Досугово — развлекательная деятельность младших школьников во внеурочное время в соответствии с ФГОС НОО
В наше время тема «Организация досугово-развлекательной деятельности младших школьников во внеурочное время» очень актуальна, потому что досуг очень важен в школьной жизни. Для того чтобы ребёнок мог активно проводить своё свободное время с пользой для себя и окружающих.
Досуг – это специфическая форма, организация свободного времени школьника, в котором он реализует свои интересы.
Досуг, под руководством учителя – внеурочная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС.
Досуг может стать важным фактором физического и нравственного развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье, способствуют выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность оптимально организованного для ребёнка досуга заключается в том, что он может помочь ребенку реализовать то лучшее, что в нем есть, открыть в себе новые творческие способности.
Суть досуга – поддержать ребенка как человека и деятеля. Досуг детей – всегда самореализация и самореабилитация.
Ожидаемый результат – создание оптимальных условий для развития, творческая самореализация каждого, формирование навыков коллективной и организаторской деятельности, психологический комфорт и социальная защищенность.
Цель досугово – развлекательной деятельности: социализация, развитие коммуникативной культуры каждого ребенка.
Классификация видов досугово – развлекательной деятельности
Досуг ребенка может быть:
• пассивным (зрительский, слушательский) и активным (деятельностный);
•организованным (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийным (спонтанно протекающий процесс использования ребенком свободного времени);
• контролируемым и неконтролируемым;
• коллективным и индивидуальным;
•подражательным и творческим;
• опережающим и нормативным.
Виды досугово – развлекательной деятельности
• Познавательная деятельность осуществляется в ходе привлечения учеников к чтению, проведения познавательных игр, турниров, игр-путешествий, бесед, внеклассных мероприятий.
• Трудовая деятельность. Целью трудовой деятельности является формирование положительного отношения утруду, желания трудиться, убеждения в том, что трудиться необходимо.
• Социально-ориентационная деятельность богата и разнообразна по своему содержанию. У детей формируется отношение к обществу, Родине, своему народу, к себе как гражданину.
• Ценностно-ориентировочная деятельность. Ее назначение – создавать определенные связи с явлениями окружающего мира, формировать внутреннюю позицию личности по отношению к высшим ценностям.
• Художественно –эстетическая деятельность направлена на воспитание у школьников отношения к прекрасному.
• Физкультурно – спортивная (оздоровительная) деятельность формирует отношение к своему организму, здоровью, здоровому образу жизни.
Формы организации досуга
По времени проведения все формы можно разделить на:
-кратковременные (продолжительность от нескольких минут до нескольких часов);
— продолжительные (продолжительность от нескольких дней до нескольких недель);
По количеству участников формы могут быть:
— индивидуальные (учитель – ученик);
— групповые (учитель – группа детей);
— массовые (учитель – несколько групп, классов);
По видам деятельности – формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности.
По способу влияния педагога – непосредственные и опосредованные.
По субъекту организации:
— организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые;
— деятельность организуется на основе сотрудничества взрослых и детей;
— инициатива и ее реализация принадлежит детям.
— выработка общего решения (мнения);
— общественно значимый продукт.
Технология проведения досуга
1. Подготовительный этап, призванный вызвать у участников желание разнообразить свой досуг.
2. Психологический настрой – оформление помещения, атрибутика, внешний вид участников.
3. Содержание (т.е. сам досуг).
4. Финал – эмоциональное, четкое завершение мероприятия (благодарности, общая песня, призы, сюрприз…).
5. Педагогические последствия – анализ (проводится за границами мероприятия)
Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей.
Игры-конкурсы, игры-состязания – это игры, обязательным условием которых являются элементы состязательности. Таким состязанием может стать вся игра или отдельные ее этапы, фрагменты. При подготовке заданий для подобных соревнований педагогу следует обратить внимание на то, что задания командам должны быть примерно одинаковыми по содержанию и степени сложности.
Таким образом, ребята рано обретают независимость мышления, способность отстаивать свою точку зрения. Они учатся принимать и осуществлять собственные решения и нести за них ответственность. Это было показано в сюжетно-ролевых играх в рамках сетевого взаимодействия «Масленица – праздник солнца и добра» (СОШ №1), «Дружба – главное чудо на свете» (СОШ №30), путешествие «По сказкам А.С.Пушкина» (СОШ №55).
