Цели и способы обобщения результатов анализа хозяйственной деятельности и выработки рекомендаций по их использованию
Важнейшим этапом анализа является интерпретация (выводы) и оформление его результатов. Поскольку оформление может быть в виде краткого или развернутого заключения, текстовой или графической информации, в методике четко оговаривается, в каком виде и кому представляются результаты проведенного анализа.
Любые результаты аналитического исследования деятельности организации в целом или его сегментов должны быть оформлены соответствующими документами. Это может быть аналитический отчет (пояснительная записка), справка, заключение.
Аналитический отчет (пояснительная записка) обычно составляется для внешних пользователей. Если результаты анализа предназначены для внутрихозяйственного использования, они оформляются в виде справки или заключения. Содержание аналитического отчета должно быть достаточно полным. Прежде всего он должен содержать общие вопросы, отражающие экономический уровень развития организации, условия его хозяйствования, характеристику ассортиментной и ценовой политики, конкурентоспособности продукции, широту и долю рынков сбыта продукции, репутацию организации, его имидж в деловом мире. Необходимо также указать положение товаров на рынках сбыта, т. е. на какой стадии жизненного цикла находится каждый товар на рынке (внедрения, роста и развития, зрелости, насыщения или спада). Следует охарактеризовать реальных и потенциальных конкурентов, указать сильные и слабые стороны их бизнеса. После этого необходимо отразить динамику показателей, характеризующих производственные и финансовые результаты, имущественное и финансовое состояние организации, его деловую активность, эффективность работы, перспективы развития.
Должна быть дана расшифровка агрегированных показателей отчетности (состав дебиторской и кредиторской задолженности, краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений, распределения прибыли и др.), а также отражена информация по сегментам (выручка, затраты, прибыль, активы, обязательства сегментов по операционным и географическим признакам).
В аналитическом отчете дается также характеристика как положительных, так и отрицательных сторон деятельности организации за отчетный период, раскрываются объективные и субъективные внешние и внутренние факторы, повлиявшие на производственные и финансовые результаты его работы. Кроме того, излагается перечень мероприятий, направленных на устранение имевших место недостатков и повышение эффективности функционирования организации в будущем.
Аналитическая часть отчета должна быть обоснованной и конкретной. Она может содержать аналитические расчеты, таблицы, где сгруппированы необходимые для иллюстрации данные, графики, диаграммы и т. д. При ее оформлении особое внимание нужно уделять выводам и предложениям по результатам анализа. Они должны быть всесторонне обоснованными и направленными на улучшение результатов хозяйственной деятельности, освоение выявленных внутрихозяйственных резервов.
Содержание справки или заключения по результатам анализа, в отличие от пояснительной записки, может быть более конкретным, акцентированным на отражении недостатков или достижений, выявленных резервов, способов их освоения. Здесь может быть опушена общая характеристика организации и условий его деятельности.
Отдельно следует остановиться на бестекстовой форме представления результатов анализа. Она состоит из постоянного макета типовых аналитических таблиц, графиков и не содержит пояснительного текста. Аналитические таблицы и графики позволяют систематизировать, обобщить изучаемый материал и представить его в пригодной для восприятия форме. Формы таблиц могут быть самыми разнообразными. Они строятся в соответствии с требованиями анализа. Показатели в аналитических таблицах необходимо размещать таким образом, чтобы они одновременно использовались в качестве аналитического и иллюстративного материала. При этом не нужно стремиться дать в одной таблице все показатели работы организации или бросаться в другую крайность – вводить множество таблиц. Как универсализация, так и безмерное количество таблиц усложняют их использование. Аналитические таблицы и графики должны быть наглядными и простыми.
Такой порядок оформления результатов анализа в последнее время находит все большее применение. Он рассчитан на высококвалифицированных работников, способных самостоятельно разобраться в обработанной и систематизированной информации и принимать необходимые решения. Бестекстовый анализ повышает его действенность, так как при этом сокращается разрыв между выполнением анализа и использованием его результатов.
На практике наиболее существенные результаты заносяться в специально предусмотренные для этого разделы экономического паспорта организации. Наличие таких данных за несколько лет позволяет рассматривать результаты анализа в динамике.
Источник
Что такое обобщение: определение, особенности и методы
В общем случае определение слова «обобщение» – это представление явления в рамках своеобразного процесса познания окружающего мира. Человек, анализируя окружающую его среду, может обозначит некоторое устойчивое явление, выделить его. Самый простой способ обобщения реализуем на уровне восприятия – это константа. Мышление человека реализует обобщение через опосредованное применение орудий, сформулированных социумом. Берут в расчет разнообразные знаки, способы познания.
