Учет специальной оценки условий труда
Порядок использования результатов специальной оценки условий труда регламентирован положениями 426-ФЗ. Основной объем обязанностей, связанных с применением результатов СОУТ, возлагается на работодателя. Однако некоторые функции осуществляет экспертная организация, проводившая работы по договору. В отдельных случаях к данному вопросу могут быть привлечены государственные органы.
Обязанности работодателя по результатам проведения специальной оценки условий труда
Перечень обязанностей организации, выступающей в роли заказчика работ по СОУТ, определяется преимущественно ст. 15 426-ФЗ. Эта и другие статьи данного нормативного акта устанавливают, что по завершении всех необходимых процедур работодатель должен:
- ознакомиться с отчетом организации, выполнявшей работы по СОУТ, и утвердить его. Указанная процедура касается не только основной отчетной документации, но и всех приложений к ней, включая сводные ведомости результатов проведения СОУТ;
- в трехдневный срок после утверждения результатов направить соответствующее уведомление в адрес исполнителя;
- в тридцатидневный срок после утверждения отчета направить уведомление работнику об итогах спецоценки на его месте работы или иным образом уведомить его о них;
- в тридцатидневный срок после принятия отчета разместить результаты СОУТ на сайте организации для открытого доступа всех заинтересованных лиц. Например, результаты проведения СОУТ врачей ФМБА РФ вызывают интерес общественности и журналистов;
- если на данном месте работы по результатам СОУТ вредность превышает нормальные показатели — разработать и внедрить систему льгот и компенсаций для работников. Объем доплат по специальной оценке условий труда регламентирован Трудовым кодексом и другими нормативными документами. Доплаты устанавливаются всем работникам, имеющим вредных или опасные условия труда;
- обеспечить хранение результатов спецоценки согласно приказу Минкультуры № 558. Срок действия требования о хранении таких документов составляет 45 лет.
Действия работодателя при несогласии с итогами СОУТ
Приведенный алгоритм применяется в случае, если работодатель согласен с выводами, указанными в отчете по спецоценке. Если имеет место несогласие с результатами СОУТ, следует руководствоваться приказом Минтруда № 501н. Согласно этому документу работодатель должен направить в Минтруд письменное заявление с описанием своей позиции. При наличии подтверждающих документов их следует приложить к заявлению. Оно будет рассмотрено в течение 45 рабочих дней с момента его получения и регистрации.
Действия экспертной организации по результатам СОУТ
Основной задачей исполнителя после составления отчета и получения уведомления о его согласовании является информирование государственных органов о результатах СОУТ. Экспертная организация должна направить их в федеральную государственную систему учета специальной оценки условий труда.
Если по каким-либо причинам организация не выполнила свою обязанность, сделать это может работодатель. Основное отличие в данном случае будет заключаться в том, куда следует направить документы. Если экспертная организация направляет их непосредственно в систему учета, то работодателю следует предоставить их в инспекцию по труду. Специалисты ведомства затем перенаправят их в федеральную систему. Следует учитывать, что отправка результатов спецоценки в государственный орган является правом, а не обязанностью работодателя.
Источник
Специальная оценка условий труда: порядок проведения, ответственность работодателя
Фото Евгения Смирнова, Кублог
Кто должен проводить специальную оценку условий труда, в какие сроки, какая ответственность предусмотрена за непроведение или за нарушение порядка проведения спецоценки. Эти и другие вопросы мы рассмотрим в данной статье.
Одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение своим сотрудникам безопасных условий труда на рабочих местах (ст. 212 ТК РФ). Проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах является одним из мероприятий, которые проводит работодатель для исполнения этой обязанности.
1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон от 26.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон), который ввел новую процедуру, – специальную оценку условий труда (СОУТ). Она заменила аттестацию рабочих мест.
СОУТ направлена на выявление вредных и опасных факторов производственной среды, оценку уровня их воздействия на работника (ч. 1 ст. 3 Закона).
По итогам проведения специальной оценки труда работодатель:
- определяет классы (подклассы) условий труда;
- обеспечивает работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- устанавливает для сотрудников предусмотренные законодательством гарантии и компенсации;
- организовывает предварительные и периодические медосмотры;
- устанавливает дополнительный тариф взносов в ПФР;
- рассчитывает скидку (надбавку) к страховому тарифу взносов на травматизм;
- подготавливает статистическую отчетность об условиях труда.
