Результат работы программы
В учебных заведениях сотрудникам так тяжело заполнять электронные версии посещаемости студентов в ручную. Это занимает много времени и не исключены ошибки сотрудников.
«Визуaлизация пoсeщаемости» предстaвляет сoбoй приложение, в котoром пoльзователь имeет возможность вeсти oтчёт посещаемости занятий стyдентами в учебном заведении.
Прилoжений, схoжих по фyнкциoнaлу c дaнной прoграммой, ограниченное количество в сети. Оно, в отличии от своих аналогов, бесплатно. Дaнный прогрaммный продукт полeзeн для учeбных завeдений, дабы избeжать множeственные затрaты времeни нa запoлнение журналов.
Электронная система ведения отчётов посещаемости, очень удобна и легка в использовании. Пользователю не придётся в ручнyю запoлнять всe предлaгaeмыe пoля, зa них этo cдeлaeт прoгрaммa, чтo знaчительнo oблегчaeт рaботy coтрудникaм yчeбныx зaвeдeний.
Автоматизировать процесс проверки и контроля посещаемости студентов в учебных заведениях. С данной целью создать программу «для отслеживания посещаемости студентов» предусматриваемая возможность разграничения прав доступа пользователей к хранимой информации. Разграничение доступа для пользователей приложения реализовано в разрезе группы пользователей и группы администратора.
1.2.1. Технические средства
Технические средства – электронные и механические части вычислительного устройства, входящие в состав системы или сети, исключая программное обеспечение и данные (то есть информация, которая хранится и обрабатывается в системе). Технические средства приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Технические средства
№ | Технические средства | Характеристики |
Ноутбук | HP | |
Процессор | Intel(R) Celeron(R) CPU | |
SSD | 128 GB | |
ОЗУ | 1 Gb |
Программные средства – совокупность программ системы обработки информации и программных документов, необходимых для эксплуатации этой программы. Программные средства приведены в таблице 2.
Таблица 2 – Программные средства
№ | Назначение | Программные средства |
Операционная система | Windows XP | |
Текстовый редактор | Microsoft Word 2013 | |
Система управления базами данных | Firebird v2.1 | |
Среда разработки | Delphi 7 |
Разработать программу для отслеживания посещаемости студентов. И последующего добовления информации в базу данных.
Приложение имеет дополнительную возможность:
— возможность регистрации и авторизации пользователей.
Предоставление администратору возможности редактировать, удалять списки и учетные записи пользователей.
Входные данные приложения:
— логин и пароль пользователя;
— данные, вносимые в базу данных;
— данные, вносимые в поле поиска.
Выходные данные приложения:
— вывод данных, хранящейся в таблице;
— вывод данных по результатам поиска.
2.2.1 Описания задачи
Программа представляет собой табличный интерфейс, хранит данные о посещаемости той или иной группы в базе данных.
В данном приложении используется разграничение прав доступа на пользователя и администратора.
Администратор имеет следующие права:
- Редактировать записи, вводимые пользователем;
- Удалять записи, вводимые пользователем;
- Добавлять записи.
Пользователь имеет следующие права:
- Добавлять записи;
- Удалять записи;
- Изменять записи.
Описание входных и выходных данных
Таблица 3 — Входные и выходные данные
Модуль | Имя | Ограничение | Тип | Описание |
AdminUnit | res | Variant | Отвечает за ID группы | |
PolzovatelUnit | res | variant | Переменная отвечает за ID группы | |
prep | variant | Переменная отвечает за ID преподавателя | ||
Stud | variant | Переменная отвечает за ID студента | ||
pred | veriant | Переменная отвечает за ID предмета |
Функциональная схема — документ, разъясняющий процессы, протекающие в отдельных функциональных цепях изделия (установки) или изделия (установки) в целом.
Для использования программы, пользователь должен зарегистрироваться. Если пользователь зарегистрирован, то он вводит данные в окно авторизации. В зависимости какие у авторизованного пользователя права, у него откроется окно для заполнения отчёта или панель администратора. Пользователь, после регистрации получит права на заполнение отчёта посещаемости группы. Пользователь с правами администратора получит доступ к панели администратора, где возможно создовать учётные записи, удалять учётные записи, изменять списки групп, студентов, преподавателей и предметов.
Рисунок 1 – Функциональная схема данных
На структурной схеме показано взаимодействие модулей программы.
Рисунок 2 – Структурная схема данных
Даталогическая модель данных
Под даталогической понимается модель, отражающая логические взаимосвязи между элементами данных безотносительно их содержания и физической организации. При этом даталогическая модель разрабатывается с учётом конкретной реализации СУБД, также с учётом специфики конкретной предметной области на основе её инфологической модели.
Рисунок 3 – Даталогическая модель данных
Инфологическая модель данных
Рисунок 4 – Инфологическая модель данных
Результат работы программы
Рисунок 5 – Окно «Авторизация»
Рисунок 6 – Окно «Регистрация»
Рисунок 7 – Окно «Выбор предмета»
Рисунок 8 – Окно «Выбор преподавателя»
Рисунок 9 – Окно «Выбор студента»
Рисунок 10 – Окно «Паель администратора(Группа)»
Рисунок 11 – Окно «Панель администратора(Отделение)»
Рисунок 12 – Окно «Панель администратора (Студенты)»
Рисунок 13 – Окно «Панель администратора(Пользователи)»
Рисунок 14 – Окно «Панель администратора (Преподаватель)»
Рисунок 15 – Окно «Панель администратора (Предмет)»
В ходе тестирования программы применялись 3 вида тестов : Функциональные(Ф), стрессовый (С), критический(К).
