Результат научного познания примеры
Научный результат в самом широком смысле – это выраженный в том или ином виде фрагмент системы знаний и/или эффект от применения знаний; в более узком смысле – результат исследования или разработки, полученный научными методами на основе применения того или иного научно-методического аппарата.
Среди всех научных результатов наряду с результатами, получаемыми в процессе конкретного исследования (разработки), выделяют исходные посылки.
Исходные посылки– это полученные ранее научные результаты, являющиеся, отправными, начальными, обеспечивающими полноту и всесторонность исследования (разработки).
Деление результатов исследований (разработок) на исходные посылки и получаемые результаты не является абсолютным в том смысле, что ранее полученные научные результаты исследований (разработок) могут служить исходными посылками для последующих исследований (разработок), а с другой стороны, вновь предлагаемые исходные посылки, ведущие к новому решению научной задачи, сами по себе могут явиться важным новым научным результатом.
Для соискателя исходными посылками для проведения диссертационного исследования являются ранее полученные научные результаты в рассматриваемой предметной области.
При оценке научных работ проявляется стремление к явному разделению научных результатов на теоретическиеи на практическиепо ряду признаков: способ получения (теоретический, экспериментальный), форма представления (идеальная – теоретические положения, материальная – реальный объект или процесс), значимость (теоретическая, практическая). Обычно, даже в случае чёткого указания конкретного признака выделения, сделать это затруднительно, так как между соответствующими результатами всегда существует весьма тесная диалектическая взаимосвязь. Эта взаимосвязь является настолько глубокой, что довольно часто даже вполне теоретический результат называют практическим, например, когда говорят о теоретически полученных практических рекомендациях. Следовательно, реально речь может идти лишь об условном, более или менее строгом выделении явно теоретических и явно практических результатов.
Примеры крупных теоретических научных результатов – теория, методология, а также “теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как научное достижение” [4].
Примеры крупных практических научных результатов – политические, экономические и сложные технические системы, технологические процессы. Примеры менее крупных практических результатов – технические устройства и комплексы, научно обоснованные технические, экономические и технологические решения и разработки. Ещё более мелкие теоретические результаты и практические результаты-сведения находят выражение в виде научных положений той или иной теории, методологии, а также научного труда или публикации.
Среди научных положений (представляющих собой, как отмечалось в разделе 1, выраженные в виде чётких формулировок основные научные идеи концептуального уровня, имеющие научное объяснение или обоснование) можно выделить понятия, категории, определения, гипотезы, принципы, правила, математические предложения, допущения, ограничения и некоторые другие, в том числе теоретические и практические выводы и рекомендации.
Правило — положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-либо явлений [1].
Математические предложения – это всякого рода расчётно-логические обоснования и доказательства (в простейшем виде – цепочка взаимосвязанных расчётных соотношений, а в наиболее развитом виде – та или иная совокупность взаимосвязанных аксиом, лемм, теорем и тому подобных строгих математических предложений).
Теорема – теоретическое утверждение, которое может быть логически доказано на основании аксиом или на основании ранее доказанных положений [2].
Лемма— вспомогательная теорема.
Среди научных результатов исследований наряду с теоретическими и практическими можно более или менее чётко выделить результаты методического характера (методики, методы, экспериментальные установки, технологии и другие элементы, образующие научно-методический аппарат) и результаты фактографического характера (научные факты, научные эффекты, термины, определения, не имеющие методической направленности научные выводы и научные рекомендации, разработанные для практики той или иной проблемной области технические устройства и др.).
Научные эффектыявляются практическими научными результатами-событиями, получаемыми (обнаруживаемыми) в практике науки или в практике предметной области в виде явлений, предсказанных и/или объяснённых наукой. Научный эффект может быть обнаружен, зафиксирован с помощью тех или иных технических средств, описан.
В практике науки результаты-эффекты характерны для научных разработок, экспериментальных исследований, а также для процессов моделирования. Пример подобного эффекта – выявленное при статистическом моделировании увеличение эффекта при переходе от варианта А построения технического устройства к варианту Б.
