Розовое болото диктант 6 класс с ответами
I. Подготовка к написанию сочинения «Интересная встреча».
1. П о с т а н о в к а ц е л и:
написать сочинение на тему «Интересная встреча» по личным впечатлениям или с использованием иллюстраций к упр. 38 (с. 24).
2. Повторение порядка работы над сочинением с использованием памятки на с. 165.
Анализ пунктов 1, 2 памятки, который сопровождается записями, необходимыми для начала работы над сочинением.
3. В ы б о р ф о р м ы р а б о т ы:
дневник, письмо, сказка. Характеристика каждого из данных жанров и особенностей изложения и оформления материала.
II. Написание сочинения и работа по его совершенствованию.
Совершенствование сочинения с использованием памяток «Как работать над сочинением» и «Как совершенствовать написанное» (с. 165—166).
III. Домашнее задание.
Проанализировать и запомнить памятку «План отзыва о сочинении» (с. 166);
сделать работу над ошибками, допущенными в словарном диктанте.
I. О с л о ж н ё н н о е с п и с ы в а н и е:
вставить пропущенные знаки препинания и буквы, графически объяснить их постановку; сделать указанные разборы.
Ветер заботливый(2) хозяин. За лето везде п..быва..т и у него даже в самых густых м..стах (не)остаёт..ся ни одного незнакомого лис(?)тика.
А вот осень( 1) пришла и заботливый хозяин уб..рает(3) свой ур..жай.(4)
Лист(?)я падают шепч..т(?)ся, прощают(?)ся навек. У них ведь так всегда: раз ты оторвался от р..димого царства, то и прощ..йся, погиб.
(По М. П р и ш в и н у)
II. Т е с т о в ы е з а д а н и я.
1. Выберите один вариант ответа.
Одна и та же буква пропущена во всех словах строки:
а) под..ём, в..ётся, с..едобный
б) выр..сли, отл..жить, нег..довать
в) раскле..м, расстел..м, бор..мся
2. Выберите несколько вариантов ответа.
Ошибка в постановке ударения допущена в словах:
а) дОговор б) звонИт в) свеклА г) партЕр д) щАвель
3. Выберите один вариант ответа.
Ь после шипящего пишется на конце всех слов в строке:
а) поздравиш. могуч. отвлеч.
б) стрич. брош. откроеш.
в) помощ. много туч. запеч..
4. В трёх предложениях правого столбца не хватает знаков препинания.
Поставьте их и установите соответствие между видом знака препинания, указанным в левом столбце, и знаком, который пропущен в предложении.
К каждой позиции из левого столбца подберите соответствующую позицию из правого.
III*. Для учеников, быстро справившихся с заданием:
письмо по памяти (упр. 58) по вариантам.
Проверочная карта.
I. Ветер — заботливый хозяин. За лето везде побывает, и у него даже в самых густых местах не остаётся ни одного незнакомого листика.
А вот осень пришла, и заботливый хозяин убирает свой урожай.
Листья падают, шепчутся, прощаются навек. У них ведь так всегда: раз ты оторвался от родимого царства, то и прощайся, погиб.
II. 1: б;
2: а, в, д;
3: б;
4: 1) — В; 2) — А; 3) — Г; 4) — Б.
А. После обеда опять явилось солнце, и до вечера было прекрасно.
Б. Тетерева до полудня были все на деревьях и бормотали.
В. Звёздная и на редкость тёплая ночь.
Г. Скажи, голубушка, откуда ты?
I. Систематизация сведений о тексте.
Учащиеся систематизируют сведения о тексте, работая с диалогом, схемой (с. 45) и упр. 80,
затем готовят выразительное чтение стихотворения Г. Сапгира (упр. 81) и дают ответ на поставленный в задании вопрос.
II. Сочинение-рассказ (упр. 83).
1. Подготовка к сочинению:
повторение сведений о рассказе (элементы композиции);
формулирование замысла — обдумывание ответа на вопрос (упр. 82);
составление первого предложения на основе получившегося ответа, обдумывание сюжета, запись ключевых слов, подбор заголовка.
Учитель рекомендует использовать в работе памятку на с. 165.
2. Работа над сочинением.
III. Домашнее задание.
Повторить сведения о стилях речи.
Д и к т а н т «Щит Москвы» проводится по тексту упр. 140.
Г р а м м а т и ч е с к и е з а д а н и я:
1) найти в тексте заимствованные и исконные слова;
2) выписать устаревшее слово, подобрать к нему синоним;
3) выбрать слово из текста и составить к нему словарную статью;
4) записать 3—4 книжных фразеологизма;
5) подобрать синонимы и антонимы — фразеологизмы к одному из выражений (по выбору или по вариантам):
очень много; очень старательно; обманывать.
Болота никого не радуют. На болоте не присядешь, не приляжешь. Под ногами хлюпает, вокруг вьётся мошка. Но однажды встретилось мне болото удивительной красоты. О нём я и расскажу.
Ночью я пробирался по раскисшей тропе сквозь тростник. Хлябь становилась всё глубже. Чёрной нефтью заблестела вода. Дальше идти было нельзя. Я прислонился спиной к иве и задремал.
Проснулся я от странного сияния, открыл глаза и охнул!(4) Ясные солнечные лучи высветили над водой зелёные чаши, а в них горели розовые бутоны.(4)
Солнце(3) коснулось этих нежных бутонов. Они проснулись и зашевелились. Белые лепестки приоткрылись(3), показали солнцу свою красную сердцевину. Словно белые нежные ладони ласково грели на солнце прозябшие за ночь цветы, и каждый лотос протягивал к солнцу свою красоту. (115 слов)
(По Н. С л а д к о в у)
Грамматические задания:
1) выписать слова с чередующимися гласными в корнях слов, выделить орфограммы;
2) определить способ образования выделенных слов;
3) сделать указанные разборы (по вариантам).
Травка проснулся на заре. Предстояла поездка с папой за город.
И вот они спустились в метро. Одной рукой папа придерживал лыжи, а другой прижимал к себе Травку. Поезд помчался, и Травка стал осматривать вагон.(4) Здесь было светло и радостно. Горели лампы, блестели стёкла и поручни. Под потолком были приоткрыты форточки, из них тянуло ветерком. У двери была прикреплена красная ручка с маленькой печатью — стоп-кран. Рядом висело прегрозное объявление. Травка понял, что лучше не касаться этой ручки, будут неприятности.
Поезд прибыл на нужную станцию, и лестница эскалатора привезла их наверх.(4)
Они вышли на привокзальную площадь, и папа направился в кассу за билетами, а Травка присел на ступеньку и стал его ждать. (110 с л о в)
(По С. Р о з а н о в у)
Грамматические задания (по вариантам):
1) обозначить орфограммы в выделенных словах;
2) синтаксический разбор указанных предложений;
3) выписать три слова разных частей речи, сделать их морфемный разбор;
4) словообразовательный разбор слов:
привокзальную, придерживал, неприятности, ГЭС, вездеход; осматривать, направился, прегрозное, самоподготовка, завуч.
Мальчишки и девчонки собираются на ступеньках школы. В руках(3) у них букетики с полевыми цветами: колокольчиками, ромашками, гвоздиками. Ребята собирали их ранним утром на поляне за ближайшим лесом.
Школьники возлагают цветы к подножию монумента, который поставлен в память о подвиге разведчиков в годы Великой Отечественной войны. Имена героев, погибших в неравном бою с неприятелем, выбиты на гранитной плите.(3)
Ветераны пришли к памятнику под знаменем своего полка. Лучики солнца горят на их орденах и медалях, а в глазах притаились слезинки.(4)
Ветераны вспоминают своего командира и боевых друзей, которые не дожили до этого дня. В школьный музей они передают памятный значок своего полка.