Таблица 4 — Тестовый набор для авторизации
Тип | Входные данные | Ожидаемые выходные данные | Описание | |
Login | Password | |||
Ф | Admin | Admin | True | Запуск основного окна |
С | * | O | False | Оставление в авторизации |
С | O | fhfdhdf | False | Оставление в авторизации |
С | O | Пустое множество | False | Оставление в авторизации |
C | Внесение строки S232-1 | Пустое множество | False | Остановка приложения |
C | Пустое множество | Внесение строки S2GB | False | Остановка приложения |
K | * | Внесение строки S232-1 | False | Остановка приложения |
K | * | Внесение строки S232-1 | False | Остановка приложения |
При разработке приложения использовались система управления базами данных Firebird 2.1. Firebird (FirebirdSQL) — кроссплатформенная система управления базами данных (СУБД), работающая на Mac OS X,Linux, Microsoft Windows и разнообразных Unix платформах.
Firebird используется в различных промышленных системах (складские и хозяйственные, финансовый и государственный сектора) с 2001 г. Это коммерчески независимый проект C и C++ программистов, технических советников.
Среди недостатков: отсутствие кэша результатов запросов, полнотекстовых индексов, значительное падение производительности при росте внутренней фрагментации базы. Над решением этих проблем неустанно работает сообщество.
IBExpert — GUI-оболочка, предназначенная для разработки и администрирования баз данных InterBase и Firebird, а также для выбора и изменения данных, хранящихся в базах.
Как основные достоинства IBExpert разработчики указывают:
- поддержка InterBase версий 4.х, 5.х, 6.х, 7.х, 2007 и 2009; Firebird 1.х, 2.x, 3.x; Yaffil 1.х;
- работа одновременно с несколькими базами данных;
- отдельные редакторы для всех объектов БД с синтаксической подсветкой;
- мощный SQL-редактор с историей запросов и возможностью их фонового выполнения;
- автозавершение кода SQL (название таблиц, полей, и т. п.);
- отладчик хранимых процедур и триггеров;
- поиск в метаданных;
- полное и частичное извлечение данных и метаданных;
- анализатор зависимостей объектов баз данных;
- отчёты по метаданным;
- менеджеры пользователей и пользовательских привилегий;
- экспорт данных в различные форматы.
IBExpert обладает множеством облегчающих работу компонентов: визуальный редактор для всех объектов базы данных, редактор SQL и исполнитель скриптов, отладчик для хранимых процедур и триггеров, построитель области, инструмент для импорта данных из различных источников, собственный скриптовый язык, а также дизайнер баз данных.
Отладка программы была проведена во время тестирования программы , были исправлены некоторые мелкие ошибки.
- В проекте используется модулей: 6.
- Объём исходного текста: 474 строки.
Таблица 7 — Модули
Модуль | Описание | Количество строк кода | Размер в (Кбайтов) |
AdminUnit | Данный модуль является формой администратора, в нём можно измерять данные о пользователях, удалять учётные записи, а так же добавлять новые. | ||
AuthorizationUnit | Данный модуль является формой авторизацией в системе. | ||
MainUnit | Данный модуль является связывающим. | ||
PolzovatelUnit | Данный модуль хранит в себе записи пользователей. | ||
PosechaemostUnit | Данный модуль является основным и отвечает за работоспособность приложения. | ||
DMUnit | Данный модуль отвечает за привязку базы данных к приложению. |
В результате данного курсового проекта, мною создавалось приложение «Визуализация посещаемости». В результате данной работы мною были приобретены навыки работы в среде программирования Delphi 7, СУБД FireBird.
Был получен не большой опыт работы с базами данных, а так же полноценно оформлять документацию к схожим проектам.
В результате курсового проекта были приобретены следующие навыки:
- Работа в среде программирования Delphi 7;
- Работа с базами данных FireBird 2.1;
- Работа с документацией Word 2013.
Статьи к прочтению:
Осень. Результат работы программы Фотошоу Про
Похожие статьи:
Федеральное агентство связи Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Поволжский…
В результате выполнения программы на экране отображается следующее (рис 1.3): Рис 1.3- Результат работы программы при объектно-ориентированном подходе…
Источник
Программное обеспечение: примеры. Разработка программного обеспечения
Что такое программное обеспечение? Примеры его практического использования мы встречаем каждый день, садясь за компьютер. Даже простое перемещение мыши по экрану — это результат работы программного обеспечения. Какие есть разновидности ПО? Как осуществляется разработка программного обеспечения?
Программное обеспечение: теория
Работа компьютера осуществляется за счет совокупного использования аппаратного и программного обеспечения. Под первым понимается набор микросхем, плат и прочих электронных компонентов и устройств, входящих в состав ПК. Под вторым — компьютерные программы, которые предназначены для обработки информации и выполнения полезных действий при помощи ПК. Первое на сленге часто называется «железо», второе — «софт».
Появляется ПО на компьютере посредством инсталляции — размещения соответствующих файлов на диске. В ряде случаев необходимо производить обновление программного обеспечения. Это, по сути, повторная инсталляция более совершенной и современной версии ПО. Чтобы установить программное обеспечение, нужно обладать так называемым «дистрибутивом». Он представляет собой специализированную программу-инсталлятор.
Есть два основных типа ПО — системное и прикладное. Первая разновидность обеспечивает работу ПК с точки зрения его основных функций: запуск, загрузку и осуществление низкоуровневых вычислительных операций. Основными разновидностями системного ПО принято считать операционные системы (ОС), а также средства управления аппаратными компонентами компьютера и их настройки.
Прикладное ПО — это программы, с помощью которых на ПК производятся практически значимые действия. Например, набор текста, построение таблиц, рисование, пользование интернетом и т. д.
