Современное средство оценивания результатов обучения это
Из книги А.П. Чернявской, Б.С. Гречина В пособии представлены 11 конспектов лекций по современным средствам оценивания результатов обучения, контрольный тест и задания для самостоятельной работы.Пособие предназначено для студентов и преподавателей педагогических вузов, изучающих курс «Современные средства оценивания результатов обучения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_sredstva_otsenivaniya_rezultatov_obucheniya.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетентностный подход в образовании
Традиционная практика обучения видит свою важнейшую задачу в том, чтобы приобщить обучаемых к обобщенному и систематизированному опыту социальной практики общества. Отсюда — утверждение ведущей роли теоретических знаний, ориентация на усвоение основ наук. Широко распространен взгляд на образование как на способ и процесс передачи знаний, умений и навыков. Учебная деятельность обучающихся оказывается как бы вырезанной из контекста реальной жизни — им навязываются цели усвоения накопленной информации. Этим, прежде всего, объясняется падение интереса к учению и профессии.
Информация и знания – это не одно и то же. Учебная информация — это знаковая система, учебный текст, звуки произносимых педагогом слов, которые должен воспринять и усвоить обучающийся.
Знания — проверенный практикой результат познания действительности, ее верное отражение человеком, ставшее ориентировочной основой компетентного действия. Знание — это информация, перекодированная на язык мозговых структур. Чтобы получить статус знания, осознанного отражения действительности, информация с самого начала должна «примериваться» к действию и поступку, усваиваться в их контексте. Мышление рождается в проблемной ситуации, а не в ходе решения задачи по заранее известному образцу.
В настоящее время в сфере образования все больше распространяются субъект-субъектный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы.
Основные особенности субъект-субъектного образования
1. Ситуация, когда учащийся стремится сам приобрести знания, а учитель создает для этого условия;
2. Использование методов, которые дают возможность совместного «сотворения» или изобретения знания в процессе обучения;
3. Вариативность общего содержания обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся при сохранении инвариантности базового содержания, в том числе вариативность сроков освоения материала при инвариантности общего периода обучения;
4. Наличие общих правил учебной деятельности и взаимодействия, которым подчиняются все субъекты образовательного процесса и вариативность их применения;
5. Наличие особой системы взаимодействия субъектов образовательного процесса и диалог как отражение этой системы;
6. Оценивание не только стандартного набора знаний учащегося, но и его «индивидуализированной» карты знания и процесса развития в соотнесении с его возможностями;
7. Равное внимание к процессам получения знаний и целостного развития личности ребенка.
Суть личностного подхода состоит в том, что образование рассматривается не как способ передачи знаний, умений и навыков, а как способ развития личности. Личность при этом понимается как субъект свободной творческой деятельности. Это предполагает отношение человека к собственному развитию как к ценности. Процесс формирования человека как субъекта творческой деятельности составляет главную линию его развития.
С позиции деятельностного подхода, качество образования можно определить как меру соответствия результатов развития личности обучающихся в конце какого-либо возрастного периода возможностям для развития, содержащимся в культуре общества. В процессе образования на соответствующих возрастных этапах у человека должны формироваться определенные целостные виды деятельности и соответствующие им способности. Этим результаты образования, ориентированного на развитие личности, отличаются от результатов обучения и воспитания, ориентированных на передачу знаний, умений и навыков.
Рефлексивные умения выражаются в способности формировать представления о себе, о своей деятельности, прогнозировать ее и планировать, а также выяснять и анализировать мнения других людей о своей деятельности и о себе. Рефлексивные умения являются важнейшим компонентом в структуре инновационной деятельности специалиста, поскольку специалист с развитыми рефлексивными умениями имеет большие возможности в реализации творческого потенциала.
К общим рефлексивным умениям относятся:
— умение ставить реальные цели как основу для оценки результативности своих действий;
— адаптировать, дополнять или изменять план, программу, формы и методы работы соответственно конкретным условиям, с целью достижения оптимальных результатов;
— прогнозировать последствия своих действий, осуществлять контроль и самоконтроль, осознавать выполненную деятельность, самокритично относиться к ней;
— оценивать и обобщать опыт своей практической работы и применять в своей практике опыт других людей.
По Дж. Равену, «компетентность – это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения определенного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия» [12. С.6]. Природу компетентности можно понять на основе следующей схемы (Схема 1) [17]. Компетентность формируется в той области, где все три параметра накладываются друг на друга.
