Виды вопросов функциональные вопросы
Вопрос как инструмент исследования разнообразен по форме и содержанию. И для того, чтобы успешно и грамотно формулировать вопросы анкеты необходимо иметь представления, каковы они. При разработке вопроса прежде всего следует обращать внимание на два аспекта:
– О чем спросить по содержанию — это, так называемый, программный вопрос.
– Как спросить по технике – это, так называемый, анкетный вопрос.
Что же это за вопросы? Программный вопрос задается всей программой исследования. Это может быть один или несколько основных вопросов, на которые отвечает все социологическое исследование. Программный вопрос обладает высокой степенью общности и, обычно, его непосредственно не задают респонденту. Например, в 80-е годы заводские социологи часто изучали текучесть кадров на предприятии. Основной программный вопрос исследования формулировался таким образом: ”Каковы причины текучести кадров предприятия?”
Отличие анкетного вопроса от программного заключается в уровне общности. Анкетный вопрос всегда конкретен, прост, он как бы раскрывает программный вопрос. Так, при изучении причин текучести кадров, рабочим задавались такие вопросы: – "Каковы у Вас условия труда?" – "Какие у Вас отношения с администрацией?" И так далее, чтобы раскрыть основной программный вопрос исследования.
Помимо деления вопросов на программные и анкетные существует деление по типу и форме.
Основные типы вопросов:
Фактологические вопросы выявляют свершившиеся действия или наличие факта. Например: “Сколько газет Вы выписывали в прошлом году?” Такого типа вопросы дают нам более “объективную” информацию, нежели вопросы о мнениях. Фактологические вопросы, как правило, не представляют трудности для восприятия и сложности для ответа. Правда, иногда, они могут требовать напряжения памяти, если мы спрашиваем респондента о прошлых событиях. Например: ”Сколько квадратных метров жилплощади на человека Вы имели 15 лет назад?”
Статусные вопросы – это вопросы о социально-демографических характеристиках участников опроса (объекта изучения): пол, возраст, образование и т.д.
Вопросы о знаниях или уровне информированности выявляют, что знает респондент, а что нет. Например: ”Какие политики из нижеперечисленных Вам известны?”
Вопросы о мнениях выявляют оценки, мнения, суждения респондентов, основанные на индивидуальных представлениях. Например: ”Кто, на Ваш взгляд, должен быть главой семьи?”
Вопросы о мотивах выявляют субъективные представления человека о побудительных механизмах (мотивах) деятельности, ценностных ориентациях и установках. Эти вопросы направлены на то, чтобы понять причины. Например: ”Скажите, пожалуйста, почему Вы решили уволиться?" На этот вопрос могут быть сформулированы различные варианты ответов: – плохие отношения с руководством, — неинтересная работа, – низкая зарплата и т.д.
Ситуативные вопросы, косвенные: Здесь вопрос не задается напрямую, а через описание ситуации, а потом спрашивается мнение респондента. Достоинства вопросов этого типа заключаются в том, что они дают возможность респондентам понимания однозначного смысла вопроса. Однако есть и недостатки: многословность и сложность создания. Ситуативный вопрос может быть в картинках, изложен в форме мнений, утверждений разных респондентов.
Контактные вопросы относятся к вспомогательному типу вопросов, чтобы установить контакт с респондентом, заинтересовать его, настроить на работу. Информация, полученная с помощью таких вопросов, может в дальнейшем и не использоваться. Такие вопросы должны быть просты, не вызывать отрицательного ответа, но иметь смысл. Для контактных вопросов в интервью можно пользоваться правилом, отмеченным еще Карнеги: Начать разговор с того, что интересует людей.
Вопрос-ловушка так же относится к вспомогательным вопросам. Его задача: проверить искренность, правдивость ответов респондентов. Можно ли доверять анкете в целом? Например, Ядов В. приводит следующий пример: Азербайджанские писатели-фантасты предложили своим читателям список из 41 произведения с просьбой оценить их достоинства. В списке значилась и несуществующая книга Н. Яковлева “Долгие сумерки Марса”, которую читали 10% опрошенных, правда, значительной части книга не понравилась . Или еще один пример. В 1990 году в одном из опросов Института Социологии в числе общественных движений были упомянуты несуществующие “кухтеристы”. Их поддержали 1,2 % опрошенных, 12,8 % выступили против.
Контрольный вопрос тоже относится к вспомогательному типу. Его задача состоит в проверке правильности ответов на основной вопрос. Между основным и контрольным вопросом должны быть 3-5 промежуточных вопросов.
Буферные вопросы или блоки относятся к вспомогательным, их цель переключить внимание респондента на новый тематический комплекс вопросов, и для снятия монотонности при ответе на вопросы.
Вопрос-фильтр делит всю совокупность на две части: те, к кому относится вопрос, и те, к кому не относится. Например, прежде, чем просить респондентов оценить содержание газеты “Томский вестник”, задается вопрос – фильтр “Читаете ли Вы эту газету?” Задача вопроса – фильтра состоит в уточнении адресата, от которого ожидается информация.
Вопросы также различаются по форме, можно выделить закрытые и открытые вопросы.
Закрытый вопрос – это такой вопрос, к которому прилагается перечень вариантов ответов, заранее разработанных социологом. Задача респондента состоит в выборе одного или несколько вариантов (это оговаривается в комментарии к вопросу) и отметить его. Закрытые вопросы бывают следующих видов:
1. Дихотомические – это такие вопросы, на которые предусмотрен ответ: “да” или “нет”. Например: "Являетесь ли Вы вкладчиком того или иного банка?"