Применяя к реальности
Чаще всего обобщение и систематизация необходимы применительно к некоторым результатам. При этом речь идет об определении, какой группе присущи существенные, важные, ярко выраженные черты. Внимание обращают на ключевые качественные показатели. А вот все характеристики, которые характерны только отдельным объектам, необходимо отбросить.
Что такое обобщение для логики, проще всего понять, если представить процесс как индуктивный. Начинают с частного, постепенно переходят к более общему. Итоги, получаемые при организации некоторого исследования, зачастую описывают частные ситуации, отдельных индивидуумов, реакции, явления. Для объяснения полученного итога и проецирования его на более крупное сообщество необходимо обобщение. Статистика официально именует явление переносом итогов на популяцию с ограниченной выборки. Максимальный уровень – генеральная совокупность.
Эксперименты и анализы
Рассматривая обобщение и систематизацию знаний, следует особенное внимание обратить на экспериментальную практику и применение в ее рамках этого логического индуктивного подхода. Обычно процесс делится на четыре ключевых аспекта:
- ситуация;
- реакция;
- личность;
- взаимные связи компонентов.
В рамках обобщения необходимо проанализировать полученные результаты, чтобы их итоги перенести на обстоятельства уровнем выше, шире.
Реакции и личности
Рассматривая, что такое обобщение применительно к ответам, следует понимать, что разные субъекты показывают разную реакцию. Все полученные итоги можно при определенном ракурсе оценки свести в единую категорию. Для этого исследователь формулирует доказательную базу того факта, что отдельные различия не представляют собой действительно важных, они лишь частные и не оказывают существенного влияния на конечный итог или на взаимную связь реакции и ситуации.
В рамках рассмотрения, что такое обобщение, необходимо уделить внимание и пониманию этого явления на личностном уровне. При этом задача исследователя – доказать, что выборка репрезентативная. Необходимо показать, что реакции испытуемых соответствуют таким, которые показал бы опрос более многочисленного сообщества. Если множество компонуется на основании некоторого доминирующего признака, доказательство для обобщения довольно простое. Чаще всего упоминают о половом сходстве или принадлежности к одной возрастной группе, профессии, социальному слою или биологическому виду.
Об отношениях
Анализируя, что такое обобщение применительно к этому аспекту, следует разобраться, каким образом переменные, присутствующие в эксперименте, связаны меж собою. Для чистоты исследования обычно берут только две переменные. Уровни обобщения могут существенно отличаться, это определяется особенностями конкретного исследования. Увеличивая спектр связей, можно успешно сопоставлять более многочисленные переменные, учитывая разнообразные характеристики.
Обобщенная форма – это фактор, позволяющий объяснить частные особенности поведенческих реакций испытуемых. На практике такое обобщение опыта хорошо иллюстрируют эксперименты Павлова на условный рефлекс. Сперва связь была частная, у собаки провоцировалось слюноотделение вследствие звонка, но в скором времени удалось найти многочисленные стимулы. Расширение разнообразия испытуемых, ситуаций, ответов позволило определить условный рефлекс как явление, которое объединяет всех животных, имеющий высокий уровень организации. В это множество входит и человек.
Реалии нашей жизни
Зачастую метод обобщения на практике применяется не для научных целей, а ради воздействия на широкие слои населения. Такая техника позволяет сделать восприятие категорий для реципиента информации проще. Зачастую формируется некий образ, которому присваивается набор характеристик и дается конкретное наименование. Подобный ярлык применим в самых разных ситуациях, обобщенное понимание характеристик, которые он подразумевает, создано в общественном сознании, поэтому разночтений при восприятии информации не возникает.
Как говорят специалисты, такое обобщение понятий, связанное с формированием ярлыков, стимулирует людей мыслить невнятными категориями. В то же время довольно малый процент индивидуумов пытается самостоятельно определить характеристики попавшегося на глаза объекта, поскольку проще прибегнуть к ярлыкам. Фактически через них многообразие окружающего пространства четко разделяется на несколько групп, очерченных, строго определенных. Причисление к некоторым из них заранее дает отрицательное представление об индивидууме вне зависимости от его личностных особенностей.
