Продуктивная деятельность младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Статья о продуктивной творческой деятельности детей младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
produktivnaya_deyatelnost_mlashikh_shkolnikov.docx | 16.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Лихицкая Н.Н., Олейник О.Б.
учителя начальных классов,
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности, итог создания субъективно нового. Основной критерий, определяющий творчество — уникальность его результата. В творческий процесс человек вкладывает несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, то есть конечный результат отражает некие аспекты личности, придающие продуктам творчества дополнительную личностно-окрашенную ценность. Поэтому проблема развития творчества тесным образом связана с продуктивным образованием, так как важнейшим путем реализации продуктивности является организация творческой деятельности ученика в школе.
В психолого-педагогических исследованиях теоретически обоснованы деятельная, познавательная, духовная и социальная составляющие творческой активности ребенка, которая является системообразующим фактором творчества и одним из важнейших критериев продуктивности деятельности. Вспомним рассуждения Л.С. Выготского: «. как электричество действует и проявляется не только там, где величественная гроза и ослепительная молния, но и в лампочке карманного фонарика, так точно и творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданием гениев».Эффективность процесса развития творческого воображения в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются учителем в работе. И на наш взгляд целесообразно проводить специальную работу с помощью природного материала и нетрадиционных методик рисования. Существует много нетрадиционных техник, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Перечисленные ниже нетрадиционные техники способствуют этому:
-оригами;
-пластилинография;
-бумагопластика;
-монотипия;
— работа с сыпучими, бросовым и волокнистым материалом;
-изонить;
-тестопластика и другие.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Творческая работа направленная на создание поделок из природного материала не просто забава и приятное развлечение на прогулке. Это настоящее мастерство сродни искусству. Как неповторима природа, так и неповторимо то, что создано руками детей. Школьники с большим интересом и желанием мастерят необычные вещицы – сувениры, подарки, украшения. Самое важное в искусстве создания поделок из природного материала – это умение видеть в природной форме какой-либо образ. Так, например, обыкновенные семена сирени могут превратиться в необычный, красивый цветок.
Источник
Организация продуктивной деятельности первоклассников
Пригодская, Д. Н. Организация продуктивной деятельности первоклассников / Д. Н. Пригодская, С. П. Зубова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 150-153. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41618/ (дата обращения: 08.07.2021).
В статье характеризуется сущность продуктивной деятельности младших школьников, приводится один из способов организации продуктивной деятельности первоклассников во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: продуктивная деятельность, организация внеурочной деятельности
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования (ФГОС НО) сформулированы требования к условиям организации образовательного процесса, важнейшим из которых является создание условий для продуктивной, творческой деятельности обучающихся. В то же время содержание отдельных учебных дисциплин не позволяет в полной мере реализовать возможности образовательного процесса для реализации таких условий. Сказанное делает актуальной проблему организации внеурочной деятельности младших школьников с целью создания условий для осуществления ими продуктивной, творческой деятельности.
Прилагательные «продуктивная» и «творческая» в нашем исследовании являются синонимами. Действительно, сущностной характеристикой и продуктивной, и творческой деятельности является наличие принципиально нового продукта. Психологи, однако, отмечают, что для того, чтобы деятельность имела продуктивный характер, необходимо, чтобы этот новый продукт был в дальнейшем использован.
Если рассматривать учебную деятельность младшего школьника, а именно поисковую познавательную деятельность, то мы увидим, что ее продуктом является либо новый способ деятельности, либо новое понятие или представление, субъективно новое для ученика, причем, в дальнейшей своей деятельности это новое будет использоваться как прием учения или средство получения новых знаний. Это означает, что такую деятельность можно назвать и творческой (эвристической), и продуктивной. Такая точка зрения совпадает с позицией отечественных психологов и дидактов (В. В. Давыдов, Н. Г. Салмина, Д. Б. Эльконин и др.), которые под продуктивной деятельностью понимали деятельность по переоткрытию обучающимися научных понятий, содержание которых изначально заложено в учебном процессе и используемых в учебных заданиях материалах.