Гордость и восхищение переполняют сердца всех присутствующих.(4) (108 с л о в)
Грамматическое задание:
(по вариантам): выполнить указанные в тексте разборы,
сделать словообразовательный разбор выделенных слов.
I. Подготовка к выборочному изложению
1. Повторение особенностей выборочного изложения, сравнение с подробным и сжатым изложением, определение понятий тема, подтема.
2. Первоначальное знакомство с текстом, анализ задачи:
написать изложение «Возвращение Владимира в отчий дом», определение значений непонятных учащимся слов, характеристика материала с точки зрения его отношения к обозначенной подтеме.
Поскольку в тексте много имён собственных, учитель задаёт учащимся вопросы, чтобы убедиться в том, что они поняли, как пролегал путь Владимира к родному имению, какие места он проезжал, кто его сопровождал, кого он вспомнил, как называется деревня его отца и др.
Учитель поможет учащимся увидеть, что автору важно передать состояние своего героя, показать, какие чувства испытывает Владимир, возвращаясь в родной дом, поэтому при отборе материала необходимо обратить внимание на те выражения, которые писатель использует для этого.
3. Составление сложного плана изложения, отбор опорных слов, рабочих материалов.
II. Работа учащихся над изложением.
Учащиеся имеют опыт создания сочинений — описаний картины и описаний природы по личным впечатлениям.
Теперь им предстоит соединить эти два опыта и подготовить устное сочинение — описание пейзажного полотна, отразив в своей работе авторский замысел, а также то впечатление, которое произвела картина.
Урок может быть организован в форме импровизированной экскурсии по пейзажной галерее, поэтому и предлагается не ограничиваться заданием упр. 364 (описать картину Н. Крымова «Зимний вечер»), а подготовиться к представлению нескольких выбранных учащимися пейзажей.
Могут быть предложены и другие установки:
выступление на семинаре экскурсоводов, которые отбирают полотна для передвижной художественной выставки;
конкурс на лучшего по профессии среди экскурсоводов;
подготовка каталога;
мастер-класс для начинающих экскурсоводов и пр.
Учитель предлагает учащимся объединиться в группы, где каждый имеет репродукцию одной и той же картины.
Учащиеся составляют план своего экскурсионного выступления, воспользовавшись подготовленными дома материалами, отбирают материалы, обратив внимание на использование прилагательных для описания как изображённого на картине, так и собственного впечатления.
Учитель помогает учащимся вспомнить, что выступление перед слушателями предполагает необходимость заинтересовать их своим рассказом, а также продумать обращения для привлечения внимания слушающих.
Мы плыли Охотским морем и везли тяжёлое оборудование для геолого-разведочной партии. На холмистом(2) берегу показался небольшой посёлок с беленькими домиками под соломенными(2) крышами.
Между посёлком и морем была пустынная полоса пляжа. От пляжа тянулся в воду длинный деревянный причал.
Из-за мелководья подойти к нему было невозможно. Как сгрузить громоздкие предметы? Меня успокоил кок. Оказывается, у здешних(3) геологов есть диковинный механизм, который воду качает.
Воды прибавилось, мы разгрузились, и уровень воды снизился.(4) Я спросил кока, где стоит эта странная машина.(4)
Кок засмеялся и показал на открытое море. Солнце клонилось к прибрежным холмам, на небе светился бледно-жёлтый серп молодой луны.
Тогда я не понял, а теперь знаю, какая могучая сила приводит в действие этот механизм. Обидную(3) ошибку я допустил. Но было это в первое моё плавание. (124 с л о в а)
(По П. И л ь и н у)
Грамматическое задание:
1) найти слова с изученными орфограммами, графически объяснить их написание;
2) выписать качественное прилагательное и образовать от него степени сравнения всеми возможными способами;
3) выполнить указанные задания (по вариантам). Слова для словообразовательного разбора выделены.
Антарктический ледник — самый большой на Земле(4). Его площадь 13 650 000 квадратных километров. Это в 1,5 раза больше поверхности Австралии. Средняя толщина покрова равна(3) почти 2,23 км, максимальная толщина превышает 4,73 км, а общий объём антарктического(3) льда близок к 27 млн квадратных километров. Это почти 90 процентов всех природных льдов планеты. Полное таяние этого ледникового покрова привело бы к повышению уровня океана на 60—65 метров.
Антарктический ледниковый покров порождает множество гигантских айсбергов.(4) Нередки случаи, когда айсберги достигают колоссальных размеров. Известны встречи с гигантами, которые имели в длину 80, 120 и даже 170 км и объём до 3—5 тысяч квадратных километров, что в 1,5—2 раза превышает годичный вынос льда со всего материка. (114 с л о в)
(Из э н ц и к л о п е д и и «Г е о г р а ф и я»)
Грамматическое задание:
1) выполнить по вариантам указанные разборы;
2)словообразовательный разбор выделенных слов;
3) выписать слова с тремя различными орфограммами, графически их обозначить.
I. Подготовка к сочинению.
1. Учащиеся рассматривают картину Е. Сыромятниковой и фрагменты картины, обмениваются впечатлениями от увиденного.
2. Формулировка первоначальной задачи: выбрать, в какой форме будет написано сочинение по картине.
3. Повторение особенностей построения описания, рассуждения и повествования. Составление простого плана на основе общих особенностей композиции выбранного функционально-смыслового типа речи. Подбор ключевых слов, обдумывание заголовка, способов включения элементов описания в повествование и рассуждение, составление сложного плана.
II. Работа учащихся над сочинением, его редактирование.
В работе используется памятка «Как работать над сочинением» (с. 155).
III. Домашнее задание.
До студенческих каникул и похода в горы оставалось ещё несколько недель, но мы уже начали к нему готовиться. На этих выходных решили составить подробный план нашего путешествия. Рассчитывать нам приходилось только на себя, поскольку до нас никто из знакомых в тех местах не был.
В районной библиотеке юноши взяли подробную карту местности, чтобы проложить(2) маршрут. Девушки составили список вещей, которые могли понадобиться в походе.(4)
Каждое предложение(2) обязательно обсуждалось, и кое-что(3) из списка вычёркивалось.(4)
Все(3) отнеслись к работе очень серьёзно, и в итоге придраться было не к чему.
В какие-нибудь три дня сборы были закончены. Оставалось получить задание для исследования растительности того края, в который мы направлялись. (106 с л о в)
Грамматические задания:
1) выписать все местоимения, указать их разряды, графически выделить имеющиеся в местоимениях орфограммы;
2) по вариантам: выполнить указанные разборы; просклонять местоимения я, они.
Изложение пишется по рассказу «Витькина гайка» в соответствии с заданием, сформулированным в упр. 542.
Первый урок начинается с выполнения заданий, которые рекомендованы памяткой «Как готовиться к изложению» (с. 154).
Учащиеся повторяют композицию повествовательного текста, составляют план исходного текста, анализируют задание, вживаются в роль рассказчика, анализируют использованные в тексте глагольные формы — сочетание форм прошедшего и настоящего времени. Учащиеся повторяют, что формы настоящего времени могут использоваться для сообщения о событии, происходящем в прошлом, но словно в нашем присутствии.
Затем учащиеся устно пересказывают текст, сначала в парах или в группах, потом перед классом.
На втором уроке учащиеся пишут изложение, проверяют свою работу, вносят исправления.
I. Подготовка к сочинению.
1. Повторение особенностей жанра рассказа, его композиции.
2. Выполнение заданий упр. 561. Учащиеся рассматривают картинки на с. 127, устно отвечают на вопросы, обдумывают, где и кому можно было бы рассказать изображённую на картинках историю, с какой целью, какой эпизод считать кульминацией, как включить в рассказ описание героя сюжета и его плаката, от какого лица вести повествование.
3. Подбор заголовка и пословиц, которые можно использовать в рассказе.
4. Составление плана рассказа с учётом эпизодов, которые на рисунках не изображены. Оказание взаимопомощи при составлении плана.
II. Работа учащихся над сочинением.
Учитель рекомендует не забывать советы, которые были даны в упр. 557.
III. Домашнее задание.
Повторить сведения о наклонениях глагола.
До прихода мамы я помогал папе укладывать чемодан. Мы сложили туда разные вещи: майки, футболки, джинсы, кеды и тоненькую книжонку «Угрожает ли Солнечной системе тепловая смерть?».
Я поинтересовался(2), что такое тепловая смерть и когда она нам угрожает. Папа ответил, что до этого ещё миллионы лет, но если люди вроде меня будут получать по арифметике тройки и двойки, то тепловая смерть наступит гораздо раньше, чем ожидалось(3). Но если люди вроде меня подтянутся по всем предметам, то через тысячу лет они запустят в небо искусственное солнце. Тогда в Москве будет тепло круглый год. А потом папа добавил: «А сейчас позаботься(2) о том, чтобы не получить у моря солнечный или тепловой удар. Найди(3) свою панаму и сделай из доски четыре стойки. На пляже ты будешь натягивать на них простыню и спасаться от солнца». (130 с л о в)
(По Ю. А л е ш к о в с к о м у)
Грамматические задания:
1) выполнить по вариантам указанные разборы;
2) выписать слова с тремя различными орфограммами, графически их обозначить.
Источник: Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. А. Бондаренко. — М. : Просвещение, 2016.
Источник
Розовое болото диктант 6 класс с ответами
Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям государственного стандарта и программы по русскому языку.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала за 6-й класс и направлено на повторение предыдущего:
— правописание проверяемых безударных гласных;
— правописание непроверяемых безударных гласных;
— написание не с прилагательными;
— правописание окончаний прилагательных;
— написание сложных прилагательных;
— написание не с глаголами;
— написание окончаний 1-2-го спряжения в глаголах;
— чередование гласных в корнях;
— написание н-нн в суффиксах прилагательных.
Знаки препинания:
— запятая при однородных членах предложения;
— запятая в сложном предложении;
— в предложениях с прямой речью.
Грамматические задания направлены на выявления умений:
— фонетического разбора слова;
— разбора по составу;
— морфологического разбора глагола;
— синтаксического разбора предложения.
Каждый год возвращаются журавли из далёкий тёплых стран на родное болото. Над морями и широкой степью, над светлыми реками и синими лесами летят на свою родину весной журавли.
Высоким камышом и сухой осокой заросло большое болото. В самых недоступных местах устраивают гнёзда журавли. Спокойно им жить в неприступном болоте. Не пройдёт по болоту волк, не проберётся лисица, не подкрадётся осторожная рысь. Водят весной журавли весёлые хороводы. Соберутся в кружок на болоте, машут крыльями. По всему лесу разносятся их шумные голоса: «Курлы! Курлы!»
Скоро выведутся на болоте длинноногие неуклюжие журавлята. Начнут ловить для них журавли лягушек и змей. Будут расти, учиться летать журавлята.
Ниже спускается вечернее солнце. Слетаются на ночёвку журавли.
(110 слов) (По Соколову – Микитову)
Грамматические задания
1. Выписать из текста 2-3 слова с безударной гласной в корне слова, подобрать к ним однокоренные проверочные слова.
2. Сделать фонетический разбор слова:
Весёлые — 1-й вариант вечернее — 2-й вариант
3. Разобрать слово по составу:
Недоступных — 1-й вариант неприступном — 2-й вариант
4. Произвести морфологический разбор слова:
Машут — 1-й вариант будут расти — 2-й вариант
5. Сделать синтаксический разбор предложения:
Высоким камышом и сухой осокой заросло большое болото. — 1-й вариант
Скоро выведутся на болоте длинноногие неуклюжие журавлята. — 2-й вариант
Источник
Контрольные диктанты 6 класс
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)
«5»- без ошибок, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
«4»- 2 орфограф, и 2 пунктуац.
1 орфограф, и 3 пунктуац.
0 орфограф, и 4 пунктуац.
«3»- 4 орфограф, и 4 пунктуац.
3 орфограф, и 5 пунктуац.
0 орфограф, и 7 пунктуац.
«2» — 5 орфограф, и 9 пунктуац.
- орфограф, и 8 пунктуац.
- орфограф, и 7 пунктуац.
8 орфограф, и 6 пунктуац
В августе в окрестных лесах появляется много грибов. Собираемся и идём в лес.
За деревней расстилаются широкие поля. По тропинке направляемся к дальней роще. Здесь всегда много грибов. Из-под листика виднеется шляпка сыроежки, но мы решаем собирать только «благородные» грибы: белые, подосиновики и подберёзовики. Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса.
Вот у берёзки два крепких боровика. Они плотно прижались друг к другу. Аккуратно срезаю их и очищаю от земли. Лисички! Целая семейка разрослась у осинки. И они попадают в корзину.
День выдался тёплый, и лес освещают яркие лучи солнца. Уже не слышишь звонкого пения птиц. Они готовятся к отлёту на юг. (104 слова)
1. ПРОИЗВЕСТИ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
1в. За деревней расстилаются широкие поля.
2в. Они готовятся к отлёту на юг.
2 РАЗОБРАТЬ ПО СОСТАВУ СЛОВА.
1в.- подосиновики, освещают, осинки.
2в. – подберёзовики, расходятся, берёзки.
Контрольный диктант № 2 по теме «Словообразование и орфография».
Цель: проверить уровень усвоения знаний по данной теме.
(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6 классе» М.: Просвещение. 2011 г.)
Леса в Мещёре глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам, пробираться сквозь заросли кустов, по дорогам к дальнему озеру.
Путь в лесах – это километры тишины, безветрия.
Я люблю лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью, в траве горят светлячки.
Закат тяжело пылает на кронах деревьев и золотит их. Последний луч солнца ещё касается их верхушек. А у подножия сосен уже темно и глухо. Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. На западе ещё тлеет зорька.
Вот и озеро. Здесь под берёзой расположились знакомые рыбаки. Их лиц я не вижу из-за дыма костра, который то разгорается, то гаснет. (100 слов.)
1. ВЫПИСАТЬ СЛОВА С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ, ВЫДЕЛИТЬ КОРЕНЬ.
2. РАЗОБРАТЬ ПО СОСТАВУ СЛОВА.
1в. – рыбаки, безветрия, пробираться.
2в. – лесные, подножия, разгорается.
Контрольный диктант № 3 по теме «Словообразование и орфография»
ЦЕЛЬ: проверить, насколько хорошо усвоена данная тема.
(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6 классе» М.: Просвещение. 2011 г.)
Соседские ребятишки предложили нам пойти с ними на рыбалку. Собирались мы весь вечер, приготовили удочки, приманку.
Солнце едва показалось над горизонтом, когда мы отправились на речку. Его лучи едва касались верхушек деревьев, и они приобретали причудливые очертания. В низинах ещё расстилался туман.
Узкая дорожка привела нас к речке. Лёгкий ветерок шевелил листьями деревьев и приятно освежал лицо. Мы отыскали удобное место и закинули удочки.
Между тем солнце пригревало землю. Его лучи осветили окрестность и преобразили всё вокруг. На траве заблестели капельки росы, в прибрежных камышах зашевелились утки.
К обеду мы вернулись домой с хорошим уловом.(95 слов)
1.ПРОИЗВЕДИТЕ МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР СЛОВ
1в. – соседские, предложили, расстилался
2в. – дорожка, собирались, прибрежных
2.ВЫДЕЛИТЕ В СЛОВАХ ПРИСТАВКИ ПРЕ- И ПРИ-.
Контрольный диктант № 4 по теме «Имя существительное»
Цель: проверить уровень усвоения данной темы.
(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6 классе» М.: Просвещение. 2011 г.)
Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.
Как прекрасна берёзовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Ёлочка становится похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.
В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.
«Здравствуй, зима!»- радостно говорят люди. (101 слово)
1. ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ
1в. – осенью 2в. – камыша
2. ПРОИЗВЕСТИ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1в. Побелели дорожки и крыши домов.
2в. Загораются, блестят разноцветные искорки инея.
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 5 ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»
ЦЕЛЬ : проверить уровень усвоения знаний по данной теме.
(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6 классе» М.: Просвещение. 2011 г.)
Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.
Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка весёлых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка.
Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнём в сугробе.(112 слов)
1. ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ.
1в. – шубкой 2в. – по дереву
Контрольный диктант № 6 по теме «Имя прилагательное».
Цель: проверить знания детей по данной теме.
(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6 классе» М.: Просвещение. 2011 г.)
Пятые сутки геолог пробирался через тайгу. Ненастье мешало ему двигаться быстрее, но сегодня снегопад прекратился.
Кончились запасы пищи. И теперь он питался шишками. Ножом он вытаскивал зёрнышки, набирал их в горсть и долго жевал.
Геолог расположился на ночлег под раскидистой елью, разложил костёр около смолистого пня, набросал еловых веток и прилёг прямо на них.
Языки пламени костра то замирали, то вспыхивали. От костра расстилался душистый дымок. Глаза слипались. Геолог чувствовал ужасную усталость. Он знал, что ему предстоит долгий и опасный путь через глухую местность.
Ночь преобразила лес. Сугробы снега превращались в причудливые фигурки.
Геолог прислушался и вдруг ясно услышал рёв машин. «Неужели близко дорога?»- подумал он.
Он поднялся, затоптал костёр и пошёл на шум машины. (115 слов.)
1.СДЕЛАТЬ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
1в. – Ножом он вытаскивал зёрнышки, набирал их в горсть и долго жевал.
2в. – Он поднялся, затоптал костёр и пошёл на шум машины.
2.ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ.
1в.- под раскидистой (елью)
2в.- около смолистого (пня)
Контрольный диктант № 7 по теме «Имя прилагательное».
Цель: проверить знания учащихся по данной теме.
(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6 классе» М.: Просвещение. 2011 г.)
Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.
Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими жёлто – белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозелёные сосны. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких белогрудых птичек.
Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился и осмотрелся. Всё вокруг дышало тишиной и спокойствием.
Я пошёл по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил из земли. Моё внимание привлекли мелкие тёмно – коричневые зёрнышки. Тогда я понял, что это цветок разбрасывает свои семена.
Я долго рассматривал это интересное растение. (118 слов)
1. ВЫПИШИТЕ 4 СЛОВОСОЧЕТАНИЯ «ПРИЛ. + СУЩ.», УКАЖИТЕ ПАДЕЖ, ЧИСЛО, РОД ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.
2. ВЫПИШИТЕ ИЗ ТЕКСТА 2 КАЧЕСТВЕННЫХ И 2 ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
3. ОПРЕДЕЛИТЕ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ:
1в. – серебряными, приносил, вечнозелёные
2в. – белогрудых, пролегла, маленьких
Контрольный диктант № 8 по теме «Имя числительное».
Цель: проверить уровень усвоения знаний учащихся по данной теме.
(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6 классе» М.: Просвещение. 2011 г.)
Глубина озера Байкал – 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нём содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна – Ангара.
Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.
Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.
Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.
Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем. (108 слов.)
1. ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ.
1в. – восьмой (вагон) 2в. – двадцать шесть (книг)
2. ПРОСКЛОНЯЙТЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ.
1в. – шестьдесят 2в. – пятьсот
Контрольный диктант № 9 по теме «Местоимение».
Цель: проверить, насколько хорошо усвоена учащимися данная тема.
(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6 классе» М.: Просвещение. 2011 г.)
Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была тихая, только с реки доносились какие – то далёкие лёгкие звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались какие – то тихие голоса. Они были похожи на шёпот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.
Ежи – смирные и кроткие звери. Разговаривать они не умеют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днём они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами.
На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят всю зиму. (125 слов.)
1. УКАЖИТЕ РАЗРЯДЫ МЕСТОИМЕНИЙ
1в. – в первом абзаце 2в. – во втором абзаце
2. ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ.
1в. – моей 2в. – у меня
Контрольный диктант № 10 по теме «Глагол».
Цель : проверить знания детей по данной теме.
(Текст взят из методического пособия Н. М. Скоркиной «Поурочные планы по русскому языку. 6 класс».Волгоград. Издательство «Учитель — АСТ» 2009 г.)
Высокая густая рожь – это для многих животных густой лес.
Солнце давно уже село, догорает короткая летняя зорька, какие – то тени реют над полем. Это совы вылетели за добычей. В лунную ночь будут они присматриваться, ловить мышей и полёвок. Надо много ловкости, чтобы поймать их в высокой ржи.
Но во ржи живёт множество других вредителей. Это насекомые и их прескверные гусеницы. Если бы их никто не трогал, то от хлебного поля ничего бы не осталось. Однако есть у поля ценные друзья, которые стараются сберечь урожай. Это землеройки, ежи, летучие мыши, птицы, жабы, лягушки. Мы их часто не видим и знать не хотим, тогда как они самоотверженно спасают наши хлеба от истребления. (112 слов)
1. РАЗБЕРИТЕ СЛОВА ПО СОСТАВУ.
1в. – догорает, хлебного, лунную
2в. – вылетели, ловить, вредителей
2. ОБРАЗОВАТЬ ОТ ГЛАГОЛА 3 ВИДА НАКЛОНЕНИЙ.
1в. – рисовать 2в. – играть
Контрольный диктант № 11 по теме «Глагол».
Цель: проверить уровень усвоения знаний по данной теме .
(Текст взят из методического пособия Н. М. Скоркиной «Поурочные планы по русскому языку. 6 класс».Волгоград. Издательство «Учитель — АСТ» 2009 г.)
Трудно пройти в лесу мимо муравьиной кучи.
В яркий солнечный день тысячи муравьёв копошатся, что – то делают, куда- то торопятся.
Вот один муравей забегает то спереди, то сзади, с большим усилием втаскивает на муравейник еловую хвою. Муравьи тащат хвою на сооружение своего муравейника, который строят много лет.
Муравьи хорошо знают свой дом.
Догорает день. Муравьишка спешит, приостанавливается, кружится, разыскивает дорогу к дому. Ему помогает запах. Если бы муравьи не различали запахи, они не отличали бы своих муравьёв от чужих. Чужих в свой дом они не пускают.
Ударьте слегка прутом по муравейнику, присмотритесь. В прут вцепились сразу десятки муравьёв. Они защищают своё жилище.
Не разоряйте муравейников! Муравьи – безобидные, полезные жители леса, они истребляют вредных насекомых. (113 слов.)
1. ВЫПИШИТЕ ИЗ ТЕКСТА 3 ГЛАГОЛА, УПОТРЕБЛЁННЫХ В РАЗНЫХ НАКЛОНЕНИЯХ, УКАЖИТЕ ИХ.
2. РАЗБЕРИТЕ ПО СОСТАВУ.
1в. – втаскивают, присмотритесь, безобидные
2в. – ударьте, защищают, еловую
3. СДЕЛАЙТЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА
1в. – забегает 2в. — защищают
«5»- без ошибок, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
«4»- 2 орфограф, и 2 пунктуац.
1 орфограф, и 3 пунктуац.
0 орфограф, и 4 пунктуац.
«3»- 4 орфограф, и 4 пунктуац.
3 орфограф, и 5 пунктуац.
0 орфограф, и 7 пунктуац.
«2» — 5 орфограф, и 9 пунктуац.
6орфограф, и 8 пунктуац.
8 орфограф, и 6 пунктуац
Итоговый контрольный диктант
УМК: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык. 6 класс. Москва, «Просвещение», 2013 год.
Цель: проверить лексические и грамматические знания
Утро ранней весной.
Небо перед утренней зарёй прояснилось. На нём нет туч и облаков. Над узкой речкой расстилается синий туман. В такую раннюю пору здесь ни с кем не встретиться. Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами. В утреннем тумане ничего не видишь. Только тяжёлая от росы трава низко прилегает к земле и блестит серебряными каплями. Но вот пробежал лёгкий ветерок. Раздаётся стук дятла, и лес наполняется птичьим пением. Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.
Теперь уже нет опасности заблудиться в тумане. Поднимается горячее солнце. Оно бросает свои лучи на весеннюю землю. Никогда не бывает утро так прекрасно, как ранней весной. Легко дышишь, любуешься природой. (112 слов.)
1. РАЗОБРАТЬ СЛОВА ПО СОСТАВУ .
1в. – утренней, выскочил, ветерок 2в. – серебряными, прилегает, речкой
2. СДЕЛАТЬ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1в. – Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами.
2в. – Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тексты диктантов для 6-9 классов с дополнительными заданиями.
контрольный диктант на проверку усвоенных знаний по теме «Причастие».
6 класс. 1 четверть. Утром. Утром в низинах расстилался туман. Но вот из-за горизонта появляются солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана. Со.
Контрольный диктант по русскому языку с грамматическим заданием в 6 классе за 1 четверть.
Итоговый контрольный диктант по русскому языку для учащихся 7 класса с грамматическим заданием.
Контрольные диктанты с грамматическим заданием для 5 класса.
Итоговый контрольный диктант 8 кл.,с контрольным тестом (ответы)
Итоговый контрольный диктант с выполнением теста к диктанту, для проверки уровня освоения учащимися изученных тем, всего курса русского языка за год.Цель — контроль освоения учащимися курса русского я.
Источник
Диктанты 6 класс
Диктант – вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.
6 класс 1 четверть
Осень – грустная пора. Но как красив осенью лес! Среди золотых берез пылают багровые листья кленов и рябин. Когда кружатся и падают с деревьев желтые листья, ты не слышишь шороха. Ты только видишь их безумный полет. Тишина и безмолвие вокруг. Стало слышно, как в отдалении поют песенку ручьи. Птицы вырастили птенцов и перебираются на юг. На полянах цветут последние цветы: ромашки, фиолетовый клевер, лиловые многоцветы. Но кусты орешника стоят раздетыми. Старый дуб еще зеленый и роняет желуди, но соседний тополь уже растерял свой наряд. Шелестят листья под ногами, а через ветви отчетливо видятся яркие цыганские краски осин. Не хочется уходить из лесу, но уже ждут дела. Прощай, осенний лес! (108 слов)
- Озаглавьте текст
- В тексте найдите предложение с однородными членами и обобщающим словом, составьте схему этого предложения, объясняющую постановку знаков препинания
- Разобрать слова по составу: грустная, вырастили, многоцветы.
«Сокровища пирамид»
На западе Ливийской пустыни в Египте есть удивительные горы. Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний. 4 Эти горы из камня — гробницы царей Египта. Трудно представить, что их сложили люди своими руками.
Самая большая гробница — пирамида Хеопса. Её строили больше двадцати лет.
Раскопки говорят о неслыханной ценности сокровищ, которые таились в царских могилах. Они хранились в особом помещении. Египтяне верили, что они сопровождают царя в его загробной жизни.
В пирамиде возводились ложные галереи, переходы, чтобы грабители не могли найти сокровищ. Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала с саркофагом владыки. 4 Ещё в древности почти все пирамиды разграбили. (107 слов) (Из книги А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света».)
- Произведите синтаксический разбор предложения:
1 вариант Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала с саркофагом владыки. 4 ;
2 вариант Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний. 4 . - Выполните морфемный разбор слов:
1 вариант царских, разграбили, переходы ;
2 вариант загробной, хранились, ценности. - Выполните морфологический разбор слова:
1 вариант строили;
2 вариант возводились).
«Лотос»
Лотос — символ чистоты и благородства. Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. 4 С лотосом можно сравнить людей, которые себя не запятнали, не покорились злу и тяжёлой судьбе.
Зацветает лотос в июле, в августе в тихих прудах. Толпы удивлённых, восхищающихся людей с утра до вечера не покидают берега водоёмов. Изящными очертаниями белых или нежно-розовых лепестков, характерным шелестом листьев лотос производит неизгладимое впечатление.
«Лотос — друг солнца», — писали в священных книгах Индии. К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня. 4 Но уже на четвёртый день прекрасные цветки вянут. И только листья его, как зонтики, продолжают стоять на воде. (102 слова)
- Произведите синтаксический разбор предложения:
1 вариант Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. 4 ;
2 вариант К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня. 4 . - Выполните морфемный разбор слов:
1 вариант чудесный, произрастает, зонтики ;
2 вариант священных, загрязняется, чистоты. - Выполните морфологический разбор слова:
1 вариант зацветает;
2 вариант производит.
6 класс 2 четверть
Засыпает деревня. Гаснут огни в домах. Белая луна висит над крышами. Свет от окна кажется слишком ярким и грубым для этой бархатной ночи. Мошки бьются в стекло. Ветер раскачивает тонкую паутинку под окном, но большой паук в паутине не хочет шевелиться. Рыжий кот ползает в тюльпанах, нюхает цветы, наслаждается их запахом. Ночью кукушка не кукукает, а в эту светлую ночь она щедро считает годы. Луна забирается в сад, и деревья в саду становятся белыми. Как много белого у этой ночи! Белая луна, белые стены, белая сирень, паутина… Но вот звуки замолкают. Наступает тишина, кака я бывает только перед рассветом. (По В.Бурлаку)
- Выполните синтаксический разбор 2 предложения;
- Выделите орфограммы в словах: висит, бьются, раскачивает, забирается;
- Подберите синоним и антоним к словам гаснут (огни), светлая (ночь).
«Синички и снежинки»
Сидел я за столом в горнице. Взглянул в окно и вижу, что на проводе сидит синичка. Сидит и вертит головку по сторонам. При этом её маленький клювик медленно открывается и закрывается. 4 Что это она делает?
Я подошёл ближе к окну. Сверху плавно летели белые снежинки. Я пригляделся и увидел, что синичка ловит ртом снежинки.
Вот лентяйка! Ей не хотелось лететь на речку. Она принимала снежинки за мошкару и утоляла ими жажду. 4 Не зря ведь люди говорят: «Полетели белые мухи».