ВИДЫ, ФОРМЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ
Контроль в широком смысле – проверка чего-либо, установление обратной связи. Контроль учебной деятельности учащихся обеспечивает получение информации о результате их учебной деятельности, способствует установлению внешней обратной связи (контроль, выполняемый учителем) и внутренней обратной связи (самоконтроль учащегося).
1) диагностическая функция (определение качества усвоения пройденного материала, успехов и пробелов в ЗУНах);
2) образовательная функция (приведение ЗУНов в систему и содействие их прочному усвоению);
3) развивающая функция (внесение корректив в учебный процесс на основе изучения возможностей и способностей учащихся);
4) воспитательная функция (стимулирование систематических занятий по усвоению ЗУНов и ответственности за их усвоение).
Требования к контролю:
1) индивидуальный характер ;
2) систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах;
3) разнообразие методов и форм проведения;
4) всесторонность (охват всех разделов учебной программы, проверка теоретических знаний, практических умений и навыков);
5) объективность контроля (отказ от преднамеренных, субъективных, ошибочных суждений).
1) предварительный контроль (перед началом изучения учебного материала для определения исходного уровня ЗУНов);
2) текущий контроль (проверка ЗУНов, приобретенных в ходе изучения нового материала, его повторения, закрепления и практического применения);
3) тематический (после изучения темы, раздела для систематизации знаний обучаемых);
4) периодический (контроль по целому разделу учебного курса);
5) итоговый (контроль в конце учебного года с учетом результатов периодического контроля).
Данная классификация иногда дополняется еще двумя видами контроля [3]:
6) повторный (проверка знаний параллельно с изучением нового материала способствует прочности и системности знаний учеников);
7) отсроченный (контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса).
Иногда в качестве форм контроля выделяют: зачет, экзамен, собеседование, контрольную работу, общественный смотр знаний (проводится в присутствии не только одного учителя, но и других учителей, родителей) и т. п.
Методы контроля — это способы определения результативности учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.
1. Устный (устный опрос).
2. Письменный (упражнения, контрольные работы, сочинения, отчеты и т. д.).
3. Практический (для выявления сформированности умений и навыков практической работы или двигательных навыков).
6. Комбинированный (уплотненный) – сочетание различных методов контроля.
Взаимосвязь видов, методов, форм контроля и современных средств оценивания представлена в таблице 2 [3].
Источник
Современные средства оценивания результатов обучения в школе
Любая активность, которая осуществляется человеком, может и должна быть подвергнута оценке, особенно это актуально при получении знаний. Современные средства оценивания результатов обучения позволяют произвести ее в кратчайшие сроки, при этом они направлены преимущественно на выявление зон развития у существующих методик преподавания. Такую оценку преподаватель может осуществлять самостоятельно, что весьма удобно.
Большое количество учебных программ и методик предполагает наличие огромного количества средств, которые направлены на их оценку. Пользоваться ими обычно учат в педагогических вузах, однако при желании всю программу можно освоить и самостоятельно, главное – использовать системный подход при изучении.
Проблемы терминологии
В педагогике не существует такого понятия, как контроль результатов деятельности, здесь принято использовать термин “диагностика”. Современные средства оценивания результатов обучения помогают точно определить результаты дидактического процесса, а затем скорректировать его таким образом, чтобы достигнуть целевых результатов. Информация, полученная с их помощью, помогает понять, хорошо ли учитель выполняет свою работу и можно ли ему поручать более ответственные задачи.
Контроль и оценка появились практически одновременно с первыми технологиями преподавания, однако педагоги до сих пор ведут споры о том, как нужно их рассматривать. В частности, некоторые из них считают, что оценка должна определять успеваемость учащегося, а некоторые — что ее следует рассматривать в качестве индикатора успешности применяемой методики преподавания. Истина, как водится, находится где-то посередине, и пока точного определения контроля не существует, преподаватели оценивают собственную работу и деятельность своих коллег, используя подручные средства.
Современные тенденции
Контроль и обучение за последние двадцать лет обрели неразрывную связь друг с другом. Первый из них теперь сочетает в себе не только оценку результатов обучения, но и управление его качеством. Именно этой точки зрения придерживается В. И. Звонников, современные средства оценивания результатов обучения которого лежат в основе многих методик преподавания. По его мнению, измерения стали играть важную роль в образовательном процессе, и это потребовало появления совершенно новых принципов оценивания.
