Тест жизнестойкости (С.Мадди в адаптации Д.Леонтьева)
Методика диагностики жизнестойкости (С.Мадди в адаптации Д.Леонтьева)
Тест жизнестойкости представляет собой адаптацию опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Личностная переменная hardiness (жизнестойкость) характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.
Жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых.
- Вовлеченность.
- Контроль.
- Принятие риска.
Вовлеченность определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.
Контроль представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому — ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.
Принятие риска — убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, — неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.
Текст опросника жизнестойкости (С.Мадди в адаптации Д.Леонтьева).
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, отмечая галочкой тот ответ, который наилучшим образом отражает Ваше мнение.
№ | ВОПРОСЫ | НЕТ | Скорее НЕТ, чем ДА | Скорее ДА, чем НЕТ | ДА |
Я часто не уверен в собственных решениях | |||||
Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела | |||||
Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели | |||||
Я постоянно занят и мне это нравится | |||||
Часто я предпочитаю «плыть» по течению | |||||
Я меняю свои планы в зависимости от обстоятельств | |||||
Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня | |||||
Непредвиденные трудности порой сильно утомляют меня | |||||
Я всегда контролирую ситуацию настолько, насколько это необходимо | |||||
Порой я так устаю, что уже ничто не может меня заинтересовать | |||||
Порой все, что я делаю, кажется мне бесполезным | |||||
Я стараюсь быть в курсе всего происходящего вокруг меня | |||||
Лучше синица в руках, чем журавль в небе | |||||
Вечером я часто чувствую себя совершенно разбитым | |||||
Я предпочитаю ставить перед собой труднодостижимые цели и добиваться их | |||||
Иногда меня пугают мысли о будущем | |||||
Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь все, что задумал | |||||
Мне кажется, я не живу полной жизнью, а только играю роль | |||||
Мне кажется, что если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете | |||||
Возникающие проблемы часто кажутся мне неразрешимыми | |||||
Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш | |||||
Я люблю знакомиться с новыми людьми | |||||
Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, он просто не умеет видеть интересное | |||||
Мне всегда есть чем заняться | |||||
Я всегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруг | |||||
Я часто сожалею о том, что уже сделано | |||||
Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучших времен | |||||
Мне трудно сближаться с другими людьми | |||||
Как правило, окружающие слушают меня внимательно | |||||
Если бы я мог, я бы многое изменил бы в прошлом | |||||
Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен | |||||
Мне кажется, жизнь проходит мимо меня | |||||
Мои мечты редко сбываются | |||||
Неожиданности дарят мне интерес к жизни | |||||
Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны | |||||
Порой я мечтаю о спокойной размеренной жизни | |||||
Мне не хватает упорства закончит начатое | |||||
Бывает, жизнь кажется мне скучной и бесцветной | |||||
У меня нет возможности влиять на неожиданные проблемы | |||||
Окружающие меня недооценивают | |||||
Как правило, я работаю с удовольствием | |||||
Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей | |||||
Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются | |||||
Друзья уважают меня за упорство и непреклонность | |||||
Я охотно берусь воплощать новые идеи |
Ключи шкал Теста жизнестойкости
Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от О до 3:
«нет» — О баллов, «скорее нет, чем да» -1 балл, «скорее да, чем нет» — 2 балла, «да» — 3 балла.
Ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до О:
«нет» — 3 балла, … «да» — О баллов.
Затем баллы по отдельной субшкале (вовлеченности, контроля и принятия риска) по прямым и обратным пунктам суммируются. Суммы получаем по каждой субшкале.
Далее вычисляется общий балл жизнестойкости — путем суммирования данных по трем субшкалам.
Источник
Тест жизнестойкости (С.Мадди в адаптации Д.Леонтьева)
Текст опросника жизнестойкости (С.Мадди в адаптации Д.Леонтьева).
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, отмечая галочкой тот ответ, который наилучшим образом отражает Ваше мнение.