Конкурс или конкурсная программа – один из видов состязаний, задача которых поддерживать и развивать у детей желание творить, сочинять, соревноваться в силе, ловкости, умении рисовать, инсценировать песни, сказки, стихи.
Конкурс – это соревнование на лучшее выполнение определенного задания. В нем могут участвовать как отдельные учащиеся, так и целые коллективы. Конкурс может входить составной частью в массовые мероприятия, а также быть самостоятельным мероприятием. В ходе проведения конкурса каждый участник может проверить свои знания, умения, способности. В коллективной борьбе за победу формируются моральные убеждения учащихся, их взгляды, закрепляются положительные установки на овладение теоретическими и практическими умениями. В нашей сетевой группе были проведены конкурсная программа «Семь горошин для принцесс» (СОШ№20) и
творческий конкурс «Созвездие талантов» (СОШ №49).
Праздник — особо значимый и весьма трудоемкий по организации тип досугово – развлекательной деятельности. Он предполагает разнообразие развлечений, зрелищ, выставок, публичных выступлений с активным участием детей. Здесь может быть использован принцип свободного выбора досуговой деятельности (гулянье) или смена жанров для всех одновременно: например, затейничество, концерт-загадка, представление героев каких-либо событий и интервью с ними и др.
Праздник обязательно рассчитан на активную подготовку к нему всех участников; это одно из главных условий создания атмосферы ожидания праздника. Праздник – есть своеобразная форма духовного обогащения ребёнка. Любой детский праздник «развлекая – поучает…» и это мы увидели во время проведения праздника «Знатоки родной природы» (СОШ №49), «Арбузник» (СОШ №55), «Русский солдат не знает преград» (СОШ №20).
Фестиваль – это праздник общения, познания и мастерства. Отсутствие соревновательной атмосферы положительно отражается на развитии самостоятельности, инициативности и творчества учащихся начальных классов. Между ребятами формируются не конкурентные отношения, а налаживаются дружелюбные и деловые отношения, возникают взаимопонимание и взаимная поддержка, зарождаются и развиваются детские общности – это нам показали коллеги из СОШ №28 во время проведения фестиваля «Встречаем весну».
Литературно-музыкальная композиция – это один из видов театрализованного представления, где органически сочетаются главным образом литературно-художественные и музыкальные элементы, с тем чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздействовать на ум и чувства зрителя.
Литературно-музыкальная композиция, как и любое театрализованное представление, состоит из номеров и эпизодов. Но специфика именно литературно-музыкальной композиции проявляется в том, что номера в ней особенно тесно стыкуются друг с другом и создается впечатление их слитности, а порой даже размытости. Это, в сущности, так и есть. Монтаж здесь преобладает, царит над всем, и он диктует в большинстве случаев именно такую слитность. Эту специфику мы увидели при проведении литературно-музыкальной гостиной «Девятый день большого мая» на базе СОШ№30.
Спортивно — развлекательная деятельность направлена на получение удовольствия, совмещенная с физическим удовлетворением. Это и пропаганда здорового образа жизни, привлечение детей и подростков к систематическим занятиям физкультурой и спортом, формирование мотивации сохранения собственного здоровья, укрепление уверенности детей в том, что интересная и счастливая жизнь может быть только у здорового человека. Всем этим поступкам соответствовали «Зимние забавы», проведенные в СОШ №28.
Театрализованное представление – требует от организаторов большой подготовки: это и осуществление самой постановки, и подбор костюмов, реквизита, музыки, соответствующего оформления и т.д. Но в то же время, именно эта форма способствует наиболее эффективному формированию негативного отношения к вредным привычкам, «психологической сопротивляемости» отрицательному влиянию, ценностному отношению к своему здоровью. В процессе досугово-развлекательной деятельности накапливается опыт коллективного переживания, формируется нравственное здоровье ребенка, создается необходимый для общения эмоциональный запас, уважение к людям, контактность, рождается содружество, а значит, и дружба.
Источник
Досуговые программы в дополнительном образовании детей
Вслед за А.Б. Гальченко, Л.Н. Буйловой, Н.В. Клёновой мы выделяем следующие типы культурно-досуговых программ:
— разовая игровая программа;
— конкурсно-игровая программа по заданной тематике;
— игра-спектакль;
— театрализованная игра;
— зрелище;
— праздник;
— длительная досуговая программа.
