Результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования
- Вы здесь:
- Защита Прав
- Право на образование
- Право на Общее Образование
- Право на начальное, основное и среднее общее образование
- Как перевести баллы ОГЭ и ЕГЭ в оценки за ОГЭ и ЕГЭ
Требования ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
- право на образование
- образование
- закон об образовании
- общее образование
- начальное общее образование
- 273 фз
- ФГОС
- государственный образовательный стандарт
- результаты освоения образовательной программы
- образовательный стандарт
- ФГОС НОО
- требования фгос
- начальное образование
- реализация образовательной программы
ФГОС начального общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) был введен в действие Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2015 года).
ФГОС начального общего образования включает в себя требования:
к результатам освоения детьми основной образовательной программы начального общего образования;
к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений и
к условиям реализации образовательными организациями основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
В данном материале рассмотрены особенности первого из указанных требований, а именно:
- требование ФГОС начального общего образования к результатам освоения детьми основной образовательной программы начального общего образования.
Два других требования ФГОС НОО будут рассмотрены в следующих материалах.
Требования ФГОС начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
ФГОС НОО устанавливает требования к результатам обучения детей, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
к личностным результатам обучения, включающим:
готовность и способность детей к саморазвитию,
сформированность мотивации к обучению и познанию,
ценностно-смысловые установки детей, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества,
сформированность основ гражданской идентичности;
к метапредметным результатам обучения, включающим:
освоенные детьми универсальные учебные действия — познавательные, регулятивные и коммуникативные,
обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и
к предметным результатам обучения, включающим:
освоенный детьми в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания,
его преобразованию и применению, а также
систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
При этом личностные результаты освоения детьми основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО должны отражать:
формирование основ российской гражданской идентичности:
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир:
в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения:
к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации:
в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли ребенка:
развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности:
за свои поступки, в том числе в информационной деятельности,
на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств:
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков у ребенка сотрудничества:
со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки:
на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду,
работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО должны отражать:
овладение детьми способностью:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем:
формирование умения:
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения:
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм:
познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации:
для создания моделей изучаемых объектов и процессов,
схем решения учебных и практических задач;
активное использование:
речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий
для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска:
в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет,
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и
анализировать изображения, звуки,
готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками:
смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями:
сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность:
слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение:
общей цели и путей ее достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность:
конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение:
начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности — природных, социальных, культурных, технических и др.
в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение:
базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать:
в материальной и информационной среде начального общего образования
в том числе с учебными моделями в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Раздел ФГОС начального общего образования «Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования»:
содержит требования к содержанию предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы:
русский язык и литературное чтение;
родной язык и литературное чтение на родном языке;
математика и информатика;
обществознание и естествознание (окружающий мир);
основы религиозных культур и светской этики;
По выбору родителей изучаются основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.
искусство (изобразительное искусство, музыка);
Требования ФГОС НОО к итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования
При итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов должна учитываться готовность ребенка к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:
системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии;
обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности;
коммуникативных и информационных умений;
системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
Итоговая оценка качества освоения детьми основной образовательной программы начального общего образования:
- осуществляется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Предметом итоговой оценки освоения детьми основной образовательной программы начального общего образования:
должно быть, достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования
в итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:
результаты промежуточной аттестации детей, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения детьми основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для получения общего образования следующего уровня;
итоговая оценка освоения основной образовательной программы начального общего образования проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и направлена на оценку достижения детьми планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
результаты итоговой оценки освоения основной образовательной программы начального общего образования используются для принятия решения о переводе детей для получения основного общего образования.
К результатам индивидуальных достижений детей, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся:
ценностные ориентации детей;
индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.;
обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности детей может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.
В следующем материале будут рассмотрены особенности требования ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы начального общего образования.
Источник
Мастер-класс "Реализация ФГОС: итоги мониторинга результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования"
Стратегической целью государственной политики в области образования является обеспечение доступности качественного образования. ФГОС НОО определяет развитие системы оценки качества образования как одну из основных задач образовательной политики. В рамках реализации ФГОС НОО проводится мониторинг качества предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы начальной школы.