В практике конкретной предметной области научные результаты-эффекты отражают то, опираясь на что можно получить отдачу от науки практике. Пример эффекта такого рода – повышение эффективности технической системы за счёт внедрения научно обоснованных рекомендаций.
При научных исследованиях и разработках результаты-эффекты, получаемые в ходе экспериментов, являются всегда промежуточными, предваряющими вытекающие из них (на основе анализа и обобщения) результаты-сведения (научные положения), которые сначала обычно выражаются в форме описанных фактов (научных фактов), потом (после теоретической проработки), как правило, в форме выводов и рекомендаций (предложений), реализация которых приводит к получению ожидаемых научных эффектов впрактике рассматриваемой предметной области.
Основные требования, по которым оценивается любой научный результат, – новизна, достоверность и значимость.
Новизна состоит в отличиях полученного научного результата от известных (опубликованных).
Достоверность(правильность, справедливость) научного результата определяется как его соответствие объективной реальности – причинно-следственным связям, присущим соответствующей предметной области.
Значимость характеризует реальный и потенциальный эффект от реализации (внедрения, применения) научного результата в теоретических и практических исследованиях и разработках.
Достоверность результатов исследования зависит главным образом от точности представления данных и адекватности используемых методов и моделей.
Точность – характеристика данных, оцениваемая величиной погрешности.
Адекватность – соответствие анализируемых объектов с точки зрения определённых целей.
Достоверность научного результата вытекает из обоснованности.
Обоснованность научного результата – это наличие убедительного доказательства его достоверности.
Достоверность и обоснованность обеспечиваются:
– учётом представительного количества факторов, влияющих на решение научной задачи;
– использованием исходных данных, полученных из практики, а также на полунатурных моделях и апробированных математических (или физических) моделях;
– обоснованным выбором основных допущений и ограничений, принятых в качестве исходных при формулировании постановок научных задач;
– использованием современного, апробированного научно-методического (математического) аппарата, корректным выбором используемых общих и частных показателей и критериев, а также применяемых и разрабатываемых математических моделей;
– сочетанием теоретических исследований с большим объёмом экспериментальных исследований;
– результатами математического и/или физического моделирования, данными лабораторных экспериментов, натурных (полунатурных) испытаний;
– высокой сходимостью теоретически (аналитически) полученных результатов и результатов моделирования с экспериментальными данными, а также с результатами натурных испытаний и/или практического внедрения;
– согласованностью полученных результатов с известными (опубликованными) данными;
– получением из вновь разработанных общих научных положений (выводов, рекомендаций, моделей, зависимостей и т.п.) широко известных частных научных результатов;
– результатами опытно-конструкторских разработок, опытом практического внедрения предложений;
– результатами испытаний (войсковых, полигонных, государственных и др.) предлагаемых технических и организационных решений.
Естественно, что не всякий научный результат является новым научным результатом, а тем более вкладом в науку.
Источник
Научное познание: понятие, виды, уровни
Научное познание — это высший уровень познания, который направлен на достижение истинного, объективного знания о мире и подтверждается практической деятельностью общества.
Далее разберем кратко и на примерах признаки и формы научного познания. Также рекомендую мою статью о том, что такое наука.
Признаки научного познания
Для научного познания характерны следующие признаки
- Достоверность — означает, что любой научный факт должен быть доказан с использованием научных методик. Любые домыслы опускаются.
- Рационализм — означает, что наука использует рациональное логическое и аналитическое мышление в процессе рассуждения, обобщения фактов в некую теорию. Рациональными общенаучными методами является: анализ, синтез, дедукция, индукция, моделирование, абстрагирование, аналогия, дедукция, индукция, идеализация.
- Проверяемость — любой научный факт может быть проверен практической деятельностью любым членом общества. Проверка немыслима без практической деятельности. Например, чтобы проверить закон тяготения, достаточно отпустить яблоко, и оно само упадет.