В основе предложенной квалификации лежат два фактора: степень со-участия детей в программе и ее протяженность во времени.
Разовая игровая программа: не требует подготовки участников. Дети включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа». При этом предлагаемые детям игры могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные игры за столом, забавы в игротеке, подвижные игры и конкурсы в кругу, в зале, на дискотеке. Занимают такие игры от получаса и более — в зависимости от возраста участников.
Для описания разовой игровой программы может быть достаточно сценарного плана. Документом, подтверждающим квалификацию, мастерство, педагогическую культуру организатора игры, является литературный сценарий.
Конкурсно-игровая программа по заданной тематике: предполагает предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры и др. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит в подготовке, придумывании, совместном творчестве детей.
Особенности подготовки и проведения конкурсно-игровых программ в форме КВН:
— при организации КВН важно не превратить игру в обычный экзамен, лишить детей возможности импровизировать, проявлять выдумку, фантазию;
— самостоятельность детей должна сопровождаться тонким педагогиче-ским руководством, без которого выступление команды может стать образчиком пошлости и дурного тона;
— основная задача школьного КВН — привить вкус к тонкой, интеллигент-ной шутке, научить видеть смешное в себе, окружающей жизни.
Для конкурсно-игровой программы в форме КВН необходим полный сценарий с формулировкой педагогических задач, описанием мероприятий подготовительного периода, списком рекомендуемой литературы.
Другой вид конкурсно-игровых программ — интеллектуальные игры. Интеллектуальные игры — это игры, где успех достигается прежде всего за счет мыслительных способностей человека, его эрудиции и интеллекта.
В реальной практике преобладают комбинированные формы интеллектуальных игр. Чаще всего это сюжетные викторины с элементами экономической стратегии.
Особенность интеллектуальных игр — наличие вопросов, предлагаемых участникам. Поэтому одной из важнейших задач организаторов таких игр является качественный подбор и составление вопросов.
Игра-спектакль: чтобы провести игру-спектакль, необходима группа ведущих игровой программы. Как правило, ими выступают педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования. Сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля.
Театрализованная сюжетная игра: требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. Темы таких игр могут быть самыми разнообразными, например: «Суд над невежеством», «Литературные салоны 19 века» и т.п. Чаще ее проводят в коллективах старших школьников.
В оформленном виде такая программа должна предусматривать для учащихся возможность самим участвовать в развитии сюжетов, разработке образов. Для ее проведения необходимо иметь:
— четко изложенные педагогические задачи;
— план подготовки игры;
Источник
Досуговая деятельность и ее значение в дошкольной педагогике
Слово «досуг» появилось в древности, о нем упоминал еще Аристотель. В России этот термин появился в xv в. Досуг это свободное время, а свободное времяпровождение с пользой для души и тела называется досуговой деятельностью.
Досуг происходит от слова «достигать». Главное направление досуга, это восстановление духовных и развитие физических сил человека. Еще в древности свободному времяпровождению уделялось большое значение. Организации праздников, театру, искусству, уделялось большое внимание.
Досуг это – свободное время человека от своей основной занятости. Человек своим свободным временем может распоряжаться самостоятельно по своему усмотрению. Ведь досуг это развитие личности человека. Досуг и свободное время это слова синонимы. Свободное время направленное на обогащение культурных ценностей человека является деятельностью. Деятельность в свободное время является досуговой деятельностью.
Досуговая деятельность это свободное время проведенное активно и направлена на удовлетворение потребностей человека. В досуговой деятельности происходит познание собственной личности и окружающего мира.
Досуговая деятельность – осознанная и направленная активность человека,в которой он удовлетворяет потребности в познании собственной личности и окружающего мира, в результате которого он может выразить себя, собственный интересы.
К. Д.Ушинский писал:«Если человек не знает что ему делать в часы досуга, то тогда портится его голова и сердце и нравственность.» Неумение организовывать досуги для себя и особенно для окружающих, говорит о низкой культуре человека.