№ | ВОПРОСЫ | НЕТ | Скорее НЕТ, чем ДА | Скорее ДА, чем НЕТ | ДА |
Я часто не уверен в собственных решениях | |||||
Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела | |||||
Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели | |||||
Я постоянно занят и мне это нравится | |||||
Часто я предпочитаю «плыть» по течению | |||||
Я меняю свои планы в зависимости от обстоятельств | |||||
Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня | |||||
Непредвиденные трудности порой сильно утомляют меня | |||||
Я всегда контролирую ситуацию настолько, насколько это необходимо | |||||
Порой я так устаю, что уже ничто не может меня заинтересовать | |||||
Порой все, что я делаю, кажется мне бесполезным | |||||
Я стараюсь быть в курсе всего происходящего вокруг меня | |||||
Лучше синица в руках, чем журавль в небе | |||||
Вечером я часто чувствую себя совершенно разбитым | |||||
Я предпочитаю ставить перед собой труднодостижимые цели и добиваться их | |||||
Иногда меня пугают мысли о будущем | |||||
Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь все, что задумал | |||||
Мне кажется, я не живу полной жизнью, а только играю роль | |||||
Мне кажется, что если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете | |||||
Возникающие проблемы часто кажутся мне неразрешимыми | |||||
Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш | |||||
Я люблю знакомиться с новыми людьми | |||||
Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, он просто не умеет видеть интересное | |||||
Мне всегда есть чем заняться | |||||
Я всегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруг | |||||
Я часто сожалею о том, что уже сделано | |||||
Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучших времен | |||||
Мне трудно сближаться с другими людьми | |||||
Как правило, окружающие слушают меня внимательно | |||||
Если бы я мог, я бы многое изменил бы в прошлом | |||||
Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен | |||||
Мне кажется, жизнь проходит мимо меня | |||||
Мои мечты редко сбываются | |||||
Неожиданности дарят мне интерес к жизни | |||||
Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны | |||||
Порой я мечтаю о спокойной размеренной жизни | |||||
Мне не хватает упорства закончит начатое | |||||
Бывает, жизнь кажется мне скучной и бесцветной | |||||
У меня нет возможности влиять на неожиданные проблемы | |||||
Окружающие меня недооценивают | |||||
Как правило, я работаю с удовольствием | |||||
Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей | |||||
Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются | |||||
Друзья уважают меня за упорство и непреклонность | |||||
Я охотно берусь воплощать новые идеи |
Ключи шкал Теста жизнестойкости
Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от О до 3:
«нет» — О баллов, «скорее нет, чем да» -1 балл, «скорее да, чем нет» — 2 балла, «да» — 3 балла.
Ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до О:
«нет» — 3 балла, … «да» — О баллов.
Затем баллы по отдельной субшкале (вовлеченности, контроля и принятия риска) по прямым и обратным пунктам суммируются. Суммы получаем по каждой субшкале.
Далее вычисляется общий балл жизнестойкости — путем суммирования данных по трем субшкалам.
Источник
Тест жизнестойкости. Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева.
Тест жизнестойкости представляет собой адаптацию Леонтьевым Д.А. опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди.
Жизнестойкость – это система убеждений о себе, мире, отношениях с ним, которые позволяют человеку выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации. В одной и той же ситуации человек с высокой жизнестойкостью реже испытывает стресс и лучше справляется с ним. Жизнестойкость включает в себя три сравнительно самостоятельных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска.
Понятие жизнестойкости аналогично понятию «отвага быть», введенному П. Тиллихом в рамках экзистенциализма — направления в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека, не сводимой к общим схемам. Экзистенциальная отвага предполагает готовность «действовать вопреки» — вопреки онтологической тревоге, тревоге потери смысла, вопреки ощущению «заброшенности» (М. Хайдеггер). Именно жизнестойкость позволяет человеку выносить неустранимую тревогу, сопровождающую выбор будущего (неизвестности), а не прошлого (неизменности) в ситуации экзистенциальной дилеммы.
Тест жизнестойкости (Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева).
Инструкция.
Прочитайте следующие утверждения и выберите тот вариант ответа ( «нет», «скорее нет, чем да», «скорее да, чем нет», «да») , который наилучшим образом отражает Ваше мнение.
