Результаты теста простой сенсомоторной реакции пзмр мс
Современный спорт предъявляет организму человека новые требования к постоянно изменяющейся ситуации. Появление подобного состояния у спортсмена обычно связывают с действием на организм различных факторов естественной или искусственной внешней среды, носящих крайний или максимальный характер.
Спортсмен должен в короткий период времени оценить обстановку и принять правильное решение в сложной соревновательной ситуации. От быстроты этого решения будет зависеть исход соревновательной борьбы. Важное место за контролем функционального состояния должны занять информационные технологии, направленные на оценку состояния регуляторных систем, поскольку перенапряжение механизмов регуляции и связанное с ним снижение функциональных резервов, является одним из главных факторов риска развития заболеваний юных спортсменов. Поэтому подход, применимый к оценке функциональных резервов центральной нервной системы (ЦНС) с целью включения этой оценки в интегральную оценку функциональных резервов организма у юных спортсменов с помощью простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) организма является актуальным.[3, 6, 7, 8, 9, 10]
Цель исследования – оценить состояние центральной нервной системы юных спортсменов с помощью ПЗМР в условиях подготовки к соревновательной деятельности.
Материалы и методы исследования
Оценка адаптационного потенциала (АП) определялась по формуле Р.М. Баевского. [1, 2] Экспресс оценка состояния центральной нервной системы по параметрам ПЗМР была проведена с помощью АПК «BioMouse». В исследовании показатели интерпретировались по Зимкиной-Лоскутовой (1978). В ходе оценки состояния ЦНС определяли функциональный уровень системы (ФУС), ее величина определяется абсолютными значениями времени реакции. Устойчивость реакции (УР), величина этого показателя тем больше, чем меньше рассеивание времени реакции. Уровень функциональных возможностей (УФВ), этот критерий является наиболее полным и позволяет судить о способности формировать адекватную заданию функциональную систему и достаточно длительно ее удерживать [9].
Организация исследования. В исследовании приняли участие спортсмены-лыжники в возрасте 13-15 лет. В условиях естественного эксперимента обследовано 70 спортсменов, имеющих спортивную квалификацию – от 1 юношеского разряда до 2 взрослого спортивного разряда. Средний возраст спортсменов на начало исследования 13,74 ± 0,13, биологический – соответствует паспортному возрасту. Исследование проходило в первой половине дня при одинаковых условиях для всех участников.
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе исследования для определения однородности исследуемой группы выполнили анализ физического развития юных спортсменов. При анализе возраста юных спортсменов выявили, что, по медиане данная выборка испытуемых соответствует возрастной категории 14 лет. При оценке длины тела – значение медианы равно 170 см и среднего значения 172,5 ± 1,14 см, что соответствует 5 группе по центильной шкале для Архангельского региона. Масса тела юных спортсменов, занимающихся лыжными гонками в исследуемой группе, соответствует возрастным среднестатистическим показателям 5 зоны развития и равно по медиане 58 кг и среднему значению 59,54 ± 1,22 кг. При оценке массо-ростового индекса Кетле 2 наблюдается, что у данной группы спортсменов отмечается гармоничное физическое развитие. Следовательно, выборку для исследования можно считать однородной.
При анализе степени напряжения адаптивных изменений у юных спортсменов в ходе спортивной подготовки установлено, что у всех исследуемых юношей АП соответствует хорошему уровню, по Р.М. Баевскому [1, 2].
При распределении на уровни АП исследуемых спортсменов было установлено, что классификация, предложенная Р.М. Баевским, недостаточно подходит для подростков в возрасте 13-15 лет. У юных спортсменов, в связи с тем, что они имеют достаточно небольшой показатель массы тела, АП, который определяется расчетным методом, по классификации Р.М. Баевского оценивается как очень высокий.
С целью изучения и осмысления закономерностей физического развития юных спортсменов было принято решение определить адаптационный потенциал (АП) подростков и распределить исследуемую группу по уровням АП. С помощью одновыборочного критерия Колмогорова-Смирнова выполнили проверку на нормальность распределения исследуемой выборки и определили, что выборка – нормальная, распределение является равномерным. Для более детального анализа с помощью методов вариационной статистики использовали распределение по трем уровням относительно исследуемой выборки (n = 70). Для определения новых границ уровней АП использовали среднее значение и показатели сигмы. Как видно по табл. 1, первый уровень высокий АП имеет значение 1,64 и меньше, второй уровень достаточный – от 1,65 до 1,95; третий уровень средний – от 1,96 и выше.
