Статья актуальные вопросы налогообложения
Среди всех налогов, уплачиваемых физическими лицами, наибольшую долю составляет налог на доходы физических лиц. Он считается одним из самых собираемых налогов как в России, так и в других странах. Также он формирует значительную часть государственного бюджета и является неотъемлемой частью функционирования экономики в целом. Его доля в бюджете прямо зависит от уровня развития экономики, в этом заключается его роль. Регулирование уровня доходов граждан должно происходить в соответствии со структурой личного потребления. Иными словами, данным видом налога можно как стимулировать наиболее рациональное использование своего бюджета, так и перенаправить его на помощь категориям граждан, которые имеют наименьшую социальную защищенность. Рассмотрим данный налог более подробно.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — это прямой федеральный налог, который взимается с доходов граждан в денежном виде за отчетный период [4]. Иными словами, можно сказать, что данный налог представляет собой изъятие определенной части дохода каждого трудоспособного гражданина в бюджетную систему РФ для последующего перераспределения.
НДФЛ является одним из самых продуктивных и перспективных видов налога в силу того, что уклониться от его уплаты практически невозможно. Методы исчисления налога достаточно просты и понятны. Ставки налога фиксированы, объекты — конкретны, а налоговая база определяется четко. Все это делает его достаточно простым для налогообложения, но в то же время для России данный налог является предметом острых дискуссий и споров.
Так же как и любой другой налог, НДФЛ является одним из важных экономических рычагов государства, так как выполняет три основные функции: фискальную, социальную и регулирующую. Рассмотрим данные функции в реализации общественного процесса.
Посредством фискальной функции реализуется основное общественное назначение данного налога, т.е. формирование финансовых ресурсов государства, а именно денежных поступлений в бюджеты регионального и местного уровней. За счет этих поступлений обеспечивается финансирование общественных расходов, в первую очередь государственных.
Социальная функция выражается в поддержании равновесия. Ее основное предназначение заключается в обеспечении и защите конституционных прав граждан. Социальная функция НДФЛ осуществляется за счет сокращения неравенств в распределении доходов, воздействия на их уровень, структуру внутреннего спроса, демографические и другие показатели, связанные с социальной сферой. С помощью налога на доходы физических лиц государство обеспечивает справедливость и социальную стабильность. Конечно, на практике в российской налоговой системе данная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Прежде всего это связано с несовершенством налогового законодательства.
Основное назначение регулирующей функции — это влияние на процесс общественного воспроизводства через системы льгот и налоговых ставок. За счет данной функции можно регулировать доходы разных групп населения.
С помощью реализации функций приведенного налога достигаются основные цели НДФЛ, а именно пополнение бюджета государства и равномерное распределение экономических средств между населением [2].
Так как данный налог является экономическим рычагом государства, то с помощью него должны решаться вопросы регулирующего характера, но это не отвечает реальности настоящего времени.
Для хорошего функционирования налоговой системы предполагается использование основных принципов налогообложения:
1) принципа справедливости — распределение налогового бремени должно быть равным в зависимости от дохода. Соблюдение этого положения приведет к так называемому равенству, а пренебрежение, соответственно, к неравенству;
2) принципа определенности — уплачиваемый налог должен быть прежде всего точно определен, а не произволен. Время, сумма и способ уплаты должны быть заранее известны и понятны;
3) принципа удобности — налогоплательщику должен быть удобен способ взимания налога;
4) принципа экономии — должна быть обеспечена максимальная эффективность всех налогов, которая выражается в пониженных издержках государства на сбор всех налогов и содержание налогового аппарата в целом.
Данным принципам должен соответствовать каждый налог, установленный, а также взимаемый государством в целях финансового обеспечения своей деятельности. НДФЛ относится к числу таких налогов [1].
На сегодняшний день НДФЛ регламентируется главой 23 НК РФ. Единая ставка, утвержденная 1 января 2001 г., составляла 13%, действует она и по сегодняшний день [4].
НДФЛ по значимости источников государственных доходов стоит в приоритете по сравнению с другими налогами. Так, поступления от подоходного налога занимают наибольший удельный вес в структуре доходов бюджетов разных уровней. Рассмотрим удельный вес НДФЛ в доходах консолидированного бюджета и бюджетов субъектов Федерации за 2012-2014 гг. (табл. 1).
Удельный вес доходов от НДФЛ в бюджеты за 2012-2014 гг.
Консолидированный бюджет РФ, %
Консолидированный бюджет субъекта федерации, %
Как мы видим, доля поступлений по налогу на доходы физических лиц имеет стабильный характер, показатели по бюджету субъекта Федерации с каждым годом возрастают на некоторую долю процентов. По указанным в таблице данным можно сделать вывод, что НДФЛ является одним из основных налогов, образующих бюджет. Объем поступлений зависит от заработной платы и роста доходов населения.
Рассмотрим основные проблемы налога на доходы физических лиц, которые существуют в настоящее время.
1. Достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Он прежде связан с потреблением, и в той или иной мере он может его стимулировать либо минимизировать. Данная проблема наиболее сложна, так как на общих этапах развития экономики ставится выбор приоритета между социальной справедливостью и экономической эффективностью налога, в соответствии с чем и выбирается шкала налогообложения.
2. Низкий уровень доходов населения нашей страны по сравнению с развитыми странами. Особенно остро стоит проблема в периоды экономического кризиса, когда заработную плату уменьшили у большинства граждан до прожиточного минимума.
3. Применяемые вычеты по НДФЛ. Для налогоплательщика они играют значимую роль в минимизации облагаемых доходов и уменьшении сумм уплачиваемых налогов. Вычет — это часть дохода, которая не облагается налогом. Проблема заключается в том, что не выполняется их основная функция — регулирующая. Большинство граждан не знают о том, что имеют право на ежегодный возврат денежных средств из бюджета государства, а достигается это путем предоставления им налоговых вычетов.