Традиционными средствами в данном случае выступают тесты, привычные многим поколениям школьников. Но сегодняшняя система обучения сосредотачивается на отслеживании изменения качества школьной подготовки и постоянном мониторинге, хотя раньше приоритетным направлением являлось выставление оценки, которая фиксировала подготовленность школьника в определенный момент времени.
Портфолио
Среди современных средств оценивания результатов обучения Звонников отдельно выделяет портфолио. Оно представляет собой совокупность работ школьника, которые были написаны им в соавторстве с преподавателями по самым разным дисциплинам. Педагоги считают, что с помощью портфолио школьнику намного легче развить в себе реальную самооценку, а также навыки критического мышления.
Всего существует четыре варианта портфолио, первое из них — рабочее, оно должно продемонстрировать динамику в знаниях ученика. Протокольное портфолио должно отобразить все разновидности учебных активностей, в которых школьник принимал когда-либо участие, а также подтвердить его умение вести самостоятельную деятельность. Процессное является расширенным вариантом рабочего портфолио, оно демонстрирует достижения школьника на самых разных этапах учебного процесса. Итоговое помогает суммарно оценить знания, умения и навыки, которые ученик получил в процессе освоения учебной программы.
Тесты для оценки деятельности
Среди современных средств оценивания результатов обучения Звонников также важную роль отдает тестам, которые направлены на оценку практических навыков учеников. Они состоят из экспериментальных заданий, которые направлены на создание определенного материального продукта. Последний обычно оценивается с помощью заранее оговоренной балловой системы или ряда критериев.
Несмотря на то, что данные тесты не соответствуют педагогическим теориям об измерении результатов, с их помощью можно получить актуальную картину о знаниях учащихся. Такие задания обычно используются в качестве средств текущего контроля, и оценки по ним не выставляются в журналы. Если ученик не смог выполнить задание с первого раза, он имеет право его переделать и в итоге прийти к успеху.
Автоматизированные системы
Компьютерным технологиям также уделяется большое внимание в работе Звонникова, современные средства оценивания результатов обучения просто не могут обойтись без них. Этим объясняется большое количество обучающих и контролирующих программ, способных поддерживать разные типы заданий и выполнять различные сценарии (работа со звуком, видео, анимацией и т. д.).
Особое внимание уделяется интерфейсу, он должен быть таким, чтобы ученик мог ощущать себя комфортно и выполнять задание без каких-либо ограничений. Информацию, которую можно получить с помощью электронных ресурсов, необходимо дополнять специальными данными об особенностях мышления, памяти и речи ученика. Также нужно учитывать коммуникативные навыки школьника, его способности к работе на компьютере, чтобы получить полную картину его текущего уровня образованности.
Таким образом, 3 современных средства оценивания результатов обучения могут помочь получить максимально объективную картину о текущем уровне знания учащегося. Именно так считает В. И. Звонников — автор большого количества литературы, посвященной современной педагогике. Впрочем, находятся и те педагоги, которые с ним не согласны, они предпочитают использовать более привычные способы, например, тестирование.
Тест как стандартная форма оценки
Привычные школьникам тесты к современным средствам оценивания результатов обучения отнести сложно. Учащихся обычно натаскивают на верные варианты ответов путем решения однотипных по структуре заданий. По факту, школьник может подготовиться к сдаче таких тестирований, как ЕГЭ и ГИА, самостоятельно. Единственное, что ему для этого нужно, — специальный кодификатор, в нем указываются темы, на основе которых и составляются экзаменационные задания. Этот документ выпускается в ноябрь-декабрь ежегодно, и пользуется огромной популярностью у преподавателей школ и техникумов.
Если же вы сами изучаете данные средства, будучи слушателем педагогического университета, вам также необходимо знать большую часть тематик по предмету. Как правило, тест “Современные средства оценивания результатов обучения”, включает в себя вопросы, направленные на определение сочетания методологии и дидактики, компонентов контроля и оценки, видов педагогического контроля и т. д. Особое внимание уделяется участникам учебного процесса, часть из которых должна осуществлять различные функции контроля. Поскольку педагогика охватывает большое количество смежных дисциплин, то тест по средствам оценки обучения всегда будет включать в себя вопросы из области обществознания, истории, биологии и т. д.