По мнению Н. Г. Салминой и Е. Е. Сапоговой, продуктивная деятельность является деятельностью моделирования, продуктом которой выступает модель, воспроизводящая ключевые особенности реальных объектов и способная выступить в качестве их заместителя. То есть модель, которую строит ученик, является субъективно новым продуктом и используется в дальнейшем учении для удовлетворения потребности в познании нового [3, с. 114].
В исследованиях Л. Г. Лысюк и Э. Д. Телегиной отмечаются общие характеристики продуктивной деятельности — отсутствие заданности, запрограммированности, формулируемость основных образований по ходу деятельности, преобразование и продуцирование нового знания [2, с. 18].
Анализ приведенных точек зрения позволил нам выделить следующие сущностные характеристики продуктивной деятельности:
− в результате осуществления продуктивной деятельности получается новый продукт;
− новизна продукта может быть объективной (продукт является новым, ранее не существовавшим, он новый для всех потребителей) и субъективной («открытые» учеником правило, способ деятельности, которые являются новыми только для него);
− полученный продукт может быть материальным (фигурка из пластилина, новая картина и т. п.) и идеальным (новая схема, новый способ деятельности).
Возникает вопрос: какие методические средства целесообразно использовать в начальной школе для создания условий осуществления продуктивной деятельности?
Безусловно, предметное содержание содержит возможности для создания таких условий. В то же время, изучение содержания предметов предполагает деление учебного материала на предметные области, каждая из которых имеет свою специфику. Практика показывает, что интеграция знаний по разным предметам для младшего школьника представляет значительные трудности. Отсюда — затруднения ребенка в осуществлении продуктивной деятельности. Внеурочная деятельность, в силу своего надпредметного характера, позволяет избежать таких трудностей.
В рамках внеурочной деятельности можно разрабатывать проекты, для выполнения которых требуется использовать знания разных предметных областей, организовывать и проводить интеллектуальные игры, на которых для победы необходимо выполнить такие универсальные учебные действия, как анализ, моделирование, сравнение и др.
Мы предлагаем еще один способ организации внеурочной деятельности младших школьников (первоклассников) для создания условий осуществления их продуктивной деятельности. Нами разработана интегрированная программа «Панорама открытий» для первоклассников. Интегрированный характер программы характеризуется следующим.
Изучаемое содержание носит надпредметный характер и объединяется одной темой. Например, на занятии по теме «Осень» обучающиеся анализируют, сравнивают, выявляя особенности осени, классифицируют листья, выделяя разные основания для классификации, выдвигают гипотезы о причинах листопада, раскрашивают листья и вместе моделируют осеннее дерево. На занятии по теме «Страна Геометрия» первоклассники знакомятся с геометрическими фигурами, сравнивая двухмерные фигуры и их трехмерные аналоги, например, куб и квадрат, круг и цилиндр и т. п., затем конкретизируют модели, дорисовывая куб до известных им предметов окружающего мира, распознают изученные фигуры, анализируя рисунок, проводят исследование: лепят из пластилина шар и цилиндр, затем разрезают их стекой по разным направлениям и делают вывод о формах сечений шара и цилиндра (обобщение).
Задания являются многоцелевыми: одно задание направлено на достижение нескольких учебных целей. Так, лепка из пластилина позволяет развивать мелкие мышцы руки, выполнять все операции из состава конструктивной деятельности (прогнозирование, анализ, синтез, контроль), самостоятельно «открывать» новые факты (предметные знания).
Все задания направлены на формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных).
Приведем фрагмент занятия по программе «Панорама открытий».
Этапы занятия
Способы организации продуктивной деятельности обучающихся
- Организационно-мотивационный этап. Сообщение темы занятия.
− Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами встретились на занятиях во второй раз.
− Вспомните, пожалуйста, о каком времени года мы с вами говорили на первом занятии?
− С какого месяца начинается осень?
− Что происходит в самый первый день сентября?
− Кто знает, какие науки изучают школьники? (мультфильм «Складываем геометрические фигуры»)
- Актуализация личного опыта детей (представлений о геометрических фигурах)
− Сегодня мы с вами тоже начнем изучать одну математическую науку — геометрию. Для этого отправимся в путешествие по стране геометрии. «Снова в стране геометрии»
− Какие фигуры вы еще знаете?
