Какие санкции вводили против Ирана
ТАСС-ДОСЬЕ. 8 января 2020 года президент США Дональд Трамп объявил о новых экономических санкциях в отношении Ирана. Их введение было названо ответом на ракетный удар, нанесенный Ираном по двум американским базам в Ираке.
Какие санкции в отношении Ирана вводили в разное время США, страны Евросоюза и ООН — в материале ТАСС.
Санкции США
Первые односторонние санкции США в отношении Ирана были введены вскоре после Исламской революции (1978-1979), в результате которой в этой стране был свергнут шахский режим. Поводом для них стал захват американского посольства и его сотрудников в Тегеране 4 ноября 1979 года. Тогда администрация Джимми Картера прекратила закупку иранской нефти, заморозила иранские вклады в американских банках и их зарубежных филиалах, запретила продажу Ирану запчастей для военного снаряжения. После разрыва дипотношений с Исламской Республикой Иран (ИРИ) в апреле 1980 года был введен запрет на денежные переводы и экспорт американских товаров в эту страну, включая продовольствие и медикаменты, а также на импорт иранских товаров. В сентябре 1984 года президент Рональд Рейган ввел дополнительные меры контроля за экспортом в Иран в связи с тем, что эта страна «является спонсором терроризма» и «стремится к обладанию оружия массового уничтожения».
15 марта 1995 года президент Билл Клинтон заблокировал сделку американской компании «Коноко» с Иранской национальной нефтяной компанией на разведку двух нефтяных месторождений у побережья Ирана (первая крупная сделка с 1979 года), а 8 мая того же года ввел эмбарго практически на весь экспорт США в Иран и запретил фирмам США разработку иранских нефтяных и газовых месторождений и приобретение иранской нефти для продажи третьим странам. Эти меры были обусловлены сведениями, согласно которым Иран оказывал содействие терроризму, что может представлять потенциальную угрозу для национальной безопасности США. В последующие годы санкционный режим США в отношении Ирана неоднократно корректировался — часть запретов была отменена, другая ужесточена, вводились новые ограничения. Причинами для введения санкций назывались поддержка терроризма, нарушение прав человека, развитие ракетно-ядерной программы.
После того как в 2004 году в Иране были обнаружены центрифуги для обогащения урана, не учтенные МАГАТЭ, США стали подозревать ИРИ в стремлении получить ядерное оружие. В 2005 году администрация Джорджа Буша (мл.) ввела санкции против банков, компаний и физических лиц, связанных с атомной и оружейной промышленностью. После того как в 2006 году Иран вступил в переговоры по своей ядерной программе с «шестеркой» посредников (Франция, Германия, Великобритания, США, Россия и КНР) в американо-иранских отношениях наметилась некоторая нормализация. В 2007-2008 годах из-под действия был выведен ряд товаров. Так, американским компаниям было разрешено экспортировать в Иран продукцию сельского хозяйства и медицинские препараты и импортировать оттуда икру, фисташковые орехи и ковры. В 2009 году к списку разрешенных к экспорту товаров добавилась издательская продукция, а в 2010 году был снят запрет на продажу разработанного американскими фирмами программного обеспечения для компьютеров. Одновременно водились новые санкции, например, под ограничения подпали контролируемые государством банки, компании, занимающиеся перевозками морских грузов, а также командования ВВС и ракетных сил Корпуса стражей исламской революции (КСИР, элитные силы ВС Ирана).
16 января 2016 года, после того как Иран подтвердил выполнение обязательств по соглашению с «шестеркой» о постановке своей ядерной деятельности под контроль МАГАТЭ (Совместный всеобъемлющий план действий, СВПД, был согласован 14 июля 2015 года), президент США Барак Обама подписал указ о смягчении санкций (СВПД предусматривало их постепенное снятие). В частности, были отменены ограничения, касающиеся иностранных фирм и зарубежных филиалов американских компаний, разрешены долларовые сделки между Ираном и офшорными банковскими учреждениями, но при условии, что они не затрагивают американскую финансовую систему.
Администрация Дональда Трампа в январе 2017 года вернулась к политике ужесточения санкционного режима. Уже в мае и июле 2017 года были расширены санкции против ряда юридических и физических лиц, поддерживающих ракетную программу Ирана. 2 августа 2017 года Трамп подписал Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций, предусматривающий введение ограничений в отношении лиц, имеющих отношение к иранской программе по разработке баллистических ракет.
