Система отслеживания результатов дополнительное образование
8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
Мониторинг развития детей в системе дополнительного образования
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования и педагогов-психологов образовательных организаций
Авторы составители: Кривошеева Л. Б., Еремина А. А., Чумакова И. М.
Для мониторинга развития учащихся в системе дополнительного образования предлагается использовать комплекс психолого-педагогических методик, направленных на определение уровня развития личности учащихся.
В состав диагностического комплекса включены методики, валидность и надежность которых подтверждена значительным числом психологических исследований, в рамках которых они ранее применялись. Психодиагностические методики имеют чёткое и содержательное указание своей диагностической направленности и по уровню сложности соответствуют возрастным особенностям исследуемых детей.
Рекомендованные психодиагностические методики могут быть использованы педагогами-психологами, что является необходимой и обязательной мерой по защите прав ребёнка от неправильного использования средств оценки их интеллекта, личностных и иных социально значимых качеств. Для педагогов дополнительного образования предлагается метод структурированного наблюдения за поведением учащихся в процессе учебно-практической деятельности и его оценивание по определённым параметрам в таблице мониторинга. Возможно проведение обследования совместными усилиями психологов и педагогов и занесение обобщенных результатов в таблицу мониторинга. Мониторинг проводится системно: в начале, середине и конце учебного года.
Источник
Мониторинг качества образовательно-воспитательной деятельности в учреждении дополнительного образования
В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее определенных. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего образования принято соотносить достигнутый уровень обученности, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам.
В практике дополнительного образования детей имеется опыт оценивания образовательной деятельности ребенка по учебным, чаще всего предметным параметрам.
Кроме того, о результативности обучения детей в дополнительном образовании судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях и по получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. Однако, такой подход не всегда обоснован. Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материла, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются личностные результаты.
В МОУ ДОД ЦДТ «Кежемский районный центр детского творчества» Красноярского края разработана система мониторинга, которая является инструментом оценки качества дополнительного образования через определение результативности реализации дополнительных образовательных программ.
Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие позитивных личностных качеств обучающихся, а в современном контексте – формирование базовых компетентностей, в качестве основополагающего подхода к оценке результативности реализации образовательных программ определен подход, сочетающий отслеживание динамики личностного развития, уровня освоения предметной области и степени освоения основных общеучебных компетентностей.
Программа мониторинговых исследований, проводимых в центре детского творчества в течение учебного года включает:
- Мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе (теоретическая подготовка, практическая подготовка, основные общеучебные компетентности).
- Мониторинг развития качеств личности обучающихся.
Мониторинг результатов обучения
по дополнительной образовательной программе
Для определения уровня освоения предметной области и степени сформированности основных общеучебных компетентностей педагогам предлагается методика «Мониторинг результатов обучения детей по дополнительной образовательной программе» [1].
Дважды в течение учебного года (ориентировочно в декабре и мае) педагог заносит данные о детях в диагностическую карту (см. Приложение 1).
Технология определения результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе представлена в таблице-инструкции, содержащей показатели, критерии, степень выраженности оцениваемого качества, возможное количество баллов, методы диагностики (см. Приложение 2).
Графа «Показатели (оцениваемые параметры)» фиксирует то, что оценивается. Это те требования, которые предъявляются к обучающемуся в процессе освоения им образовательной программы. Эти показатели могут быть даны либо по основным разделам учебно-тематического плана — развернутый вариант, либо по итогам учебного года (полугодия) – обобщенный вариант. Изложенные в систематизированном виде, эти показатели помогут педагогу наглядно представить то, что он хочет получить от своих воспитанников на том или ином этапе освоения программы.
Совокупность измеряемых показателей разделена в таблице на несколько групп:
— теоретическая подготовка,
— практическая подготовка,
— основные общеучебные компетентности, без приобретения которых невозможно успешное усвоение любой образовательной программы и осуществление любой деятельности.
Графа «Критерии» содержит совокупность признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей и устанавливается степень соответствия реальных результатов ребенка требованиям, заданным программой.
Графа «Степень выраженности оцениваемого качества» включает перечень возможных уровней освоении ребенком программного материала и основных компетентностей – от минимального до максимального. Дается краткое описание каждого уровня в содержательном аспекте.