СОУТ обязателен, но не для всех
Исключение составляют следующие категории сотрудников:
- надомники;
- дистанционные работники;
- сотрудники, вступившие в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Для того чтобы понять, в какие сроки необходимо провести плановую спецоценку, обратимся к схеме:
Сроки проведения плановой специальной оценки рабочих мест, созданных до 01.01.2014
Специальная оценка проводится не реже одного раза в 5 лет. Срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8 Закона). Однако, если проведенная спецоценка подтвердит оптимальные или допустимые условия на рабочих местах, а в течение 5 лет с даты утверждения отчета в организации не будут выявлены профзаболевания и не произойдет несчастный случай – результаты такой спецоценки автоматически продлеваются на следующие 5 лет. Но в случае выявления вредных/опасных условий труда данные рабочие места подлежат плановой спецоценке каждые 5 лет.
Ситуация: Потенциально вредные условия труда
Для потенциально вредных/опасных условий труда в Законе четко не оговорен срок проведения плановой спецоценки. Но тем не менее для этих категорий рабочих мест оценку условий труда следует проводить в кратчайшие сроки.(конец врезки)
Оценка вне плана
- при введении нового рабочего места;
- при наличии предписания ГИТ о проведении спецоценки;
- при изменении технологического процесса на рабочем месте, при замене производственного оборудования, состава применяемых материалов, сырья и т.д.;
- если произошел несчастный случай на рабочем месте (не по вине третьих лиц);
- если выявлено профессиональное заболевание;
- если имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профорганизации о проведении внеплановой СОУТ.
Комиссия СОУТ
Важно: Аналогичные рабочие места
Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч. 5-7 ст. 9 Закона). Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона). Согласно ст. 9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:
- расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
- оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
- на которых трудятся работники:
- одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;
- в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
- с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
- обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
Всегда ли нужно привлекать специализированную организацию?
На следующем этапе в дело вступает специализированная организация. Ее задача – идентифицировать вредные либо опасные факторы труда. Проще говоря, решить, может ли нанести вред здоровью человека его работа, а если может, то чем именно. Вредные факторы перечислены в Классификаторе, утвержденном Приказом Минтруда N 33н от 24.01.2014.
Следует отметить, что идентификация не осуществляется в отношении (ч. 6 ст. 10 Закона):
- рабочих мест сотрудников, профессии, должности или специальности которых включены в списки на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
- рабочих мест, на которых сотрудникам в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
Итак, эксперт специализированной организации проводит идентификацию, а ее результаты утверждает комиссия работодателя (ч. 2 ст. 10 Закона).
Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то дальнейшие исследования не проводятся (ч. 4 ст. 10 Закона).
По таким рабочим местам, а также местам, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, работодатель подает в свою трудинспекцию декларацию соответствия условий труда государственным требованиям.
Ситуация: Выявлены вредные или опасные производственные факторы
Если вредные/опасные производственные факторы выявлены, то комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений данных факторов (ч. 5 ст. 10 Закона). Закончив измерять вредные факторы, экспертная организация и комиссия проверяемой фирмы составляют отчет об итогах спецоценки. Его подписывают все члены комиссии и утверждает ее председатель. Форма отчета есть в Приказе Минтруда N 33н от 24.01.2014 г. К нему прикладываются карты оценки каждого рабочего места, прошедшего процедуру. В результате условия труда делятся на классы и подклассы по степени вредности, работники получают те или иные гарантии и компенсации, а также определятся дополнительный тариф взносов в ПФР.
Характеристика условий труда
Класс
Подкласс
Условия труда
Размер доп.тарифа
Характеристики класса (подкласса)
Оценка проведена, а что дальше?
В этот срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
Важно: обновите информацию на сайте
А если у организации имеется официальный сайт – то она должна организовать размещение на нем сводных данных о результатах оценки:
- об установленных классах (подклассах) условий труда;
- о перечне мероприятий по улучшению этих условий.
