Конспект урока по литературному чтению (3 класс РО Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова)
Педагог (ФИО): Еремеева Ирина Михайловна
Предмет: литературное чтение
Возраст учащихся: 3класс (9 лет)
Тема урока (занятия) « Знакомство с произведением Н. К. Абрамцевой «Сказка про Старый Дом».
Цель урока:
развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, анализировать сказку, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;
образовательные:
– формирование умения выделять микротемы в прочитанном произведении;
– формирование умения составлять план произведения, находить изобразительные средства, составлять вопросы к сказке, умение придумать конец сказки, создание проекта.
воспитывающие: способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Оборудование и технические средства обучения: лист самоанализа, карточки, мультимедийный проектор, цветная бумага, фломастеры, клей, ножницы.
Место и роль урока в изучаемой теме: постановка учебной задачи.
Методическая литература: Е.И. Матвеева « Деятельностный подход к обучению в начальной школе: уроки литературного чтения.
Формирование УУД:
Личностные УУД: умение удерживать учебную задачу; осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умение находить способы решения поставленной цели, используя текст; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить; умение формировать собственное мнение;
умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. умение воспринимать и анализировать художественный текст ,навык выразительного чтения.
Ход урока
Создание ситуации успеха
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Н. К. Абрамцевой
«Сказка про старый дом».
Деятельность учителя
Планируемая деятельность ученика
Чтение сказки учителем
Дети слушают и размышляют над вопросом:
Почему произведение Н.К. Абрамцевой называется сказкой? Действительно ли это сказка по жанровым признакам?
Жил-был Дом. Старый, деревянный. Крыша покосилась. Печка развалилась. Труба набок съехала. Окна не открываются. Щели в полах. Когда-то давно в Доме жили люди. Тогда он был новенький и красивый. А потом люди уехали. Дом стал скучать и стареть.
Сад вокруг Дома даже одичал от одиночества. Яблоки стали кислыми, вишни мелкими. Вместо цветов – высокая трава, крапива да лопухи выросли.
Вот и жил заброшенный Старый Дом в заброшенном Старом Саду.
Весной, когда стаивали огромные сугробы, выползало из-под снега кривое крылечко, Дом и Сад просыпались после долгого зимнего сна. Просыпались, потягивались, поскрипывали старыми досками и ветками. И Дом говорил:
– А не думаешь ли ты, Сад, что в этом году к нам могут вернуться люди?
– Думаю, – неуверенно отвечал Сад.
– Мы должны приготовиться к встрече, – говорил Дом.
– Конечно, – соглашался Сад.
* * *
Им помогали ветер, дождь и солнце. Ветер влетал в Дом через трубу. Проветривал комнаты, чердак и даже подвал. Потом через вечно открытую дверь влетал в Старый Сад. Выметал прошлогоднюю листву, сухие ветки. Помогал, очень осторожно, развёртываться нежным лепесткам давно уже диких яблонь и вишен.
После ветра за дело брался дождь. Дождь тщательно отмывал весь Дом: от съехавшей набок трубы до самого крылечка. Конечно, особенно дождь старался, когда мыл окна. Ведь стёкла всё-таки. Пусть разбитые. Ещё дождь своими сильными струями освежал уже густую листву сирени, разглаживал листья тополей. И землю в Саду поил дождь. Жаль, конечно, что не розы на ней вырастут, а лопухи да крапива, но пусть и они лучше зелёными и крепкими будут, чем чахлыми.
За ветром и дождём приходила очередь солнца. Солнце хорошенько просушивало Дом. Гладило золотыми лучами стёкла, чтоб блестели ярче. Золотило старые наличники на окнах. Потом лучи солнца скользили по Саду. Заглядывали в каждый крохотный цветок сирени, чтобы те светились маленькими искорками.
Затем снова прилетал ветер. Он где-то раздобыл семена кое-каких цветов, но ветер не был настоящим садовником и разбросал семена, как умел. А потому одуванчики выросли не только в густой траве, но и на крыльце. А одна ромашка ухитрилась поселиться даже на крыше в какой-то щёлочке.
Так ветер, дождь и солнце помогали готовиться заброшенному Дому и Старому Саду к встрече людей.
* * *
Дом и Сад ждали. Но люди не приходили. Вернее, приходили, но, посмотрев на Дом и Сад, уходили.
– Это старый дом, – говорили люди, – у него крыша съехала набок и крыльцо почти развалилось. Разве это дом?
– Да, конечно, – соглашались другие люди, – и сад тоже совсем заброшен. Яблоки мелкие, вишни кислые. А крапивы сколько-о-о. А трава-то как разрослась Разве это сад?
– Нет, – решали люди, – лучше построим новый красивый дом и вырастим новый замечательный сад.
И люди уходили. Дом и Сад очень огорчались и начинали ждать снова. Ждали, ждали И дождались.