Здесь нет правильных или неправильных ответов, так как важно только Ваше мнение.
Просьба работать в темпе, подолгу не задумываясь над ответами. Отвечайте последовательно, не пропуская вопросов.
Тестовый материал (вопросы утверждения)
- Я часто не уверен в собственных решениях.
- Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела.
- Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели.
- Я постоянно занят, и мне это нравится.
- Часто я предпочитаю «плыть по течению».
- Я меняю свои планы в зависимости от обстоятельств.
- Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня.
- Непредвиденные трудности порой сильно утомляют меня.
- Я всегда контролирую ситуацию настолько, насколько это необходимо.
- Порой я так устаю, что уже ничто не может заинтересовать меня.
- Порой все, что я делаю, кажется мне бесполезным.
- Я стараюсь быть в курсе всего происходящего вокруг меня.
- Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
- Вечером я часто чувствую себя совершенно разбитым.
- Я предпочитаю ставить перед собой труднодостижимые цели и добиваться их.
- Иногда меня пугают мысли о будущем.
- Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь то, что задумал.
- Мне кажется, я не живу полной жизнью, а только играю роль.
- Мне кажется, если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете.
- Возникающие проблемы часто кажутся мне неразрешимыми.
- Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш.
- Я люблю знакомиться с новыми людьми.
- Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, что он просто не умеет видеть интересное.
- Мне всегда есть чем заняться.
- Я всегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруг.
- Я часто сожалею о том, что уже сделано.
- Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучш их времен.
- Мне трудно сближаться с другими людьми.
- Как правило, окружающие слушают меня внимательно.
- Если бы я мог, я многое изменил бы в прошлом.
- Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен.
- Мне кажется, жизнь проходит мимо меня.
- Мои мечты редко сбываются.
- Неожиданности дарят мне интерес к жизни.
- Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны.
- Порой я мечтаю о спокойной размеренной жизни.
- Мне не хватает упорства закончить начатое.
- Бывает, жизнь кажется мне скучной и бесцветной.
- У меня нет возможности влиять на неожиданные проблемы.
- Окружающие меня недооценивают.
- Как правило, я работаю с удовольствием.
- Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей.
- Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются.
- Друзья уважают меня за упорство и непреклонность.
- Я охотно берусь воплощать новые идеи.
Обработка результатов теста.
Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3 («нет» — 0 баллов, «скорее нет, чем да» — 1 балл, «скорее да, чем нет» — 2 балла, «да» — 3 балла), ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до О («нет» — 3 балла, «да» — 0 баллов). Затем суммируется общий балл жизнестойкости и показатели для каждой из 3 субшкал (вовлеченности, контроля и принятия риска). Прямые и обратные пункты для каждой шкалы представлены ниже.
Ключ к тесту жизнестойкости.
4, 12, 22, 23, 24, 29, 41
2, 3, 10, 11, 14, 28, 32, 37, 38, 40, 42
9, 15, 17, 21, 25, 44
1, 5, 6, 8, 16, 20, 27, 31, 35, 39, 43
7, 13, 18, 19, 26, 30, 33, 36
Интерпретация (расшифровка) к тесту жизнестойкости.
Выраженность жизнестойкости в целом и ее компонентов препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания, копинг стратегий (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых.
Вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.
Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность.
Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому — ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.
Принятие риска (challenge) — убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, — неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.
Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее. Их развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком. В частности, для увеличения вовлеченности принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.
Мадди подчеркивает важность выраженности всех трех компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях. Можно говорить как об индивидуальных различиях каждого из трех компонентов в составе жизнестойкости, так и о необходимости их согласованности между собой и с общей (суммарной) мерой жизнестойкости.
Источник
Тест жизнестойкости личности
Тест жизнестойкости помогает человеку разобраться в себе, в своих отношениях с окружающим миром, понять каких аспектов не хватает для его успешности и гармонии с самим собой. В статье речь пойдет о том, что из себя представляют задания и как появился современный тестовый опросник, а также как расшифровать результаты и стоит ли расстраиваться, если получили низкие баллы.
