ВС РФ: вывоз ТКО нужно оплачивать даже за пустующие квартиру или дом
Верховный суд России отказался признать незаконным подход к оплате услуг по вывозу ТКО для собственников, в квартирах или домах которых никто не живёт и по факту услуга не оказывается. Владелец такого жилья пытался через суд принудить регоператора сделать перерасчёт платы за ТКО, но проиграл дело.
Собственник дома в Угличе подал в суд иск с требованием, чтобы регоператор по обращению с ТКО сделал перерасчёт платы за услуги. Истец проживает в квартире в МКД, а своим домом не пользуется, не сдаёт в аренду и фактически платит за вывоз несуществующего мусора.
Суды всех инстанций отказали собственнику, сославшись на п. п. 93, 148.44 ПП РФ № 354. Эти нормы прописывают порядок перерасчёта платы за коммунальную услугу в случае временного отсутствия жителей в квартире или доме, а не при постоянном неиспользовании жилья. Владелец дома подал административный иск в ВС РФ, попросив признать недействительными эти пункты.
Верховный суд России в решении от 23.04.2021 по делу № АКПИ21-129 отметил, что оспариваемые нормы соответствуют требованиям жилищного законодательства и НПА в области обращения с отходами. В силу ч. 5 ст. 30 ЖК РФ, собственник помещения или дома обязан оплачивать услугу по обращению с ТКО. Даже если никто не живёт в квартире или доме, владелец всё равно платит за ЖКУ (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).
ВС РФ не принял во внимание ссылку истца на судебную практику, в которой есть решения в пользу собственников помещений, а не регоператоров. Практика судов не доказывает незаконность оспариваемых норм ПП РФ № 354. Оспариваемые положения ясные и определённые, приняты кабмином в рамках его полномочий. Иного НПА, имеющего большую юридическую силу, не существует.
Ранее ВС РФ уже рассматривал похожий иск: владелец помещения в МКД оспаривал п. 148.36 ПП РФ № 354, согласно которому регоператор рассчитывал плату за вывоз ТКО в пустующей квартире по числу её собственников. Узнайте, какие выводы сделал ВС РФ в этой ситуации.
Если пойти в суд с иском ,то или сам юридически уже готов выслушать 100% заключение тех кто ведает данной тематикой или мотив достаточно поставлен на широкую н… Читать ещё
Источник
Цепочка из мусора
В Ленинградской области стартовал пилотный проект по раздельному сбору бытового мусора. В январе площадку по раздельному сбору ТКО презентовали в Луге. За десять дней ее работы было собрано двадцать кубометров пластика. С декабря 2020-го такие площадки начали действовать в Кингисеппе и Ивангороде. Однако первые итоги проекта показали, что регоператор по обращению с ТКО недоволен качеством вторсырья. Объемы отдельно собираемых в Луге пластика и стекла содержат большие примеси других типов отходов, и их приходится сортировать заново. В Кингисеппе и Ивангороде ситуация несколько лучше: количество нежелательных примесей в собранных стекле и пластике составляет около четырех-пяти процентов.
Вопрос раздельного сбора отходов и их переработки в регионе становится острее. Мощности полигонов для размещения твердых коммунальных отходов в Ленинградской области близки к исчерпанию. Менее чем через два года они будут переполнены, отмечает Наталья Соколова, эколог и председатель правления АНО «Равноправие». Однако перерабатывать мусор мешает масса нерешенных проблем. Главный вопрос даже не в дисциплинированности жильцов, а в том, что до сих пор не выработан системный подход к этой работе.
