Тесты для уик 2020 с ответами
Тест для наблюдателей и членов избирательных комиссий.
Попробуйте проверить свои знания, готовы ли вы контролировать процесс голосования и итоговый подсчёт голосов на избирательном участке.
На каждый вопрос нужно выбрать только 1 ответ.
- Что должно стоять на правильно заверенной копии итогового протокола?
а. Подписи всех членов комиссии, печать, дата/время выдачи основного протокола, дата/время выдачи копии, номер копии, Фамилия и роспись получившего копию.
б. Подпись председателя, фамилия и инициалы, печать
в. Подпись председателя, заместителя председателя или секретаря, запись «Верно» или «Копия верна», фамилия и инициалы, дата и время заверения копии, печать, а также порядковый номер копии протокола.
г.Достаточно простой ксерокопии правильно заполненного протокола.
- Кто должен заносить паспортные данные в списки избирателей?
а. Член комиссии с правом решающего голоса.
б. Избиратель
в. Член комиссии с правом совещательного голоса
г. Избиратель. По просьбе избирателя номер паспорта может занести член комиссии с правом решающего голоса.
- Разрешены ли лотереи, связанные с выборами, в период избирательной компании?
а.Разрешены
б. Разрешены, если их проводят государственные органы
в. Разрешены, если принять участие в них имеет право каждый избиратель.
г. Запрещены
- Кто может находиться на избирательном участке в момент подсчёта бюллетеней?
а. Члены комиссии, наблюдатели, представители прессы, члены вышестоящей комиссии, кандидаты, доверенные лица кандидатов.
б. Члены комиссии, наблюдатели, депутаты, члены вышестоящей комиссии, кандидаты, доверенные лица кандидатов.
в. Члены комиссии, наблюдатели, представители прессы, депутаты, члены вышестоящей комиссии, кандидаты, доверенные лица кандидатов
г. Члены комиссии, наблюдатели, представители прессы, представители администрации, члены вышестоящей комиссии, кандидаты, доверенные лица кандидатов
- Во сколько закрываются избирательные участки?
а.Зависит от уровня выборов
б. в 20:00
в. в 21:00
г. в 22:00
- Член комиссии с правом совещательного голоса в отличие от члена комиссии с правом решающего голоса не имеет права:
а. Обжаловать действия или бездействия избирательной комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.
б. Ставить комиссии вопросы и требовать проведения по этим вопросам голосования.
в. Участвовать в голосованиях комиссии.
г. Знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, с подписными листами, финансовыми отчётами кандидатов, избирательными бюллетенями).
д. Не имеет права на всё вышеперечисленное.
- Может ли количество избирательных бюллетеней обнаруженных в ящиках для голосования отличаться от отмеченного в списках избирателей количества выданных на участке бюллетеней?
а. Может
б. Не может
в. Может только в меньшую сторону
г. Может только в большую сторону
- Обязан ли председатель выдать копию протокола члену комиссии с правом совещательного голоса?
а.Только если участок оборудован копировальной техникой.
б. Только если участок оборудован копировальной техникой или если председателю предоставили самостоятельно заполненный бланк копии
в. Обязан, только члену комиссии с правом решающего голоса
г. Обязан, по требованию немедленно после подписания протокола об итогах голосования.
- Имеет ли право председатель комиссии удалить члена комиссии(с совещательным или решающим голосом) из помещения для голосования?
а. Да.
б. Нет, только комиссия своим мотивированным решением.
в. Нет, только в случае если он занимается предвыборной агитацией комиссия, своим мотивированным решением в письменной форме имеет право лишь отстранить его от работы.
- Член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса оба имеют право:
а.Задавать вопросы и выступать на заседаниях комиссии.
б. Задавать вопросы и выступать на заседаниях комиссии, проверять правильность заполнения списков избирателей, а так же правильность подсчёта голосов.