На покрытом пылью долгих дорог велосипеде к Дому подъехал Человек. Куда он ехал? И откуда? Кто знает. Остановили его эти Дом и Сад. Остановили, потому что очень удивили: Дом, с ромашкой на покосившейся крыше, с одуванчиками на кривом крыльце. Сад, в котором ветви старых яблонь переплетаются с ветками дикой сирени, как в сказочном лесу, а по земле стелются тёмно-зелёные лопухи, похожие на огромные зонтики.
– Ой, – сказал Человек. – Это что же? Заколдованный Сад?
«Вовсе мы не заколдованные, – подумали Дом и Сад, – мы просто заброшенные».
– А может быть, они заброшенные? – как бы вторя им, сказал Человек. – Пожалуй, останусь я здесь, – решил он.
* * *
Что же из этого получилось? То, чего не могло не получиться. Яблоки стали крупными-крупными, вишни сладкими-сладкими. Среди лопухов расцвели ярко-красные маки величиной с огромные воздушные шары. Крылечко перестало просто скрипеть, оно стало петь очень музыкально. А дверь, которая уже много лет не могла шевельнуться, с удовольствием и лёгкостью открывалась и закрывалась
А почему же так вышло? Разве не ясно?
Деятельность учителя
Планируемая деятельность ученика
– Вспомните жанровые признаки авторской сказки и представьте их в виде модели.
В произведении есть цепочка событий.
События фантастические, есть превращения.
Персонажи наделены фантастическими способностями, поэтому это произведение можно назвать сказкой.
Произведение Н.К.Абрамцевой называется сказка. – Действительно ли это сказка по жанровым признакам?
– О чём сказка?
– Перечислите персонажей сказки.
– Назовите главных персонажей сказки. Объясните свой выбор.
Фронтально выделяются жанровые признаки.
О судьбе Старого дома и сада.
Дом и Сад; ветер, солнце и дождь; люди и Человек.
.
Главные персонажи – это Дом и Сад, потому что о них идет речь на протяжении всей сказки.
Создание ситуации интеллектуального разрыва
Деятельность учителя
Планируемая деятельность ученика
Откройте учебники на стр. 107 найдите сказку. Н. К. Абрамцевой «Сказка про Старый Дом».
Что необычного заметили в конце этой сказки?
Дети обнаружили, что в конце сказки нет заданий автора.
Постановка учебной задачи
1.Какую задачу мы будем решать, перечитывая сказку?
2.Какие задания можно придумать к этой сказке?
Мы будем делить текст сказки на части.
Выделять микротемы в тесте по разным признакам.
Составлять план сказки.
Находить изобразительные средства к сказке.
Придумывать вопросы , концовку к сказке.
Создать проект для этой сказки.
4. Анализ условий учебной задачи и ее решение
Деятельность учителя
Планируемая деятельность ученика
Учитель предлагает обучающимся разбиться на группы для выполнения заданий
1 группа делит сказку на микрогруппы и составляет план.
2 группа находит изобразительные средства и записывает в таблицу.
3 группа придумывает вопросы к сказке и записывает в тетрадь.
4 группа анализирует сказку и придумывает концовку сказки.
5 группа моделирует проект сказки
Учитель предлагает самостоятельную работу в течение 15 минут.
После самостоятельной работы идёт представление работы каждой группы.
Деятельность учителя
Планируемая деятельность ученика
Прослушивает деятельность каждой группы
1 группа
План сказки.
Старый заброшенный Дом и Сад.
Как ветер, дождь и солнце помогали Дому и Саду.
Человек, которому понравился заколдованный Дом и Сад.
Как изменился Дом и Сад.
2 группа
Олицетворение
Жил-был дом.
Дом стал скучать и стареть.
Сад одичал от одиночества
Выползало крылечко
Дом и сад стал скучать
Дом и сад просыпались, потягивались. Поскрипывали старыми досками и ветками.
Дождь разглаживал
листья тополей.
Ветер, дождь, солнце помогали готовиться к встрече людей.
Дом и сад ждали.
Дом и сад огорчались.
Крылечко стало петь.
Эпитет
Золотыми лучами.
Сказочный лес.
Заколдованный сад.
Сравнение
Зелёные лопухи — с зонтиками.
Ярко-красные маки -с огромными воздушными шарами.
Описание дома
Жил-был Дом. Старый, деревянный. Крыша покосилась. Печка развалилась. Труба набок съехала. Окна не открываются. Щели в полах. Когда-то давно в Доме жили люди. Тогда он был новенький и красивый. А потом люди уехали. Дом стал скучать и стареть.
3 группа придумывает вопросы к сказке
Почему людям не нравился Дом и Сад?
Каким увидел Дом и Сад Человек?
Почему человек решил остаться в Доме.
Как ветер помогал Дому и Саду?
Как дождь помогал Дому и Саду?
Как солнце помогало Дому и Саду?
Каким увидел Дом и Сад Человек?
Как изменился Дом и Сад с приходом Человека?
5. Итоговая рефлексия
Деятельность учителя
Планируемая деятельность ученика
Прочитайте финал сказки
Как отделен данный эпизод ото всей сказки?
С каким фрагментом перекликается данный эпизод? В чем это проявляется?