4. Система контроля налоговых органов за чрезмерными доходами физических лиц практически отсутствует. Налоговые органы РФ не могут обеспечить 100%-ю собираемость налогов, так как сама налоговая система недостаточно развита и требует реформирования.
5. В российской практике наблюдается массовое укрывательство от налогов людей, имеющих достаток выше среднего, особенно при сдаче в аренду собственного имущества, незарегистрированной частной практике по образовательной деятельности.
6. Проблема выбора ставок налога на доходы физических лиц. Актуальность решения этой проблемы можно объяснить тем, что именно подоходный налог в основном определяет величину налогового бремени граждан. В данное время активно ведутся дискуссии по вопросу, связанному со справедливостью принятых ставок по НДФЛ. В настоящий момент в России действует 13%-ная плоская ставка, введенная еще в 2001 г. Государственной Думой Федерального Собрания РФ был предложен законопроект, где рассматривается прогрессивная ставка налогообложения, которая существовала до 1 января 2001 г. Прогрессивная ставка налогообложения — это налоговая ставка, которая возрастает прежде всего по мере роста дохода.
Несмотря на то что в России ставки по НДФЛ являются самыми низкими относительно других стран, все же это не считается показателем эффективности налогообложения физических лиц. Возьмем как пример Японию. НДФЛ там уплачивается по прогрессивной шкале, которая в свою очередь имеет 5 налоговых ставок: 10%, 20%, 30%, 40%, 50%. Помимо этого, есть дополнительные местные подоходные налоги и налог на каждого жителя, который составляет 3200 йен в год. Казалось бы, что подоходные налоги слишком высоки, но при всем этом есть много положительных моментов в данной системе обложения физических лиц: существует необлагаемый минимум, который учитывает прежде всего семейное положение человека; также от уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение, плюс имеются дополнительные налоговые льготы [5].
Реформа по налогообложению, которая проводилась, в России в течение нескольких лет, безусловно, сыграла важную роль в реформировании налоговой системы. В основном изменению были подвержены суммы налоговых вычетов и порядок их представления, менялись некоторые ставки и виды доходов, расширился круг налогоплательщиков, также были введены налоговые льготы для физических лиц. Но вместе с тем нельзя сказать, что сложившаяся система в настоящее время совершенна, поэтому требуется тщательно продуманная комплексная программа по совершенствованию налогообложения физических лиц Российской Федерации [3].
К основным предложениям по совершенствованию налога на доходы физических лиц можно отнести следующее.
1. Введение прогрессивной ставки налога. В настоящее время обсуждается много вариантов по данному вопросу. Законопроект предлагает установить прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц в зависимости от размера доходов гражданина за год. Действующую ставку в 13% предлагают сохранить только для дохода до 2 млн рублей в месяц, либо до 24 млн рублей в год. С дохода, превышающего 24 млн рублей, предлагается взимать налог со ставкой 25%. В отношении доходов от 100 млн рублей до 200 млн рублей — 35%, а от 200 млн рублей — 50%. В свою очередь правительство дает отрицательное заключение на депутатские инициативы, ссылаясь на стабильность собираемости данного налога в настоящее время. Счетная палата и правовое управление Президента также против введения прогрессивных ставок, так как, по их мнению, установление прогрессивной шкалы приведет к недополучению доходов в бюджет.
2. Введение необлагаемого минимума. Целесообразно установить необлагаемый минимум в размере 9000 рублей, который ежегодно будет корректироваться на 10% (учитывая средний уровень инфляции). Улучшится качество жизни граждан с невысокими доходами, что приведет к уменьшению разрыва уровня жизни между различными слоями населения. Принцип равенства будет реализован в полной мере.
3. Увеличение размера налоговых вычетов на основании прожиточного минимума и средней заработной платы. Как следствие, применяемые налоговые вычеты практически не выполняют свою стимулирующую роль, потому что они не учитывают региональных особенностей ценообразования. Размер стандартных налоговых вычетов целесообразнее привязать к прожиточному минимуму либо к минимальному размеру оплаты труда.
4. Ужесточение контроля по собираемости налога на доходы, в первую очередь с тех лиц, у которых доход превышает средний уровень.
5. Применение программы по созданию общегосударственного информационного комплекса с целью организации контроля по движению наличных денег (так как в нашей стране он значительно ослаблен, что в итоге позволяет обналичивать денежные средства сверх установленной нормы, вследствие чего создаются условия для выплаты заработной платы в конвертах).
6. Совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения, повышение эффективности деятельности органов налогового контроля, что в первую очередь позитивно скажется на собираемости налога.
Подводя итог по изложенной теме, можно констатировать, что система подоходного налогообложения граждан несовершенна в качественном преобразовании. Все вышеперечисленные меры по совершенствованию налога на доходы физических лиц помогут повысить уровень поступлений налога в бюджеты разных уровней, а также послужат достижению социальной справедливости при налогообложении доходов граждан. Рассмотренные предложения по совершенствованию направлены на упрощение механизма исчисления и уплаты НДФЛ и, как следствие, на повышение роли НДФЛ в налоговых доходах бюджетов.
Рецензенты:
Ворожбит О.Ю., д.э.н., зав. кафедрой Международного бизнеса и финансов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток;
Латкин А.П., д.э.н., профессор, Владивостокский государственный университета экономики и сервиса, г. Владивосток.