После выхода США из СВПД 8 мая 2018 года началось постепенное восстановление действия ранее замороженных в соответствии с этим документом ограничительных мер в отношении Тегерана, а также третьих стран. Санкции были возвращены в два этапа. 7 августа стал действовать запрет на торговлю золотом, на операции с иранской валютой и госдолгом, а также на продажу долларов иранскому правительству, 5 ноября санкции были возобновлены в полном объеме. Под них подпали экспортные поставки иранской нефти, а также более 700 банков, компаний и физических лиц (для Китая, Индии, Японии, Южной Кореи, Италии, Греции, Тайваня и Турции они вступили в силу 2 мая). Госсекретарь США Майкл Помпео предложил государствам, закупающим нефть у Ирана, приобретать ее у США, ОАЭ и Саудовской Аравии.
8 мая 2019 года были введены санкции в отношении секторов экономики, связанных с производством металлов, 7 июня — против крупнейшего иранского нефтехимического холдинга Persian Gulf Petrochemical Industries (на его долю приходится 40% от общего объема нефтехимического производства в Иране), а также более 30 его дочерних предприятий и филиалов.
24 июня в ответ на сбитый Ираном американский беспилотник США ввели санкции в отношении верховного лидера Ирана Али Хаменеи (первые санкции против руководителя Ирана). В черный список попали также военачальники КСИР, а 31 июля — глава иранского МИД Джавад Зариф. В сентябре в связи с подозрениями в разработке баллистических ракет санкции были распространены на иранское Космическое агентство и связанные с ним институты, а также Центробанк, Национальный фонд развития и компании Etemad Tejarate Pars Co, в отношении которых меры были приняты в ответ на атаки беспилотников на нефтяные объекты саудовской компании Saudi Aramco 14 сентября.
В декабре 2019 года президент Ирана Хасан Роухани сообщил, что США приняли 93 разного рода ограничительных мер против Тегерана с момента одностороннего выхода из ядерной сделки в мае 2018 года.
Санкции ЕС в отношении Ирана
Европейский союз впервые применил ограничения в отношении ИРИ в связи с иранской ядерной программой в феврале 2007 года. Это было эмбарго на экспорт из стран ЕС в Иран материалов, оборудования и технологий, которые могли быть использованы для разработки ядерного оружия и средств его доставки. Тогда же был составлен черный список лиц и компаний, в отношении которых вводились запрет на въезд на территорию ЕС и замораживание их активов в европейских банках (впоследствии неоднократно расширялся). В апреле того же года был введен запрет на предоставление кредитов и поставки вооружений. В июле 2010 года санкции затронули энергетическую, транспортную и банковскую сферы экономики ИРИ. В частности, был введен запрет на инвестиции в атомную энергетику страны.
В апреле 2011 года ЕС составил список лиц и организаций, ответственных за нарушения прав человека в Иране. Этот список также несколько раз расширялся, в него вошли госчиновники, а также представители судебной и пенитенциарной систем Ирана.
В январе 2012 года ЕС с целью «не допустить появления у иранского режима ядерного оружия» заморозил активы Центрального банка Ирана и ряда судоходных компаний страны и запретил торговлю с Ираном золотом и другими драгоценными металлами, бриллиантами, нефтью и нефтепродуктами, оборудованием и технологиями для нефтяной и газовой промышленности. Запрет на импорт нефти (вступил в силу 1 июля 2012 года) стал серьезным ударом для иранской экономики, поскольку по состоянию на 2011 год на ЕС приходилось 25% общего объема нефтяного экспорта Ирана (около 600 тыс. баррелей нефти в день). В марте того же года иранские банки, в отношении которых были введены санкции ЕС, были отключены от глобальной системы обмена финансовыми данными СВИФТ (SWIFT). В октябре 2012 года ЕС запретил закупку природного газа у Ирана, торговлю графитом и металлами. Кроме того, был введен запрет на транзакции между европейскими и иранскими банками, а также на предоставление краткосрочных экспортных кредитов и гарантий.
Ослабление санкций началось одновременно со вступлением в силу 20 января 2014 года промежуточного соглашения по иранской ядерной программе, заключенного ИРИ и «шестеркой» международных посредников 24 ноября 2013 года (Женевское соглашение, предшествовало СВПД от июля 2015 года). В тот же день Совет ЕС снял ряд ограничений сроком на шесть месяцев. В частности, был снят запрет на импорт нефтехимических продуктов из Ирана и на торговлю золотом и драгоценными металлами. Приостановка действия этих санкций продлевалась Евросоюзом до января 2016 года.