2. Альтернативные вопросы, когда из перечисленных вариантов ответа можно выбрать только один вариант. Сумма процентных распределений ответов на вопрос должна равняться 100%.
3. Вопрос “меню или ”кафетерий”, когда можно выбрать несколько вариантов ответов. Обычно к таким вопросам есть пометки: выбрать два-три варианта, или не больше четырех. Причем, сумма процентных распределений ответов на вопрос будет превышать 100%. Например: "Какие телепередачи Вы смотрели в прошедший выходной?" Варианты ответов: – политические передачи, – спортивные передачи, – научно-познавательные, – развлекательные шоу".
4. Матричные вопросы, то есть в форме таблиц. Например: "Хватает ли Вам времени на тот или иной вид деятельности? (дайте ответ по каждой строке).
Источник
Типы вопросов
Типы вопросов – разновидности вопросов, используемых в процессе продажи, в зависимости от формы построения вопроса и выполняемой функции. По форме выделяют вопросы открытые, закрытые и альтернативные. По функции вопросы могут быть уточняющие, обобщающие, внушающие, вопросы настройки, вопросы-зацепки и т.д.
Типы вопросов по форме
- Открытые вопросы – не допускающие краткого ответа «да» или «нет», требующие развернутого ответа. Открытые вопросы начинаются с вопросительных слов: кто, что, как, когда, где, зачем, почему. Например, «Как вы формируете ассортимент товаров в своем магазине?», «Как часто вы заказываете кондитерские изделия?», «Какие безалкогольные напитки у вас лучше продаются?», «Что для вас наиболее важно в работе поставщика?» и т.п.
- Закрытые вопросы – допускающие краткий ответ «да» или «нет» (в английском языке этот тип вопросов так и называется Yes/No questions). Например, «У вас в магазине был вчера мерчендайзер?», «Вы заинтересованы в проведении акции?», «А если мы вам предоставим скидку, вы возьмете весь ассортимент?» и т.п.
- Альтернативные вопросы – допускающие выбор ответа из двух или трех предложенных вариантов. Отличием этого типа вопросов является использование или подразумевание союза «или». Например, «Вы оплачиваете наличкой или безналом?», «Какой сок будете брать, апельсиновый или ананасовый?», «Сколько упаковок включаем в заказ – одну, две, три?», «У вас какая стандартная наценка – двадцать пять, тридцать процентов?» и т.п. Иногда вопросы этого типа рассматривают как разновидность закрытых вопросов, что не совсем верно, поскольку контекст использования закрытых и альтернативных вопросов различен.
Умение задавать вопросы разного типа является одним из базовых навыков в продажах. Опытный торговый представитель или менеджер по продажам умеет правильно подобрать тип вопроса в зависимости от сложившейся ситуации в процессе продажи. Разные типы вопросов обладают разной информационной ценностью:
- Вопросы открытого типа используются тогда, когда клиента необходимо втянуть в общение, разговорить и получить от него максимум информации. Открытый вопрос подталкивает к диалогу, развернутому ответу с обоснованием своего мнения. Клиент может ответить на открытый вопрос коротко, но это скорее исключение, чем правило.
- Вопросы закрытого типа используются тогда, когда необходимо получить от клиента короткий и однозначный ответ, «да» или «нет». При желании можно на закрытый вопрос получить развернутый ответ, но для этого собеседнику надо будет сделать дополнительное усилие и преодолеть контекст вопроса, предполагающий односложность ответа.
- Альтернативные вопросы позволяют получить больше информации, чем закрытые вопросы, но меньше, чем открытые. Чтобы ответить на альтернативный вопрос, нельзя сказать просто «да» или «нет», нужно назвать выбираемый вариант, но при этом обосновывать свой выбор не обязательно. Если клиент захочет изложить мотивы своего выбора, это будет его личной инициативой.
Соответственно, открытые вопросы используются в начале общения с клиентом, например, на этапе установления контакта и анализа потребностей. В частности, вопросы настройки, используемые на этапе установления контакта, по форме являются открытыми вопросами. Наоборот, к концу продажи растет доля закрытых вопросов, которые задаются, например, с целью уточнения деталей.
Аналогичным образом, на этапе анализа потребностей сначала используются вопросы открытого типа, которые позволяют предварительно сориентироваться в ситуации клиента, затем вопросы закрытого типа, с помощью которых можно уточнить информацию и подтвердить правильность понимания нужд и потребностей клиента.
Кроме того, разные типы вопросов оказывают на клиента разную степень психологического давления:
- Открытые вопросы оказывают наименьшее давление на отвечающего, они определяют только тему разговора и не ставят никаких рамок для ответа. Отвечающий волен сам решать, что и в каком объеме он ответит.
- Закрытые вопросы оказывают высокую степень давления на отвечающего, заставляя его от мнения перейти к решению: «да» или «нет».
- Альтернативные вопросы также ставят отвечающего перед необходимостью решения, но задают ему пространство для выбора решения. В этом смысле альтернативные вопросы дают отвечающему более высокую психологическую безопасность, чем закрытые вопросы.