— Нужно учесть, что в документах, регламентирующих работу с отходами, о необходимости раздельного сбора говорится весьма обтекаемо, — подчеркивает ведущий менеджер департамента экологической экспертизы и мониторинга EcoStandard Group Антон Алексахин. — Это приветствуется и рекомендуется, но не является обязательным. Раздельный сбор опасных отходов обеспечивается правительством. Сбор остальных отходов по фракциям — на добровольных началах. Согласно документам, наладить раздельный сбор отходов предполагается к 2035 году, но не говорится ничего конкретного о том, как региональные чиновники намерены этого достичь. Между тем вопрос раздельного сбора отходов носит ключевой характер, если учесть, что каждый житель мегаполиса в среднем производит за год до 500 килограммов мусора. Кстати, до сих пор нет точных данных, сколько мусора поступает на полигоны Ленинградской области в год. Думаю, наиболее адекватным реальному положению вещей можно считать объем в пять миллионов тонн в год.
Региональные операторы не заинтересованы внедрять раздельное накопление отходов на придомовых территориях, считает доцент кафедры государственного и территориального управления Санкт-Петербургского государственного экономического университета Наталья Путинцева. Их заработок напрямую зависит от объемов смешанных ТКО, которые вывозятся с придомовой территории и отправляются на мусоросортировочные комплексы. Кроме того, стоимость вторсырья, которое извлекается из смешанных отходов, вычитается из валовой выручки регоператора, который по этой причине не заинтересован повышать эффективность извлечения вторсырья на мусоросортировочных комплексах. Конечно, извлекаемое из смешанных отходов вторичное сырье можно продать, но оно чаще всего имеет плохое качество и не всегда находит покупателя.
Отсюда вытекает еще одна проблема. Раздельный сбор мусора не должен быть самоцелью. Необходимо создать производственные цепочки по выпуску продукции из вторсырья и продумать логистические цепочки, позволяющие собирать вторсырье на огромной площади, которую занимают Санкт-Петербург и Ленинградская область. Это задача посложнее, чем установка контейнеров для стекла и пластика.
— Необходима четкая привязка к предприятиям, которые нуждаются в этом сырье, — подчеркивает Антон Алексахин. — Иначе не помогут даже государственные дотации. Кроме того, переработка не должна представлять собой сжигание мусора, поскольку это повлечет за собой большое количество вредных выбросов. При этом потребность во вторсырье есть. Например, в Ленобласти есть предприятия по переработке пластика, выпускающие полуфабрикат, который могут использовать заводы-изготовители.
Существует и другая точка зрения. Раздельный сбор мусора — дело достаточно дорогое. По предварительным оценкам, установка контейнеров для разных фракций мусора в Санкт-Петербурге и Ленинградской области обойдется более чем в 1,5 миллиарда рублей и станет большой нагрузкой на региональный бюджет, считает академик РАН Леонид Вайсберг. Нельзя не учитывать и то, что перевозчики отходов потеряют возможность зарабатывать на продаже товарных фракций, понесут убытки и потребуют повышения тарифов на вывоз мусора.
Кроме того, раздельный сбор не решает вопросов обращения с отходами в целом, отмечает Леонид Вайсберг. В общем объеме мусора «товарные» фракции — пластик, стекло, бумага, текстиль и другие — составляют 16-18 процентов. Поэтому технологии переработки должны быть в первую очередь направлены на сбор нерассортированного мусора, составляющего более 80 процентов объема образующихся отходов. Хотя, безусловно, раздельный сбор мусора необходим — как минимум для того, чтобы сформировать у граждан бережное отношение к природе и отучить их от легкомысленного взгляда на проблему бытовых отходов.
— С этим трудно не согласиться, — говорит Антон Алексахин. — Успех переработки мусора во многом зависит от предприятий-производителей, выпускающих потребительские товары. Они должны уменьшать объем упаковки и использовать материалы, которые легче перерабатывать. Очень часто бывает, что упаковка избыточна. Зачем, например, в коробке с конфетами отдельно упаковывать в фольгу каждую конфету?
В январе Ленинградская область и Санкт-Петербург зарегистрировали компанию-оператора, которой предстоит разработать единую для двух субъектов концепцию обращения с отходами. Эксперты
надеются, что благодаря этой концепции представление властей о работе с отходами станет более конкретным.
