Может ли муниципалитет проверять лицензионные требования к УК в рамках контроля за соблюдением правил благоустройства?
Управляющая МКД организация была оштрафована на 50 тыс. руб. за снег, не сметенный оперативно со ступенек крыльца обслуживаемого МКД. Напомним, что обязанность очищать МКД от снега – это, в том числе, лицензионная обязанность УК, которую могут проверить исключительно региональные органы жилищного надзора, причем исключительно в рамках лицензионного контроля.
Однако в данном случае штраф наложил муниципальный орган, – а он опирался лишь на требования, изложенные в местных Правилах благоустройства.
УК «сообразила», что если в муниципальных нормах о благоустройстве воспроизвести требования федерального законодательства, касающиеся обязанностей УК-лицензиата по содержанию общего имущества МКД, то муниципалитет, фактически, получит право контролировать исполнение УК лицензионных требований. С этим УК смириться не захотела и попыталась оспорить норму местных Правил благоустройства, которая предоставляла городской администрации право проверять исполнение этих Правил (в формулировке: «Контроль за исполнением настоящих Правил осуществляют отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города в установленном законодательством порядке»).
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Однако суд не согласился с тем, что спорная норма дает муниципалитету возможность надзирать за соблюдением лицензионных требований, которые воспроизведены в местных Правилах и которые уже являются объектом контроля со стороны органов госконтроля, при том, что регион не передавал соответствующих полномочий органам МСУ. По мнению суда, город проверять соблюдение лицензионных требований не вправе, – он лишь присматривает за благоустройством, а таковое, согласно Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в редакции на момент принятия Правил благоустройства, включает в себя, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения. Да и в текущей редакции Закона об ОМСУ местные Правила благоустройства могут нормировать уборку территории муниципального образования, в том числе в зимний период.
Верховный Суд Российской Федерации также не удовлетворил жалобу УК:
- полномочия ОМСУ по утверждению местных Правил благоустройства не вызывают никаких сомнений,
- в соответствии с ч. 1–4 ст. 2 Закона № 294-ФЗ о проверках организаций и ИП, а также согласно ч. 1 ст. 17.1 Закона об ОМСУ, органы местного самоуправления уполномочены и осуществляют контроль за соблюдением муниципальных правовых актов, принятых по вопросам местного значения;
- согласно п. 18 постановления Пленума ВС РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 (действовавшего в период рассмотрения конкретного дела заявителя), воспроизведение в муниципальных правилах благоустройства положений федерального законодательства само по себе не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого правого акта;
- контроль за исполнением Правил благоустройства осуществляется городской администрацией не произвольно или по усмотрению ее отраслевых (функциональных) и территориальных органов, а в установленном законодательством порядке;
- спорная норма не регулирует вопросы привлечения к административной ответственности и не устанавливает правовые последствия неисполнения содержащихся в Правилах предписаний;
- вопрос же правомерности применения при рассмотрении конкретного спора оспариваемой нормы Правил благоустройства, либо иных норм не входит в компетенцию ВС РФ.
Тогда УК обратилась в Конституционный Суд Российской Федерации – и пожаловалась на подп. «а» п. 2 ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства («при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов»). Именно этот подпункт, по логике УК, позволяет воспроизводить в муниципальном правовом акте требования федерального законодательства, в том числе лицензионные требования, и тем самым неправомерно допускает муниципальный контроль над их соблюдением.
Однако и КС РФ не увидел оснований для принятия жалобы к рассмотрению (Определение Конституционного Суда РФ от 28 мая 2020 г. № 1132-О):
- оспариваемый подп. «а» п. 2 ч. 8 ст. 213 КАС РФ устанавливает один из видов обстоятельств (соблюдение компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт), которое подлежит выяснению судом при проверке законности оспариваемых положений нормативного правового акта. Значит, он направлен на принятие законного и обоснованного судебного решения и призван обеспечить реализацию права на судебную защиту прав и свобод, гарантированного ст. 46 Конституции Российской Федерации;
- кроме того, согласно п. 28 постановления Пленума ВС РФ от 25 декабря 2018 г. № 50, при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, судам необходимо, в частности, учитывать, что регионы не вправе регулировать отношения, связанные с видами деятельности, лицензирование которых осуществляется РФ, и что органы местного самоуправления не вправе устанавливать какую-либо ответственность за неисполнение собственных актов;
- при этом в данных разъяснениях Пленума ВС РФ отмечается, что воспроизведение в оспариваемом акте положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, само по себе не свидетельствует о его незаконности;
- следовательно, в местных Правилах благоустройства можно отразить и санитарные требования, установленные на федеральном уровне, поскольку при этом же дополнительно не ограничиваются права и законные интересы собственников помещений в МКД или УК;
- такое включение «федеральных» норм в текст местных Правил не может рассматриваться как неправомерное, в том числе противоречащее конституционным требованиям в сфере разграничения предметов ведения;
- вместе с тем КС РФ напоминает, что решение вопросов благоустройства территории муниципального образования не может сопровождаться установлением норм права, предполагающих ограничения и запреты в отношении существа (основных характеристик) экономической деятельности, непосредственно не связанных с задачами обустройства комфортной среды обитания городского сообщества и не содержащихся в отраслевом (специальном) законодательстве. Иное означало бы признание за органами местного самоуправления городского округа, по сути, неограниченных регулятивных полномочий (определения от 5 декабря 2019 г. № 3273-О и № 3274-О).