Студентам зачастую некогда тратить время на учебу, они хотят успеть попробовать как можно больше нового, многие из них работают, чтобы обеспечивать себя. Если им предстоит писать работу по современным средствам оценивания результатов обучения, ответы на вопросы к ней они вряд ли смогут найти в интернете, поскольку эта дисциплина считается узкопрофильной, и каждый вуз самостоятельно создает для нее задания.
Методика Чернявской
Если в литературе Звонникова вы не нашли нужную информацию или же просто не согласны с его научными взглядами, можно обратиться к исследованию А. П. Чернявской, современные средства оценивания результатов обучения она трактует несколько иначе. В качестве одного из главных средств она рассматривает систему рейтинг-контроля — показателя, состоящего из баллов, полученных учеником при оценке образовательных действий. Последняя при этом должна производиться с учетом того, насколько та или иная активность помогает достичь образовательных целей.
Такая система, по мнению исследователя, является объективной, и помогает формировать у учеников потребность в труде и достижении поставленных целей. Авторы данного средства считают, что к концу обучения учащийся, которого оценивали с помощью рейтинга, сможет самостоятельно планировать и корректировать свою учебную работу. В рамках использования этой технологии у ученика и преподавателя должно сформироваться субъект-субъектное взаимодействие.
Иные способы
Среди современных средств оценивания результатов обучения в школе следует выделить развернутую оценку от учителя, которая может существовать, как в письменной, так и в устной форме. Если каждая работа ученика будет сопровождаться подробным комментарием, ему будет проще понять свои собственные действия, а также важность учебного процесса. Особую роль оценка будет играть в том случае, если он впервые осуществляет какую-то активность.
Еще одно средство получило название «Подиум». Суть его заключается в том, что ученик самостоятельно пробует выполнить какое-то задание, тренируется на протяжении определенного времени, а затем рассказывает о нем одноклассникам. Результат выполнения вывешивается в определенном уголке классного кабинета, при этом это место должно быть выбрано самими учащимися. Таким образом, школьник получает оценку не только от преподавателя, но и от сверстников, что для него может быть весьма важно.
В качестве современного средства оценивания результатов обучения не так давно начали использовать так называемую «карту успеха». Учитель использует практику, когда ошибки в той или иной работе, допущенные учениками, выписываются на доске. Затем ученикам предлагается найти их в работе своего соседа, и дать совет о том, какое правило надо вспомнить. Сосед должен разобрать правило, которое он забыл или даже не знал, после чего объяснить собственную ошибку. Работу завершают саморефлексией и рекомендациями.
Еще одно средство, используемое в школах, – ненаучная конференция. Ученики выбирают тему и материал, после чего проводят исследование и представляют свои результаты преподавателю и одноклассникам. Ученик получает оценку и обратную связь от всех участников процесса, но за ее материальное выражение отвечает учитель и специально выбранное жюри. Оценивание в этом случае имеет индивидуальный характер и учитывает степень выраженности владения материалом по предмету.
Математика
При обучении этому важному предмету преподаватели часто предпочитают использовать тесты в качестве способа контроля. Обычно какую-то новизну в учебный процесс здесь вносят практиканты, которые много времени уделяют изучению современных средств оценивания результатов обучения, студенты-математики стараются показать все, на что они способны. Самих практикантов оценивает учитель, работающий с классом, где они проходят практику, а также преподаватели из вуза, которые должны периодически приходить к своим студентам на уроки.
В качестве способа выставления оценки студенты любят использовать «Олимпийские игры», они прекрасно заменяют четвертную контрольную по математике. Ученику предлагается выполнить целый ряд заданий, которые выявляют степень освоения материала (стандартные вычисления, математические ребусы, загадки, числобусы, судоку и т. д.). Желательно, чтобы на данном мероприятии присутствовали родители, друзья-болельщики, а также классный руководитель и другие педагоги.
История
Знания по этому предмету можно проверять огромным количеством способов. Самые популярные современные средства оценивания результатов обучения истории – ситуативные диалоги, тематические срезы и презентация интеллектуальной собственности. В первом случае ученику предоставляется право выбрать на зачете или при написании контрольной работы тему беседы с преподавателем, в ходе которой он должен продемонстрировать полученные знания, жизненный опыт, а также навык успешного собеседника.