в. Задавать вопросы и выступать на заседаниях комиссии, проверять правильность заполнения списков избирателей, а так же правильность подсчёта голосов, вправе лично знакомиться с любыми документами и материалами избирательной комиссии и получать копии документов, не содержащих конфиденциальную информацию.
г. Задавать вопросы и выступать на заседаниях комиссии, проверять правильность заполнения списков избирателей, а так же правильность подсчёта голосов, вправе лично знакомиться с любыми документами и материалами избирательной комиссии и получать копии документов, не содержащих конфиденциальную информацию.
д. Задавать вопросы и выступать на заседаниях комиссии, проверять правильность заполнения списков избирателей, а так же правильность подсчёта голосов, вправе лично знакомиться с любыми документами и материалами избирательной комиссии и получать копии документов, не содержащих конфиденциальную информацию, составлять протоколы об административных правонарушениях.
е. Задавать вопросы и выступать на заседаниях комиссии, проверять правильность заполнения списков избирателей, а так же правильность подсчёта голосов, вправе лично знакомиться с любыми документами и материалами избирательной комиссии и получать копии документов, не содержащих конфиденциальную информацию, участвовать в подсчёте избирательных бюллетеней.
- Кто может быть удалён из помещения для голосования решением комиссии?
а. Наблюдатель
б. Наблюдатель, член комиссии с правом совещательного голоса
в. Наблюдатель, член комиссии с правом совещательного голоса, член комиссии с правом решающего голоса
- Разрешено ли кандидатам и их доверенным лицам организованно подвозить избирателей на участок для голосования?
а. Разрешено
б. Запрещено
в. Разрешено если автотранспорт предоставляют муниципальные службы
г. Разрешено если осуществляется выезд сотрудников одной организации
- Может ли жена проголосовать вместо мужа?
а. Может
б. Не может
в. Может если прописки совпадают
г. Может если совпадают прописки и жена может предъявить паспорт мужа и нотариально заверенную доверенность на право голосования.
- Можно ли проголосовать по заграничному паспорту на участке в Российской Федерации?
а. Можно
б. Нельзя
в. Можно, но только в случае если вы голосуете по открепительному удостоверению
- При голосовании избирателя по открепительному удостоверению, у кого должен остаться отрывной талон открепительного удостоверения, если он предусмотрен?
а.У члена комиссии остаётся отрывной талон, у избирателя остаётся открепительное удостоверение для голосования во втором туре, если он состоится
б. У члена комиссии остаётся открепительное удостоверение, у избирателя остаётся отрывной талон, для голосования во втором туре, если он состоится
- При голосовании избирателя по открепительному удостоверению, у кого должно остаться открепительное удостоверение, если отрывной талон не предусмотрен?
а. У члена комиссии
б. У избирателя
- Вы член УИК и пришли в квартиру с ящиком для выездного голосования. В квартире находится гражданин способный подтвердить своё активное избирательное право. Имеет ли он право проголосовать?
а. Имеет.
б. Имеет, если он предварительно записался на выездное голосование.
в. Имеет, если он зарегистрирован в данной квартире.
г. Имеет, если хоть один член его семьи записался на выездное голосование и у Вас есть достаточное количество избирательных бюллетеней.
- Избиратели, обладающие активным избирательным правом, находящиеся в день голосования в местах временного пребывания, включаются в список избирателей:
а. на основании заявления, не позднее чем за 3 дня до дня голосования решением избирательной комиссии
б. в день голосования на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина
в. в день голосования на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и открепительного удостоверения.
г. Верны ответы а и в
- Вы пришли на избирательный участок и долго изучали стенд с кандидатами. В это время наступило время, когда избирательный участок должен закрыться для подсчёта голосов. Вы
а. Обязаны покинуть участок
б. Обязаны получить бюллетень и проголосовать
в. Имеете право получить бюллетень и проголосовать
г. Так как участок должен закрываться вовремя вы, если вовремя его не покинете, вынуждены будете остаться на нём до окончания подсчёта голосов.