Выделенные уровни обозначены соответствующими тестовыми баллами. С этой целью введена графа «Возможное количество баллов». Данная графа может быть заполнена самим педагогом в соответствии с особенностями программы и его представлением о степенях выраженности измеряемого качества. Педагог может ставить «промежуточные» баллы (1,5б, 2,5б, 2,8б и т.п.), которые, по его мнению, в наибольшей мере соответствуют той или иной степени выраженности измеряемого качества. Это позволит более четко отразить успешность и характер продвижения ребенка по программе.
В графе «Методы диагностики» напротив каждого оцениваемого показателя обозначен способ, с помощью которого определяется соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям. В качестве основных методов выступают наблюдение, контрольный опрос (устный или письменный), собеседование (индивидуальное или групповое), тестирование, анализ проектно-исследовательской работы учащегося. Педагог может использовать обозначенные методы диагностики (подчеркнуть в таблице), либо предложить свои, которые применяются им в соответствии со спецификой программы.
В конце таблицы выделена специальная графа «Достижения воспитанников», выполняющая роль портфолио, где педагог фиксирует наиболее значимые достижения ребенка в той сфере деятельности, которая изучается образовательной программой.
Мониторинг развития качеств личности воспитанников
Формирование личностных качеств – процесс длительный, он носит отсроченный характер. Выявить и оценить личностные качества сложно. Тем не менее, выявлять результаты образовательной деятельности детей во всей полноте должен каждый педагог. Это обусловлено спецификой дополнительного образования детей.
В этой связи педагогам дополнительного образования предлагается психолого-педагогическая методика «Изучение качеств личности воспитанников», разработанная на основе метода изучения воспитанности школьников М.И. Шиловой [5, 6].
В методике выделены основные качества личности, формирование и развитие которых определено целями и входит в задачи программ дополнительного образования, реализуемых в Центре детского творчества:
- Активность, организаторские способности.
- Коммуникативные навыки, коллективизм.
- Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность.
- Нравственность, гуманность.
- Креативность, склонность к проектно-исследовательской деятельности.
Технология работы педагогов по методике «Изучения качеств личности воспитанников» состоит в заполнении диагностической карты (см. Приложение 3). Карта заполняется на основании критериев (признаков проявления качеств личности), обозначенных в методике (см. Приложение 4).
Каждый педагог может выбрать именно те качества личности, которые наиболее эффективно развиваются в рамках реализуемой им образовательной программы, либо заполнять таблицу целиком. Руководители клубов, секций, студий, мастерских заполняют диагностическую таблицу трижды:
— в течение первого месяца после комплектования и начала работы учебной группы (сентябрь, октябрь),
— в начале второго полугодия (январь),
— в конце учебного года (апрель, май).
В качестве методов диагностики личностных изменений детей используются наблюдение (основной метод), диагностическая беседа, метод рефлексии. По желанию педагогов могут использоваться методы анкетирования, тестирования, незаконченных предложений и пр.
Методическое сопровождение мониторинговых исследований
Методическое сопровождение мониторинговых исследований осуществляют заместитель директора по научно-методической работе и педагог-психолог.
Заместитель директора по научно-методической работе:
- организует методическую учебу педагогов по вопросам определения результативности реализации программ дополнительного образования через методические семинары, педагогические советы, консультации;
- оформляет информационные, отчетные документы и методические рекомендации;
- осуществляет аналитическую деятельность по результатам мониторинга, на основании которой вносит коррективы, руководит процессом совершенствования и развития программ психолого-педагогической диагностики качества дополнительного образования.
- консультирует педагогов по вопросам заполнения диагностических карт на разных этапах программы;
- консультирует педагогов по вопросам воспитательного подхода и коррекции детей, обнаруживающих низкий уровень развития качеств личности, недостаточное усвоение программы, отрицательную динамику; определяет причины выявленных проблем через углубленную диагностику; составляет и реализует индивидуальные программы работы с такими детьми либо всем детским коллективом в целом;
- осуществляет статистическую обработку диагностических материалов к конце 1-го полугодия, учебного года; обобщает данные по образовательным программам отдельных направленностей и всем образовательным программам, реализуемым в Центре детского творчества;
- участвует в анализе и корректировке программ психолого-педагогической диагностики, процессе их совершенствования и развития.