Есть надежда и на такой инструмент, как расширенная ответственность производителя (РОП). Реализовывать концепцию на практике предполагается с 2022 года. Цель документа — добиться полного баланса между выпускаемым объемом упаковки и ее утилизацией.
Как показывает мировая практика, переработка отходов создает в десять раз больше рабочих мест, чем традиционное захоронение отходов на полигонах, отмечает Наталья Путинцева. Индустрия переработки отходов в США в 2010 году обеспечивала 460 тысяч рабочих мест с фондом заработной платы 26 миллиардов долларов. Стоимость произведенной продукции и оказанных услуг отрасли превышала 90 миллиардов долларов, что сопоставимо с объемами издательской деятельности или угледобычи.
Источник
Решение вопроса вывоза мусора
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 3 апреля 2019 г. № 11696-АО/06 О новой системе по обращению с твердыми коммунальными отходами
Департамент городской среды Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах компетенции рассмотрел обращение по вопросам, связанным с новой системой по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО), и сообщает следующее.
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее — Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО (далее — региональный оператор) в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ГКО, и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО. При этом накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее — Правила N 1156).
Пунктом 13 Правил N 1156 и пунктом 148(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил N 1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз. Необходимая валовая выручка регионального оператора, в числе прочего, включает расходы на уборку мест погрузки ТКО (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз) в соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484 (далее — Основы ценообразования).
Таким образом, уборка мест погрузки ТКО — действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз, является обязанностью регионального оператора.
В соответствии с положениями статьи 8 Закона N 89-ФЗ с 1 января 2019 года органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В соответствии с подпунктом "з" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют свои полномочия.
Работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборка ТКО, находящихся на месте накопления ТКО (контейнерной площадке) или рядом с таким местом (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер) и подметание мусора вокруг контейнеров, и т.д. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз), обязанность которой возложена на регионального оператора.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме определена частью 2 статьи 154 ЖК РФ и включает в себя, помимо прочего, плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее — Правила N 491).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491, в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно подпункту "д (2)" пункта 11 Правил N 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил N 1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.
При этом, в соответствии с пунктом 17 Правил N 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом:
в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме — в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме;
в договоре управления многоквартирным домом — в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией (пункт 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 (далее — Постановление N 290)).
В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением N 290, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз (пункт 26(1) Минимального перечня услуг).
При этом под "организацией" понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Указанный термин в подобном толковании используется в 6.12.6 — 6.12.8 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 г. N 711/пр.
Таким образом, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из комплексного анализа законодательства Российской Федерации следует, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений многоквартирных домов или лицах, осуществляющих управление многоквартирными домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации к обязанностям регионального оператора не относится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО.
Одновременно сообщаем следующее.
Пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, в числе прочих, предусмотрены следующие обязанности организации по обслуживанию жилищного фонда:
— установка на обслуживаемых территориях сборников для твердых отходов;
— содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и мусоросборников, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории).
Организация и содержание контейнерной площадки невозможно без наличия на ней контейнера. Контейнер является неотъемлемой частью контейнерной площадки.
Необходимая валовая выручка регионального оператора, в том числе, включает расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание в размере не более 1% от необходимой валовой выручки на очередной период регулирования (пункт 90 Основ ценообразования).
Учитывая вышеизложенные требования законодательства Российской Федерации, обязательства по приобретению контейнеров и бункеров для накопления (складирования) ТКО и их содержанию возложены на регионального оператора, но только в пределах, не превышающих 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
Контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями.