Шаг в сторону
Обобщение знаний через навешивание ярлыков – особенность мышления современного человека, отойти от которой очень сложно. Даже люди, защищающие себя от информационного внешнего влияния, подвержены использованию ярлыков. Зачастую многие не замечают этого, не обращают внимание. Ярлык – это метод активизации ложной причинно-следственной связи. Человеческий мозг старается любую информацию быстро классифицировать, ориентируясь на объект действия, и сформулированные внешним миром ярлыки упрощают его задачу, но приводят к неверным ассоциациям.
Как показывает практика, зачастую изобретение ярлыков не нужно, достаточно лишь упомянуть о принадлежности человека к некоторой социальной группе. Это может быть условие нации, профессии, уровня дохода. Стоит лишь назвать кого-то, к примеру, мигрантом, и уже сразу в голове формируется представление на базе устоявшегося ярлыка. Половая принадлежность, склонность к некоторым привычкам или образу жизни, иные отличительные особенности личности запросто становятся ярлыками, искажающими общественное восприятие индивидуумов.
Так просто!
Если ярлык уже сложился, закрепить за ним конкретную окраску – задача простая, не требующая особенных усилий. Достаточно лишь зачастую через СМИ и иные способы передачи информации широким слоям общественности сообщать, что некоторое преступление совершил не просто гражданин А, а африканец, мигрант, европеец, и вскоре аудитория будет всех принадлежащих к этой группе людей связывать с преступными деяниями и обвинять в таковых при первой же возможности. Как показывает практика, нередко ярлыки, изначально сформованные как насмешливые, со временем перерастают в серьезную угрозу для людей, принадлежащих к попадающим под них категориям. О справедливости здесь, конечно же, и речь идти не может. Вместе с тем такое приписывание ярлыков отрицает право на индивидуальность, имеющееся у каждого современного человека.
Что делать?
Задача образованного, интеллигентного современного человека – избегать применения ярлыков. Чтобы реализовать это в своей жизни, в первую очередь нужно приучить себя замечать неадекватные, несправедливые обобщения. Зачастую в СМИ они видны уже по заголовку. Встречаясь с таким, человек, желающий противостоять влиянию на его способность адекватного восприятия, должен напоминать себе, что это лишь ярлык. Самостоятельно использовать их также не стоит, а в речи других – игнорировать. Многие применяют обобщения, даже не замечая.
Недопустимо применять ярлыки как средство доказательства свой точки зрения. Такое обобщение – ни в коем случае не аргумент, если речь не идет о научном эксперименте с доказательной базой, как выше уже было упомянуто об условном рефлексе. Обобщение качеств относительно индивидуума, явления – это манипуляторный прием, противоречащий научной сути обобщения как таковой.
Чистота эксперимента
Нередко обобщение приводит к неправильной подаче информации манипулятором вплоть до откровенного обмана. Ряд особенностей объекта, ставшего центром обсуждения, изменяется, преувеличивается или преуменьшается, а другие характеристики и вовсе приписываются исходя из фантазии. Предмет манипуляции в такой ситуации превращается в олицетворение тех качеств, на которые желает обратить внимание использующий ярлыки собеседник. Этот человек преследует целью заставить своего оппонента уверовать, что указанные свойства – наиболее характерные для обсуждаемого объекта, главные, в полной степени его характеризующие.
Источник
Формирование умений и навыков обобщения результатов исследования, формулирования общих выводов.
статья по естествознанию по теме
Согласно ФГОСам второго поколения у выпускника основной школы должны быть сформированы такие познавательные универсальные учебные действия (УУД), как:
- Установление причинно-следственных связей;
- Обобщение понятий;
- Осуществление сравнений;
- Построение логических рассуждений;
- Объяснение явлений, процессов, связей и отношений, выявленных в ходе исследования.
Развитие этих познавательных УУД особенно хорошо реализуется на уроках предметов естественнонаучного цикла при использовании исследовательских технологий. В данной статье приводятся ряд методов и методических приемов, используемых для развития таких познавательных УУД с использованием исследовательской технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_umeniy_i_navykov_obobshcheniya_rezultatov_issledovaniya.docx | 30.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование умений и навыков обобщения результатов исследования, формулирования общих выводов.
Алферова М.В., учитель химии первой квалификационной категории ГБОУ № 486 лауреат районного конкурса педагогических достижений в номинации "Педагогические надежды" 2008/2009
Согласно ФГОСам второго поколения у выпускника основной школы должны быть сформированы такие познавательные универсальные учебные действия (УУД), как:
Установление причинно-следственных связей;
Построение логических рассуждений;
Объяснение явлений, процессов, связей и отношений, выявленных в ходе исследования[4].