В своих работах великие педагоги, такие как Я. А. Каменский, Ж. Ж. Руссо и др., описывают рекомендации, как нужно организовать свободное время ребенка, чтоб он раскрыл свои скрытые таланты. Как приобщиться к культуре своего народа, а так же почитать и уважать традиции своей семьи, используя для этого свободное время.
Только в шестидесятые годы, в педагогике, начинает уделять внимание досугу. Появляются первые работы по организации досуговой деятельности (Н. А. Ахметова, Н. А. Запорожец, С. А. Шмаков). В педагогике начинают разрабатываться новые направления — организация досуга. Перед педагогическим составом встает задача организация досуга с целью формирования личностный рост ребенка. Такая задача может быть решена только в совместной и взаимной деятельности.
В научных трудах Т. С. Комаровой, Г. П. Орлова, Н. А. Ветлугиной, Б. А. Титов, Э. В. Соколова, В. А. Сухомлинского описывается свободное время ребенка и его организация. Они придают большое значение правильно продуманной организации свободного времени ребенка. И свидетельствуют о том, что таким образом у ребенка в процессе разнообразных игр происходит всестороннее развитие личности. У детей формируются интересы, развиваются навыки, способности и закрепляются знания полученные на занятиях. Досуг описывают как совокупность занятий человека в свободное время, с помощью которого удовлетворяются
связывает прошлое и будущее,
— творчество, которое способствует самовыражению,
— просвещение, которое служит развитию ума и т. д.
Б. А. Титов пишет, что досуг, это позитивное явление и его можно рассматривать как творческое поведение в свободное время.
Досуговая деятельность оказывает огромное влияние на воспитание, развитие детей. На физические, психические, и духовные потребности. И дальнейшее развитие человеческих сил.
Э. В. Соколов рассматривает досуг, как свободное время, когда можно сделать выбор занятий, где используется и физическая и умственная активность.
Э. В. Соколов предлагает несколько видов досуга:
— отдых, служит для восстановления сил,
— праздник, который сегодняшний день досуг рассматривается как приоритетное направление в дошкольной организации и он является основой формирования культуры ребенка. Досуговые мероприятия для детей, это сфера, в которой ребенок себя может раскрыть, показать и выявить свои таланты, умения и знания. Раскрываются его истинные потребности. Развивается его правильное общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми. В сфере досуга дети более открыты, более взаимодейственны друг с другом, более дружелюбны. Детский досуг социализирует, развивает и готовит детей к взрослой жизни. В условиях досуга происходит контакт человека с миром, а так же развиваются его духовно – культурные ценности. В организации досуговой деятельности принимают участие музыкальный руководитель, воспитатель, старший воспитатель, педагоги дошкольной организации и родители.
Одна из самых главных и основных задач досуга, является условием для эмоционального отдыха детей. Н. А Ветлина и Н. Б. Зацепина в своих работах показывает, что досуг организуется взрослыми для того, чтобы создать комфортные условия и снять психическое и физическое напряжение дома в семье и в группе, а так же для создания комфортных условий, особенно в дошкольной организации. А на сегодняшний день, в дошкольной организации, досуг рассматривается как развлечение и проведение праздников и утренников, ребенка не учат правильно и с пользой занимать свое свободное время.
В свободное время, дети должны заниматься интересной по их мнению и содержанию деятельностью, которая вызывает в них чувство уверенности, радости, формирует новые способности, уверенности в своих силах. Расширяет круг общения с взрослыми и сверстниками. Насыщенная и интересная деятельность детей, насыщает их положительными эмоциями, тем самым благоприятно влияет на физическое и духовное воспитание, что позволяет детям восстанавливать свои физические и духовные силы.
Досуговая деятельность, при известных обстоятельствах, становится важным фактором общего развития детей. Любимые занятия, интересное время провождение для детей, является важным фактором и поддерживает эмоциональное здоровье в каждом ребенке.
Досуговая деятельность способствует комфортному выходу из стрессов, каких- то мелких беспокойств. Ценность такой деятельности, заключается в том, что досуг помогает ребенку реализовать и выявить все то лучшее, что имеется в нем. Таким образом, задача и цель педагога в дошкольной организации досуговой деятельности – научить детей полезно и творчески проводить свое свободное время. И создавать при этом благоприятные условия для формирования и развития целостной личности ребенка.