Таким образом, выбирая тип вопроса, спрашивающий выбирает степень психологического давления, которое он будет оказывать на отвечающего. Например, это важно при выборе вопросов пробного завершения сделки:
- при общении с клиентом, который продемонстрировал четкие сигналы готовности к покупке, можно использовать закрытые по форме вопросы завершения сделки,
- при общении с клиентом, у которого сформировано в целом положительное отношение к предложению, но остались незначительные сомнения и колебания, лучше использовать альтернативные по форме вопросы завершения сделки,
- при общении с клиентом, который четко еще не выразил свое отношение к предложению, предпочтительнее использовать открытые по форме вопросы завершения сделки.
Как известно, инициатива в беседе принадлежит тому, кто задает вопросы. Любые по форме вопросы позволяют удерживать инициативу в своих руках. Однако, риски потери инициативы различны: при использовании закрытых и альтернативных вопросов инициатива удерживается более жестко. При ответе на открытый вопрос клиент получает более высокую степень свободы, соответственно, возникают риски перехвата им инициативы.
Таким образом, открытые, закрытые и альтернативные вопросы различаются по трем параметрам: по информационной ценности, степени оказания психологического давления на собеседника и степени удержания инициативы в общении.
Типы вопросов по функции
Неформальное межличностное общение может осуществляться без четко выраженных целей, «просто так». В отличие от него, деловое общение (в том числе продажа) всегда имеет четкие цели и план действий. Поэтому каждый вопрос в деловом общении выполняет некую функцию, помогает добиться поставленной цели.
Выделение типов вопросов по их выполняемым функциям обусловлено техниками и приемами, в рамках которых эти вопросы используются. Например, в «воронке вопросов» выделяются общие и сфокусированные вопросы, в ряде техник работы с возражениями есть конкретизирующие вопросы, в технике продаж SPIN используются четыре типа вопроса в зависимости от их функции (ситуационные, проблемные, извлекающие, наводящие), и т.д.
Источник
Типы вопросов в анкете по форме и по функциям
Вопросы в анкете один от другого различаются по наличию возможных ответов. Если внимательно посмотреть на форму вопросов, поставленных в анкете, то можно выделить три варианта ответов на них:
Открытые вопросы – это вопросы, в которых не содержатся варианты возможных ответов, т.е. респондент самостоятельно формирует ответ на вопрос в зависимости от своей информированности, компетентности, желания отвечать на данный вопрос. Открытые вопросы, как правило, используются в пилотажных исследованиях для разработки вариантов ответов на другие виды вопросов. Их доля в анкетах невелика и зачастую не превышает 8 — 10 % от общего количества вопросов.
Открытые вопросы, традиционно, ставятся в конце анкеты для: сбора дополнительных мнений, пожеланий и предложений об опрашиваемой проблеме; опроса экспертов с тем, чтобы сохранить индивидуальное мнение по исследуемой проблеме; сбора дополнительной информации при опросах общественного мнения и т.д.
Закрытые вопросы, в которых респонденту предлагается по заданному критерию выбрать один или несколько вариантов ответов, предложенных в вопросе. Структурно закрытый вопрос включает в себя собственно вопрос и ответную часть, содержащую ожидаемые или возможные варианты ответов.
Удобство закрытых вопросов состоит в том, что они:
· увеличивают заполняемость анкет, сокращая число не ответивших респондентов;
· позволяют кодировать ответы респондентов для машинной обработки;
· стандартизируют ответы респондентов по заданному числу позиций.
В то же время это удобство не всегда является бесспорным для всех исследовательских ситуаций.
В зависимости от числа ответов и типа логических задач, решаемых респондентом при ответе на вопрос, закрытые вопросы по функциям могут быть следующих видов:
а) дихотомические вопросы типа «да — нет». В ответе на такой вопрос респондент может выбрать одну из двух предложенных альтернатив, чем выразить свое согласие или несогласие с предложенным вариантом ответа;
б) альтернативные вопросы, в которых респонденту предлагается выбор одной из уравновешенных формулировок;
в) шкальные вопросы, в которых респондент должен соотнести свое мнение с одним из делений предложенной шкалы;
г) вопросы — «меню», которые предполагают выбор неограниченного числа ответов или отбор заданного числа ответов в соответствии с критерием важности, предпочтительности, значимости.
Полузакрытые вопросы, сочетающие в себе преимущества открытого и закрытого вопросов. Структурно вопросы данного вида состоят из побудительной части (собственно вопроса); ответной части, содержащей специально разработанный перечень ответов (возможных и ожидаемых); свободных строчек, для дополнительных вариантов ответов, сформулированных респондентом (что еще?, другое).
Однако не всегда полузакрытый вопрос расширяет познавательные возможности. Обычно, респонденты ограничиваются предложенным перечнем ответов. Число приписок, как правило, невелико. Следовательно, они редко обрабатываются и включаются в анализ. Вместе с тем, среди приписок могут быть очень ценные, оригинальные или неожиданные для социологов высказывания по проблеме исследования.
Кроме различий по форме вопросы в анкете могут различаться и по функциям. По функциям различают следующие виды вопросов:
Вопросы — фильтры, используемые тогда, когда социолог сомневается в компетентности своего респондента. При помощи этих вопросов социолог определяет, являются ли респонденты теми людьми, которые ему нужны для исследования.