16 января 2016 года, когда Тегеран подтвердил выполнение обязательств по Совместному всеобъемлющему план действий, ЕС объявил о снятии экономических и финансовых санкций в отношении ИРИ, связанных с его ядерной программой. Однако в силе остаются ограничения, относящиеся к ракетным технологиям и некоторым видам деятельности в ядерной отрасли, а также меры, касающиеся компьютерного обеспечения. Также продолжают действовать меры в отношении юридических и физических лиц, которые внесены в списки ЕС в связи с санкционными режимами по терроризму, ситуации в области прав человека в Иране и другими обстоятельствами, которые не являются частью СВДП. Они периодически продлеваются, последний раз 8 апреля 2019 года (до 13 апреля 2020 года). Всем фигурантам этих списков запрещен въезд на территорию Евросоюза, а их финансовые активы подлежат замораживанию.
Санкции ООН
Совет Безопасности ООН четыре раза вводил санкции в отношении ИРИ в связи с ее ядерной программой.
23 декабря 2006 года в резолюции 1737 СБ ООН потребовал от Ирана остановить деятельность, связанную с обогащением и переработкой урана и ввел санкции, не допускающие в страну материалы, оборудование и технологий, которые могут быть использованы для разработки ядерного оружия и средств его доставки. Кроме того, санкции предусматривали заморозку счетов компаний и лиц, связанных с ядерной программой.
24 марта 2007 года СБ ООН ужесточил санкции, приняв резолюцию 1747. Она, в частности, предусматривала запрет на предоставление займов по линии правительств, а также эмбарго на экспорт Ираном вооружений. Документ включил в список 28 иранских частных лиц, компаний и учреждений, счета которых за рубежом должны быть заморожены из-за их причастности к развитию ядерной программы Ирана.
3 марта 2008 года СБ ООН принял резолюцию 1803, в соответствии с которой был введен ряд запретов, в том числе на загранпоездки лиц, участвующих в разработке иранской ядерной программы. СБ постановил также досматривать грузы, следующие в Иран и из Ирана иранскими авиа- и судоходными компаниями «при наличии разумных оснований полагать, что данный летательный аппарат или судно перевозит товары», запрещенные резолюциями СБ ООН.
9 июня 2010 года СБ ООН одобрил резолюцию 1929. Она ввела запрет на открытие новых отделений и офисов иранских банков в других странах и открытие в Иране представительств банков зарубежных стран, предусматривала создание международного механизма мониторинга для досмотра судов в поисках грузов, запрещенных к поставкам в ИРИ, например, вооружений или технологий двойного назначения.
Постепенное ослабление санкций началось 20 января 2014 года — первый день выполнения промежуточного соглашения по иранской ядерной программе. В частности, был отменен запрет на поставки за рубеж иранской продукции нефтехимической промышленности, запчастей для автомобилей, золота и других драгоценных металлов.
20 июля 2015 года СБ ООН единогласно принял резолюцию 2231 в поддержку СВПД и подтвердил право Ирана на развитие мирной ядерной программы, включая обогащение урана. Согласно резолюции, оружейное эмбарго должно сохраняться в течение пяти лет, запрет на поставку в Иран технологий баллистических ракет — в течение восьми лет. Эксперты МАГАТЭ должны проводить мониторинг ядерных объектов в течение 25 лет.
Источник
США ввели новые санкции против Ирана
ВАШИНГТОН, 17 сен — РИА Новости. США ввели санкции в отношении граждан Ирана и четырех компаний, связанных с иранской разведкой и движением «Хезболлах», сообщил в четверг американский минфин.
В список санкций за терроризм и киберпреступления были внесены сорок шесть человек, в основном граждане Ирана и один ливанец, которых США подозревают в связях с иранской разведкой и движением «Хезболлах», которое Вашингтон считает террористическим. Кроме того, в список попали четыре компании, в том числе ливанские Arch Consulting и Meamar Construction.
«Хезболлах» используют ливанскую экономику и за счет манипуляции коррумпированными ливанскими компаниями, которые имеют связи с террористической организацией, и получают государственные заказы», — заявил министр финансов Стивен Мнучин.