Тематический срез предполагает, что ученик получает общую тему, и при ответе должен продемонстрировать не только знания по истории, но и по другим предметам, например, литературе. Таким образом, оценивается междисциплинарный уровень знаний школьника, широта его кругозора и умение использовать полученный материал в жизни.
Третий по популярности способ предпочитают использовать в конце четверти или полугодия. Учителя вместе с активом учеников разрабатывают игру-оценку, которая затрагивает все темы, изученные в определенный период. Участники могут выбирать тему игры, объединяться с одноклассниками для подготовки, предлагать свои собственные позиции на время мероприятия (экзаменатора или хранителя времени), и т. д. Оценивание осуществляется с помощью балловой накопительной системы.
Традиционные методики
Если современные нововведения вас не прельщают, можно воспользоваться традиционными средствами оценивания результатов обучения. Наиболее частотное из них – самостоятельная работа, которая чаще всего проводится на стадии закрепления и носит письменный характер. Она пользуется огромной популярностью, поскольку позволяет в кратчайшие сроки выявить, насколько качественно школьниками был освоен материал, и в каком направлении стоит двигаться, чтобы помочь отстающим.
Еще одно средство – контрольная работа, которая должна подытожить завершение раздела или крупной темы. При проверке необходимо обязательно анализировать допущенные неточности, исходя из них, нужно будет определить содержание урока, посвященного работе над ошибками. Кроме этого, нужно обязательно анализировать качественно написанные контрольные, чтобы получить понимание того, насколько оригинальное и полное решение может предложить тот или иной ученик.
Еще одно традиционное средство оценивания результатов обучения – устный опрос, который обычно проводится при необходимости итоговой проверки пройденного материала. Вопросы в нем должны быть ясными и четкими, чтобы школьник смог понять их и продемонстрировать усвоенные знания, умения и навыки. Очень важно после завершения опроса предоставить ученику качественную обратную связь, в ходе которой будут отмечены его положительные стороны, зоны роста, а также будет сделан общий вывод об уровне изучения материала.
Нужна ли методическая литература
Если вы только собираетесь идти работать в школу, не спешите сразу отбирать самые современные средства оценивания результатов обучения из пособий по педагогике и профильным дисциплинам. Сначала необходимо разобраться в том, с какими классами вы работаете, с их желаниями и потребностями, иначе вы рискуете впустую потратить огромное количество времени на подготовку различных мероприятий.
Если вам приходится работать со школьниками, которые принципиально не хотят развивать свой кругозор, начните с малого. Используйте вместо привычной контрольной работы тематический срез, дайте ученикам возможность сказать все, что они думают, вполне вероятно, что они раньше ее просто не имели. Постепенно вы сможете наладить с ними контакт, а новые активности и способы оценивания знаний помогут разнообразить серые школьные будни.
В заключение
Современные средства оценивания результатов обучения направлены на развитие у детей целого ряда новых навыков, помогающих им успешно адаптироваться в социуме. Большое внимание здесь должно быть уделено опыту, которым обладает школьник, ведь именно на его основе он в дальнейшем будет осуществлять свои открытия. Следует донести до школьника, что этот опыт может быть как положительным, так и отрицательным – это нормальное явление, главная задача в том, чтобы почерпнуть из этого урок.
Огромное влияние на оценки школьника оказывает родительское внимание. Если ребенок чувствует, что домашние рады его успехам, а неудачам искренне огорчаются, он готов двигаться вперед и добиваться новых вершин. Педагоги будут бессильны в том случае, если дома школьник встречает постоянное непонимание, неприязнь и даже ненависть. Именно поэтому все современные теоретики и практики преподавательского мастерства рекомендуют родителям как можно чаще бывать в школе и находиться в тесном контакте с учителями, чтобы не упустить своего ребенка и помочь ему превратиться в высокоразвитую личность.
Источник
Современные требования к оцениванию результатов обучения
Вопросам оценивания результатов тестирования посвящена достаточно большая литература. Первые исследования (начало ХХ в.) выполнены были на стыке педагогики, психологии, социологии и других наук, называемых часто поведенческими науками (Behavioral Sciences) или психометрикой (Psychometrika), педагогическими измерениями (Educational Measurements).