Например, прежде чем выяснить у респондента какой форме медицинского обслуживания он отдает предпочтение (государственной поликлинике, медицинскому кооперативу, отдельно практикующим врачам, больнице или вообще никаким), необходимо предвосхитить этот вопрос вопросом: какие лечебные заведения респондент посетил в течение года (поликлинику, медицинский кооператив, отдельно практикующего врача, ничего не посещал). Или вопросом: как Вы оцениваете свое здоровье (практически здоров, периодически болею, страдаю хроническими заболеваниями). Из ответов на вопросы-фильтры можно сделать вывод, является ли респондент достоверным источником по вашей проблеме исследования.
Если человек здоров, к врачам не обращался в течение длительного периода, то и мнение его о работе медицинских учреждений будет не совсем объективным, надуманным.
Контрольные вопросы, предназначенные для проверки логической непротиворечивости, достоверности и искренности респондентов. В анкету могут быть включены контрольные вопросы следующих видов:
— вопрос о каком либо явлении, данные о котором стопроцентно известны;
— вопрос закрытого типа с перечнем ответов на него, среди которых один заранее известен;
— можно поставить вопрос о вымышленном событии или несуществующих людях.
По графическому оформлению в анкетах выделяют:
Как правило, номера вопросов анкеты обозначаются римской цифрой, а варианты ответов (с целью удобства их кодировки и подсчета ЭВМ) обозначаются трехзначной цифрой (от 001 до 999). Подсчет ответов на вопросы может производиться и вручную с использованием матрицы подсчета ответов на вопросы анкеты. Матрица подсчета имеет следующий вид:
Источник
Классификация вопросов
Многие считают, что анкета полностью состоит из одних вопросительных предложений. Это неверно. Вопросы анкеты — это все речевые высказывания социолога к респонденту, которые могут иметь не только вопросительную, но и утвердительную или отрицающую формулировку и которые побуждают респондента письменно ответить на них. Это могут быть собственно вопросы, какие-то высказывания, таблицы, незаконченные предложения, для ответа на которые необходимо самостоятельно сформулировать ответ. А если социолог предлагает закрытый вопрос с готовым набором возможных ответов, то это может быть выбор одного или нескольких ответов, соответствующих истине.
Один и тот же вопрос можно задать по-разному. Например, надо выяснить пол респондента. Формулировки вопроса могут быть такими:
1. Пол — мужской, женский (ненужное зачеркните).
2. Ваш пол? (подчеркните).
3. Ваш пол? (обведите соответствующий код).
мужской 1 женский 2
4. Ваш пол? (напишите, пожалуйста) _____________
Для выяснения более сложных признаков могут быть использованы другие, более разнообразные формулировки: альтернативные вопросы, вопросы-меню, вопросы-иллюстрации, шкальные вопросы и т.д. Для этого необходимо знать классификацию существующих видов вопросов, это поможет правильно сформулировать и расположить вопрос, чтобы получить достоверную информацию.
Рассмотрим три формы вопросов: закрытые, полузакрытые и открытые.
Закрытые вопросы. В анкете приводятся один или несколько вариантов возможных ответов.
Для ответа на закрытый вопрос респонденту необходимо только или подчеркнуть выбранный вариант ответа, или обвести кружком соответствующий ему код. Давайте рассмотрим один из возможных закрытых вопросов.
“Что нравится Вам в Вашей работе?
— Хорошее отношение товарищей.
— Работа дает возможность повышать квалификацию».
С одной стороны, такой вопрос можно считать закрытым, так как перечислены ответы, из которых надо выбрать соответствующий истине. Но с другой стороны, в данном случае нет полной уверенности в том, что исследователь привел все возможные варианты ответов на данный вопрос. Ведь могут существовать и другие факторы, благодаря которым опрашиваемому нравится его работа. Может быть, предприятие находится через дорогу от дома респондента, а может, потому что очередь на жилье небольшая и у него есть возможность в течение года получить квартиру и т.д. А так как такие варианты ответов не даны, то респондент или не ответит на заданный вопрос, или отметит другой, не такой существенный для него вариант ответа. В результате полученная информация не будет соответствовать истине.
Если максимально не предусмотрены возможные варианты ответов, то закрытые вопросы не выполняют своей функции, поэтому лучше в данном случае употребить полузакрытый вопрос.
Полузакрытые вопросы. Дают возможность респонденту уклониться от выбора данных альтернатив, отмечая в конце списка ответов такие варианты: «Не помню», «Не думал», «Не могу ответить» или ответить по-своему в строке: «Что-то еще» или «Другие ответы», где для записи ответов оставлено место, две или три строки.
Открытые вопросы в отличие от закрытых не содержат подсказок и не «навязывают» какой-то вариант ответа респонденту. Благодаря этим вопросам опрашиваемые имеют возможность выразить свое мнение во всей полноте, со всеми подробностями, поэтому открытые вопросы дают более богатую по содержанию информацию, в отличие от закрытых вопросов.
Прямой вопрос. Он позволяет получить прямую информацию от респондента, то есть когда вопрос и ответ совпадают по смыслу. Эти вопросы обычно формулируются в личной форме: «Нравится ли Вам ваша работа?».