Сведения о результатах специальной оценки также нужно отразить в таблице 10 формы 4-ФСС.
У работников тоже есть обязанность – ознакомиться с результатами СОУТ (ч. 2 ст. 5 Закона). Отказ от исполнения этой обязанности может быть признан работодателем нарушением требований охраны труда. Такой отказ является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности (абз. 2 ч. 1 ст. 214, ст. 192 ТК РФ).
Специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона).
За нарушение порядка проведения либо за непроведение СОУТ предусмотрена административная ответственность, ее размер указан в таблице.
Ответственность за нарушения правил спецоценки
Норма КоАП РФ
Правонарушение
Ответственность
должностных лиц
ИП
организаций
Источник
Результатом проведения специальной оценки условий труда является обязанностью
О специальной оценке условий труда
(с изменениями на 30 декабря 2020 года)
(редакция, действующая с 1 января 2021 года)
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 216-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, N 0001201507130045);
Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 136-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.05.2016, N 0001201605010014);
Федеральным законом от 19 июля 2018 года N 208-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.07.2018, N 0001201807190060);
Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 553-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2018, N 0001201812280037);
Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 451-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2019, N 0001201912280020) (вступил в силу с 1 января 2020 года);
Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 429-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.12.2020, N 0001202012080096);
Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 503-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2020, N 0001202012300017).
Принят
Государственной Думой
23 декабря 2013 года
Одобрен
Советом Федерации
25 декабря 2013 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.
Статья 2. Регулирование специальной оценки условий труда
1. Регулирование специальной оценки условий труда осуществляется Трудовым кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Нормы, регулирующие специальную оценку условий труда и содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, должны соответствовать нормам Трудового кодекса Российской Федерации и настоящего Федерального закона.
3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
4. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.
Статья 3. Специальная оценка условий труда
1. Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
2. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
3. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями — религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом.
(Часть в редакции, введенной в действие с 8 января 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 553-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
4. Проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.
Статья 4. Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда
1. Работодатель вправе:
1) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, обоснования результатов ее проведения;
2) проводить внеплановую специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
3) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям, установленным статьей 19 настоящего Федерального закона;
4) обжаловать в порядке, установленном статьей 26 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда;
5) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подтверждения внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее — информационная система учета).
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 451-ФЗ)
2. Работодатель обязан:
1) обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона;
2) предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда и предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений);
3) не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения;
4) ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
5) давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
6) реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда;
7) рассмотреть замечания и возражения работника относительно результатов специальной оценки условий труда, представленные в письменном виде в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, и принять решение о проведении в случае необходимости внеплановой специальной оценки условий труда.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 451-ФЗ)
Статья 5. Права и обязанности работника в связи с проведением специальной оценки условий труда
1. Работник вправе:
1) присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
2) обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее также — эксперт), с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
3) обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона;
4) представлять работодателю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, и (или) в выборный орган первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии) в письменном виде замечания и возражения относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 451-ФЗ)
2. Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.
Статья 6. Права и обязанности организации, проводящей специальную оценку условий труда
1. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе:
1) отказаться в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, от проведения специальной оценки условий труда, если при ее проведении возникла либо может возникнуть угроза жизни или здоровью работников такой организации;
2) обжаловать в установленном порядке предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов.
2. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана:
1) предоставлять по требованию работодателя, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников обоснования результатов проведения специальной оценки условий труда, а также давать работникам разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах;
2) предоставлять по требованию работодателя документы, подтверждающие соответствие этой организации требованиям, установленным статьей 19 настоящего Федерального закона;
3) применять утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, и (или) методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений и соответствующие им средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее — поверка);
4) не приступать к проведению специальной оценки условий труда либо приостанавливать ее проведение в случаях:
а) непредоставления работодателем необходимых сведений, документов и информации, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда;
б) отказа работодателя обеспечить условия, необходимые для проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, в соответствии с гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона;
5) хранить коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую известной этой организации в связи с осуществлением деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 7. Применение результатов проведения специальной оценки условий труда
1. Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 451-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
3) обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
4) осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
5) организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
6) установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
7) установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
8) расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
9) обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
Источник
Что предпринимателю надо знать про СОУТ
СОУТ — специальная оценка условий труда (спецоценка труда). Это оценка вредных или опасных для здоровья работников факторов. Специалисты должны оценить тяжесть и напряжённость труда на рабочем месте. А ещё — проверить, как работники защищены от пыли, шума, яркого освещения, химических и биологических веществ.