Источник
Особенности сложной зрительно-моторной реакции у школьников 7 — 17 лет
Введение. Зрительно-моторная реакция играет важную роль в становлении гармоничного психического развития ребёнка и его обучения в школе. Данный психофизиологический показатель отражает динамику скорости нервных процессов, их переключение, уровень зрительно-моторной координации, общий уровень работоспособности и активности центральной нервной системы [3]. Сведения о возрастных и половых различиях зрительно-моторной реакций у детей немногочисленны и противоречивы. По данным [8] при оценке времени зрительно-моторных реакций у детей 8-11 лет с нормальным и высоким уровнем тревожности не выявлено статистически значимых различий. В [4] показано, что уровень зрительно-моторной координации у девочек 7-8 лет выше, чем у мальчиков. Результаты [7] свидетельствуют о том, что среди 7-8-летних девочек функциональная незрелость зрительно-моторных координаций встречается на 6-10% реже, чем среди мальчиков того же возраста. По данным [1], среди детей 7 лет зрительно-моторная координация сформирована лучше у девочек. В [10] выявлена тенденцию к уменьшению времени сенсомоторных реакций с увеличением возраста детей.
Целью настоящего исследования является выявление особенностей сложной зрительно-моторной реакции у школьников 7-17 лет в зависимости от возраста и пола.
Материалы и методы. На основании информированного согласия родителей нами проведено исследование времени реакции, количества ошибок на значимые стимулы и общего количества ошибок при регистрации когнитивных зрительных вызванных потенциалов Р300 среди 521 школьника (из них — 234 мальчиков и 287 девочек). Все дети были распределены на группы по возрасту и полу: 7 лет (20 мальчиков и 25 девочек), 8 лет (27 мальчиков и 26 девочек), 9 лет (24 мальчика и 28 девочек), 10 лет (18 мальчиков и 25 девочек), 11 лет (31 мальчик и 31 девочка), 12 лет (16 мальчиков и 26 девочек), 13 лет (24 мальчика и 23 девочки), 14 лет (18 мальчиков и 19 девочек), 15 лет (20 мальчиков и 31 девочка), 16 лет (21 мальчик и 27 девочек), 17 лет (14 мальчиков и 26 девочек).
Критериями включения в группу являлись: возраст участников от 7 до 17 лет включительно; праворукость; наличие информированного согласия родителя и ребенка на участие в исследовании. Критерии исключения: наличие в анамнезе и на момент исследования эмоциональных и поведенческих расстройств, неврологических, офтальмологических заболеваний, травм головного мозга, а также общесоматических заболеваний в стадии декомпенсации, леворукость, отказ от исследования.
Регистрацию когнитивных вызванных потенциалов проводили на 21-канальном электроэнцефалографе «Нейрон-Спектр-4/ВПМ» (Россия). Применяли зрительную стимуляцию по методике «Odd-ball paradigm», когда в случайной последовательности подаются серии двух стимулов, среди которых есть «незначимые» (частые) и «значимые» (редкие). Зрительные стимулы предъявляли в виде картинокСоотношение количества незначимых стимулов к значимым — 70/30. Эпоха анализа составляла 750 мс. Испытуемому предъявлялась инструкция, в которой предлагалось как можно быстрее реагировать нажатием на кнопку пульта в ответ на редкий, значимый стимул. После предъявления инструкции обследуемый подтверждал, что понял смысл задания, нажимая на кнопку пульта в ответ на значимый стимул. Оценивали время и точность реакции. Под временем реакции понимали интервал времени между появлением сигнала и ответной реакцией. Точность реакции отражает правильность выполнения заданий, т.е. соответствие двигательного ответа поступившему сигналу. Оценивали пропуски нажатий при предъявлении значимого (редкого) стимула и общее количество ошибок, включающее неверное выполнение задания, как на значимые, так и на незначимые стимулы.
Результаты исследования анализировали с помощью статистического пакета программ SPSS 21.0 for Windows. Для оценки нормальности распределения признака использовался критерий Шапиро-Уилка. Уровень значимости принимался равным 0,05. Количественные данные, не подчиняющиеся закону нормального распределения, представлены как медиана, 25-й и 75-й квартили (Ме (Q1; Q3)). Для выявления статистически значимых различий между несвязанными группами при неподчинении признака закону нормального распределения использовался критерий Манна-Уитни, а при количестве сравниваемых групп 3 и более применялся критерий Крускала-Уоллиса с последующим использованием критерия Манна-Уитни для попарных сравнений. Для вычисления отношений шансов и коррекции на потенциальные конфаундеры использовался многофакторный линейный регрессионный анализ. Факторный анализ методом вращения варимакс применялся для выделения факторов в исследуемой группе.
Результаты исследования
Время реакции. При анализе возрастной динамики среди мальчиков и девочек выявлено, что среднее время реакции имеет тенденцию к уменьшению с возрастом (рис.1). При этом статистически значимые отличия выявлены среди девочек 10 лет (табл. 1).