- Доказуемость — наука ничего не воспринимает на веру. Утверждение, что произошло некое событие — не достаточно. Всегда требуется задокументированное, зафиксированное событие. Поэтому если вы скажете или напишите, что вас похитили инопланетяне, ученые вам не поверят, поскольку нет задокументированных фактов их появления — конкретных и разумных представителей внеземной цивилизации.
- Научные методы познания — это специальные средства познания.
- Специальный научный язык — это система понятий и терминов, которые имеют строго логическую природу и весьма точно описывают окружающую реальность.
- Независимость от качеств или состояния познающего субъекта. Любой человек может проверить любую научную истину. Если это не так, значит перед нами не научный факт.
Уровни научного познания
Эмпирический уровень
Эмпирика — это всегда фиксация фактов и связей между ними. Существуют две основные формы научного познания в этом уровне:
Научный факт — это доказанное и задокументированное специальным образом событие. Из анализа этих событий, в дальнейшем на теоретическом уровне будут получены результаты.
Эмпирический закон — это устойчивая связь между двумя и более событиями или наблюдаемыми процессами. Например, всегда есть связь между молнией и деревом — она в него бьет.
Кроме форм для этого уровня характерны и свои методы познания:
- Наблюдение — это научная фиксация состояния изучаемого объекта по заранее оговоренным и подготовленным параметрам.
- Например, ученый наблюдает, как работают рабочие на фабрике, сколько времени они тратят на разговоры, сколько на реальную работу. Это позволит ему сделать теоретические обобщения и дать практические рекомендации по повышению эффективности труда на фабрике.
- Эксперимент — это изучение свойств изучаемого объекта в заранее созданных и контролируемых условия, которые имитируют естественные, природные условия.
- Опрос — это сбор информации посредством опрашивания респондентов на ту или иную тему. Существуют разные виды опроса. Он активно применяется в экономике (например опрос потребителей по качеству товара), в социологии, в политологии и в ряде других наук.
- Контент-анализ — этот метод по сбору информации внутри какого-либо контента. Например, если специальная компьютерная программа определит, что в тексте, объемом 1000 слов, например 100 негативных, то и весь текст оценивается как негативный, который производит такое впечатление на окружающих. Это лишь упрощение. Реальный контент-анализ — это очень сложная и действенная вещь.
- Сравнение (компаративный метод). Он заключается в сравнении двух однородных или разнородных объектов. Например, анатомы определили, что органы свиньи и человека очень похожи друг на друга. Одно время даже ходила идея об использовании органов этого животного для применения в хирургии.
Теоретический уровень
Теория — это всегда обобщение информации об уже известных фактах. Проще говоря, любая научная теория всегда имеет под собой конкретные известные факты.
Теоретический уровень всегда предполагает наличие проблемы.
- — это существующее противоречие в объективной реальности между двумя и более явлениями. Более подробно о проблеме можно почитать в этой статье. Именно наличие проблемы подталкивает ученых осуществлять научную деятельность. — это обоснованное научное предположение. Например, астроном Батыгин и его коллеги на основании имеющихся фактов предположили, что в поясе астероидов вокруг Солнца существует еще одна, доселе неизвестная планета.
- Теория— это высшая стадия научного познания, которая представляет собой завершенную концепцию, которая объясняет научную проблему, объясняет связи между фактами.
Существует несколько форм теории:
- Тенденция — это общая направленность событий. Например, мы изучили поведение молодежи после получение школьного аттестата (например, провели опрос, или провели контент-анализ) и выяснили, что 99 % ребят сразу после школы стремятся поступить в университет, поскольку он представляет собой очень эффективный в их понимании социальный лифт.
- Закономерность — это связь между двумя и более явлениями, в которой существуют исключения из правил. Например есть такая закономерность, как ранние браки молодых людей по причине беременности. Но это лишь закономерность, которая может быть свойственна не для всех молодых людей, а только для 30 или 40 % из них.