Если упростить язык, то можно резюмировать так: системное программное обеспечение — для компьютера, прикладное — для пользователя. Еще один способ объяснить разницу простым языком: работа системных программ, как правило не видна. Они выполняют свои функции без «согласования» с пользователем, в скрытом режиме. В свою очередь, только при прямом участии пользователя работает прикладное программное обеспечение. Примеры и того и другого мы сегодня рассмотрим.
Есть, конечно, и «некомпьютерные» виды ПО. Ими могут управляться иного рода устройства — к примеру, планшеты, смартфоны, телевизоры. Есть программное обеспечение систем климат-контроля, промышленных объектов и т. д.
Что такое операционная система?
ОС — базовый с точки зрения эксплуатации возможностей ПК вид системного ПО. Почему его относят к этой категории программного обеспечения? Дело в том, что в средах, формируемых операционными системами, работают все остальное ПО компьютера (как системное, так и прикладное). ОС являют собой базу для работы ПК. Если нет операционной системы, то ни одна другая программа работать не будет. Основные процессы работы ОС скрыты от пользователя.
Самые распространенные в мире ОС для ПК — Windows (самая популярная, есть очень много ее версий — 7-я, 8-я, XP и другие), Linux, MacOS.
Системное ПО: драйвера
Второй, пожалуй, по значимости вид системного ПО — драйвера. Они призваны обеспечивать корректную работу аппаратных компонентов. Если на компьютере не инсталлированы драйверы для диска, то он функционировать не будет. Аналогично — для видеокарты, мыши, модема и даже процессора. Типовое программное обеспечение сети — драйвер маршрутизатора или же модема. Данный вид ПО, как правило, поставляется производителями оборудования (и во многих случаях входят в состав операционных систем).
Такова сущность системного ПО. На очереди у нас — прикладное программное обеспечение, примеры самых популярных решений и основные возможности, которые предлагаются пользователям.
Прикладное ПО: антивирусы, утилиты
Распространенные виды прикладного программного обеспечения — это антивирусы и утилиты. Первые предназначены защищать ПК от вредоносных программ, которые способны вывести из строя другое ПО или даже аппаратные компоненты компьютера. Одни из самых популярных в России антивирусов — NOD32, DrWeb, Kaspersky. Утилиты призваны обеспечивать стабильную работу ПК, следить за тем, насколько корректно работают процессор, диски, память и другие аппаратные компоненты компьютера.
Популярные прикладные программы. Microsoft Word
Какие из конкретных образцов прикладного ПО находят наибольшую востребованность сегодня? Прежде всего, это касается программ для обработки текстов. Такого рода операции на компьютере — исторически самые первые. Одна из наиболее популярных в мире программ для обработки текстов и выполнения сопутствующих операций (рисование таблиц, графиков и т. д.) — Word. Разработала ее одна из крупнейших в мире корпораций — американская Microsoft. Допустима ее русская транскрипция, которая звучит как «программа Ворд».
К настоящему моменту выпущено несколько версий данного ПО. Функции в каждом из них отличаются, но базовая (и самая востребованная на практике) задача, выполняемая MS Word в той или иной модификации, — форматирование текста, сохранение его в файл и обеспечение (при необходимости) его корректного вывода на принтер.
Microsoft Word: возможности
«Программа Ворд» умеет выполнять огромное количество операций. А именно:
— форматирование букв и абзацев (подбор шрифта нужного размера и основных атрибутов — подчеркивание, написание жирным, курсив, расстояние между строк и т. д.)
— оформление внешнего вида страниц (задание цвета и рисунка на фоне, добавление графики, картинок и т. д.)
— добавление сопутствующих тексту элементов (таблиц, графиков, значков и т. д.)
Научиться пользоваться Word очень просто. Многие из элементов управления программой понятны интуитивно. Также стоит отметить, что компания Microsoft, выпустившая Word, снабдила свое решение подробной справочной системой, обратиться к которой пользователь может, нажав на клавиатуре F1.
Популярные прикладные программы: Microsoft Excel
Пример другого популярного прикладного ПО — Microsoft Excel (по-русски — «программа Эксель»). Ее узкая специализация — вычисления при помощи электронных таблиц. Такого рода решения значительно упрощают работу с цифрами.
Несмотря на то что данная программа считается профессиональной, освоить базовые методы работы с ней могут даже начинающие пользователи (отчего она и приобрела всемирную известность).
Microsoft Excel: возможности
Самые простые операции в Excel — это отображение текста и цифр в виде таблиц. Рабочее поле программы, собственно, и выглядит как большое количество ячеек, в каждую из которых можно что-то вписать. Более сложная процедура — построение графиков, введение формул. Операции, которые требуют профессиональной подготовки — программирование так называемых «макросов» (своего рода внутренних программ), инженерные вычисления.
Перечислим самые распространенные на практике типы задач, которые умеет решать «программа Эксель»:
— математические расчеты с использованием числовых значений в табличных ячейках (суммирование, вычитание, деление, умножение, выстраивание прогрессий и т. д.);
— применение формул для автоматизации счета;
— составление отчетов, бланков, опросников и иных документов, которые наиболее комфортно смотрятся в виде таблиц;
— построение графиков, визуализация статистики при помощи диаграмм.
Так же как и в случае с Word, пользование Excel очень легко освоить самостоятельно. Элементы управления программой во многом интуитивно понятно. Данный вид ПО также снабжен подробной справочной системой (которая может пригодиться не только начинающему пользователю, но и профессионалу).
Популярные прикладные программы: Adobe Photoshop
Часто у пользователей возникает потребность в задействовании одной интересной программы — «Фотошопа». Для Windows 7, 8 или же XP она существует в большом количестве версий. Официально эта программа называется Adobe Photoshop. Она предназначена для рисования (такого рода решения называются «графическими редакторами»). Пользуются ей, как и в случае с Word и Excel, как начинающие пользователи, так и профессионалы: дизайнеры, веб-разработчики, создатели мультфильмов.