Минфин США утверждает, что «Хезболлах» использует свое влияние на указанные компании и переводит деньги на свои личные счета, в том числе вступая в сговор с ливанскими официальными лицами, включая уже попавшего ранее под американские санкции бывшего министра транспорта Ливана Юсуфа Финьянуса.
В список американских санкций также попали иранская группа хакеров Advanced Persistent Threat и компания Rana Intelligence Computing Company и сорок пять ее сотрудников, которых США подозревают в работе на разведку и разработке вредноносного программного обеспечения, которое внедряется в компьютерные сети иностранных государств.
Источник
Иран под жесткими санкциями США: выживет ли страна в изоляции от Запада?
Новые жесткие санкции США против Ирана вступили в силу. После трехлетней передышки страна вновь лишится возможности вести бизнес с Западом, потеряет основной заработок — от продажи нефти — и окажется отрезана от мировой финансовой системы.
США рассчитывают, что бедность вынудит руководство Ирана пойти на уступки, свернуть ядерную и ракетную программы, а также отказаться от поддержки Башара Асада в Сирии, "Хезболлы" в Ливане и прочих сил, противостоящих союзникам Вашингтона на Ближнем Востоке.
Тегеран уверен, что истинная цель США — не переговоры, а смена власти, и клянется не сдаваться: мол, иранцы переживали и не такое.
Что это за новые санкции, чем они отличаются от прежних, почему их не удалось избежать и чем они грозят жителям и властям Ирана — разбиралась Русская служба Би-би-си.
Новые старые санкции
С конца прошлого века Иран побывал под санкциями США, ООН и Евросоюза, но большая часть ограничений была снята почти три года назад в обмен на обязательства прекратить ядерную программу. Не успел Иран зализать раны, как новая администрация США во главе с Дональдом Трампом решила вновь закрутить гайки.
Ядерную сделку подписали в июле 2015 года, она вступила в силу в январе 2016 года, а в мае 2018 года Трамп вышел из нее — вопреки недовольству союзников в Европе и всего остального мира. После майского объявления американские санкции вернулись в два этапа — первая часть через 90 дней, вторая — через 180 дней после объявления.
С 7 августа в силу вступили запреты на:
- продажу и передачу наличных долларов Ирану;
- торговлю золотом и другими драгоценными металлами с Ираном;
- сделки в иранских риалах;
- любые действия, связанные с выпуском иранского госдолга;
- торговлю алюминием, графитом, сталью, углем и программным обеспечением промышленного назначения;
- импорт предметов роскоши, включая иранские ковры и черную икру;
- поставки пассажирских самолетов в Иран.
Иранская черная икра снова под запретом в США
С 5 ноября вернулись три главных ограничения:
- фактический запрет на операции в долларах для банков тех стран, которые не будут сокращать закупки иранской нефти;
- санкции против иранских портов и ключевых отраслей: энергетики, судоходства и судостроения.
- все расчеты иностранных банков с центробанком Ирана и запрет на доступ Ирана к валюте, которую он хранит на зарубежных счетах.
США давно и крепко запретили американскому бизнесу торговать с Ираном, и ядерная сделка не обязывала Вашингтон отказываться от собственного эмбарго, однако навязать его другим странам он не может — это дело Совбеза ООН. Но США в силах закрыть банкам доступ к расчетам в долларах, чтобы вынудить власти их стран присоединиться к нефтяному эмбарго, как это было с Евросоюзом в 2012 году.
Доллар является мировой резервной валютой и основным средством платежа в международной торговле, поэтому угроза лишиться доступа к американской финансовой системе — веский аргумент для многих стран.
США и раньше не удавалось полностью перекрыть экспорт нефти из Ирана, а на этот раз это будет еще сложнее. Союзники Вашингтона, прежде всего в Европе, стремятся выполнить свои обязательства в рамках ядерной сделки и не хотят возвращаться к нефтяному эмбарго.
Администрация Трампа неоднократно давала понять, что будет стремиться перекрыть кран, но согласна делать исключения, если кто-то из союзников не сможет за отведенные 180 дней к 4 ноября свернуть закупки и заместить их нефтью других поставщиков.