Кто помог Дому и Саду стать прежними?
Последний эпизод отделен многоточием и риторическим вопросом.
( находят в тексте эпизоды и зачитывают его)
Последний фрагмент перекликается с началом сказки. Похоже и не похоже описание Сада: в начале «Яблоки стали кислыми, вишни мелкими. Вместо цветов – высокая трава, крапива да лопухи выросли»
и в конце «Яблоки стали крупными-крупными, вишни сладкими-сладкими. Среди лопухов расцвели ярко-красные маки величиной с огромные воздушные шары».
4 группа – ( зачитывают придуманный конец сказки)
Почему так вышло? Разве не ясно.
5 группа представляет проект нового дома
Удалось ли нам решить поставленную задачу на уроке?
Справились ли вы с заданиями, которые запланировали в начале урока? Детям предлагаю критерии для самооценки.
Обучающиеся обсуждают в группе и проводят критерии самооценки.
Приложение к уроку:
Задание для 1 группы
Прочитайте сказку.
Обсудите сколько событий происходит в сказке.
Разделите сказку на части.
Придумайте и запишите заглавие к каждой части.
План к сказке Н.К. Абрамцевой « Сказка про старый дом»
1
Задание для 2 группы
Найти и выписать из сказки изобразительные средства
Изобразительные средства
Источник
Сказка про старый дом
Наталья Абрамцева Дом был старый, деревянный. Крыша покосилась. Печка развалилась. Труба набок съехала. Окна не открываются, двери не закрываются. Щели в полах.
Когда-то в доме жили люди. Давно. Тогда он был новенький и красивый. А потом люди уехали. И дом расстроился. Стал скучать и стареть.
И сад вокруг дома тоже скучал — скучал и даже одичал от одиночества. Яблоки стали кислыми, вишни мелкими. Вместо цветов — высокая трава, крапива да лопухи выросли.
Вот так и жил старый, заброшенный дом в старом, заброшенном саду. Весной, когда стаивали огромные сугробы, выползало из-под снега кривое крылечко, дом и сад просыпались после долгого зимнего сна. Просыпались, потягивались, поскрипывая старыми досками и ветками. И дом говорил:
— А не думаешь ли ты, сад, что в этом году к нам могут вернуться люди?
— Думаю,— неуверенно отвечал сад.
— Мы должны приготовиться к встрече,— говорил дом.
— Конечно,— соглашался сад.
Им помогали ветер, дождь и солнце. Ветер влетал в дом через трубу. Проветривал комнаты, чердак и даже подвал. Потом через вечно открытую дверь вылетал в старый сад. Выметал прошлогоднюю листву, сухие ветки, помогал, очень осторожно, развертываться нежным лепесткам диких яблонь и вишен.
После ветра за дело брался дождь. Дождь тщательно отмывал весь дом: от съехавшей набок трубы до самого крылечка.
Конечно, особенно дождь старался, когда мыл окна. Ведь стекла все-таки. Пусть и разбитые. Еще дождь своими сильными струями расчесывал уже густую листву сирени, разглаживал листья тополей. И землю в саду поил дождь. Жаль, конечно, что не розы на ней вырастут, а лопухи да крапива, но пусть и они лучше зелеными и крепкими будут, чем чахлыми.
За ветром и дождем приходила очередь солнца. Солнце хорошенько просушивало дом. Гладило золотыми лучами стекла в паутине трещин — чтоб блестели ярче. Золотило старые наличники на окнах. Потом лучи солнца скользили по саду. Заглядывали в каждый крохотный цветок дикой сирени, чтобы те светились маленькими искорками.
Затем снова прилетал ветер. Он где-то раздобыл семена кое-каких цветов, но ветер не был настоящим садовником и разбросал семена как умел. А потому одуванчики выросли не только в густой траве, но и на крыльце.
А одна ромашка ухитрилась поселиться даже на крыше в какой-то щелочке.
Так ветер, дождь и солнце помогали готовиться заброшенному дому и старому саду к встрече людей.
Дом и сад ждали. Но люди не приходили. Вернее, приходили, но, посмотрев на дом и сад, уходили.
— Это старый дом,— говорили люди,— у него разбиты окна, и крыша съехала совсем набок, и крыльцо развалилось. Разве это дом?
— Да, конечно,— соглашались другие люди,— и сад тоже совсем заброшен. Яблоки мелкие, вишни кислые. А крапивы сколько-о-о! А трава-то как разрослась. Разве это сад?
— Нет,— решали люди,— лучше мы построим новый, красивый дом и вырастим новый, замечательный сад.
И люди уходили. Дом и сад очень огорчались и начинали ждать снова. Ждали, ждали, ждали.
И дождались.
На покрытом пылью долгих дорог велосипеде к дому подъехал человек. За спиной рюкзак. На багажнике — огромный чемодан с разноцветными наклейками. Через плечо — яркая дорожная сумка. На другом плече — фотоаппарат. На голове — широкополая шляпа. Конечно же, это бывалый путешественник. А путешественники, как известно, любят всякие странности.
