Верификация прогнозов. Ее виды и сущность.
Верификация прогнозов – это спец. процедура, предусматривающая определение степени достоверности, точности и обоснованности прогноза.
Виды верификации:
Прямая– разработка прогноза методом, отличным от первоначального использования;
Косвенная – сопоставление прогнозов с полученными из др. источников;
Инверсная –проверяется адекватность модели на ретроспективном периоде;
Консеквентная– путем аналитического или логического выведения прогноза из ранее полученных;
Повторным опытом– используется дополнительное обоснование или изменение экспертом его мнения, отличающегося от мнения большинства;
Оппонентом– путем опровержения критических замечаний оппонента по прогнозу;
Путем учета ошибок –выявления и учета источников регулярных ошибок прогноза;
Компетентным экспертом– путем сравнения результатов прогноза с мнением наиболее компетентного эксперта.
Способ верификации заключается в следующем:
а) проводится любым эффективным методом;
б) указывается эффективность и работоспособность метода в прошлом (к объектам той же природы и сложности);
в) рассматривается логическая строгость, противоречивость вывода, соответствие его результата основным законам.
Точность прогноза зависит от факторов: природы объекта, степени его познания и выбранного метода.
Верификации и оценке прогнозов может способствовать анализ ретроспективных прогнозов, так называемый постпрогноз. С этой целью строятся прогнозы по той же модели. Результаты этих прогнозов «задним числом» сопоставляются с реальностью, и делается оценка точности метода прогнозирования.
30. Прогнозирование и планирование, их особенности. Виды прогнозов и их классификация.
Прогноз представляет собой научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта, процесса или явления в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках его осуществления. Носит вероятностный характер и составляется с достаточно большой вероятностью.
План – постановка определенной цели и четкое предвидение детальных событий на определенный срок (определенность и ответственность).
План и прогноз – формы предвидения и формирования будущего. План – более сложная категория. Прогноз – это вероятность, план – это решение; прогноз – это диапазон значения, план – это конкретная величина; прогноз – это необязательность действий, план – обязательность исполнения.
Виды прогноза:
В зависимости от объекта прогнозирования:
— социальные (структуры населения, потребностей и уровня жизни населения, здоровья чела, культуры, образования, и т.д.),
Источник
Верификация прогнозов, оценка их точности и достоверности
Верификация прогнозов — это процедура проверки их правильности, истинности или обоснованности.
Вопрос о принципиальной возможности прогнозирования нельзя решить, не уяснив, что является критерием истинности прогнозов. В самом деле, если нет возможности проверить истинность прогнозов, хотя бы с такой степенью точности, которая позволит отдать предпочтение какому-нибудь из них, говорить о научной ценности прогнозирования бессмысленно.
Хорошо известно, что критерием истинности нашего знания является практика. В принципиальном смысле какого-либо отличия критерия истинности прогноза от критерия истинности знания относительно настоящего нет. Однако различия дадут о себе знать, как только мы вспомним, что прогнозирование — это знание о том, чего еще нет и чем, следовательно, оперировать практически нельзя. Это значит, что проверить практически знания о будущем можно лишь тогда, когда будущее станет настоящим. В этом случае проверен будет уже не прогноз, т. е. знание о будущем, а обычное знание настоящего. Все это заставляет искать способы проверки истинности прогнозов.
В настоящее время для оценки истинности прогнозов используется много различных способов верификации. Наиболее распространенными из них являются следующие:
прямая верификация — это верификация прогноза путем получения его методом, отличным от первоначально использованного; косвенная верификация — это верификация прогноза путем его сопоставления с прогнозами, полученными из других источников информации; консеквентная (последовательная) верификация — осуществляется путем аналитического или логического выведения прогноза из ранее полученных прогнозов.
Отметим еще один способ верификации, широко используемый для оценки достоверности прогнозов, разрабатываемых с помощью статистических методов прогнозирования, — инверсную верификацию.
Классификация источников ошибок при прогнозировании представлена на рис. 6.6.
Понятия точности и достоверности (надежности) прогнозов необходимо четко различать, так как это разные понятия, хотя и тесно связанные между собой.
О точности прогноза можно судить по величине его ошибки, т.е. по разности между прогнозируемым и фактическим значениями (реализациями) исследуемой величины.
Естественно, что такой подход к оценке точности возможен только тогда, когда будущее уже наступило и мы имеем фактическое значение прогнозируемой величины. Однако в практической работе проблему точности необходимо решать априорно, т.е. тогда, когда период упреждения еще не окончился и истинное значение прогнозируемой величины неизвестно.