- Какой бюллетень считается действительным ЗА кандидата Иванова?
а. С вычеркнутой фамилией Иванова вместе с квадратом справа от фамилии
б. С вычеркнутыми всеми фамилиями вместе с соответствующими квадратами, кроме фамилии Иванов и квадрата напротив него.
в. С обведённым в кружок квадратом напротив фамилии Иванов
г. С надписью внизу бюллетеня «ЗА ИВАНОВА»
д. Верны ответы а и в
- Что такое «активное избирательное право»?
а. Право голосовать (избирать) на конкретном избирательном округе
б. Право быть избранным
в. Верны ответы 1 и 2
- Что такое «пассивное избирательное право»?
а. Право голосовать (избирать) на конкретном избирательном округе
б. Право быть избранным
в. Верны ответы 1 и 2
- В какой последовательности УИК выполняет следующие действия?
а. Подводит итоги по спискам, пересчитывает и погашает неиспользованные бюллетени, вскрывает ящики для голосования, подсчитывает голоса.
б. Подводит итоги по спискам, вскрывает ящики для голосования, подсчитывает голоса, пересчитывает и погашает неиспользованные бюллетени.
в. Пересчитывает и погашает неиспользованные бюллетени, подводит итоги по спискам, вскрывает ящики для голосования, подсчитывает голоса.
г. Вскрывает ящики для голосования, подсчитывает голоса, пересчитывает и погашает неиспользованные бюллетени, поводит итоги по спискам.
- В какой момент протокол УИК вносится в увеличенную форму сводной таблицы ТИК?
а. После внесения в ГАС «ВЫБОРЫ» и проверки системным администратором
б. После проверки правильности протокола и приложений к нему членом ТИК
в. После внесения в ГАС «ВЫБОРЫ и проверки системным администратором, а также после проверки правильности протокола и приложений к нему членом ТИК
г. Немедленно после прибытия члена УИК с первым экземпляром протокола УИК
д. Порядок определяет ТИК на своём заседании
е. Порядок не определяется Tags: Выборы
Источник
Тест с ответами по избирательному праву
1. В течение какого времени должно быть официальное опубликование результатов выборов Президента Российской Федерации осуществляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации?
а) В течение трех дней со дня подписания протокола; +
б) В течение 10 дней со дня подписания протокола;
в) В день подписания протокола;
2. Как называют неучастие избирателей в выборах?
а) пассивным избирательным правом;
б) активным избирательным правом;
в) аутизмом;
г) абсентеизмом.+
3. За сколько дней образуются избирательные участки?
а) 25 дней;
б) 30 дней;
в) 35 дней;
г) 45 дней; +
4. Закончите предложение:
«Возрастной ценз…».
а) предполагает, что за лицом признаются избирательные права лишь после того, как оно проживет в данной стране или данной местности определенное время;
б) означает, что к выборам допускаются лишь лица, состоящие в гражданстве данного государства не менее установленного срока;
в) означает признание за лицом избирательных прав по достижению определенного возраста;+
г) заключается в требовании, чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже, чем на опре¬деленную сумму или чтобы он уплачивал налоги определенно¬го размера.
5. Сколько лет должно быть гражданину на момент выборов, чтобы избираться Депутатом Государственной Думы ФС РФ?
а) 25 лет;
б) 18 лет;
в) 21 года;+
г) 30 лет;
6. Закончите предложение:
«Моральный ценз …».
а) предполагает определенные нравственные требования к избирателю;+
б) предполагает принадлежность избирателя к определенной религии;
в) предполагал недопущение к выборам женщин;
г) означает признание за лицом избирательных прав по достижению определенного возраста.
7. Не позднее какого времени территориальная комиссия передает по акту участковым комиссиям первый экземпляр списка избирателей, участников референдума конкретного избирательного участка, участка референдума?
а) Не позднее 20 дней;+
б) Не позднее 30 дней;
в) Не позднее 15 дней;
г) Не позднее 45 дней;
8. Закончите предложение:
«Имущественный ценз …».