Лето кончилось. Пришло время уезжать из деревни. Эта синичка была последней из всей деревенской живности, с которой я познакомился в это лето. (По В. Белову.) (102 слова)
- Произведите синтаксический разбор предложения:
1 вариант При этом её маленький клювик медленно открывается и закрывается. 4 ;
2 вариант Она принимала снежинки за мошкару и утоляла ими жажду. 4 . - Выполните морфемный разбор слов:
1 вариант пригляделся, головку, маленький;
2 вариант познакомился, клювик, деревенской. - Выполните морфологический разбор слова:
1 вариант деревенской;
2 вариант маленький.
«Зимой в тайге»
Над зданием центральной телефонной станции засветилось голубовато-серое небо. Наступил туманный день поздней парижской осени. На круглой, чистенькой площади велосипедист ради отдыха от езды по скользким мостовым слез с велосипеда и пошёл пешком.
В круглой крышечке велосипедного звонка блеснуло серебряной звездой солнце над Парижем. Велосипедист прошёл мимо памятника Людовику Четырнадцатому. Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост. Это делало монумент похожим на памятник Петру в Петербурге. Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе. А его царственный брат – русский император – вместе со своим конем стоял на финляндской скале естественной формы. (По В.Катаеву.) (112 слов.)
- Найдите в тексте:
1 вариант Выпишите 2 качественных прилагательных;
2 вариант Выпишите 2 относительных прилагательных. - Морфологический разбор слова:
1 вариант серебряной;
2 вариант чистенькой. - Морфемный разбор слов:
1 вариант велосипедного, телефонной;
2 вариант прямоугольном, традиционном. - Синтаксический разбор предложения:
1 вариант Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе;
2 вариант Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост.
Зимой в тайге
Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. Мягко-серебристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.
Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь. Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.
Вот зазвенел сушняк, захрустел снег. Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси. В поисках пищи шагают они по глубокому снегу в юго-восточном направлении. Трудно искать пищу зимой!
Скоро весна, но золотисто-красное солнышко придёт в тайгу только в апреле. (94 слова.)
- Найдите в тексте:
1 вариант Выпишите 2 качественных прилагательных;
2 вариант Выпишите 2 относительных прилагательных. - Морфологический разбор слова:
1 вариант глубокому;
2 вариант полн. - Словообразовательный анализ слов:
1 вариант черно-изумрудную, зимнего;
2 вариант Холодный, юго-восточном. - Синтаксический разбор предложения:
1 вариант Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном;
2 вариант Мягко-серебристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.
6 класс 3 четверть
«Конец зимы»
У нас стоял апрель, но за окном лежали сугробы. Вчера по дороге пробежала позёмка и скоро стала настоящей метелью.
К утру всё изменилось. Языки метели не били уже по стёклам домов. Ветер поменял направление, свернул с севера на юг. 4 С юга пришло тепло, и снег стал мягким и липким.
Когда солнце поднялось над деревней, оно уже не застало ночной бури. Вокруг лежал чистый снег. Он слегка подтаял, осел и казался даже тёплым. И тут на раскидистых ветвях нашей седой ветлы увидел я первых грачей.
Грачи были очень чёрными среди белого снега и казались большими и тяжёлыми. 4 Так к нам прилетели вестники весны. (103 слова.)
- Выполните морфологический разбор слова:
1 вариант всё;
2 вариант к нам. - Выполните морфемный разбор слов:
1 вариант раскидистых, прилетели, вестники;
2 вариант тяжёлыми, поднялось, направление. - Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:
1 вариант Ветер поменял направление, свернул с севера на юг. 4 ;
2 вариант Грачи были очень чёрными среди белого снега и казались большими и тяжёлыми. 4 .
«Весна»
Ещё хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.
По утрам лёгкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись жёлтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка. 4
Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.
Из кустов доносится чьё-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. 4 Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их. (100 слов.)
- Выполните морфологический разбор причастия:
1 вариант некоторое;
2 вариант никакие. - Выпишите из текста 3 местоимения разных разрядов:
1 вариант из 1-2 абзаца;
2 вариант из 3-4 абзаца. - Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:
1 вариант Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом;
2 вариант Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка.
Летнее утро поднимается с постели. Над рекой еще расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черемухи. Пора отправляться за грибами. Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берез. Березка дружит с грибами. Под ее покровом растет всем известный подберезовик. Подосиновик – гриб яркий, стройный. Он не вылезает вдруг на дороге или тропке. Живет он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь гриб, а рядом видишь еще штук пять. И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой. (По Г.Скребицкому)
- Озаглавьте текст
- Выпишите из текста слова с орфограммами: безударная гласная в корне слова, чередующаяся гласная, объясните условия выбора орфограмм
- Выполните синтаксический разбор 2 предложения из 1 абзаца.
«Подвиг Сталинграда»
Ещё хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.
По утрам лёгкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись жёлтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка. 4
Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.
Из кустов доносится чьё-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. 4 Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их. (100 слов.)
- Выполните морфологический разбор:
1 вариант второго (февраля);
2 вариант до полутора миллионов (человек). - Выпишите из текста 3 разных числительных (целое, дробное, и порядковое):
1 вариант из 1 и 3 абзаца;
2 вариант из 2 и 4 абзаца. - Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:
1 вариант В битве за Сталинград враг потерял до полутора миллионов человек убитыми и ранеными. ;
2 вариант На отдельных этапах его боях участвовало одновременно более двух миллионов человек.
Итоговые диктанты за 6 класс
Мы заходим в лес. Кругом тишина. Тонкие осинки тихонько лепечут над нами. Веточки берез едва шевелятся. Могучий дуб стоит возле красивой липы. Большие мухи и какие-то мошки вьются за тобой столбом. Узкая дорожка ведет в глубину леса, а там становится еще уже. Мы идем тихонько т стараемся не нарушать лесной тишины. Вот набежал ветер, и зашумели верхушки деревьев. Сквозь прошлогоднюю листву уже растет высокая трава. А в этой траве стоят грибки под своими масляными шляпками. Как хорош лес поздней осенью! Нет яркого солнца, движения, шума. Сквозь ветки деревьев белеет небо. На липах висят последние листики. Тихо шевелятся от любого дуновения ветерка сухие былинки. Спокойно дышит грудь. (106 слов)
- Озаглавьте текст
- Выполните синтаксический разбор 3 предложения 1 абзаца
- Разберите по составу слова: масляными, набежали
- Найдите 1 предложение с однородными членами, выпишите его, составьте схему.
«Замысел художника»
Однажды утром я встал чуть раньше. Смотрю — у завешенного окна они сидят вдвоем за столом — внешне суровый рыбак и старающийся ему во всем подражать мальчишка. Молчат, погружены в свои мысли. Настолько сердечными, теплыми, ни в чем внешне не проявляющимися были их отношения, что это не могло не запасть в душу.
Мягкий, не видимый простым глазом свет окутывал их фигуры. На лицах теплый, любящий взгляд. В чем-то еле уловимом я почувствовал, что это не отец и сын.
Дмитрий Федорович — человек очень добрый, но выглядел суровым, сдержанным. Вовка — полная ему противоположность. У этого мальчика необычайно одухотворенное, светящееся изнутри в рассветном полумраке лицо. И прежде всего мне захотелось передать ту излучающуюся изнутри теплоту, которая раскрылась в них для меня в это раннее утро. (По В. Гаврилову.) (111 слов)
- Выполните морфологический разбор причастия:
1 вариант сдержанный;
2 вариант завешенного. - Морфемный разбор слов:
1 вариант старающийся, сердечными, раскрылась;
2 вариант светящееся, рассветном, захотелось. - Сделайте полный синтаксический разбор предложения:
1 вариант Мягкий, не видимый простым глазом свет окутывал их фигуры;
2 вариант У этого мальчика необычайно одухотворенное, светящееся изнутри в рассветном полумраке лицо.