Дом с ромашкой на покосившейся крыше, с одуванчиками на кривом крыльце, сад, в котором ветви диких яблонь переплетаются с ветками дикой сирени, как в сказочном лесу, а по земле стелются темно-зеленые лопухи, похожие на огромные зонтики,— разве это не странность? Почти волшебная странность.
— Ах,— сказал путешественник,— какое чудо! Заколдованная избушка в заколдованном лесу.
«Вовсе мы не заколдованные,— подумали дом и сад,— мы заброшенные». —
— Ах!— снова сказал путешественник.— Какая прелесть! И он защелкал фотоаппаратом.
«Мы — прелесть. Мы — чудо. » — почти задохнулись от радости, смущения, неожиданности дом и сад.
— Пожалуй, я поживу здесь,— решил путешественник. И путешественник вместе со своим усталым велосипедом, тяжелым рюкзаком, чемоданом с наклейками, дорожной сумкой и, конечно же, с фотоаппаратом поселился в заброшенном доме и одичавшем саду.
Что же из этого получилось? То, чего не могло не получиться. Яблоки стали крупными-крупными, вишни сладкими-сладкими. Среди лопухов расцвели ярко-красные маки величиной с огромные воздушные шары.
Трещины на стеклах сложились в веселые рисунки. Крылечко перестало просто скрипеть, оно стало чирикать очень музыкально. А дверь, которая уже много лет не могла шевельнуться, с удовольствием и легкостью открывалась и закрывалась.
Почему же так вышло? Смешной вопрос. Ясно, почему.
А потом? Потом путешественнику пришло время отправляться в путь. Ведь он путешественник.
И что же получилось? То, что и должно было получиться: жили-были заброшенный дом и заброшенный старый сад.
И потом пришла зима. Повалил снег. Снег. Снег. Сугробы в одичавшем саду. Сугробы на развалившемся крылечке. Сугробы на покосившейся крыше. Тяжелый зимний сон.
. А потом пришла весна. Прилетел теплый весенний ветер. Застучал теплый весенний дождь. Теплое весеннее солнце расправило длинные хрупкие лучи.
И старый дом сказал:
— А не думаешь ли ты, сад, что и в этом году к нам могут вернуться люди?
— Думаю,— ответил сад.
Я, прочла , что Наташи уже нет. Примите мои соболезнования.
Я читала сказку Андерсона «Старый дом».
Но у наташи, совершенно другое прочтение — жизнеутверждающее.
Этот диалог дома и сада просто маленький филосовский шедевр.
Конечно, нужно, чтобы Наташу печатали.
Людмила Николаевна, я давно болею желанием написать миниатюру про старый дом, почему-то я считаю нужным испросить у Вас на это благословление.
Эта миниатюра совсем не будет похожа, к тому же я знаю, что теперь я бы указала, что она посвящается памяти Наташи.
Если, я Вас задела, извените, и не отвечайте.
С теплом к Вам и памяти Вашей дочери.
Спасибо, Маргарита ,за тёплые слова и чувства.Пишите,конечно. И помоги Вам Господи.
Завтра Казанская.С праздником!
Всего доброго Вам.
Людмила Николаевна
Наталья Абрамцева 03.11.2015 22:08 Заявить о нарушении С праздником Людмила Николаевна и, спасибо, я еще буду читать сказки Наташи, и мы еще будем оних говорить.
Источник
Энциклопедия сказочных героев
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
вторник, 23 апреля 2019 г.
Абрамцева Н. «Сказка про старый дом»
Жанр: литературная сказка
Главные герои «Сказки про старый дом» и их характеристика
- Старый дом. Ветхий, покосившийся, разваливающийся.
- Старый сад. Неухоженный, заросший, с мелкими вишнями и кислыми яблоками.
- Путешественник. Оживил старые дом и сад.
- Старый дом
- Старый сад
- Ожидание людей
- Помощники ветер, дождь и солнце
- Семена цветов
- Недовольные люди
- Путешественник
- Расцвет старого дома и сада
- Новое ожидание
- Жили старый дом и старый сад.
- Они были заброшенными и неухоженными, но очень ждали людей.
- Им помогали ветер, дождь, и солнце привести себя в порядок.
- Но люди все равно приходили и уходили недовольные.
- Только путешественник решил пожить в доме и тогда дом стал красивым, а сад расцвел.
- Но путешественник уехал, и сад с домом снова стали ждать своих людей.
Чему учит «Сказка про старый дом»
Рассказ учит ценить то, что имеешь, учит дорожить своим домом, садом, хозяйством. Учит тому, что человек вдыхает жизнь в то, что делает своими руками.
Отзыв на «Сказку про старый дом»
Мне понравилась эта сказка, немного грустная, но которая оставляет надежду на лучшее. Мне хочется, чтобы этот прекрасный и верный старый дом нашел себе заботливых хозяев, как и запущенный сад.
Пословицы к «Сказке про старый дом»
Без хозяина дом сирота.
Не умен тот, кто не любит свой дом.