Кто обязан проводить СОУТ
Про спецоценку условий труда — в законе №426-ФЗ и ст. 212 ТК РФ
Спецоценку обязан проводить каждый работодатель — компания или ИП. Неважно, какой у вас бизнес: кафе, типография, медицинская клиника, строительная или консалтинговая компания. Если сотрудники целый день работают на организованном вами рабочем месте, вы обязаны проводить СОУТ.
В каком случае СОУТ не нужна
1. Если все ваши исполнители работают без учёта рабочего времени вне стен компании: удалённо, дистанционно или на дому. Неважно, как вы их оформили: в штат или сотрудничаете по договору ГПХ. Главное — у них не должно быть организованного рабочего места в компании.
2. Если вы создали новую должность, но сотрудника ещё нет — нельзя оценивать вакантные места.
Как часто нужно проводить СОУТ
По плану спецоценку нужно проводить раз в 5 лет (п. 4 ст. 8 закона 426-ФЗ).
Но есть шесть случаев, когда нужно проводить внеплановую спецоценку (ст. 17 закона 426-ФЗ):
Случай | Зачем проводить спецоценку | Пример | Срок проведения |
---|---|---|---|
Запуск нового рабочего места | Если бизнесмен запускает новую должность, нужно проверить условия, в которых работает сотрудник | Чтобы контролировать продавцов, владелец магазина нанимает человека на новую вакансию — администратора | 12 месяцев с момента приёма сотрудника на новую должность |
Переезд | Если бизнесмен меняет место работы, значит, условия труда изменились — нужно их проверить | Владелец пекарни решил расширяться и переехал в другое помещение | 12 месяцев с момента переезда |
Требование трудовой инспекции | Если условия труда вредят здоровью работников, нужно устранить вредные для здоровья факторы или повысить компенсацию работникам. Для того, чтобы оценить степень их вредности, нужна спецоценка | К владельцу коптильни пришли с проверкой из Роструда. Инспектор засомневался, что производство безвредное. Он требует провести спецоценку | 6 месяцев с даты предписания инспектора Роструда |
Изменения условий работы | Если изменился технологический процесс или производственное оборудование, значит, изменились условия труда — нужно их проверить | Владелец небольшого мебельного производства установил и запустил новый станок для обработки древесины | 6 месяцев с момента изменения условий труда |
Новые материалы | Если состав материалов или сырья изменился, значит, изменились условия труда — нужно их проверить. Спецоценка нужна, только если новые материалы по составу и выделению вредных веществ сильно отличаются от прежних. Предположим, краска при высыхании выделяет аммиак, допустимое значение — 20 единиц. Если у новой краски этот показатель не превышает норму, СОУТ проводить не нужно. Если превышает — придётся | Владелец завода по производству бытовой химии сменил поставщика и стал закупать более дешёвое сырьё, которое выделяет больше вредных веществ | 6 месяцев с момента внедрения новых материалов |
Несчастный случай | Если на рабочем месте произошёл несчастный случай, или у работника обнаружили профессиональное заболевание, нужно устранить вредные для здоровья факторы или повысить компенсацию работникам. Для того, чтобы оценить степень вредности, нужна спецоценка | Диджей в ночном клубе стал терять слух из-за шумной работы | 6 месяцев с момента фиксирования несчастного случая |
Запуск нового рабочего места |
---|
Зачем проводить спецоценку Если бизнесмен запускает новую должность, нужно проверить условия, в которых работает сотрудник |
Пример Чтобы контролировать продавцов, владелец магазина нанимает человека на новую вакансию — администратора |
Срок проведения 12 месяцев с момента приёма сотрудника на новую должность |
Переезд |
Зачем проводить спецоценку Если бизнесмен меняет место работы, значит, условия труда изменились — нужно их проверить |
Пример Владелец пекарни решил расширяться и переехал в другое помещение |
Срок проведения 12 месяцев с момента переезда |
Требование трудовой инспекции |
Зачем проводить спецоценку Если условия труда вредят здоровью работников, нужно устранить вредные для здоровья факторы или повысить компенсацию работникам. Для того, чтобы оценить степень их вредности, нужна спецоценка |
Пример К владельцу коптильни пришли с проверкой из Роструда; инспектор засомневался, что производство безвредное. Он требует провести спецоценку |
Срок проведения 6 месяцев с даты предписания инспектора Роструда |
Изменения условий работы |