Photoshop относится к программам, обрабатывающим изображения в так называемом «растровом» режиме. Что это значит? Можно сказать, что к категории «растровой» принадлежит основная часть компьютерной графики. Речь идет об изображениях, состоящих из большого количества мелких точек (вспоминаем, как строится картинка на телевизоре и мониторе — принцип тот же). При помощи «растровых» графических редакторов можно создавать абсолютно любые графические элементы. Можно нарисовать портрет человека, дом, пейзаж — все что угодно. Кроме «растровой» графики есть еще «векторная». Изображения на ее основе можно, в свою очередь, выстраивать только по шаблонам, заложенным в программе.
Adobe Photoshop: возможности
При помощи Photoshop можно не только создавать картинки, но также вносить изменения в уже готовые. Отсюда термин «отфотошопить». Можно, например, видоизменять объекты на фото, что-то к ним пририсовывать, ретушировать — при большом опыте работы с Photoshop все может получиться очень правдоподобно.
Adobe Photoshop работает с большинством форматов графических файлов благодаря наличию большого набора конверторов для разных форматов. Последние преобразуют графическую информацию из формата файла в собственный формат редактора Adobe Photoshop при чтении из файла. При записи в файл конверторы выполняют обратное преобразование.
Каковы самые популярные виды операций, которые производятся в Photoshop? К ним можно отнести следующие:
— создание новых рисунков при помощью виртуальных кистей, карандашей, линеек, фигур с использованием различных цветов;
— изменение размера картинок или отдельных их элементов;
— объединение содержимого двух разных изображений;
— изменение цвета картинки или ее частей;
— применение визуальных эффектов за счет встроенных в программу шаблонов и алгоритмов;
— трансформация картинок (отражение, вращение и т. д.).
Так же, как в случае с Word и Excel, элементы управления Photoshop легко осваиваются интуитивно. Так что даже неопытный пользователь сможет что-то нарисовать. Многие из версий программы оснащены справочной системой на русском языке, где в подробностях рассказывается о том, как работать с Photoshop.
Популярные виды прикладного ПО: браузеры
Браузер — это программа, с помощью которой пользователи выходят в Интернет, читают новости с сайтов, пишут сообщения в соцсетях, просматривают ролики — словом, делают все то, что характерно для «виртуального пространства». Самые популярные в мире решения такого типа — Internet Explorer, Opera, Google Chrome. Есть очень большое количество их аналогов и подтипов. Функциональность каждого из них, в целом, одинаковая. Большинство пользователей предпочитают эксплуатировать те или иные, исходя из субъективной оценки качества дизайна программ и удобства расположения элементов управления на них.
Принцип работы браузеров основан на распознавании языка разметки гипертекста (называемого HTML) и преобразования его в понятные для пользователя визуальные элементы — текст, картинки, таблицы, видео, анимацию, формы сообщений и т. д.
Браузеры: возможности
Устроены образцы такого ПО очень просто. Основные элементы браузера — строка с адресом сайта и основное поле (называемое чаще всего «веб-интерфейсом», где отображается информация из Интернета. Главная особенность такой программы — она является посредником между пользователем ПК и другими людьми, находящимися в виртуальном пространстве. То есть, при помощи браузера (точнее, «веб-интерфейса») человек, по сути, может осуществлять обмен данными, отправляя что-то от себя (текст, файлы) и получая что-то от других. Был ли Интернет до изобретения браузеров? Безусловно. Дело в том, что «веб-интерфейс» — исторически не самый первый способ коммуникации между пользователями. Он появился после долгих лет международных согласований стандартов, по которым должен осуществляться обмен «виртуальной» информацией.
ПО: платное и бесплатное
Один из критериев классификации ПО — стоимость. Есть три категории решений. Во-первых, это полностью бесплатное программное обеспечение. Во-вторых, есть коммерческое. Если пользователь хочет задействовать такое ПО, то он должен заплатить за его инсталляцию. В-третьих, существует промежуточный тип ПО — условно бесплатное. В чем его особенность? В общем случае задействования такого ПО такова: не нужно платить за инсталляцию, но, после эксплуатации программы в течение какого-то времени (например, месяца), необходимо будет перечислить денежные средства разработчику за дальнейшее пользование.
Что такое "облачные технологии"?
В последние годы набрал очень большую популярность термин «облачные технологии». Что это за явление? «Облачные технологии» — это, если говорить простым языком, прикладное ПО, которое можно запускать из браузера (соответственно, оно не установлено на ПК). Рассмотрим пример. Microsoft Word, о котором мы говорили выше, запускается двойным щелчком по значку на рабочем столе. Но есть такое же решение но «облачное»: использование программного обеспечения такого типа осуществляется через веб-интерфейс браузера. Как правило, файлы, с которыми работает пользователь при помощи такого ПО, также хранятся в Интернете.
Очень много программ сейчас существует в «облачном» формате. Появились даже версии операционных систем такого типа. Так что можно говорить, что «облачный» формат — это не только прикладное, но и системное ПО. Популярность таких решений сегодня связана с быстрой скоростью Интернета (несколько лет назад такого не было), а также экономией времени пользователя — не нужно ничего инсталлировать на ПК. Кстати, обновление программного обеспечения облачного типа происходит независимо от пользователя. Это тоже удобно.
Кто разрабатывает программное обеспечение?
