Колокольный звон — зачем звонят колокола?
Колокольный звон — не самый древний звуковой сигнал, зовущий на молитву. Возникновение подобной традиции относится к Ветхозаветным временам. На горе Синай Господь заключил Завет (договор) с израильским народом. К обрядовым законам относится Божье повеление о создании семи серебряных труб для созыва евреев на молитву (Числа, 10:2).
Церковный колокол
Такие же трубы использовались и в первых монастырях Египта и Палестины (3-4 век). Для созыва верующих в Греции широкое применение нашли клепала (специальные пластины из дерева, железа, меди или камня, по которым били колотушкой).
Появление первых колоколов на территории Западной Европы относится к 4 веку. Медь для них добывали в южно-итальянской области Кампания, отсюда возникло альтернативное наименование колокола — «кампан». У восточных христиан колокола получили распространение с 9 века.
На русских землях колокола появились одновременно с пришествием христианской веры. Однако повсеместно колокола распространились только с 16 столетия. До этого их функции зачастую выполняло било (деревянные доски).
Что такое колокол?
Колокола — ударные инструменты, состоящие из полых куполов и «языка», при ударе которого о купол создает звук. Расцвет колокольного производства в России пришелся на 17 век. Колокола отливались в Москве (Пушечный двор). Тогда же Иваном Федоровичем Моториным, создателем Царя-колокола, было основано первое частное литейное производство. В те времена искусство литья передавалось по наследству.
Внешняя поверхность стенок колоколов украшалась рельефными изображениями царей, святых, событий, относящихся к истории Церкви или государства. В середине 16 века особенно выделялись колокола псковских мастеров, украшенные изображениями растений и зверей.
Также на колоколе можно увидеть тексты различного содержания. Они размещались по краям и указывали, при каком государе и в честь какого события отлит данный колокол. Распространены и надписи духовного содержания из Священного Писания, тексты молитв.
Приходская церковь обычно имеет не более 2 больших колоколов. В кафедральных соборах и крупных монастырях применяются наборы из 8-9 больших колоколов.
Колокольный звон
Для разных областей России характерны свои стили и виды колокольного звона. Издавна различались московский, ивановский, ростовский, псковский и другие звоны. Сейчас колокольный звон зависит от личного вкуса и навыков конкретного звонаря. В Москве можно услышать не только московский звон (которого придерживаются, например, в Новодевичьем монастыре). Например, в храме Христа Спасителя и в Кремле придерживаются ростовских звонов.
На звучание колоколов влияют материалы, из которых они отлиты, а также форма купола. Толщина боковых стенок колокола определяет главным образом силу звука, его чистоту и продолжительность.
Отличительными особенностями русских колоколов является их звучность и певучесть. Это стало возможным при использовании оптимальной пропорции олова и меди в сплаве. Для Европы характерно получение звука за счет раскачивания самого колокольного купола. В 20 веке в странах Западной Европы появилась тенденция использовать электронный звон. С помощью электромотора происходит вращение колокола, раскачивание языка, в результате чего возникает удар.
Для колоколов российских храмов обычно используется неподвижный способ крепления. Купола являются неподвижными, а звук достигается при помощи свободно качающегося внутри купола языка.
«Характерно, что русский народ, назвав ударную часть колокола языком, уподобил этим звон колокола живому голосу. Для верующих русских людей колокола соделались языком, голосом и трубами. Поистине, каким другим именем, как не говорящими устами, можно назвать колокольный звон: в дни великих праздников он напоминает нам о блаженстве небесном, в дни святых Божиих он говорит нам о вечном покое святых небожителей, во дни Страстной седмицы напоминает нам о нашем примирении с Богом через Христа Спасителя, во дни Светлой Пасхальной седмицы возвышает нам о победе жизни над смертью и о вечной, нескончаемой радости будущей жизни в Царствии Христовом» (протоиерей Серафим Слободской).
Когда звонят колокола
Колокольным звоном верующие созываются на богослужения. В колокола звонят и во время службы — в особо важные и торжественные моменты. Звоном колоколов обозначается окончание церковной службы.