- Закон — это устойчивая связь между двумя и более явлениями окружающей реальности. Законов масса в самых разных науках. Например, в социологии есть закон социального расслоения, который подразумевает, что любое, даже самое простое общество подразделяет своих членов по социальным статусам, между которыми существует социальная иерархия.
К теоретическим методам познания можно отнести: дедукцию, индукцию, анализ, синтез и пр. Более подробно о методах познания вы можете узнать здесь.
Не упустите возможность поделиться этой статьей с друзьями в социальных сетях! Это можно сделать, кликнув ниже по одной из кнопочек социальных сетей!
Источник
Научное познание: что это простыми словами, особенности и методы
Одним из важнейших видов человеческой деятельности является исследование окружающей действительности. Важность познания заключается в том, что именно оно способствует всестороннему развитию человека и совершенствованию условий его жизнедеятельности. Среди всех форм познания высшей считается научная. Разберемся более подробно, что такое научное познание, в чём его особенности и какие виды научного познания существуют.
Что такое научное познание?
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, который способствует появлению у человека вполне конкретных и объективных знаний о природе, человеке и обществе. При этом все полученные знания объединяются и классифицируются в единую систему.
Научное познание является крайне сложным и комплексным процессом воспроизведения этих знаний. Основная цель заключается в получении информации об объективной истине за счет использования определенных приемов и алгоритмов. Главная суть заключается в обнаружении законов различных отраслей деятельности.
Все научное познание опирается на практические исследования, формулируется специальным языком, где используются вполне конкретные термины, символы и схемы. Все утверждения, выстраиваемые в научном познании должны строго опираться на достоверные доказательства, а также формировать конечные логические выводы. На промежуточных этапах допускается выдвижение теорий и гипотез. В целях научного познания требуется использование специального оборудования и приборов.
Особенности научного познания
Научное познание, как одна из форм изучения действительности, определяется следующими характеристиками:
- Необходимость получения точных и достоверных данных;
- Наличие доказательной базы и фактов, подтверждающих утверждение;
- Рациональный и непротиворечивый подход;
- Возможность проверки результатов;
- Комплекс систематизированных знаний, изложенных в специальной форме в виде определений и понятий;
- Демонстрация существенных свойств и объективных законов;
- Использование специфических методик в ходе осуществления деятельности;
Исходя из подобных свойств, научное познание может быть названо универсальным, поскольку оно позволяет детально рассмотреть любой объект или явление. Однако в таком случае исследование должно проводиться только со стороны системы закономерностей и причин, а также подчиняться определенным логическим цепочкам.
Уровни научного познания
Научное познание может быть отнесено к категории систем, которые находятся в постоянном движении и развитии. Все эти элементы тесно связаны между собой, хоть и обладают определенными различиями. Методики и уровни научного познания во многом определяются эмпирическими и теоретическими свойствами.
1. Эмпирический уровень познания
Этот уровень характеризуется непосредственным изучением объекта, которое направлено на получение комплекса необходимой информации и фактов. После проведения исследований проводится фиксация данных, их последующий анализ и систематизация.
Выделяются следующие формы эмпирического познания:
- Научный факт. Подразумевает некоторое отражение объективного факта в человеческом сознании, то есть, требуется использование некоторого языка для описания;
- Эмпирический закон. Формирование конкретной устойчивой и объективной связи между конкретными явлениями и процессами.
На эмпирическом уровне познания используются особенные методики. Сред них можно выделить следующие:
- Наблюдение. Под наблюдением подразумевается организованное восприятие объектов с конкретной целью. В ходе наблюдения должны формироваться объективные результаты, которые не будут зависеть от воли, стремлений и желаний субъекта.
- Эксперимент – активный способ воздействия на происходящие события и явления с целью изучения. В ходе эксперимента человек производит вмешательство в естественное течение процесса с целью получения определенных результатов. Все полученные результаты должны быть обязательно зафиксированы.
- Измерение – процесс получения численных величин конкретного явления;
- Классификация – методика разделения объектов или явлений по группам на основе их свойств;
- Систематизация – методика определения отношений между различными факторами и явлениями.