Источник
Статья актуальные вопросы налогообложения
На современном этапе экономического развития, в условиях снижения цен на энергоносители и продолжающихся антироссийских санкций в первоочередном порядке планируется принимать меры, для увеличения
Основным источником увеличения налоговых поступлений должны стать как принятие существенных мер в области улучшения налогового администрирования, так и изменение норм и правил исчисления и взимания отдельных налогов. Как и в предыдущие годы, налоговая политика на предстоящий среднесрочный период состоит из двух направлений – совершенствование налогового стимулирования и повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации [2].
В перспективе до 2018 годов приоритетами Правительства РФ в сфере налоговой политики являются создание эффективной налоговой системы с сохранением сложившейся к настоящему моменту налогового налоговой нагрузки и налоговое стимулирование импортозамещения. Исходя из выше изложенного следует, Основные направления налоговой политики до 2018 года составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых задач и целей.
Однако при этом необходимо принять во внимание, что налоговая политика, с одной стороны, необходимо направить на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста, а с другой стороны – на преодоление негативных последствий экономического кризиса [3].
Налоговая система России совсем не отражает существующую потребность в инновационном развитии всей страны. Требуется совершенствование налоговой системы в целом. Это же было отражено и в бюджетном послании на 2015 год президента страны. Явным недостатком налоговой системы России также является нестабильность налогового законодательства. Все было бы намного проще, если нормативно правовая база была более стабильной (неизменной) [9].
Так в налоговый кодекс России очень часто вносится поправки (различного рода изменения). Все это предоставляет возможность для недобросовестных налогоплательщиков манипулировать по своему желанию нормами Налогового Кодекса России.
Правительство нашей страны должно усовершенствовать элементы налогов и всевозможных сборов с учетом происходящих изменений в специфическом развитии страны.
Налоговая система России обязана сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами других мировых стран, которые борются борьбу за привлечение инвестиций на мировом рынке. Процедуры налогового администрирования не должны ущемлять добросовестных налогоплательщиков. Одним из основных факторов налоговой политики, проводимой Правительством РФ должно стать поддержание сбалансированности бюджетной системы России [4].
Следует отметить, что Россия довольно медленно продвигается в сторону создания конкурентоспособного производственного потенциала на мировом рынке. Весь рост фактически сводится к увеличению объема добычи и экспорта сырьевых ресурсов, а также наращиванию объемов ввозимой из-за рубежа готовой продукции. И этот результат в значительной степени обусловлен особенностями применяемой в РФ системы налогообложения.
Отметим некоторые недостатки действующей в России налоговой системы. По мнению отдельных экономистов в частности – доктора экономических наук Кашина В.А. [4]:
– НДФЛ фактически превратился в косвенный налог на заработную плату, не содействует снижению неравенства в распределении доходов и через включение его в издержки производства способствует непосредственно инфляционному процессу;
– налог на имущество организаций на налог прибыль серьезно тормозят экономический рост в реальном секторе производства;
В настоящее время практически во всех индустриально развитых странах, существует система государственной поддержки инновационной деятельности [1]. Например, во Франции, распространено временное освобождение от взимания налога на прибыль или снижение части уплачиваемой суммы («налоговые каникулы»), которое распространяется на вновь создаваемые субъекты малого бизнеса, со снижением за первые пять лет их деятельности 50 % подоходного налога. В Англии для начинающих инновационных фирм налог на прибыль снижается с 20 до 1 процента. Объем не облагаемых этим налогом инвестиций таких фирм увеличен на 50 %процентов и доведен до 150 тыс. фунтов стерлингов.
Для стимулирования инновационной активности субъектов малого и среднего предпринимательства, на наш взгляд, необходимо также осуществить комплекс мер по совершенствованию налогового законодательства, в частности:
– уменьшение налоговых вычетов и льгот, которые не имеют социальную направленность и не связаны с инновационной и научной деятельностью;
– освобождение от налогообложения сверхнормативных затрат на подготовку кадров для инновационных предприятий и в первую очередь на подготовку менеджеров инновационной направленности;
– освобождение от налога на прибыль фирм, которые экспортируют не менее 50 % продукции, изготовленной с использованием российской интеллектуальной собственности;
– освобождение от налога на прибыль хозяйствующих субъектов при выпуске импортозамещающей продукции и ее реализации на территории РФ.
По нашему мнению, для прогрессивного развития налоговой системы России необходимо учесть прогрессивный опыт Германии в области горизонтально – вертикального выравнивания. Именно этот прогрессивный элемент налогообложения позволит России за очень короткий срок развить ряд отстающих регионов страны, в последующем и страны в целом при этом минимизировав всевозможные риски с помощью применения зарубежного опыта налогообложения [5, 10].
В Российской Федерации, ставки акцизов на спиртосодержащую продукцию, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 %, а также алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 % на 2016 год будут проиндексированы на 10 % к уровню 2015 года. [7] По табачной продукции ставки акцизов проиндексированы с учетом положений Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака в 2010-2015 годах. Так, в 2014 году минимальная специфическая ставка акциза на сигареты проиндексирована на 42 % к уровню 2013 года, в 2015 году – на 20 % и в 2016 году – на 28 % к предыдущему году соответственно [6].
На наш взгляд, основные резервы роста акцизов кроются не в повышении ставок, а в улучшении налогового администрирования и усилении контроля за оборотом подакцизной продукции (прежде всего алкогольной).
В настоящее время основным способом уклонения от уплаты акцизов на алкоголь считается использование так называемой «спиртосодержащей схемы». Суть ее заключается в том, что производители алкоголя в нарушение требований всех существующих норм и правил используют сырье для производства алкогольной продукции не этиловый спирт, а спиртосодержащую продукцию. При этом плательщики акцизов уменьшают сумму исчисленную акциза, по алкогольной продукции на сумму акциза, уплаченную ими при приобретении спиртосодержащей продукции, использованной в качестве сырья.