Таким образом, попытка запретить дублирующий контроль за соблюдением целого ряда требований, которые могут закрепляться и на местном уровне, и на федеральном, – провалилась. Отметим, что текущая реформа контрольно-надзорной деятельности данную проблему также не решает.
Источник
УО и благоустройство дворовой территории
Минстрой РФ продолжает работать над национальным проектом «Городская среда и ЖКХ». На сайте ведомства, в разделе «Документы», можно найти интересную инфографику, в которой представлены принципы благоустройства дворовых территорий.
Предлагаем отвлечься от обсуждения постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 и обратиться к вечному – содержанию общего имущества в МКД.
Земельный участок в составе общего имущества
Дворовая территория – источник вечных споров между собственниками помещений и управляющими организациями. Земельный участок входит в состав ОИ в МКД, если сформирован под МКД и поставлен на кадастровый учёт.
Чаще всего придомовая территория находится в собственности жильцов МКД. Согласно постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, придомовая территория входит в состав общего имущества в МКД, поэтому собственники помещений МКД должны оплачивать её содержание и благоустройство.
Управляющие же организации за эти деньги содержат придомовую территорию в надлежащем порядке.
Кто отвечает за благоустройство придомовой территории
- выполнять работы и оказывать услуги по управлению МКД,
- создавать благоприятные и безопасные условия для проживания граждан,
- предоставлять КУ потребителям в МКД,
- производить работы и оказывать услуги по содержанию и ремонту ОИ в МКД.
Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества, утверждённых ПП РФ N 491, управляющая организация в том числе:
- убирает и проводит санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, земельного участка, который входит в состав ОИ,
- собирает и вывозит ТКО и ТБО,
- ухаживает за элементами озеленения и благоустройства, объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства МКД.
Но это всё не относится к земельным участкам, не входящим в состав общего имущества в МКД. Перечисленные действия в таком случае осуществляют собственники земельных участков.
Благоустройство дворовой территории
Предлагаем изучить, какие принципы благоустройства дворовой территории выделяет Минстрой РФ. Прежде всего ведомство отмечает, что все дворы России объединяет ряд проблем:
- нет чётких границ между общегородской территорией и двором,
- не хватает парковочных мест,
- не настроено освещение,
- не развита инфраструктура для разных групп пользователей,
- не предусмотрены площадки для выгула домашних животных,
- климатический дискомфорт.
Выделяют шесть типов дворов: с исторической, низкоэтажной, среднеэтажной, среднеэтажной микрорайонной, высокоэтажной микрорайонной и современной высокоэтажной застройкой.
Если вы озабочены благоустройством дворовой территории, то Минстрой РФ рекомендует начать с разграничения частного и общественного пространства двора. Это необходимо для обеспечения комфорта и безопасности различных групп населения.
Для этого необходимо обозначить вход во двор: поставить элементы навигации, фонари. Сформировать периметр двора, причём не обязательно с помощью забора, лучше всего – насадить зелёное ограждение. После – организовать основные и второстепенные проезды, обустроить входы в подъезды: построить пандусы, велопарковки и т.д.
Следующий шаг для формирования комфортной дворовой территории – обустройство парковок. Минстрой РФ рекомендует организовать плоскостную парковку для жильцов дома и линейные – для гостей. Количество парковочных мест рекомендуется обсуждать вместе с собственниками. Обязательно необходимо предусмотреть парковочные места для инвалидов.
Для улучшения освещения дворов нужно установить дополнительные фонари:
- у входа в дом (5–7 метров),
- на детских и спортивных площадках (7–9 метров),
- у проездов (7 метров).
Первая группа пользователей, о которой стоит проявить заботу – дети. Для их разностороннего развития необходимо организовать детские площадки, которые отвечали бы потребностям разных возрастных групп: 0–3 года, 3–7 лет, 7–12 и 12–15 лет.
На детских площадках должны быть установлены:
- урны,
- информационный стенд,
- живая изгородь,
- мягкие покрытия,
- места для сидения,
- навес,
- настольные игры,
- тематические игровые комплексы,
- элементы для активных игр и т.д.