а) предполагает, что за лицом признаются избирательные права лишь после того, как оно проживет в данной стране или данной местности определенное время;
б) означает, что к выборам допускаются лишь лица, состоящие в гражданстве данного государства не менее установленного срока;
в) означает признание за лицом избира¬тельных прав по достижению определенного возраста;
г) заключается в требовании, чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже, чем на опре¬деленную сумму или чтобы он уплачивал налоги определенного размера.+
9. Закончите предложение:
« Ценз пола …».
а) предполагает определенные нравствен¬ные требования к избирателю;
б) предполагает принадлежность избира¬теля к определенной религии;
в) предполагал недопущение к выборам женщин;+
г) означает признание за лицом избирательных прав по достижению определенного возраста.
10. Кем могут быть назначены выборы депутатов ГД ФС РФ?
а) Президентом РФ; +
б) Советом Федерации ФС РФ;
в) Центральной избирательной комиссией РФ;
11. В течение какого времени нельзя провести референдум?
а) Шести месяцев после отмены чрезвычайного или военного положения;
б) Двенадцати месяцев после отмены чрезвычайного или военного положения;
в) Трех месяцев после отмены чрезвычайного или военного положения;+
12. Что такое мажоритарная система квалифицированного большинства?
а) система при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, т. е. больше голосов, чем любой из его соперников.
б) система которая для избрания требует абсолютного большинства голосов, т. е. более половины общего их числа.
в) система при которой избранным считается кандидат (список кандидатов), получивших квалифицированное большинство голосов.+
г) система в которой каждая политическая партия получает в парламенте или ином представитель-ном органе число мандатов, пропорциональное числу подан¬ных за нее голосов избирателей.
13. День голосования:
а) Первое воскресенье месяца после истечения конституционного срока, на который была избрана предыдущая дума; +
б) По решению ЦИК РФ; Первое воскресенье марта, после истечения четырех лет со дня избрания предыдущей думы;
14. Что такое мажоритарная система абсолютного большинства?
а) система при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, т. е. больше голосов, чем любой из его соперников.
б) система, которая для избрания требует абсолютного большинства голосов, т. е. более половины общего их числа.+
в) система при которой избранным считается кандидат (список кандидатов), получивших квалифицированное большинство голосов.
г) система в которой каждая политическая партия получает в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу подан¬ных за нее голосов избирателей.
Источник
ЦИК опубликовал тест для членов участковых комиссий
2012-06-23T13:11:00+04:00 2012-06-23T13:14:03+04:00 https://echo.msk.ru/blog/mrabuzin/902025-echo/ https://echo.msk.ru/files/734536.jpg Радиостанция «Эхо Москвы» https://echo.msk.ru//i/logo.png Андрей Бузин https://echo.msk.ru/files/734536.jpg
На сайте ЦИК РФ появился тест для проверки знаний членов участковых комиссий (http://www.cikrf.ru/banners/test/). Полагаю, что это – полезное начинание, которое может поспособствовать повышению законности голосования и подсчета голосов. Есть, правда сомнения, что члены УИК в своей массе будут по собственной инициативе пользоваться этим тестом, но «лиха беда – начало»: после доработки теста, его можно использовать, например, для назначения членов комиссий. Представьте себе картину: приходят двадцать претендентов на 10 мест в УИК и проходят на компьютере – как в ГИБДД – тест в присутствии представителей общественности. Назначаются, те, кто набрал больше баллов. Но что-то я размечтался…
Вот уж точно для кого полезен этот тест, так это – для наблюдателей. Настоящие наблюдатели (а как известно, есть и ненастоящие) все же существенно больше мотивированы, чем члены участковых комиссий. Тест в основном отражает те процедуры, которые предусмотрены законом при голосовании и подсчете голосов. Благо они не столь трудны, чтобы их не мог выполнить дееспособный гражданин.