Рис. 1. Распределение среднего времени реакции по возрасту и полу
Таблица 1. Возрастная динамика средней скорости реакции среди мальчиков и девочек
Примечание: здесь и далее жирным шрифтом выделен статистически значимый результат, где р<0,05.
При сравнении времени реакции между мальчиками и девочками выявлено преобладание данного показателя среди мальчиков в возрасте 12 лет, р=0,012. В остальных возрастных группах статистически значимых различий по полу среднего времени реакции не наблюдалось, р˃0,05 (табл. 2).
Таблица 2. Распределение среднего времени реакции по возрасту и полу
Точность реакции. При оценке количества ошибок (пропусков нажатий) на значимый стимул выявлено статистически значимое их уменьшение с возрастом как среди мальчиков (р=0,000), так и среди девочек (р=0,005), рис. 2.
Рис. 2. Распределение ошибок на значимые стимулы по возрасту и полу.
При проведении линейного регрессионного анализа с учетом стратификации для выявления взаимосвязи количества ошибок на значимые стимулы с возрастом между мальчиками и девочками нами было получены отрицательные коэффициенты для обоих полов (модель статистически значима, для мальчиков F=10,43, р=0,001, для девочек F=23,78, р=0,000). Таким образом, при увеличении возраста на 1 год происходит уменьшение пропусков нажатий при предъявлении значимых стимулов у девочек на коэффициент равный 0,22 и у мальчиков — на 0,17 (табл. 3).
Таблица 3. Коэффициенты линейной регрессии пропусков нажатий на значимые стимулы в зависимости от возраста среди мальчиков и девочек
При изучении общего количества ошибок, включающих пропуски нажатий при предъявлении значимых стимулов и нажатия на кнопку при предъявлении незначимых стимулов, выявлено статистически значимое их увеличение с возрастом как среди мальчиков (р=0,000), так и среди девочек (р=0,005), рис. 3.
Рис. 3. Распределение общего количества ошибок по возрасту и полу.
При оценке взаимосвязи возраста и общего количества ошибок путем линейной регрессии были выявлены положительные коэффициенты, означающие, что с увеличением возраста на 1 год у девочек увеличивалось общее количество ошибок на 1,24, а у мальчиков — на 1,39 (модель статистически значима, для мальчиков F=118,98, р=0,000 и для девочек F=143,98, р=0,000) (табл. 4).
Таблица 4. Коэффициенты линейной регрессии общего количества ошибок в зависимости от возраста среди мальчиков и девочек
Анализ пропусков нажатий при предъявлении значимых стимулов в зависимости от пола демонстрирует статистически значимое их преобладание у мальчиков в 8 лет, р=0,039. При оценке общего количества ошибок статистически значимых различий по полу не выявлено (табл. 5).
Таблица 5. Распределение количества ошибок по полу
Факторный анализ (анализ главных компонент) методом варимакс вращения был выполнен для выделения поведенческих характеристик когнитивных зрительных вызванных потенциалов у детей. В качестве переменных были выбраны: «латентность Р300» в обоих отведениях, «возраст», «пол», «время реакции», «пропуски значимых стимулов» и «общее количество ошибок». В результате анализа было получено два фактора (таблица 6), которые объясняли 64,315% общего значения дисперсии. КМО показатель 0,481 и тест Бартлетта статистически значим (x 2 =417,3 р=0,000), что свидетельствовало о пригодности полученной факторной модели.
Таблица 6. Характеристики сложной зрительно-моторной реакции у детей 7 — 17 лет (факторный анализ)
Примечание: * — вывод факторных нагрузок 0,4 и более; ** — при факторном анализе с показателем латентности Р300 из отведения О2А2 получены корреляции внутри тех же факторов (КМО показатель 0,490 и тест Бартлетта статистически значим (x 2 =420,65 р=0,000), объясняет 64,736% общего значения дисперсии.
Фактор I включил две положительные переменные: возраст и общее количество ошибок. С увеличением возраста ребенка, увеличивалось общее количество ошибок.
Фактор II объединил две переменные: время реакции и ошибки при предъявлении значимого стимула. Чем больше время реакции, тем меньше пропусков нажатий в ответ на значимый стимул.
При делении по полу мы получили корреляции внутри тех же факторов, что свидетельствует об отсутствии различий взаимосвязи данных переменных между мальчиками и девочками.
Обсуждение результатов. Общеизвестно, что время реакции существенно изменяется с возрастом и характеризует степень морфофункционального созревания ЦНС ребенка. Анализ исследований показывает, что время всех типов реакций закономерно уменьшается в восходящем онтогенезе ввиду увеличения скорости обработки информации в нервной системе в процессе развития [2,5,6,9,11]. Результаты нашего исследования демонстрируют тенденцию к уменьшению времени реакции с возрастом, как у мальчиков, так и у девочек. При оценке возрастной динамики время реакции у девочек статистически значимо уменьшается в возрасте 10 лет. Для девочек характерна более высокая скорость зрительно-моторной реакции в 12-летнем возрасте. В возрасте 8 лет девочки допускают меньше ошибок при появлении значимых стимулов по сравнению с мальчиками. Результаты проведенного исследования согласуются с литературными данными [1,4,7,9,10].