Здесь неправомерная замена материала, используемого в качестве сырья, становится причиной завышения акцизной суммы, подлежащей налоговому вычету, то есть возмещаемая из бюджета.
Целесообразно включить в соответствующие статьи НК РФ норм, предусматривающих обязанность плательщиков акцизов восстанавливать суммы акциза, которые приняты к вычету, по использованному подакцизному сырью при возврате налогоплательщику произведенных им подакцизных товаров, их утрате, в процессе производства, хранения и реализации.
Не менее важной проблемой минимизации налогов является теневой сектор экономики. По оценкам экспертов от 25 до 40 процентов экономики РФ находится в «тени». Нередко это вполне законные, нормально созданные и успешно действующие организации [8].
Одной из таких сфер экономики является ликероводочное производство. В настоящее время более с половины производимой в РФ водки не уплачиваются акцизы и все остальные налоговые платежи.
Существуют два возможных варианта для решения данной проблемы. Первое – необходимо для предприятий водочной отрасли установить пороговую величину загрузки производственных мощностей, с которой они будут уплачивать налог на вмененную мощность вместо акциза. Второе направление – вернуться к государственной монополии на производство и оборот этилового спирта. В этом случае государство должно выкупить акции у спиртопроизводящих заводов, чтобы они стали государственными унитарными предприятиями [11].
На современном этапе финансовые ресурсы экономики России заметно ослаблены. Доходы от нефтегазовой отрасли, составляющие основу бюджетной системы Российской Федерации, уже не покрывают возросшие потребности государства. Финансово – экономические санкции введенные в отношении РФ усугубляют эту ситуацию. Как следствие, впервые, со времени принятия и введения в действие НК РФ, были секвестированы бюджетные расходы федерального бюджета на 2014-2016 гг.
В таких условиях необходимы решительные шаги по реформированию финансовой политики, в том числе и в области налогообложения, с целью выявления дополнительных источников роста. Одним из таких источников могут, стать резервы роста налоговых поступлений за счет введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц и улучшения механизма его администрирования.
Источник
11 важных изменений по налогам с 2020 года
Подробно об изменениях по налогам мы рассказывали на вебинарах:
- . Наталья Бокова, ведущий преподаватель-экксперт Контур.Школы. Ольга Букина, аудитор. . Елена Данякина, президент территориального представительства ИПБР, аккредитованный преподаватель и налоговый консультант ИПБР. . Ольга Букина, аудитор. Елена Строкова, эксперт-консультант по налогам и бухгалтерскому учету.
Напомним, самые масштабные поправки в Налоговый кодекс внес Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ. Законодатель поработал со словом. Изменения учитывают сложившуюся арбитражную и судебную практику.
Изменения по НДС
1. Можно применить вычет входящего НДС при создании нематериального актива
Вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику по товарам, работам, услугам, а также при выполнении работ (оказании услуг) по созданию НМА. Вычет производится после того, как эти товары, работы, услуги приняты на учет (п. 6 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
Комментарий: еще один законный вычет входящего НДС. Не забываем пользоваться своими правами на уменьшение суммы налога в бюджет.
Изменения по НДФЛ
2. Работодатель заплатит недоимку по НДФЛ, выявленную при проверке
Налоговый агент не вправе уплачивать за налогоплательщика НДФЛ из собственных средств — это общее правило. Исключение с 1 января 2020 года: налоговый агент обязан уплатить НДФЛ за свой счет в счет погашения недоимки (п. 9 ст. 226 НК РФ). Это произойдет только при доначислении НДФЛ по результатам налоговой проверки. НДФЛ за налогоплательщика, который уплатил налоговый агент, не признается доходом этого физического лица (п. 5 ст. 208 НК РФ). Следовательно, такие суммы не облагаются НДФЛ.
Комментарий: не стоит поддаваться соблазну и умышленно создавать недоимку по НДФЛ, ведь ответственность по ст. 123 НК РФ никто не отменял. А физлица, в свою очередь, не смогут воспользоваться вычетами в полном размере. В справке 2-НДФЛ сумма дохода будет отражена правильно, а НДФЛ — занижен. При проведении камеральной проверки сразу все обнаружится, и наказание не заставит себя долго ждать.
3. Установили новые сроки сдачи отчетности по НДФЛ. Изменили условия для сдачи отчетности на бумаге
Теперь отчетность по НДФЛ представляется на месяц раньше — не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. За 2019 год справку 2-НДФЛ и расчет 6-НДФЛ надо представить не позднее 2 марта 2020 года (1 марта — выходной).
Отчетность по НДФЛ можно представить на бумажном носителе, если численность физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, — до 10 человек. Ранее отчетность на бумаге можно было предоставить при численности до 25 человек. Эту новацию надо также учитывать при сдаче отчетности за 2019 год (п. 2 ст. 230 НК РФ).
Комментарий: бухгалтеру надо проявить бдительность, т.к. новые правила действуют с отчетности за 2019 год.
Напомним об ответственности:
- за несвоевременное представление расчета 6-НДФЛ — штраф 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления (п. 1.2 ст. 126 НК РФ);
- за нарушение сроков по представлению формы 2-НДФЛ — штраф 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).
4. Индивидуальные предприниматели по-новому исчисляют и уплачивают НДФЛ
С 2020 года ИП самостоятельно рассчитывает авансовые платежи из фактически полученного дохода, профессиональных и стандартных вычетов, а также с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей. Срок уплаты авансовых платежей — не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за I кварталом, полугодием, 9 месяцами налогового периода.
В 2020 году сроки уплаты налога и авансовых платежей:
- за IV квартал 2019 г. (по налоговому уведомлению ИФНС) — 15.01.2020 г.
- за I квартал 2020 г. — 27.04.2020 г.
- налог за 2019 г. — 15.07.2020 г.