С. А. Шматков подразделяет досуг на группы:
Первая группа досугасвязана с функцией восстановление сил ребенка: прогулка, спорт, игры, забавы.
Вторая группа досугасвязана с развитием духовных ценностей: чтение книг, рассказывание сказок, просмотр телепередач, фильмов, посещение выставок, музеев, путешествии.
Третья группа досуга связана с развитием духовных потребностей и с трудовой деятельностью: спортивно-игровая, художественно-театральная, и научно- исследовательская досуговая деятельность.
Четвертая группа досуга учебная: конкурсы, походы, лагеря.
С. А. Шматков говорит, что детский досуг и его интересы постоянно меняются, в зависимости от ценностей семьи и меняются интересы детей и целенаправленность досуга.
М. Б. Зацепина [19] выделяет три типа отношений к организации досуга:
Первая – полное безразличие т. е педагогическая безнадзорность.
Вторая — излишняя заорганизованность, когда ребенок не имеет право выбора, а взрослые настаивают.
Третий — поиск путей форм и средств, методов которые соединяют в единое целое познание и развлечение.
В третьем случае взрослый сосредотачивает свое внимание на формирование у детей интереса к данному мероприятию и положительного эмоционального результата.
Важным качеством любой досуговой деятельности, которая совершается в свободное время, является то, что она должна быть интересной, прежде всего ребенку для максимального и активного участия с его стороны.
В досуговой деятельности, в большей степени удовлетворяются личные потребности ребенка, которые отражаются в дальнейшем в первую очередь в духовности. Деятельность, которая протекает в свободное время на основе интереса и желания участия в ней, непосредственно связана с учебной деятельностью, в ней удовлетворяются познавательные потребности. Но конечно главное, что в досуговой деятельности имеет место быть удовлетворение духовных потребностей. [36]
В связи с этим, необходимо помнить и знать, что интерес является стимулом в досуговой деятельности. Поэтому, при проведении и организации досуга для детей в дошкольной образовательной организации, должны учитываться интересы детей. Интерес является неотъемлемым условием в организации досуга. Если какая либо деятельность перестает вызывать интерес у ребенка, то ребенок просто отказывается участвовать в ней. Необходимо постоянно стимулировать, активизировать проявление интереса и создавать постоянно новый интерес досуговой деятельности.
Жизнь ребенка очень насыщенна, столько новой для него информации вокруг, поэтому ребенок тратит очень много физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне, детская досуговая деятельность, осуществляется только на основании детских игр, что помогает снять дневное напряжение. Именно во время досуговой деятельности и происходит восстановление утраченных физических и психологических сил. Во время досуга, дети получают огромное удовольствие от участия в нем. Участвуя в играх и развлечениях, дети реализуют потребность в движении, могут проявлять инициативу легкость, активность, сообразительность и все это происходит во время досуговой деятельности.
Система образования в России, на сегодняшний день терпит очень большие изменения. И конечно же, это коснулось и системы дошкольного образования. На этапе современного развития, в дошкольном образовании одним из важных вопросов является поиск более новых методов форм образования и воспитания детей дошкольного возраста. Сегодня, очень большое внимание уделяют формированию и воспитанию личности ребенка. Личностные качества человек приобретает в следствии обучения и воспитания т. е формируются и развиваются. Личность ребенка развивается в обучении, приобретении знаний, умении и навыков. Большое значение в формировании личности ребенка имеет творческая деятельность, она формирует эмоциональное отношение к миру. Огромный вклад в формировании личности ребенка и его творческой деятельности вносит дошкольная образовательная организация. И немаловажную роль в дошкольной образовательной организации имеет досуговая деятельность.
Жизнь ребенка в ДОО невозможно представить без веселых досугов без развлечения и праздников. Досуговая деятельность осуществляется в дошкольной организации через дополнительное образование. В организации и проведении досуговых мероприятий реализуются множество поставленных педагогических задач, таких как образовательные, воспитательные, познавательные.
Существуют множество форм организации детских досуговых мероприятий в дошкольной образовательной организации.Такие как: спортивные, музыкальные, фольклорные, театральные, речевые досуги и т. д.
Досуги в детском саду очень разнообразны по форме содержанию и эмоциональной насыщенности. В процессе досуговых мероприятий,решаются задачи важных направлений: нравственного, эстетического, физического, трудового и интеллектуального воспитания.