В этом случае точность прогноза может быть выражена вероятностными пределами по обе стороны от прогнозируемого значения. Эти пределы можно вычислить для удобного набора так называемых доверительных вероятностей, например для 90 и 95 %. Смысл этих пределов в том, что будущие значения (прогнозные), которые должны
реализоваться в соответствующее время с указанной вероятностью, будут лежать внутри некоторой области, ширина которой зависит от заданной доверительной вероятности (рис. 6.7).
Рис. 6.7. Графическое изображение доверительного интервала
Следовательно, точность прогноза можно отождествлять с оценкой доверительного интервала прогноза для заданной вероятности его осуществления.
Под достоверностью прогноза понимается оценка вероятности его осуществления прогноза для заданного доверительного интерпала. Чем выше вероятность прогноза, тем выше его достоверность. Достоверность может быть оценена субъективно (экспертом) либо связана с расчетными доверительными интервалами (при статистическом прогнозировании).
Необходимо также отметить, что понятия априорной точности и априорной достоверности прогнозов, связанные с доверительными интервалами, являются в значительной мере условными показателями. Они могут использоваться в практической работе лишь при условии, что построенная прогнозная модель имеет серьезное обоснование (теоретическое, эмпирическое, аналоговое, интуитивное и др.). В противном случае рассчитанные доверительные интервалы лишь создают иллюзию точности. Однако несомненно, что обоснованные оценки точности и достоверности разрабатываемых прогнозов очень важны. Это связано с тем, что в практических задачах необходимо оцениватьриск, связанный с решениями, основанными на этих прогнозах.
На десятом этапе проводится окончательная оценка альтернатив и разрабатывается отчетный документ.
Критерии оценки могут быть различные. Они определяются целями и особенностями объекта прогнозирования (см. системный подход).
Например, при выборе состава критических технологий для формулирования государственной научно-технической политики России на долгосрочную перспективу к числу критериев были отнесены: количество технологий в составе каждой критической технологии; количество технологий, в которых Россия лидирует в мире; уровень актуальности технологий; уровень конкурентоспособности технологий; инвестиционная привлекательность технологий; возможность самостоятельной разработки технологий в России.
Показатель актуальности технологий учитывал экономический рост, национальную безопасность, социальное развитие и экологию. Инвестиционная привлекательность оценивалась с точки зрения федерального и регионального бюджетов [11].
Источник
Основные стадии прогнозирования и верификации результатов прогноза.
Этап прогнозирования – это часть процесса разработки прогнозов, характеризующаяся своими задачами, методами и результатами.
Процесс разработки прогнозов (вне зависимости от объекта прогнозирования) включает следующие основные этапы:
1) Предпрогнозная ориентация (программа исследования) – это стадия, предшествующая прогнозированию. Она предполагает уточнение задания на прогноз, формулировку цели и задач, предмета, проблем и рабочих гипотез, методов, структуры и организации исследования.
2) Построение исходной (базовой) модели прогнозируемого объекта методами системного анализа, для уточнения которой возможно проведение опроса населения и экспертов.
3) Сбор данных прогнозного фона.
Прогнозный фон — это совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий, существенных для решения задачи прогноза.
4) Построение рядов динамики показателей основы будущих прогнозных моделей методами экстраполяции;
5) Построение серии гипотетических (предварительных) поисковых моделей прогнозируемого объекта методами поискового анализа профильных и фоновых показателей.
6) Построение серии гипотетических норматвных моделей прогнозируемого объекта методами нормативного анализа с конкретизацией значений абсолютного (т. е. не ограниченного рамками прогнозного фона) и относительного (т. е. привязанного к этим рамкам) оптимума.
7) Оценка достоверности и точности, а также обоснованности (верификация) прогноза.
8) Выработка рекомендаций для решений в сфере управления на основе сопоставления поисковых и нормативных моделей.
9) Экспертное обсуждение (экспертиза) прогноза и рекомендаций, их доработка с учетом обсуждения и сдача заказчику.
10) Вновь предпрогнозная ориентация на основе сопоставления материалов уже разработанного прогноза с новыми данными прогнозного фона и новый цикл исследования с целью соблюдения принципа непрерывности.
Верификация результатов прогнозов:
Ценность прогнозирования определяется тем, насколько правдоподобно отражено в нем будущее. Научный прогноз должен быть проверяемым, т.е. должна существовать реальная возможность проверить, оказался прогноз правильным или нет, причем должна существовать вероятность для обоих исходов.
Под верификацией результатов прогнозирования понимают проверку точности и достоверности прогноза, она может быть абсолютной и относительной.