- Сравнение – сопоставление основного перечня признаков двух объектов или явлений.
2. Теоретический уровень познания
На теоретическом уровне происходит более глубокое изучение конкретного объекта, поскольку основной целью является получение некоторой фундаментальной информации о закономерностях протекания явления или свойствах конкретного объекта.
Выделяются следующие формы теоретического познания:
- Проблема – перечень вопросов и суждений, которые требуют ответа и подтверждения. Проблема возникает в случае появления противоречия между введенными до этого определениями;
- Гипотеза – научное предположение, цель которого – формирование определения, позволяющего описать поведение явления или объекта. Любая гипотеза требует научного обоснования и экспериментальной проверки.
- Теория – наиболее детальная и полная форма научного знания, поскольку дает полноценное представление о закономерностях связей явления.
В ходе теоретического научного познания используются следующие методы:
- Единение между историческими фактами и логическими размышлениями. Подобный подход используется для формирования наиболее полной научной картины и представления.
- Переход от конкретики к абстракции. Данный метод используется для мысленного воспроизведения целостного объекта.
- Формализация. Позволяет провести сопоставления объектов и процессов на различных уровнях, а также сформировать их закономерности.
- Математизация. Использование математических способов измерения с целью присвоения объектам и их характеристикам конкретных числовых значений. За счет внедрения чисел становится возможным использование численных методов, что существенно упрощает моделирование системы и расчетов.
Между эмпирическими и теоретическими методами есть тесная связь, поскольку каждый из них требует обязательной проверки и обоснования. Для получения достоверных научных знаний требуется тесное использование каждой из методик.
Методы научного познания
Под научным методом подразумевается комплекс правил, приемов и принципов, который позволяет получить наиболее полное представление об объекте, его характеристиках и свойствах.
К общенаучным методам исследования относятся:
- Анализ – проведение подробного изучения отдельных компонентов объекта изучения;
- Синтез – выделение конкретных связей между отдельными компонентами, выделенными на этапе анализа; – полный переход от общего знания к частному;
- Индукция – обратный процесс, подразумевает переход от частного знания к общему;
- Аналогия – формирование гипотезы о сходстве части свойств двух объектов на основе эквивалентности других их свойств;
- Моделирование – воспроизведение определенной частицы признаков объектов с рядом допущений, которые оставляют поведение модели реалистичным;
- Абстрагирование – мысленное выделение определенной части признаков предмета.
- Идеализация – создание комплекса абстрактных объектов, которые не соответствуют действительности;
- Сравнение – проведение сопоставления характеристик двух объектов;
- Обобщение – проведение слияния отдельных объектов в ходе изучения.
На текущий момент основной задачей научного познания является создание комплексной и целостной картины мира, а также всего происходящего в нем. В рамках научного познания происходит объединение знаний и живых и неживых объектах природы, о человеке и обществе. В ходе исследований также учитываются все социокультурные особенности современного общества.
Как результат, в ходе научного познания формируются конкретные систематизированные сведения о том или ином объекте, явлении или процессе окружающего мира. Универсальность научного познания заключается в применимости подхода к абсолютно любому объекту окружающего мира, в том числе и невещественному.
Однако научная деятельность невозможна без использования определенных базовых положений, которые являются следствием открытых ранее законов и аксиом. Их использование позволяет направить и ограничить научную деятельность таким образом, чтобы максимально рационализировать знание, а также получить достоверный итоговый результат.
Ключевыми принципами научного познания являются:
- Объективность. Ни одно мнение не может считаться более авторитетным при поиске ответа;
- Обобщение – объединение ряда характеристик в общее основание;
- Соответствие полноты обоснования – все выдвинутые гипотезы и суждения должны быть проверены теоретически и практически;
- Системность – все объекты должны рассматриваться в рамках какой-либо системы, либо как система;
- Критичность – любой факт может быть оспорен или опровергнут;
- Единство анализа и синтеза – изучения требуют все стороны конкретного изучаемого предмета;
- Причинность – использование методов документальной и экспериментальной проверки для установления взаимосвязей;
- Проверяемость – факт будет признан достоверным только в том случае, если он был произведен любое количество раз другими исследователями.