Площадки для взрослых должны быть ориентированы как на занятия спортом, так и на спокойный отдых – включать места для уличных тренажёров, настольного тенниса, настольных игр.
Обустройство площадок для выгула домашних животных должно повысить санитарное состояние территории и безопасность для жильцов. Такие площадки могут быть неогороженными и огороженными.
На неогороженной площадке необходимо установить информационный стенд, урны, места для сидения и мягкое покрытие. На огороженных – дополнительно поставить калитку.
Экологизация городского пространства
Ещё одна важная и нужная вещь – озеленение территории. Это прямая обязанность управляющих организаций, если, конечно, земельный участок входит в состав общего имущества в МКД.
Новые деревья и кустарники должны повысить уровень климатического контроля и защитить от:
- шума и ветра,
- солнца,
- выхлопных газов.
Разумеется, перечисленное выше не означает, что вся ответственность ложится на плечи управляющих организаций. Над национальным проектом «Городская среда и ЖКХ» работает коллектив из муниципальных властей, управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК и ЖК и жильцов.
Пространство двора ограничено, поэтому не стоит пытаться вместить в него всё. В каждом случае это индивидуальный проект и решения. Важно, что такие решения принимаются совместно с жителями домов.
Порядок разработки проекта благоустройства дворовой территории таков:
- вначале определяется тип двора,
- проводится зонирование площадки,
- вместе с жителями обсуждается концепция благоустройства,
- совместно разрабатывается и утверждается проект,
- проект реализуется также совместными силами.
Это все благолепные мечты. Никогда МКД (особенно большие) не станет полностью комфортным для собственников. Государство должно стремиться к поощрению индивидуа… Читать ещё
Что означает ухаживает за элементами озеленения и благоустройства? Общие слова! Обрезка туда входит? А замена высохших деревьев и кустарников, замена деревьев… Читать ещё
Источник
Вопрос
Правомерно ли установление в муниципальных правилах благоустройства обязанности собственников зданий, строений, сооружений участвовать в благоустройстве территорий, прилегающих к объектам их собственности, и в каком объеме?
Ответ
Согласно пункту 13 части 1 статьи 45 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ) правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать, в частности, вопросы участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий. При этом границы прилегающих территорий определяются также на основании правил благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации (пункт 14 части 2 статьи 451 Федерального закона № 131-ФЗ).
Согласно части 9 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования. Если иное не предусмотрено федеральным законом, таким лицом является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо (часть 1 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской).
Таким образом, Федеральный закон № 131-ФЗ и Градостроительный кодекс Российской Федерации недвусмысленно закрепляют участие собственников зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании территорий, прилегающих к соответствующим объектам собственности.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования являются территориями, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). При этом необходимо учитывать, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами не подлежат приватизации, т.е. могут находиться только в публичной (государственной или муниципальной) собственности (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Соответственно, органы местного самоуправления несут бремя содержания имущества, которым имеет право пользоваться неограниченный круг лиц. Тем самым, по существу, нарушаются права органов местного самоуправления, как собственников, и на них возлагается обязанность нести расходы в связи повреждением и (или) гибелью, засорением и т.п. последствиями пользования муниципальным имуществом иными лицами. Между тем данными прилегающими территориями в полной мере пользуются и собственники объектов недвижимости, к которым они прилегают. Именно это и позволило законодателю возложить на них обязанность по участию в их благоустройстве, в том числе содержании.
Таким образом, обязанность собственников участвовать в содержании прилегающих территорий возникает у них непосредственно в силу федерального закона, а не на основании правил благоустройства территории муниципального образования. Последними регулируются лишь случаи, формы, объем такого участия, а также границы прилегающих территорий, т.е. порядок исполнения собственниками этой обязанности, возложенной на них непосредственно федеральным законом. По мнению Комитета, это полностью соответствует положениям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), согласно которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом следует отметить, что при определении в законах субъектов Российской Федерации и муниципальных правилах благоустройства территории размеров прилегающих территорий и порядка участия частных собственников в их содержании должен соблюдаться определенный баланс публичных и частных интересов. Это необходимо исходя из того, что данная дополнительная обязанность возложена федеральным законом на собственников объектов недвижимости в общественных (публичных) интересах.
Благоустройство территории представляет собой деятельность, направленную на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (пункт 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Установление требований в сфере благоустройства направлено на реализацию публичных интересов — обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории, а не гражданско-правовых отношений собственности. Объектом нормирования благоустройства территории является территория муниципального образования, независимо от формы собственности и целевого назначения земельных участков, иных объектов движимого или недвижимого имущества. Поэтому согласно букве закона речь идет об участии собственников в содержании прилегающих территорий (общего пользования), а не земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Цель установления обязанности такого участия – обеспечение публичных интересов в отношении содержания публичных объектов, а не распределение бремени содержания объектов, находящихся в муниципальной собственности, между иными лицами.