Относительная верификация — это различные способы оценки качества прогнозов до наступления прогнозируемого события. Результаты относительной верификации будут менее точны, чем результаты абсолютной, но более оперативны и в силу этого более ценны для принятия управленческих решений.
Абсолютная верификация прогноза, т.е. установление степени его соответствия действительному состоянию объекта в прогнозируемом будущем, практически возможна лишь к завершению периода упреждения. Это особая задача, которая выходит за рамки собственно прогнозирования.
Процедура верификации желательна и обязательна. В сравнительно простых случаях роль этой процедуры фактически играют экспертные опросы. В более сложных случаях требуется специальная процедура по одному из восьми видов верификации: (ВИДЫ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ)
1) Прямая верификация – проверка прогноза путем его разработки методом, отличным от первоначально использованного.
2) Косвенная верификация — проверка прогноза путем его сопоставления с прогнозами, полученными из других источников информации.
3) Инверсная верификация – проверка прогноза путем проверки адекватности прогностической модели на ретроспективном периоде.
4) Консеквентная (дублирующая) верификация — проверка прогноза путем аналитического или логического выведения прогноза из ранее полученных прогнозов.
5) Верификация повторным опросом — проверка прогноза путем использования дополнительного мнения, отличающегося от мнения большинства.
6) Верификация оппонентом — проверка прогноза путем опровержения критических замечаний оппонента по прогнозу.
7) Верификация учетом ошибок — проверка прогноза путем выявления и учета источников регулярных ошибок прогноза.
8) Верификация компетентным экспертом — проверка прогноза путем сравнения с мнением наиболее компетентного эксперта.
Министерство экономического развития России. Основные задачи и функции в системе макроэкономического прогнозирования и планирования
Минэкономразвития – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий проведение единой гос социально-эконом политики. Главная задача — определение путей и разработка методов эффективного развития экономики.
Функции: (в скобках примеры)
1.аналитическая (анализ экономического положения РФ, тенденций социально-экономического развития, экономической ситуации в регионах, хода проводимых в стране реформ)
2. информационная (подготовка годовых и ежеквартальных докладов о состоянии российской экономики)
3. экспертная (заключения по вопросам развития отдельных отраслей экономики и регионов страны, развитию инфраструктуры рынка; совершенствованию законодательной базы)
4. консультационная (предложения по ценовой политики в РФ; развитию рыночной инфраструктуры)
5. разработка и обоснование различных аспектов внутренней политики государства (формирование и обоснование региональной экономической политики; социально-экономической политики государства)
6. выработка методов реализации внутренней политики государства (решение задач экономической, социальной, структурной политики)
7. разработка прогнозов, проектов стратегических федеральных программ и планов (разрабатывает комплексный прогноз соц-эк развития РФ, ее регионов, отраслей и секторов экономики)
8. организационно-методическое руководство плановой работы в РФ (координация работы по составлению и реализации федеральных и межгосударственных целевых программ; формирование перечня целевых программ)
Стратегическое планирование как инструмент государственного регулирования современной рыночной экономики.
Важность государственного планирования состоит в реизмерении системы
Концептуальная модель стратегического планирования
Любая организация создается с определенной целью, и по своему характеру они
разделяются на рыночные и не рыночные.
В свою очередь, рыночные организации делятся на коммерческие и не
коммерческие организации (государственные предприятия и объекты
Целью коммерческих организаций является прибыль. Цель не коммерческих
организаций, это обеспечение работы рыночного механизма.
Общая цель стратегического планирования – конкретизировать статус фирмы и
обеспечить направление и ориентиры для выработки более конкретных целей и
стратегий на различных уровнях. Эти цели должны быть конкретными и
измеримыми, чтобы создать базу для принятия последующих решений и оценки
работ по их выполнению. Если цели превышают реальные возможности организации,
то деятельность фирмы может зайти в тупик.
Вырабатывая стратегию и осуществляя стратегическое планирование руководство
фирмы должно учитывать множественность и иерархичность целей объективно
существующих в рамках фирмы, для того чтобы избежать разнобоя в стратегиях и
Общая концепция путей достижения поставленных целей называется стратегией.
Стратегия отражает общее движение к цели, направление движения, способы
достижения и ресурсы, которые должны быть для этого использованы. Стратегия
должна быть официально документирована, а ее выполнение подлежит строгому
контролю. В соответствии с выработанной стратегией осуществляется перестройка
организационной системы, ее управление, формирование планов, предание общего
направления оперативным решениям. Разработанная в фирме стратегия не
является единственной, возможно наличие других альтернативных стратегий,
которые могут определять и другие виды деятельности. В случае наступления
непредвиденной ситуации разрабатываются ситуационные планы, на основе которых
в дальнейшем составляется стратегический план действий.