Функции мониторинга
В ходе реализации ФГОС НОО мониторинг как средство повышения качества образования выполняет следующие функции:
- контрольно-диагностическую — получение достоверной и объективной информации о степени освоения учащимися ООП НОО;
- корректирующую — выявление и классификация проблем в учебной деятельности, выяснение причин ее неуспешности, анализ и дальнейшая корректировка педагогической деятельности;
- коммуникативно-информационную — обеспечение обратной связи между участниками мониторинга;
- управленческую — принятие управленческих решений по коррекции образовательного процесса на основе анализа;
- прогностическую — накопление информации об успешности образовательной деятельности начальной школы, позволяющей выстраивать прогнозы образовательных эффектов от реализации современных целей образования.
Цель мониторинга:
- обеспечить на этапе контроля достижения учащимися планируемых результатов ООП НОО
- определить уровень качества начального образования обучающихся 1-4 классов в свете реализации ФГОС НОО
Задачи:
- Соответствие знаний учащихся планируемым результатам на базовом и повышенном уровне;
- Эффективность организации учебного процесса, его методического обеспечения;
- Уровень сформированности универсальных учебных действий.
ФГОС: требования к результатам освоения ООП НОО
Требования, соответствующие современным представлениям об обобщённой структуре личности и деятельности человека, характеризующие: Интеллектуальную сферу человека, ценностно-этическую, трудовую, коммуникативную, эстетическую, физическую сферу человека.
Критериями оценивания
- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
- динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.
Этапы мониторинга
Мониторинг качества результатов организуется на основе диагностических методов по этапам:
- 1 этап – стартовая диагностика (на входе в 1 класс, начало учебного года во 2 классе)
- 2 этап – текущая диагностика (в ходе изучения программного материала)
- 3 этап – промежуточная диагностика (в конце каждого года обучения: контрольно-диагностическая работа)
- 4 этап — итоговая диагностика (в конце 4 класса: ВПР и метапредметная работа).
Формы представления образовательных результатов
- ЭЖ успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок – комментарий учителя);
- тексты итоговых комплексных и контрольно-диагностических работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся;
- устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
- портфолио;
- результаты психолого-педагогических исследований.
Система мониторинга результатов освоения ООП НОО
Существуют внешняя и внутренняя оценка качества результатов освоения основной образовательной программы начальной школы.
Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами, осуществляется, как правило, в форме неперсонифицированных процедур (мониторинговых исследований), результаты которых не влияют на итоговую отметку детей.
В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом.
Особенности системы оценки образовательных результатов начальной школы в условиях введения ФГОС:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования);
- включение обучающихся в активную контрольно-оценочную деятельность;
- оценкауспешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
- оценка динамики образовательных достижений учащихся;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений младших школьников;
- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.
Результаты освоения ООП НОО: предметные результаты
Внутренний и внешний контроль в % (2-4 классы)
Результаты освоения ООП НОО: предметные результаты
Вывод: младшие школьники продемонстрировали предметные результаты, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Выявления индивидуальных достижений учащихся в формировании метапредметных результатов: 1-4 класс. Вывод по классу.
Вывод: первоклассники научились работать с текстом, находить в тексте нужную информацию и удерживать учебную задачу в предложенных заданиях.
Вывод: второклассники научились пониманию текстовой информации и обобщению, анализу и моделированию, умению проводить простейшую классификацию.
Вывод: третьеклассники научились выделять необходимую информацию из текста, проводить интерпретацию информации и её анализ, структурирование и нахождение эффективных способов решения задач.
Вывод: четвероклассники показали умение ориентироваться в информационных и коммуникативных технологиях, грамотно применять их в решении учебных проблемных ситуациях.