Существует целая отрасль экономики, в рамках которое осуществляется разработка ПО — программирование. В ней работают люди с самыми разными профилями знаний. Но их объединяет общий признак — знание языков программирования. Используя один или несколько из них, человек пишет ПО. Язык программирования — это набор команд, распознаваемых аппаратными компонентами компьютера. Написав выстроенную определенным образом «фразу», человек, создающий ПО, дает «распоряжение» процессору, или, скажем, диску ПК произвести над файлом такую-то операцию. Языков, с помощью которых осуществляется разработка программного обеспечения, сотни. В числе популярных — С («Си»), Java, Pascal, Ruby-on-Rails.
Трудно ли научиться создавать ПО?
Совсем нет. Разработчиком программ может стать абсолютно любой желающий человек. Создание ПО — это совсем не запрещенный вид деятельности. Многие успешные предприниматели начинали с того, что разрабатывали программное обеспечение. Примеры таких людей — Билл Гейтс, Линукс Торвальдс, Евгений Касперский. Изучить языки для создания ПО можно на основе большого количества доступной литературы, видеоуроков, или посетив специализированные курсы. Разработка программного обеспечения — одна из самых динамично развивающихся отраслей, и рост ее популярности главным образом, связан с всеобщей доступностью.
Источник
Процесс разработки программного обеспечения в Azoft
В этой статье мы расскажем, как у нас построена работа над проектами и какой результат ждёт вас после каждого этапа разработки ПО. Когда обе стороны понимают, как происходит разработка, это помогает заказчику получить то, что он ожидал, а нам — выполнить свои обязательства качественно и в срок.
Работу над проектом мы в Azoft делим на шесть этапов:
- оценка;
- аналитика;
- дизайн;
- разработка;
- тестирование;
- поставка и поддержка.
Не все этапы обязательны в полном объёме. Например, заказчик может обратиться к нам с проработанными требованиями и готовым дизайном. Тогда мы можем не участвовать на этапе аналитики и дизайна.
Далее расскажем, в чём заключается суть каждого из этапов.
Оценка и планирование
Всё начинается с того, что клиент обращается к нам с идеей своего продукта. Это может быть документ в несколько страниц с детальным описанием проекта или в пару абзацев, описывающих общую концепцию.
Сначала с клиентом связывается аккаунт-менеджер. Он задаёт вопросы лично, на созвонах или по почте, чтобы понять суть проекта. Ключевая задача здесь — разобраться, насколько полны и чётко сформулированы требования к проекту.
Зачем нужны требования и почему они важны? При заказе услуги, работы или товара требования помогают получить то, что мы ожидаем, то есть те свойства и функциональность, которые делают их полезными для нас. В повседневной жизни мы постоянно формулируем требования. Представьте, что вам нужно купить ноутбук. Чтобы продавец подобрал наиболее подходящее устройство, вам нужно определить, как вы будете им пользоваться (для поиска информации в интернете, работы с фото и видеоредакторами, для игр), выбрать удобный размер и т. д. Конечно, в этом случае документирование требований излишне — достаточно их помнить. Однако при создании компьютерной программы, которая должна выполнять множество действий, без разработки документа, описывающего требования, не обойтись. Если разработчики не получат полного и ясного описания того, что должна делать программа, то результат скорее всего не обрадует заказчика.
На основе исходных требований мы готовим предварительную оценку на разработку. Если она устраивает заказчика, то мы договариваемся о том, что нужно детализировать требования, и дальше начинается этап аналитики.
Также на данном этапе аккаунт-менеджер уточняет пункты договора, утверждает порядок оплаты и все важные детали совместной работы. В зависимости от целей проекта Azoft предлагает клиентам один из двух принципов работы с проектами:
Fixed price. Подходит для проектов с понятными и детальными требованиями, которые закреплены в техническом задании. В этом случае бюджет и временные рамки на разработку проекта утверждается после аналитики и повторной оценки. Аналитика и переоценка проводятся для более глубокого понимания задач.
Time and material. Модель расчета подходит для проектов, где требуется регулярно менять задачи в поисках нужного решения. Клиент платит за фактически отработанные командой часы.
Когда обе стороны полностью определились с тем, как пойдет работа, аккаунт-менеджер высылает подписанный с нашей стороны договор. К проекту подключается проджект-менеджер . Он управляет командой, следит за качеством и сроками.
Таким образом на данном этапе мы вместе с клиентом определяем:
- предварительную оценку проекта и скоуп задач;
- предварительный бюджет проекта.
Аналитика
Чтобы мы вместе с заказчиком имели одинаковое представление о результате, цели и функциях продукта, в проект включается аналитик.
Цель этапа в том, чтобы собрать требования клиента к проекту и перевести их на язык разработки. Перечень задач аналитика варьируется в зависимости от масштаба проекта и степени проработанности исходных требований, но в целом сводится к следующим задачам:
- определить бизнес-задачи клиента;
- прояснить, формализовать и согласовать требования;
- определить и согласовать приоритеты на основе требований и ограничений.
Существует мнение, что работа аналитика заканчивается после подготовки документов и старта разработки приложения. Это могло бы быть верно при отсутствии изменений в процессе разработки. Поэтому в действительности аналитика после старта разработки не заканчивается, а продолжается. Аналитики — связующее звено между командой разработки и заказчиком. Они помогают отвечать на возникающие вопросы с обеих сторон.
Обычно каждый уверен в том, что понимает, какие функции нужны. Однако когда аналитик начинает описывать зачем нужны эти функции, выясняется, что разные стейкхолдеры (заинтересованные лица) видят задачу по-разному. Более того, чем конкретнее становится описание приложения и его поведения, тем становится понятнее, что стейкхолдеры и эту часть видят по-разному. Поскольку в реальности приложение будет работать определённым образом, то значительно дешевле сначала разобраться и проработать на этапе аналитики, как именно тот или иной функционал будет работать. На этапе разработки вновь выявленные требования могут значительно увеличить сроки проекта.