Единой стратегии, готовой на все случаи жизни не существует.
Основные цели, принципы и функции системы государственного стратегического планирования ( ФЗ о стратегическом планировании РФ, 2014г)
Основные принципы государственного стратегического планирования
· Принцип единства и целостности
· Принцип единства и целостности системы государственного стратегического планирования означает единство подходов к организации и функционированию системы государственного стратегического планирования, единство порядка осуществления процесса государственного стратегического планирования, совершенствование мониторинга и формирования отчетности по реализации документов государственного стратегического планирования.
· Принцип внутренней сбалансированности
· Принцип внутренней сбалансированности системы государственного стратегического планирования означает согласованность основных элементов системы государственного стратегического планирования между собой по целям, задачам и мероприятиям социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности.
· Принцип результативности и эффективности функционирования системы
· Принцип результативности и эффективности функционирования системы государственного стратегического планирования означает, что выбор способов и методов достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации и укрепления национальной безопасности должен основываться на необходимости достижения заданных результатов с рациональными затратами ресурсов.
· Принцип самостоятельности выбора путей решения задач
· Принцип самостоятельности выбора путей решения задач означает, что участники процесса государственного стратегического планирования в пределах своей компетенции самостоятельны в выборе путей и методов достижения целей и решения задач социально-экономического развития.
· Принцип ответственности участников процесса государственного стратегического планирования
· Принцип ответственности участников процесса государственного стратегического планирования означает, что участники процесса несут ответственность за эффективность решения задач и осуществление мероприятий по достижению целей социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
· Принцип разграничения предметов ведения и полномочий в закрепленной сфере ответственности
Основные цели
1. повышения качества жизни населения,
2. рост российской экономики
3. обеспечения безопасности страны
Основные функции
Первая группа функций связана с оценкой внутренних и внешних условий и тенденций социально-экономического развития и выявлением на этой основе возможностей и ограничений социально-экономического развития.
Вторая группа функций связана с целеполаганием. Согласно закону задача системы государственного стратегического планирования – своевременно определить конкретные цели социально-экономического развития Российской Федерации на перспективу и четко сформулировать приоритеты социально-экономической политики.
Третья группа функций нацелена на выбор путей и способов достижения установленных рубежей, обеспечивающих наибольшую эффективность использования имеющихся ресурсов.
Реализация этой группы функций требует, в свою очередь, во-первых, формирования комплексов мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей социально-экономического развития в соответствующих областях экономики и социальной сферы.
Дата добавления: 2018-05-02 ; просмотров: 1922 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Верификация результатов прогноза это
Наряду с указанными статистическими характеристиками для анализа достоверности полученной модели проводят оценку значимости параметров (проверка нулевых гипотез) и строят доверительные интервалы.
Эти и другие возможные характеристики показывают степень приближения модели к реальным наблюдениям за процессом, а чем адекватнее модель, тем выше вероятность получения с ее помощью более точного прогноза.
Проверка модели (методики прогнозирования) может осуществляться на основе так называемого ретроспективного прогноза, т.е. когда прогнозирование осуществляется для некоторого момента времени в прошлом, для которого уже имеются фактические данные.
При этом существующая информация делится на две части:
1. охватывающая более ранние периоды, служит для оценивания параметров прогностической модели;
2. более поздние данные рассматриваются как реализация соответствующих прогностических оценок.
Полученные ретроспективно ошибки прогноза в определенной мере характеризуют точность применяемой методики прогнозирования и могут оказаться полезными при сопоставлении нескольких методов, однако однозначные выводы о качестве прогнозов по данной методике сделать сложно, учитывая, что оценка качества прогнозов получена при использовании лишь части имеющихся данных.
Для оценки качества прогнозов имеется характеристика надежности прогноза, определяется вероятностью наступления прогнозируемого события, т.е. реализации соответствующей прогностической оценки. Чем она выше, тем выше надежность. Оценка прогноза может проводиться субъективно (экспертное прогнозирование), либо связывается с доверительными интервалами прогноза, если последний, основан на статистической модели.
Рассмотренные понятия априорной точности прогнозов могут использоваться практике, при условии содержательного обоснования используемой модели. В противном случае полученные оценки лишь создают иллюзию точности. Неточность прогнозов несмотря на ограничения налагаемые использованием аппарата математической статистики в значительной степени влияет адекватность применяемой модели, т.е. ее соответствие изучаемому явлению.
На процесс выбора модели влияет весь комплекс условий, в которых получены фактические и расчетные значения показателей:
Источник