"Наша цель — как можно быстрее свести на нет экспорт нефти из Ирана, — заявил в понедельник министр финансов США Стивен Мнучин. — Мы усилим давление на тех, кто мешает сделать это реальностью"
Вашингтон сообщил, что будут сделаны исключения для восьми стран — Китая, Индии, Южной Кореи, Турции, Италии, Греции, Японии и Тайваня. Они временные, их нужно подтверждать каждые 180 дней.
Ситуацию осложняет тот факт, что в мае, когда Трамп разрывал сделку, предполагалось, что основным источником дополнительной нефти на рынке будет ключевой союзник США в регионе — Саудовская Аравия. Однако незадолго до истечения переходного периода отношения Запада с нефтяным королевством неожиданно резко ухудшились после убийства саудовского журналиста Джамаля Хашогги.
Доллары в Иране — дефицит
Не менее расплывчаты и перспективы возвращения финансовых санкций против центробанка Ирана — Европа не хочет, чтобы его снова отключили от международной системы банковских платежей Swift, которая базируется в Бельгии, а отказ сделать это угрожает санкциями против Swift, которой пользуются более 10 тысяч банков из двух сотен стран мира.
В пятницу Вашингтон предложил Swift отключить иранские банки от системы или столкнуться с санкциями.
Как мы до этого дошли
США враждуют с Ираном со времен революции 1979 года, а в 1984 году причислили его к "спонсорам терроризма" и ввели масштабные санкции. Мир оставался в стороне от этой схватки до начала 21-го века, когда ООН начала подозревать, что Иран в нарушение договора о нераспространении занят обогащением урана ради получения ядерного оружия.
В июне 2010 года терпение лопнуло, и Совбез ООН ввел схожие с американскими драконовские санкции против Ирана. Через два года Евросоюз полностью прекратил покупку иранской нефти.
Еще через год Иран пошел на попятную, и в ноябре 2013 года подписал временное соглашение (JPA) по итогам переговоров с шестеркой стран: Китаем, Францией, Россией, Великобританией, США и Германией. Благодаря тем послаблениям Иран получил доступ к $4,2 млрд замороженных зарубежных активов и дозволение экспортировать 1,1 млн баррелей нефти в сутки — это почти вдвое меньше, чем в 2011 году.
Через два года на смену временному соглашению пришла ядерная сделка Ирана с "шестеркой" (JCPOA), и ограничения на экспорт нефти и финансовые переводы были сняты. Из этой сделки Трамп и вышел в мае 2018 года.
Вредят ли санкции Ирану?
Иран входит в тройку лидеров в мире по доказанным запасам нефти и газа, и его благосостояние зависит от экспорта энергоносителей. По оценкам американского Congressional Research Service, на энергетический сектор приходится 20% иранской экономики и от трети до половины доходов казны.
Поэтому США и выбрали основной целью экономической войны иранской нефтяной экспорт.
Однако даже в худшие годы европейского эмбарго Иран мог экспортировать нефть. Теперь Вашингтон стремится перекрыть кран.
Ядерная сделка сняла ограничения на экспорт иранской нефти, однако десятилетия запретов на инвестиции и технологии ограничили возможность наращивать добычу. Тем не менее, Иран быстро восстановил экспорт нефти и газового конденсата, и к маю 2018 года он достиг рекордных с момента подписания ядерной сделки 2,7 млн баррелей в сутки.
И тут Трамп объявил о выходе из соглашения. Экспорт почти сразу рухнул на 25%.
За ним в пропасть сорвался и курс национальной валюты, а цены взлетели. За считанные месяцы риал потерял более 70% стоимости, а еда подорожала в полтора раза. Экономика, едва вышедшая из рецессии, вновь перешла от роста к спаду.
И это только начало: дальнейшее сокращение экспорта нефти лишь усугубит дефицит валюты, что чревато новой девальвацией и очередным витком роста цен.
Аналогичные проблемы Иран пережил в 2012 году, когда ЕС ввел нефтяное эмбарго. Тогда доходы от экспорта нефти рухнули вдвое. Национальная валюта за неделю девальвировалась на 40%, а инфляция разогналась до 45%. Иранская статистика очень скудна, но по некоторым оценкам, каждый третий мужчина трудоспособного возраста в городах тогда остался без работы.
Чем может ответить Иран
Тегеран надеется, что на этот раз под санкциями подпишутся не все, и пережить их будет легче. Во-первых, у Трампа меньше союзников и веса в мире, чем у Обамы, вводившего предыдущие санкции, полагает Иран. Во-вторых, на этот раз он ничего не нарушил, а как раз наоборот — соблюдает ядерные договоренности с Западом.