Результаты освоения ООП НОО: метапредметные результаты
Вывод: младшие школьники продемонстрировали метапредметные результаты, включающие освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Реализация ФГОС
внеурочная деятельность: духовно-нравственное воспитание младших школьников
- Интерактивная образовательная платформа «Учи.ру»
- Международная интернет-олимпиада «Эрудиты планеты»
- Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада
- «Наше наследие»
- Общероссийская олимпиада по Основам православной культуре
- Региональный интеллектуальный марафон среди младших школьников (АСОУ)
- Региональный конкурс по обществознанию «Права человека глазами ребёнка»
- Региональная экологическая акция Наше Подмосковье: «Посади своё дерево»
- Муниципальный экологический фестиваль «День Земли»
Реализация ФГОС: проектно-исследовательская деятельность
Вывод: младшие школьники продемонстрировали личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.
Диссеминация опыта: Готовимся к уроку по ФГОС
В рамках подготовки педагогического совета педагогами начальной школы были даны открытые уроки, в которых приняли участие и учителя начальной школы. Педагоги поделились своим опытом работы в рамках реализации ФГОС.
На что мы должны ориентироваться, когда мы готовимся к уроку по ФГОС:
- Реализовать поставленные цели урока.
- Продумать организацию урока: его тип, структуру, логическую последовательность, дозировку во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели.
- Продумать, каким образом мы сможем обеспечить мотивацию изучения учебного материала?
- Соответствие урока требованиям ФГОС: ориентация на новые образовательные результаты, нацеленность деятельности на формирование предметных и метапредметных результатов (УУД) обучающихся, использование современных технологий успешного обучения (проектная, исследовательская, ИКТ и др.).
- Содержание урока: научная правильность освещения материала на уроке, соответствие содержания урока требованиям программы, связь теории с практикой, межпредметные связи.
- Методика проведения урока: актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемной ситуации. Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Использование инновационного опыта (применение результатов творческой деятельности). Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащимися. Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащимися. Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности. Целесообразность использования средств обучения в соответствии с темой, этапом обучения. Использование интерактивной доски, ИКТ. Использование наглядного материала: в качестве иллюстраций, для эмоциональной поддержки урока.Формирование навыков самоконтроля и самооценки.
- Психологические основы урока: учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития. Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь. Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности. Наличие психологических пауз и разрядки. Эмоциональная атмосфера урока.
Реализация ФГОС НОО
Хочется отметить, что учителя начальной школы активно участвуют в реализации программы ФГОС. Мониторинг результатов освоения ООП НОО показал, что учителя начальной школы активно:
1. Используют различные технологии успешного обучения: личностно- ориентированную, системно-деятельностную, игровую, проектно-исследовательскую, ИКТ и другие технологии.
- Ориентируются на новые образовательные результаты, нацеливают свою деятельности на формирование предметных и метапредметных и личностных результатов обучающихся.
- Применяют различные методы, приёмы и формы работы.
Таким образом, система оценивания, направленная на получение информации, позволяет учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка, учителям – оценить успешность собственной педагогической деятельности.
Источник
Основные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования по стандартам второго поколения
Варченко, Е. И. Основные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования по стандартам второго поколения / Е. И. Варченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 2 (49). — С. 343-345. — URL: https://moluch.ru/archive/49/6250/ (дата обращения: 08.07.2021).
Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т. е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. Современные стандарты образования прямо указывают на это. Современное общество требует от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, способность решать многочисленные задачи производственного и гражданского поведения. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, возможности разбираться в ситуации и находить рациональное решение.
Ребенок, посещающий школу и аккуратно выполняющий только предписания учителя и домашние задания, не в состоянии справиться с новыми требованиями, выдвигаемыми жизнью, так как прежде всего он формируется как исполнитель, вооруженный некоторой суммой знаний. Задачей современной школы становится формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, т. е. творческого в широком смысле этого слова.
Современная школа должна обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). А именно так и формулируются задачи начального образования в Федеральном государственном стандарте общего образования.
До сих пор учебный процесс в начальной школе построен так, что все временное учебное пространство отдано уроку, который часто планируется и проводится в формах и методами традиционной дидактики. В условиях работы по новому ФГОС начального образования урок должен не только перестать быть единицей планирования и анализа обучения, но и освободить место для появления других форм организации учебного процесса в начальной школе. [1; 6]
По стандартам второго поколения, планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.