Каков сад, таковы и яблоки.
Дом не велик, да лежать не велит.
Своя избушка — свой простор.
Читать краткое содержание, краткий пересказ «Сказки про старый дом»
Стоял старый дом, стены которого покосились, печка развалилась, двери не закрывались.
Рядом раскинулся старый сад. Давно заброшенный, заросший крапивой и лопухами, с мелкими яблоками и вишней.
И каждый год старый дом и старый сад ждали, что к ним вернутся люди. Готовились к их возвращению.
Им помогал ветер, который выдувал пыль и выметал сухие листья и ветки. Им помогал дождь, который мыл крышу, стекла, поил землю в саду. Им помогало солнце, которое сушило дом, золотило наличники, заставляло сверкать цветы сирени.
Потом возвращался ветер и приносил семена цветов, так что в саду везде росли одуванчики и ромашки.
И люди иногда заходили в сад, но осмотрев дом, быстро уходили. Они говорили, что дом слишком старый, а сад слишком заброшенный.
Дом и сад огорчались, но все равно ждали людей.
И дождались.
К дому приехал человек на велосипеде с большим чемоданом и фотоаппаратом. Он увидел дом и обрадовался его красоте, Это был путешественник, который решил пожить в доме некоторое время.
И тогда случилось чудо. Яблоки в саду стали сладкими, вишни крупными, везде расцвели красные маки, крыльцо перестало скрипеть, а трещины в стеклах стали причудливым узором.
Но путешественник пожил некоторое время в доме и снова уехал. Ведь он должен был путешествовать.
Прошла зима, и новой весной старый дом и старый сад снова стали ждать, что к ним вернутся люди.
Источник
Н. К. Абрамцевой «Сказка про Старый Дом» Цель урок
Урок в 3 классе по сказке Н. К. Абрамцевой является примером того, как от класса к классу усложняется работа по формированию читательских умений, особенно связанных с пониманием прочитанного текста и постижением авторского замысла. Если во 2 классе и 1 четверти 3 класса мы вели работу по подбору заглавия текста или фрагмента произведения, выделяя и называя центральный образ («предмет»), а также характеризуя его через процессуальный («действие») или непроцессуальный признак («признак»), то, начиная со 2 четверти 3 класса, работа учителя нацелена на то, чтобы показать учащимся разные способы выделения микротем в тексте, что станет основой для формирования умения составлять план текста.
Для постановки и решения такой учебной задачи на данном уроке выбран текст авторской сказки – уже известный детям жанр. Поэтому актуализируя жанровые признаки авторской сказки во фронтальной беседе, мы вместе с ребятами отмечаем, что важнейшими элементами произведения являются фантастические события и персонажи. Опираясь на их определение, мы и будем выделять микротемы в отдельных эпизодах сказки.
Сказка про старый дом
Жил-был Дом. Старый, деревянный. Крыша покосилась. Печка развалилась. Труба набок съехала. Окна не открываются. Щели в полах. Когда-то давно в Доме жили люди. Тогда он был новенький и красивый. А потом люди уехали. Дом стал скучать и стареть.
Сад вокруг Дома даже одичал от одиночества. Яблоки стали кислыми, вишни мелкими. Вместо цветов – высокая трава, крапива да лопухи выросли.
Вот и жил заброшенный Старый Дом в заброшенном Старом Саду.
Весной, когда стаивали огромные сугробы, выползало из-под снега кривое крылечко, Дом и Сад просыпались после долгого зимнего сна. Просыпались, потягивались, поскрипывали старыми досками и ветками. И Дом говорил:
– А не думаешь ли ты, Сад, что в этом году к нам могут вернуться люди?
– Думаю, – неуверенно отвечал Сад.
– Мы должны приготовиться к встрече, – говорил Дом.
– Конечно, – соглашался Сад.
Им помогали ветер, дождь и солнце. Ветер влетал в Дом через трубу. Проветривал комнаты, чердак и даже подвал. Потом через вечно открытую дверь влетал в Старый Сад. Выметал прошлогоднюю листву, сухие ветки. Помогал, очень осторожно, развёртываться нежным лепесткам давно уже диких яблонь и вишен.
После ветра за дело брался дождь. Дождь тщательно отмывал весь Дом: от съехавшей набок трубы до самого крылечка. Конечно, особенно дождь старался, когда мыл окна. Ведь стёкла всё-таки. Пусть разбитые. Ещё дождь своими сильными струями освежал уже густую листву сирени, разглаживал листья тополей. И землю в Саду поил дождь. Жаль, конечно, что не розы на ней вырастут, а лопухи да крапива, но пусть и они лучше зелёными и крепкими будут, чем чахлыми.
За ветром и дождём приходила очередь солнца. Солнце хорошенько просушивало Дом. Гладило золотыми лучами стёкла, чтоб блестели ярче. Золотило старые наличники на окнах. Потом лучи солнца скользили по Саду. Заглядывали в каждый крохотный цветок сирени, чтобы те светились маленькими искорками.