- за полугодие 2020 г. — 27.07.2020 г.
- за 9 месяцев 2020 г. — 26.10.2020 г.
- налог за 2020 г. (рассчитывает ИП в декларации 3-НДФЛ) — 15.07.2021 г.
С 2020 года отменили обязанность представлять декларацию по форме 4-НДФЛ.
Комментарий: долгожданное изменение для ИП. Теперь не придется переплачивать НДФЛ в течение года, а потом спорить с налоговой за каждую сумму переплаты. Но есть и трудности: самим придется тщательно вести учет своих доходов и расходов. Только тогда сумма авансового платежа будет правильно исчислена.
Налог на прибыль. Изменения с 2020 года
5. Результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности признаются амортизируемым имуществом с 01.01.2020 года
Условие — срок полезного использования — более 12 месяцев, первоначальная стоимость — более 100 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ).
6. Изменение по амортизации ОС
Амортизация по основным средствам, которые налогоплательщик передал в безвозмездное пользование, продолжает начисляться. Но собственник не вправе включить в расходы сумму амортизации пока ему не вернут ОС (п. 3 ст. 256 НК РФ, п. 16.1 ст. 270 НК РФ).
Комментарий: новая норма. До 2020 года амортизация не начислялась (за некоторым исключением) по имуществу, переданному в безвозмездное пользование. Учитываем это в декларации за 2019 год, а с 2020 года применяем новую норму.
7. В расходах можно учитывать ремонт не только ОС, но и прочего имущества стоимостью менее 100 000 руб.
Рекомендации контролирующих органов стали нормой закона (ст. 260 НК РФ). Применяем на законных основаниях.
8. Расширен перечень налоговых агентов по налогу на прибыль
ИП признаются налоговыми агентами, если выплачивают иностранной организации доход (п. 1 ст. 310 НК РФ).
Комментарий: очередная «лазейка» ухода от налога на прибыль закрыта. ИП, учитесь быть налоговыми агентами по налогу на прибыль. Помните, что за неисполнение таких обязанностей предусмотрена ответственность по ст. 123 НК РФ, в частности штраф — 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Изменения по налогу на имущество
9. Изменения в отчетности по налогу на имущество
Уплата авансовых платежей по налогу на имущество не сопровождается сдачей расчетов. Новшество действует с 2020 года. Но по окончании налогового периода по-прежнему надо представить декларацию — это обязанность.
Комментарий: есть повод составить еще один регистр налогового учета для расчета авансовых платежей, подлежащих уплате по итогам отчетных периодов. А может приспособить для этого знакомую форму расчета? Помним, что в приложениях к учетной политике надо закрепить формы налоговых регистров.
10. Изменения в объекте налогообложения
- Налоговая база недвижимого имущества определена как кадастровая стоимость — его необязательно учитывать как объект основных средств в целях уплаты налога на имущество.
- Объекты недвижимости, по которым определена среднегодовая стоимость, надо учитывать в качестве объекта ОС по правилам бухучета. Это обязательное условие. Важно: регионы вправе определить перечень объектов недвижимости, которые облагаются по кадастровой стоимости.
Комментарий: не игнорируйте региональное законодательство по налогу на имущество организаций. Если имеете объект недвижимого имущества, сделайте выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости на 1 января 2020 года.
11. С 2020 года транспортный и земельный налоги, которые необходимо уплатить налогоплательщику, исчисляют налоговые органы
С отчетности за 2020 год налоговая декларация по транспортному и земельному налогам не представляется. Сумму налогов организация узнает из сообщения ИФНС. Важно: если у налогоплательщика есть льготы по этим налогам, то о них надо также самостоятельно сообщить в ИФНС.
Комментарий: не расслабляемся. Считаем налоги самостоятельно и сверяемся с расчетами налоговой.
Источник
Актуальные вопросы налогообложения прибыли организаций и внедрения проекта маркировки товаров
Прошёл онлайн-семинар, совместно организованный компанией Такском и ГК «Аудит-Вела» из Ростова-на-Дону. Темы: налогообложение прибыли, налоговое администрирование и контроль и система маркировки и прослеживаемости товаров.
Спикерами выступили Константин Новосёлов, заместитель начальника контрольного управления ФНС России и Сергей Анисимов, руководитель проекта в компании Такском.
Актуальные вопросы и изменения налогообложения прибыли в 2019-2020 гг.
Константин Новосёлов посвятил выступление изменениям в методологии и практике налогообложения прибыли организаций. В 2019 году принято много поправок, внесённых, в том числе, в Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ. Приведём некоторые из них.
Теперь при ликвидации организации или при выходе из неё, участник, получивший доход, должен исчислять налог на прибыль самостоятельно по ставкам, полученным для дивидендов. Эта очень важная поправка следует из пункта 2 статьи 275 НК РФ. Убыток участника, который получен при ликвидации организацией или при выходе из неё, также можно включать в расходы по налогу на прибыль. Этот убыток учитывается в составе внереализационных расходов.
Возврат денег, ранее вложенных в имущество дочерних компаний, стал ещё одной поправкой, действующей с 2019 года. Эти средства включены в перечень необлагаемых доходов.
Внесены изменения в порядок оформления путевых листов. Теперь оформлять транспортные документы нельзя на целый месяц. Министерство транспорта РФ приказом от 21 декабря 2018 года № 467 предусмотрело, что механизм оформления путевых листов, вернулся к стандартному режиму. То есть, с 1 марта 2019 года путевые листы нужно оформлять строго для одного рейса или смены. Если они будут оформлены на месяц без ограничения числа поездок, это грозит штрафом и проблемой при списании расходов на горюче-смазочные материалы.