Зачем проводить спецоценку Если изменился технологический процесс или производственное оборудование, значит, изменились условия труда — нужно их проверить |
Пример Владелец небольшого мебельного производства установил и запустил новый станок для обработки древесины |
Срок проведения 6 месяцев с момента изменения условий труда |
Новые материалы |
Зачем проводить спецоценку Если состав материалов или сырья изменился, значит, изменились условия труда — нужно их проверить. Спецоценка нужна, только если новые материалы по составу и выделению вредных веществ сильно отличаются от прежних. Предположим, краска при высыхании выделяет аммиак, допустимое значение — 20 единиц. Если у новой краски этот показатель не превышает норму, СОУТ проводить не нужно. Если превышает — придётся |
Пример Владелец завода по производству бытовой химии решил использовать более современное, экологичное сырьё и сменил поставщика |
Срок проведения 6 месяцев с момента внедрения новых материалов |
Несчастный случай |
Зачем проводить спецоценку Если на рабочем месте произошёл несчастный случай, или у работника обнаружили профессиональное заболевание, нужно устранить вредные для здоровья факторы или повысить компенсацию работникам. Для того, чтобы оценить степень вредности, нужна спецоценка |
Пример Диджей в ночном клубе стал терять слух из-за шумной работы |
Срок проведения 6 месяцев с момента фиксирования несчастного случая |
Самостоятельно провести СОУТ нельзя — придётся нанимать компанию, которая профессионально занимается спецоценкой. При этом юридически она не должна быть связана с вашей компанией или ИП. Иначе спецоценку могут посчитать недействительной.
Как выбрать оценщика
Если у компании, которая проводит СОУТ, нет необходимых лицензий и аккредитаций, её спецоценка будет недействительной. Бизнесмена, который обратится к такой компании, могут оштрафовать за отсутствие спецоценки и заставят провести её заново. Чтобы не попасть на нелегальных оценщиков и шарлатанов, проверьте компанию. Вот что нужно проверить.
Уведомление о внесении в реестр. Попросите показать вам уведомление о внесении в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, или дать его номер:
Чтобы проверить подлинность и статус уведомления, зайдите в реестр оценщиков на сайт Минтруда России. Укажите ИНН, ОГРН или название организации, у которой планируете пройти СОУТ, и нажмите «Найти»:
Ниже появится информация о компании. Проверьте столбец «Регистрационный номер в реестре». Если в нём красным указано «Деятельность приостановлена» или «Исключена из реестра», заказывать СОУТ в этой компании нельзя. Даже если вас уверяют, что скоро всё исправят, не поддавайтесь на уговоры и не заключайте с ними договор:
Аттестат аккредитации. Для проведения СОУТ в компании должна быть специальная испытательная лаборатория. Чтобы получить право проводить спецоценку, она должна пройти аккредитацию. Бланк аттестата аккредитации стандартный для всех лабораторий. Попросите показать вам его или дать номер:
У каждой лаборатории — своя специализация, которая описана в приложении к аттестату. Дело в том, что для разных исследований нужны свои приборы. Например, для общепита важно проверить СанПиНы, для производства — уровень шума и вредные условия труда. Чтобы понять, подходит ли вам компания, проверьте область аккредитации. Для этого зайдите в реестр аккредитованных лиц. Укажите номер аттестата и нажмите на значок поиска в этой же ячейке:
В списке появится нужная вам компания. Нажмите на неё:
В новом окне откроется вся информация про испытательную лабораторию компании. В меню слева выберите «Описание области аккредитации»:
Откроется карточка с описанием области аккредитации, а над ним — документ в формате ПДФ с подробным описанием того, что может проверять лаборатория. Убедитесь, что она подходит для вашего вида бизнеса. Например, лаборатория компании «Санмедэксперт» проверяет СанПиНы, воду и производственные места. Значит, она подходит как для общепита, так и для производства:
Эксперты. В организации должно быть:
1. Минимум пять сертифицированных экспертов, которые имеют право проводить спецоценку. Проверьте их сертификаты в реестре экспертов:
2. Минимум один эксперт с высшим образованием по одной из специальностей: общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования. Попросите показать вам диплом о высшем образовании или переквалификации эксперта.