Дополнительно сообщаем, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Заместитель директора Департамента городской среды | А.Н. Огурцова |
Обзор документа
В связи с введением новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) Минстрой разъяснил:
— кто должен заниматься уборкой мест погрузки ТКО;
— кто обязан создавать и содержать площадки накопления отходов, в т. ч. входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме;
Источник
Заключение договора о вывозе мусора стало обязанностью собственников
Транспортирование и обработка бытовых отходов теперь самостоятельные коммунальные услуги наравне с отоплением и водоснабжением. Чтобы избежать административной ответственности, владельцы домов должны позаботиться о заключении договора об оказании услуги по обращению с отходами, а собственники квартир – убедиться в его наличии
В этом году в квитанциях на оплату коммунальных услуг появилась новая строка – обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Прежде эта услуга входила в перечень общедомовых нужд, но в связи с так называемой мусорной реформой она была из него исключена. Теперь обращение с ТКО оплачивается отдельно, как вода и электричество (подробнее об этом читайте в публикации «Хаос мусорной реформы: кому она нужна и сколько нам придется платить»).
Обязательно ли заключать договор о вывозе мусора?
Собственники жилых помещений обязаны заключить договор на оказание услуги по обращению с ТКО. По этому договору региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение в соответствии с законодательством, а собственник – оплачивать услуги регионального оператора, цена которых определена в пределах единого тарифа.
В случае отсутствия такого договора гражданин несет административную ответственность в виде штрафа от 1 тыс. до 2 тыс. руб. (ст. 8.2 КоАП РФ). Кроме того, органы власти субъектов РФ могут самостоятельно устанавливать административную ответственность. Например, согласно ст. 6.21 Кодекса Московской области об административных правонарушениях отсутствие договора на вывоз мусора влечет для гражданина штраф в размере 5 тыс. руб.
Кто должен заключать договор?
Обычно от лица владельцев квартир договор о вывозе мусора заключает управляющая компания. Также собственники могут заключить договор с региональным оператором напрямую.
При этом, как ранее разъяснил Минстрой, если по состоянию на 3 апреля 2018 г. между лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и региональным оператором отсутствовал договор на оказание услуги по обращению с ТКО, он заключается между собственниками и региональным оператором (Письмо Минстроя от 16 октября 2018 г. № 41963-АЧ/04).
Важно отметить, что договор будет считаться заключенным согласно утвержденной правительством типовой форме, даже если собственник не предпринял для этого никаких действий, а в квитанции появится строка с указанием стоимости услуги по обращению с ТКО. Чтобы получить бумажный экземпляр договора, необходимо подать заявку региональному оператору.
Казалось бы, раз договор о вывозе мусора в любом случае считается заключенным, собственник может и не обращаться к оператору за этим. Однако это не так. Дело в том, что не все регионы перешли на работу по новым правилам. В некоторых из них не назначены региональные операторы, и услуги по обращению с отходами продолжают оказывать частные организации.
Поскольку законодательством установлена ответственность за отсутствие договора о вывозе и обработке мусора, собственникам рекомендуется узнать о его наличии у управляющей компании или регионального оператора. В случае отсутствия договора следует заключить соглашение. При этом нужно иметь в виду: о наличии договора будет свидетельствовать строка в квитанции об оплате услуги по обращению с ТКО. В этом случае к ответственности собственника не привлекут.
Что представляет собой договор?
Договор на оказание услуги по обращению с мусором представляет собой утвержденную правительством типовую форму (Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами»). Заполнить эту форму несложно. В основном нужно выбрать текст из предложенных в ней вариантов. Сроки и порядок оплаты, права и обязанности сторон, ответственность сторон, порядок фиксации нарушений определены в типовом договоре, и согласовывать эти условия не требуется.
Указать нужно будет место накопления мусора. Также в договоре необходимо уточнить объем отходов. Это можно определить расчетным путем исходя из нормативов накопления мусора, которые установлены в вашем субъекте РФ в соответствии с утвержденными правительством правилам определения таких нормативов 1 . Кроме того, придется указать периодичность вывоза мусора. Для этого следует ориентироваться на срок хранения отходов. В населенных местах в дворовых сборниках в холодное время года (при температуре -5°C и ниже) такой срок должен составлять не более трех суток, в теплое время (при температуре выше +5°C) – не более одних суток, что означает ежедневный вывоз мусора (читайте об этом также в новости «Роспотребнадзор разъяснил, как часто должны вывозить собранный раздельно мусор»).