Затем снова прилетал ветер. Он где-то раздобыл семена кое-каких цветов, но ветер не был настоящим садовником и разбросал семена, как умел. А потому одуванчики выросли не только в густой траве, но и на крыльце. А одна ромашка ухитрилась поселиться даже на крыше в какой-то щёлочке.
Так ветер, дождь и солнце помогали готовиться заброшенному Дому и Старому Саду к встрече людей.
Дом и Сад ждали. Но люди не приходили. Вернее, приходили, но, посмотрев на Дом и Сад, уходили.
– Это старый дом, – говорили люди, – у него крыша съехала набок и крыльцо почти развалилось. Разве это дом?
– Да, конечно, – соглашались другие люди, – и сад тоже совсем заброшен. Яблоки мелкие, вишни кислые. А крапивы сколько-о-о. А трава-то как разрослась… Разве это сад?
– Нет, – решали люди, – лучше построим новый красивый дом и вырастим новый замечательный сад.
И люди уходили. Дом и Сад очень огорчались и начинали ждать снова. Ждали, ждали… И дождались.
На покрытом пылью долгих дорог велосипеде к Дому подъехал Человек. Куда он ехал? И откуда? Кто знает. Остановили его эти Дом и Сад. Остановили, потому что очень удивили: Дом, с ромашкой на покосившейся крыше, с одуванчиками на кривом крыльце. Сад, в котором ветви старых яблонь переплетаются с ветками дикой сирени, как в сказочном лесу, а по земле стелются тёмно-зелёные лопухи, похожие на огромные зонтики.
– Ой, – сказал Человек. – Это что же? Заколдованный Сад?
«Вовсе мы не заколдованные, – подумали Дом и Сад, – мы просто заброшенные».
– А может быть, они заброшенные? – как бы вторя им, сказал Человек. – Пожалуй, останусь я здесь, – решил он.
… Что же из этого получилось? То, чего не могло не получиться. Яблоки стали крупными-крупными, вишни сладкими-сладкими. Среди лопухов расцвели ярко-красные маки величиной с огромные воздушные шары. Крылечко перестало просто скрипеть, оно стало петь очень музыкально. А дверь, которая уже много лет не могла шевельнуться, с удовольствием и лёгкостью открывалась и закрывалась…
А почему же так вышло? Разве не ясно…
Планируемая деятельность ученика
– Вспомните жанровые признаки авторской сказки и представьте их в виде модели.
Есть цепочка событий.
События фантастические, есть превращения.
Персонажи наделены фантастическими способностями.
Произведение Абрамцевой называется сказка. – Действительно ли это сказка по жанровым признакам?
– Перечислите персонажей сказки.
– Назовите главных персонажей сказки. Объясните свой выбор.
Фронтально выделяются жанровые признаки.
О судьбе Старого дома и сада.
Дом и Сад; ветер, солнце и дождь; люди и Человек.
Главные персонажи – это Дом и Сад, потому что о них идет речь на протяжении всей сказки.
2. Создание ситуации интеллектуального разрыва
К моменту проведения данного урока учащиеся уже имеют представление о том, что каждый текст можно разделить на отдельные фрагменты – микротемы. Если перед нами текст, в котором автором выделены абзацы, как правило, они и есть микротемы. Но перед нами стоит задача показать детям, как самим осуществить это деление, дать им способ действия. Читая вместе с учащимися небольшие произведения эпических жанров, мы отметили, что смена микротемы может быть связана, во-первых, со сменой персонажа: появился в повествовании новый персонаж – новая микротема – новый абзац.
Во-вторых, к смене микротемы может привести новое действие одного и того же персонажа. В-третьих, смена микротемы может быть связана с изменением места действия или времени действия, при этом речь может идти об одном персонаже. Такой способ выделения микротем достаточно условен, но вполне применим к данной учебной ситуации. На данном уроке мы увидим, как учитель организует работу с описанным способом, читая сказку Н. К. Абрамцевой «островками».
– Прочитайте сказку с начала до слов «…соглашался Сад».
Задание для групповой работы : решите, как правильно выделить микротемы: две или одна? Назовите часть или части словами сказки.
В одном классе дети составляли план сказки Н. К. Абрамцевой. Когда их работу проверили, оказалось, что одни выделили данный эпизод как одну микротему и дали ей одно название, а другие увидели здесь две микротемы и значит дали два названия.
– Сделайте вывод из данного наблюдения.
Те, кто выделил в прочитанном эпизоде 1 часть, опирались на такой признак, как смена персонажей (нет смены персонажей, значит одна микротема);
2 части выделили те, кто увидел смену времен и смену действий персонажей, т.е. смену событий.
3. Постановка учебной задачи
Показав на предыдущем этапе урока, как по-разному можно выделить микротемы в одном и том же фрагменте текста, учитель ведет учащихся к самостоятельному осмыслению задачи урока. Выделение микротем – это еще один путь к пониманию прочитанного, к овладению навыком чтения.
Вопрос для фронтального обсуждения:
– Какую задачу мы будем решать, перечитывая сказку?
Мы будем делить текст сказки на части.