Продукт деятельности: овладение понятиями «треугольник», «квадрат»
- Интериоризация новых знаний
− Чтобы вы вспомнили о разных геометрических фигурах, посмотрите мультфильм (мир геометрических фигур). Какие фигуры были названы в мультфильме?
- Раскрашивание домика. Задание направлено на развитие мелких мышц руки, формирование умения выполнять действия по образцу.
− А сейчас вы будете раскрашивать волшебный домик. В нем спрятались разные геометрические фигуры. Как раскрасить домик, вам подскажут карандаши. Расскажите, как вы используете эти подсказки.
− Сколько треугольников вы смогли найти?
Дети раскрашивают листья, затем под руководством учителя классифицируют их. По цвету, по форме. Коллективный продукт деятельности – осеннее дерево
- Интериоризация новых знаний
− Но не только эти фигуры живут в стране «Геометрия». Все фигуры, о которых мы с вами говорили, называются плоскими, потому что их можно уместить в плоскости: на листе, на столе. Есть еще и обемные фигуры, которые называются геометрическими телами. (мультфильм «Плоские и объемные геометрические фигуры).
- Рефлексия. Задание направлено на формирование умения конкретизировать модель.
− Посмотрите на рисунки, которые у вас на парте. Назовите геометрическое тело, нарисованное там. Сколько таких тел нарисовано у вас на листе?
− На какие предметы похоже это геометрическое тело? Почему похоже?
− Чего не хватает, чтобы можно было точно сказать, какой предмет?
− Посмотрите на слайд. Я дорисовала рисунок так, чтобы было понятно, какой предмет. Назовите эти предметы.
− А сейчас вы дорисуете свои рисунки так, чтобы стало понятно, какой предмет нарисован. Найдите как можно больше вариантов.
Продукт деятельности: рисунки конкретных предметов на основе модели
- Работа с пластилином. Задание-исследование. Направлено на формирование умения выдвигать и проверять гипотезы.
− Слепите колбаску. Какое тело напоминает эта колбаска?
− А сейчас мы с вами попробуем разрезать колбаск (сечение параллельно основаниям цилиндра). Как вы думаете, какая плоская фигура будет на срезе? (проверяем разрезанием).
− А если разрезать цилиндр под углом? (проверяем разрезанием).
Цилиндр. Круг. Овал. После разрезания шарика делают выво о том, что все сечения шара — круги. Продукт деятельности: шар, цилиндр, слепленные из пластилина. Продукт деятельности: представления о форме сечений шара и цилиндра плоскостями, проведенными под разными углами.
- Свободное конструирование. Задание направлено на формирование умения строить замысел (прогнозировать), моделировать.
− В Шишкиной школе вы видели, что можно из плоских геометрических фигур составить разные картинки. А вы сейчас, слепив несколько шаров и цилиндров, разрезая их так, как вам нужно, составьте предметы, какие захотите.
Продукт деятельности: разные поделки, выполненные по замыслу детей.
В приведенном фрагменте деятельность учителя направлена на организацию продуктивной деятельности обучающихся: на каждом этапе занятия первоклассники получают какой-либо продукт — идеальный (способ действия или понятие) или материальный (поделки). Деятельность обучающихся, с одной стороны, активна — выполняются анализ, синтез, сравнение; с другой стороны, носит практический, предметный характер, что вполне соответствует возрастным особенностям первоклассников. Все задания на занятии многоцелевые, что способствует формированию у обучающихся представлений о мире как о системе.
1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
2. Лысюк Л. Г. Становление продуктивного целеполагания у детей 2–4 лет в онтогенезе: Автореф. дис. д-ра психол. наук: 19.00.13. / Бел. гос. пед. ун-т им. М.: Танка. – Минск, 1997.
3. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении/Н. Г. Салмина. – М.: Моск. гос. ун-т, 1988. — 284 с.
Источник
Теоретические основы формирования продуктивной деятельности на уроках литературного чтения
Формирование продуктивной деятельности с младшем школьном возрасте без сомнения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности.