Количество ошибок в ответ на редкие стимулы статистически значимо уменьшалось с возрастом, как среди мальчиков, так и среди девочек. Тогда как общее количество ошибок с возрастом у школьников обоего пола увеличивалось. В связи с указанным выше уменьшением количества ошибок на значимые стимулы, увеличивающееся с возрастом число общих ошибок можно связать с увеличением таковых на незначимые (частые) стимулы. Уменьшение пропусков нажатий в ответ на значимые стимулы и увеличение количества ошибок в ответ на предъявление незначимых стимулов у школьников может свидетельствовать об улучшении концентрации внимания на правильном выполнении полученного задания, а также о трудностях переключения внимания с одного стимула на другой. Т.е. с возрастом ребенок более успешно сосредотачивается на важном для него задании, что нехарактерно для более младших детей, внимание которых распределено на все происходящее вокруг одновременно.
Факторный анализ показал, что с увеличением возраста ребенка, увеличивается общее количество ошибок и чем больше времени реакции затрачивается при предъявлении стимула, тем меньше количество ошибок совершается в ответ на значимые стимулы как среди мальчиков, так и среди девочек.
Таким образом, анализ полученных нами результатов выявил наличие возрастных и половых особенностей скорости зрительно-моторной реакции у школьников 7 — 17 лет.
Список использованных источников:
1. Безруких М.М., Хрянин А.В., Теребова Н.Н. Возрастные и половые особенности психофизиологической структуры зрительного восприятия у детей 5-7 лет // Новые исследования. 2013. №4 (37). С. 20-36.
2. Бетелева Т.Г. Онтогенез структурно-функциональной организации воспринимающей системы мозга // Структурно-функциональная организация воспринимающей системы мозга. Л., 1990. С. 65-86.
3. Дорджиева Д.Б., Бадмаева И.А., Карлова С.В. Возрастные различия времени зрительно-моторной реакции у школьников // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XLVIII междунар. НПК. № 7(41). — Новосибирск: СибАК, 2017. С. 6-10.
4. Жукова Е.А. Острота зрения, зрительное восприятие и факторы, влияющие на них: дис. … канд. биол. наук. — Киров, 2004. — 266 с.
5. Зайцев А.В., Лупандин В.И., Сурнина О.Е. Возрастная динамика времени реакции на зрительные стимулы // Физиология человека. 1999. Т. 25, № 6. С. 34-37.
6. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. СПб. 2003. 384 с
7. Особенности формирования зрительного восприятия у детей-северян 7-8 лет и факторы риска раннего дизонтогенеза / Е.В. Казакова, Л.В. Морозова // Экспериментальная психология. — 2009. Т. 2. № 4. С. 91-100.
8. Нехорошкова А.Н., Грибанов, А.В. Особенности зрительно-моторных реакций детей 8-11 лет с высоким уровнем тревожности // Экология человека. №5. С. 43-48.
9. Нехорошкова А.Н. и др. Сенсомоторные реакции в психофизиологических исследованиях (обзор) // Журнал медико-биологических исследований. №1. 2015. C. 38 — 48.
10. Новикова Е.И. Влияние возраста и пола на латерализацию сенсомоторных функций учащихся // Физиология человека. — 2013. — Т.13. №1. С. 143-150.
11. Favilla M. Reaching Movements in Children: Accuracy and Reaction Time Development // Exp. Brain Res. 2006. Vol. 169(1). P. 122-125.
Источник
Некоторые аспекты применения элтацина у юных спортсменов
В работе представлены результаты наблюдения 104 юных спортсменов в возрасте 14-16 лет с целью диагностики ситуационного и долговременного психологического состояния.
Исследовались также индекс аэробной выносливости, число сердечных сокращений и артериальное давление. Эти показатели изучались на фоне 3-х недельного применения Элтацина.
Введение. Непрерывный рост результатов в современном спорте требует для их достижения все более интенсивных тренировок. Очень часто, когда уровень интенсивности воздействия
значительных физических нагрузок превышает адаптационно-компенсаторные возможности организма к саногенезу, возникают различные преморбидные состояния и манифестированные формы заболеваний внутренних органов [1,4,5].