Каждая форма колокола обладает своим неповторимым «голосом». Праздничный колокол используется для звона в великие праздники. Воскресным колоколом возвещается начало воскресных службах. Полиелейный колокол применяют, когда совершается полиелейная служба.
Будничный — используется в обычные, непраздничные дни. Постный звонит только в период Великого поста. Часовым колоколом оповещается чтение Часов во время Великого поста.
Колокольный звон является напоминанием для верующих о необходимости помнить Бога, молится и славить Его, о начале и ходе богослужений. Специальным колокольным звоном (набатом) раньше извещали жителей округи об опасности (например, при пожаре).
В Русском Православии сложилась традиция в Светлую (Пасхальную) неделю открывать доступ на колокольню для всех желающих. Под присмотром звонаря и с его помощью каждый может некоторое время звонить во все колокола.
Колокольный звон: различные виды
Для каждой церковной службы предназначен особый колокольный звон: благовест, трезвон, перезвон, перебор. В 2002 году в Русской Православной Церкви был принят «Устав церковного звона». Он содержит информацию о видах звона, как посвящать в звонари, освящать и хранить колокола.
Благовест
Благовест — звон размеренными ударами в один большой колокол. Сначала совершаются два удара до полного затихания звука, а с третьего — мерные удары. Продолжительность звона составляет 10-20 мин. Благовест извещает о начале богослужения. Такой же звон используют во время важнейших моментов церковной службы.
Трезвон
Трезвон — звон во все колокола. О нем в народе говорят, что звонят «во вся тяжкая». Этот наиболее торжественный вид звона совершается в три приема. Используется в дни великих праздников и других важнейших церковных событиях. Звучит перед началом богослужения (после благовеста), перед чтением Евангелия и по окончании службы.
Разновидностью трезвона является «красный звон». Он возможен только там, где много больших колоколов и несколько звонарей. «Красными» в старину называли средние колокола с приятным мелодичным звоном.
Перезвон
Звон с поочередными ударами в каждый колокол, начиная с самого большого и заканчивая малым, называется перезвоном. Это одновременно торжественный и скорбный вид звона. Его используют, чтобы показать важность предстоящей службы. Поэтому употребляется перезвон только в отдельные дни Великого поста (Великие Пятница и Великая Суббота) и при освящении воды в праздник Крещения Господня (19 января).
Перебор
Перебор — звон с поочередными ударами в каждый колокол, начиная с малого и заканчивая большим. Такой вид колокольного звона также называется погребальным и используется при отпевании покойника.
Малиновый звон
Широко известно понятие и словосочетание «малиновый звон». К ягоде малине оно не имеет никакого отношения. Название произошло от французского города Malines — Малин (современный Мехелен, Бельгии). Здесь в Средних века мастера разработали удачный сплав для литья колоколов, издающих “бархатистый” звон. Со временем, когда такие колокола появились в России, «малиновым» стал называть красивый, мелодично переливающийся звон. То есть «малиновый звон» означает»очень приятный, мягкий по тембру».
Колокольный звон: мифы и суеверия
Колокольный звон создает особую атмосферу в храме, помогающую верующим настроиться на особое молитвенное состояние. Однако многие люди придают звону некое мистическое значение. Нередко можно услышать, что от звука колокола гибнет вирус гриппа. Однако, как показывает практика, звонари наряду с остальными прихожанами также болеют простудными заболеваниями. Поэтому стремление использовать колокольный звон для исцеления является всего лишь суеверием.
«Колокол – это часть храма, а храм как единое целое служит одной цели – спасению души. Любой священник Вам скажет, что на самом деле помогает покаяние, молитва, стремление спасать свою душу и понимание того, что Церковь – это прежде всего дом Божий, и обращаться за помощью нужно именно к Богу. Если мы не обращаемся ко Христу, а обращаемся к дому, то мы глупцы, потому что, вместо того чтобы просить о милости у Хозяина дома, пытаемся добиться чего-то у камней, из которых этот дом сложен» (звонарь Московского Кремля и Храма Христа Спасителя, биолог по образованию Константин Мишуровский).
Первая молитва звонаря
Го́споди благослови́ меня́ уда́рить в сии́ ко́локола! Да просла́вится И́мя Твое́ Свято́е!
