устанавливается руководителем в случаях, когда требуется исследование значительного объема материалов, применение продолжительных по времени методик исследования, а также при наличии в производстве у эксперта значительного количества экспертиз, о чем информируется орган или лицо, назначившее экспертизу.
Очередность производства экспертиз может быть изменена руководителем по мотивированному обращению органа или лица, назначившего экспертизу, в целях соблюдения процессуальных сроков, исследования скоропортящихся объектов, в иных случаях, требующих немедленного производства экспертизы.
13. Срок производства экспертизы исчисляется со дня поступления постановления о назначении экспертизы и объектов, подлежащих исследованию, в ЭКП по день подписания руководителем сопроводительного письма к заключению эксперта.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2015 года приказом МВД России от 27 октября 2015 года N 1012. — См. предыдущую редакцию)
14. Научно-методическое и организационное обеспечение производства экспертиз в ЭКП осуществляет ЭКЦ МВД России.
II. Порядок приема материалов экспертизы
15. Постановление (определение) о назначении экспертизы и прилагаемые к нему объекты исследования принимаются руководителем либо сотрудником (работником), которому делегированы данные полномочия.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 февраля 2013 года приказом МВД России от 15 октября 2012 года N 939. — См. предыдущую редакцию)
(Сноска в редакции, введенной в действие с 24 февраля 2013 года приказом МВД России от 15 октября 2012 года N 939. — См. предыдущую редакцию)
(Сноска в редакции, введенной в действие с 24 февраля 2013 года приказом МВД России от 15 октября 2012 года N 939. — См. предыдущую редакцию)
16. Прилагаемые к постановлению о назначении экспертизы объекты принимаются, как правило, в упакованном и опечатанном виде. Упаковка должна содержать пояснительные надписи и исключать возможность доступа к содержимому без ее повреждения.
Вскрывать упаковку с поступившими в ЭКП объектами имеет право только эксперт, которому поручено ее производство.
Сведения об отсутствии упаковки объектов, а также о наличии повреждений упаковки указываются на копии постановления, в реестре или почтовом уведомлении, а также в заключении эксперта.
III. Организация производства экспертиз
17. Поступившие на экспертизу постановления и объекты рассматриваются руководителем и передаются исполнителю в течение суток, а в случае их поступления в нерабочие дни — в первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.
Далее — материалы экспертизы.
18. При рассмотрении поступивших материалов экспертизы руководитель изучает постановление о назначении экспертизы, определяет вид, характер и объем предстоящего исследования и на этом основании определяет:
исполнителя (исполнителей) экспертизы, а также ведущего эксперта при производстве комиссионной или комплексной экспертизы;
срок производства экспертизы;
порядок привлечения к проведению экспертизы специалистов иных экспертных, научных и других учреждений, указанных в постановлении;
необходимость обращения к лицу (органу), назначившему экспертизу, с ходатайством о привлечении к производству экспертизы лиц, не являющихся сотрудниками данного ЭКП;
необходимость реализации иных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", а также иными законодательными актами Российской Федерации.
19. При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", иными законодательными актами Российской Федерации, руководитель возвращает материалы экспертизы назначившему ее лицу или органу без исполнения с указанием причин возврата в сопроводительном письме.
Источник
Приложение № 2. Приказ МВД РФ № 511 от 29 июня 2005 года «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних
1. Настоящая Инструкция определяет условия и порядок производства судебных экспертиз[5] в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации[6] в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»[7], иных
законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации,
нормативных правовых актов Министерства внутренних дел Российской
Федерации[8].2. В ЭКП производятся экспертизы по уголовным делам и делам об
административных правонарушениях.ЭКП не вправе отказать в производстве экспертизы по гражданскому или арбитражному делу, назначенной судом в связи с отсутствием возможности ее производства в ином государственном судебно-экспертном учреждении.
3. При производстве экспертиз ЭКП осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения.
4. Производство экспертиз, не предусмотренных Перечнем родов (видов) экспертиз, производимых в ЭКП, может быть организовано в ЭКП при наличии сотрудников, обладающих правом производства экспертиз по соответствующей экспертной специальности, полученным (подтвержденным) в установленном Положением об аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз и о порядке пересмотра уровня их профессиональной подготовки[9] порядке.
5. Производство экспертиз в ЭКП организуется по административно-
территориальному принципу.При отсутствии в ЭКП при МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации, УВДТ, управлений (отделов) внутренних дел на закрытых территориях и режимных объектах возможности производства экспертизы (отсутствует эксперт конкретной специальности, необходимая материально-техническая база либо специальные условия для проведения исследований), ее производство осуществляется в базовом отделе (отделении) специальных экспертиз и исследований экспертно-криминалистических центров при ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
6. В Экспертно-криминалистическом центре МВД России[10] производятся экспертизы для подразделений МВД России, наделенных правом осуществления процессуальной деятельности.
Для подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, а также судов, органов прокуратуры и других правоохранительных органов, уполномоченных назначать судебную экспертизу, в ЭКЦ МВД России производятся повторные и наиболее сложные экспертизы, требующие применения уникальной аппаратуры или новых методик.
7. Организация производства экспертиз возлагается на начальника ЭКП[11], который пользуется правами и выполняет обязанности руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, предусмотренные Федеральным законом «О государственной судебно- экспертной деятельности в Российской Федерации», иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской
Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и настоящей
Инструкцией.8. Руководитель вправе делегировать часть своих полномочий по организации производства экспертиз своим заместителям и руководителям структурных подразделений ЭКП. При этом в их должностных инструкциях указывается, какие конкретно полномочия им делегируются.
9. Производство экспертиз осуществляется сотрудниками ЭКП, аттестованными на право самостоятельного производства экспертиз по соответствующей специальности в установленном Положением об аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз и о порядке пересмотра уровня их профессиональной подготовки порядке. На них распространяются права и обязанности
эксперта, предусмотренные Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и настоящей Инструкцией.Эксперты-стажеры, прошедшие в установленном порядке подготовку по конкретной экспертной специальности, могут участвовать в производстве экспертиз под руководством наставника, имеющего право производства экспертиз по соответствующей специальности. При этом экспертиза, произведенная в указанном порядке, не является комиссионной, заключение экспертов подписывается наставником и экспертом-стажером.
10. Эксперт дает заключение от своего имени на основании проведенных исследований и несет за него личную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
11. Эксперт предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12. Экспертизы в ЭКП производятся, как правило, в срок, не превышающий пятнадцати суток, в порядке очередности поступления материалов.
Более длительный срок производства экспертизы устанавливается руководителем в случаях, когда требуется исследование значительного объема материалов, применение продолжительных по времени методик исследования, а также при наличии в производстве у эксперта значительного количества экспертиз, о чем информируется орган или лицо, назначившее экспертизу.
Очередность производства экспертиз может быть изменена руководителем по мотивированному обращению органа или лица, назначившего экспертизу, в целях соблюдения процессуальных сроков, исследования скоропортящихся объектов, в иных случаях, требующих немедленного производства экспертизы.
13. Срок производства экспертизы исчисляется со дня поступления экспертизы в ЭКП по день подписания руководителем сопроводительного письма к заключению эксперта.
14. Научно-методическое и организационное обеспечение производства экспертиз в ЭКП осуществляет ЭКЦ МВД России.
Источник