обеспечение связи между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;
В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.
Иными словами, система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения. [2; 34]
Структура планируемых результатов учитывает необходимость определения динамики развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы.
При организации учебного процесса в начальной школе необходимо учитывать специфические особенности возраста, учебной деятельности, рефлексию и умение учиться, способы взаимодействия учителя и учащихся и формирование практических умений и навыков у школьников.
Принцип связи уровня развития ребенка с обучением. Возрастные возможности младших школьников и подростков не являются «натуральными», природными. Они существенно обусловлены образовательной системой. При кардинальном изменении этой системы обнаруживаются новые возрастные возможности.
Принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Введение в учебный предмет начинается с освоения детьми наиболее общего принципа построения этого предмета, из которого выводится все многообразие конкретных правил и определений.
Принцип моделирования. Существенные свойства изучаемого предмета специально выделяются для учителя и учеников с помощью особых средств — учебных моделей, которые могут быть представлены как в графическо-знаковой, так и в словесной форме.
Принцип поиска. Существенные свойства изучаемого предмета не сообщаются детям в готовом виде. Учитель строит учебную ситуацию таким образом, чтобы помочь детям самостоятельно их найти и зафиксировать в виде моделей. Необходимость поиска не диктуется требованиями учителя или учебника, она мотивирована для детей внутренней логикой содержания обучения.
Перечисленные выше принципы обусловливают радикальное изменение не только содержания, но и формы обучения. [1; 8–12]
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. [3; 66]
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена обществом и высокой профессиональной мобильностью;
Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач разного типа.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях. [2; 37– 42 ]
Воронцов А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе. // Серия «Новые образовательные стандарты». –М.: Вита-Пресс, 2011. — 72с.
Савинов Е. С. примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. –М.: Просвещение, 2011. -204с.
Источник
II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию
1. Стандарт включает в себя требования:
— к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
— к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей ООП и их объему, а также к соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса;
— к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.
2. Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Стандарт является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования.
4. Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет четыре года.
5. Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
6. Стандарт направлен на обеспечение:
· равных возможностей получения качественного начального общего образования; духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
· преемственности основных образовательных программ на всех ступенях получения образования;
· сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации;
· единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений; демократизации образования и всей образовательной деятельности;
· условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, — одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
7. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.
II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших ООП НОО: личностным , включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
ЛР должны отражать:
ü формирование гражданской идентичности;
ü формирование мировоззрения;
ü формирование уважения к другим людям, ценностям, культуре;
ü овладение адаптацией в современном мире;
ü принятие и освоение социальной роли обучающегося;
ü развитие самостоятельности и ответственности;
ü формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
ü развитие навыков сотрудничества;
ü формирование установки на ЗОЖ, мотивации к труду и бережному отношению к любым ценностям.
метапредметным , включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
МР должны отражать:
ü овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
ü освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
ü формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
ü формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
ü освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
ü использование знаково-символических средств представления информации;
ü активное использование речевых средств и средств ИКТ;
ü использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
ü овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
ü овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
ü готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
ü овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности;
ü овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
предметным , включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
ПР с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать нормы и требования, предъявляемые к выпускнику начальной школы по каждому, освоенному им предмету.
При итоговой оценке качества освоения ООП НОО в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов должна учитываться готовность к решению учебно-практических и учебно- познавательных задач на основе: системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии; обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности; коммуникативных и информационных умений; системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни. Итоговая оценка качества освоения обучающимися ООП НОО осуществляется образовательным учреждением. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися ООП НОО должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения ООП НОО, необходимых для продолжения образования. В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие: результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов ООП НОО; результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования. Итоговая оценка освоения ООП НОО проводится образовательным учреждением и направлена на оценку достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП НОО. Результаты итоговой оценки освоения ООП НОО используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования.К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся: ценностные ориентации обучающегося; индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др. Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.
Источник