В общем, хорошее дело сделала ЦИК (вероятно, — с подачи Ассоциации ГОЛОС, выпустившей в прошлом году несколько интерактивных пособий для наблюдателей и членов комиссий). Сделала, правда так, как смогла, в силу своих знаний и квалификации. Наверняка, освоив при этом немалое количество бюджетных средств.
Сам по себе тест представляет собой довольно бесхитростное, но автономно работающее Windows-приложение. Оно реализует окно с вопросами и вариантами ответов, а также счетчик правильных и неправильных ответов с возможностью просмотра правильных ответов по завершению теста. Можно заранее определить количество задаваемых вопросов (до 40) и ограничить суммарное время тестирования. Вопросы задаются в случайном порядке, а общее количество вопросов больше, чем 40, поэтому при повторном тесте вопросы пересекаются лишь частично.
Вопросы не совсем тривиальны и некоторые из них содержат подвох. Для правильных ответов надо прочитать статьи закона, касающиеся организации и проведения голосования и подсчета голосов.
Но возможностей для совершенствования теста, а также его авторов в части знания процедур еще предостаточно.
Во-первых, некоторые вопросы явно избыточны для теста, предлагаемого членам участковой комиссии, и были бы уместны скорее для членов вышестоящих комиссий. Например, вот такой вопрос: «В какой срок после официального опубликования результатов выборов может быть подана жалоба на нарушение избирательных прав граждан, имевшее место в период избирательной кампании» (Ответы: 1 год, 3 года, 5 лет). Ответ на этот вопрос представляет трудность даже для адвокатов (не говоря уже о судьях, прокурорах и следователях), поскольку он невнятно изложен как в гражданском кодексе, так и в административном. И зачем это знать члену УИК?
Во-вторых, некоторые вопросы требуют уточнения. Пример: «Что должно располагаться в поле зрения средств видеонаблюдения на избирательном участке в день голосования?». Каких средств? И откуда ответ на этот вопрос должен почерпнуть обычный член УИК?
В-третьих, есть вопросы, на которые нельзя дать однозначного ответа, поскольку этого ответа нет в законе. Например, федеральный закон не определяет, в каком случае считается недействительным бюллетень по многомандатному округу, а справедливо отсылает по тому вопросу к закону о конкретных выборах. Поэтому правильный ответ на вопрос «При проведении выборов по многомандатному избирательному округу какой избирательный бюллетень считается недействительным?» находится только в головах составителей программы (и их редакторов из ЦИК, если они были).
Или такой вопрос: «Если в избирательную комиссию в день голосования поступило заявление гражданина о нарушении законодательства о выборах, в какой срок ему должен быть дан ответ?» (Ответы: «В пятидневный срок», «После завершения проверки по заявлению», «Немедленно»). В помощи «50/50» (такой в тесте нет) было бы 2 последних ответа. В законе написано, что «комиссии обязаны … давать … письменные ответы … по обращениям, поступившим в день голосования … немедленно», но правильный ответ в головах автора теста – второй. Каков при этом срок проверки – не сообщается.
Некоторые плохо определенные законом процедуры, вообще обойдены в тесте. Впрочем, это, как раз понятно, потому, что ответы на них не определены, и в лучшем случае описаны в малоизвестных инструкциях ЦИК. Может ли, например, находящийся на действительной службе офицер проголосовать по своему военному билету, если он заранее не внесен в список избирателей? Или часто встречающийся вопрос, на который не знает ответ ни ЦИК, ни наши суды: можно ли голосовать по «временной регистрации»?
В четвертых, встречаются в ответах и ошибки. Так, например, в ответе на вопрос о процедуре заверения протокола, авторы теста забыли указать, что надо поставить на копии надпись «Копия верна». Иначе наш беспристрастный суд с подачи этой же комиссии скажет, что копия заверена неправильно.