Благонадёжность. Посмотрите, кто и когда создал компанию. Важно, чтобы компания юридически не была связана с вашим бизнесом. То есть у вас не должны совпадать учредители, генеральный директор, одна компания не должна иметь уставную долю в другой. Иначе спецоценку могут посчитать недействительной.
Проверьте, совпадает ли фактический адрес и имена руководителей компании с информацией из реестра юрлиц. Убедитесь, что основной или один из видов деятельности компании — проведение специальной оценки условий труда.
Что будет, если не проводить СОУТ
В соцсетях и на форумах предпринимателей пугают, что всех, кто вовремя не провёл СОУТ, автоматически оштрафуют. Это не так.
На момент написания статьи я не нашла ни одного случая, чтобы компанию оштрафовали исключительно за непроведение СОУТ. Были организации, к которым Роструд пришёл с плановой или внеплановой проверкой и нашёл нарушения трудового законодательства. А сверху инспектор вешал штраф за непроведение СОУТ.
Минтруд объяснил, что если проверяющие обнаружат нарушения по проведению СОУТ, предпринимателя не станут сразу штрафовать. Сначала ему дадут время исправиться. И только если бизнесмен не исправит нарушение, его оштрафуют (разъяснения Минтруда от 16.01.2019):
Нарушение | Для должностных лиц | Для ИП | Для компаний | Статья закона |
---|---|---|---|---|
Нарушение порядка проведения или непроведение СОУТ | 5000–10 000 ₽ | 5000–10 000 ₽ | 60 000–80 000 ₽ | п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ |
Повторное нарушение | 30 000–40 000 ₽ или дисквалификация сроком от 1 до 3 лет | 30 000–40 000 ₽ или приостановление деятельности сроком до 90 суток | 100 000–200 000 ₽ или приостановление деятельности сроком до 90 суток | п. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ |
Нарушение порядка проведения или непроведение СОУТ |
---|
Для должностных лиц 5000–10 000 ₽ |
Для ИП 5000–10 000 ₽ |
Для компаний 60 000–80 000 ₽ |
Статья закона п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ |
Повторное нарушение |
Для должностных лиц 30 000–40 000 ₽ или дисквалификация сроком от 1 до 3 лет |
Для ИП 30 000–40 000 ₽ или приостановление деятельности сроком до 90 суток |
Для компаний 100 000–200 000 ₽ или приостановление деятельности сроком до 90 суток |
Статья закона п. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ |
Памятка
Если работники трудятся на организованном работодателем рабочем месте, ему нужно проводить СОУТ. Например, рабочие в цеху, продавцы за прилавком или сотрудники офиса. Спецоценка не касается тех, кто сотрудничает только с удалёнщиками.
По плану, СОУТ нужно проводить раз в пять лет.
Шесть случаев, когда придётся проводить внеплановую спецоценку:
1. Запуск нового рабочего места.
2. Переезд.
3. Требование трудовой инспекции.
4. Изменения условий работы.
5. Новые материалы.
6. Несчастный случай.
Самостоятельно провести спецоценку нельзя — придётся нанимать компанию-оценщика.
Чтобы не попасть на аферистов, проверьте:
1. Уведомление о внесении оценщика в реестр.
2. Аттестат аккредитации испытательной лаборатории оценщика.
3. Наличие в штате профильных экспертов.
4. Благонадёжность оценщика.
Инспектор может выявить отсутствие СОУТ только во время проверки: плановой или внеплановой. В Роструде пообещали не штрафовать нарушителей сразу. Сначала дадут возможность исправиться.
Источник
Adblockdetector