Налогоплательщики, направляющие денежные средства учреждениям культуры и некоммерческим организациям, получили возможность уменьшать налог на прибыль на сумму таких расходов. Соответствующие поправки были внесены в статью 286.1, где предусмотрен механизм применения инвестиционного налогового вычета. Решение о внедрении такого механизма принимает отдельно каждый субъект РФ. Пока таких регионов немного. Если подобное решение будет принято, то организация сможет уменьшить налог на прибыль на инвестиционный налоговый вычет, равный сумме перечислений. Такой вычет применяется по местонахождению организации или её обособленных подразделений для налога, исчисленного за период, когда соответствующие суммы были перечислены, а также за последующие налоговые периоды.
Отдельным блоком Константин Новосёлов разобрал новый вид расходов – работы и услуги, оказываемые самозанятыми. Как их учитывать, возникает много вопросов. Для организаций, использующих труд самозанятых лиц, организация учитывает расходы, которые она понесла по исполнению договора с этими лицами, в полном объёме, не удерживая какие-либо налоги. Самозанятое лицо самостоятельно уплачивает налог на профессиональный доход в размере 6 % от оказания услуги юридическому лицу, а организация освобождается от удержания НДФЛ и от начисления страховых взносов по таким договорам. Но здесь важно проверить статус самозанятого лица – оно должно быть зарегистрировано в налоговых органах как плательщик налога на профессиональный доход. Основным документом для учёта расходов при работе с самозанятым лицом, помимо договора с ним, является чек. Он оформляется самозанятым лицом через мобильное приложение ФНС. Чек подтверждает расход и обосновывает его учёт. ФНС выпускала соответствующее разъяснение в письме от 20 февраля 2019 года № СД-4-3/2899, где освещены наиболее актуальные вопросы налогоплательщиков по вопросу взаимодействия с самозанятыми.
Спикер разобрал и другие особенности учёта расходов в целях налогообложения прибыли: расходы работодателя на оплату расходов на отдых работников и их семей, налогообложение доходов и убытков при выходе из организации или её ликвидации, учёт расходов по системе «Платон», нюансы учёта расходов по электронным посадочным талонам, а также по чекам ККТ. Большое время его выступления было уделено и вопросам заполнения новой формы декларации по налогу на прибыль, утверждённой Приказом ФНС России от 23 сентября 2019 года № ММВ-7-3/475.
В ходе семинара эксперт отвечал на вопросы налогоплательщиков. Например, как документально подтвердить расходы при оказании услуг транспортной экспедицией в целях налога на прибыль. Константин Новосёлов сослался на письмо Минфина от 30 декабря 2019 года № 03-03-06/1/103070. В нём прописано, что порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности, то есть оказания услуг по организации перевозки грузов, оформления перевозочных документов и документов для таможенных целей, а также иных услуг, связанных с перевозкой грузов, регулируются главой 41 «Транспортная экспедиция» ГК РФ. Неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции служат экспедиторские документы, а именно: поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка со ссылкой на постановление Правительства № 554, оформленные по установленным формам. В этой связи, в целях подтверждения расходов при оказании услуг транспортной экспедиции, согласно главе 25, необходимо наличие экспедиторских документов, а также любых документов, подтверждающих фактическое выполнение определённых договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Вторая часть выступления была посвящена изменениям в налоговом администрировании и контроле, основным направлениям налоговой политики в ближайшие годы. 325-ФЗ закрепил основные направления налоговой политики на 2020 год. В частности, сумма увеличения номинальной стоимости доли в ООО при увеличении его уставного капитала, в том случае, если доля участия в процентах не меняется, теперь не облагается налогом на прибыль организаций.
С 1 января 2020 года установлено универсальное ограничение на смену метода начисления амортизации, как линейного, так и не линейного: не чаще одного раза в пять лет. Основные средства, переданные по договору в безвозмездное пользование, не исключаются из амортизируемого имущества.
Эти и другие изменения разобрал Константин Новосёлов во время семинара. Спикер выразил мнение, что информация поможет налогоплательщикам правильно заполнить декларацию по налогу на прибыль и прояснить самые злободневные вопросы по данному виду налогообложения.
Инструменты для работы в системе маркировки товаров
Сергей Анисимов рассказал о последних изменениях внедрения проекта обязательной маркировки товаров в России и продуктах, которые предлагает компания Такском.
Каков алгоритм действий продавца, планирующего торговать маркированным товаром? В первую очередь необходимо зарегистрироваться на сайте Честного ЗНАКа: заполнить данные в личном кабинете. Для этого понадобится квалифицированная электронная подпись, выданная на имя генерального директора.
Во-вторых, нужно приобрести 2D-сканер штрихкода и использовать кассу с возможностью его подключения. Для работы с маркировкой нужно обновить прошивку кассы, чтобы она могла работать с тегом 1162.
- доработка учётных систем для поэкземплярного учёта и поддержки работы с электронными документами, содержащими коды маркировки (УПД, агрегация, списание);
- внедрение параллельных систем учёта для маркированного товара без доработки существующих учётных систем.
Для организации ЭДО компания Такском предлагает несколько решений. Веб-кабинет Такском-Файлер требует минимума затрат на внедрение. Доступ в него осуществляется онлайн из любой точки мира через интернет-браузер. У сервиса есть и мобильное приложение – в нём камерой смартфона можно сканировать коды маркировки. Также есть 1С-Такском – готовое встроенное решение во многих конфигурациях 1С. А ещё Такском предоставляет возможность внедрения ЭДО в любые информационные системы благодаря своей разработке – библиотеке готовых модулей.
Полноценный продукт для работы с маркированным товаром – это Станция Сканирования. Программа служит для обмена электронными документами и данными по маркированным товарам с партнёрами и госсистемами. При продаже в розницу в Станции Сканирования можно осуществлять приёмку УПД, сверку кодов в документах с кодами на товарах, формировать документы о расхождениях, утверждать корректные документы и отправлять данные о приёмке в систему маркировки.