На современном этапе реконструкции образования все больше отмечается значимость проблемы повышения качества образования. Это можно отнести как к содержанию, целям образования, так и к методам и формам обучения, направленным на формирование личности, способной к самостоятельным действиям, саморазвитию, к самореализации. Данная точка зрения является актуальной задачей современной педагогики. Приоритетом для российского образования является обеспечение современного качества образования. При этом, важно соответствовать актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства в целом. Это и будет, на мой взгляд, рациональной организацией процесса обучения [1,17].
Современная образовательная политика дает возможность выбора учебных программ, организаций, учебно-методических комплектов, обновления информационной нагрузки разного рода требуют от учащихся умения рационально располагать своими интеллектуальными, временными ресурсами, разумно строить учебную деятельность. В последствии этих изменений необходим переход к продуктивному образованию.
Данная проблема в педагогической практике является сложной. Это связано с недостаточной теоретической подготовкой педагогов к решению данной проблемы. Результат исследования работы учителей в плане формирования продуктивной деятельности показывает, что у большей части учителей низкий уровень знаний и умений, связанных с изучением и формированием продуктивной деятельности учащихся.
Требования современного, российского образования к педагогу и ученикам ведут к огромным энергетическим и умственным затратам. Следовательно, перед школой стоит проблема, обеспечить характер образования, который будет гарантировать выпускнику социальную устойчивость, способствовать применять свои знания и опыт в самостоятельной жизни. Современное образование считает важным обеспечить формирование продуктивных видов деятельности. Сформировать личность, готовую к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Одним из способов решения сложившейся проблемы является гуманность образовательного процесса, направленная на формирование у учащихся продуктивных видов деятельности. Создателем гуманной педагогики в науке является Ш.А.Амонашвили. Под гуманностью он подразумевает уважение к личности каждого школьника.
Состояние проблемы формирования продуктивной деятельности младших школьников в практике работы, нельзя читать удовлетворенным. Поэтому, современные образовательные организации призваны к созданию необходимых психолого-педагогических условий для личностного развития каждого ребенка.
Использование продуктивной деятельности в образовании приводит, в конечном счете, к самостоятельной учебной деятельности учащихся.
Деятельностью называется система различных форм реализации отношений субъекта к миру объектов. Так определял понятие «деятельность» создатель одного из вариантов деятельностного подхода в психологии Алексей Николаевич Леонтьев.
Современная теория и практика начинают строить дидактику на ином (личностном) понимании продуктивной деятельности, которая должна быть доступна каждому школьнику. Если учащийся добивается успеха в школе, то и в жизни он добьется успехов.
Продуктивная деятельность играет важную роль и в развитии личности школьника. Она формирует жизненный опыт, новые взаимоотношения в социуме, развивает учебную мотивацию и определяет самооценку учащегося.
В педагогической науке процессы формирования продуктивной деятельности были раскрыты в работах (М.А.Балабан, М.И.Башмакова, И.Бем, З.И.Калмыкова, Н.В.Кузьмина, И.Я.Лернер, И.П.Подласый, А.В.Хуторской и др.). Подробно изучены педагогические условия организации формирования продуктивной деятельности учащихся (Г.Н.Мирошникова); продуктивное учение как модель демократизации учебного процесса (Н.Б.Крылова) и др.
Формировать продуктивные виды деятельности учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Согласно мысли Л.С.Выготского, обучение в школе выдвигает творчество в центр сознательной деятельности ребенка. [3]
Исследованием этого вопроса занимались многие известные психологи, такие как: Ж.Пиаже, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Л.В.Занков, В.В.Давыдов, Р.С.Немов, Е.И.Рогов, они углубили теорию формирования продуктивной, творческой, деятельности. Научно обосновали процесс решения задач субъективно-творческого характера, обосновали условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения. [3]
По мнению Л.С.Выготского, литературное творчество является самым характерным для младшего школьного возраста.
Проблема формирования продуктивных видов деятельности лежит на стыке обучения, воспитания и развития личности и является важнейшим аспектом современного образования. Необходимо обозначить, какие психолого-педагогические условия поспособствуют эффективному формированию у младших школьников продуктивной деятельности на уроках литературного чтения.