Если на проекте выделенного аналитика нет, то это зачастую приводит к многократным правкам проекта из-за недопонимания между заказчиком и разработчиками. Это не является чьим-либо злым умыслом. Проблема кроется в восприятии, терминах и понятийном аппарате в целом. Тем не менее недопонимание может привести к нарушению сроков, «раздутому» бюджету проекта и несоответствию результата целям бизнеса. Когда же на проекте есть аналитик, то заказчик может управлять тем, как доносятся требования по задачам бизнеса до разработки.
В процессе работы аналитика, как правило, возникают следующие артефакты:
1) Vision (Видение проекта). Определяет границы проекта. На его основе определяется набор необходимых артефактов.
2) Скоуп задач. Входит в Vision. Позволяет определить, кто и какие задачи будет выполнять.
3) Описание сущностей. Описывает логические связи между сущностями.
4) Диаграммы. Используются для наглядного описания процессов, алгоритмов, взаимосвязей между сущностями и т.д.
5) Прототипы . Представляют вариант реализации интерфейса. Нужны для того, чтобы понять основной функционал, определить путь пользователя и избежать грубых ошибок в юзабилити.
6) Описание поведения интерфейса. Нужно для более чёткого понимания, как работает интерфейс, какие существуют правила и как обрабатываются альтернативные сценарии.
7) Нефункциональные требования. Касаются производительности, безопасности и т.д.
8) Пользовательская документация. Объясняет, как пользователю использовать программу.
Пример прототипа, который мы создали в процессе работы над информационной системой iFarm
Результат работы аналитика — это предсказуемый финал проекта, который соответствует поставленным задачам.
Дизайн
Цель этапа дизайна — сделать продукт приятным, понятым и удобным для использования.
На этом этапе дизайнер активно взаимодействует с аналитиком. Они вместе проектируют дизайн на основе подготовленного набора артефактов.
Бывает, что клиенты обращаются к нам с готовым дизайном. Если дизайна у заказчика нет, мы разрабатываем UI/UX с нуля. После того как аналитик продумал логику и передал дизайнеру основу графического интерфейса, дизайнер приступает к работе над визуальной частью. Дизайнер отвечает за то, как интерфейс будет выглядеть и реагировать на действия пользователя. Для этого создаётся карта экранов, графические элементы, детализированный прототип с учётом различных сценариев использования.
Сначала мы вместе с клиентом утверждаем дизайн-концепцию. Суть в том, чтобы примерить фирменный стиль на нескольких “голых” прототипах. Показываем наш вариант клиенту, получаем от него обратную связь и с учётом неё дорабатываем экраны. Дальше работаем с оставшейся частью прототипов в выбранном направлении.
По запросу клиента мы создаём интерактивные прототипы. С помощью них клиент может увидеть, как будет выглядеть продукт и как он будет реагировать на действия пользователей с учётом запланированных функций.
Пример дизайна, который мы создали в процессе работы над информационной системой iFarm. Познакомьтесь с другими нашими работами на Behance.
Результатом этапа становятся утверждённые с клиентом дизайн-макеты, которые мы передаем в разработку.
Разработка
Дальше с макетом работает отдел веб-разработки, а именно, фронтенд-разработчик. Его задача — “оживить” макеты дизайнеров так, чтобы получить интерфейс, с которым может взаимодействовать пользователь. Он верстает элементы интерфейса, логически и функционально связывая экраны между собой с помощью HTML-разметки, таблицы стилей CSS, языков программирования, фреймворков и библиотек.
Результат работы — статичные страницы будущего сайта, сверстанные точно по макетам. Мы придерживаемся подхода pixel perfect. Одновременно с работой над клиентской стороной пользовательского интерфейса фронтенд- команда готовит требования для бэкенд-разработчиков.
Бэкенд — это набор аппаратно-программных средств, с помощью которых реализована логика работы приложения. Иными словами, это то, что происходит вне браузера и компьютера пользователя. К бэкенду относится панель администрирования, управление данными, логика их передачи по запросам фронтенда.
Задача бэкенд-разработки — сделать так, чтобы ответ от сервера доходил до клиента и спроектированные блоки функционировали нужным образом. А также создать для заказчика удобную и безопасную среду для наполнения и обновления контента на сайте.
По мере написания кода наши разработчики следят за его качеством. Качественный код ускоряет разработку: сокращается время на отладку и исправление ошибок. Основные практики, которые мы применяем — это линтеры для поиска ошибок и некорректного оформления при разработке, и CodeReview, чтобы обеспечить качество кода и обмениваться знаниями внутри команды. В зависимости от специфики проекта или предпочтений заказчика мы можем придерживаться различных стандартов оформления — CodeStyle. Такие стандарты помогают оформлять код единообразно, что упрощает его восприятие.
Наши Senior разработчики имеют коммерческий опыт на всех наиболее популярных фреймворках: Angular, React, Vue. Backend Senior разработчики — на Yii2, Laravel и Symfony соответственно.
Результатом этапа является ПО, готовое к тестированию.
Тестирование
Чтобы убедиться, что все части программного обеспечения работают так, как ожидается, необходимо тестирование ПО.
QA инженеры проверяют в первую очередь соответствие дизайну, техническому заданию, готовят тестовую документацию, проводят ручное и автоматизированное тестирование. Всё это помогает проверить работу разных программных частей проекта и минимизировать баги.
QA инженеры приступают к работе, когда клиент присылает требования к проекту или его части, за которую мы отвечаем. Перед тем как тестировать проект, тестировщики анализируют документацию, уточняют требования и участвуют в обсуждениях по ходу разработки. Подробнее о том, как мы тестируем, мы рассказали в статье про тестирование .