В работе по организации досуговых мероприятий для дошкольников необходимо придерживаться некоторым принципам.
-принцип позитивности (создания дружелюбной атмосферы сотрудничества, доброжелательности, взаимопомощи);
-принцип саморазвития (реализация творческих возможностей, способностей каждого участника мероприятия);
-принцип комплексности (формирование всех компонентов здорового образа жизни);
-принцип целостности (развитие самосознания личности каждого ребенка);
-принцип духовности (установление взаимосвязи и понимание высших ценностей,приобретении своего духовного мира: здоровье, добро, счастье, развитие внутреннего мира ребенка);
-принцип индивидуальности (индивидуальное, физическое и психическое развития, ребенка). [22 c-8]
Досуговая деятельность ребенка связана с развитием познавательных потребностей. Освоением его реального мира. В процессе участия в досуговой деятельности от ребенка требуется активность, и напряжение, при этом выявляется и формируются способности к саморазвитию и самовыражению. [22 c- 91]
На сегодняшний день многие дети дошкольного и школьного возраста не умеют пользоваться своим свободным временем и проводят его пассивно. Многие не умеют самостоятельно воспользоваться имеющимся свободным временем для проведения интересного и содержательного досуга. Все дети в основном, в свободное время, стремятся получить развлечения, а не знания. Самая основная проблема в том, что взрослые не приучают ребенка с детства относится к досугу как к источнику удовлетворения своих познавательных потребностей и стремлений. В основном, это неправильное отношение взрослых к организации свободного времени детей.
Проведение досуговых мероприятий, способствуют укреплению детского организма в целом, создают положительный и эмоциональный настрой в детском коллективе. Досуг является важной составляющей деятельностью, которая помогает формировать характер и личность ребенка. [16]
Каждый ребенок обладает своей собственной индивидуальностью, имеет свои собственные интересы, привычки, свой маленький собственный внутренний мир. Задача ДОО и педагога, организовать оптимальную для возраста ребенка, состояния его здоровья и для эмоционального комфорта, досуговое мероприятие.
Итак: проблема свободного времени и его организация является предметом изучения многих авторов. Досуг занимает свободное время, которое является личной сферой человека. Досуг, это способ к совершенствованию и самореализации. Использование досуга как средство развитие детей в период дошкольного детства, является актуальной проблемой дошкольной педагогики. Решением вопроса, является организация и взаимодействия педагога и родителей.
«Весеннее путешествие с Колобком». Досуговая деятельность с детьми третьего года жизни Цель: — Формирование положительных эмоций в процессе просмотра сказки — Формирование активной речи. Задачи: 1. Развивать эмоциональную.
Досуговая деятельность «Новогодняя ёлочка» Досуговая деятельность «Новогодняя ёлочка». Цель: изготовление новогодней ёлочки из бросового материала. Задачи: Развивать мелкую моторику.
Вопросы к кроссворду по педагогике и риторике КРОССВОРД 1. Царь Вавилона, правил приблизительно в 1793—1750 годах до н. э. Известность получил благодаря дошедшему до нас Кодексу законов,.
Культурно-досуговая деятельность с детьми первой младшей группы Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Сентябрь Настольный театр по сказке «Репка» Физкультурное развлечение «Я в лес пошел, грибы нашел».
Культурно-досуговая деятельность в старшей группе на 2017–2018 учебный год Культурно-досуговая деятельность в старшей группе (5-6 лет) 2017-2018 учебный год Дата Тема недели КДД Сентябрь 1 неделя (04.09 – 08.09).
Культурно-досуговая деятельность детского сада «Музей кукол» «Музей кукол» Содержание: 1. Паспортные данные мини-музея 2. Положение 3. Приказ 4. Аспекты музейной деятельности 5. План работы по созданию.
Досуговая деятельность с детьми первой младшей группы. Конспекты игр-занятий КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ (2-3 ГОДА) Занятие 1. Цыплята на прогулке Цели: вызвать интерес к игре, обогащать.
Проект по музейной педагогике Организация совместной деятельности детей и взрослых в рамках музейной педагогики — это наиболее естественный и эффективный контекст развития.