Вторая молитва звонаря
Вся́ческая еди́ною в нача́ле Собо́ю непосре́дственне созда́вый, Го́споди, ны́не же вся́ посре́дственне де́йствуяй, гла́сом зво́на сего́ освяще́ннаго вся́кое уны́ние с лени́вством от серде́ц ве́рных Твои́х отжени́, стра́х же Тво́й в ни́х с благоче́стием вкорени́ и спе́шных на моли́тву, ско́рых же ко вся́кому благо́му де́лу Твое́ю си́лою сотвори́, избавля́я на́с от все́х наве́тов вра́жиих, и невре́дных от злорастворе́нных возду́хов заве́трения соблюда́я, моли́твами Богоро́дицы и все́х святы́х Твои́х, я́ко Еди́н Милосе́рд.
Источник
Древняя и могучая история русских колоколов
Наверное, вы много раз слышали колокольный звон, но не задумывались об истории этого удивительного музыкального инструмента? И знаете ли вы что такое колокол?
История
Колокол – это ударный музыкальный инструмент, состоящий из полой области, являющейся источником звука и подвешенного к ней языка, который ударяет о купол.
В России колокола появились в 10 веке вместе с принятием христианства. Они выполняли различные функции: отстукивали время, созывали на вече, звали на службу в церкви, с помощью них били набат, оповещали о пожаре. Большие колокола на Руси начали делать позже в 14-15 веке, при появлении металлургических заводов. Литейщики в те времена создали множество удивительных больших подобных инструментов.
После 1917 г. русские колокола отливали на частных заводах, а в 1930 г. это промысел был прекращен вообще. И в 90-е годы, когда возобновляли это древнейшее искусство, многому пришлось учиться заново.
Из чего изготавливали колокол
С историей колоколов на Руси мы уже ознакомились. Но из какого же металла их отливали? Интересным фактом является то, что для них создавали особый специальный металл, состоящий из сплава меди и цинка.
Большой Успенский колокол
Знали ли вы, что этот колокол является самым тяжелым из действующих в России? Да-да! Он был отлит в сентябре 2003 года на Балтийском заводе города Санкт-Петербурга. Его вес составляет 74 тонны. Был перелит из останков предшествующего колокола, разрушенного в войне с французами в 1812 году. Также в его сплав добавили бронзы из пушек, которые были отняты, как трофеи. Отлил его 90-летний мастер – Яков Завьялов.
Вечевой Новгородский колокол
Слышали ли вы, что история этого предмета полна множества легенд? В 1478 году Иван 3 присоединил Новгород к Московскому княжеству, и новгородский колокол был снят с колокольни и перевезен в Москву, где его определили на звонницу в Успенский собор. Потом он был перелит в набатный, который находился в небольшой полубашенке рядом со Спасскими воротами.
А в 1861 году из-за того, что он испугал Федора Алексеевича был сослан в Николо-Карельский монастырь. Народ не хотел соглашаться с участью колокола и сочинил много сказаний о нем. Самой известной легендой является то, что он не хотел быть в Москве.
А при его перевозе разбился на кручах валдайских и тем самым стал родителем колокольчиков Валдая, которые бродят по российским дорогам и поют песни о том, что они в скором времени вернутся в Новгород, который возродит свою былую славу.
Угличский набатный ссыльный колокол
Чем же так провинился этот экземпляр, что его наказали? В 1951 году он известил город Углич о смерти царевича Дмитрия и тем самым вызвал сильные народные волнения. В наказание за это колокол сбросили с колокольни, отсекли язык и сослали в Сибирь. На данный момент он находится в качестве экспоната в Угличском музее.
Благовестный колокол Саввино – Старожевского монастыря
Знали ли вы, что этот объект является символом Звенигорода? Да, он украшает герб этого славного города. Был отлит мастером Александром Григорьевым и имеет вес – 35 тонн. Его звучание считают одним из самых красивых, гармоничных и прекрасных во всем мире.
Соловецкий пленный колокол
В 1854 году англичане атаковали Соловецкий монастырь, после ведения жестоких боев и проявления храбрости монахов, эта благословенная земля все же выстояла. Но при своем отступлении англичане захватили колокол.