Косвенный вопрос. Это вопрос, который дает возможность респонденту высказаться с позиции группы, коллектива. Информация получается не прямо, а посредством серии вопросов. Если при опросе затрагивается личная жизнь опрашиваемого, его отношение к негативным явлениям и т.д., то лучше ставить вопрос не в прямой форме, а в косвенной, так как благодаря этому будет проще выяснить интересующую Вас проблему. Вместо вопроса о том, как респондент реагируют на имеющиеся негативные явления, рекомендуется спрашивать, как к подобным явлениям относится большинство людей или круг его знакомых. Как показывает практика, респонденты охотнее отвечают на косвенные вопросы, чем на личные, прямые. Косвенные высказывания обычно более доверительны, особенно если речь идет об интимных или чисто личных вопросах. Чаще всего эти вопросы выражаются в такой форме: «Принято считать, что. А как думаете Вы?».
рассмотрим классификацию вопросов в зависимости от особенностей конструкции вариантов ответа: дихотомические вопросы, поливариантные вопросы, шкальные вопросы, вопросы-диалоги, вопросы-иллюстрации.
Дихотомические вопросы. Это вопросы типа «да-нет”иальтернативные. Ответы в этих вопросах носят взаимоисключающий характер.
«Да-нет». Этот вопрос является самым простым и известным. Используется в основном для получения данных о фактах и действиях. Это могут быть такие вопросы, как: «Есть ли у Вас машина?», «Подписываетесь ли Вы на газеты?».
Альтернативный вопрос. Предпочтительнее чем вопрос «да-нет», так как формулировка более уравновешена, поэтому смещение ответов гораздо меньше, чем в предыдущем виде закрытых вопросов. Сумма ответов на альтернативный вопрос равняется 100%. Например, после вопроса: «Назовите Ваш разряд» указываются разряды с 1-го по 6-й, а респонденту остается только отметить, тот, который он сейчас имеет. Ответы на эти вопросы носят взаимоисключающий характер. Нельзя одновременно иметь 1-й и 4-й разряд маляра.
Поливариантные вопросы. Это вопросы типа «меню», поэтому их иногда называют вопросами-меню. Дается набор вариантов ответов, из которого респондент может выбрать несколько, в этом главное отличие от альтернативных вопросов. Вопрос-меню содержит перечень фактов, предметов, суждений.
Например: «Какие газеты Вы выписываете?
«Московский комсомолец» |
«Вечерняя Москва» |
«Труд» |
«Правда» |
и т.д.» |
Шкальные вопрос. Эти вопросы содержат шкалу измерения признака вопроса. Это разновидность альтернативного вопроса. При ответе респонденту необходимо отметить интенсивность какого-либо явления или мнения.
Пример вопроса, использующего самооценочную шкалу.
«Довольны ли Вы своей работой?
— работой очень доволен
— скорее доволен, чем недоволен
— работа для меня безразлична
— скорее недоволен, чем доволен
— работой очень недоволен».
Шкальный вопрос может быть задан и в виде строчной разверстки: «Насколько важно для Вас, чтобы работа была престижной? (отметьте на шкале степень значимости)».
Шкала может быть и десятибалльной. При выборе шкалы необходимо учитывать следующее: она должна быть привычной для респондента и удобной для полного выражения его мнения.
Таблицы удобны для исследователя, но неудобны для респондента. Надо стараться редко прибегать к ним.
Вопросы-диалоги. Это разновидность функциональных вопросов. Вопросы-диалоги состоят из противоположных высказываний воображаемых лиц. Респондент должен согласиться с одним из псевдособеседников. Хорошо в данном случае использовать рисунки, изображающие собеседников. Благодаря такой форме диалога абстрактное становится более наглядным.
Если при составлении вопроса использовался и рисунок, то это будетвопрос-иллюстрация. Такой вид вопроса позволяет лучше ввести респондента в ситуацию вопроса.
Одному из собеседников приписывается какое-то определенное суждение или вопрос, респонденту же предлагается выполнить роль второго собеседника, которому надо завершить начатое предложение или ответить на заданный вопрос.
При этом надо учитывать, что если опрашиваются мужчины, то вопрос-иллюстрация должен изображать мужчин, а если женщины, то должны быть изображены женщины, т.е. анкеты должны быть напечатаны в двух вариантах: «мужском» и «женском».
По цели вопросы бывают содержательные и функциональные, иногда их еще называют основными и неосновными.
Содержательные — направлены на раскрытие содержания определенных явлений и их взаимосвязях.
Функциональные — главная их функция — упорядочение течения опроса. Функциональные вопросы, в свою очередь, делятся на функционально-психологические, вопросы фильтры и контрольные вопросы.
Функционально-психологические вопросы ставятся для снятия напряжения, для перехода от одной темы к другой, снятия нежелательных установок, чтобы создать и поддержать интерес к анкете. Служат не столько для сбора сведений, сколько для обеспечения отношений между социологом и респондентом.
К функционально-психологическим вопросам относятся:
— контактные вопросы;
— буферные (с преамбулой) вопросы;
— вопросы-диалоги;
— вопросы-иллюстрации.
Контактные вопросы. Эти вопросы, как уже отмечалось выше, ставятся в начале анкеты. После прочтения первого или нескольких начальных вопросов, у респондента складывается первое впечатление о предстоящей работе. Очень важно, чтобы это впечатление было благоприятным, так как от этого зависит, будет ли респондент дальше работать с этой анкетой.
Первый вопрос обязательно должен быть контактным, его цель установление контакта с респондентом. К контактным вопросам предъявляются следующие требования:
Контактные вопросы должны быть очень простыми. Это могут быть вопросы, выясняющие сведения событийного характера (стаж работы, район местожительства) или вопросы о занятиях в свободное время, привычках, на которые отвечают вполне откровенно. Иногда бывает целесообразным задать вопрос об интересе опрашиваемых к той или иной
проблеме.