Развитие этих познавательных УУД особенно хорошо реализуется на уроках предметов естественнонаучного цикла при использовании исследовательских технологий.
Такой вид исследовательской компетенции как обобщение результатов исследования, формулировка общих выводов включает в себя ряд таких умений, как:
Умение анализировать проделанную работу с целью выявления наиболее существенных ее результатов;
Умение формулировать обобщающие выводы в соответствии с поставленными целями и задачами и результатами их выполнения;
Умение оценить результаты проведенного исследования с точки зрения их достоверности и практической значимости [3].
Для того, чтобы успешно развивать эти умения на уроках можно использовать ряд методов и методических приемов.
Метод всех возможных вариантов («дерево решений») используется для рационализации процесса принятия решений в ситуации, когда невозможно дать простой и однозначный ответ на поставленную задачу[1].
Например, при изучении темы «Аминокислоты» в 10 классе учащимся можно предложить высказать свои суждения относительно химических свойств соединений данного класса, основываясь на знаниях о строении их молекул и уже изученных ими карбоновых кислот и аминов.
Этот метод можно использовать и при изучении таких тем, как «Циклоалканы», «Фенолы» и др.
ПОПС – формула – метод, используемый при обсуждении дискуссионных проблем, при выполнении упражнений, в которых нужно занять определенную позицию. Это простая форма работы на занятии, когда нужно выработать аргументы, позволяющая сформулировать и представить свое мнение в четкой и сжатой форме. Наиболее результативно данный метод применяется на уроках изучения нового материала. Схема работы следующая.
П – позиция (в чем заключается точка зрения) – я считаю, что…
О – обоснование (доводы в поддержку позиции) — … потому, что…
П – пример (факты, иллюстрирующие довод) — …например…
С – следствие (вывод, призыв к принятию позиции) — …поэтому…
Например, при изучении алкинов обучающимся предлагается самостоятельно рассмотреть химические свойства указанных углеводородов, опираясь на химическое строение данных веществ и уже известные химические свойства предельных и непредельных углеводородов класса алкены. Наиболее удобной здесь является групповая форма работы. По рассмотренной выше схеме группы предлагают химические свойства алкинов, обосновывая и доказывая свою точку зрения.
(П) Я считаю, что алкины способны вступать в реакции присоединения, (О) потому что в молекуле, как и у алкенов, имеются -связи. (П) Например, алкины вступают в реакцию гидрирования с образованием соответствующих предельных углеводородов. (С) Составим пример уравнения реакции: НC С – СН 3 + H 2 CH 3 – СН 2 – СН 3
При изучении темы «Природные источники углеводородов» обучающимся предлагается высказать и обосновать свою точку зрения относительно ценности угля, нефти и газа, опираясь на ПОПС — формулу. Один из вариантов ответа.
(П) Я считаю, что нефть нельзя использовать в качестве топлива, (О) потому что она представляет собой ценное сырье для химического производства. (П) Например, из нефти можно получить медицинские препараты, например, аспирин, духи, красители, взрывчатые вещества, пластмассы, ткани, даже продукты питания, (С) поэтому ее надо экономить!
Данный метод способствует формированию таких навыков, как умение структурировать материал; формулирование выводов и умозаключений; объяснение, доказательство и защита собственных идей; проявление креативности в проблемной ситуации.
Метод «Учимся вместе» разработан в университет штата Минессота и направлен на формирование у обучающихся коммуникативных навыков и навыков коллективной работы, что немаловажно для исследовательской деятельности.
Данный метод продуктивно реализуется в ходе уроков – творческих лабораторий, уроков – практикумов, уроков-семинаров. Он основан на работе разноуровневых групп, каждая из которых получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. Внутри группы школьники самостоятельно определяют роли каждого, обеспечивая таким образом мотивацию обучения и рефлексию деятельности [1].
Например, изучение общей характеристики спиртов можно провести в форме творческой лаборатории. Одним из этапов урока является составление классификации изучаемых соединений. С этой целью группам предлагаются разноуровневые задания (в соответствие с личностными особенностями их членов) на основе предложенных формул спиртов.
1. Разделите вещества на 3 группы, схожие по составу. Определите признак, который вы положили в основу классификации. Вспомните классификацию углеводородов.
2. Разделите вещества на 3 группы, схожие по составу. Определите признак, который вы положили в основу классификации. Вспомните понятие «основности» из классификации неорганических кислот.
3. Рассмотрите формулы двух столбиков спиртов. Предложите классификацию внутри каждого столбика соединений. Дайте названия каждой получившейся группе спиртов.