Царь-колокол
Никогда не задумывались, что этот экземпляр является самым большим в мире. И это, несомненно, так. А еще его называют памятником русским литейщикам. Символ начали создавать во времена Бориса Годунова. За весь этот период он дважды был разрушен на пожарах и восстанавливался, с каждым разом увеличивая свою массу.
При Анне Иоанновне он уже весил более 200 тонн и работы по его восстановлению велись прямо на площади. В 1737 году его перекрытие загорелось, в результате колокол треснул и от него отвалился кусок, тяжестью 11,5 тонн.
Колокола Ростова Великого
Самыми знаменитыми являются «Лебедь», «Полиелейный», «Сысой». Их мелодии слушали еще в давние времена вся царская семья. Также на звоннице находятся и другие: «Голодарь», «Баран», «Красный», «Козел» и множество прочих более мелких.
Колокола Троицко-Сергиевой лавры
Ажурная и белокаменная колокольня Троицко-Сергеевой лавры считается одной из самых красивых. Первым колоколов, который был отлит для ее ансамбля — «Чудотворцев», созданный в 1420 г, на средства Бориса Годунова отлили «Лебедь». В 1602 году колокольне был подарен еще один экземпляр из Москвы, который получил имя «Годуновский».
Большой торжественный колокол
Является главным колоколом Храма Христа Спасителя в Москве, также именуемый «Царский». Он весит 1654 пуда и 20 фунтов, а в диаметре обладает 5-ю аршинами. Литейный мастер на нем сотворил 6 изображений: Спасителя, Матери Божией, Иоана Предтечи и трех Российских императоров: Александр I, Александр II, Николая I. Его звучание можно услышать по большим православным великим праздникам.
Херсонский колокол
Он был отлит из трофейных пушек в 1778 году для церкви Николая Чудотворца в память о подвигах русских матросов и солдат. В начале 19 века был вывезен в Севастополь и волею случая попал на колокольню Собора Парижской Богоматери. Но благодаря усилиям дипломатов, был возвращен на родину и ныне служит «туманным», предупреждая корабли. На данный момент является одним из исторических памятников Севастополя.
Заключение
В России было очень много мастеров литейных дел, которые создавали не просто колокола, а настоящие шедевры. Мы подобрали для вас информацию о самых больших и знаменитых, имеющих удивительные истории своего существования.
Источник
Значение слова «колокол»
1. Металлическое (из меди или из медного сплава) изделие в виде полого усеченного конуса с подвешенным внутри него для звона стержнем-языком. В монастыре, по соседству, после всенощной, — трезвонят во все колокола. Чехов, Весной. На ипподроме коротко ударили в колокол. Куприн, Изумруд. Наконец, ударил станционный колокол, раздался свисток, и поезд тронулся. Арсеньев, По Уссурийской тайге.
2. Предмет подобной формы, используемый для разных технических целей. Водолазный колокол.
3. мн. ч. (колокола́, —о́в). Оркестровый ударный музыкальный инструмент, состоящий из нескольких металлических трубок, подвешенных в металлической или деревянной раме.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Ко́локол (ст.-слав. кла́колъ) или Кампа́н (ст.-слав. ка́мпанъ, греч. Καμπάνα) — ударный музыкальный и сигнальный инструмент, состоящий из полого купола (источника звука) и подвешенного по оси купола языка, возбуждающего звук при ударе о купол. Колокол может висеть или быть закрепленным на качающемся основании краями купола вверх; в зависимости от конструкции звук возбуждается качанием либо купола (точнее, основания, на котором он закреплён), либо языка. В Западной Европе чаще раскачивают купол, в России — язык, что позволяет создавать чрезвычайно большие колокола («Царь-колокол»). Известны также колокола без языка, по которым бьют снаружи металлической или деревянной колотушкой. Обычно колокола делают из так называемой колокольной бронзы, реже из железа, чугуна, серебра, камня, терракоты и даже из стекла.
КО’ЛОКОЛ, а, мн. а́, м. 1. Массивное изделие из медного сплава в форме неправильного усеченного конуса, полое внутри, производящее громкий звон при ударах о его стенки подвешенного внутри его раскачивающегося металлического стержня, языка. Звонить в к. и в колокола. Ударить в к. Церковный к. Железнодорожный к. Звон колоколов.