Благодаря работе тестировщиков заказчики:
- экономят бюджет. Баги, обнаруженные после запуска продукта, обойдутся дороже, чем на более ранних этапах.
- обеспечивают безопасность бизнеса. Например, если ПО включает в себя платёжную систему, важно проверить все возможные случаи, чтобы при переводе денег они поступили на нужный счёт.
- защищают репутацию бизнеса. Если выпустить продукт с багами и пользователи не будут довольны работой с ним, в дальнейшем их будет сложно убедить, что проблема решена и они могут снова им пользоваться.
В итоге получается продукт, готовый к выпуску на рынке.
Поставка и поддержка
Когда продукт протестирован, мы передаём готовый проект клиенту, например, разворачиваем проект на сервере. Также мы помогаем выбрать сервер и его конфигурирование.
После релиза Azoft не заканчивает участвовать в жизни проекта. Мы предоставляем бесплатную гарантийную поддержку проекта на год с момента запуска. Если вдруг потребуется что-то исправить, мы сделаем это бесплатно и в приоритетном режиме.
Если в течение первых месяцев жизни программы становится ясно, где и что нужно допилить или переделать, то мы предлагаем следующие варианты: заключить договор на сопровождение или запустить новую фазу разработки с учётом новых данных.
Заключение
Разработка программ — многоэтапный и сложный процесс. В отдельной статье мы рассказали об этапах разработки мобильного приложения. Отдельные этапы могут происходить параллельно, а подходы к разработке могут совмещаться друг с другом . Многое зависит от конкретных целей и задач проекта. Расска жите нам об идее своего проекта, и мы поможем вам выбрать наиболее подходящее техническое решение и организовать работу так, чтобы получить качественный результат в срок.
- Поделиться в Facebook
- Share on Linkedin
- Запостить в Twitter
- Сохранить в Pocket
- 0 Репосты
Подпишитесь
Оставьте адрес, и каждый месяц мы будем высылать свежую статью
о новых трендах в разработке програмного обеспечения.
Источник
Анализ программного обеспечения предприятия
Программное обеспечение компьютера постоянно пополняется, развивается, совершенствуется. Стоимость установленных программ на современном персональном компьютере зачастую превышает стоимость его технических устройств. Разработка современного программного обеспечения требует очень высокой квалификации от программистов.
Типы программного обеспечения – в программном обеспечении компьютера есть необходимая часть, без которой на нем просто ничего не сделать. Она называется системным программным обеспечением. Покупатель приобретает компьютер, оснащенный системным программным обеспечением, которое не менее важно для работы компьютера, чем память или процессор. Кроме системного программного обеспечения в состав компьютера входят еще прикладные программы и системы программирования.
В предприятии используется следующий стандартный набор программ:
− Microsoft Office– офисный пакет;
− Google Chrome – веб-браузер;
− View FDCommander – файловый менеджер;
− STDU Viewer – универсальный просмотрщик электронных документов различных форматов;
− 1С: Предприятие 8 — система автоматизации учета и управления;
− Парус 7 – комплексная система автоматизации финансово-хозяйственной деятельности.
На всех компьютерах в ООО ТПК «Техносервис» установлен Anti-Virus Kaspersky (рисунок 2).
Рисунок 2 – Интерфейс программы Anti-Virus Kaspersky
Anti-Virus Kaspersky – это крупнейшая в мире компания, которая занимается технологиями безопасности. Предоставляя надежные решения и службы, которые помогают обеспечивать безопасность систем и сетей по всему миру, Anti–Virus Kaspersky защищает индивидуальных и корпоративных пользователей от новейших вредоносных программ и возникающих сетевых угроз. Решения разработаны для взаимодействия друг с другом, что позволяет интегрировать средства защиты от вредоносных программ, шпионских программ и вирусов с функциями управления системой безопасности. Обеспечивая непревзойденный визуальный контроль и анализ, наши решения помогают сократить риск, выполнить нормативно – правовые требования, повысить уровень безопасности и производительность труда в компаниях.
Продукты и решения Kaspersky Anti-Virus охватывают следующие аспекты безопасности предприятия:
− защита баз данных;
− защита электронной почты и веб-защита;
− защита конечных точек;
− безопасность мобильных устройств;
− риск и соответствие нормам;
В ООО ТПК «Техносервис» на некоторых компьютерах установлена операционная система Windows 7 Ultimate (рисунок 3), а некоторые компьютеры работают на основе ОС Windows XP,
Рисунок 3 – Интерфейс ОС Windows 7 Ultimate
Операционная система – это комплекс программ, предназначенный для управления процессом обработки информации в ЭВМ и организации связи пользователя. Особенности операционной системы Windows 7 – новая операционная система Windows 7 создана на основе всех лучших свойств систем предыдущих поколений Windows. Удобные окна имеют понятные элементы управления, разобраться в которых сможет даже новичок. К тому же, если что-то в системе непонятно – можно пройти специальное Windows 7 обучение.
В компании ООО ТПК «Техносервис» установлен пакет офисных программ Microsoft Office 2003.
Microsoft Word – многофункциональный текстовой редактор, интерфейс которой изображен на рисунке 4.
Рисунок 4 – Интерфейс программы Microsoft Word
Microsoft Word традиционно представляет собой один из наиболее мощных текстовых редакторов в мире, обладает ориентированным на пользователя развитым диалоговым интерфейсом. Это делает его доступным для пользователя любого уровня. А теперь в свете использования сетей особенно актуальна в связи с возможностью выхода в Internet прямо из главного окна программы.
Программу Microsoft Word можно использовать для создания писем, отчетов, брошюр с использованием рисунков или графических объектов, для подготовки научных статей, содержащих множество сложнейших формул, а также в написание книг. Word позволяет форматировать текст, управлять полями, межстрочным интервалом и многим другим.