4. Предложите классификацию спиртов по двум основным признакам. Объясните понятие «высшие» и «низшие» спирты.
По итогам работы групп на доске составляется классификации спиртов.
Модельный метод достаточно разнопланово можно использовать в системе уроков, например, как основной метод при изучении нового материала в комбинированном уроке.
В ходе знакомства с явлением изомерии в курсе химии 9 класса обучающиеся приобретают навык составления структурных формул изомеров. В качестве подготовительного этапа учитель знакомит школьников с понятием «структурные формулы», основными правилами их составления. Для выведения понятия «изомеры углеродного скелета» учащимся предлагается выполнить следующее задание.
Задача. Как вы думаете, сколько формул изомеров вещества с молекулярной формулой C 6 H 14 можно составить, учитывая возможные перестановки атомов углерода, водорода и их валентности в молекулах органических веществ? Запишите свое мнение здесь: ____________________ Проверьте свое предложение опытным путем, записывая все варианты в тетради. Проверьте, действительно ли составленное вами вещество содержит в основной цепи наименьшее из возможных атомов углерода[5].
Функция учителя: координировать данный процесс, анализировать результаты, находя ошибки, чаще всего выражающиеся в повторе вариантов составленных формул.
Например, при изучении закономерностей изменения свойств элементов по основным направлениям периодической системы химических элементов учащимся можно предложить спрогнозировать химические свойства гидроксидов элементов третьего периода. Для проверки правильности сделанных предположений учащиеся должны привести формулы соответствующих гидроксидов и уравнения химических реакций, подтверждающие свойства этих соединений.
Модельный метод обучения позволяет сформировать такие исследовательские навыки как выдвижение гипотезы, анализ полученных материалов, обобщение и формулировка собственных выводов.
Проблемный метод наиболее разнообразен по своим формам и возможностям использования. Он, в первую очередь, направлен на формирование у учащихся способности вычленить проблему, выдвинуть гипотезу, предложить методы решения проблемы, обобщить полученные результаты и сформулировать выводы.
Например, при изучении комплексных соединений учитель может предложить учащимся следующую учебную проблему: «Чем объяснить изменение окраски раствора соли хрома (III) при нагревании?» Проблемная ситуация возникает при демонстрации опыта нагревания раствора хлорида хрома (III). Для того чтобы подготовить учащихся к выдвижению гипотезы, можно привлечь их знания о кристаллогидратах и предложить вспомнить опыты по обезвоживанию медного купороса и гидратации сульфата меди (II). В ходе поисковой беседы учащиеся при помощи учителя раскрывают сущность понятия изомерии комплексных соединений и дают ему определение [2].
При изучении свойств щелочных металлов можно предложить следующее задание: «Выявить роль воды в реакциях взаимодействия щелочных металлов с растворами различных солей». Для создания проблемной ситуации учитель может предложить проблемный вопрос: «Каким образом будет происходить реакция между литием и раствором сульфата меди (II)?» При проведении эксперимента и дальнейшем анализе его результатов учащиеся приходят к пониманию сущности протекающих процессов.
Метод решения исследовательских задач , в зависимости от объема содержащегося экспериментального материала, степени включения математического аппарата для обработки данных, можно разделить на задачи практикума, исследовательские задачи и научные задачи.
Первые два типа задач чаще всего решаются в ходе урока – лаборатории, урока – практикума и являются его составной частью (лабораторный опыт) или его основой (лабораторная, практическая работа) [1].
Задачи практикума служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется один параметр (например, температура) и исследуется связанное с этим изменение, например, скорость химических реакций.
Исследовательские задачи представляют собой класс задач, в которых исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, среда раствора от класса растворенного соединения и степени его электролитической диссоциации)
Оценочно-аналитические задачи заключаются в обработке, анализе и графическом представлении результатов исследования, выявлении закономерностей и формулировании выводов по результатам исследования, оформлении отчета об исследовании и его защите, осознании способов деятельности и полученных результатов (рефлексии).
Пример оценочно-аналитической задачи для учащихся 8 класса при изучении понятия массовая доля химического элемента:
Рассчитайте, в каких соединениях содержание кислорода больше: а) в глюкозе (С 6 Н 12 О 6 ); б) в известняке (СаСО 3 ); в) в угольной кислоте. Проанализируйте полученные данные, оформите результаты в виде таблиц или сравнительной диаграммы.
Все рассмотренные выше методы и методические приемы не являются единственными в своем роде, не исключают использование других приемов. Систематическое применение разнообразных методов по формированию навыков формулирования выводов и обобщения результатов исследования приведет к достижению положительного результата применения исследовательских технологий на уроках, направленного на становление всесторонне развитой личности.
Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. — М.: Народ. образование, 2001. — 127 с.
И.В.Маркина. Современный урок химии. Технологии, приемы, разработки учебных занятий – Ярославль: Академия развития, 2008.- 288 с.
Мухина В. С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности //Школьные технологии, 2006.- № 2.- с. 19-31
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 000 с. — (Стандарты второго поколения).
Источник
Раздел V. Обобщение и анализ результатов исследования
К завершающей стадии исследовательской работы относятся истолкование, апробация, литературное оформление результатов исследования, их систематизация и итоговая интерпретация.
Систематизация результатов заключается в их представлении в виде упорядоченной взаимосвязанной структуры, элементы которой должны соответствовать поставленным в исследовании задачам и логической схеме исследования. Систематически представленные результаты должны быть корректно интерпретированы.
Интерпретация (от лат. interpretatio) в науке – толкование, раскрытие смысла, разъяснение, в искусстве – творческое исполнение художественного произведения, авторская трактовка текста или сценария. Интерпретация должна служить раскрытию сущности исследуемого процесса или объект. В ее основе лежит процедура объяснения полученных результатов на основе принятой в исследовании концепции. Например, факт резкого снижения учебной успеваемости учащихся при переходе из начальной школы в основную традиционно объясняется изменением системы отношений, снятием опеки педагога, трудностями привлечения к многопредметному обучению. Процедура интерпретации, однако, требует сверки принятого концептуального толкования с иными, альтернативными толкованиями, с проверкой разных версий истолкования результатов. В случае с выпускниками начальной школы требует проверки версия о влиянии возрастных психофизиологических изменений на работоспособность учащихся, версия об их недостаточной подготовке к систематическому овладению более сложным и значительным по объему материалом вследствие несформированности основных познавательных умений.
В задачи интерпретации входит выявление объективного значения полученных результатов для теории и практики обучения и воспитания, степени их новизны и предполагаемой эффективности в использовании, а также выявление смысла, значения для самого исследователя или заинтересованного в результатах исследования круга лиц.
Особую трудность представляет интерпретация результатов, не соответствующих ожиданиям. В этом случае возникает необходимость их перепроверки или пересмотра гипотезы. Несет в себе опасность и полное совпадение полученных результатов ожидаемыми, так как это не стимулирует дальнейшие поиски, вызывает соблазн пойти по привычному пути.
В большинстве эмпирических или опытных наук, где новые знания получают за счет взаимодействия с объектом исследования, закономерности имеют статистический, вероятностный характер. Из этого следует, что относительно отдельного человека предсказываемое событие может произойти, а может и не произойти.
При проведении научных исследований возможно получение не только фактов, но и артефактов (как бы фактов). Среди наиболее известных артефактов можно назвать следующие:
1. Эффект Хоторна заключается в том, что одно лишь участие в эксперименте оказывает на испытуемых такое влияние, что они ведут себя именно так, как ожидает от них экспериментатор.
2. Частным случаем эффекта Хоторна является эффект плацебо. Он основан на внушении, оказываемом экспериментатором преднамеренно или невольно. Если испытуемые убеждены в эффективности предлагаемого им лекарственного препарата, у них можно наблюдать желаемые эффекты, хотя на самом деле этот препарат никакого действия не оказывает.
3. Эффект аудитории. Присутствие публики, пусть даже пассивной, само по себе влияет на выполнение поставленной перед испытуемым задачи.
4. Эффект Пигмалиона, или Розенталя. Случаи, когда экспериментатор, твердо убежденный в обоснованности какой-либо гипотезы или верности какого-либо положения, непроизвольно действует так, что они получают фактическое подтверждение.
5. Эффект первого впечатления заключается в том, что первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения. При оценке характера или других психологических особенностей человека наибольшее значение придается первому впечатлению о нем. Все последующие сведения о нем, противоречащие созданному образу, отбрасываются как случайные и нехарактерные.
Необходимый этап созревания работы – ее апробация. Слово «апробация» латинского происхождения и дословно означает «одобрение, утверждение, установление качеств» (не путать с опробированием, т. е. проверкой на практике). В современном понимании это установление истинности, компетентная оценка и конструктивная критика оснований, методики и результатов работы. Апробация включает осмысление и учет возникающих вопросов, позитивных и негативных оценок, возражений и советов. Она стимулирует доработку, более глубокое и аргументированное обоснование или пересмотр ряда положений исследования и способов доказательства. Апробация помогает либо утвердиться в признании истинности гипотез, либо скорректировать или пересмотреть их.