В связи с чем, в детско-юношеском спорте применяют большой арсенал препаратов метаболического действия. В настоящее время использование антиоксидантной терапии рассматривают,
как возможность восстановить дисбаланс между интенсивностью свободнорадикального окисления (СРО) липидов и возможностью антиоксидантной защиты организма (АОЗ) [3,4,5]. Таким свойством обладают
естественные метаболиты, в частности, глутатион, который является кофактором целого ряда окислительно-восстановительных ферментов, регулятором пула SH-группы и участвует в детоксикации ксенобиотиков
и инактивации свободных радикалов, повышает уровень протекторных систем. В течение ряда лет ведется интенсивный поиск по созданию лекарственных средств, повышающих
уровень внутриклеточного глутатиона[5].
Наше внимание привлек препарат «Элтацин», который разработан в МНПК «БИОТИКИ». Элтацин содержит три заменимых аминокислоты – L-глутаминовую, глицин и L-цистин
и обладает окислительно-восстановительным, энергообразующим и антиоксидантным действием. Благодаря этому, Элтацин нормализует окислительно-восстановительные процессы и использование кислорода в тканях посредством антиоксидантного
и антигипоксантного действия, способствуя повышению сократительной способности миокарда и толерантности к физическим нагрузкам. Элтацин успешно прошел клинические испытания у взрослых
пациентов с хронической сердечной недостаточностью и зарегистрирован в России.
Однако, определение эффективности применения Элтацина у спортсменов, как препарата метаболического действия, проводилось в единичных исследованиях [2].
Целью данной работы было изучение влияние Элтацина на состояние некоторые параметры психоэмоционального состояния и сердечно-сосудистой системы у юных спортсменов.
Материалы и методы. Нами обследовано 104 юных спортсменов в возрасте 14 — 16 лет. Спортивный стаж детей колебался от 1 года
до 10 лет, в большинстве случаев в 72,4 % составил от 2 до 6 лет. Спортивная квалификация: массовые разряды (до
1 разряда) — 44 детей, высокая квалификация (от 1 разряда до мастера спорта) — 60 спортсменов. По видам спортивной подготовки
юные спортсмены распределились следующим образом: циклические виды– 66%, единоборства – 10 %; спортивные игры -24 %.
Перед назначением Элтацина проводилось обследование юных спортсменов.
Состав препарата: Глицин – 70 мг , L-глутаминовая кислота – 70 мг, L-цистин – 70 мг и вспомогательные вещества: метоцел, магния стеарат, масса таблетки 220 мг.
Глицин — эта аминокислота присутствует во всех клетках, но особенно высоко ее содержание в нейронах, где глицин выполняет функции медиатора
тормозного действия и улучшает метаболические процессы. Глицин – антистрессовый препарат, обладающий одновременно ноотропным действием. Он снимает напряжение, тревогу, улучшает настроение, повышает работоспособность
и внимание, нормализует сон. Препарат используется в комплексной терапии артериальной гипертензии, вегето-сосудистой дистонии, перинатальной энцефалопатии, для лечения последствий черепно-мозговой травмы
и острого ишемического инсульта.
L-глутаминовая кислота — средство, регулирующее метаболические процессы в ЦНС; оказывает ноотропное, дезинтоксикационное, связывающее аммиак действие. Заменимая аминокислота, играющая роль нейромедиатора
с высокой метаболической активностью в головном мозге, стимулирует окислительно-восстановительные процессы в головном мозге, обмен белков. Нормализует обмен веществ, изменяя функциональное
состояние нервной и эндокринной систем. Стимулирует передачу возбуждения в синапсах ЦНС; связывает и выводит аммиак. Является одним из компонентов миофибрилл,
участвует в синтезе др. аминокислот, ацетилхолина, АТФ, мочевины, способствует переносу и поддержанию необходимой концентрации K+ в мозге, препятствует снижению окислительно-восстановительного
потенциала, повышает устойчивость организма к гипоксии, служит связующим звеном между обменом углеводов и нуклеиновых кислот, нормализует содержание показателей гликолиза в
крови и тканях; оказывает гепатозащитное действие, угнетает секреторную функцию желудка.
L-цистин – важная аминокислота, содержащая серу, является мощным антиоксидантом. Используется организмом для нейтрализации разрушительных свободных радикалов. Эта аминокислота укрепляет соединительные
ткани и усиливает антиокислительные процессы в организме, способствует процессам заживления, стимулирует деятельность белых кровяных телец, помогает уменьшить болевые ощущения при
воспалениях. Очень важная кислота для кожи и волос. Необходима для защиты от химических токсинов и для активизации очистительного процесса у
людей, подвергающихся воздействию химикатов или загрязненного воздуха. Используется в программах по предотвращению старения организма. Цистин играет важную роль в ежедневной
работе организма по восстановлению клеток печени, в формировании пространственных структур ряда белков и пептидов, например инсулина, соматостатина и иммуноглобулинов.