Измерению подвергаются все, что необходимо для объективного контроля и анализа подготовленности обучаемых: знания, умения, навыки, представления, интеллектуальное, физическое и общекультурное развитие, творческие способности, воспитанность, эмоционально-чувственные способности и др.
Педагогические измерения, современные средства оценивания результатов обучения – это прикладной инструментарий педагогики.
Каковы базовые понятия и средства этого инструментария? Отметим основные.
Знания– нормативные, предлагаемые, приобретаемые, проверяемые, которые включают классы знаний:
- названия, имена;
- определения;
- смысл названий (имен);
- фактуальные;
- ассоциативные;
- противоположностей (противоречий, антонимов и т.д.);
- классификационные;
- сравнительно-сопоставительные;
- причинно-следственные;
- алгоритмические (процедурные);
- технологические;
- абстрактные;
- вероятностные (стохастические);
- методологические.
Но часто выделяют основные четыре области знаний, которые далее классифицируют и по направлениям – гуманитарное или естественнонаучное направление, затем – по наукам, практике (компетенциям):
- знание мира (мировоззренческие);
- знание людей (социальные, общественные);
- знание «самого себя» (личностные, поведенческие);
- знание деятельности (способов деятельности).
Качество образования также рассматривается многоаспектно (аксиологический, динамический, детерминистический, синергетический и др.).
Квалитология – это теория качества и его оценивания, управления качеством с различных позиций: дидактической, методологической, педагогической, психологической, эмпирической и т.д.
Качество образования в широком смысле – соответствие образования (как результата, процесса, системы) образовательным целям, потребностям, требованиям, стандартам, ресурсам общества, его институтов.
Педагогический контроль – контроль научно-методический, эффективности, объективности, системности (широты), открытости (гласности, справедливости, гуманности) образовательной системы. При компетентностном подходе важен самоконтроль, который бывает выборочный или полный. Педагогический контроль – важная подсистема педагогической системы, процесса обучения.
Система педагогического контроля базируется на моделях, критериях целевого результата, принятия решения, релевантности.
Оценка качества включает, в частности, объективность (оценки), соответствие ГОС (программе), устойчивость (знаний), экономическую целесообразность и выгоду, свободу от риска ошибок оценивания. Оценка – мера соответствия учебной деятельности обучаемых как требованиям конкретной педагогической системы, так и нормативно-критериальным требованиям образовательной системы. Оценка качества часто проводится в форме аттестации. Оценка – эквивалент значимости заключений оцениваемого (группы оцениваемых).
Аттестация – определение , проверка уровня и качества знаний обучаемых (сотрудников).
Средства оценки результатов обучения бывают:
- инновационные (оценивание модульное, мониторинг качества, рейтинг, тестирование, презентационное или портфолио);
- традиционные (итоговый, промежуточный и текущий контроль).
Валидность – мера соответствия критерия, оценки оцениваемым знаниям, умениям и навыкам, для проверки которых была разработана оценка, мера соответствия стандартам и программам обучения, а также результатам оценивания.
Верификация – способ эмпирического обоснования знаний, реализуемый соотнесением верифицирующей процедуры с верифицируемым утверждением и оценки результатов соотнесения.
Гипотеза оценивания – утверждение, подлежащее оценке, проверке в рамках рассматриваемой педагогической проблемы.
Достоверность (научность, непротиворечивость) оценки – мера истинности критерия оценки, согласованности, соответствия оценки современному состоянию науки и технологии, методике обучения и основам теории и практики оценивания.
Диагностика обучения – обязательная часть образовательного процесса, определяющая достижение поставленных учебных целей.
Значимость оценки – мера ее необходимости, актуальности в системе оценки ключевых знаний, умений и навыков.
Инструментальная среда оценивания – комплекс программных, информационных, методических и организационных средств, обеспечивающих создание и сопровождение банков и баз средств оценивания (задания, методики и т.д.), проведения оценочных испытаний и обработки их результатов в реальном режиме времени.
Квалиметрия педагогическая – область педагогических исследований, занимающаяся измерением и оценкой педагогических характеристик.
Модель (профиль) специалиста – перечень базовых знаний, умений и навыков, которыми должен обладать специалист по завершении обучения.
Мотивация – система взаимосвязанных сознательных побуждений к деятельности, направленная на удовлетворение учебных потребностей субъекта.