Надежная апробация исследования – одно из условий его корректности, тщательности, истинности результатов, один из самых реальных способов избежать серьезных ошибок, перекосов, преодолеть личные пристрастия исследователей, вовремя скорректировать и исправить допущенные промахи и недочеты.
Апробация может проходить в форме публичных докладов, обсуждений, дискуссии, а также в форме рецензирования (устного или письменного) представленных работ. Официальная апробация выполненных работ часто связана с их публичной защитой (защита проекта, отчета, курсовой или выпускной работы, диссертации). В роли ценителей, судей, критиков, оппонентов выступают отдельные компетентные в области исследования ученые и практики, а также научные и педагогические коллективы и аудитории.
Немаловажную роль играет неофициальная апробация: беседы, споры со специалистами и коллегами.
Естественно, что для апробации должен быть представлен хотя бы в первом варианте оформленный текст доклада, отчета, сообщения, проекта диссертации.
Положительные отзывы, если они не носят комплиментарного характера, приносят исследователю удовлетворение, придают уверенность, помогают раскрыть перспективы дальнейших поисков. Менее приятны, но не менее полезны критические замечания, советы и предложения. Очень важен глубокий анализ возникших вопросов.
Есть основания утверждать, что полезны, в конечном счете, любые возникшие в процессе представления работы вопросы. Все связано с тем, как они воспринимаются и используются. Среди вопросов можно выделить уточняющие, связанные с непониманием, неполным или неверным пониманием изложенного. Они побуждают к уточнению, поиску более четких формулировок, доработке стиля, т. е. помогают сделать изложение более конкретным и убедительным. Дополняющие вопросы представляют запрос на дополнительную информацию об источниках и перспективах развития, фактах, причинах, следствиях и т. д. Они побуждают исследователя ввести в оборот новые факты, дать дополнительные оценки и прогнозы. Такие вопросы расширяют диапазон оценок и подходов.
Ведущую роль в оформлении результатов поиска играет литературное оформление результатов исследования и подготовка публикаций.
Педагог-исследователь или исследовательский коллектив должны стремиться к тому, чтобы быть одновременно и популяризаторами своих идей и методов. Ведь иначе ценнейший опыт, интереснейшие находки, оригинальные идеи, методики и приемы могут остаться неизвестными, невостребованными, а затем и уйти вместе с их создателями. Так, к сожалению, нередко и получается. И тот счастливый факт, что С. Г. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, В. Ф. Шаталов, В. А. Караковский не только провели новаторский поиск, но и сумели глубоко, доступно и увлекательно о нем рассказать, немало способствовал заметному влиянию их идей и методов на широкую практику обучения и воспитания.
Заключительный этап исследовательского процесса связан с литературным оформлением текста. Он начинается тогда, когда исследование или его относительно самостоятельная часть завершены, решены поставленные задачи, проверена гипотеза, продуманы, опробованы и апробированы рекомендации. Однако литературное оформление нельзя представлять себе только как изложение готового труда. На деле все гораздо сложнее. Оформление работы связано с уточнением логики, обоснований, обнаружением неясностей и белых пятен, оно стимулирует отработку, уточнение, убедительное раскрытие всех положений исследования.
В ходе изложения мысль, как известно, не только формулируется, но и во многом шлифуется, оттачивается. Поэтому литературное оформление составляет важную часть самого исследования. Автору необходимо найти, а затем точно и доступно передать основные идеи, методы, выводы и рекомендации.
Все возникающие на этом этапе проблемы можно условно разделить на содержательные (о чем следует рассказывать) и методические (как лучше это сделать).
Основные требования к содержанию излагаемого:
1. Концептуальная направленность, которая определяется системой исходных положений и ведущих идей, служащих основой объяснения и преобразования действительности.
Идеи могут быть разные. Они могут быть результатом интеграции разных или даже противоположных подходов, если осознаны роль и функция каждого из них и найдена основа для их объединения.
2. Сущностный анализ и обобщение призваны обеспечивать глубокое рассмотрение, анализ, объяснение и обобщение фактов с тем, чтобы не оставаться на поверхности явлений, не ограничиваться констатацией, а приходить к выяснению причин, факторов и перспектив развития. Так, за ростом преступности, отчужденности молодежи от социальных ценностей можно обнаружить острейший конфликт личного и социально общественного, издержки односторонней ориентации на коллектив или на собственную индивидуальность, недоучет потребностей подростков в самоопределении и общественном признании; за нежеланием части подростков продолжать обучение – игнорирование особенностей возраста, специфических интересов и устремлений, перегрузка учебной работой.