Элтацин назначался по 1 таблетке 3 раза в сутки под язык в течение трех недель. Повторное обследование спортсменов было проведено через три недели.
Психофизиологическая диагностика проводилась с помощью аппаратно-программного комплекса «НС-ПсихоТест» с использованием следующих методик:
- Модифицированный восьмицветовой тест М. Люшера;
- Простая зрительно-моторная реакция;
- Шкала Тейлора (Адаптация В.Г. Норакидзе)
Модифицированный восьмицветовой тест М. Люшера
Данный метод предназначен для диагностики ситуативного или долговременного психологического состояния человека. Преимуществами данной методики являются простота, краткость проведения и независимость
результатов от возраста и пола. Диагностический материал состоит из восьми цветовых карточек: четыре карточки с основными цветами (темно-синий, сине-зеленый, красно-оранжевый,
светло-желтый), одна карточка с нейтральным цветом (фиолетовым) и три – с дополнительными цветами (серый, коричневый, черный). Обследуемому предлагается выбрать карточку
с наиболее понравившимся ему цветом, затем сделать аналогичный выбор из оставшихся карточек и т.д., т.е. разложить карточки в порядке предпочтения
от наиболее до наименее понравившегося цвета. Затем производится повторное тестирование: новый выбор расположения цветов независимо от первого выбора (не вспоминая
в каком порядке были разложены цвета в первом случае). Обработка результатов проводится по повторному тестированию (оно является более спонтанным и
показательным), но с учетом первого. Подробные результаты теста цветовых сочетаний выдаются программой автоматически (Табл. 1). Количество баллов интенсивности тревоги и
компенсации суммируется. Максимальная интенсивность тревоги и компенсации соответствует 12 баллам.
Определение интенсивности тревоги и компенсации
(положение основного цвета)
Компенсация (положение дополнительного цвета)
Простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР). При реализации ПЗМР задействованы как основные анализаторные системы (зрительная и кинематическая), так и определенные отделы головного мозга и
нисходящие нервные пути, поэтому скорость реакции позволяет оценить интегральные характеристики центральной нервной системы. Результаты по этой методике позволяют сделать вывод
о текущем функциональном состоянии центральной нервной системы. Время реакции зависит от концентрации внимания, от типологических особенностей нервной системы (главным образом,
от подвижности нервных процессов и их уравновешенности).
Для исследования простой зрительно-моторной реакции использовалсяприбор «полноцветный зрительно-моторный анализатор (ЗМА)». Обследуемому последовательно предъявлялся световой сигнал на ЗМА, при появлении которого
нужно было как можно быстрее нажать на кнопку зрительно-моторного анализатора. Световой сигнал подавался в достаточно случайные моменты времени, чтобы не
вырабатывался рефлекс на время, и в то же время достаточно регулярно, чтобы каждый очередной сигнал был ожидаем. Первые 5-7 сигналов
являлись пробными (для адаптации обследуемого) и не регистрировались. Число предъявляемых сигналов – 30. ПЗМР выполнялась ведущей рукой, чтобы сократить моторный
период. Выбирался красный цвет раздражителя (время зрительно-моторной реакции на красный цвет короче, чем на зеленый цвет раздражителя).
Проводился анализ среднего значения времени реакции (М), отражающее среднюю скорость ПЗМР характерную для данного индивида и стандартное (среднеквадратичное) отклонение (SD), которое является показателем стабильности сенсомоторного реагирования (Табл.2).
Средние значения основных статистических показателей по методике «Простая зрительно-моторная реакция», мс
Источник
«ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ» ЛИЧНОСТИ С ЭФФЕКТИВНЫМ БИОУПРАВЛЕНИЕМ ДЛИТЕЛЬНОСТЬЮ СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ
1 ФГБОУ ВПО «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (г. Новосибирск)
2 ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития Росии (г. Новосибирск)
3 ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» (г. Новосибирск)
Представлены результаты обследования юношей, принявших участие в сеансе биоуправления длительностью сердечных сокращений. Обследуемые в зависимости от эффективности биоуправления разделены на две группы: успешных и неуспешных. Известно, что успешность биоуправления зависит от индивидуально-типологических особенностей личности, но в настоящее время недостаточно данных для оценки их вклада в эффективность биоуправления. В данной работе проведено комплексное обследование, и на основе этого сформирован «индивидуально-типологический портрет» личности с эффективным биоуправлением.
Ключевые слова: адаптивное биоуправление, биологическая обратная связь, вариабельность ритма сердца, индивидуально-типологические особенности.
В данной работе изучалось адаптивное биоуправление длительностью сердечных сокращений, которое используется довольно широко. При этом применяется регуляция частоты сердечных сокращений, в которой сигналом обратной связи является длительность RR-интервалов, т.е. вариабельность ритма сердца [4].