Мы будем читать сказку частями.
Наверное, мы будем пробовать сами выделять микротемы в сказке.
Надо научиться выделять микротемы в тесте по разным признакам.
4. Анализ условий учебной задачи и ее решение
– Прочитайте эпизод от слов «Им помогал ветер…» до слов «…к встрече людей».
Задание для парной работы :
– По какому признаку можно выделить микротемы в данном эпизоде?
Признаком может быть общее действие разных персонажей.
Признаком может быть количество персонажей.
– Сколько микротем можно выделить в данном эпизоде?
Задание для парной работы :
– Как можно назвать эпизод в целом и его части?
Эпизод в целом можно назвать «Как ветер, дождь и солнце помогали Дому и Саду».
Части можно назвать так:
Как ветер помогал Дому и Саду.
Как дождь помогал Дому и Саду.
Как солнце помогало Дому и Саду.
– Какой вывод можно сделать из наблюдения за прочитанной частью?
Микротема, отделенная от других эпизодов, может, в свою очередь, распадаться на мелкие микротемы.
Самостоятельное чтение эпизода от слов «Дом и Сад ждали» до слов «решил он».
Задание для парной работы:
– Разделите на части фрагмент и назвать части своими словами.
Коллективный контроль и определение лучшего варианта.
Людям не нравятся Дом и Сад.
Каким увидел Дом и Сад Человек?
Человек решил остаться в Доме.
5. Итоговая рефлексия
– Прочитайте финал сказки
– Как отделен данный эпизод ото всей сказки?
Последний эпизод отделен многоточием и риторическим вопросом.
– С каким фрагментом перекликается данный эпизод? В чем это проявляется?
Последний фрагмент перекликается с началом сказки. Похоже и не похоже описание Сада: в начале «Яблоки стали кислыми, вишни мелкими. Вместо цветов – высокая трава, крапива да лопухи выросли» и в конце
«Яблоки стали крупными-крупными, вишни сладкими-сладкими. Среди лопухов расцвели ярко-красные маки величиной с огромные воздушные шары».
Источник
Сказка про старый дом абрамцева вопросы
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Жил-был дом. Красивый, крепкий, бревенчатый – бревнышко к бревнышку. Зимой дом спал под теплым снежным одеялом. Спал и видел зеленые сны. Зеленые – потому что больше всего на свете дом любил светло-зеленую весну и ярко-красное лето. Весной сад, в котором жил дом, начинал зеленеть. Пробивалась травка, появлялись маленькие листочки на яблонях, вишнях, сирени. Потом листочки превращались в настоящие большие листья, а трава вырастала высокой, густой, яркой. Все кругом становилось зеленым-презеленым. Все, если не считать красных роз возле крыльца, белых ромашек под одним окном и синих цветов по имени «башмачки» под другим.
На лето в дом приезжали веселые люди. Те, которые называются дачниками. Люди-дачники красили в зеленый цвет резные наличники окон. И еще кормили кусочками сахара старого ежа. Я забыла сказать, что под крыльцом в своей норке прятался старый еж.
Так и жил дом: в зеленом саду, с веселыми людьми и со старым ежом под крылечком. Хорошо жил дом. Все бы хорошо, если бы не один странный маленький электровозик. Дело в том, что мимо дома проходила железная дорога. Или, если хотите, наоборот: дом стоял возле железной дороги. Неважно, как сказать, но дом дружил со всеми поездами, что пробегали по старой дороге.
Поезда рассказывали много интересного. Вот летит южный поезд. Тук-тук-тук – стучат колеса. Это южный поезд рассказывает о желтых лимонах и синем море. Опять знакомое тук-тук-тук – это северный поезд. Его рассказ – об ослепительном снеге и темных скалах Севера. Много лет дружно, как хорошие соседи, жили дом и железная дорога с поездами. Все бы хорошо, пока не появился один маленький электровозик. Это был необыкновенно деловой электровозик. Несколько раз на день он проносился мимо дома, ничего не рассказывал и оглушительно свистел.
«Какой он странный, – думал дом, – он очень занят, у него много дел. Это я понимаю. Но зачем свистеть так громко? – У дома от удивления труба покачивалась. – Как видит меня, так свистит. Очень странный!»
Терпел дом, терпел, да и не вытерпел. Решил бросить старое, обжитое место и уйти туда, где не слышно свистка маленького электровоза. Крыльцо согласилось. Подвал, чердак и крыша тоже. Долго не соглашалось одно окошко. То, что смотрело на цветы «башмачки». Но в конце концов и его уговорили. Печная труба посоветовалась со знакомой белкой и узнала, что рядом в лесу есть очень хорошая полянка. Там дом и решил поселиться.
Жаль, конечно, было расставаться со знакомым садом, с веселыми дачниками, со старым ежом. Жаль, да уж больно громко свистел электровозик. Вот и сказал однажды дом, сказал, смущенно поскрипывая половицами:
– Милый мой сад, и вы, веселые люди, и ты, старый еж, пришло время нам прощаться. Ухожу я в лес. Буду жить там один, потому что обидел меня маленький электровозик. Что он свистит на меня?!