Надежды подпитываются попытками Европы найти способ уберечь торговлю с Ираном и ядерную сделку от американских санкций. Однако санкции уже вернулись, а Европа пока лишь обсуждает, что с ними делать.
Швейцария обещает оставить открытыми каналы финансирования закупок лекарств и продовольствия.
Иранцы надеются, что страны, открыто противостоящие США, прежде всего Китай и Россия, продолжат покупать у него нефть, что позволит продавать хотя бы 1 млн баррелей в сутки. Этого будет достаточно, чтобы удержаться на плаву.
Власти постепенно переводят страну на осадное положение. Они начали раздавать продовольственную помощь малообеспеченным, и вскоре на нее сможет рассчитывать каждый второй житель 80-миллионной страны.
Одновременно Иран возвращается к практике тайного экспорта нефти, которая позволяла ему переживать прежние запреты. Financial Times писала в сентябре о "флоте кораблей-призраков" — танкерах с нефтью, которые вышли из иранских портов, но выключили систему, позволяющую трейдерам отслеживать их передвижение. Только один из них — Happiness I ("Счастье 1") — везет в неизвестном направлении 2 млн баррелей иранской нефти. А всего их как минимум семь.
Тогда же Reuters написал, что танкеры стоят на рейде у порта Дубая в ожидании покупателей, поскольку Южная Корея сократила закупки, а ОАЭ вовсе отказались от них.
"Никто не спорит, разумеется, нынешние власти столкнутся с трудностями. Они допустили ряд ошибок в последнее время, их нужно исправить", — говорил Би-би-си в августе близкий властям политический аналитик и переговорщик Мохамед Маранди.
Незадолго до этого президент Хасан Роухани уволил главу центробанка, следом парламент снял министров экономики и труда, а в октябре Роухани обновил руководство экономического блока правительства молодыми технократами.
Теперь власти лучше подготовлены к новому витку кризиса, уверен Маранди. "Вне всяких сомнений, через несколько месяцев экономика стабилизируется", — сказал он.
Источник
Иран отрезан от доллара. Есть ли причина для паники?
США "вырезали" Иран из долларовых транзакций
В четверг Минфин США де-факто запретил иранским банкам получать доходы в долларах и проводить расчеты с иностранными контрагентами по импорту, заморозив активы тех иранских банков, которые еще работали с Западом.
«Сегодняшние меры по занесению в черный список иранского финансового сектора и санкции против 18 крупных иранских банков демонстрируют нашу приверженность прекращению незаконного доступа к долларам США«, — говорится в заявлении министра финансов США Стивена Мнучина.
Он указывает, что санкции вводятся в соответствии с указом президента Дональда Трампа с целью «отрезать иранское правительство от ресурсов для финансирования ядерной и ракетной программ, террористических группировок и злонамеренного влияния в регионе».
Госсекретарь Майк Помпео сообщил, что кампания «максимального экономического давления» будет продолжаться до тех пор, пока Иран не согласится на переговоры, направленные против «пагубного» поведения режима. По его словам, эти санкции вступят в силу через 45 дней, то есть после президентских выборов в США 3 ноября, но до того, как победитель вступит в должность 20 января.
Преступление против человечности
«В разгар пандемии Covid-19 американский режим хочет уничтожить наши последние каналы для оплаты продуктов питания и лекарств», — заявил в Twitter глава иранской дипломатии Мохаммад Джавад Зариф.
«Иранцы переживут эту последнюю жестокость, но сговор с целью морить народ голодом — это преступление против человечности», — добавил он.
До объявленных в четверг санкций Вашингтон запретил экспорт в Иран атомной, ракетной и значительной части военной продукции, прямые иностранные инвестиции в нефтегазовую и нефтехимическую промышленность Ирана, экспорт продукции тонкой нефтепереработки, а также любые контакты с Корпусом Стражей Исламской Революции (КСИР), банками и страховыми компаниями, финансовые транзакции и сотрудничество с морским флотом Ирана.
Санкции сильно ударили по экономике Ирана. Экспорт нефти сократился вдвое, ВВП за 2019 год снизился на 9,5%. Произошла девальвация риала вдвое, увеличились безработица и инфляция, упал уровень жизни населения.