Источник
Динамика результатов по образовательным областям и продуктивных видов деятельности
Диагностика проводилась в сроки с 1 октября по 15 октября 2017 года, с 15 мая по 30 мая 2018 года, с целью выявления уровня усвоения программного материала детьми ранней группы. Учебно-образовательный процесс строится на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.
1. Изучение результатов освоения детьми ранней группы основной образовательной программы дошкольного образования;
2. Оценка эффективности педагогических действий;
3. Проектирование образовательной деятельности на основе результатов педагогической диагностики.
Предполагаемый результат мониторинга – повышение эффективности образовательного процесса.
Методы диагностики: наблюдение, беседа, дидактическая игра, дидактическое упражнение, индивидуальные задания, статистическая обработка информации.
Исследовалось освоение детьми основной образовательной программы дошкольного образования по пяти образовательным областям: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Вводная и итоговая диагностика проводились на основе диагностических таблиц, разработанных авторами программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Списочный состав группы 16 детей.
Сравнительный анализ мониторинга показал, что воспитанники демонстрируют положительную динамику по всем образовательным областям.
По итогам диагностики получены следующие результаты:
1.По речевому развитию: динамика уровня сформированности составляет 31% (с25% до 56%).
2.По познавательному развитию: динамика уровня сформированности составляет 32% (с 31% до 63%).
3.По художественно-эстетическому развитию: динамика сформированности составляет 50% (с 19% до 69%).
4.По социально-коммуникативному развитию: динамика сформированности составляет 38% (с 31% до 69%).
5.По физическому развитию: динамика сформированности составляет 31% (с 31% до 62%).
Качественный скачок высоких результатов произошел в социально-коммуникативном, художественно-эстетическом развитии.
Показатель низкого (недостаточного)уровня освоения программного материала в следующем: часто болеющие дети; дети, отсутствующие по семейным обстоятельствам.
Средний и высокий результаты 69% в освоении программного материала получены вследствие того,что:
— образовательный процесс построен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и направлен на максимальное развитие их способностей.
В целях повышения качества освоения детьми программного материала по всем образовательным областямследует сделать упор на:
— индивидуальную коррекционную работу,
-экспериментальную деятельность,
-работу родителей с детьми дома.
Справку составила воспитатель первой категории Ефимова Александра Ивановна.
Ознакомлен старший воспитатель: Слепцова Валентина Петровна.
Аналитическая справка по результатам освоения детьми основной общеобразовательной программы младшей группы
МБДОУ ЦРР Сартанский детский сад «Кустук»
на 2018 – 2019 учебный год
Диагностика проводилась в сроки с 3 октября по 18 октября 2018 года, с 15 мая по 30 мая 2019 года, с целью выявления уровня усвоения программного материала детьми ранней группы. Учебно-образовательный процесс строится на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.
4. Изучение результатов освоения детьми младшей группы основной образовательной программы дошкольного образования;
5. Оценка эффективности педагогических действий;
6. Проектирование образовательной деятельности на основе результатов педагогической диагностики.
Предполагаемый результат мониторинга – повышение эффективности образовательного процесса.
Методы диагностики: наблюдение, беседа, дидактическая игра, дидактическое упражнение, индивидуальные задания, статистическая обработка информации.
Исследовалось освоение детьми основной образовательной программы дошкольного образования по пяти образовательным областям: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Вводная и итоговая диагностика проводились на основе диагностических таблиц, разработанных авторами программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Списочный состав группы 19 детей.
Сравнительный анализ мониторинга показал, что воспитанники демонстрируют положительную динамику по всем образовательным областям.
По итогам диагностики получены следующие результаты:
6.По речевому развитию: динамика уровня сформированности составляет 37% (с 21% до 58%).
7.По познавательному развитию: динамика уровня сформированности составляет 42% (с 26% до 68%).
8.По художественно-эстетическому развитию: динамика сформированности составляет 16% (с 26% до 42%).
9.По социально-коммуникативному развитию: динамика сформированности составляет 32% (с 21% до 53%).
10.По физическому развитию: динамика сформированности составляет 42% (с 21% до 63%).
Качественный скачок высоких результатов произошел в социально-коммуникативном, познавательном развитии, физическом развитии и речевом развитии.
Показатель низкого (недостаточного)уровня освоения программного материала в следующем: часто болеющие дети; дети, отсутствующие по семейным обстоятельствам.