Исходя из этого должно осуществляться и регулирование участия собственников объектов недвижимости в благоустройстве, в том числе содержании, прилегающих территорий в законах субъектов Российской Федерации и правилах благоустройства территорий муниципальных образований.
В связи с этим, прежде всего, формы, объем и порядок такого участия, границы прилегающих территорий должны определяться таким образом, чтобы не происходило переложения ответственности за содержание таких территорий в полном объеме на частных собственников. Федеральное законодательство говорит об участии данных лиц в содержании прилегающих территорий, тем самым подразумевается, что основной объем работ по их содержанию осуществляется собственником образующих их земельных участков – органами местного самоуправления, а собственники расположенных рядом объектов недвижимости выполняют отдельные обязанности. Такие обязанности должны определяться с учетом интенсивности и характера пользования ими данными территориями.
Во-вторых, данные обязанности собственников должны не только закрепляться в правилах благоустройства прилегающих территорий, но и в договорах аренды и иных гражданско-правовых договорах, заключаемых с ними органами местного самоуправления. Правила благоустройства в данном случае выполняют роль правового основания включения таких условий в договор.
Финансовое участие собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий, упоминаемое в федеральном законодательстве, не подразумевает установления каких-либо местных налогов и сборов, иных обязательных платежей. Оно может выражаться, например, в финансировании за счет собственников осуществляемых ими работ в рамках участия в содержании прилегающих территорий, либо во введении самообложения граждан в порядке, предусмотренном статьей 56 Федерального закона № 131-ФЗ.
Полагаем, что именно с несоблюдением указанных правил в значительной мере связана имеющая место судебная практика признания не соответствующими федеральному законодательству муниципальных правил благоустройства территории (см., например, определения Верховного Суда Российской Федерации, от 17 апреля 2018 года № 50-КГ18-6, от 17 апреля 2018 года № 50-КГ18-7).
Вместе с тем полагаем, что целесообразно ставить вопрос об установлении непосредственно в положениях Федерального закона № 131-ФЗ и иных федеральных законах (подзаконных актах) конкретных случаев и условий участия собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий. Комитет прорабатывает данную тему.
Источник
Федеральная программа: Благоустройство дворов 2020 (дворовых площадок). Вопросы и ответы
На благоустройство, развитие инфраструктуры придомовых территорий, общественных мест, предназначенных для отдыха в городах и поселках, обычно средства из местных бюджетов не выделяются или доходят по остаточному принципу. За состояние участков около многоквартирных в соответствии с законодательством отвечают сами жильцы. Собранные ими средства сначала идут на насущные потребности по ремонту и обновлению домов. Оставшихся небольших сумм может хватить только на покраску скамеек или иные мелкие работы.
Исходя из такого положения вещей, наблюдается ужасное состояние придомовых территорий и мест общественного отдыха в абсолютном большинстве населенных пунктов. Чтобы облегчить решение этой проблемы на местном уровне, в 2017 году создан и утвержден проект на федеральном уровне по формированию комфортной городской среды.
В чем заключается суть проекта благоустройства дворов?
Проект разрабатывался как составная часть государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Он утвержден Постановлением Кабинета Министров Российской Федерации от 30.12.2017 (№1710).
В приказе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, подписанном 18.03.2018г. за №162/пр, были утверждены методические рекомендации для местных органов управления. Цель – помощь в проведении мероприятий в соответствии с программой населенных пунктов страны.
Каждый год обновляются показатели, связанные с реализацией программы. Амбициозным проектом в период 2019-го – 2024-го годов предусматривается проведение работ по благоустройству 31 тысячи территорий общественного назначения. Это должно повысить индекс качества городской среды на 30 процентов. Предполагается увеличение доли жильцов, участвующих в реализации проекта, до 30%.
На указанный период действия программных мероприятий планируется выделить федеральные бюджетные средства в объеме 269,3 млрд руб. Они будут увеличены благодаря добавлению сумм из консолидированных бюджетов РФ на 29,3 млрд руб.
Средства распределяются следующим образом: из федерального бюджета суммы перечисляются субъектам РФ. На местном уровне они дополняются запланированными отчислениями, принимается решение о финансирование определенных городов, районов. В проекте могут принимать участие населенные пункты с количеством населения более 1 тыс. человек.
Инициатива по ремонту, благоустройству, улучшению территорий около многоквартирных домов должна исходить от жильцов. Они на общем собрании решают, что именно необходимо обновить, отремонтировать, установить во дворе. Разрабатывают проект (готовят чертеж) будущей придомовой территории с нанесением всех объектов. Утверждают план мероприятий по благоустройству решением общего собрания и подают заявку в муниципальные органы.