Цель диктантов: Повторить и систематизировать изученный на уроках материал, выполнить работу над ошибками.
Источник
КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (6 КЛАСС)
Цель: проверить усвоение изученного материала; развивать способность осуществлять самоконтроль.
Личностные УУД: способность к самооценке.
Регулятивные УУД: контроль за способами решения.
Познавательные УУД : анализ объектов.
Коммуникативные УУД: умение задавать вопросы учителю.
- Осложнённое списывание: вставить пропущенные знаки препинания и буквы, графически объяснить их постановку; сделать указанные разборы.
Ветер заботливый 2 хозяин. За лето везде п_быва_т и у него даже в самых густых м_стах (не)остаёт_ся ни одного незнакомого лис(?)тика. А вот осень 1 пришла и заботливый хозяин уб_рает 3 свой ур_жай. 4
Лист(?) я падают шепч_т(?)ся, прощают(?)ся навек. У них ведь так всегда: раз ты оторвался от р_ димого царства, то и прощ_йся, погиб.
II. Тестовые задания.
1. Выберите один вариант ответа.
Одна и та же буква пропущена во всех словах строки:
а) под_ём, в_ётся, с_едобный
б) выр_сли, отл_жить, нег_довать
в) раскле_м, расстел_м, бор_мся
2. Выберите несколько вариантов ответа.
Ошибка в постановке ударения допущена в словах:
3. Выберите один вариант ответа.
Ь после шипящего пишется на конце всех слов в строке:
а) поздравиш_, могуч_, отвлеч_
б) стрич_, брош_, откроеш_
в) помощ_, много туч_, запеч_
4. В трёх предложениях правого столбца не хватает знаков препинания. Поставьте их и установите соответствие между видом знака препинания, указанным в левом столбце, и знаком, который пропущен в предложении. К каждой позиции из левого столбца подберите соответствующую позицию из правого.
1) знак конца предложения
А. После обеда опять явилось солнце и до вечера было прекрасно.
2) разделительный знак
Б. Тетерева до полудня были все на деревьях и бормотали.
3) выделительный знак
В. Звёздная и на редкость тёплая ночь
4) все знаки препинания в предложении поставлены
Г. Скажи голубушка откуда ты?
Проверочная карта.
I. Ветер — заботливый хозяин. За лето везде побывает, и у него даже в самых густых местах не остаётся ни одного незнакомого листика. А вот осень пришла, и заботливый хозяин убирает свой урожай.
Листья падают, шепчутся, прощаются навек. У них ведь так всегда: раз ты оторвался от родимого царства, то и прощайся, погиб.
II. 1: б; 2: а, в, д; 3: б; 4: 1) — В; 2) — А; 3) — Г; 4) — Б.
A. После обеда опять явилось солнце, и до вечера было прекрасно.
Б. Тетерева до полудня были все на деревьях и бормотали.
B. Звёздная и на редкость тёплая ночь.
Г Скажи, голубушка, откуда ты?
Контрольный диктант №2
по теме «Лексикология. Фразеология. Культура речи».
Цель: проверить усвоение изученного материала; развивать способность осуществлять самоконтроль.
Личностные УУД: способность к самооценке.
Регулятивные УУД: контроль за способами решения.
Познавательные УУД : анализ объектов.
Коммуникативные УУД: умение задавать вопросы учителю.
Диктант “Щит Москвы” проводится по тексту упр. 140.
Грамматические задания : 1) найти в тексте заимствованные и исконные слова; 2) выписать устаревшее слово, подобрать к нему синоним; 3) выбрать слово из текста и составить к нему словарную статью; 4) записать 3—4 книжных фразеологизма; 5) подобрать синонимы и антонимы — фразеологизмы к одному из выражений (по выбору или по вариантам): очень много; очень старательно; обманывать.
Контрольная работа №2
по теме «Правописание корней и приставок».
Цель: проверить усвоение изученного материала; развивать способность осуществлять самоконтроль, анализировать допущенные ошибки.
Личностные УУД: способность к самооценке.
Регулятивные УУД: контроль за способами решения.
Познавательные УУД : анализ объектов.
Коммуникативные УУД: совместная деятельность.
Болота никого не радуют. На болоте не присядешь, не приляжешь . Под ногами хлюпает, вокруг вьётся мошка. Но однажды встретилось мне болото удивительной красоты. О нём я и расскажу.
Ночью я пробирался по раскисшей тропе сквозь тростник. Хлябь становилась всё глубже. Чёрной нефтью заблестела вода. Дальше идти было нельзя. Я прислонился спиной к иве и задремал.
Проснулся я от странного сияния , открыл глаза и охнул! 4, 5 Ясные солнечные лучи высветили над водой зелёные чаши, а в них горели розовые бутоны. 4, 5
Солнце коснулось этих нежных бутонов. Они проснулись и зашевелились. Белые лепестки приоткрылись, показали солнцу свою красную сердцевину. Словно белые нежные ладони ласково грели на солнце прозябшие за ночь цветы, и каждый лотос протягивал к солнцу свою красоту. (115 слов)
Грамматическое задание: 1) выписать слова с чередующимися гласными в корнях слов, выделить орфограммы; 2) определить способ образования выделенных слов; 3) сделать указанные разборы (по вариантам).
Контрольная работа №3
по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи».
Цель: проверить усвоение изученного материала; развивать способность осуществлять самоконтроль, анализировать допущенные ошибки.
Личностные УУД: способность к самооценке.
Регулятивные УУД: контроль за способами решения.
Познавательные УУД : анализ объектов.
1. Диктант по подготовленному дома заданию (упр. 241).
2. Грамматические задание (по вариантам):
1) морфемный разбор слов: затрещали, обрывистого; приготовили, вкусной ;
2) словообразовательный разбор слов: вагончик, бесшумный, разрастаться, спецоперация, древнерусский, отставание; МКАД, пулемётчик, пробег, предыстория, пришкольный, разгораться ;
3) синтаксический разбор 3-го и 5-го предложений.
1) привести примеры сложных слов, в которых приставка стоит после корня;
2) определить, одинаково ли значение корней в сложносокращённых словах: автовокзал, автопоилка; мотопробег, мотопехота .
Вариант 2. Контрольный диктант с грамматическим заданием.
ПОЕЗДКА В МЕТРО
Травка проснулся на заре. Предстояла поездка с папой за город.
И вот они спустились в метро. Одной рукой папа придерживал лыжи, а другой прижимал к себе Травку. Поезд помчался, и Травка стал осматривать вагон. 4 Здесь было светло и радостно. Горели лампы, блестели стёкла и поручни. Под потолком были приоткрыты форточки, из них тянуло ветерком. У двери была прикреплена красная ручка с маленькой печатью — стоп-кран. Рядом висело прегрозное объявление. Травка понял, что лучше не касаться этой ручки, будут неприятности.
Поезд прибыл на нужную станцию, и лестница эскалатора привезла их наверх 4 . Они вышли на привокзальную площадь, и папа направился в кассу за билетами, а Травка присел на ступеньку и стал его ждать. (110 слов)
Грамматические задание (по вариантам): 1) обозначить орфограммы в выделенных словах; 2) синтаксический разбор указанных предложений; 3) выписать три слова разных частей речи, сделать их морфемный разбор; 4) словообразовательный разбор слов: привокзальную, придерживал, неприятности, ГЭС, вездеход; осматривать, направился, прегрозное, самоподготовка, завуч ; 5) задания повышенной сложности из 1-го варианта работы.