Но долговременная цель санкций — вызвать смену режима далека от выполнения. Иран стал самодостаточным во всех отраслях промышленности, включая вооружения, и менее зависимым от экспорта нефти. Опрос Университета Мэриленда в 2018 году показал, что только 1,4% иранцев поддерживают дальнейшие уступки США по ядерной программе.
Выборы в парламент в 2020 году показали, что «консерваторы» забрали около 70% из 290 мест в парламенте, при этом «умеренным» досталось около 20%, а «реформистам» (сторонникам Запада) — всего 10%.
Санкции "максимального давления" выгодны России и Китаю
Во внешней политике Иран отошел от своего постулата » ни Восток, ни Запад» и был вынужден обратиться к Китаю и России по всем вопросам национальной безопасности, чтобы избежать воздействия санкций.
Всё ближе создание неформального блока трех главных врагов США, как они сами их характеризуют.
Китай в этой позиции должен обезопасить себя в поставках нефти, так как США могут оказать давление на Саудовскую Аравию, чтобы Королевство прекратило ее экспорт в Китай. И здесь иранская нефть очень кстати. Китай планирует огромные инвестиции в углеводородную промышленность Ирана, и даже прямой нефтепровод через Пакистан.
В условиях давления на китайские технологии, Иран даст свою площадку для внедрения китайской сети 5G. Намечен масштабный план интеграции Ирана в китайскую программу «Нового шёлкового пути».
Нарушение санкций США против Ирана, скорее, будет рассматриваться Китаем как выгода, перевешивающая издержки ( вторичные санкции).
Что касается сотрудничества с Россией, то Иран станет ключевым звеном в проекте транспортного коридора Север-Юг — морской и железнодорожной системе России и Индии.
Эта инфраструктура будет конкурировать, как с египетским Суэцким каналом, так и с китайским «Новым шелковым путем», сокращая расстояние по перевалке грузов от Индии до Европы на 40% и стоимость транспортировки на 30 %.
Россия наращивает активную торговлю и расширяет экономическое сотрудничество с Ираном в пятнадцати секторах экономики, включая инфраструктуру, связывающую внутренние банковские сети, а также в аэрокосмической промышленности, ядерной и обычной энергетике, горнодобывающей промышленности.
Санкции «максимального давления» на Иран уже приносят пользу Китаю и России как в экономическом, так и в политическом контексте. США не смогли получить одобрение Совета Безопасности ООН в августе на возвращение международных санкций на торговлю оружием с Ираном.
В самих США нет консенсуса по отношению к Ирану. Так, напарница кандидата на пост президента США Джо Байдена Камала Харрис во время дебатов против вице-президента-республиканца Майка Пенса заметила, что выход из соглашения позволил Ирану приобрести «то, что может привести к значительному ядерному арсеналу».
«Из-за одностороннего дипломатического подхода Дональда Трампа и его изоляционизма он вывел нас из этого положения и сделал Америку менее безопасной», — посетовала она.
Иран научился преодолевать санкции и не откажется от своей политики
Как сказал «Правде. Ру» старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Виктор Надеин-Раевский Иран для США конкурент идейный, моральный, он препятствует абсолютному доминированию Соединенных Штатов в регионе, чего и предыдущие администрации добивались, а Трамп уж особенно.
Эксперт напомнил, что Иран под санкциями находится давно и был вынужден отказаться от целого ряда социальных программ, дотирования ряда продуктов питания, бензина, что вызвало массу недовольства и протесты.
«На это и рассчитывали Соединенные Штаты — вызвать недовольство народа, ухудшение жизненных условий с тем, чтобы свергнуть ненавистный им режим иранских мулл», — отметил эксперт.
По его мнению, Иран уже наладил систему обхода санкций, это переводы через банки других стран, используя валюты других стран, через бартер, через оплату золотом.
Виктор Надеин-Раевский уверен, что Иран не откажется от своей политики, «потому что неправота Соединенных Штатов видна всему миру, в том числе американским партнерам, заключившим соглашение с Ираном».
Эксперт отметил, что Россия сегодня не имеет никакого стремления придерживаться американских санкций.
«Эти американские санкции незаконны, международного правового характера они не имеют. Скорее всего, никоим образом мы не будем сворачивать торговлю с Ираном, как это произошло в период (Дмитрия) Медведева, сказал Виктор Надеин-Раевский.
Источник