Региональный оператор вправе отказать в заключении договора на оказание услуги по обращению с ТКО?
Случаи отказа собственникам домов в заключении таких договоров известны. Так, например, в апреле 2019 г. Верховный Суд РФ рассмотрел жалобу гражданина М. о признании недействующим подп. «а» п. 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Речь идет о норме, согласно которой условия предоставления коммунальной услуги по обращению с мусором собственнику жилого дома по его выбору определяются либо в договоре на оказание этой услуги, заключенном собственником с региональным оператором, либо в договоре между собственником и организацией, которая в его интересах от своего имени заключает договор с региональным оператором.
Поводом для обращения гражданина М. в суд послужило то, что региональный оператор отказал ему в заключении договора, хотя Правила закрепляют право собственника на это.
Верховный Суд указал, что договор на оказание услуги по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора, т.е. он не вправе отказать в его заключении собственнику ТКО, места накопления которых находятся в зоне деятельности оператора. Суд удовлетворил требования собственника и признал оспариваемую норму недействующей, так как норма является неопределенной и вызывает неоднозначное толкование.
Теперь в случае отказа регионального оператора заключить договор об обращении с ТКО собственники могут сослаться на решение 2 Верховного Суда, тем самым доказать законность своих требований и настоять на их исполнении.
Как собственникам частных домов решить вопрос о вывозе мусора?
У многих владельцев домов в частном секторе нет договоров о вывозе мусора. Они делают это самостоятельно, так как образуется незначительное количество отходов.
В Жилищном кодексе не разрешен вопрос об обращении с ТКО в частном секторе. При этом данную обязанность с владельцев домов никто не снимает. Закон об отходах производства и потребления обязует местные органы власти решать этот вопрос самостоятельно. Следовательно, к ним и следует обращаться с проблемой вывоза отходов жильцам частного сектора.
Выходом из непростой ситуации может стать заключение договора с организацией, которая занимается сбором и вывозом ТКО. Такой договор может быть как коллективным, так и индивидуальным. Для заключения коллективного соглашения на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО жильцы частного сектора должны создать и зарегистрировать товарищество собственников жилья (ТСЖ). Оно информирует местные органы власти о создании ТСЖ и заключает соглашение на вывоз мусора со специализированной компанией. Договор подписывают представители компании и ТСЖ.
Можно иначе заключить договор. Представитель товарищества обращается в мусоровывозящую компанию с подписанным односторонним обращением о вывозе отходов с пункта ТСЖ, где они хранятся. Гарантией оказания услуги будет служить квитанция или чек.
1 Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (вместе с «Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов»).
Источник
Как подать жалобу на регионального оператора за невывоз мусора
Многим жильцам многоквартирных домов нередко приходится сталкиваться с проблемами несвоевременного вывоза бытовых отходов, когда мусором переполнены не только контейнеры, но и площадки, на которых они размещены. В то время, как стоимость коммунальных услуг периодически повышается, организации, ответственные за утилизацию ТБО не всегда выполняют свои обязанности качественно и в срок. В таких случаях необходимо как можно скорее обращаться с жалобой в управляющую компанию или ЖКХ.
Не вывозят мусор — последствия скопления отходов
Несвоевременный вывоз, неправильный сбор и утилизация коммунальных отходов в частном секторе и дворах многоэтажных домов угрожает окружающей среде и здоровью. Токсичные вещества, которые содержатся в мусоре, загрязняют землю и воздух, проникают в воду и вызывают заражения различными заболеваниями. Также места скопления отходов становятся рассадниками вредителей и насекомых. На контейнерных площадках собираются бродячие животные и грызуны.