В-пятых, и, возможно это – самое главное, я не заметил, чтобы тест акцентировал внимание на наиболее острых вопросах, которые постоянно вызывают конфликты на избирательных участках.
Массовые удаления наблюдателей на некоторых выборах просто требуют постановки некоторых вопросов в тесте. Например, «Какую ответственность несут члены УИК за незаконное удаление наблюдателя?» или «Может ли наблюдатель перемещаться по помещению для голосования?» или «Может ли наблюдатель производить фото— и видеосъемку в процессе голосования и подсчета голосов?»
Наиболее распространенные нарушения, совершаемые участковыми комиссиями, тоже требуют дополнительных вопросов. Ну, например, какую ответственность несет председатель УИК за неправильное заверение протокола или за непредставление возможности ознакомиться с документами комиссии?
Источник
Избиркомы подвергнут сертиЦИКации
Российский центр обучения избирательным технологиям (РЦОИТ) с 2021 года начнет выдавать сотрудникам избиркомов сертификаты о повышении квалификации по итогам обучения в центре. Как пояснила “Ъ” глава Центризбиркома (ЦИК) Элла Памфилова, наличие сертификата может учитываться при кадровых решениях, в том числе при переназначении. Первый поток обучающихся может приступить к занятиям в мае. Эксперты считают, что сертификат вряд ли гарантирует неучастие в фальсификациях, но может стать защитой от неквалифицированных кадров.
РЦОИТ был сформирован при ЦИКе в 1994 году для обучения организаторов выборов. Центр также обеспечивает участников избирательного процесса информационными материалами о предстоящих выборах. На мероприятия по повышению правовой культуры и обучению РЦОИТ в среднем тратит 20 млн руб. в год. В 2018 году ЦИК планировал реорганизовать центр из-за череды финансовых скандалов. С мая 2018 года РЦОИТ руководит Наталья Артыкаева.
Лицензию на осуществление образовательной деятельности РЦОИТ получил 27 октября. Теперь слушатели курса по итогам обучения должны подтверждать полученные знания и получать сертификаты. По планам РЦОИТ, сертификация может затронуть не только сотрудников избиркомов. «Через какое-то время мы планируем выдавать также сертификаты представителям политических партий и наблюдателям, которые прошли у нас обучение»,— сообщила “Ъ” Наталья Артыкаева.
Сертификаты будут выдаваться только по итогам очного курса обучения.
Если эпидемиологическая ситуация позволит, то первый поток обучающихся приступит к занятиям в мае, отметила госпожа Артыкаева. Лекторами станут ведущие юристы, политологи, политтехнологи, члены ЦИКа и сотрудники аппарата. Финансирование будет осуществляться за счет средств, выделенных РЦОИТ на 2021 год (более 19,7 млн руб.). «Разбирать на курсе будем в первую очередь актуальные темы, связанные с выборами в Госдуму, новеллы избирательного законодательства. Прежде всего это работа на трехдневном голосовании и с сейф-пакетами»,— пояснила руководитель РЦОИТ.
По ее словам, сертификаты о дополнительном образовании смогут получить только те, кто смог успешно пройти проверочные задания. «Это новый вектор кадровой работы в системе, мы ставим перед собой цель в перспективе очистить избирательную систему от людей, обладающих сомнительными компетенциями»,— добавил она.
Элла Памфилова напомнила “Ъ”, что от кандидата на пост главы регионального избиркома закон требует наличия высшего образования. «РЦОИТ не стал вузом, он получил лицензию на дополнительное образование, то есть повышение квалификации,— пояснила она.— Повышение квалификации в первую очередь осуществляется в отношении работников, уже занятых в системе. Выданный по результатам обучения сертификат будет подтверждать повышение квалификации и, соответственно, может учитываться при дальнейших кадровых решениях, в том числе, например, при переназначении».
Но говорить о сертификате РЦОИТ как жестком фильтре для назначения нет правовых оснований, подчеркнула глава ЦИКа.