Тест жизнестойкости Мадди
Основоположником тестирования на жизнестойкость считают известного психолога Сальваторе Мадди, который создал опросник утверждений Hardiness Survey на английском языке в 1984 году. Контрольной группой для исследования Мадди и помогающих ему авторов, стали работники довольно большой компании штата Иллинойс (более 400 человек), занимающейся коммуникациями. Сотрудники находились в состоянии стресса в связи с изменением американского законодательства в сфере телекоммуникаций и возможными рисками сокращение количества сотрудников, уменьшения заработной платы и т. д.
В результате ожидания вердикта руководства компании рядовые менеджеры испытывали эмоциональные перегрузки и сильный стресс, при этом у них развивались новые соматические нарушения или происходило обострение хронических заболеваний, психических патологий.
Так, исследователи отметили стойкую обратнопропорциональную зависимость между высокими показателями составляющих жизнестойкости и развитием серьезных соматических болезней на протяжении года после стрессовой ситуации, а также частоты возникновения различных патологий в течение 10 лет. Прослеживалось, чем индивидуум был более стрессоустойчив, имел четкую жизненную позицию, не зависел от мнения окружающих, не боялся перемен и др., тем у него был меньший риск возникновения заболевания или обострения уже имеющейся патологии.
Интересно: экспериментальным путем было доказано, что показатели жизнестойкости не зависят от пола, расы, семейного положения, вероисповедания и др., только от состояния нервной, иммунной систем, здоровья испытуемого в целом и его личностных характеристик, еще может меняться с возрастом (в зависимости от приобретенного опыта).
Для создания заданий первого опросника были использованы шесть шкал разных тестов: отчуждения С. Мадди, Калифорнийского (оценивания целей Хана), Дж. Роттера (на локус контроль), Д. Джексона (личных особенностей). Он состоял из 18 наиболее валидных (соответствующих требованиям, надежных) пунктов, которые были отобраны в результате исследований и освещали все компоненты жизнестойкости.
Тест жизнестойкости Леонтьева и Рассказовой
Адаптационный, наиболее известный русскоязычный, вариант англоязычной версии тестового опросника на жизнестойкость Мадди был представлен Д. А. Леонтьевым и Е. И. Рассказовой. Авторами были протестированы более 700 человек как без каких-либо психических отклонений, так и с заболеваниями (например, шизофренией). В результате были отобраны самые лучшие задания, которые дают оптимальное представление о возможности справляться со стрессовыми факторами и адаптироваться в окружающем мире личности.
Понятие и компоненты
Понятие жизнестойкость (hardiness) представляет собой определенную систему убеждений о себе, об окружающем мире и своем взаимодействии с ним. Включает в себя 3 значимых составляющих:
- Вовлеченность (commitment). Если человек испытывает удовольствие от «участие в происходящем» и понимает, что может воздействовать на процесс, то он чувствует — «мир меня принимает», при этом он уверен в себе и счастлив. В обратном случае люди себя чувствуют отвергнутыми, никчемными и ненужными.
- Контроль (control). Является убеждением в том, что можно контролировать результат происходящего путем влияния на него. Индивидуум с хорошо развитой данной составляющей является «хозяином своей жизни» — четко знает чего хочет, ставит перед собой цели и добивается их. В противоположном варианте человек ощущает свою беспомощность, «сдается и плывет по течению».
- Принятие возможных рисков (challenge). В основе этого компонента лежит четкая уверенность в том, что без опыта (безразлично – положительного или отрицательного) не может быть развития и «движения вперед». При этом всегда существуют возможные риски и в этом нет ничего страшного, к ним необходимо относится, как к обязательной составляющей жизни. Так, успешный человек идет вперед, несмотря на возможные риски, извлекая ценный опыт даже из поражений, тогда, как «неудачник» предпочитает занять свою зону комфорта и «оставаться на месте», а в итоге так и остается неудовлетворенным своей жизнью и собой.