Кто несет ответственность за своевременную уборку ТКО
За правильный сбор, своевременный вывоз и утилизацию ТКО несет ответственность региональный оператор и управляющая компания, с которой заключается договор на предоставление услуг. Плата за эти услуги включена в коммунальные платежи. Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, п. 26.1, ТСЖ и УК также несет ответственность за правильное обустройство и обслуживание территории для сбора бытовых отходов, а также за содержание в чистоте и исправность мусоропроводов.
Если возник вопрос о том, куда жаловаться на вывоз мусора или если поставщик услуг не выполняет свои обязанности, отходы вывозятся не по графику или отсутствует предписанная в договоре сортировка отходов, жильцы могут подать на организацию жалобу в ЖКХ или городскую администрацию.
ФЗ о регламенте на вывоз отходов производства и потребления
Правила сбора и утилизации ТБО регламентируются согласно закону «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 г.
Законодательством предусмотрены правила установки контейнеров и обустройства контейнерных площадок. Если в многоквартирном доме проживает менее двух сотен человек, допускаются контейнеры емкостью 100 л. Для большего количества жильцов — 800 л. При этом общее количество контейнеров не должно превышать 4-5.
Внимание! Согласно СанПиН 42-128-4690-88 от 05.08.1988, утвержденному Минздравом СССР, площадки для размещения контейнеров должны асфальтироваться, установка ближе, чем на 20 метров от жилого дома запрещена. В теплое время года ТБО должны вывозиться ежедневно, при температуре ниже -5 градусов по Цельсию — раз в три дня.
Куда звонить за невывоз мусора
Прежде чем направлять в администрацию или Роспотребнадзор письменную жалобу, можно связаться по телефону с управляющей компанией, региональным оператором или департаментом ЖКХ. Звонок не поможет решить систематические невыполнения предписанных норм по сбору и вывозу отходов, но с его помощью можно получить подробную консультацию насчет письменного обращения в вышестоящие органы и обратить внимание региональных служб на факт нарушения.
Региональному оператору
Согласно законодательству РФ, за сбор, хранение и утилизацию отходов на определенной территории отвечает региональный оператор. В его обязанности входит надзор за регулярностью сбора и вывоза мусора, его правильным хранением и сортировкой.
В случае бездействия можно подать в Роспотребнадзор жалобу на регионального оператора по поводу вывоза мусора. Ответственность в случае несоблюдения предписанных законом норм, неправильного размещения и количества контейнеров предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
В управляющую компанию
Управляющая компания занимается обеспечением всех необходимых условий для правильного сбора, хранения и вывоза бытовых отходов. В обязанности УК входит заключение договора с региональным оператором и соблюдение всех предписанных обязательств по утилизации отходов.
Данные для связи с управляющей компанией, включая номера телефонов, электронную почту, сайт и адрес, указаны на платежных документах. Если претензию по телефону приняли, но меры по устранению проблемы не производятся более чем 3-5 дней, следует незамедлительно обращаться с письменным заявлением в другие организации по урегулированию коммунальных нарушений.
Представителю ТСЖ или ЖК
Также можно обратиться по телефону с жалобой к работникам ЖКХ и ТСЖ. Это одно из главных мест, куда можно жаловаться на невывоз мусора. Для этого нужно позвонить по номеру, который указан на квитанциях об оплате коммунальных услуг. В случае, когда жалоба долго остается без внимания, необходимо направиться с прошением о рассмотрении проблемы в городскую или районную администрацию.
Местное представительство Роспотребнадзора
Обратиться за помощью в случае несвоевременного вывоза ТБО можно также в местное отделение Роспотребнадзора. Эта организация осуществляет эпидемиологический, санитарный и медицинский контроль, в том числе и следит за чистотой на территории жилых кварталов. Обратиться с прошением можно по общему для всех регионов номеру горячей линии 8800 или позвонить в круглосуточный единый центр консультаций по телефону 88005554943.
По общим вопросам касательно сбора и вывоза можно бесплатно обратиться в справочную службу центрального аппарата по телефону 88001000004. Звонить можно из любого региона страны по будням с 10:00 до 17:00 по Москве, кроме времени перерыва с 12:00 до 12:45.