Ранее “Ъ” сообщал, что секретарь федерального совета Партии дела Алексей Лапушкин предложил ЦИКу закрепить в законе требование о наличии высшего юридического образования для председателей и членов избиркомов с правом решающего голоса. Он напомнил, что с момента образования ЦИКа его члены были обязаны иметь юридическое образование, но с 2007 года от них требуется любое высшее образование. Для членов же нижестоящих комиссий образовательный ценз отсутствует вовсе, что, по мнению господина Лапушкина, сказывается на качестве их работы и приводит к формированию юридически неграмотных и непрофессиональных комиссий, которые относятся к букве закона формально. Члены избиркомов, по словам партийца, путают нормы разных законов, требуют предоставления несуществующих документов и отказываются принимать необходимые бумаги.
Сопредседатель «Голоса» Григорий Мельконьянц считает, что инициативу РЦОИТ по началу образовательной деятельности стоит только приветствовать. «Это выход на новый уровень подготовки и учета квалификации членов комиссий. Не думаю, что наличие сертификата исключит из избирательного процесса фальсификаторов, но определенной защитой «от дурака» при грамотно составленной программе обучения это стать может»,— говорит он.
Глава Российской ассоциации политконсультантов Алексей Куртов считает правильным, чтобы обучение влияло на карьеру сотрудников избиркомов.
«Меняется законодательство, политические и организационные условия. Поэтому постоянное обучение, регулярное повышение профессиональной квалификации должны стать хорошим признаком того, что человек занимается своим делом. Поощрять таких, выращивать квалифицированные кадры — это одна из малоочевидных, но важных задач в деятельности ЦИКа»,— уверен эксперт.
Электоральный юрист Роман Смирнов полагает, что РЦОИТ не стоит спешить с обучением наблюдателей, так как это может вызвать ряд вопросов. «У Общественной палаты, которая занялась обучением наблюдателей, не хватает для этого образовательных мощностей. А включение РЦОИТ может быть воспринято оппозицией как желание ЦИКа дать не только знания, но и определенные политические установки. Поэтому лучше сосредоточиться на взаимодействии с избиркомами»,— считает он.
Источник
ЦИК опубликовал тест для членов участковых комиссий
На сайте ЦИК РФ появился тест для проверки знаний членов участковых комиссий (http://www.cikrf.ru/banners/test/). Полагаю, что это – полезное начинание, которое может поспособствовать повышению законности голосования и подсчета голосов. Есть, правда сомнения, что члены УИК в своей массе будут по собственной инициативе пользоваться этим тестом, но «лиха беда – начало»: после доработки теста, его можно использовать, например, для назначения членов комиссий. Представьте себе картину: приходят двадцать претендентов на 10 мест в УИК и проходят на компьютере – как в ГИБДД – тест в присутствии представителей общественности. Назначаются, те, кто набрал больше баллов. Но что-то я размечтался…
Вот уж точно для кого полезен этот тест, так это – для наблюдателей. Настоящие наблюдатели (а как известно, есть и ненастоящие) все же существенно больше мотивированы, чем члены участковых комиссий. Тест в основном отражает те процедуры, которые предусмотрены законом при голосовании и подсчете голосов. Благо они не столь трудны, чтобы их не мог выполнить дееспособный гражданин.
В общем, хорошее дело сделала ЦИК (вероятно, — с подачи Ассоциации ГОЛОС, выпустившей в прошлом году несколько интерактивных пособий для наблюдателей и членов комиссий). Сделала, правда так, как смогла, в силу своих знаний и квалификации. Наверняка, освоив при этом немалое количество бюджетных средств.
Сам по себе тест представляет собой довольно бесхитростное, но автономно работающее Windows-приложение. Оно реализует окно с вопросами и вариантами ответов, а также счетчик правильных и неправильных ответов с возможностью просмотра правильных ответов по завершению теста. Можно заранее определить количество задаваемых вопросов (до 40) и ограничить суммарное время тестирования. Вопросы задаются в случайном порядке, а общее количество вопросов больше, чем 40, поэтому при повторном тесте вопросы пересекаются лишь частично.