Немаловажным вопросом является рассмотрение критериев научного познания, поскольку именно они позволяют провести границу между наукой и псевдонаукой. Выделяются следующие критерии:
- простота — в процессе познания используется минимальный набор необходимых средств и алгоритмов, позволяющих прийти к решению за минимальное количество действий;
- когерентность — полученные результаты должны стать частью уже имеющихся знаний и не должны противоречить им;
- эвристичность — результаты работ должны быть направлены на совершенствование и дальнейшее развитие науки, создавать фундамент для получения новых знаний;
Именно эти принципы и определяют современное научное познание.
Заключение
Стоит понимать, что научное и ненаучное познание являются крайне взаимосвязанными понятиями. Одно невозможно без второго, поскольку они взаимно дополняют друг друга и формируют основы для развития более глубокого понимания в каждом из направлений.
Источник
Лекция 3. Виды научных результатов
Научный результат в самом широком смысле – это выраженный в том или ином виде фрагмент системы знаний и/или эффект от применения знаний; в более узком смысле – результат исследования или разработки, полученный научными методами на основе применения того или иного научно-методического аппарата.
Среди всех научных результатов наряду с результатами, получаемыми в процессе конкретного исследования (разработки), выделяют исходные посылки.
Исходные посылки– это полученные ранее научные результаты, являющиеся, отправными, начальными, обеспечивающими полноту и всесторонность исследования (разработки).
Деление результатов исследований (разработок) на исходные посылки и получаемые результаты не является абсолютным в том смысле, что ранее полученные научные результаты исследований (разработок) могут служить исходными посылками для последующих исследований (разработок), а с другой стороны, вновь предлагаемые исходные посылки, ведущие к новому решению научной задачи, сами по себе могут явиться важным новым научным результатом.
Для соискателя исходными посылками для проведения диссертационного исследования являются ранее полученные научные результаты в рассматриваемой предметной области.
При оценке научных работ проявляется стремление к явному разделению научных результатов на теоретическиеи на практическиепо ряду признаков: способ получения (теоретический, экспериментальный), форма представления (идеальная – теоретические положения, материальная – реальный объект или процесс), значимость (теоретическая, практическая). Обычно, даже в случае чёткого указания конкретного признака выделения, сделать это затруднительно, так как между соответствующими результатами всегда существует весьма тесная диалектическая взаимосвязь. Эта взаимосвязь является настолько глубокой, что довольно часто даже вполне теоретический результат называют практическим, например, когда говорят о теоретически полученных практических рекомендациях. Следовательно, реально речь может идти лишь об условном, более или менее строгом выделении явно теоретических и явно практических результатов.
Примеры крупных теоретических научных результатов – теория, методология, а также “теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как научное достижение” [4].
Примеры крупных практических научных результатов – политические, экономические и сложные технические системы, технологические процессы. Примеры менее крупных практических результатов – технические устройства и комплексы, научно обоснованные технические, экономические и технологические решения и разработки. Ещё более мелкие теоретические результаты и практические результаты-сведения находят выражение в виде научных положений той или иной теории, методологии, а также научного труда или публикации.
Среди научных положений (представляющих собой, как отмечалось в разделе 1, выраженные в виде чётких формулировок основные научные идеи концептуального уровня, имеющие научное объяснение или обоснование) можно выделить понятия, категории, определения, гипотезы, принципы, правила, математические предложения, допущения, ограничения и некоторые другие, в том числе теоретические и практические выводы и рекомендации.
Правило — положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-либо явлений [1].
Математические предложения – это всякого рода расчётно-логические обоснования и доказательства (в простейшем виде – цепочка взаимосвязанных расчётных соотношений, а в наиболее развитом виде – та или иная совокупность взаимосвязанных аксиом, лемм, теорем и тому подобных строгих математических предложений).