Если не вывозят мусор, куда жаловаться в письменном виде (контролирующие органы)
Чтобы задокументировать факт нарушения предписанных правил по сбору и вывозу мусора, можно также подать личную или коллективную письменную жалобу в один из ответственных органов власти. Кроме нерегулярного вывоза, жалобу также можно подать в случае нарушения раздельного сбора отходов, когда мусор из раздельных контейнеров работники сваливают в один бак или кузов. В таком случае ответственность за оператором предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 №1039 в редакции от 15.08.2019, тем более, если в тариф включена стоимость за сортировку отходов.
Важно! Письменную претензию лучше составлять коллективно. Как правило, на групповые обращения администрации ответственных служб реагируют быстрее и рассматривают в первую очередь.
К содержанию прошения нет жестких юридических требований, писать ее можно в свободной форме. В тексте прошения должна содержаться следующая информация:
- наименование организации, к которой направлена жалоба;
- данные заявителей (если их несколько) с указанием адреса дома, номерами квартир и паспортными данными;
- четко сформулированная суть проблемы;
- фото в качестве доказательства нарушения;
- подписи всех заявителей и дату составления.
К жалобе следует приложить второй экземпляр письма с датой подачи, подписью и печатью должностного лица.
Министерство ЖКХ
Департамент ЖКХ действует в каждом регионе и относится к органам исполнительной власти. Его основная задача — поддержание правильного функционирования жилищно-коммунальных служб, прием и обработка заявлений жильцов, в том числе и в случае не вывоза мусора и бытовых отходов. Пожаловаться в организацию можно несколькими способами:
- заполнить форму на электронном правительственном портале;
- послать жалобу на эмейл организации;
- отправить письмо, воспользовавшись услугами почты России;
- записаться на прием к руководителю или ответственному лицу, имея при себе готовый экземпляр прошения.
Обратите внимание! Для скорейшего рассмотрения жалобы стоит прикрепить к тексту заранее сделанные фотографии, которые доказывают факт нарушения со стороны компании.
Жилищная инспекция
Жилищная инспекция — это специальный управленческий орган, который решает проблемы в работе коммунальных служб и куда можно жаловаться, если не вывозят мусор. Организация принимает жалобы от всех граждан, в письменном или электронном виде. Также возможна личная или коллективная встреча с ответственным сотрудником.
После подачи и регистрации заявления уполномоченное лицо встречается по указанному в тексте жалобы адресу с жильцами дома и коммунальными работниками для составления протокола. Далее фиксируется факт правонарушения, выдвигаются сроки для его устранения и накладываются санкции в случае невыполнения предписанного распоряжения.
Роспотребнадзор
Когда региональный оператор и управляющая компания оставляет претензии без ответа, а невывоз мусора продолжается, необходимо обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Письменное обращение стоит подавать лично, посетив региональное отделение службы. Можно также подать прошение о рассмотрении проблемы в электронном виде, заполнив форму обратной связи на сайте или отправив письмо на электронную почту.
Согласно законодательству, стандартный срок рассмотрения претензии составляет не более одного календарного месяца. К тексту обязательно нужно прикрепить фотографии в качестве доказательства факта нарушения, копию договора с УК и копию претензии, оставленной в Книге жалоб и предложений.
Региональные органы исполнительной власти
Региональные органы власти помогут решить вопрос, если управляющая компания и региональный оператор не соблюдают график, нарушают нормы сбора и хранения и не вывозят мусор. Куда обратиться — в городскую или районную администрацию.
К претензии необходимо приложить фотографии двора дома, прилегающих тротуаров, улицы и участка, на котором размещены контейнеры. Подать жалобу можно зарегистрировать на официальном сайте администрации, записаться на прием к руководителю через приемную или направить письмо при помощи электронной почты или в бумажном виде через почту России.
Источник