Контактный вопрос должен быть достаточно общим, чтобы на него мог ответить каждый респондент. Ответив на него, респондент обретает уверенность в своей компетентности и начинает уверенно отвечать на последующие вопросы, высказываясь полнее и развивая дальше свои мысли.
Буферные вопросы.Главная их цель — смягчение взаимовлияния вопросов в анкете. Часто анкета включает одновременно несколько тематических блоков, и для плавного перехода от одной группы вопросов к другой желательно разграничивать их буферными вопросами. Если переход сделан неожиданно и резко, то это производит на респондентов неблагоприятное впечатление. В этом случае буферные вопросы играют роль своего рода «мостиков» для перехода от одной темы к другой. Например: «А теперь несколько слов о . «.
Буферные вопросы также помогают исследователю пояснить ход своих мыслей, эту функцию выполняет не сам вопрос, а преамбула к нему. Такие «буферы» дают возможность не только вежливо предложить респонденту новую тему, но и пояснить, зачем это нужно. Например, после блока вопросов о свободном времени, может быть написано: «Работа занимает очень важное место в жизни человека. Пять дней в неделю, а иногда и больше, ему приходится выполнять свои профессиональные обязанности. Поэтому вполне естествен наш интерес — с какими трудностями Вы сталкиваетесь во время работы, что доставляет Вам радость, чего Вы достигли, какие планы на будущее и т.д. «.
Так же буферные вопросы необходимы для нейтрализации влияния одних ответов на другие (нейтрализация эффекта излучения): «Мы говорили о . теперь перейдем к другой теме. «. Роль буферного вопроса в данном случае может сыграть любой содержательный вопрос, который не связан с обсуждаемым в вопросах предметом, взаимовлияние которых надо исключить.
Часто вопрос с преамбулой используется для обоснования различных оценок и поведения, несмотря на то осуждаются ли они в настоящее время общественным мнением или существующими социальными нормами или нет. Преамбула дает понять, что в реальной жизни имеют место любые отношения и поведение человека, и этим позволяет респонденту заранее оправдать себя в своих глазах при любом ответе.
Вопросы-диалоги.Вопросы, как уже отмечалось раньше, могут быть заданы в виде высказываний двух или трех псевдособеседников, респонденту необходимо только согласиться с одним из них. Пример такого вопроса: «Встретились два старых школьных товарища Иванов и Петров. Иванов закончил институт, защитил кандидатскую диссертацию, пишет докторскую диссертацию, а Петров сразу после школы пошел работать токарем на завод, женился и все свое свободное время уделяет воспитанию трех детей. Между ними возникает спор о смысле и ценности прожитых лет. Иванов говорит: «Я считают, что . «, а Петров ему возражает: «Ты не прав, главное . «. В данном случае вопрос-диалог по форме приближается к вопросу с преамбулой.
Вопросы-иллюстрации.Вопросы-иллюстрации позволяют выполнить несколько психологических функций: позволяют переключить внимание опрашиваемых на новую тему, поясняют содержание задаваемых вопросов, а также за счет разнообразия техники заполнения помогают снять утомление.
Вопросы-фильтры.Вопросы фильтры используются, когда необходимо получить данные, которые будут характеризовать не всех респондентов, а только какую-то их часть. В этом случае задается вопрос-фильтр, который позволяет выделить и опросить необходимую часть всей совокупности опрашиваемых. Например, пятый вопрос анкеты сформулирован так:
«Делаете ли Вы ежедневно зарядку? (кто не делает, тот сразу переходит к ответу на вопрос N 10).
Контрольные вопросы.Контрольные вопросы направлены на проверку достоверности данных, дают возможность проверить устойчивость и непротиворечивость ответов респондентов.
К контрольным вопросам относятся:
— вопрос-тест;
— вопрос-ловушка (трюковый вопрос).
Вопрос-тест используют обычно при определении информированности. Например задается вопрос:
«Знаете ли Вы хорошо современную научно-фантастическую литературу?
— знаю хорошо
— читаю от случая к случаю
— меня эта литература не интересует».
А после этого вопроса дается перечень нескольких (это может быть 10 или 20) наиболее известных научно-фантастических произведений и респонденту предлагается выбрать автора из приведенного рядом списка писателей.
Вопрос-ловушка (трюковой вопрос) — это разновидность теста. Он строится так, что респонденту умышленно предлагается ответить о несуществующем. Например, просят оценить несуществующее произведение несуществующего автора. Эти вопросы широко используются при проверке профессиональной компетентности. Также они помогают определить, можно ли и насколько доверять респонденту.
Например, перед исследователем стоит задача опросить ученых физиков по какой-то проблеме. Вопрос-ловушка может быть сформулирован так: «Читали ли Вы недавно переведенную монографию . известного английского физика-теоретика . «. Или: «Читали ли Вы книги?» и перечисляется несколько книг, среди которых указывается несуществующая. Если респондент отмечает, что и ее «читал», то это означает, что его ответам доверять нельзя.
По содержанию принято различать вопросы о фактах, вопросы о знаниях и вопросы о внутренних состояниях (мнениях, отношениях, мотивах и т.д.).
Вопросы о фактах.Главная цель этих вопросов — сбор сведений о фактах объективной действительности, которые можно реально наблюдать и измерять (свойства и признаки людей, их поведение и т.п.). К этой группе относятся и вопросы «паспортички».
