Структура теста
Тест содержит общую инструкцию, в которой указывается время выполнения теста и субтеста, время на подготовку, право использовать вспомогательные материалы, количество заданий в каждом тесте и субтесте. Кроме того, тест содержит инструкцию к заданию или группе заданий, объединенных одной основой, собственно тестовые задания, инструкцию для экзаменатора по проведению тестирования, оценивания результатов, рекомендации.
Структура:
1) инструкция содержит указания на то, что ученик должен сделать, каким образом он должен выполнить задания и как записать ответ;
2) текст самого задания представляет собой предложения, утверждения, рисунок;
3) варианты, правильный ответ или схема оценивания с критериями.
Формы тестовых заданий:
1. Задания закрытой формы: задания с выбором ответа или множественного выбора, которые предполагают выбор ответа из нескольких предложенных вариантов; варианты неправильных ответов называют дистракторами, отвлекающими ответами.
Преимущества: быстрота тестирования; быстрота подсчета итоговых баллов, каждый правильный ответ оценивается одним баллом, неправильный или его отсутствие — 0; суммирование всех баллов, полученных учеником, дает ему тестовый балл. Недостатки: ученик может угадать правильный ответ.
2. Задания с выбором ответа требуют не простой подстановки, а выбора, основанного на сознательном анализе предлагаемых вариантов ответа.
1) Выберите правильный вариант ответа: ‘Этот мужчина молодой, а этот — . ‘
2) Выберите вариант ответа, который соответствует выделенному слову: ‘Виктор стрелой побежал к отходящему автобусу’.
3) Выберите правильный вариант: ‘Решай скорее: . все вместе идем в кино, . ты остаешься дома’.
4) Прочитайте объявление. Скажите, что сделает человек, если он правильно понял объявление: ‘В пятницу и субботу библиотека не работает’. Он возьмет книги в библиотеке:
а) в понедельник;
б) в среду и субботу (частично правильный ответ, такой лучше не ставить);
3. Задания открытой формы.
4. Задания с развернутым ответом.
Объектами контроля в таких заданиях могут быть:
· умение чтения и аудирования.
Требования:при разработке заданий с выбором ответа выдвигаются следующие требования:
1) варианты ответов должны быть правдоподобными и привлекательными для учащихся;
2) правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по структуре, форме и общему количеству слов, по длине они должны быть приблизительно одинаковые; задания формулируются предельно кратко, как правило, в одно предложение и, имея не более одного придаточного предложения; в основу задания включается максимальное количество слов, в то время как ответы должны быть локаничными, все повторяющиеся слова должны быть убраны, длина вариантов ответа должна быть одинаковой, чтобы ответ не выделялся;
3) место правильного ответа должно быть определено таким образом, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу, оно определяется в случайном порядке;
4) ответы на поставленный вопрос не должны зависеть от предыдущих ответов, т.е. не должны вытекать один из другого;
5) ответ на одно задание не должен служить ключом к правильным ответам на другие задания, т.е. нельзя использовать дистракторы из одного задания в качестве ответов на другие задания;
6) ни один из дистракторов не должен являться частично правильным ответом.
Источник
Тестирование. Типы вопросов и как на них отвечать
Перед прохождением задания-тестирования пользователь может видеть настройки, которые выставлены для этого задания. К таким настройкам относятся:
количество вопросов в тесте;
порог прохождения (минимальный процент успешности тестирования, который необходимо набрать для того, чтобы тест считался успешно пройденным);
количество доступных попыток прохождения теста;
способ оценки теста. Если тест можно проходить больше одного раза, результаты прохождения при каждой попытке тестирования могут быть разными. Настройка Результатом будет указывает какой из результатов будет засчитан как окончательный. Может быть 2 способа оценки:
- Результат последней попытки — окончательным результатом будет результат последнего прохождения теста;
- Лучший результат из всех попыток — окончательным результатом будет лучший результат из всех попыток;
ограничение по времени в минутах.
Типы вопросов в тестах
В тестах могут использоваться 7 типов вопросов:
- одиночный;
- множественный;
- вопрос со свободным ответом;
- вопрос на упорядочивание;
- вопрос на классификацию;
- вопрос на сопоставление.