Средний и высокий результаты 68% в освоении программного материала получены вследствие того,что:
— образовательный процесс построен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и направлен на максимальное развитие их способностей.
Использование современных технологий, дидактических игр, дидактических упражнений, экспериментальной деятельности, работы с родителями. Программный материал усвоен детьми в полном объёме.
В целях повышения качества освоения детьми программного материала по всем образовательным областямследует сделать упор на:
— индивидуальную коррекционную работу,
-экспериментальную деятельность,
-работу родителей с детьми дома.
Справку составила воспитатель первой категории Ефимова Александра Ивановна
Ознакомлен старший воспитатель: Слепцова Валентина Петровна.
Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности «Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности» В последнее время мы наблюдаем стремительное увеличение.
Фотоотчёт квест-игры с педагогами «Путешествие по образовательным областям» С целью повышения интереса воспитателей к инновационным технологиям в образовательном процессе ДО, проведена квест- игра «Путешествие по.
Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 1 Часть 2 Современные идеи развивающего обучения позволяют создавать в дошкольном учреждении условия для интеграции видов изобразительной.
Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 2 Часть 1 Ребёнка нужно не просто научить рисовать, его нужно заинтересовать этим видом деятельности, увлечь. Только активность и интерес.
Использование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возраста Дорогие коллеги, примите мои искренние поздравления с весенним праздником и пожелания удачи во всех начинаниях: и в семье, и на работе.
Оценка результатов детской деятельности-календарь «Мои успехи» (подготовительная группа) Добыл! Достиг! Добился! Чтоб воздалось стократ, Немало потрудился; Тем слаще результат! Вопрос о том, как оценивать достижения детей,.
Картотека игр по интеграции физкультурно-оздоровительной работы и разных видов детской деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Подвижные игры:«Математические задания»Цель: учить выполнять задания по установке воспитателя, решать арифметические.
Конспект квест-игры с педагогами «Путешествие по образовательным областям» Задачи: показать педагогам, как можно организовать с дошкольниками различные виды детской деятельности, используя многофункциональное пособие.
Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям. Познавательное развитие» Форма проведения: Семинар – практикум. Цель: повысить компетентность педагогов МБДОУ в области знаний ФГОС ДО способствовать улучшению.
Семинар-практикум по внедрению ФГОС по образовательным областям. 2 блок «Социально-коммуникативное развитие» Форма проведения: Семинар – практикум. Цель: — повысить компетентность педагогов МБДОУ в области знаний ФГОС ДО способствовать улучшению.
Источник
Продуктивные виды деятельности младших школьников
Под продуктивной деятельностью можно понимать особый вид художественно-творческой деятельности, направленный на создание субъективно нового продукта в процессе рисования, лепки, аппликации, конструирования. Посредством продуктивной деятельности происходит развитие творческих способностей, эффективное, гармоничное и полноценное развитие креативности и творческого потенциала младшего школьника. Изобразительное искусство относится к тому виду деятельности, который чаще всего вызывает эмоционально-положительное отношение младших школьников, способствует повышению познавательной активности, устойчивости и организованности в работе, развитию восприятия, наблюдательности, внимания, совершенствованию мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Уроки изобразительного искусства, их зрелищный, эмоциональный характер положительно сказываются на эмоционально-эстетическом развитии учащихся начальной школы: расширяют возможности детей замечать, осмысливать и оценивать красивое, гармоничное, развивают эмоциональную отзывчивость, вызывают стремление более тщательно и аккуратно выполнять рисунки. Занятия рисованием могут быть рационально использованы в качестве эффективного средства активизации речевой и мыслительной деятельности учащихся, в результате чего создаются благоприятные условия для общения младших школьников в учебном процессе. При самостоятельном создании личностно значимых творческих продуктов у детей формируются разнообразные гибкие умения и навыки творческой работы. Развитию творческого потенциала школьника способствует организация творческо-развивающей среды квалифицированными педагогами творческого типа, а также обеспечение начальной школы психолого-педагогическим сопровождением продуктивной творческой деятельности с учетом полихудожественного и междисциплинарного подхода.
Повышению мотивации и интереса к изобразительной деятельности в младшем школьном возрасте способствуют:
• эмоционально-игровой характер организации изобразительной деятельности: органическое сочетание специально подобранных дидактических игр и игровых упражнений, связанных непосредственно с изображением;
• рациональное использование наглядных, словесных и практических методов обучения;
• максимальное увеличение объема, разнообразия и вариативности графических заданий;
• соединение предметно-практической деятельности младших школьников с изобразительной деятельностью.
Практический пример
Повышению интереса к изобразительной деятельности может способствовать игра-соревнование «Кто больше?». На полосках бумаги школьники делают первый мазок краской любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот ребенок, который сделает больше накрасок различной светлоты.
В школу поступают дети с разным уровнем подготовки к школьному обучению и с различным опытом изобразительной деятельности: некоторые никогда не рисовали, другие рисовали, но без всякого руководства, третьи учились рисовать в детском саду. От начального уровня сформированности навыков продуктивной деятельности во многом зависит их последующее развитие. У многих младших школьников впервые формируются основы знаний и умений реалистического изображения.
Первоначально младшие школьники еще не исправляют ошибок в своих рисунках или делают это очень редко с помощью резинки или путем сплошного замазывания карандашом или краской больших элементов изображения. Самый распространенный способ исправления рисунков в младшем школьном возрасте заключается в выполнении этого изображения на новом листе бумаги. Период рисования в начальных классах можно назвать периодом повествовательного изображения, при котором рисунок для младшего школьника является перечислением описываемых деталей и элементов. Это обусловлено тем, что дети стремятся наиболее полно и всесторонне рассказать об объектах изображения, а поэтому и изображают каждый из них так, чтобы он весь, со всеми деталями и нюансами, был виден на рисунке.
Характерной особенностью изобразительной деятельности в младшем школьном возрасте является также слабое осознание трудностей изображения. Ученики охотно изображают любой объект – это объясняется тем, что требования, предъявляемые детьми к своим рисункам, заключаются в основном в простом узнавании изображаемого. Младших школьников интересует главным образом «что», а не «как» изображено. При выборе предмета изображения ребенок ориентируется на наличие интереса к самому предмету, а не на легкость его изображения.
Первоначально небольшие задания дети выполняют под контролем учителя очень хорошо, но они еще затрудняются в самостоятельном переходе от одной задачи к другой и не могут самостоятельно ставить их в процессе изображения. Многие младшие школьники всегда увлечены выполнением текущей изобразительной работы и могут забывать о цели, которой необходимо подчинить свою текущую деятельность.
Ученики 1–2 классов обычно без специального обучения не могут качественно сравнить свой рисунок с оригиналом в процессе изображения. Если в 1-м классе во время рисования с натуры спрятать вазу, являющуюся натурой, дети могут и не заметить ее исчезновения. Часто во время рисования с натуры ребенок совершенно не знает, как именно ее изображать. Некоторым детям после постановки темы очередной композиции сложно изобразить свой замысел. Слабая подготовка в отношении техники изображения объектов приводит к невозможности выполнить рисунок в течение урока или делает его выполнение неинтересным. Это часто приводит к «угасанию» детского изобразительного творчества в рисовании к концу младшего школьного возраста. Большинство всех допущенных ошибок изображения у младших школьников обусловлено отсутствием построения рисунка. Младшие школьники чаще всего рисуют, как получится, а не строят изображение по определенным расчетам, хотя уже в 1-м классе для них доступны такие простейшие расчеты (высота предмета равна шести делениям линейки, а ширина – трем или башенка имеет в высоту четыре кубика, а в ширину – пять и т. п.). При систематическом обучении рисованию с натуры у младших школьников сравнительно быстро изменяется отношение к ней. Уже очень скоро дети начинают осознавать, что невозможно рисовать с натуры, не видя натуры. К концу младшего школьного возраста ученики уже успешно выполняют задачу на сопоставление своего рисунка и натуры. Переводы глаз с натуры на рисунок свидетельствуют об устанавливающемся контроле и проверке своего изображения.