Набатный к. Вечевой к.
(в древней Руси). Лить колокола. Звонят колокола. Ударил к. Заунывный гудит-воет к., разглашает всюду весть недобрую. Лрмнтв. 2. В разных отраслях техники предмет, напоминающий по форме колокол в 1 знач. (тех.). Водолазный к. К. воздушного насоса. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ко́локол
1. отлитый из металла (обычно меди, медного сплава) ударный самозвучащий музыкальный или сигнальный инструмент в форме полого усечённого конуса, (обычно) с подвешенным внутри]ъ металлическим стержнем (языком) ◆ Церковный колокол. Колокола тщательно подбираются по нотным интервалам согласно самым строгим правилам, что создаёт гармоничное звучание как всей звонницы в целом, так и отдельно выбранных колоколов.
2. устройство, приспособление в виде открытой снизу камеры для разных технических надобностей ◆ Спуск водолазов-операторов спасательного колокола и операторов наблюдательной и рабочей камер. ◆ Первый колокол, вмещавший в себя более одного водолаза, был построен в 1690 году Эдмондом Галлеем. , 23.01.2008 г. // «РИА Новости» (цитата из НКРЯ)
3. матем. жарг. кривая, сперва плавно поднимающаяся на графике, а затем плавно идущая вниз ◆ Получится довольно узкий колокол нормального распределения. ◆ Колокол Гаусса.
4. авиац. фигура высшего пилотажа, при которой самолёт находится носом вверх на нулевой скорости, а хвост раскачивается из стороны в сторону или вперёд-назад ◆ В группе «Русские витязи» освоили весь комплекс фигур высшего пилотажа: петлю Нестерова, бочку, косую петлю, вираж на форсаже, переворот на горке, выполняют колокола на встречных курсах. ««Русские Витязи» показали высший пилотаж над Барановичами», 02.05.2006 г.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Ко́локол
1. остров архипелага Северная Земля в Карском море в восточной части островов Демьяна Бедного, административно относящегося к Таймырскому Долгано-Ненецкому району Красноярского края
2. вулкан на острове Уруп
Делаем Карту слов лучше вместе
/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: дрессировщица — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Источник
Колокол
В Западной Европе чаще раскачивают купол, в России — язык, что позволяет создавать чрезвычайно большие колокола («Царь-колокол»). Известны также колокола без языка, по которым бьют снаружи металлической или деревянной колотушкой.
Обычно колокола делают из так называемой колокольной бронзы, реже из железа, чугуна, серебра, камня, терракоты и даже из стекла.
Этимология
Слово звукоподражательное, с удвоением корня (*kol-kol-), в древнерусском языке известно с XI века. Восходит предположительно к древнеиндийскому *kalakalah — «неясный глухой звук», «шум», «крик» (для сравнения в хинди: колахал — «шум»).
Форма «колокол» сформировалась, вероятно, по созвучию с общеславянским *kol — «круг», «дуга», «колесо» (для сравнения — «колесо», «около» (во’круг’), «коловорот» и т. д.) — по соответствию формы.
В других индоевропейских языках встречаются родственные по происхождению слова: лат. calare — «созывать», «восклицать»; др.-греч. κικλήσκω, др.-греч. κάλεω — «звать», «созывать»; литовское kankalas (от kalkalas) — колокол и другие.
В германской ветви индоевропейских языков слово «колокол» восходит к праиндоеропейскому *bhel- — «издавать звук, шум, рёв»: англ. bell , н.-в.-н. hallen, hel, свн hille, holl, нем. Glocke — «колокол» и др.
Другое славянское название: «кампан» происходит от лат. campāna , итал. campana . Данное название в честь итальянской провинции Кампания, которая одна из первых в Европе наладила производство колоколов.
На Востоке кампаны появились в IX веке, когда венецианский дож Орсо I подарил 12 колоколов императору Василию Македонянину.
Использование колоколов
В настоящее время колокола широко используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов богослужения)
В музыке, в качестве сигнального средства на флоте (рында), в сельской местности небольшие колокольчики вешаются на шею крупному скоту, маленькие колокольчики часто используются в декоративных целях.