Надежность оценки – мера адекватности отражения оценочной системой уровня знаний обучаемых. Надежность обеспечивает равные права каждой группе обучаемых и каждому обучаемому в группе; обычно используется коэффициент надежности, изменяющийся от 0 до 1 и представляющий собой отношение дисперсии измеряемого объекта в выборке (например, истинного балла) к реально полученной полной дисперсии с учетом ошибок измерений (например, тестового балла).
Нормативно-ориентированная оценка (критерий оценки) – оценка для определения сравнительного уровня обученности выборки (всех) обучаемых между собой, относительно некоторой нормы обученности, образа обучаемого.
Оценивание учебных достижений – установление уровня обученности путем обобщения результата качества его заключений по требованиям оценочных заданий.
Портфолио – целенаправленно создаваемая рабочая папка (реальная или виртуальная – файл ), содержащая документы по приобретенному знанию и опыту обучаемого (в одной или более областях).
Рейтинговая система оценивания (рейтинг) – процедура установления индивидуального числового показателя оценки деятельности конкретного испытуемого на некотором временном промежутке.
Репрезентативность оценки – мера полноты охвата оценочными заданиями и материалам, методикой учебного материала, программы, отражения ими различных уровней обучения.
Стандартизация оценок – применение процедуры получения распределения индивидуальных оценок (например, баллов по тесту) для репрезентативной выборки оцениваемых, с целью сопоставления результатов у различных групп.
Тьютор – научно-методический наставник или лицо, осуществляющее управленческие и оценочные научно-методические функции при обучении (обычно дистанционном).
Шкала – числовая система (ось координат или оси координат) для количественной и качественной оценки (фиксации) свойств изучаемого объекта, субъекта или явления.
Шкалирование – процедура перевода системы оценок в некоторую шкалу, перевода их из одной оценочной шкалы в другую.
Источник
Современные средства оценивания результатов обучения
учебно-методический материал на тему
Из книги А.П. Чернявской, Б.С. Гречина В пособии представлены 11 конспектов лекций по современным средствам оценивания результатов обучения, контрольный тест и задания для самостоятельной работы.Пособие предназначено для студентов и преподавателей педагогических вузов, изучающих курс «Современные средства оценивания результатов обучения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_sredstva_otsenivaniya_rezultatov_obucheniya.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетентностный подход в образовании
Традиционная практика обучения видит свою важнейшую задачу в том, чтобы приобщить обучаемых к обобщенному и систематизированному опыту социальной практики общества. Отсюда — утверждение ведущей роли теоретических знаний, ориентация на усвоение основ наук. Широко распространен взгляд на образование как на способ и процесс передачи знаний, умений и навыков. Учебная деятельность обучающихся оказывается как бы вырезанной из контекста реальной жизни — им навязываются цели усвоения накопленной информации. Этим, прежде всего, объясняется падение интереса к учению и профессии.
Информация и знания – это не одно и то же. Учебная информация — это знаковая система, учебный текст, звуки произносимых педагогом слов, которые должен воспринять и усвоить обучающийся.
Знания — проверенный практикой результат познания действительности, ее верное отражение человеком, ставшее ориентировочной основой компетентного действия. Знание — это информация, перекодированная на язык мозговых структур. Чтобы получить статус знания, осознанного отражения действительности, информация с самого начала должна «примериваться» к действию и поступку, усваиваться в их контексте. Мышление рождается в проблемной ситуации, а не в ходе решения задачи по заранее известному образцу.
В настоящее время в сфере образования все больше распространяются субъект-субъектный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы.
Основные особенности субъект-субъектного образования
1. Ситуация, когда учащийся стремится сам приобрести знания, а учитель создает для этого условия;
2. Использование методов, которые дают возможность совместного «сотворения» или изобретения знания в процессе обучения;
3. Вариативность общего содержания обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся при сохранении инвариантности базового содержания, в том числе вариативность сроков освоения материала при инвариантности общего периода обучения;
4. Наличие общих правил учебной деятельности и взаимодействия, которым подчиняются все субъекты образовательного процесса и вариативность их применения;
5. Наличие особой системы взаимодействия субъектов образовательного процесса и диалог как отражение этой системы;
6. Оценивание не только стандартного набора знаний учащегося, но и его «индивидуализированной» карты знания и процесса развития в соотнесении с его возможностями;
7. Равное внимание к процессам получения знаний и целостного развития личности ребенка.