- выбор на картинке
Для каждого из типов вопросов есть свои особенности прохождения
Тип вопроса Одиночный ответ
Вопрос одиночного типа может содержать неограниченное количество вариантов ответов. Ответы могут быть представлены в виде текста, картинок, видео. Во время тестирования пользователь может выбрать только один вариант ответа в качестве правильного. Ответы могут быть размещены в виде списка или плитки.
Тип вопроса Множественный ответ
Один или несколько вариантов ответа могут быть правильными. Во время тестирования пользователь может выбрать как один так несколько вариантов ответа в качестве правильных.
Количество возможных ответов ограничено специальной опцией в настройках вопроса. Например, в настройках опроса установлено Количество ответов, которые можно выбрать — 3, то нельзя дать больше трех ответов, после выбора трех вариантов остальные блокируются.
Ответы могут быть размещены в виде списка или плитки.
Тип вопроса Вопрос со свободным ответом
Предполагает самостоятельное написание ответа пользователем. Также есть возможность прикрепить к ответу файл. Это можно сделать с помощью кнопки Загрузить файл. Такие ответы проверяются Администрацией и влияют на общий результат теста (подробно про проверку свободных вопросов здесь — Проверка свободных ответов на вопросы теста. Вопросы со свободным ответом выводятся во всех тестах в самом конце.
Тип вопроса Вопрос на упорядочивание
Данный тип вопроса предполагает размещение вариантов ответа (в данном примере в виде изображений) в правильном порядке. Для перемещения элемента необходимо кликнуть по нему, зажать, и не отпуская, перетащить в нужное место, после чего отпустить кнопку.
Тип вопроса Вопрос на классификацию
В данном типе вопросов необходимо отнести варианты ответов в предлагаемые категории.
Варианты ответов нужно перетаскивать в выбранные категории по аналогии с вопросом на упорядочивание. Вопрос, уже помещенный в категорию, можно удалить посредством нажатия на иконку корзинки напротив выбранного элемента. В примере показано 4 категории и 6 ответов, два из которых уже распределены в категории:
Тип вопроса Вопрос на сопоставление
Для типа вопросов на сопоставление необходимо сопоставить варианты ответов с соответствующими им парными вариантами. Все варианты ответов расположены в левой колонке. Парные варианты расположены в правой колонке, эти варианты нужно перетянуть и сложить с вариантами в левой колонке. Таким образом “сложить пару” с правильным ответом. Если была допущена ошибка при ответе, можно удалить ответ и сложить заново.
В вопросах теста на упорядочивание, классификацию и сопоставление используется перетаскивание текстовых блоков и картинок (способ drag-and-drop).
При прохождении таких вопросов, с большим количеством ответов, необходимо перетаскивать вариант ответа вниз страницы, чтоб отобразилась область и страница автоматически прокрутилась вниз.
Тип вопроса Выбор на картинке
При прохождении такого вопроса для пользователя доступно только изображение. При наведении курсора подсвечиваются фрагменты. Пользователь может выбрать один из этих фрагментов и сохранить ответ.
Для задний-тестов могут быть добавлены возможности пропускать вопрос. Это можно сделать кнопкой Пропустить вопрос. Такой вопрос появится после прохождения всех остальных вопросов.
Также может быть доступна кнопка Проверить. С помощью этой кнопки можно проверить правильные варианты ответов (доступно при включенной опции “Режим тренировки”).
Источник
Виды тестовых заданий, которые можно использовать для оценки знаний учеников и студентов. Как правильно сформулировать тестовые задания?
В знаниевых тестах (тестах, направленных на определение уровня знаний по заданной теме) мы чаще всего используем тесты с выбором одного или нескольких вариантов ответа, а также задания открытого типа, когда опрашиваемые сами вписывают ответ. Но это несколько скучно. Давайте рассмотрим, как можно разнообразить проведение тестов — какие виды тестовых заданий можно использовать на уроке.
Основная классификация тестовых заданий — задания:
- закрытого типа (когда ученику предстоит выбрать из готовых вариантов ответа);
- открытого типа (когда ученик сам находит ответ и вписывает в бланк).
Задания закрытого типа, в свою очередь, делятся на:
- тесты, в которых можно выбрать один вариант ответа (множественный выбор; radio-кнопка). Ответ засчитывается, если ученик выбрал его правильно. Варианты:
- простой выбор — один ответ из 4-5;
- простой выбор из множества — один ответ из 6-15;
- выбор наиболее точного ответа из представленных.