Известно употребление колокола в общественно-политических целях (как набат, для созыва граждан на собрание (вече)).
История колокола
История колокола насчитывает более 4000 лет. Самые ранние (XXIII—XVII век до н. э.) из найденных колоколов имели небольшие размеры и были изготовлены в Китае.
Легенды
В Европе ранние христиане считали колокола типично языческими предметами. Показательна в этом плане легенда, связанная с одним из старейших колоколов Германии, носящим имя «Saufang» («Свиная добыча»). Согласно этой легенде, свиньи раскопали этот колокол в грязи.
Когда его отчистили и повесили на колокольню, он проявил свою «языческую сущность» и не звонил до тех пор, пока не был освящён епископом.
В средневековой христианской Европе церковный колокол был голосом церкви. На колоколах нередко помещали цитаты из Священного Писания, а также символическую триаду — «Vivos voco. Mortuos plango. Fulgura frango» («Живых зову. Мертвых оплакиваю. Зарницу укрощаю»).
Уподобление колокола человеку выражается в названиях частей колокола (язык, тулово, губа, уши). В Италии до сих пор сохраняется обычай «крестин колокола» (соответствует православному освящению колокола).
Колокола в церкви
В церкви колокола используются приблизительно с конца V века, первоначально в Западной Европе. Существует предание, в котором изобретение колоколов приписывается Св. Павлину, Епископу Ноланскому на рубеже IV и V веков.
Некоторые, заблуждаясь, утверждают, что церковные колокола в Россию пришли с Запада. Однако в западноевропейских странах звон создаётся с помощью расшатывания колокола. А в России чаще всего ударяют языком о колокол (поэтому назывались — язычные), что придаёт особенное звучание.
Кроме того, такой способ звона уберегал колокольню от разрушения и давал возможность устанавливать огромные колокола, а археологи в древних курганах находят множество маленьких колокольчиков, используя которые наши далёкие предки проводили ритуальные обряды и поклонялись богам и силам природы.
В 2013 году в филипповских курганах (близ Филипповки Илекского района Оренбургской области, в междуречье Урала и Илека, Россия) археологи нашли огромный колокол датируемый V—IV в. до н. э.
Надписи на колоколах читались справа налево, так как буквы вырезали по форме обычным порядком.
После 1917 г. литье колоколов продолжалось на частных заводах в 1920 гг. (эпоха НЭПа), но в 1930-е прекратилось полностью. В 1990-е гг. многое приходилось начинать с нуля. Литейное производство освоили такие гиганты как московский ЗИЛ и санкт-петербургский Балтийский завод.
На этих заводах изготовлены нынешние колокола-рекордсмены: Благовестник 2002 г. (27 тонн), Первенец 2002 г. (35 тонн),Царь-колокол 2003 г. (72 тонны).
В России принято делить колокола на три основные группы: большие (благовестники), средние и малые колокола.
Размещение колоколов
Наиболее простым и экономически выгодным вариантом размещения церковных колоколов является примитивная звонница, выполненная в виде перекладины, укреплённой на невысоких столбах над землёй, что даёт возможность звонарю работать непосредственно с земли.
Недостатком такого размещения является быстрое затухание звука, и колокол потому слышен на недостаточно большом расстоянии.
В церковной традиции первоначально был распространён архитектурный приём, когда специальную башню — колокольню — устанавливали отдельно от здания церкви.
Это позволяло заметно увеличить дальность слышимости звука. В древнем Пскове звонница нередко включалась в конструкцию основного здания.
В более позднее время появилась тенденция пристраивать колокольню к уже имеющемуся зданию церкви, что нередко производилось формально, без учёта архитектурного облика церковного здания.
Классический колокол как музыкальный инструмент
Колокола средних размеров и колокольчики включены уже давно в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определённую звучность.
Колокола бывают различных величин и всех строев. Чем колокол больше, тем ниже его строй. Каждый колокол издаёт только один звук. Партия для колоколов средних размеров пишется в басовом ключе, для колоколов малых размеров — в скрипичном. Колокола средних размеров звучат октавой выше написанных нот.