Вопросы о знаниях.С помощью этих вопросов определяется степень информированности респондентов о тех или иных событиях, отношениях. Информированность (осведомленность) — это мера соответствия между сведениями, данными респондентами, и объективно существующей действительностью (различные реальные факты, события, высказывания и т.п.). Самый простой и распространенный способ ее измерить — самооценка респондента своей осведомленности. Для этого чаще всего задаются такие вопросы: «Знаете ли Вы. «, «Слышали ли Вы. » или «Насколько хорошо Вам известны . » и т.п. Но такую формулировку вопроса целесообразно использовать только в том случае, если получаемые сведения не подвержены влиянию соображений престижа и не воспринимаются респондентом как подтверждение его авторитета.
Вопросы о внутренних состояниях (мнениях, отношениях и т.д.).Эти вопросы помогают получить от респондентов сведения об их мнениях, отношениях, интересах, мотивах, стремлениях, а также об оценках других людей и самих себя. Эта группа вопросов является наиболее трудной для респондентов, а достоверность ответов на них самой низкой. Для того чтобы проверить и уточнить ответы, применяют контрольные вопросы, вопросы-фильтры, вопросы-диалоги и используют преамбулы (об этом подробно было написано выше).
Источник
Учимся правильно задавать вопросы: правила постановки вопросов
Студенту важно уметь слушать. Но еще важнее – уметь задавать правильные вопросы, которые помогут получить нужный ответ. Иначе можно получить такой ворох лишней информации, которая забьет голову и не оставит места для полезных вещей, которые можно найти на нашем телеграм-канале.
Давайте вместе разбираться, что такое правильный вопрос, почему так важно уметь его составлять, а также какие виды вопросов бывают.
Правильный вопрос: какой он?
Правильно заданный вопрос не вынуждает собеседника отвечать. Грамотная формулировка делает так, что собеседнику самому захочется хорошенько подумать и дать ответ.
Считается, что способность поставить вопрос – одно из необходимых качеств умного и проницательного человека
Почему так важно уметь задавать нужные вопросы?
Дело в том, что нас окружает такой огромный объем информации, что если мы не научимся сортировать и принимать только важное, будет потрачено непростительно много времени и средств для поиска нужного.
Особенно важно это для бизнеса, ведь время – деньги. А задавая партнерам нужные вопросы, можно получить необходимые сведения, и в связи с ними выстраивать дальнейшую стратегию. Более того, задавать вопросы – значит проявлять к людям интерес, показыватя, что вы готовы уделить им время.
А вот неуместные и назойливые вопросы могут отпугнуть человека, заставить его «закрыться» и даже отказаться от сотрудничества.
Иммануил Кант был уверен, что ставить грамотные вопросы способны только умные и проницательные люди: «Бессмысленный вопрос требует бессмысленного ответа… Кроме стыда для вопрошающего, он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето»
Чего можно добиться правильным вопросом?
Если правильно задать вопрос, он поможет достигнуть следующих целей:
- пробудить интерес собеседника, дать ему возможность высказаться и предоставить нужную информацию;
- повысить активность собеседника, вовлечь его в диалог;
- управлять диалогом, направляя его в нужное русло;
- удерживать инициативу в общении.
Но чтобы грамотный вопрос возымел действие, задавать его нужно не спонтанно, а продумывать заранее.
Сам факт вопроса говорит собеседнику, что вы не просто проявляете интерес к теме, но и настроены на позитивное общение
Типы вопросов
Чтобы получить важную информацию, важно не просто поставить вопрос, но и продумать, как это сделать. Есть типы вопросов, на которые люди отвечают неохотно или неоднозначно.
Специалисты по риторике рекомендуют чаще задавать вопросы, а не произносить монологи. Ведь именно так можно подвести собеседника к нужному вам выводу, не навязывая собственных выводов. А это уже искусство!
Первое, что нужно сделать – разобраться в типологии, а затем уже заинтересовать собеседника и дать ему понять, что ответить развернуто – это дело чести.
Закрытый вопрос
Цель закрытого вопроса – получить однозначный ответ (да, нет). Например: «Вы достигли совершеннолетия?», «У вас есть водительские права?».
С помощью закрытого вопроса можно получить однозначную информацию: «Какой вуз вы окончили?» – «МГУ».
Особенность этого типа – точная и краткая формулировка, поэтому и ответ предполагается точный и краткий. Часто в начале вопроса стоит местоимение «Вы», вопросительное слово или вопросительная конструкция. Например: «Вы сказали, что…», «Не возражаете, если…?», «Сколько…?», «Вы были…?».
Такие вопросы постоянно всплывают в студенческой и деловой жизни. Но чрезмерное их употребление нежелательно, так как создается напряженная атмосфера. Они уменьшают маневренность беседы, и у собеседника может сложиться ощущение допроса.
Цель закрытого вопроса часто не в собственном получении информации, а скорее в получении согласия или подтверждения на полученные ранее данные. (Груз ожидается в четверг? – Нет, в пятницу.)
Открытый вопрос
Здесь уже не получится ответить кратко, так как открытый вопрос предполагает объяснение.
Узнать такие вопросы можно по вопросительным словам «почему», «зачем», «каким образом», «как вы думаете» и т.д. Такие формулировки позволяют получить более развернутые данные, выяснить настоящие мотивы собеседника.