Сроки подачи заявки – до сентября текущего года. При грамотном оформлении документов и аргументированном обосновании проведения запланированных мероприятий по благоустройству двор будет включен в программу финансирования на следующий год. То есть, если заявка подана до сентября 2019 г., то средства на ремонтно-строительные работы и благоустройство будут выделяться в 2020 г.
Правила по благоустройству территорий, участвующих в проектах
На основании положений приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства работы по благоустройству подразделяются на две группы:
- Минимальный вид работ оплачиваются из средств Федеральной программы. Государство финансирует ремонт дороги и проездов во дворах, установку мусорных контейнеров, урн, скамеек, монтаж современных систем освещения территории.
- На дополнительное благоустройство выделяются средства местного бюджета, а также перечисляются деньги, собранные гражданами, проживающими в данном дворе. К таким видам работ относят установку детской площадки, создание комфортного места отдыха для взрослых, выделение и ограждение участка для выгула домашних животных. В план дополнительных мероприятий жильцы могут включить оборудование парковочных мест или стоянки внутри двора, а также все мероприятия по озеленению участка (высадку деревьев и кустов, разбивку клумб с цветами).
В какой форме и объеме будут принимать участие граждане в реализации запланированных мероприятий определяется решением соответствующих органов местных администраций в каждом населенном пункте. Например, в г. Иркутск жильцы принимают активное участие в благоустройстве собственного двора во время субботников. Власти г. Самара приняли решение, что гражданам необходимо внести 1% от суммы средств, предусмотренных на дополнительные виды работ. Эта сумма может быть взята из средств, переведенных жильцами на счет управляющей компании.
То есть предусмотрено софинансирование реализации программы по благоустройству из трех источников: федеральный, муниципальный бюджет и средства граждан. На вопрос «законно ли с жильцов собирают средства на проведение благоустройства двора в соответствии с федеральной программой», стоит однозначно ответить, да, это законно. Только степень участия в совместном финансировании на дополнительные виды работ определяется на муниципальном уровне.
Какие дворы не принимаются к участию в программе?
Решение о включение двора в проект принимается на сметном уровне. В соответствие с условиями проекта установлен следующий перечень ограничений:
- при наличии в непосредственной близости ко двору аварийных строений, которые подлежат сносу с данный период;
- при проведении запланированного на данный год ремонта или замены инженерных коммуникаций, проходящих по территории двора;
- если на прилегающих ко двору территориях возведены новостройки, в которых нее истек срок гарантии при введении в эксплуатацию;
- в случае, когда те виды работ, которые запланировали провести жильцы, уже проводились за счет средств местного бюджета
Об этих ограничениях рекомендуется заранее навести справки в муниципалитете.
Права жильцов при приемке выполненных работ в соответствии с Программой
Как уже отмечалось выше, инициатива о включении двора в Проект «Формирование комфортной городской среды» исходит от жильцов данного дома. Порядок их действий следующий:
- Проверка на сайте городской администрации списков дворов, включенных в местный проект на текущий год.
- При отсутствии территории в списках необходимо объединиться с жильцами всех жилых зданий, которые расположены на совместной придомовой территории, в общем дворе.
- Выяснение вопроса, каковы условия по участию в проекте в конкретном населенном пункте.
- Определение перечня работ, относящихся к минимальным и дополнительным мероприятиям по благоустройству двора.
- Проведение общего собрания жильцов и голосования. Причем собрание должно быть проведено в очной форме, а голосование может происходить заочно. Инициативная группа посещает жильцов в квартирах и изучает их мнение. Обсуждаются и принимаются вопросы по подаче заявки на участие в программе, разработке проекта благоустройства, выборов инициативной группы и полномочного представителя от коллектива жильцов.
- Подача заявки (пакета документов) в администрацию населенного пункта.
- Контроль за соблюдением технологии ремонтных, ландшафтных, монтажных работ. Подписание акта приема выполненных работ.
Полномочный представитель от коллектива жильцов постоянно общается с прорабом, контролирует ход выполнения и объем запланированных работ. По их окончании создается комиссия для приема работы и оценки ее качества. В комиссию входят представители администрации населенного пункта и инициативной группы граждан, проживающих во дворе.
В случае, если какие-либо запланированные мероприятия не проведены или качество работ не устраивает жильцов, они имеют право не подписывать акт, не давать согласия на приемку работ. При несогласии с решением жильцов, граждане имеют право подать жалобу на подрядчика в городскую администрацию или в Министерство строительства РФ.
После окончания срока действия Федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» дворы, в которых проведено благоустройство в соответствии с данной программой, будут передаваться на баланс жильцов.