3. Аспектная определенность предполагает рассмотрение проблемы, изложение опыта или поисковой работы с определенной точки зрения, в заданном ракурсе. Так, подростковый клуб может рассматриваться как поле развития способностей, как фактор социализации, как инструмент профилактики правонарушений и т. д. В одном исследовании может быть, а чаще и должно быть несколько аспектов. Многоаспектный анализ придает исследованию глубину, усиливает его объективность, но при изложении нельзя путать аспекты, перескакивать с одного на другой. В каждом конкретном отрывке (контексте) должен быть один аспект, хотя в итоге они должны интегрироваться.
4. Определенность и однозначность употребляемых понятий и терминов предполагает их использование в одном значении, стремление к определенности каждого понятия и к однозначности обозначающего это понятие термина.
Данное требование, однако, не является абсолютным, так как в педагогике многозначность терминологии пока не преодолена, а в каких-то случаях она даже неизбежна.
Полисемия (многозначность) вообще присуща русскому языку, что имеет для научного изложения как положительные (увеличиваются выразительные возможности языка), так и отрицательные последствия (неопределенность и многозначность терминов). Под воспитанием, например, полезно понимать, именно социальное формирование личности, а не специальную воспитательную работу, понятие «социальный педагог» включает не школьного классного руководителя и не руководителя кружка, а воспитателя, работающего в специфических условиях открытой социальной среды.
Мера в сочетании однозначности и вариативности во многом определяется сочетанием ведущих концептуальных положений, на которых исследователь настаивает, которые в его представлениях однозначно верны, и положений вариативных, меняющихся в зависимости от возможностей и условий воспитательной среды, ситуации развития и воспитания
5. Четкое выделение нового, найденного в исследовательском поиске, и авторской позиции – это не обязательно новые идеи и подходы. Это могут быть формы или организационные структуры, способы адаптации уже найденных подходов к специфическим условиям или модернизированные методики. Если же поиск не привел к позитивным результатам, нужно выявить причины этого, проанализировать ошибки.
Есть два способа выделения авторского начала, авторской позиции, собственных подходов и положений: либо добросовестно дать ссылки на источники (отсутствие ссылок свидетельствует о том, что приводимые факты, данные, оценки принадлежат автору), либо указать источники суммарно, в общем списке (но тогда всякий раз выделяются авторские мысли: «как нам представляется», «мы считаем», «как удалось установить» и т. п.).
6. Сочетание широкого социального контекста рассмотрения с индивидуально-личностным задано в педагогике изначально. Это определяется пониманием сущности как единства процессов социализации и индивидуализации.
Школа должна рассматриваться в связи с особенностями микрорайона, в связи с семьей, предприятием, правоохранительными органами и т. д. То же можно сказать о подростковом клубе, семье, микрорайонных объединениях подростков и молодежи и любых других образовательных объектах. Обязателен и другой ракурс: как происходит становление личности, ее индивидуальных черт, как на нее влияет среда и как личность становится субъектом образовательного процесса.
7. Конструктивность рекомендаций. Критика нужна и полезна, но за ней должны следовать решения, проекты, советы и рекомендации, позволяющие преобразовывать, обновлять существующие институты, связи, отношения.
Помимо требований к содержательной стороне изложения необходимо уделить внимание логике и методике изложения.
Литературная запись подчиняется иным, нежели само исследование, законам и обладает собственной логикой, вытекающей, однако, из содержания и логики исследования, но не воспроизводящей, не копирующей ее. Когда исследователь начинает писать заключительное «сочинение», он уже знает результат, и этот результат, так или иначе, определяет способ изложения материала. Поэтому литературная запись отличается от исследования по своей форме.
Лучше начинать ее с теоретических исходных положений, чтобы не описывать ход исследования, а воспроизвести историю развития, происхождения, структуры и функций изучаемых процессов. Затем следует раскрыть наиболее рациональные и перспективные способы и формы воплощения идеи, найденные в собственном поиске.
И логика, и полнота, и язык изложения во многом зависят от вида оформляемой работы:
1. Научный отчет – это официальная форма подведения результатов работы. Выполняется в виде подробного описания предпосылок, задач, методики, содержания, хода и результатов поисковой работы. Стиль изложения – деловой, строгий. Научный отчет содержит следующие разделы:
Источник