Применение колоколов более низкого строя невозможно вследствие их размеров и веса, которые препятствовали бы их помещению на сцене или эстраде.
В XX в. для имитации колокольного звона используются уже не классические колокола, а так называемые оркестровые колокола в виде длинных трубок.
Набор маленьких колокольчиков (Glockenspiel, Jeux de timbres, Jeux de cloches) был известен в XVIII столетии, их применяли изредка Бах и Гендель в своих произведениях. Набор колокольчиков был впоследствии снабжён клавиатурой.
Такой инструмент применил Моцарт в своей опере «Волшебная флейта». В настоящее время колокольчики заменены набором стальных пластинок. Этот весьма употребительный в оркестре инструмент называется металлофоном. Играющий бьёт по пластинкам двумя молоточками. Этот инструмент иногда снабжён и клавиатурой.
Колокола в русской музыке
Колокольные звоны стали органичной частью музыкального стиля и драматургии произведений русских композиторов-классиков как в оперном, так и в инструментальном жанрах.
— Ярешко А. С. Колокольные звоны в творчестве русских композиторов (к проблеме фольклор и композитор)
Колокольный звон широко применялся в творчестве русских композиторов XIX века. М. Глинка использовал колокола в заключительном хоре «Славься» оперы «Иван Сусанин» или «Жизнь за царя», Мусоргский — в пьесе «Богатырские ворота…» цикла «Картинки с выставки» и в опере «Борис Годунов».
Бородин — в пьесе «В монастыре» из «Маленькой сюиты», Н. А. Римский-Корсаков — в «Псковитянке», «Сказке о царе Салтане», «Сказании о невидимом граде Китеже», П. Чайковский — в «Опричнике».
Одна из кантат Сергея Рахманинова получила название «Колокола». В XX веке эта традиция была продолжена Г. Свиридовым, Р. Щедриным, В. Гаврилиным, А. Петровым и другими.
Наука
Наука, изучающая колокола, называется кампанология (от лат. campana — колокол и от λόγος — учение, наука).
Колокол и жизнь
На протяжении многих веков колокола сопровождали своим звоном жизнь народа. Звук вечевого колокола был сигналом к народным собраниям в древнерусских феодальных республиках Новгороде и Пскове,— недаром А. Н. Герцен назвал «Колоколом» свой журнал, посвященный борьбе с самодержавием. Маленькие и огромные, из различных материалов, они сопровождали русский народ из века в век.
Карильон
Название — от (фр. carillon). В отличие от курантов, способных исполнять лишь ограниченное количество произведений, предусмотренных при изготовлении подобно тому, как это имеет место музыкальной шкатулке, кариллон представляет собой подлинный музыкальный инструмент, позволяющий исполнять весьма сложные музыкальные пьесы. Карильон установлен на колокольне Петропавловского собора в Петербурге по инициативе бельгийского карильониста Йозефа Виллема Хаазена в начале XXI века.
Первые упоминания на Руси
В русских летописях впервые о колоколах упоминается 988 год. В Киеве были колокола при Успенской (Десятинной) и Ирининской церквях. Археологические находки позволяют считать, что в древнем Киеве колокола отливались еще в начале XIII века. В Новгороде колокола упоминаются при храме св. Софии в самом начале XI в. В 1106 г. прп. Антоний Римлянин, прибыв в Новгород, слышал в нем «великий звон». Также упоминаются колокола в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме в конце XII в.
Имена колоколов
«Неблагочестивые» имена колоколов не обязательно свидетельствуют об их отрицательной духовной сущности: зачастую речь идет исключительно о музыкальных погрешностях (так, на знаменитой ростовской звоннице имеются колокола «Козёл» и «Баран», названые так за резкий, «блеющий» звук, и, наоборот, на звоннице Ивана Великого один из колоколов назван «Лебедем» за высокий, чистый звук).
«Очищающее действие»
Вера в то, что при помощи удара в колокол, колокольчик, барабан можно избавиться от нечистой силы, присуща большинству религий древности, от которых колокольный звон и «пришёл» на Русь. Звон колокольчиков, как правило — коровьих, а иногда и обычных сковород, котлов или другой кухонной утвари по древним поверьям, бытующим в разных регионах планеты, защищал не только от нечисти, но и от непогоды, хищного зверья, грызунов, змей и прочих гадов, изгонял болезни.