Систематическое оценивание успешности обучения, личностных качеств методами психолого-педагогической диагностики в течение всех лет обучения ребенка (группы) по программе позволяет педагогу и специалистам Центра определять направления образовательно-воспитательной работы с каждым воспитанником и детским коллективом на протяжении всего периода обучения, а также анализировать результативность образовательно-воспитательной работы в детском объединении.
Кроме того, данные, полученные в результате проведения мониторинга, являются важным стимулом для рефлексии и анализа работы педагогов.
Значительное преимущество единой системы мониторинга для всех образовательных программ Центра состоит в возможности определения качества образования как по каждой отдельно взятой программе, так и по направленностям дополнительного образования и учреждению в целом.
Статистическая обработка данных мониторинговых исследований осуществляется методами математической статистики и позволяет получить сравнительные результаты данных психолого-педагогической диагностики за конкретный временной период, например, учебный год. Так, сравнительные результаты данных мониторинга за 2009-2010 представлены на диаграммах. <рисунки 1, 2, 3>.
Разработанная в Кежемском ЦДТ система мониторинга качества дополнительного образования позволяет своевременно выявлять проблемные зоны образовательно-воспитательного процесса и учитывать их при дальнейшем планировании, координации деятельности всех субъектов образования, совершенствовании технологии и механизмов мониторинговых исследований.
Источник
Механизмы отслеживания эффективности дополнительных общеразвивающих программ дополнительного образования
Информация является непременным атрибутом управления, правильно организованное обеспечение информацией выступает как неотъемлемая часть функционирования различных управляемых систем в обществе, в том числе системы образования. Разработка стратегии управления (на любом уровне – объединения, структурного подразделения или учреждения в целом), выработка и выбор управленческих решений, организация их выполнения, регулирование и контроль, подведение итогов основываются на полученной информации и завершаются выдачей новой информации. Для обозначения процесса информационного обеспечения управления в научно-методической литературе используется также понятие «мониторинг» — непрерывный процесс наблюдения за объектом, оценка его состояния на основе ограниченного набора показателей с целью предупреждения нежелательных тенденций развития и осуществления эффективного управления.
Качество образования — это понятие, включающее в себя качество образовательных услуг и качество образовательной подготовки выпускника (психолого-педагогический словарь).
Под качеством образовательных услуг понимается совокупность характеристик образовательного процесса (содержание образования, педагогические технологии, формы, методы обучения и воспитания, режим учебно-воспитательного процесса), а также его ресурсное обеспечение (нормативно-правовое, кадровое, материально-техническое и т.д.).
Качество образовательной подготовки выпускника – совокупность полученных (освоенных) воспитанником в ходе образовательной деятельности знаний, умений и навыков, сформированных ценностей, качеств личности, моделей поведения и т.д.
С другой стороны, качество образования определяется как степень удовлетворенности ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых учреждением образовательных услуг (С.В. Шишова, В.А. Кальней), а также, в более узком смысле, как соотношение цели и результата, мера достижения поставленных целей и задач образования…(М.М. Поташник).
Таким образом, информационное обеспечение управления качеством образования – это совокупность процессов сбора данных, формирования потоков информации, ее накопления (хранения), обработки, анализа, выработки управленческих решений и получения информации об их выполнении по ведущим образовательным аспектам и функционировании образовательной системы в целом.