Как написать заявление на благоустройство детской площадки
Для участия в Федеральном проекте подается заявка в муниципальные органы власти, заявление с определением очередности проведения работ по благоустройству придомовой территории. Заявка представляет собой пакет документов. Для комплектации пакета следует подготовить:
- Протокол общего собрания жильцов с рассмотрением вопросов о включении двора в программу, согласованный перечень минимальных и дополнительных работ, источниках финансирования (или рабочего участия жильцов) в дополнительных мероприятиях;
- Решение о создании инициативной группы жильцов и выборах полномочного представителя коллектива граждан, проживающих в данном дворе;
- Фотографии существующих объектов инфраструктуры на придомовой территории (с целью подтверждения необходимости их ремонта, демонтажа, проведения работ по благоустройству);
- Копия паспорта из кадастра на земельный участок дома (домов);
- Копия технического паспорта дома (домов);
- Справка управляющей организации с указанным сроком введения сооружения в эксплуатацию
Заявление на участие в программе подается от имени жильцов многоквартирного дома (домов), подписывается уполномоченным представителем, выбранным на общем собрании. В заявлении необходимо указать очередность выполнения мероприятий по благоустройству территории с просьбой рассмотреть данный перечень на заседании соответствующей комиссии администрации населенного пункта.
Благоустройство детских площадок: куда обращаться?
Благоустройство детской площадки в рамках проекта входит в перечень дополнительных работ. Средства на данный вид деятельности выделяются из муниципального бюджета. Степень участия жильцов определяется на местном уровне: внесение определенного процента из сметной стоимости проекта или посильный вклад в проведение работ путем участия в благоустройстве двора.
Если жители двора решали на общем собрании, что необходимо установить новую детскую площадку или реконструировать имеющуюся, то первым делом следует разработать дизайн-проект. Этот документ, выполненный на профессиональной основе, является обязательным дополнением к пакету документов для участия в программе.
Разработку дизайн-проекта рекомендуется поручить специализированной организации. Только в этом случае будут учтены все нормы законодательства, технические условия, что позволит заявке выиграть участие в проекте.
Компания «СКИФ ПРО» оказывает профессиональные услуги по разработке проектов благоустройства придомовой территории, в том числе с установкой детских площадок. Для клиентов компании создан сервис по разработке дизайн-проектов игровых и спортивных площадок для разных возрастных категорий детей.
Исходя из пожеланий заказчика, утвержденного перечня работ по благоустройству, на основе имеющейся сметы менеджеры компании предложат варианты обустройства детской площадки. Причем при помощи программы 3D моделирования можно «увидеть» будущую площадку еще на этапе разработки и корректировать варианты размещения оборудования. Визуализация проекта позволит заранее предусмотреть разнообразные функциональные зоны, их комплектацию оборудованием.
Компьютерная модель выполняется в объемном виде. Распечатанные изображения помогут рассмотреть площадку со всех ракурсов.
При разработке проекта выбираются:
- Размеры площадки;
- Возможное покрытие из песка, грунта, резинового материала, газона;
- Места размещения игрового оборудования;
- Расположение вспомогательных объектов (фонарей, скамеек, ограждения)
При грамотной профессиональной подготовке дизайн-проекта в соответствии со сметной стоимостью, своевременной подаче полного пакета документов (заявки) на участие двора в Федеральном проекте, жильцы дома смогут получить благоустроенную территорию для комфортного проведения досуга взрослых и детей.
Источник
Как благоустроить двор за счет государства
Мой знакомый Виталий из Иркутска вместе с соседями добился благоустройства своего двора.
Илья Новиков знакомый дворового активиста Профиль автора
Во дворе появилась детская площадка, дорожки, новые деревья, лавки, урны и фонари. На дороге около дома поменяли асфальт и установили лежачих полицейских. Все это бесплатно.
Вот двор до благоустройства. Ветхие деревья опасно склонились над дорогой, от детской площадки остались только качели, а на асфальте — ямы:
Вот двор после благоустройства. НЕ ИДЕАЛЬНО, НО ЛУЧШЕ, ЧЕМ БЫЛО:
Добиться ремонта своего двора могут жители любого города. Расскажу, как это сделать.
Как устроена программа благоустройства дворов
По закону жители сами отвечают за свои дворы. Ремонт дорог, установку фонарей и скамеек они поручают управляющей компании или ТСЖ. Денег, которые собирают жители, обычно хватает только на покраску ограждений и скамеек, поэтому большинство дворов страшные и с разбитыми дорогами.
Чтобы решить проблему убитых дворов, в 2017 году запустили федеральную программу «Формирование комфортной городской среды». По ней за прошлый год отремонтировали 19 000 дворов по всей стране.
Деньги на благоустройство дворов выделяют из федерального бюджета и распределяют по регионам. Региональные власти добавляют деньги из своего бюджета и распределяют получившуюся сумму по городам и районам.
В программе участвуют населенные пункты, где есть тысяча жителей. Конкретный двор отремонтируют, только если жители проявят инициативу. Они коллективно решают, что сделать во дворе, чертят схему и подают заявку в городскую администрацию.