Теорема – теоретическое утверждение, которое может быть логически доказано на основании аксиом или на основании ранее доказанных положений [2].
Лемма— вспомогательная теорема.
Среди научных результатов исследований наряду с теоретическими и практическими можно более или менее чётко выделить результаты методического характера (методики, методы, экспериментальные установки, технологии и другие элементы, образующие научно-методический аппарат) и результаты фактографического характера (научные факты, научные эффекты, термины, определения, не имеющие методической направленности научные выводы и научные рекомендации, разработанные для практики той или иной проблемной области технические устройства и др.).
Научные эффектыявляются практическими научными результатами-событиями, получаемыми (обнаруживаемыми) в практике науки или в практике предметной области в виде явлений, предсказанных и/или объяснённых наукой. Научный эффект может быть обнаружен, зафиксирован с помощью тех или иных технических средств, описан.
В практике науки результаты-эффекты характерны для научных разработок, экспериментальных исследований, а также для процессов моделирования. Пример подобного эффекта – выявленное при статистическом моделировании увеличение эффекта при переходе от варианта А построения технического устройства к варианту Б.
В практике конкретной предметной области научные результаты-эффекты отражают то, опираясь на что можно получить отдачу от науки практике. Пример эффекта такого рода – повышение эффективности технической системы за счёт внедрения научно обоснованных рекомендаций.
При научных исследованиях и разработках результаты-эффекты, получаемые в ходе экспериментов, являются всегда промежуточными, предваряющими вытекающие из них (на основе анализа и обобщения) результаты-сведения (научные положения), которые сначала обычно выражаются в форме описанных фактов (научных фактов), потом (после теоретической проработки), как правило, в форме выводов и рекомендаций (предложений), реализация которых приводит к получению ожидаемых научных эффектов впрактике рассматриваемой предметной области.
Основные требования, по которым оценивается любой научный результат, – новизна, достоверность и значимость.
Новизна состоит в отличиях полученного научного результата от известных (опубликованных).
Достоверность(правильность, справедливость) научного результата определяется как его соответствие объективной реальности – причинно-следственным связям, присущим соответствующей предметной области.
Значимость характеризует реальный и потенциальный эффект от реализации (внедрения, применения) научного результата в теоретических и практических исследованиях и разработках.
Достоверность результатов исследования зависит главным образом от точности представления данных и адекватности используемых методов и моделей.
Точность – характеристика данных, оцениваемая величиной погрешности.
Адекватность – соответствие анализируемых объектов с точки зрения определённых целей.
Достоверность научного результата вытекает из обоснованности.
Обоснованность научного результата – это наличие убедительного доказательства его достоверности.
Достоверность и обоснованность обеспечиваются:
– учётом представительного количества факторов, влияющих на решение научной задачи;
– использованием исходных данных, полученных из практики, а также на полунатурных моделях и апробированных математических (или физических) моделях;
– обоснованным выбором основных допущений и ограничений, принятых в качестве исходных при формулировании постановок научных задач;
– использованием современного, апробированного научно-методического (математического) аппарата, корректным выбором используемых общих и частных показателей и критериев, а также применяемых и разрабатываемых математических моделей;
– сочетанием теоретических исследований с большим объёмом экспериментальных исследований;
– результатами математического и/или физического моделирования, данными лабораторных экспериментов, натурных (полунатурных) испытаний;
– высокой сходимостью теоретически (аналитически) полученных результатов и результатов моделирования с экспериментальными данными, а также с результатами натурных испытаний и/или практического внедрения;
– согласованностью полученных результатов с известными (опубликованными) данными;
– получением из вновь разработанных общих научных положений (выводов, рекомендаций, моделей, зависимостей и т.п.) широко известных частных научных результатов;
– результатами опытно-конструкторских разработок, опытом практического внедрения предложений;
– результатами испытаний (войсковых, полигонных, государственных и др.) предлагаемых технических и организационных решений.
Естественно, что не всякий научный результат является новым научным результатом, а тем более вкладом в науку.
Источник