Семинар на тему «Проектная деятельность в дошкольной образовательной организации» Томей М. Ф., воспитатель ГБОУСОШ №619 Калининского района Санкт-Петербурга ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ Использование метода проектов в экологическом.
Трудовая деятельность старших дошкольников. Виды и значение труда в становлении личности ребенка Комиссарова Маргарита Михайловна МАДОУ «Родничок», город Хабаровск Трудовая деятельность в детском саду имеет огромное значение: 1. Образовательное.
Источник
Досуговая деятельность и её виды
Досуг является объектом исследования достаточно большого круга общественных наук: социологии, философии, психологии, педагогики и других, которые вносят своеобразие в понимание этого понятия. Во многих отраслях знания понятия «досуг» и «свободное время» используются как синонимы.
Досуг часто отождествляется со свободным временем с внешкольной и внеклассной работой и даже с нерабочим временем Существует много интерпретаций слова «досуг».
Досуг-часть внерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи и другие виды бытового самообслуживания).
Свободное время-общественно-историческое явление, часть социального свободного времени, не занятая делами производственной или жизненной необходимости.
Досуг-это часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека; деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости. Досуг-это не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: играми, философским умосозерцанием, общением и т.п.
Досуговая деятельность осуществляется как дома, так и в специальных учреждениях, задача которых создавать необходимые условия для досуга. В число учреждений сферы досуга входят библиотеки, музеи, клубы, учреждения искусств, физкультуры и спорта, туристско-экскурсионные и другие различные общественные организации, способствующие развитию творчества, помогающие людям развлекаться и отдыхать.
Таким образом, досуг — это часть свободного времени, которая тесно связана и пересекается с отдыхом, саморазвитием и развлечением.
Досуг напрямую ассоциируется с деятельностью, мы будем считать, что досуговая деятельность — это осознанная и целенаправленная активная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей в познании собственной личности и окружающего мира.
Деятельность, входящую в сферу досуга, можно условно разделить на несколько взаимосвязанных групп:
· учёба и самообразование (различные формы индивидуального и коллективного освоения культуры: посещение публично-зрелищных мероприятий и музеев, чтение книг, слушание радио и просмотр телевизионных передач);
· различные формы любительской и общественной деятельности (самодеятельные занятия и увлечения (хобби), физкультура и спорт, туризм и экскурсии и т.д.);
· общение с другими людьми (занятия и игры с детьми, товарищеские встречи (дома, в кафе, на вечерах отдыха и т.д.);
· часть досуга расходуется на пассивный отдых.
Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.
Структура досуга: самообразование, приобщение к культуре, т.е. чтение и посещение учреждений культуры, общественная активность, научно-техническое любительское творчество, художественно-эстетическая самодеятельность, занятия с детьми, общение по интересам, пассивный отдых.
Макс Каплан считает, что досуг — это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности, направленных на восстановление. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики.
Основываясь на выше сказанном, можно вывести следующие основные характеристики досуга:
· досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;
· досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
· досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
· досуг формирует и развивает личность;
· досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
· досуг стимулирует творческую инициативу;
· досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;
· досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
· досуг способствует самовоспитанию личности.
Плодотворное использование досуга человеком — важная задача общества, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески.
Так как, дипломная работа посвящена разработке открытия новых секционных направлений в детских центрах, то функции и задачи досуга мы рассмотрим со стороны особенностей организации детского досуга.
Детский досуг это своеобразная «зона невмешательства» так необходимая для самопроверки, оценке собственного «Я». Досуг для подростков — это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно полноценно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна самореализационная функция.
Через механизм эмоционального восприятия и переживания дети максимально активно усваивают элементы творческой деятельности. Которые закрепляются в их сознании и поведении и откладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Можно сделать вывод — детскому досугу свойственна творческая функция.
Такие формы досуга как самостоятельные объединения по интересам, игровые программы, массовые праздники и другие — благоприятная сфера для обеспечения общения между детьми. Можно обозначить еще одну функцию детского досуга — коммуникативную.
Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей, подростков и юношества. В досуге происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта — это значит, что детскому досугу свойственна просветительская функция.
Одна из важных задач детского досуга — помочь в выборе профессии. От первого периода детства до юношеского возраста все актуальней становится вопрос об избрании профессии. Большинство детей находят ответ на этот важный вопрос в сфере досуга. Во время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и телепередачи, где открывают для себя мир профессий. Досуговые учреждения целенаправленно осуществляют профориентационную деятельность, то есть, детский досуг предполагает осуществление профориентационной функции.