Великие колокола
Развитие русского литейного искусства позволило создать непревзойденные в Европе колокола: Царь-колокол 1735 г. (208 тонн), Успенский (действует на колокольне Ивана Великого) 1819 г. (64 тонны), Царь в Троице-Сергиевой Лавре 1748 г (64 тонны, уничтожен в 1930 г.), Ревун (действует на колокольне Ивана Великого) 1622 г. (19 тонн).
Сигнальные колокола
Колокол, издающий громкий и резко нарастающий звук, издревле широко использовался в качестве средства сигнализации. Колокольный звон использовался для информирования о чрезвычайных ситуациях или нападения неприятеля. В прошлые годы до развития телефонной связи с помощью колоколов передавались сигналы пожарной тревоги. Услышав звон пожарного далёкого колокола следовало немедленно ударить в ближайший. Таким образом сигнал о пожаре быстро распространялся по населённому пункту. Пожарные колокола были неотъемлемым атрибутом присутственных мест и других публичных учреждений в дореволюционной России, а местами (в отдалённых сельских населённых пунктах) сохранились и до настоящего времени. Колокола применялись на железной дороге для подачи сигналов отправления поездов. До появления проблесковых маячков и специальных средств звуковой сигнализации на гужевых повозках, а позже и на автомобилях экстренных служб устанавливался колокол. Тональность сигнальных колоколов делалась отличной от церковных. Сигнальные колокола также называли набатными. На кораблях издавна используется рында — «судовой (корабельный) колокол», для подачи сигналов экипажу и другим судам.
В оркестре
В прошлом композиторы поручали этому инструменту исполнение выразительных мелодических рисунков. Так, например, поступил Рихард Вагнер в симфонической картине «Шелест леса» («Зигфрид») и в «Сцене волшебного огня» в заключительной части оперы «Валькирия». Но позднее от колоколов в основном требовалась только сила звука. С конца XIX в театрах стали применять колокола-колпаки (timbres) из литой бронзы с довольно тонкими стенками, не столь громоздкие и издающие более низкие звуки, чем набор обыкновенных театральных колоколов.
Куранты
Набор колоколов (всяких величин), настроенных по диатонической или хроматической гамме, называется курантами. Такой набор больших размеров помещается на колокольнях и находится в связи с механизмом башенных часов или клавиатуры для игры. При Петре Великом на колокольнях церкви св. Исаакия (1710) и в Петропавловской крепости (1721) были помещены куранты. На колокольне Петропавловской крепости куранты возобновлены и существуют доныне. Куранты находятся также в Андреевском соборе в Кронштадте. На ростовской соборной колокольне настроенные куранты существуют с XVII столетия, со времени митрополита Ионы Сысоевича.
Авторские права
Вы можете приобрести изделия народных художественных промыслов в магазине «Русские ремёсла»!
Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Мы предлагаем традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.
Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.
Источник
Игра-викторина «Колокольные звоны»
1. Этот колокольный звон предупреждал людей об опасности.
2. Церковный звон одним большим колоколом, извещающий о начале богослужения.
3. Как называют музыканта, который умеет звонить в колокола?
4. Башня с колоколами на здании церкви или у церкви.
5. Цветок, который по легенде, стал прототипом церковных колоколов.
6. Город, в котором находится единственный в России Музей колокольчиков, где есть колокола не только из России, но и Азии, Америки.
7. Как называется самый большой колокол в мире?
Содержимое разработки
Проверь себя
«Колокольные звоны»
Этот колокольный звон предупреждал людей об опасности
Двузвон
Набат
Перезвон
Церковный звон одним большим колоколом, извещающий о начале богослужения
Трезвон
Перебор
Благовест
Как называют музыканта, который умеет звонить в колокола?
Дирижер
Звонарь
Башня с колоколами на здании церкви или у церкви
Музей
Театр
Звонница
Цветок, который по легенде, стал прототипом церковных колоколов
Колокольчик
Ромашка
Город, в котором находится единственный в России Музей колокольчиков, где есть колокола не только из России, но и Азии, Америки.
Источник