Контрольная работа №3
по теме « Имя существительное».
Цель: проверить усвоение изученного материала; развивать способность осуществлять самоконтроль, анализировать допущенные ошибки.
Личностные УУД: способность к самооценке.
Регулятивные УУД: контроль за способами решения.
Познавательные УУД : анализ объектов.
Вариант 1 . Подготовленный диктант по упр. 307.
Грамматическое задание: 1) морфологический разбор слов ореха (2-е предложение), ( на ) сенокосе (3-е предложение); 2) словообразовательный разбор слов родничок , воркованье (4-е предложение); 3) синтаксический разбор 3-го предложения.
Вариант 2 . Диктант с грамматическим заданием.
Мальчишки и девчонки собираются на ступеньках школы. В руках 3 у них букетики с полевыми цветами: колокольчиками, ромашками, гвоздиками. Ребята собирали их ранним утром на поляне за ближайшим лесом.
Школьники возлагают цветы к подножию монумента, который поставлен в память о подвиге разведчиков в годы Великой Отечественной войны. Имена героев, погибших в неравном бою с неприятелем , выбиты на гранитной плите 3 .
Ветераны пришли к памятнику под знаменем своего полка. Лучики солнца горят на их орденах и медалях, а в глазах притаились слезинки 4 . Ветераны вспоминают своего командира и боевых друзей, которые не дожили до этого дня. В школьный музей они передают памятный значок своего полка.
Гордость и восхищение переполняют сердца всех присутствующих. 4 (108 слов)
Грамматическое задание (по вариантам): выполнить указанные в тексте разборы, сделать словообразовательный разбор выделенных слов.
Контрольная работа № 5
по теме «Имя прилагательное».
Цель: проверить усвоение изученного материала; развивать способность осуществлять самоконтроль, анализировать допущенные ошибки.
Личностные УУД: способность к самооценке.
Регулятивные УУД: контроль за способами решения.
Познавательные УУД : анализ объектов.
Мы плыли Охотским морем и везли тяжёлое оборудование для геолого-разведочной партии. На холмистом 2 берегу показался небольшой посёлок с беленькими домиками под соломенными 2 крышами. Между посёлком и морем была пустынная полоса пляжа. От пляжа тянулся в воду длинный деревянный причал.
Из-за мелководья подойти к нему было невозможно. Как сгрузить громоздкие предметы? Меня успокоил кок. Оказывается, у здешних 3 геологов есть диковинный механизм, который воду качает.
Воды прибавилось, мы разгрузились, и уровень воды снизился. 4 Я спросил кока, где стоит эта странная машина. 4 Кок засмеялся и показал на открытое море. Солнце клонилось к прибрежным холмам, на небе светился бледно-жёлтый серп молодой луны.
Тогда я не понял, а теперь знаю, какая могучая сила приводит в действие этот механизм. Обидную 3 ошибку я допустил. Но было это в первое моё плавание. (124 слова)
Грамматическое задание: найти слова с изученными орфограммами, графически объяснить их написание; выписать качественное прилагательное и образовать от него степени сравнения всеми возможными способами; выполнить указанные задания (по вариантам). Слова для словообразовательного разбора выделены.
Контрольная работа №6
по теме «Имя числительное».
Цель: проверить усвоение изученного материала; развивать способность осуществлять самоконтроль, анализировать допущенные ошибки.
Личностные УУД: способность к самооценке.
Регулятивные УУД: контроль за способами решения.
Познавательные УУД : анализ объектов.
Учитель может провести диктант или контрольное осложнённое списывание. Числительные и единицы измерения учащиеся записывают словами.
Антарктический ледник — самый большой на Земле. Его площадь 13 650 000 квадратных километров. Это в 1,5 раза больше поверхности Австралии. Средняя толщина покрова равна почти 2,2 3 км, максимальная толщина превышает 4,7 3 км, а общий объём антарктического льда близок к 27 млн квадратных километров. Это почти 90 процентов всех природных льдов планеты. Полное таяние этого ледникового покрова привело бы к повышению уровня океана на 60—65 метров.
Антарктический ледниковый 2 покров порождает множество гигантских айсбергов. Нередки случаи, когда айсберги достигают колоссальных размеров. Известны встречи с гигантами, которые имели в длину 80, 120 и даже 170 км и объём до 3—5 тысяч квадратных километров, что в 1,5—2 раза превышает 2 годичный вынос льда со всего материка. (114 слов)
(Из энциклопедии “География”)
Грамматическое задание: 1) выполнить по вариантам указанные разборы; словообразовательный разбор подчёркнутых слов; 2) выписать слова с тремя различными орфограммами, графически их обозначить.
Контрольная работа № 7
по теме «Местоимение».
Цель: проверить усвоение изученного материала; развивать способность осуществлять самоконтроль, анализировать допущенные ошибки.
Личностные УУД: способность к самооценке.
Регулятивные УУД: контроль за способами решения.
Познавательные УУД : анализ объектов.
СОБИРАЕМСЯ В ПОХОД
До студенческих каникул и похода в горы оставалось ещё несколько недель, но мы уже начали к нему готовиться. На этих выходных решили составить подробный план нашего путешествия. Рассчитывать нам приходилось только на себя, поскольку до нас никто из знакомых в тех местах не был.
В районной библиотеке юноши взяли подробную карту местности, чтобы проложить 2 маршрут. Девушки составили список вещей, которые могли понадобиться в походе. 4 Каждое предложение 2 обязательно обсуждалось, и кое-что 3 из списка вычёркивалось. 4 Все 3 отнеслись к работе очень серьёзно, и в итоге придраться было не к чему.
В какие-нибудь три дня сборы были закончены. Оставалось получить задание для исследования растительности того края, в который мы направлялись.
Грамматические задание: 1) выписать все местоимения, указать их разряды, графически выделить имеющиеся в местоимениях орфограммы; 2) по вариантам: выполнить указанные разборы; просклонять местоимения я , они .
Контрольная работа № 8
Цель: проверить усвоение изученного материала; развивать способность осуществлять самоконтроль, анализировать допущенные ошибки.
Личностные УУД: способность к самооценке.
Регулятивные УУД: контроль за способами решения.
Познавательные УУД : анализ объектов.
ГОТОВИМСЯ В ОТПУСК
До прихода мамы я помогал папе укладывать чемодан. Мы сложили туда разные вещи: майки, футболки, джинсы, кеды и тоненькую книжонку “Угрожает ли Солнечной системе тепловая смерть?”.
Я поинтересовался 2 , что такое тепловая смерть и когда она нам угрожает. Папа ответил, что до этого ещё миллионы лет, но если люди вроде меня будут получать по арифметике тройки и двойки, то тепловая смерть наступит гораздо раньше, чем ожидалось 3 . Но если люди вроде меня подтянутся по всем предметам, то через тысячу лет они запустят в небо искусственное солнце. Тогда в Москве будет тепло круглый год. А потом папа добавил: “А сейчас позаботься 2 о том, чтобы не получить у моря солнечный или тепловой удар. Найди 3 свою панаму и сделай из доски четыре стойки. На пляже ты будешь натягивать на них простыню и спасаться от солнца”. (130 слов)
(По Ю. Алешковскому)
Грамматическое задание: 1) выполнить по вариантам указанные разборы; сделать словообразовательный разбор выделенных слов; 2) выписать слова с тремя различными орфограммами, графически их обозначить.
Источник