Если подать заявку до сентября 2018 года, работы во дворе начнутся уже в 2019 году.
Что отремонтируют во дворе
На федеральные деньги ремонтируют внутридворовые проезды, устанавливают скамейки, урны и фонари. Эти работы полностью оплачивает государство, дополнительных сборов с жителей не требуется.
Если хотите еще высадить клумбы и деревья, сделать детскую площадку и парковку, надо договариваться с администрацией города. Это дополнительные работы, их может оплатить мэрия, но жителям тоже придется поучаствовать в благоустройстве: выделить деньги или выйти на субботник.
За счет федерального бюджета сделают ремонт проездов, поставят скамейки и урны, установят освещение. За счет муниципалитета и жителей — детские и спортивные площадки, парковки, клумбы, деревья, контейнеры для мусора, пешеходные дорожки.
Как участвовать в благоустройстве, выбирают не жильцы, а региональные власти. В Иркутске жителям достаточно выйти на субботник, в Самаре — оплатить 1% от суммы дополнительных работ. Можно использовать деньги, которые жильцы перечисляют управляющей организации на текущий ремонт. Этот вопрос стоит заранее выяснить в администрации города.
Для Виталия и его соседей администрация согласилась выполнить дополнительные работы полностью за счет муниципального бюджета: убрать аварийные деревья, посадить новые, оборудовать парковку и две новые площадки. Жители только вышли на субботник после окончания работ и убрали мусор.
в год выделяет государство на благоустройство дворов
Какие дворы отремонтируют
В первую очередь ремонтируют дворы с разбитыми дорогами — те, что не благоустраивали много лет. Администрация учитывает дату постройки дома и то, насколько исправно жители платят за ЖКХ. Хорошие дворы, которые требуют благоустройства только формально, администрация может не включить в программу на ближайший год и перенести на следующий.
Не будут благоустраивать двор, если:
- к территории прилегают аварийные дома, которые будут сносить;
- во дворе планируется ремонт инженерных коммуникаций в ближайший год;
- к территории прилегают новостройки, у которых не истек гарантийный срок с момента ввода в эксплуатацию (около пяти лет);
- работы, которых добиваются жители, уже проводились за счет бюджета.
Лучше заранее спросить у администрации, включат ли двор в программу.
Чтобы двор отремонтировали, собственники готовят документы, проводят общее собрание и подают заявку в администрацию.
Шаг 1 Проверить списки на сайте администрации
Подать заявку может любой житель, который собрал в поддержку проекта две трети голосов соседей. Теоретически вы можете не знать о заявке, поэтому сначала убедитесь, что двор еще не участвует в программе.
Зайдите на сайт администрации города: она разрабатывает программу на год. На главной странице будет ссылка на приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды». Перейдите по ссылке, чтобы узнать адреса домов, дворы которых обустроят в этом году.
Если дома в списке еще нет, можно подавать заявку.
Шаг 2 Создать инициативную группу
Жильцы определяют, кто из них готов собирать подписи в поддержку проекта и готовить документы в администрацию. Для этого организуют инициативную группу.
Инициативная группа — руководители проекта. Они решают, что не так во дворе, чертят план изменений, согласовывают его с другими жильцами и контролируют работы.
Виталий организовал инициативную группу вместе с соседями. До этого они учредили товарищество собственников недвижимости, объединяющее два дома. В группу вошел сам Виталий как председатель товарищества, бухгалтер, два члена правления организации и еще два активных жителя. Двор общий у трех домов, поэтому в группу пригласили представителя еще одного дома.
Инициативная группа следила за проектом в течение шести месяцев. С апреля по май готовили документы и утверждали дизайн-проект, с августа по ноябрь следили за работами подрядчика.
Шаг 3 Начертить схему благоустройства
Участники инициативной группы определяют проблемы двора и чертят схему с необходимыми объектами. На ее основе администрация подготовит подробный дизайн-проект благоустройства. Схему рисуют от руки или на компьютере, с нуля или поверх карты из «Гугл-карт».
У Виталия и его соседей на эту работу ушли выходные. В субботу обмерили двор и его отдельные части рулеткой, определили ветхие деревья и сфотографировали. В воскресенье Виталий перенес предложения на схему. На плане изобразили дома, дороги, стоянку и площадки. У каждого объекта указали размеры.
Пример схемы двора, которую жители приложили к заявке в администрацию
Прилегающие ко двору объекты Требования к озеленению Расположение дома и подъездов Необходимые объекты с указанием размеров
Шаг 4 Провести общее собрание
План благоустройства согласовывают с другими собственниками — для этого проводят общее собрание жильцов. Две трети жильцов должны проголосовать за участие в программе, утвердить план благоустройства, форму участия жильцов — субботник или деньги — и назначить ответственного за проект.