Принципы информационного обеспечения управления качеством образования :
научности – означает такую организацию слежения, которая построена на научно-обоснованных характеристиках образовательного процесса, исключает житейско-бытовой подход к их оценке, соответствует основным закономерностям психолого-педагогического познания и управления педагогическими объектами и явлениями;
непрерывности – означает взгляд на мониторинг как динамическую, развивающуюся систему, процесс, организующийся на достаточно продолжительном отрезке времени, что позволяет определять моменты перехода одного качества в другое, выявлять, корректировать и прогнозировать тенденции образовательного процесса;
педагогической целесообразности – мониторинг не является самоцелью, а выступает средством изучения и инструментом управления образовательным процессом, в использовании методов, приемов мониторинга не могут быть применены технологии, наносящие ущерб интересам, достоинству личности ребенка и других участников образования;
диагностической направленности – означает, что полученная в ходе слежения информация должна быть соотнесена на основании разработанных параметров и критериев с определенной, заранее описанной, нормативной моделью образовательного процесса;
прогностической направленности – смысл мониторинга не только в том, чтобы получить картину состояния образования в определенный момент, но и в том, чтобы выявить тенденции развития той или иной стороны образовательного процесса и предвидеть возможные направления педагогической деятельности, направленные на поддержку, развитие положительных и торможение, блокировку, трансформацию нежелательных явлений;
целостности и преемственности – результаты мониторинга должны стать основой для планирования деятельности, принятия управленческих решений, а педагогическая практика – критерием проверки истинности диагностических заключений и оценки эффективности принятых управленческих решений.
Следует отметить, что в условиях перехода на социально-личностную парадигму образования особенно заметно обозначились противоречия:
между необходимостью оценивания качества предоставляемых учреждениями дополнительного образования детей образовательных услуг и отсутствием единых подходов к оценке, государственных стандартов дополнительного образования;
между потребностями субъектов образования, общества и государства в получении теоретически обоснованной, объективной, полной, своевременной информации о качестве воспитания, развития личности и сложившейся практикой оценки деятельности образовательного учреждения по формальным результатам обучения (в общеобразовательных учреждениях), участия воспитанников в конкурсных мероприятиях (в УДОД);
между государственной политикой стандартизации образования и стремлением обучающихся, педагогов к дифференциации и индивидуализации образования, к вариативному, творческому характеру воспитания и обучения;
между потребностями получения оперативных, непрерывно обновляемых, многоаспектных данных о качестве образования и преобладающими способами информационного обеспечения, не ориентированными на использование компьютерных технологий в виду отсутствия современного оснащения и недостаточного уровня владения педагогическими работниками информационно-коммуникационными технологиями.
Все выше сказанное подчеркивает актуальность информационного обеспечения управления качеством образования, необходимость выбора оптимальных механизмов отслеживания результативности учебно-воспитательного процесса .
На уровне ОУ в качестве такого механизма может быть выбрано программирование мониторинговых мероприятий, объединяющих их в некоторую систему. Подобная программа информационного обеспечения управления качеством образования предусматривает (таблица 1):
набор параметров (мониторинговых индикаторов) оценки достижения образовательных результатов (на уровне деятельности учреждения, педагогического коллектива и воспитанников),
обозначение методов и средств сбора информации,
определение сроков, ответственных и формы представления информации,
определение движения информации (форма хранения, потребитель информации, управленческое решение).
Источник
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
Характерной чертой современного этапа обновления образовательной среды является ориентация на создание индивидуальных образовательных маршрутов для воспитанников. Данный аспект деятельности выдвигает необходимость организации системной работы по отслеживанию личностного развития детей на всех этапах взаимодействия со средой. Каждое образовательное учреждение нацелено на обеспечение качества обучения, совершенствование его оценки. Такие требования заложены в тексте нового стандарта. В условиях современной, меняющейся и интенсивно развивающейся системы образования педагоги дополнительного образования ведут активный поиск новых форм контроля и оценки творческих достижений учащихся. Нужно отметить, что точному и однозначно количественному измерению поддаются далеко не все знания и умения, не во всех областях общественной практики. К числу эффективных технологий управления качеством образования относится мониторинг качества образования.
За последнее время накоплен некоторый опыт оценки эффективности учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании детей. Благодаря своей регулярности, строгой направленности на решение задач управления и высокой технологичности мониторинг идет дальше традиционной диагностики. Педагог подбирает или разрабатывает сам соответствующий оценочный инструментарий по каждому показателю и делает обобщающее заключение. Мониторинг качества образовательной деятельности ДОД является механизмом отслеживания эффективности этой деятельности. Если образовательная деятельность ДОД – это реализация процесса обучения, воспитания и развития личности ребенка через создание благоприятных условий, то мониторинг этой деятельности должен быть направлен на изучение личности ребенка и создаваемые в образовательном учреждении условия ее развития. Цель данного мониторинга – выяснить, насколько образовательный процесс, организованный в объединении дополнительного образования детей, способствует позитивным изменениям в личности ребенка, формированию ключевых компетенций; обнаружить и решить наиболее острые проблемы его организации с тем, чтобы анализировать, обобщать и распространять положительный опыт деятельности педагога. Непрерывное изучение педагогического процесса строится на следующих основных принципах: экологичности, сотрудничества, конструктивности, конфиденциальности, компетентности. В мониторинговом слежении и прогнозировании нет необходимости стремиться к сбору максимально возможного количества информации, поэтому оценка осуществляется на базе некоторого ограниченного набора показателей, в своей совокупности дающих картину в целом.