Суть личностного подхода состоит в том, что образование рассматривается не как способ передачи знаний, умений и навыков, а как способ развития личности. Личность при этом понимается как субъект свободной творческой деятельности. Это предполагает отношение человека к собственному развитию как к ценности. Процесс формирования человека как субъекта творческой деятельности составляет главную линию его развития.
С позиции деятельностного подхода, качество образования можно определить как меру соответствия результатов развития личности обучающихся в конце какого-либо возрастного периода возможностям для развития, содержащимся в культуре общества. В процессе образования на соответствующих возрастных этапах у человека должны формироваться определенные целостные виды деятельности и соответствующие им способности. Этим результаты образования, ориентированного на развитие личности, отличаются от результатов обучения и воспитания, ориентированных на передачу знаний, умений и навыков.
Рефлексивные умения выражаются в способности формировать представления о себе, о своей деятельности, прогнозировать ее и планировать, а также выяснять и анализировать мнения других людей о своей деятельности и о себе. Рефлексивные умения являются важнейшим компонентом в структуре инновационной деятельности специалиста, поскольку специалист с развитыми рефлексивными умениями имеет большие возможности в реализации творческого потенциала.
К общим рефлексивным умениям относятся:
— умение ставить реальные цели как основу для оценки результативности своих действий;
— адаптировать, дополнять или изменять план, программу, формы и методы работы соответственно конкретным условиям, с целью достижения оптимальных результатов;
— прогнозировать последствия своих действий, осуществлять контроль и самоконтроль, осознавать выполненную деятельность, самокритично относиться к ней;
— оценивать и обобщать опыт своей практической работы и применять в своей практике опыт других людей.
По Дж. Равену, «компетентность – это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения определенного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия» [12. С.6]. Природу компетентности можно понять на основе следующей схемы (Схема 1) [17]. Компетентность формируется в той области, где все три параметра накладываются друг на друга.
ВИДЫ, ФОРМЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ
Контроль в широком смысле – проверка чего-либо, установление обратной связи. Контроль учебной деятельности учащихся обеспечивает получение информации о результате их учебной деятельности, способствует установлению внешней обратной связи (контроль, выполняемый учителем) и внутренней обратной связи (самоконтроль учащегося).
1) диагностическая функция (определение качества усвоения пройденного материала, успехов и пробелов в ЗУНах);
2) образовательная функция (приведение ЗУНов в систему и содействие их прочному усвоению);
3) развивающая функция (внесение корректив в учебный процесс на основе изучения возможностей и способностей учащихся);
4) воспитательная функция (стимулирование систематических занятий по усвоению ЗУНов и ответственности за их усвоение).
Требования к контролю:
1) индивидуальный характер ;
2) систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах;
3) разнообразие методов и форм проведения;
4) всесторонность (охват всех разделов учебной программы, проверка теоретических знаний, практических умений и навыков);
5) объективность контроля (отказ от преднамеренных, субъективных, ошибочных суждений).
1) предварительный контроль (перед началом изучения учебного материала для определения исходного уровня ЗУНов);
2) текущий контроль (проверка ЗУНов, приобретенных в ходе изучения нового материала, его повторения, закрепления и практического применения);
3) тематический (после изучения темы, раздела для систематизации знаний обучаемых);
4) периодический (контроль по целому разделу учебного курса);
5) итоговый (контроль в конце учебного года с учетом результатов периодического контроля).
Данная классификация иногда дополняется еще двумя видами контроля [3]:
6) повторный (проверка знаний параллельно с изучением нового материала способствует прочности и системности знаний учеников);
7) отсроченный (контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса).
Иногда в качестве форм контроля выделяют: зачет, экзамен, собеседование, контрольную работу, общественный смотр знаний (проводится в присутствии не только одного учителя, но и других учителей, родителей) и т. п.
Методы контроля — это способы определения результативности учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.
1. Устный (устный опрос).
2. Письменный (упражнения, контрольные работы, сочинения, отчеты и т. д.).
3. Практический (для выявления сформированности умений и навыков практической работы или двигательных навыков).
6. Комбинированный (уплотненный) – сочетание различных методов контроля.
Взаимосвязь видов, методов, форм контроля и современных средств оценивания представлена в таблице 2 [3].
Источник