Жизнедеятельность современных детей, подростков и юношества предельно насыщена — требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне детский досуг, осуществляющийся преимущественно на основе игровой деятельности, помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция.
Досуг детей, подростков и юношества развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и примененным на практике. Рассмотрим принципы досуга:
· Принцип всеобщности и доступности-то есть возможность приобщения, вовлеченности всех без исключения детей, подростков и юношества в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потребностей подрастающего поколения, их досуговых запросов и интересов.
· Принцип самодеятельности — реализуется на всех уровнях детского досуга: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности держится на творческой активности, увлеченности и инициативе детей.
· Принцип индивидуального подхода — предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей, подростков и юношества при обеспечении их досуга.
· Принцип систематичности и целенаправленности — предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей, подростков и юношества. Это процесс ограниченного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.
· Принцип преемственности — в первую очередь предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать деятельность родителей, всех взрослых на передачу детям социального знания и опыта на проведение разумного досуга, его философии. Принцип преемственности означает также поддержание норм и традиций при перемещении детей из одной возрастной общности в другую, из одного социально-воспитательного учреждения в другое.
· Принцип занимательности — заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации. Детский досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой. Все это превращает досуг детей, подростков и юношества в праздник.
Таким образом, реализация всех функций позволяет активно использовать досуг в качестве средств, реализующих самые разнообразные задачи.
С.А. Шмаков — профессор, ученый, педагог разделяет виды досуговой деятельности на ряд групп:
1. Первая группа связана с восстановлением различных сил ребенка. К ней необходимо отнести прогулки на свежем воздухе, спорт, вечера отдыха, забавы, развлечения, игры. Спорт, двигательная деятельность активизирует физическую активность детей и способствует укреплению здоровья, развитию выносливости, ловкости.
2. Вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, приобщением к духовным ценностям. К ней можно отнести чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т.п. Содержание данной группы досуга стимулирует познавательную активность детей, способствует освоению общечеловеческой культуры, исторических, литературных ценностей, формированию мировоззрения детей.
3. Третья группа связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью. К данному содержанию досуга можно отнести научно-исследовательскую деятельность, художественно-театральную, техническую, спортивно-игровую, трудовую, прикладную деятельность. Включение детей в эту группу досуга развивает активную жизненную позицию, способствует самоопределению личности, ее самоактуализации в творческой деятельности.
4. Четвертая группа реализует потребность в общении. К данной группе необходимо отнести вечера встреч, танцы, дискотеки, вечеринки, творческие объединения, клубы, кружки. Общение с другими детьми развивает коммуникативные умения, формирует у ребенка способность использовать различные способы межличностного взаимодействия, быть адаптивным к различным социальным ситуациям.
5. Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебой детей. Это — выездные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива и т.п. Включение ребенка в пятую группу досуга является значимым для развития организаторских способностей, формирования умений самостоятельно организовывать как собственный досуг, так и увлекать сверстников содержательной деятельностью.
Досуг — это такой вид деятельности, в котором органично сочетаются обучение и воспитание. С одной стороны, он способствует формированию у ребенка различных представлений о сущности тех или иных явлений, развивает определенные умения и навыки, а с другой стороны, досуг формирует нравственные качества личности человека, такие как целеустремленность, личностную и познавательную активность, умение взаимодействовать с детьми, планировать деятельность, оказывать взаимопомощь, сотрудничать.
С.А. Шмаков методы досуговой педагогики определяет как путь познания и преобразования мира и человека, в нем живущего. Методы — это совокупность приемов (технологических частей) и способов организации воспитывающей жизни, воспитывающей деятельности, воспитывающих отношений. С их помощью воспитатель решает поставленные педагогические задачи. В организации досуга ребенка С.А. Шмаков выделяет следующие методы сотрудничества и сотворчества с детьми:
· методы воспитывающих ситуаций;
Отдых и развлечения как виды досуга рассматриваются так же при активном отдыхе-напряжение снимается занятиями физкультурой. Этому способствует спортивное направление в структуре социокультурного сервиса.
Источник