- тесты, в которых можно выбрать несколько вариантов ответа — поставить галочки, но правильным может быть как один, так и несколько вариантов ответа (альтернативный выбор, checkbox). Ответ за тест может засчитывается только если все ответы даны правильно (нет ни лишних, ни недостающих) или начисляется балл за каждый правильный ответ и вычитается балл за каждый неправильный ответ. Варианты:
- сложный выбор — двух и более правильных ответов из 4-5;
- сложный выбор из множества — двух и более правильных ответов из 6-15.
- понятиями и определениями;
- текстом и изображением;
- списком авторов и цитатами;
- датами и событиями;
- списком понятий и их характеристиками;
- и др.
- установление хронологической последовательности событий;
- установление логической последовательности;
- расстановка чисел по возрастанию / убыванию;ъ
Задания открытого типа:
- вписать небольшую фразу, слово или символы — как дополнение к контексту. Например, вставить пропущенную букву, знаки препинания, пропущенное слово и т.д.;
- свободное изложение — ученику выделяется место для свободного изложения ответа на вопрос. Место может быть ограничено по количеству символов, например, не более 100 или 500 символов, 10 слов и т.п.
Когда и какие варианты заданий использовать?
Характеристики
Задания закрытой формы
Дополнение
Установление соответствия
Установление последовательности
Проверка знания фактов
Применение знаний по образцу
Применение знаний в нестандартных ситуациях
Угадывание
Исключено
Объективность оценки
Исключение описок
Таблица М.Б. Челышковой.
Как группировать задания тестов
Существует три подхода к группировке тестовых заданий:
- все задания выводятся случайным образом — для хорошо использовать программы тестирования или онлайн-сервисы тестирования;
- задания выводятся в порядке усложнения — сначала простые, потом сложные. Это позволит ученикам быстро продвинутся вперед, а не «сидеть» со сложным заданием в начале тестирования, потратив все отведенное на тест время. В порядке усложнения даются задания ЕГЭ;
- задания группируются по типу или теме — таким образом, ученик может приспособится к типу задания, а не настраиваться на каждый тип задания, затрачивая время.
Правила составления тестов
- Тестовое задание должно быть сформулировано четко, понятно и должно толковаться однозначно. Если вопрос сформулирован таким образом, что не все ученики могут его понять однозначно, формулировку нужно изменить. Пример: Фирма, предоставляющая сетевые услуги – это. Ученик задаст вопрос: что такое «сетевые услуги? Услуги доступа в интернет? Фирма сетевого маркетинга типа Avon или что-то еще?
- Тестовое задание должно быть сформулировано кратко, желательно без использования сложноподчиненных предложений, лишних причастных и деепричастных оборотов, вводных слов. Лучше разбить задание на несколько небольших предложений. Если в задании много «который», «где», «чем», много запятых, его будет трудно понять, а значит, и решить. Не бойтесь разбивать предложения на части.
- Задание должно быть сформулировано без повторов, двойного отрицания (не – не), а лучше и вовсе избегать отрицания. Пример: Программа Paint не является программой для работы с электронными таблицами. Варианты ответов: Да-Нет. Ученику будет трудно ответить на этот вопрос, т.к. и в задании, и в ответе есть отрицание.
- Не стоит писать в вопросе слова типа: «сформулируйте», «укажите», «сообщите», если это и так предполагается самим вопросом. Например: Напишите, как звали первооткрывателя Америки? Слово «напишите» лишнее.
- Проверяйте и формулировки заданий, и формулировки ответов, чтобы в них не было подсказок для ученика. Следите, чтобы в одном задании не было подсказки по ответу на другое задание.
- В заданиях не должно быть явно неподходящих ответов, увидев которые ученик сразу вычислит правильный ответ. Все ответы должны быть примерно одинаковыми и по содержанию, и по объему.
- Повторяющиеся фразы в каждом варианте ответа нужно включить в текст вопроса.
- Не допускается использование в вопросе оценочных суждений и отсылке к субъективному мнению ученика. Например, использование слов «важный», «главный» не допускается.
- В задании главное слово (ключевое понятие) лучше сделать началом предложения. Лучше не начинать формулировку задания с предлогов или союзов. Пример: На какую группу стран приходится наименьшая доля в мировом ВВП и экспорте товаров. Правильно: Наименьшая доля в мировом ВВП приходится на…
- В тестовом задании должно быть достаточное количество вариантов ответов:
- закрытые типы вопросов — 4-6 вариантов ответов;
- установить соответствие — 4-5 вариантов ответов;
- расставить последовательность — 4-8 вариантов ответов;
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьямиВы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта0
1 ДИВ8197 • 17:51, 22.12.20152007-2021 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
О работе с сайтом
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
Источник
Структура теста
Тест содержит общую инструкцию, в которой указывается время выполнения теста и субтеста, время на подготовку, право использовать вспомогательные материалы, количество заданий в каждом тесте и субтесте. Кроме того, тест содержит инструкцию к заданию или группе заданий, объединенных одной основой, собственно тестовые задания, инструкцию для экзаменатора по проведению тестирования, оценивания результатов, рекомендации.
Структура:
1) инструкция содержит указания на то, что ученик должен сделать, каким образом он должен выполнить задания и как записать ответ;
2) текст самого задания представляет собой предложения, утверждения, рисунок;
3) варианты, правильный ответ или схема оценивания с критериями.
Формы тестовых заданий:
1. Задания закрытой формы: задания с выбором ответа или множественного выбора, которые предполагают выбор ответа из нескольких предложенных вариантов; варианты неправильных ответов называют дистракторами, отвлекающими ответами.
Преимущества: быстрота тестирования; быстрота подсчета итоговых баллов, каждый правильный ответ оценивается одним баллом, неправильный или его отсутствие — 0; суммирование всех баллов, полученных учеником, дает ему тестовый балл. Недостатки: ученик может угадать правильный ответ.
2. Задания с выбором ответа требуют не простой подстановки, а выбора, основанного на сознательном анализе предлагаемых вариантов ответа.
1) Выберите правильный вариант ответа: ‘Этот мужчина молодой, а этот — . ‘
2) Выберите вариант ответа, который соответствует выделенному слову: ‘Виктор стрелой побежал к отходящему автобусу’.
3) Выберите правильный вариант: ‘Решай скорее: . все вместе идем в кино, . ты остаешься дома’.
4) Прочитайте объявление. Скажите, что сделает человек, если он правильно понял объявление: ‘В пятницу и субботу библиотека не работает’. Он возьмет книги в библиотеке:
а) в понедельник;
б) в среду и субботу (частично правильный ответ, такой лучше не ставить);
3. Задания открытой формы.
4. Задания с развернутым ответом.
Объектами контроля в таких заданиях могут быть:
· умение чтения и аудирования.
Требования:при разработке заданий с выбором ответа выдвигаются следующие требования:
1) варианты ответов должны быть правдоподобными и привлекательными для учащихся;
2) правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по структуре, форме и общему количеству слов, по длине они должны быть приблизительно одинаковые; задания формулируются предельно кратко, как правило, в одно предложение и, имея не более одного придаточного предложения; в основу задания включается максимальное количество слов, в то время как ответы должны быть локаничными, все повторяющиеся слова должны быть убраны, длина вариантов ответа должна быть одинаковой, чтобы ответ не выделялся;
3) место правильного ответа должно быть определено таким образом, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу, оно определяется в случайном порядке;
4) ответы на поставленный вопрос не должны зависеть от предыдущих ответов, т.е. не должны вытекать один из другого;
5) ответ на одно задание не должен служить ключом к правильным ответам на другие задания, т.е. нельзя использовать дистракторы из одного задания в качестве ответов на другие задания;
6) ни один из дистракторов не должен являться частично правильным ответом.
Источник
Учимся правильно задавать вопросы: правила постановки вопросов
Студенту важно уметь слушать. Но еще важнее – уметь задавать правильные вопросы, которые помогут получить нужный ответ. Иначе можно получить такой ворох лишней информации, которая забьет голову и не оставит места для полезных вещей, которые можно найти на нашем телеграм-канале.
Давайте вместе разбираться, что такое правильный вопрос, почему так важно уметь его составлять, а также какие виды вопросов бывают.
Правильный вопрос: какой он?
Правильно заданный вопрос не вынуждает собеседника отвечать. Грамотная формулировка делает так, что собеседнику самому захочется хорошенько подумать и дать ответ.
Считается, что способность поставить вопрос – одно из необходимых качеств умного и проницательного человека
Почему так важно уметь задавать нужные вопросы?
Дело в том, что нас окружает такой огромный объем информации, что если мы не научимся сортировать и принимать только важное, будет потрачено непростительно много времени и средств для поиска нужного.
Особенно важно это для бизнеса, ведь время – деньги. А задавая партнерам нужные вопросы, можно получить необходимые сведения, и в связи с ними выстраивать дальнейшую стратегию. Более того, задавать вопросы – значит проявлять к людям интерес, показыватя, что вы готовы уделить им время.
А вот неуместные и назойливые вопросы могут отпугнуть человека, заставить его «закрыться» и даже отказаться от сотрудничества.
Иммануил Кант был уверен, что ставить грамотные вопросы способны только умные и проницательные люди: «Бессмысленный вопрос требует бессмысленного ответа… Кроме стыда для вопрошающего, он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето»
Чего можно добиться правильным вопросом?
Если правильно задать вопрос, он поможет достигнуть следующих целей:
- пробудить интерес собеседника, дать ему возможность высказаться и предоставить нужную информацию;
- повысить активность собеседника, вовлечь его в диалог;
- управлять диалогом, направляя его в нужное русло;
- удерживать инициативу в общении.
Но чтобы грамотный вопрос возымел действие, задавать его нужно не спонтанно, а продумывать заранее.
Сам факт вопроса говорит собеседнику, что вы не просто проявляете интерес к теме, но и настроены на позитивное общение
Типы вопросов
Чтобы получить важную информацию, важно не просто поставить вопрос, но и продумать, как это сделать. Есть типы вопросов, на которые люди отвечают неохотно или неоднозначно.
Специалисты по риторике рекомендуют чаще задавать вопросы, а не произносить монологи. Ведь именно так можно подвести собеседника к нужному вам выводу, не навязывая собственных выводов. А это уже искусство!
Первое, что нужно сделать – разобраться в типологии, а затем уже заинтересовать собеседника и дать ему понять, что ответить развернуто – это дело чести.
Закрытый вопрос
Цель закрытого вопроса – получить однозначный ответ (да, нет). Например: «Вы достигли совершеннолетия?», «У вас есть водительские права?».
С помощью закрытого вопроса можно получить однозначную информацию: «Какой вуз вы окончили?» – «МГУ».
Особенность этого типа – точная и краткая формулировка, поэтому и ответ предполагается точный и краткий. Часто в начале вопроса стоит местоимение «Вы», вопросительное слово или вопросительная конструкция. Например: «Вы сказали, что…», «Не возражаете, если…?», «Сколько…?», «Вы были…?».
Такие вопросы постоянно всплывают в студенческой и деловой жизни. Но чрезмерное их употребление нежелательно, так как создается напряженная атмосфера. Они уменьшают маневренность беседы, и у собеседника может сложиться ощущение допроса.
Цель закрытого вопроса часто не в собственном получении информации, а скорее в получении согласия или подтверждения на полученные ранее данные. (Груз ожидается в четверг? – Нет, в пятницу.)
Открытый вопрос
Здесь уже не получится ответить кратко, так как открытый вопрос предполагает объяснение.
Узнать такие вопросы можно по вопросительным словам «почему», «зачем», «каким образом», «как вы думаете» и т.д. Такие формулировки позволяют получить более развернутые данные, выяснить настоящие мотивы собеседника.
Особенность таких вопросов в следующем:
- собеседник обдумывает высказывание, постоянно пребывая в активном состоянии;
- у собеседника появляется шанс отбирать информацию для оппонента на свое усмотрение;
- открытый вопрос устраняет барьеры между собеседниками, снимает с оппонента ощущение сдержанности и замкнутости;
- партнер не ощущает давления, так как понимает, что является обладателем важной информации, идей, предложений.
Но в открытом вопросе собеседник может уйти от четкого ответа, дав только ту информацию, которую посчитает нужным. Поэтому нужно быть готовым к дополнительным наводящим, второстепенным, основным и другим вопросам.
Наводящие вопросы
Их формулируют таким образом, чтобы подсказать собеседнику ответ, которого от него ожидают. По своему содержанию они делают очевидным ожидаемый ответ.
Например: «Вы же знаете, что это противозаконно?», «Разве это не противоречит уставу?».
В составе наводящих вопросов чаще всего есть слова-подсказки:
- разве,
- конечно,
- ведь,
- тоже,
- не правда ли.
Альтернативные вопросы
Альтернативный вопрос – это открытый вопрос, который предлагает собеседнику несколько вариантов ответов или предлагает ему сказать свой.
Например: «Как вы стали юристом: осознанно выбрали профессию, пошли по стопам родителей или пошли за компанию с другом?»
Их используют, когда хотят разговорить собеседника. Но важно, чтобы все альтернативы были нейтральными, не задевали оппонента.
Название
Риторический вопрос
На такой вопрос не требуется прямой ответ. Его задают, когда хотят вызвать определенную реакцию: сделать акцент, заручиться поддержкой, напомнить о нерешенных проблемах.
Например: «Когда уже люди будут понимать друг друга?»
Важно, чтобы риторический вопрос был кратким, уместным, понятен всем присутствующим. Если в ответ звучит молчание, скорее всего, собеседник согласен и одобряет вашу точку зрения.
Переломный вопрос
Они удержат разговор в строго установленном русле или поднимут целый ряд проблем. С их помощью можно определить слабые места во мнении партнера.
Например: «Как вы видите пути развития вашей профессии?»
Такой вопрос уместен, если хотите плавно перейти с обсуждения одной проблемы на другую или когда почувствуете напряженность/сопротивление оппонента.
Вопрос для обдумывания
С его помощью можно подвести итоги беседы, тщательно проанализировать или прокомментировать сказанное ранее.
Например: «Сумел ли я вас переубедить в том, что…?», «Правильно ли я вас понял, что…?», «Думаете ли вы, что…?»
Его задают, чтобы создать атмосферу взаимопонимания, подвести итоги беседы. Он поможет собеседнику обдумать собственное мнение, создать благоприятную почву для аргументации по проблеме, дает возможность внести правки в свою позицию, если они возникли в ходе беседы.
Зеркальный вопрос
Заключается в повторении части утверждения собеседника с вопросительной информацией.
Он не опровергает утверждение оппонента и не противоречит ему, а вносит в беседу новые элементы для придания открытости диалогу. Это позволяет понять точку зрения собеседника.
Контрольный вопрос
Позволяет управлять вниманием собеседника, возвращает его на предыдущий этап беседы, проверяет, насколько он понял обсуждаемое.
Стоит отличать контрольные вопросы, которые ориентированы на факты (Кто? Что?), направлены на человека, его внутренний мир и поведение (Как? Зачем?).
Здесь важно, чтобы вы сами хорошо знали ответы на поставленные вопросы, иначе можно попасть в ловушку, получив ответный вопрос-капкан – такой же вопрос, который оппонент задаст вам.
Есть 4 разновидности контрольных вопросов, которые преследуют разные цели:
- Вопросы для проверки компетентности (практические). Здесь задают теоретические и практические вопросы, связанные с опытом и знаниями собеседника. Сложный практический вопрос может стать вопросом-капканом. Поэтому перед тем, как его задать, убедитесь, что сами знаете на него ответ. Примеры практических вопросов: «А что бы вы предприняли в такой ситуации?», «Каким образом можно осуществить это на практике?». Чаще всего прием практических вопросов встречается в сфере изучения естественных наук (географии, химии, физики, экологии). Их суть заключается в том, чтобы любые сведения и знания заземлить на практике
- Вопросы для демонстрации знаний. Они нужны, чтобы предоставить собеседнику возможность блеснуть знаниями, компетенцией. Их хорошо задавать, если собеседнику необходимо самоутвердиться, заслужить уважение.
- Провокационные вопросы. Их задают, если хотят поймать собеседника на противоречии между сказанным сейчас и ранее. На собеседованиях иногда пытаются ввести собеседника в состояние смущения, задавая провокационные вопросы. Цель – посмотреть, как собеседник выкручивается из ситуации, как он себя ведет в ситуации неудачи, может ли он признавать поражение, а иногда – вывести из равновесия и заставить думать в нестабильной обстановке.
Мы с вами выяснили, какие виды вопросов бывают. А наши практические советы помогли понять, как и когда их можно задавать. Остается только потренироваться: начните с одногруппников, а потом и на преподавателей можно переключиться.
Ну а чтобы от беседы с преподавателем не отвлекала плохо написанная контрольная или курсовая, заручитесь поддержкой сервиса помощи студентам. Они блестяще выполнят свою работу, а вам остается только «заговорить» экзаменатора.
Источник