Особенность таких вопросов в следующем:
- собеседник обдумывает высказывание, постоянно пребывая в активном состоянии;
- у собеседника появляется шанс отбирать информацию для оппонента на свое усмотрение;
- открытый вопрос устраняет барьеры между собеседниками, снимает с оппонента ощущение сдержанности и замкнутости;
- партнер не ощущает давления, так как понимает, что является обладателем важной информации, идей, предложений.
Но в открытом вопросе собеседник может уйти от четкого ответа, дав только ту информацию, которую посчитает нужным. Поэтому нужно быть готовым к дополнительным наводящим, второстепенным, основным и другим вопросам.
Наводящие вопросы
Их формулируют таким образом, чтобы подсказать собеседнику ответ, которого от него ожидают. По своему содержанию они делают очевидным ожидаемый ответ.
Например: «Вы же знаете, что это противозаконно?», «Разве это не противоречит уставу?».
В составе наводящих вопросов чаще всего есть слова-подсказки:
- разве,
- конечно,
- ведь,
- тоже,
- не правда ли.
Альтернативные вопросы
Альтернативный вопрос – это открытый вопрос, который предлагает собеседнику несколько вариантов ответов или предлагает ему сказать свой.
Например: «Как вы стали юристом: осознанно выбрали профессию, пошли по стопам родителей или пошли за компанию с другом?»
Их используют, когда хотят разговорить собеседника. Но важно, чтобы все альтернативы были нейтральными, не задевали оппонента.
Название
Риторический вопрос
На такой вопрос не требуется прямой ответ. Его задают, когда хотят вызвать определенную реакцию: сделать акцент, заручиться поддержкой, напомнить о нерешенных проблемах.
Например: «Когда уже люди будут понимать друг друга?»
Важно, чтобы риторический вопрос был кратким, уместным, понятен всем присутствующим. Если в ответ звучит молчание, скорее всего, собеседник согласен и одобряет вашу точку зрения.
Переломный вопрос
Они удержат разговор в строго установленном русле или поднимут целый ряд проблем. С их помощью можно определить слабые места во мнении партнера.
Например: «Как вы видите пути развития вашей профессии?»
Такой вопрос уместен, если хотите плавно перейти с обсуждения одной проблемы на другую или когда почувствуете напряженность/сопротивление оппонента.
Вопрос для обдумывания
С его помощью можно подвести итоги беседы, тщательно проанализировать или прокомментировать сказанное ранее.
Например: «Сумел ли я вас переубедить в том, что…?», «Правильно ли я вас понял, что…?», «Думаете ли вы, что…?»
Его задают, чтобы создать атмосферу взаимопонимания, подвести итоги беседы. Он поможет собеседнику обдумать собственное мнение, создать благоприятную почву для аргументации по проблеме, дает возможность внести правки в свою позицию, если они возникли в ходе беседы.
Зеркальный вопрос
Заключается в повторении части утверждения собеседника с вопросительной информацией.
Он не опровергает утверждение оппонента и не противоречит ему, а вносит в беседу новые элементы для придания открытости диалогу. Это позволяет понять точку зрения собеседника.
Контрольный вопрос
Позволяет управлять вниманием собеседника, возвращает его на предыдущий этап беседы, проверяет, насколько он понял обсуждаемое.
Стоит отличать контрольные вопросы, которые ориентированы на факты (Кто? Что?), направлены на человека, его внутренний мир и поведение (Как? Зачем?).
Здесь важно, чтобы вы сами хорошо знали ответы на поставленные вопросы, иначе можно попасть в ловушку, получив ответный вопрос-капкан – такой же вопрос, который оппонент задаст вам.
Есть 4 разновидности контрольных вопросов, которые преследуют разные цели:
- Вопросы для проверки компетентности (практические). Здесь задают теоретические и практические вопросы, связанные с опытом и знаниями собеседника. Сложный практический вопрос может стать вопросом-капканом. Поэтому перед тем, как его задать, убедитесь, что сами знаете на него ответ. Примеры практических вопросов: «А что бы вы предприняли в такой ситуации?», «Каким образом можно осуществить это на практике?». Чаще всего прием практических вопросов встречается в сфере изучения естественных наук (географии, химии, физики, экологии). Их суть заключается в том, чтобы любые сведения и знания заземлить на практике
- Вопросы для демонстрации знаний. Они нужны, чтобы предоставить собеседнику возможность блеснуть знаниями, компетенцией. Их хорошо задавать, если собеседнику необходимо самоутвердиться, заслужить уважение.
- Провокационные вопросы. Их задают, если хотят поймать собеседника на противоречии между сказанным сейчас и ранее. На собеседованиях иногда пытаются ввести собеседника в состояние смущения, задавая провокационные вопросы. Цель – посмотреть, как собеседник выкручивается из ситуации, как он себя ведет в ситуации неудачи, может ли он признавать поражение, а иногда – вывести из равновесия и заставить думать в нестабильной обстановке.
Мы с вами выяснили, какие виды вопросов бывают. А наши практические советы помогли понять, как и когда их можно задавать. Остается только потренироваться: начните с одногруппников, а потом и на преподавателей можно переключиться.
Ну а чтобы от беседы с преподавателем не отвлекала плохо написанная контрольная или курсовая, заручитесь поддержкой сервиса помощи студентам. Они блестяще выполнят свою работу, а вам остается только «заговорить» экзаменатора.
Источник