Методы, используемые в мониторинге личностных достижений: педагогические наблюдения, анализ и изучение педагогической документации, анализ и изучение результатов продуктивной деятельности, социологические опросники, анкеты, психологические тесты и методики, методы математической статистики.
В процессе мониторинга выясняются следующие вопросы: достигается ли цель учебно-воспитательного процесса, существует ли положительная динамика в развитии обучающегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований и др.
Источник
Мониторинг учебного процесса в системе дополнительно образования детей
— включает в себя формы организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации деятельности учебной группы, обеспечивая тем самым непрерывное слежение за состоянием и изменением образовательного процесса и возможностью прогнозирования в достижении планируемых результатов обучающимися.
создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности- модель дополнительного образования, по следующим критериям:
РОСТ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
РОСТ МОТИВАЦИИ К АКТИВНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УРОВЕНЬ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, КАКСФОРМИРОВАННОСТЬ КОММУНИКАТИВНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОММПЕТЕНТНОСТЕЙ, КРЕАТИВНЫХ И ОРГАНИЗОВАННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, РЕФЛЕКСИВНЫХ НАВЫКОВ
КАЧЕСТВЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ, УСВОЕНИИ ГРАЖДАНСТВЕННЫХ НОРМ, ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ, ГУММАНИСТИЧЕСКОГО ОСНОВ ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (УРОВЕНЬ ВОСПИТАННОСТИ)
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАВЗОВАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС — УПРАВЛЯЕМЫЙ
БУРНОЕ МОРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
наблюдение оценка прогноз
состояния образовательной системы
БУДУЩЕЕ: ПЛАНИРУЕМОЕ, ПРОГНОЗИРУЕМОЕ, ОЖИДАЕМ ОЕ
ДОСТИГНУТОЕ,
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
6. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОПЕРАТИВНОГО И СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДО
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МОНИТОРИНГА
ИНФОРМАЦИОННАЯ:
МОТИВАЦИОННАЯ :
- Выявление результативности педагогического процесса
- Получение сведений о личности обучающихся
- Побуждение к более глубокому изучению детей
- Самоанализ своего педагогического труда
- Воздействие на «зону ближайшего развития»
- Выявление сильных и слабых сторон личности обучающегося
- Индивидуальный подбор методов и приемов воздействия на каждого ребенка
- Принятие мер по усилению положительного и одновременно ослаблению отрицательного воздействия на обучающихся
- Обнаружение и фиксирование непрогнозируемых результатов
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОНИТОРИНГА
КОНСТАНТИРУЮЩИЙ :
сравнение обучености обучающихся
Выявление знаний, умений и навыков обучающихся: отчетные концерты, зачеты, выставки, конкурсы и т.д.
ПРОЛОНГИРОВАННЫЙ:
сбор информации в течение длительного времени об определенном контингенте обучающихся
ПРОГНОЗИРУЮЩИЙ:
определение успешности
обучающихся в будущем исходя из
возможностей на данный период:
карты индивидуального развития
ДИАГНОСТИРУЮЩИЙ:
установление причин состояния
знаний обучающихся
РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ОБРАБАТЫВАЮТСЯ
1. ПО КАДОМУ ОБУЧАЮЩЕМУСЯ
2. ПО ГРУППЕ
3. ПО НАПРАВЛЕННОСТИ
4. ПО УЧРЕЖДЕНИЮ
5. ПО КАЖДОМУ ПЕДАГОГУ
6. РАССМАТРИВАЮТСЯ в динамике в течение всего года, по сравнению с предыдущими годами
Источник