Активистам повезло, что Виталий и его соседи уже проводили общее собрание жильцов и знали, как это делать. Если у вас нет такого опыта, лучше привлечь в инициативную группу активиста — председателя совета дома, старшего по подъезду, председателя ТСЖ.
Чтобы провести собрание, инициативная группа готовит пакет документов: протокол голосования собственников, схему благоустройства и заявление на включение двора в программу. Обычно собрание проводят в два этапа: сначала встречу во дворе, а следом за ней — поквартирное голосование. Собрание может быть общим для жильцов нескольких домов.
Собрание проходит в очной форме — это встреча и обсуждение во дворе. Инициативная группа определяет дату и оповещает жильцов — развешивает объявления, рассылает сообщения. Собственники приходят в назначенное время, обсуждают повестку и голосуют. По итогам составляется протокол, шаблон можно скачать на сайте администрации.
В протоколе указывают адрес дома, инициатора — конкретного собственника или управляющую организацию, — время и место проведения, количество собственников в доме, его площадь, имена присутствующих на собрании и результаты голосования.
Страница протокола с повесткой общего собрания собственников. Протокол подписывает председатель собрания, секретарь и член счетной комиссии
Собрание выбирает председателя Утверждает участие в программе Определяет, что делать во дворе Выбирает форму участия жильцов
Назначает ответственного за проект
Обязуется следить за отремонтированными объектами
Заочное голосование — письменный поквартирный опрос жильцов, которые не пришли на собрание. Таких будет большинство. Для голосования используются бюллетени — по одному на каждого собственника. Шаблон бюллетеня также доступен на сайте администрации. Члены инициативной группы обходят соседей и указывают в шаблоне имена, данные паспортов, ответы на вопросы собрания и получают недостающие подписи.
Для Виталия этот этап был наиболее сложным. Ему нужно было самостоятельно и с помощью других активных жильцов обойти соседей и убедить их поставить подпись в бюллетенях. Молодежь соглашалась легко, а стариков пришлось уговаривать. На эту работу ушло несколько вечеров. В итоге в каждом доме собрали по 95% голосов за.
В том числе жители согласились выйти на субботник, чтобы помочь с благоустройством. Позже Виталий предоставил в администрацию гарантийное письмо с именами людей, которые согласны помогать. Письмо подписывает уполномоченный.
Шаг 5 Подать заявку на благоустройство
Жильцы подают в администрацию заявку, заполненную по шаблону. К ней прикладывают копию протокола общего собрания, бюллетени заочного голосования и план благоустройства c фотографиями двора.
Дальше в администрации формируют общественную комиссию, которая оценивает заявки и принимает решение. Администрация публикует списки дворов на сайте до 1 апреля следующего года. Поскольку бюджет на год ограничен, конкурсная комиссия включит в программу не все дворы — часть заявок перенесут на следующий год.
Если двор подходит под условия программы, но его не принимают, можно пожаловаться в региональное правительство и в Минстрой РФ.
Бланк заявки и примеры заполнения Виталий нашел на сайте администрации. Сначала заполнил ее неаккуратно и чиновники попросили переделать. Со второй попытки администрация приняла заявление. Позднее из администрации позвонили и уточнили количество аварийных деревьев во дворе. Еще через неделю сообщили, что двор вошел в программу.
Шаг 6 Согласовать дизайн-проект
После того как двор включат в программу, администрация подготовит дизайн-проект благоустройства. Это детальная схема двора и окружающих его объектов, по ней подрядчик будет выполнять работы. Дизайн-проект утверждают до 1 июля года, когда будет проходить благоустройство. Этим занимается ответственный за проект.
Виталий обнаружил, что в дизайн-проекте не учтен снос аварийных деревьев. Он попросил администрацию доработать документ и подписал его от имени жильцов после внесения правок.
Шаг 7 Проконтролировать работы подрядчика
Ответственный за проект контролирует подрядчиков. Если строители нарушают план, уполномоченный письменно сообщает об этом в администрацию.
Виталий ежедневно наблюдал за процессом, общался с прорабом и рабочими. Это помогло предотвратить проблемы: строители собирались работать по устаревшему дизайн-проекту, хотели заменить асфальт до спила аварийных деревьев, начали монтаж электростолбов с нарушением плана. Виталий вел переговоры, привлекал администрацию и добился того, что двор благоустроили в соответствии с дизайн-проектом.
Работу подрядчиков принимает комиссия из сотрудников администрации при участии представителя жильцов — они подписывают акт сдачи выполненных работ. Если работы выполнены с нарушениями, жильцы вправе отказаться от подписи и подать жалобу в администрацию или Минстрой.
По условию программы работы должны завершить до конца года. Во дворе Виталия работы шли до ноября. Жильцы подписали акт приема не полностью, они ждут завершения работ на детской площадке и установки перил на лестнице. В целом результатом соседи остались довольны.
Источник