Вопросы не совсем тривиальны и некоторые из них содержат подвох. Для правильных ответов надо прочитать статьи закона, касающиеся организации и проведения голосования и подсчета голосов.
Но возможностей для совершенствования теста, а также его авторов в части знания процедур еще предостаточно.
Во-первых, некоторые вопросы явно избыточны для теста, предлагаемого членам участковой комиссии, и были бы уместны скорее для членов вышестоящих комиссий. Например, вот такой вопрос: «В какой срок после официального опубликования результатов выборов может быть подана жалоба на нарушение избирательных прав граждан, имевшее место в период избирательной кампании» (Ответы: 1 год, 3 года, 5 лет). Ответ на этот вопрос представляет трудность даже для адвокатов (не говоря уже о судьях, прокурорах и следователях), поскольку он невнятно изложен как в гражданском кодексе, так и в административном. И зачем это знать члену УИК?
Во-вторых, некоторые вопросы требуют уточнения. Пример: «Что должно располагаться в поле зрения средств видеонаблюдения на избирательном участке в день голосования?». Каких средств? И откуда ответ на этот вопрос должен почерпнуть обычный член УИК?
В-третьих, есть вопросы, на которые нельзя дать однозначного ответа, поскольку этого ответа нет в законе. Например, федеральный закон не определяет, в каком случае считается недействительным бюллетень по многомандатному округу, а справедливо отсылает по тому вопросу к закону о конкретных выборах. Поэтому правильный ответ на вопрос «При проведении выборов по многомандатному избирательному округу какой избирательный бюллетень считается недействительным?» находится только в головах составителей программы (и их редакторов из ЦИК, если они были).
Или такой вопрос: «Если в избирательную комиссию в день голосования поступило заявление гражданина о нарушении законодательства о выборах, в какой срок ему должен быть дан ответ?» (Ответы: «В пятидневный срок», «После завершения проверки по заявлению», «Немедленно»). В помощи «50/50» (такой в тесте нет) было бы 2 последних ответа. В законе написано, что « комиссии обязаны … давать … письменные ответы … по обращениям, поступившим в день голосования … немедленно », но правильный ответ в головах автора теста – второй. Каков при этом срок проверки – не сообщается.
Некоторые плохо определенные законом процедуры, вообще обойдены в тесте. Впрочем, это, как раз понятно, потому, что ответы на них не определены, и в лучшем случае описаны в малоизвестных инструкциях ЦИК. Может ли, например, находящийся на действительной службе офицер проголосовать по своему военному билету, если он заранее не внесен в список избирателей? Или часто встречающийся вопрос, на который не знает ответ ни ЦИК, ни наши суды: можно ли голосовать по «временной регистрации»?
В четвертых, встречаются в ответах и ошибки. Так, например, в ответе на вопрос о процедуре заверения протокола, авторы теста забыли указать, что надо поставить на копии надпись «Копия верна». Иначе наш беспристрастный суд с подачи этой же комиссии скажет, что копия заверена неправильно.
В-пятых, и, возможно это – самое главное, я не заметил, чтобы тест акцентировал внимание на наиболее острых вопросах, которые постоянно вызывают конфликты на избирательных участках.
Массовые удаления наблюдателей на некоторых выборах просто требуют постановки некоторых вопросов в тесте. Например, «Какую ответственность несут члены УИК за незаконное удаление наблюдателя?» или «Может ли наблюдатель перемещаться по помещению для голосования?» или «Может ли наблюдатель производить фото- и видеосъемку в процессе голосования и подсчета голосов?»
Наиболее распространенные нарушения, совершаемые участковыми комиссиями, тоже требуют дополнительных вопросов. Ну, например, какую ответственность несет председатель УИК за неправильное заверение протокола или за непредставление возможности ознакомиться с документами комиссии?
Источник