Непосредственно проблеме модификации вариабельности сердечного ритма с использованием принципа биологической обратной связи посвящены лишь единичные работы. Представляется актуальным определение связи между различиями в эффективности биоуправления и особенностями личности, психофизиологическим статусом и особенностями вегетативной нервной системы. Это свидетельствует об актуальности исследований, направленных на оценку эффективности адаптивного биоуправления по параметрам сердечного ритма, и установление зависимости его результативности от индивидуально-типологических характеристик человека [2]. Эффективность освоения этого метода зависит от индивидуально-типологических особенностей, поэтому выявление характера их влияния на тренинг с биологической обратной связью (БОС-тренинг) позволит прогнозировать его успешность и целесообразность применения [1]. К настоящему времени известны работы, в которых описаны психологические особенности личности [3], а также ряд работ, посвященных изучению тех или иных психофизиологических характеристик и особенностей вегетативной нервной системы [2, 5], которые влияют на успешность БОС-тренинга. Имеющихся данных недостаточно для создания полноценного «индивидуально-типологического портрета» личности, способствующего эффективному биоуправлению.
Цель данной работы — изучить психофизиологические, психологические и морфофункциональные особенности личности, реализующиеся в процессе адаптивного биоуправления длительностью сердечного цикла, и создать «индивидуально-типологический портрет» личности с эффективным биоуправлением.
Методика исследования. В исследовании приняли участие юноши в возрасте от 18 до 21 года. Было обследовано 32 человека — студенты курса Новосибирского государственного медицинского университета. Испытуемые во время исследования не имели острых или обострений хронических заболеваний. Все обследования проводились в первую половину дня (с 9 до 12 часов), обследуемые ранее не имели опыт биоуправления.
Сеанс адаптивного биоуправления длительностью сердечного цикла проводился с помощью программно-аппаратного комплекса КардиоБОС и включал в себя 4 сессии по 5 мин, первая сессия являлась фоновой, далее 3 сессии биоуправления.
Для оценки морфологических показателей проводили измерение роста, массы тела, окружности грудной клетки, высчитывали индексы Кетле и Пинье.
Функциональные показатели определялись во время сеанса биоуправления. Оценивались особенности вариабельности ритма сердца в каждую сессию.
Для оценки психофизиологических показателей использовались следующие методики: память на числа, память на образы, простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР), реакция выбора (РВ, или реакция с дифференцировкой), реакция на движущийся объект, оценка внимания, черно-красная таблица Шульте-Горбова, оценка мануальной асимметрии на основе теппинг-теста (ТТ).
Для определения психологических особенностей личности было проведено психологическое тестирование: определение ситуативной и личностной тревожности по Спилбергеру-Ханину, диагностика уровня агрессии по опроснику Басса-Дарки, оценка способов поведения в конфликтной ситуации по опроснику К. Томаса, опросник Кеттелла.
По итогам исследования были выделены 2 группы испытуемых: относительно успешные (9 человек), у которых длительность интервала R-R по результатам четвертой сессии увеличилась по сравнению с первой фоновой сессией, и относительно неуспешные (23 человека), у которых длительность интервала R-R в четвертой сессии оказалась меньше, чем в первой. Было проведено межгрупповое сравнение с помощью общепринятых методов вариационной статистики, по ряду показателей были выявлены достоверные различия между группами. Достоверными считались результаты при p ≤ 0,05.
Результаты исследования. Были выявлены достоверные различия между группами в росте и массе тела, по показателям ПЗМР, РВ, ТТ, в опроснике К. Томаса (стратегия поведения компромисс), в опроснике Кеттелла — фактор F (сдержанность — экспрессивность) и фактор Q2 (зависимость от группы — самодостаточность), а также по показателям вариабельности сердечного ритма: в фоновом исследовании вариационный размах (MxDMn1), индекс вегетативного равновесия (IVR1), вегетативный показатель ритма (VPR1), индекс напряжения (IN1, или стресс-индекс) и в последнюю четвертую сессию минимальное и максимальное время между сердечными сокращениями (R-R4 min и R-R4 max соответственно), среднее время между сердечными сокращениями (RRNN4), вариационный размах (MxDMn4), вегетативный показатель ритма (VPR4). Результаты исследования представлены в табл.
Психофизиологические, психологические и морфофункциональные характеристики лиц в группах успешного и неуспешного биоуправления
Заключение. Индивидуально-типологические особенности играют важную роль в адаптивном биоуправлении длительностью сердечного цикла:
- у юношей с эффективным биоуправлением наблюдается тенденция к гиперстеническому типу конституции (выше рост и выше масса тела);
- эффективное биоуправление наблюдается у юношей с меньшей скоростью сенсомоторной реакции и реакции с дифференцировкой, меньшей стабильностью реагирования, меньшей степенью функциональной асимметрии мозга;
- юноши с эффективным биоуправлением менее склонны идти на компромисс, более экспрессивны и более зависимы от группы;
- к адаптивному биоуправлению более способны юноши с исходным преобладанием тонуса парасимпатической вегетативной нервной системы, о чём свидетельствует более высокий вариационный размах и меньший индекс вегетативного равновесия, вегетативный показатель ритма, индекс напряжения;
- в конце тренинга у эффективных юношей сохраняется преобладание тонуса парасимпатической вегетативной нервной системы (выше вариационный размах и ниже вегетативный показатель ритма), а также у них отмечается достоверное увеличение минимального, максимального и среднего времени между сердечными сокращениями, что подтверждает эффективность биоуправления в данной группе.
На основании полученных данных сформирован «индивидуально-типологический портрет» личности с эффективным биоуправлением, обнаружены особенности организма и личности, которые позволяют прогнозировать успешность адаптивного биоуправления длительностью сердечных сокращений. Лишь у части испытуемых, имеющих определенные индивидуально-типологические особенности, была обнаружена способность к эффективному биоуправлению. Несмотря на то, что методу биоуправления может обучиться каждый, следует отметить, что испытуемым с неэффективным биоуправлением скорее всего необходимо больше времени для развития навыка эффективного биоуправления (большее количество сеансов), а также возможно они нуждаются в более конкретных рекомендациях перед тренингом.
- Дружинин В. Ю. Индивидуально-типологические особенности адаптивного биоуправления длительностью сердечного цикла в юношеском периоде онтогенеза / В. Ю. Дружинин, О. В. Сорокин, М. А. Суботялов, Д. О. Тайшин // Материалы первой межрегиональной конференции физиологов педагогических и аграрных вузов страны. — Новосибирск : НГПУ, 2011. — С.
- Красильникова М. О. Психофизиологические критерии эффективности управления вариабельностью сердечного ритма с биологической обратной связью : автореф. дис. канд. биол. наук / М. О. Красильникова. — Волгоград, 2005.
- Мажирина К. Г. Личностные особенности и динамика саморегуляции в процессе игрового биоуправления : психологический анализ : автореф. дис. канд. психологич. наук / К. Г. Мажирина. — Новосибирск, 2009.
- Сороко С. И. Нейрофизиологические и психофизиологические основы адаптивного биоуправления / С. И. Сороко, В. В. Трубачев. — СПб. : Политехника-сервис, 2010. — 607 с.
- Щебланов В. Ю. Связь индивидуальных механизмов саморегуляции со свойством стрессоустойчивости / В. Ю. Щебланов, А. Ф. Бобров, О. А. Джафарова, С. А. Надоров // Бюл. сиб. медицины. — 2010. — № 2. — С.
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России)
Государственная лицензия ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России
на образовательную деятельность:
серия ААА № 001052 (регистрационный № 1029) от 29 марта 2011 года,
выдана Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки бессрочно
Свидетельство о государственной аккредитации ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России:
серия 90А01 № 0003592 (регистрационный № 3376) от 31 марта 2020 года
выдано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки
на срок по 31 марта 2026 года
Адрес редакции: 630091, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 52
тел./факс: (383) 229-10-82, адрес электронной почты: mos@ngmu.ru
Выпуск сетевого издания «Медицина и образование в Сибири» (ISSN 1995-0020)
прекращен в связи с перерегистрацией в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences» (ISSN 2542-1174). Периодичность выпуска — 4 раза в год.
Архивы выпусков «Медицина и образование в Сибири» доступны на сайте с 2006 по 2016 годы, а также размещены в БД РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) на сайте elibrary.ru.
Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) —
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-72398 от 28.02.2018.
© ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России, 2021
22.05.2017
Сетевое издание «Медицина и образование в Сибири» преобразовано в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences». Дата перерегистрации: 18.05.2017. Свидетельство о СМИ: ПИ № ФС 77-69793.
Подробнее >>
03.04.2017
С 2017 года Издательско-полиграфическим центром НГМУ осуществляется выпуск печатного издания «Сибирский медицинский вестник».
Подробнее >>
08.02.2016
Уважаемые авторы! Открыт прием статей во 2-й номер 2016 года (выход номера — середина мая 2016 г.).
Подробнее >>
11.01.2016
Уважаемые авторы! Продолжается прием статей в 1-й номер 2016 года (выход номера — конец февраля 2016 г.).
Подробнее >>
28.12.2015
Уважаемые авторы! Сетевое издание входило в Перечень ВАК до 30 ноября 2015 г. Работа по включению издания в новый Перечень ВАК продолжается.
Информация о формировании Перечня ВАК
Подробнее >>
Источник