Microsoft Excel – средство для работы с электронными таблицами, намного превышающее по своим возможностям существующие редакторы таблиц, первая версия данного продукта была разработана фирмой Microsoft в 1985 году. Microsoft Excel это простое и удобное средство, позволяющее проанализировать данные и, при необходимости, проинформировать о результате заинтересованную аудиторию, используя Internet. Интерфейс программы Microsoft Excel изображен на рисунке 5.
Рисунок 5 – Интерфейс программы Microsoft Excel
Microsoft Excel разработан фирмой Microsoft, и является на сегодняшний день самым популярным табличным редактором в мире. Для облегчения работы пользователя упрощены основные функции, создание формул, форматирование, печать и построение графиков.
Power Point создает файл презентаций, который имеет расширение имени РРТ и содержит набор слайдов. Программа предоставляет пользователю большое количество шаблонов презентациями на различные темы. Такие шаблоны содержат слайды, оформленные определенным образом. В поле слайда размещаются заглуши, которые можно вставить свой текст, графику, а также таблицу и диаграмму. Кроме того, можно изменить художественное оформление любого шаблона презентации, выбрав дизайн по своему вкусу. При этом изменится только внешний вид презентации, а не его содержание. И наконец, мы имеем достаточно времени и чувствуем способности дизайнера, можно начать работу над презентацией с нуля – в Power Point (рисунок 6).
Рисунок 6 – Интерфейс программы Power Point
Outlook – мощнейший офисный менеджер, сочетающий в себе отправки факсов, интерфейс которого изображен на рисунке 7.
Источник
Примеры результатов работы программы
Целью курсовой работы является создание программы на языке объектно-ориентированного программирования С++, реализующей … (здесь приводится описание темы курсовой работы).
Например: Целью курсовой работы является создание программы на языке объектно-ориентированного программирования С++, реализующей игру «Крестики-нолики» игрока с компьютером. На экране требуется нарисовать поле размером 3×3, в котором отображаются крестики и нолики. Выбор игрока реализуется с помощью запроса с клавиатуры номера строки и столбца. Необходимо реализовать оптимальную стратегию компьютера и возможность выбора очередности первого хода.
Или, например: Целью курсовой работы является создание программы на языке объектно-ориентированного программирования С++, решающей систему линейных уравнений нахождением обратной матрицы. Пользователь должен иметь возможность удобного ввода исходной системы.Результат вычисления должен быть распечатан на экран и сохранен втекстовый файл.
Описание программы
Среда разработки программы
Здесь приводится описание среды разработки, инструментальные средства и некоторые их характеристики. Например, так: Программа реализована в среде разработки Microsoft Visual Studio 2008 на языке объектно-ориентированного программирования С++ с применением библиотек … (перечисление библиотек). (Далее описать назначение каждой библиотеки.)
Алгоритм решения задачи
Блок-схема алгоритма
В данном разделе приводится графическая блок-схема алгоритма решения задачи.
Пример:
На рис.1. приведена графическая блок-схема алгоритма решения системы линейных уравнений с помощью нахождения обратной матрицы.
Рисунок 1 – Графическая блок-схема алгоритма решения задачи
Описание алгоритма решения задачи
В этой части приводится текстовое описание алгоритма решения задачи (всех алгоритмов, используемых в программе) (с указанием имен функций, в которых они реализованы). Т.е. какие данные вводятся (если есть ввод), что проверяется и т.д. весь ход решения со всеми именами вызываемых функций.
Например:
При запуске программы появляется окно “Редактор формул”. В данном окне пользователь задает функцию с вещественным аргументом. После этого начинает работать алгоритм программы. Приведем последовательность действий алгоритма работы программы:
1. Алгоритм сначала передает математическую функцию заданную строкой как параметр в функцию “ValidFunc”, которая проверяет её на правильность синтаксиса и в случае отрицательного результата возвращает сообщение об ошибке.
2. Переданная строчная функция делится на “массив строк” до тех пор, пока последний элемент массива не будет содержать только “указатели” на предыдущие элементы и бинарные операции, при помощи функции “GetBrackets”, по принципу один элемент – одна подфункция, математической функции, обозначенная скобками (т.е получится набор простых функций из которых составлена сложная математическая функция).
3. Созданный массив строк конвертируется в “массив указателей бинарного дерева”, при помощи функции “SMtxToPMtx”. Получившееся бинарное дерево представляет собой дерево выражений, элементами которого являются названия тригонометрических функций, знаки бинарных операций, аргумент функции или константы, расположенные в порядке вычисления.
Описание основных функций программы
В этой части описываются основные функции программы (имя, входные параметры, что функция возвращает, что происходит в функции).
Примеры результатов работы программы
В этой части приводятся тестовые примеры работы программы – т.е. результаты работы программы в различных ситуациях (случаях с разными начальными условиями, параметрами и т.д.), демонстрирующие некоторые особенности работы программы в этих случаях. Все описываемые случаи нужно проиллюстрировать скриншотами работы программы.
Например:
Приведем тестовые примеры работы программы для некоторых функций с вещественным аргументом.
На рис. 2 приведен вид функции Y(X) = LN(X^2).
|
Рисунок 2 – Вид графика функции Y(X) = LN(X^2)
На рис. 3 демонстрируется результат построения графика функции Y(X) = SH(X).
|
Рисунок 3 – Вид графика функции Y(X) = SH(X)
Автор продемонстрировал еще 4 графика различных функций. Затем показал, что происходит в программе при задании разных масштабов, а также – при неправильном задании функции. (И всё это проиллюстрировал скриншотами).
Источник