Постепенно младшие школьники учатся использовать все выразительные средства реалистического рисунка в художественной практике, креативно-деятельностно воплощать задуманную композицию в рисовании, овладевают репродуктивным опытом передачи объема посредством линии, конструкции, перспективы, светотени и т. д. У детей совершенствуются двигательные навыки, произвольные графические действия, способность управлять ручными движениями в разных видах изобразительной деятельности, что положительно влияет на овладение техникой письма и формирование навыков трудовой деятельности. Под влиянием обучения младшие школьники все увереннее используют различные средства изображения объектов окружающей действительности: человек, животные, атрибуты, элементы природы, более грамотно и качественно осуществляют задуманную композицию сюжета и в полной мере выражают свои чувства и эмоциональные переживания по поводу окружающей действительности. При умелом руководстве и мотивации ученики постепенно овладевают рисованием с натуры натюрмортов, пейзажей, фигуры человека. В цветных изображениях они могут добиваться сложных цветовых сочетаний, передавать объем, характер освещения предметов и фигур.
Результаты исследования О.Р. Лагутиной[18]показали, что младшие школьники свободнее и быстрее осваивают светотеневое рисование кистью (кистевую технику), если начинают обучение с декоративного рисования. При последовательности освоения техники рисования – от декоративного к натурному, по памяти, а затем к сюжетному – школьники активнее используют более сложные штриховые линии в натурном и сюжетном рисовании (контурные, «ищущие», основные, вспомогательные, штриховые). Кистью дети в начальной школе могут делать мазки, подчеркивающие плоскую и резко разграничивающую свет и тень, форму и фактуру. В сюжетном рисовании все усвоенные в декоративном и натурном, изображении по памяти технические приемы дети могут использовать без дополнительного показа их учителем. У отдельных младших школьников происходит быстрое повышение качества изображения, что доказывает взаимодействие восприятия и креативно-деятельностного исполнительства. Условием такого эффективного взаимодействия является предварительная дифференциация видов рисования, подразумевающая преемственное обучение средствам изображения. Взаимосвязь видов рисования позволяет овладеть конструктивным, перспективным, тональным рисунком, характерным для различных объектов изображения, освоить общие для каждого из них способы осознания приемов изображения форм, из которых они состоят; ускоряет процесс обучения трехмерному изображению предметов в сюжетном рисовании. Систематические целенаправленные занятия обеспечивают у значительного большинства детей стойкую возрастную динамику в продуктах изобразительной деятельности: увеличивается количество деталей и специфических элементов изображаемого, точнее изображаются пространственные свойства, взаимное расположение и цвет объектов, улучшается техника изображения.
Г.А. Горбуновой[19]были установлены некоторые психологические различия в изобразительной деятельности младших школьников, характеризующихся доминированием экстраверсии или интроверсии. Экстраверты преимущественно склонны к обобщению цвета, выражению точности колорита, быстро находят красоту в цветовых отношениях, и им нравятся сложные натурные постановки с большим количеством предметов. Вместе с этим они довольно слабо выражают конструкцию предметов, от чего страдает передача пространства в рисунке и в абрисе не достигается графическая точность объемов. Поэтому обучая этих детей, следует прежде всего помочь им в области анализа объемов предметов и их характеристик пластических форм. Интроверты, в свою очередь, наоборот, в цветовом решении заметно уступают экстравертам, так как «списывают» с натуры отдельные цветовые оттенки, хотя и видят, различают соотношения пятен и силуэтов. В рисунке интроверты больше сосредоточены на фиксировании пропорций, соотношении силуэтов и передаче взаимного положения объектов в изображенном пространстве. Такой подход мешает этим учащимся осуществлять обобщения как в цвете, так и в тоне.
Автор отмечает, что индивидуальность ребенка всегда проявляется в свойственной для него манере рисования. Например, дети «живописцы» смело и свободно работают всей плоскостью кисти, толстыми пастельными мелками по слегка намеченному рисунку, а «рисовальщики» выполняют хороший рисунок карандашом, избегая работать по нему кистью, потому что боятся нарушить целостность контура изображения. «Комбинированная» группа детей обладают способностями из двух вышеперечисленных групп. Кроме того, дети отличаются различным уровнем активизации творческой деятельности: низкий, средний и высокий (табл. 1.6).
Источник