И дом поднял одно крылечко, собираясь уходить. Что тут началось. Зеленый сад обиженно зашелестел:
– Конеш-ш-шно, конеш-ш-шно… В зеленом лесу ты быстро обо мне забудеш-ш-шь. Ведь лес, наверное, еще зеленее, чем я, твой сад.
А веселые люди-дачники стали грустными-грустными и обиженно сказали:
– Очень жаль, но нам придется возвращаться в свои городские квартиры. Мы не можем жить в доме, который стоит в лесу. Там нет железной дороги. Как же мы будем ездить в город на работу, по делам?
И люди стали складывать чемоданы.
А старый еж, что жил под крыльцом, сказал:
– Ну что ж, уходите, кто собрался. А я останусь. Я думаю, раз электровозик свистит, значит, есть у него на то причины.
«Да, – подумал дом, – неудобно получается. И людям лето я испорчу. И сад останется один. И старый еж, кажется, обиделся. Может быть, все-таки остаться? Не уходить?»
Но в это время снова оглушительно засвистел маленький электровозик. И дом снова поднял крылечко, собираясь уходить. Только старый еж остановил его.
– Постой, – сказал он, – постой. Неужели ты так и уйдешь?
– Ну, я не знаю, не знаю, как мне быть! – чуть не плача, заскрипел старый дом. – Мне кажется, электровозик надо мной смеется. Просто смеется! Почему иначе он свистит всякий раз, как видит меня?
– Ах, – сказал старый еж. Потом он сказал: – Ой-ой-ой! По-моему, уважаемый дом, ты очень ошибаешься. Сейчас я все узнаю.
Старый еж прибежал на железнодорожный переезд и попросил дежурного остановить на минутку маленький электровозик. Дежурный железнодорожник очень удивился. Еще никогда ежи не просили его ни о чем. Удивился, но согласился, потому что был хорошим человеком.
Вот остановился маленький электровозик, и старый еж очень вежливо и тихо заговорил с ним. Когда электровозик узнал, какие неприятности могут произойти из-за его свистка, он очень расстроился.
– Простите, – сказал он смущенно, – простите меня. Я не так уж и виноват. Просто мы не поняли друг друга. Я свистел совсем не потому, что хотел обидеть ваш дом. Дело в том, что мы, электровозы, паровозы, тепловозы, здороваемся друг с другом свистками или гудками. Ваш дом живет возле железной дороги, вот я и думал, что он тоже немного поезд. Я не просто свистел, я здоровался с домом, а теперь я не знаю, как мне быть. Свистеть нельзя, а не здороваться разве можно?
– Знаешь что, – сказал старый еж, – а ты не мог бы здороваться чуть-чуть потише?
– Вот так? – Маленький электровозик тихонько и весело свистнул.
– Вот! То, что нужно, – обрадовался старый еж. И все осталось как прежде. Дом так и живет в своем зеленом саду. Под крыльцом живет старый еж. На лето приезжают веселые люди-дачники. А маленький электровозик весело и негромко посвистывает, пробегая мимо.
Рыжая кошка была такой маленькой, что еще не успела узнать о том, что рыжих кошек на свете не так уж много. Гораздо меньше, чем, например, серых. И о том, что рыжий цвет – не простой, как, скажем, цвет серый. Зато маленькая кошка знала, что такое друг. Ее друга звали Солнце.
Они познакомились недавно на крылечке дома. Солнце проплывало по небу и увидело внизу что-то очень рыжее. Солнце прищурилось и спросило:
– Это кто там? Не мой солнечный зайчик? Рыжка (в золотых лучах она правда казалась чем-то солнечным) подняла мордочку и ответила обиженно:
– Какой же я зайчик? Я – кошка. Меховая, а вовсе не солнечная.
– Точно, рыжая кошка. Да ты не обижайся. Разглядеть трудно: маленькая очень.
– Конечно, – прозвенело Солнце. – А мне показалось, зайчик мой сбежал без разрешения. Непорядок ведь?
Так они и подружились. Доброе взрослое Солнце проплывало над крылечком в полдень. Медленно, чтобы Рыжка погрелась в его лучах. А еще Солнце рассказывало ей, что происходит в небе, какая туча с какой молнией поссорились и какое облако за какую горную вершину зацепилось.
А маленькая рыжая кошка рассказывала Солнцу, как живут люди в своем красивом летнем доме.
Но однажды Солнце не пришло. Рыжка удивилась, посмотрела в небо и увидала серые тучи.
– Наверное, тучи зедерживают Солнце. Пойду навстречу, – решила она и осторожно спустилась с крылечка на садовую дорожку.
Раньше Рыжка не гуляла по дорожке: боялась уходить от крыльца. Но она знала, что дорожка идет в ту сторону, откуда приходило Солнце.
Маленькая рыжая кошка шла медленно, осторожно ставя лапки на дорожку. Вдруг тихий смех. Слева – роскошные ярко-красные маки.
Источник