«Такском-Файлер» – простой, малозатратный сервис электронного документооборота для маркированных товаров. Работает через браузер. В мобильном приложении «Файлера» камера смартфона служит считывателем штрих-кодов.
Источник
Проблемы нормативного закрепления принципов законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации
В любой отрасли права принципы играют если не главную, то значительную роль. И налоговое право не является исключением. Здесь принципы являются неким компасом в построении всей налоговой системы государства. Будь то принятие нового законопроекта или же вынесение судебного решения. Все будет основываться на тех основополагающих началах, которые именуются принципами. Однако, стоит различать, принципы законодательства о налогах и сборах, сформулированные в ст.3 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее: НК РФ), принципы налогового права как отрасли, которые сформулированы научной и судебной доктриной, и принципы, сформулированные наукой без особой привязки к норме, нормам-принципам. От того, как данные принципы будут реализовываться на практике, зависит весь политический курс в данной сфере.
Несмотря на то, что основополагающие принципы законодательства о налогах и сборах уже сформулированы в ст.3 НК РФ, в юридическом сообществе не утихают спор о «недостаточности» данного перечисления. Все дело в том, что НК РФ был подписан президентом Б.Н. Ельциным еще в июле 1998 года, и с того времени вышеупомянутая статья никак не изменялась. Соответственно, за двадцать два года судебная практика, как арбитражных судов, так и Конституционного суда РФ, сформулировала множество новых принципов. Однако не один из них не был удостоен упоминания в Федеральном законе № 146-ФЗ[1]. Таким образом, ст.3 НК РФ уже не отвечает потребностям современной налоговой системы, которая за двадцать с лишним лет претерпела достаточно серьезные изменения.
Зачем закреплять?
1) Нормативное закрепление принципов свидетельствует о смене их статуса: с определенных начал, идей правосознания они поднимаются до статуса норм-принципов. Таким образом, они уже могут непосредственно регулировать общественные отношения, а не просто существовать в сознании людей или же в актах Конституционного суда РФ.
2) Согласно Постановлению КС РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П, «общие принципы налогообложения и сборов – это основные гарантии, установление которых именно федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в РФ». [2] То есть, закрепив основные начала налогового законодательства в НК РФ, законодатель закрепит основные гарантии.
3) В результате отсутствия нормативного закрепления принципов страдает правоприменение, так как их неоднозначное толкование может вызывать споры.
4) Налоговое право есть отрасль публичного права, что предполагает нормативное закрепление, которое в свою очередь выступает в качестве гарантии законности. Отнесение отрасли к публичной уже автоматически предполагает «формальную определенность правовых норм, легальное закрепление их в соответствующих нормативных актах государства». [3]
5) Закрепление принципов «сейчас» поможет законодателю «потом», так как будет своеобразным компасом, подсказывающим правильное направление в законотворческих процессах.
6) Согласно ст. 75 Конституции РФ общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом. Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Проведя аналогию, можно сделать вывод, что само «установление» принципов предполагает не просто их хаотичное перечисление, а определение элементов.
Что закреплять?
Отрасль налогового права, как и любая другая, не стоит на месте и развивается. Соответственно, развивается и вся система налогообложения в России. Те принципы, которые были зафиксированы в НК РФ более 20 лет назад, по сути, были сформулированы Конституционным судом еще до их нормативного закрепления в федеральном законе при толковании базовых норм самой Конституции РФ. Однако за такой долгий промежуток времени как теория, так и практика уже сформировали новые базисы, которые активно используются на практике и применяются судами. В настоящее время отдельно формируются принципы «налогообложения» и «построения налоговой системы». На данный счет вполне обоснованно высказалась Е.А.Лопатникова, указав, что они воплощаются в принципах всего «налогового права», а их нормативное закрепление способствует четкому определению границ и целей функционирования налогово-правовых норм. [4]
Итак, на данный момент представители юридического сообщества предлагают включить в НК РФ следующие принципы. Например, на Конференции «Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации», которая состоялась 19-20 апреля в 2013 году в г. Москве, профессор А.В. Демин впервые в рамках своего выступления выразил озабоченность по вопросу нормативного закрепления новых принципов и предложил обозначить в НК РФ следующие:
1) Всеобщность налогообложения
2) Принцип верховенства права
3) Принцип равенства налогообложения
4) Принцип соразмерности налогообложения и фактической платежеспособности налогоплательщика
5) Принцип федерализма и единого экономического пространства Российской Федерации
6) Принцип экономического основания налога и однократности налогообложения
7) Принцип определенности налогообложения
8) Запрет на злоупотребление правом в сфере налогов и сборов.[5]
Развивая данную мысль уже в 2017 году В.М.Зарипов, руководитель аналитической службы «Пепеляев Групп», в своем блоге на сайте zakon.ru[6]вновь обратился к вопросу выделения, поименования и раскрытия принципов налогового права в НК РФ. Он также внес свои предложения по включению следующих принципов:
1) Законное установление
2) Наличие экономического основания
3) Эффективность взимания
4) Исключительность целевого назначения
5) Сохранение единого экономического пространства
6) Недопустимость препятствий реализации конституционных прав
7) Учет платежеспособности
8) Равенство обложения
9) Нормативная определенность
10)Разумная достаточность налогового контроля.
Получается, что современные «налоговые» реалии диктуют новые правила. Налоговая система уже не может существовать, руководствуясь только теми старыми общими началами, которых, возможно, и было достаточно более двадцати лет назад, но явно не хватает сейчас.
Как закреплять?