Задания Леонтьева и Рассказовой помогают протестировать все компоненты жизнестойкости и оценить ее саму. Они представляют из себя 45 пунктов прямых и обратных вопросов-утверждений.
Тест по 45 пунктам
При прохождении задания тестируемый должен выбрать правильный ответ на свое усмотрение:
- да;
- скорее да, чем нет;
- скорее нет, чем да;
- нет.
Задания тестового опросника:
После прохождения тестовых заданий, необходимо правильно подсчитать свои баллы:
• за прямые утверждения (ответ «нет» — 0 баллов, «скорее да, чем нет» — 1 балл, «скорее нет, чем да» — 2, «да» — 3);
• за обратные утверждения (расчет идет наоборот, где «нет» — это 3 балла, а «да» — 0).
Вот ключ к вычислению результатов тестирования:
Затем баллы высчитываются по ключу и суммируются для определения жизнестойкости. После чего можно оценить себя по 3 составляющим и определить какова жизнестойкость. Сравнить со среднестатистическими показателями и стандартными отклонениями.
Необходимо знать: С. Мадди считал, что для полноценной жизни и жизнедеятельности личности, хорошей стрессоустойчивости важные все 3 компонента жизнестойкости в отдельности, а также их суммарная составляющая, но любой результат необходимо рассматривать в рамках конкретной личности.
Тест жизнестойкость: интерпретация разочаровала – что делать?
Если подсчет баллов и оценка результатов при тестировании на жизнестойкость оказались хуже, чем ожидалось, не стоит расстраиваться, всегда есть возможность улучшить положение вещей:
- Пересмотрите свои приоритеты и ценности. Никогда не мешает задуматься над тем, что в жизни не так: какие факторы мешают быть более успешным, востребованным, счастливым. Возможно стоит поменять ориентиры и выйти из «зоны комфорта». Поставьте себе конкретные цели, распишите промежуточные этапы и идите вперед.
- Работайте над собой, как над личностью. В первую очередь над волевыми составляющими. Возьмите под контроль свою жизнь!
- Не бойтесь рисковать и действовать. Займите активную жизненную позицию!
- Найдите себе «союзников» для удачного старта. Иногда так трудно сдвинуться с «мертвой точки» — не хватает мотивации, страшно или стыдно, лень и др. Поэтому первое время важна поддержка близких, заменить ее может посещение личного психотерапевта и проработка проблем, тренинги, мотивирующие на успех, повышающие веру в себя и т. д.
- Забота о здоровье и правильный образ жизни. Конечно, на некоторые факторы, например, как на тип высшей нервной деятельности и темперамент – человек повлиять не может, но вот укрепить иммунитет, улучшить состояние нервной системы, повысить жизненный потенциал, тонус и др. – это вполне по силам.
Обратите внимание: все составляющие жизнестойкости развиваются в детском и подростковом возрасте. Вот почему ребенку так необходимы тепло, забота, поддержка и одобрение со стороны самых близких. Конечно, исправить недостатки воспитания и внимания можно, проработав проблемы во взрослом возрасте. Но иногда это довольно тяжело и без квалифицированного специалиста не обойтись.
В заключении хотелось бы отметить, что низкие баллы теста жизнестойкости – это не повод для расстройства, а повод для начала работы над собой и улучшения качественных характеристик своей жизни!
Источник
Тест «Жизнестойкость» Д. А. Леонтьева
Инструкция:ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, отмечая галочкой тот ответ, который наилучшим образом отражает Ваше мнение.
Текст опросника.