Что же касается формы, то здесь возникает следующая проблема. В юридическом сообществе вызывает множество вопросов сама техника нормативного закрепления основополагающих начал. Во-первых, принципам была выделена всего лишь одна статья НК РФ. Во-вторых, самое изложение носит достаточно хаотичный характер. Безусловно, такой подход законодателя в целом к нормативному закреплению принципов налогового права (не говоря уже о том, что нужно закреплять и другие принципы) представляется неудачным. В российской правовой системе вполне успешно существуют другие формы закрепления. Наиболее удачными представляются техники закрепления в Уголовном Кодексе РФ, Уголовно-процессуальном кодексе РФ и Бюджетном кодексе РФ. Например, в Уголовном кодексе РФ есть отдельные статьи, каждая из которых посвящена определенному принципу, Уголовно-процессуальный кодекс РФ содержит отдельную главу, которая также представляет собой совокупность статей, отдельно расписывающих каждый принцип. В Бюджетном кодексе РФ сначала ст. 28 перечисляет принципы, на которых основана бюджетная система, а затем уже идет их постатейное разъяснение. </o:p>
Показательными примерами удачного нормативного закрепления принципов также могут служить налоговые кодексы Казахстана, Беларуси и Кыргызстана. Так, например, статья 4 НК Республики Казахстан о налогах и других обязательных платежах в бюджет содержит перечисление принципов, а последующие статьи уже более детально разъясняют каждый принцип. Схожее нормативное закрепление представлено в НК Кирзизской республики. Статья 5 данного кодекса также перечисляет все принципа налогового законодательства, а далее идет постатейное разъяснение каждого. Несколько иное закрепление принципов представлено в ст.2 НК Республики Беларусь. Здесь мы можем видеть, что каждый подпункт статьи – это некий «домик» для отдельного принципа, причем идет не просто перечисление: после обозначения принципа содержится подробная информация о том, что означает каждый из них. </o:p>
Актуальность обращения к принципам проиллюстрирована Определением Конституционного Суда РФ от 26.03.2019 № 817-О. Итак, Якимов Ф.Ф. оспаривал положения ст. 3 и абз. 2 п. 1 ст. 38 НК РФ, так как считал, что они противоречат ст. 15, 19, 34, 35, 45, 46, 47,57 Конституции РФ. По мнению заявителя, правоприменительная практика придала оспариваемым нормам НК РФ смысл, допускающий возможность обложения одного объекта налогообложения как налогом на доходы физических лиц, так и налогом, взимаемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Таким образом, оспариваемые законоположения допускают возможность двойного налогообложения. Из этого следует, что правовая позиция заявителя в целом основывалась как раз на принципе недопустимости налогообложения, что в очередной раз подчеркивает возможность принципов выступать в роли инструмента разрешения юридических споров и прикладного средства правового регулирования, которым могут руководствоваться субъекты налогового права.[7]Однако Конституционный суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы, определив данные положения как не нарушающие конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Также стоит отметить Определение КС РФ от 19 декабря 2019 г. № 3531-О. В данном случае ООО "ЗИС" тоже оспаривало ст. 3 НК РФ, а если быть точнее, то пункты 1, 3, 4 и 7 ст. 3 НК РФ. По мнению Общества, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 19 (часть 1), 34 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, так как допускают возможность повторного налогообложения. Однако КС РФ отметил, что данные законоположения направлены на установление основных начал законодательства о налогах и сборах, т.е. на создание надлежащей нормативной основы для исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налогов. Данные законоположения, определяя гарантии прав налогоплательщиков, сами по себе не допускают возможности доначисления налогоплательщику сумм налогов в размере большем, чем это установлено законом, притом что налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в том числе в целях пресечения злоупотреблений налогоплательщиков, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды.
Если до сих пор сам Конституционный суд РФ отводит такую значимую роль принципам, ныне закрепленным в ст. 3 НК РФ, как создание надлежащей нормативной основы для исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налогов, неужели данные принципы не имеют право на достойное установление, а не на обычное хаотичное перечисление? Более того, подразумевая надлежащая нормативная основа уже давно зиждится далеко не только на том, что установлено ст. 3 НК РФ.
Таким образом, принципы – это фундамент для построения всей системы. Однако система налогообложения развивается, что порождает необходимость в более крепком фундаменте. Говоря простым языком, фундаменты у девятиэтажного и сорокаэтажного домов явно будут отличаться. Более того, «состав этого фундамента» (а состоит он из принципов) требует особых «условий» (формы закрепления) для своего существования: уже недостаточно просто через запятую перечислить весь массив принципов в одной статье без подробных разъяснений.
[1]Федеральныйзаконот 31.07.1998 N 146-ФЗ "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" // СПС КонсультантПлюс</o:p>
[2]Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.1997 N 5-П "По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"// СПС КонсультантПлюс</o:p>
[3]Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Главы 33 — 56. Постатейный научно-практический комментарий / Отв. ред. Л.А. Воскобитова. М., 2015 // СПС "КонсультантПлюс".</o:p>
[4]Лопатникова Е.А. Реализация принципов налогового права / под ред.д.ю.н., И.И. Кучерова. М.: Юриспруденция, 2012. С.3.</o:p>
[5]Демин А.В. Общие принципы налогообложения: каждому принципу – отдельная статья / Конференция «Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации» 19–20 апреля 2013 г. в Москве // Налоговед. 2013. № 1. </o:p>
[6]Зарипов В.М. Налоговый кодекс: каждому принципу — по статье [Электронный ресурс] // URL: https://zakon.ru/blog/2017/07/22/nalogovyj_kodeks_kazhdomu_principu__po_state#comment_407235</o:p>
[7]Демин А. В. Принцип определенности налогообложения: Монография/ДеминА.В., БакаеваО.Ю. — Москва : Статут, 2015. С. 119-125. </o:p>
Источник