№ | Вопросы | нет | скорее нет, чем да | скорее да, чем нет | да |
1 | Я часто не уверен в собственных решениях. | ||||
2 | Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела. | ||||
3 | Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели. | ||||
4 | Я постоянно занят, и мне это нравится. | ||||
5 | Часто я предпочитаю «плыть по течению». | ||||
6 | Я меняю свои планы в зависимости от обстоятельств. | ||||
7 | Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня. | ||||
8 | Непредвиденные трудности порой сильно утомляют меня | ||||
9 | Я всегда контролирую ситуацию настолько, насколько это необходимо. | ||||
10 | Порой я так устаю, что уже ничто не может заинтересовать меня. | ||||
11 | Порой все, что я делаю, кажется мне бесполезным. | ||||
12 | Я стараюсь быть в курсе всего происходящего вокруг меня. | ||||
13 | Лучше синица в руках, чем журавль в небе. | ||||
14 | Вечером я часто чувствую себя совершенно разбитым. | ||||
15 | Я предпочитаю ставить перед собой труднодостижимые цели и добиваться их. | ||||
16 | Иногда меня пугают мысли о будущем. | ||||
17 | Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь то, что задумал. | ||||
18 | Мне кажется, я не живу полной жизнью, а только играю роль. | ||||
19 | Мне кажется, если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете. | ||||
20 | Возникающие проблемы часто кажутся мне неразрешимыми. | ||||
21 | Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш. | ||||
22 | Я люблю знакомиться с новыми людьми. | ||||
23 | Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, что он просто не умеет видеть интересное. | ||||
24 | Мне всегда есть чем заняться. | ||||
25 | Я всегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруг. | ||||
26 | Я часто сожалею о том, что уже сделано. | ||||
27 | Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучших времен. | ||||
28 | Мне трудно сближаться с другими людьми. | ||||
29 | Как правило, окружающие слушают меня внимательно. | ||||
30 | Если бы я мог, я многое изменил бы в прошлом. | ||||
31 | Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен. | ||||
32 | Мне кажется, жизнь проходит мимо меня. | ||||
33 | Мои мечты редко сбываются. | ||||
34 | Неожиданности дарят мне интерес к жизни. | ||||
35 | Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны. | ||||
36 | Порой я мечтаю о спокойной размеренной жизни. | ||||
37 | Мне не хватает упорства закончить начатое. | ||||
38 | Бывает, жизнь кажется мне скучной и бесцветной. | ||||
39 | У меня нет возможности влиять на неожиданные проблемы. | ||||
40 | Окружающие меня недооценивают. | ||||
41 | Как правило, я работаю с удовольствием. | ||||
42 | Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей. | ||||
43 | Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются. | ||||
44 | Друзья уважают меня за упорство и непреклонность. | ||||
45 | Я охотно берусь воплощать новые идеи. |
Обработка результатов:
Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3 («нет» — 0 баллов, «скорее нет, чем да» — 1 балл, «скорееда, чем нет» — 2 балла, «да» — 3 балла);
ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до О («нет» — 3 балла, «да» — 0 баллов). Затем суммируется общий балл жизнестойкости и показатели для каждой из 3 субшкал (вовлеченности, контроля и принятия риска). Прямые и обратные пункты для каждой шкалы представлены ниже.
Ключи к Тесту жизнестойкости
Шкала | Прямые пункты | Обратные пункты |
Вовлеченность | 4, 12, 22, 23, 24, 29, 41 | 2, 3, 10, 11, 14, 28, 32, 37, 38, 40, 42 |
Контроль | 9, 15, 17, 21, 25, 44 | 1, 5, 6, 8, 16, 20, 27, 31, 35, 39, 43 |
Принятие риска | 34, 45 | 7, 13, 18, 19, 26, 30, 33, 36 |
Уровни жизнестойкости и ее шкал
Уровни | Жизнестойкость | Вовлеченность | Контроль | Принятие риска |
Высокий | 99 и выше | 45 и выше | 37 и выше | 18 и выше |
Средний | 63-98 | 30-44 | 21-36 | 10-17 |
Низкий | 62 и ниже | 29 и ниже | 20 и ниже | 9 и ниже |
Интерпретация результатов
Выраженность жизнестойкости в целом и ее компонентов препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых [Леонтьев Д.А, Е.И. Рассказова Тест жизнестойкости Изд.: Смысл, Москва, 2006г].
Вовлеченность определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность.
Контроль представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому — ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.
Принятие риска — убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, — неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.
Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее. Их развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком. В частности, для увеличения вовлеченности принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.
Дата добавления: 2019-07-17 ; просмотров: 348 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник