Вопросы для интеллектуальной разминки с ответами
Детям очень интересно участвовать в различных конкурсах, эстафетах. Событие, основной идеей которого являются интеллектуальные вопросы, обязательно привлечет массу желающих к участию. Такие мероприятия увлекут и детей, и взрослых. Поэтому стоит на них обратить внимание и почаще проводить, особенно среди школьников средних и старших классов.
Чем полезны интеллектуальные игры для школьников
Умная игра, которая включает в себя интеллектуальные вопросы, очень полезна для деток. В плане личностного развития это поможет:
- научиться быстро принимать важные решения;
- мыслить логически;
- находить решения в сложных ситуациях;
- повысить активность мозга;
- ощутить уверенность и дух победы, когда правильно ответил.
В плане пользы для компании детей интеллектуальные вопросы и дух азарта поспособствуют:
- активному общению между учениками; ;
- развитию навыков донесения своих идей;
- объединению коллектива в нелегкой ситуации.
В любом случае интеллектуальные вопросы для школьников помогут сделать яркий, наполненный переживаниями и стремлением к победе праздник.
Как заинтересовать детей
В своем большинстве учащиеся и сами не против принять на себя столь ответственную миссию, как участие в интеллектуальной эстафете. Но чтобы игра была наполнена азартом, жаждой победы и стараниями, стоит придумать мотивацию. Это может быть:
- подарок для каждого;
- кубок для победившей команды;
- грамоты всем участникам;
- выигрыш путевки в детский пионерский лагерь;
- автоматическое получение оценки по предметам, связанным с тематикой игры.
Идей касательно поощрения можно придумать неисчислимое количество. Главное, чтобы был стимул к активной позиции в интеллектуальной эстафете.
Интересные интеллектуальные вопросы для старшеклассников
Чтобы конкурс был активным, необычным и интересным, нужно тщательно к нему подготовиться. Различные интеллектуальные вопросы с ответами помогут это сделать:
- Назовите материки на земном шаре, которые начинаются на букву «А». Сколько их по количеству? (Их пять: Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия и Антарктида.)
- Сколько глаз у мухи? (Пять.) чувств, которые считаются основными? (Пять: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.)
- Сколько квадратиков в сумме на шахматной доске? (Квадратов на шахматной доске шестьдесят четыре.)
- Сколько раз старик встречался с Золотой рыбкой из моря в сказке? (Пять раз он ее звал.)
- Сколько в ландыше листков? (Два.)
- Сколько дней курице нужно высиживать яйцо, чтобы вылупился цыпленок? (Двадцать один день.)
- За чем во рту язык? (За зубами.)
- До какого момента можно заходить вглубь леса? (Ровно до половины, потому что после половины начинаешь выходить из леса.)
- На одной из березок росли четыре шишки, а на второй — пять шишек. Сколько всего шишек на двух березах? (На березах шишки не растут.)
Подобные интеллектуальные вопросы с ответами помогут детям подумать и проявить смекалку в процессе игры. Стоит подготовиться, чтобы эстафета проходила на одном дыхании, и запастись дополнительными вопросами.
Вопросы для интеллектуальной игры с подвохом
Детишки быстрее, чем взрослые, воспринимают задания, в которых есть погрешности, поэтому можно смело включать в игру хитрость. Интересные и вызывающие бурные реакции вопросы для интеллектуальной игры могут быть следующими:
- Какая геометрическая фигура может носить название «Солнечная»? (Луч.)
- С какой сумкой чаще всего отправляются в поход? (С рюкзаком.)
- Назовите каблук, который самый острый среди остальных? (Шпилька.)
- Балет с зубами. (Щелкунчик.)
- Спортивное женское имя. (Олимпиада.)
- Музыкальный цветок. (Колокольчик.)
- Самый добрый доктор в мире. (Айболит.)
- Этот музыкальный инструмент часто берут в поход. (Гитара.)
- Турист, которого знает весь мир. (Робинзон Крузо.)
- Какой художник изобразил самую загадочную во всем мире улыбку? (Леонардо да Винчи.)
Такие вопросы для интеллектуальной игры обязательно вызовут у детей азарт и жажду к победе.
Вопросы для самых маленьких в интеллектуальных эстафетах
Не стоит в таких играх оставлять без внимания и самых юных школьников. Детские вопросы на интеллектуальный конкурс помогут вовлечь в эстафету большое количество детишек, даже первоклашек. Задания должны быть несложными. Деток нужно попросить ответить, кем они станут, если:
- Пойдут к врачу. (Пациентом.)
- Будут смотреть телевизор. (Телезрителем.)
- Включат громкую музыку после одиннадцати вечера. (Нарушителем порядка.)
- Будут ехать в общественном транспорте. (Пассажиром.)
- Сядут за руль автомобиля. (Водителем.)
- Будут переживать за игру любимой футбольной команды. (Болельщиком.)
- Отправятся в магазин за продуктами. (Покупателем.)
- Поедут отдыхать на море или в горы. (Отдыхающим.)
- Отправятся с удочкой на водоем. (Рыбаком.)
- Придут к кому-то домой. (Гостем.)
Вопросы с вариантами ответов, один из которых правильный
Также можно предложить детям вопросы, на которые есть несколько ответов, а они должны выбрать правильный.
1. Какого цвета нет в радуге?
- Красного.
- Оранжевого.
- Коричневого.
- Зеленого.
Правильный ответ: коричневого.
2. Если смешать красную и синюю краски, какой получится цвет?
- Голубой.
- Фиолетовый.
- Зеленый.
- Оранжевый.
Правильный ответ: фиолетовый.
3. У кого из военных голубые береты?
- Моряки.
- Летчики.
- Танкисты.
- Десантники.
Правильный ответ: десантники.
4. Какое растение не голубого цвета?
- Незабудка.
- Цикорий.
- Лютик.
- Василек.
Правильный ответ: лютик.
5. Какого моря не бывает в мире?
- Красного.
- Синего.
- Желтого.
- Белого.
Правильный ответ: синего.
Вопросы с юмором
1. Один человек очень не любил Эйфелеву башню, но он каждый раз на нижнем уровне этого сооружения обедал, почему?
Ответ: оттуда не видно башню.
2. По какому покрытию ходят постоянно, но почти никогда не ездят?
3. К речке подошли одновременно два человека, на берегу стояла лодка. Лодка могла выдержать только одного, но на противоположный берег попали оба человека. Как так получилось?
Ответ: они подошли к разным берегам.
4. Как человек может не спать восемь дней?
Ответ: может, если спит по ночам.
5. В каком слове «нет» употребляется сто раз?
Пусть интеллектуальная игра для школьников пройдет как по нотам. Веселые и звонкие детские голоса наполнят радостью и верой в подрастающее поколение.
Источник
Интеллектуальные вопросы с ответами. Вопросы для интеллектуальной игры
Интеллектуальные вопросы, предлагаемые школьникам во внеурочное время, позволяют развивать логическое мышление подрастающего поколения. Предлагаем разные вопросы, которые можно использовать в работе классному руководителю.
Значение творческих игр
Вопросы для интеллектуальной викторины с ответами, предлагаемые старшеклассникам, способствуют их саморазвитию, самосовершенствованию. В каждом образовательном учебном заведении нашей страны есть собственные специальные команды школьников и педагогов, принимающие участие в различных интеллектуальных играх.
Во время совместных турниров ребята и их наставники не только развивают логическое мышление, получают новые знания, но и учатся работать в команде.
Интеллектуальные игры для старшеклассников
Различные вопросы интеллектуальные для классного коллектива предназначены для полноценной внеурочной деятельности в 9-11 классах. Они направлены не только на конкретные знания, но и на сообразительность и общую эрудицию школьников.
Игра является важным видом деятельности, позволяет развивать социальные коммуникативные навыки, эмоциональную среду ребенка. Познавательные игры, содержащие интеллектуальные вопросы, дают детям возможность увеличивать свой уровень развития.
Сценарий турнира
Целью мероприятия является развитие познавательного интереса учеников старшего звена. Учитель создает условия для проявления творческих способностей ребят, развивает коммуникативные навыки общения.
Приводим вопросы для интеллектуальной игры, которые можно предложить школьникам.
Вопросы для ребят девятого класса
Первый вопрос. Согласно народным преданиям, на формирование письменности в Японии и современные иероглифы повлияли существа, близкие человеку. Кто эти существа? (Куры, которые имеют индивидуальные отпечатки лап).
Второй вопрос. Как должны европейцы рассматривать арабские миниатюры, чтобы увидеть в них то, что видно арабам? (У арабов принято писать справа налево, поэтому нужно воспользоваться зеркалом, чтобы оценить миниатюру).
Вопросы для интеллектуальной игры можно связать с историческими фактами, искусством, культурой.
Третий вопрос. В начале восемнадцатого века треуголка была модным головным убором, ее украшали перьями и галуном. Но ее не надевали, а располагали в левой руке, почему? (На голове человека был парик, поэтому треуголку использовали только для поклонов).
Четвертый вопрос. Какая деталь внешности отсутствует у женщины, которую изобразил Леонардо да Винчи на своем полотне «Мона Лиза»? (У нее нет бровей).
Пятый вопрос. Англичане и французы пытались получить руку удивительной дамы. Конфликт перешел в столкновение между поклонниками, из-за которого пострадала сама дама. Кто она? (Речь о Венере Милосской, статуя которой лишилась руки в результате вооруженного столкновения между французами и англичанами).
Шестой вопрос. Как на Руси называлось занятие, когда готовились чурки для деревянных ложек? (Бить баклуши).
Интеллектуальные вопросы, предлагаемые школьникам, можно составлять на основе регионального компонента.
Седьмой вопрос. Что при рождении дарили поморы новорожденным младенцам? (Мальчику вручали топорик, а девочке — прялку).
Восьмой вопрос. Какая связь есть между традиционным японским миниатюрным искусством нэцке и японским кимоно? (У кимоно нет карманов, предметы крепят к поясу с помощью брелоков-противовесов, которыми являются нэцке).
Девятый вопрос. В 14-16 веках такой наряд использовали мужчины. С семнадцатого века его сделали женским элементом одежды. Кумашник, шторник, шубка, пестряк – все это его названия. Что это за наряд? (Сарафан).
Интеллектуальные вопросы с ответами можно создавать, основываясь на исторических фактах, рассматриваемых школьниками при изучении курса истории.
Одиннадцатый вопрос. Русским царем Алексеем Михайловичем была сделана надпись, которая потом стала русской пословицей. Что это за надпись? («Делу — время, потехе — час»).
Двенадцатый вопрос. На государственном флаге Франции есть три полосы: синяя, белая, красная. Почему ширина полосок используется в соотношении 30-33-37? (Данная пропорция дает эффект визуального равенства полосок флага).
Задания для старшеклассников
Предлагаем различные интеллектуальные вопросы с ответами, которые можно использовать при проведении турников среди старшеклассников.
Первый вопрос. Для чего по ночам в Афинах рабочие раскидывают вокруг Парфенона кусочки мрамора? (Чтобы сохранить храм от разрушения туристами, власти идут на такую хитрость).
Второй вопрос. Как связаны дамские широкие юбки и массовое истребление китов? (В восемнадцатом веке юбки сохраняли свои объемы только с помощью каркасов, создавали которые из китового уса).
Интеллектуальные вопросы для школьников можно подобрать с шуточным смыслом, чтобы для поиска ответа ребята проявили свою смекалку, нестандартность мышления.
Третий вопрос. Почему француз Ги де Мопассан обедал только в ресторане, расположенном на Эйфелевой башне? (Писатель считал, что башня уродует Париж, не хотел ее видеть).
Четвертый вопрос. Зачем в шестнадцатом веке дамы носили на цепочке шкурки животных, подвешивая их к поясу? (На шкурке собирались блохи, которые заводились в складках пышного платья).
Тематические турниры
Вопросы для интеллектуальной викторины учитель может брать в специальных книгах, а также составлять их самостоятельно. Например, можно предложить несколько заданий, которые касаются календаря.
Есть астрономическое время, а есть его биологический аналог. Каковы единицы его измерения? (Поколения).
Какое значение имела для нашей страны запись, появившаяся в двенадцатом веке: «30 января, пяток. До обеда день ветрен и холоден…» (Это фрагмент первой метеосводки, идет речь о создании службы погоды в Москве).
Отец попросил сына-первоклассника назвать самое большое последнее число. Ответ ребенка его крайне удивил. Что ответил мальчик? (31, поскольку это самое большое количество дней в месяце).
В Древнем Китае это вещество, связанное с морем, использовали в качестве денежной единицы. В Древней Греции оно являлось составной частью брони воина, о каком веществе идет речь? (Это соль).
Познавательный футбол
Интеллектуальные вопросы для детей помогают развивать творческие способности подрастающего поколения, поэтому активно применяются школьными учителями в педагогической деятельности. Интеллектуальный футбол можно проводить вне уроков для развития общей эрудиции школьников, сплочения коллектива.
Класс делится на две команды, в которых выбирают полузащитников, нападающих, вратаря, защитников. Число участников не ограничивается, оно зависит от того, сколько детей нужно включить и интеллектуальную деятельность.
Атаки команды проводят по очереди, используя три комбинации.
Угловой вариант предполагает полное участие команды. Судья, в роли которого выступает школьный учитель, читает вопрос, а его помощник следит за тем, у какой команды быстрее готов ответ.
Ответы на интеллектуальные вопросы ребята дают только после того, как получат разрешение судьи. Правильный ответ засчитывается как гол в ворота противника. При неверном ответе право атаки передается игрокам второй команды.
Штрафной удар предполагает участие в игре двух атакующих: полузащитников и форвардов, а также трех защищающихся (вратаря и защитников). Команда самостоятельно выбирает тех ребят, которые будут участвовать в розыгрыше. Если за тридцать секунд они не дают правильного ответа на вопрос судьи, право ответа передается противнику.
Пенальти предполагает участие только одного игрока команды – вратаря. Он должен дать правильный ответ на вопрос учителя, чтобы «отбить мяч» от ворот.
Вопросы для интеллектуальных игр с ответами можно составить вместе с ребятами, родителями, другими педагогами.
Игра «Спрут»
Для этой игры потребуются интересные интеллектуальные вопросы, которые предполагают развитие логического мышления. Учитель может придумывать свои правила турнира, возможности для получения дополнительных баллов, учитывая, насколько сильные команды вступают в игру. Например, помимо основных вопросов игрокам могут предлагаться дополнительные задания, при правильных ответах на которые, команде будут присваиваться «защитные» баллы. В случае необходимости участники всегда смогут воспользоваться ими, чтобы не потерять ход в игре.
Что у Глеба сзади, а у Бориса впереди? (Буква «б»).
Бабка несла на базар сто яиц, одно (а дно) упало. Сколько яиц она донесла в корзине? (Ни одного, так как дно вместе с яйцами упало.)
Когда человек будет без головы в квартире? (Если он высовывает голову в окно).
Чем всегда заканчивается ночь и день? (Мягким знаком).
Какие часы два раза в сутки демонстрируют правильное время? (Те, которые сломались).
Что легче: килограмм меди или ваты? (Они имеют одинаковую массу).
По чему, когда планируешь спать, идешь на диван? (По полу).
Что нужно сделать, чтобы в одном сапоге осталось четыре парня? (Каждый из них должен снять по сапогу).
Когда проще всего попасть в дом черной кошке? (Если открыта дверь.)
В какой месяц болтливая Машенька меньше всего говорит? (В феврале, поскольку это самый короткий месяц года).
Росли две осины. На каждой из них было по шесть шишек. Сколько всего шишек на деревьях? (Ни одной шишки, поскольку на осинах не растут шишки).
Что произойдет с голубым шарфом, если его опустить на десять минут в воду. (Он станет мокрым).
Как можно написать с помощью пяти букв слово «мышеловка»? (Кошка).
Каким бывает конь, когда его покупают? (Мокрым).
У медведя ни одного, у вороны — их два, а у человека – одно. Что это такое? (Буква «о»).
На рощу летела стая птиц. На дерево сели по две, а одно осталось свободным. Когда на каждое село по одной птице, не осталось ни одного. Сколько в стае птиц, какое количество деревьев росло в роще? (Четыре птицы, три дерева).
В столицу направлялась бабка с капустой. Навстречу ей попались два старика, каждый из них нес по мешку картошки. Сколько людей направлялось в столицу? (В Москву шла одна бабка).
Такие интеллектуальные вопросы с ответами для взрослых можно использовать при проведении совместных мероприятий с детьми, например, во время декады семьи.
Взрослые подходят к поиску ответов на вопросы слишком ответственно, поэтому часто проигрывают школьникам. Необычные интеллектуальные вопросы для взрослых это отличный вариант для отдыха от повседневных проблем и суеты.
Примеры шуточных вопросов
На березах было по три дупла. В каждом из них по четыре веточки. На каждой ветке находится по шесть яблок. Сколько яблок на дереве? (Ни одного яблока, так как на березе не растут яблоки).
Бежало пятьдесят волков, какое количество у них у шей хвостов? (Хвосты не растут на шее).
Из какого полотна не шьют сарафаны? (Одежду нельзя сшить из железнодорожного полотна).
Когда руки выступают местоимениями? (Когда они вы-мы-ты).
В каких лесах крупная дичь не водится? (В строительных).
Какое из колес автомобиля во время движения не вращается? (Запасное).
Что используют барабанщики и математики? (Дроби).
Что принадлежит человеку, но его гораздо чаще используют другие люди? (Имя).
Когда транспортное средство передвигается с такой же скоростью, что и железнодорожный состав? (Когда машина находится на платформе этого поезда).
Если одно яйцо варится четыре минуты, сколько времени потребуется для варки шести яиц? (Такой же промежуток времени).
В каком цветке есть женский и мужской род? (Иван-да-Марья).
Укажите пять дней, не называния чисел и самих дней. (Позавчера, сегодня, вчера, послезавтра, завтра).
Какая птица, потеряв букву, становится названием самой большой европейской реки? (Иволга).
Какой город был назван в четь крупной хищной птицы? (Орел).
Какая женщина освоила летательный аппарат первой в мире? (Баба-яга).
В какой год употребляют большее количество пищи? (В високосный год).
Название какого города подходит в качестве начинки для вкусных булочек? (Изюм).
Какой месяц короче остальных? (Май, он содержит всего три буквы).
Какую птицу знает каждый физик? (Фазана, так как именно она помогает запоминать основные цвета спектра).
Любой интеллектуальный турнир, проводимый для школьников либо взрослых, направлен на развитие эрудиции, формирование командного взаимодействия.
В зависимости от возрастных особенностей участников игры ведущий, в роли которого может выступать классный руководитель, подбирает вопросы определенного уровня сложности. Каждая команда выбирает капитана, который поддерживает дисциплину, выбирает правильный вариант ответа из версий, предлагаемых игроками.
Один ход предполагает ответ на один вопрос. Если команда дает правильный вариант, ей начисляется очко. При неправильном варианте право ответа получают соперники.
Среди тех правил, которые неукоснительно соблюдаются в ходе интеллектуальных турниров, отметим:
- правоту ведущего;
- соблюдение тишины.
Заключение
В последнее время наблюдается рост интереса к проведению разнообразных интеллектуальных игр и турниров не только среди взрослых, но и у школьников. В чем причина подобного интереса? В российском образовании наблюдаются серьезные изменения. На смену традиционной форме обучения, направленной на приобретение школьниками теоретических знаний, пришли ФГОС второго поколения.
По новым образовательным стандартам основной акцент делают на становление гармонически развитой личности, способной к самообразованию и саморазвитию.
Логическое мышление, которое развивается при поиске ответов на нестандартные вопросы, предлагаемые на интеллектуальных играх и турнирах, благоприятно отражается на становлении творческой личности.
Общество ставит перед образовательными учреждениями задачу – формирование подрастающего поколения, способного принимать самостоятельные решения, отвечать за свои действия и поступки.
Именно поэтому такое внимание стали уделять в общеобразовательных учреждениях организации интеллектуальных клубов, проведению творческих игр. Те старшеклассники, которые отвечают на нестандартные вопросы, помимо приобретения новых знаний и навыков, получают опыт работы в команде. Те ребята, которые со школьной жизни пытались найти ответы на интеллектуальные вопросы, гораздо успешнее своих сверстников.
Источник
Интеллектуальные разминки для детей от 5 лет
2.О ком можно сказать : ушастый,глазастый,серый,белый?
3. Что кладут под голову?
4. Название каких деревьев начинается с согласного звука?
5. Прямая линия с точками на концах — это. ?
6. Во что вкручивают лампочку?
7. Вычисли значение выражения 5*6,4*3,2*8,9*2,4*6 ?
Разминка 4
1. Сумма 10 и 2 равна. ?
2. Сколько козлят в сказке съел волк?
3. Что бросают утопающим?
4. Четыре недели — это один. ?
5. Наша речь состоит из.
6. Что надеваю на голову?
7. Как называется головной убор, который пришивается к верхней одежде?
Разминка 5
1. Куда несут посылки?
2. Что чистят дважды в день?
3. Без рук, без ног, а щиплется?
4. Что вдевают в ухо?
5. О чем говорят зеленый, соленый, хрустящий?
6. Без чего не вкусен чай?
7. Слуховой аппарат человека — это.
Разминка 6
1. Как называется ограда вокруг здания?
2. Вода замерзнет и становится. ?
3. Тетрадь для рисования — это.
4. Назовите пятый и восьмой месяцы года?
5. Боевая машина с гусеницами — это.
6. Дыхательный аппарат человека — это.
7. Как называется бумага для стен?
Разминка 7
1. Какое сегодня число?
2. Какое сейчас время года?
3. Назови летние месяцы?
4. Посчитай пятерками до пятидесяти?
5. Сколько поросят убежало от волка?
6. Назови шестую букву алфавита?
7. Какая медведица живет на небе?
Разминка 8
1. Назови белоствольные деревья?
2. Кто тянул репку?
3. Что находится под полом?
4. Какой документ выдают при рождении ребенка?
5. На какую планету летал Незнайка?
6. Что заплетают девочки?
7. Что надевают на голову в жаркую погоду?
Разминка 9
1. Сколько крыльев у бабочки?
2. Назови первый день недели?
3. назови 3 последние буквы алфавита?
4. На кого надевают седло?
5. Кто развалил теремок?
6. Какую рыбку поймал Емеля?
7. Какое число следует за 79, 66, 99 ?
Разминка 10
1. Сколько крыльев у мухи?
2. Дом для машины — это. ?
3. В какой сказке есть говорящее зеркало?
4. Назови 5 видов головных уборов?
5. Кого боится заяц?
6. С помощью чего чертят окружность?
7. Назови 5 видов обуви?
Игры детей с родителями дома. Движение, движение. Ребёнок — дошкольник с удовольствием рисует, лепит, с интересом слушает книжки, рассматривает картинки. Но не редко.
Разминка Разминка. С чего начать занятие? Как организовать детей? Как привлечь их внимание? Задаем мы себе эти вопросы, готовясь к организованной.
+7 Голосовать
Сказка Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города» переведена на тринадцать языков, выдержала более пятидесяти переизданий и прочно вошла в золотой фонд произведений детской литературы, которые.
Удивительным созданиям природы из мира насекомых посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям о насекомых и увлечь их.
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста
Календарь праздников на МААМ
Фотоотчёт о проведении акции «Книга в подарок!» с . | +256 |
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у м. | +242 |
Развлечение для детей старшего дошкольного возраст. | +237 |
Фотоотчет о музыкально-спортивном мероприятии, пос. | +233 |
Мастер-класс по изготовлению поделки-атрибута для . | +229 |
Ваши предложения
и пожелания
Всероссийское зарегистрированное СМИ «Международный образовательный портал МААМ»
Учредитель, издатель, гл. редактор: Фонов Д.В. ОГРНИП 311344431400027. Идея: Вовченко Е.А.
Редакция: 400066, РФ, Волгоград, ул. Мира, д. 11, кв. 36 | admin@maam.ru | +7 (499) 499-41-52
Контакты редакции: admin@maam.ru | Сервер в РФ | Совет Федерации | Российская Газета
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57008 от 25 февраля 2014 года, зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
6+ | ISSN 2587-9545 | Реклама на МААМ | Правообладателям
МААМ 2010 — 2021
Источник
Интеллектуальные разминки
Часто в работе детских лагерей используются развивающие центры, называемые по легенде смены экспериментальными площадками. Эти занятия ориентированы на развитие интеллектуальных способностей и формирование у детей и подростков компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
Работа строится по следующему алгоритму:
- Интеллектуальная разминка (вопросы и задания на скорость мышления);
- Групповые задания (конструирование, поиск закономерностей, создание нового через преобразование уже имеющегося опыта);
- Свободная игра в развивающие игры.
Но сейчас мы обсудим именно интеллектуальные разминки. Рассмотрим, для примера, несколько интеллектуальных игр, которые широко используются в психологии как сами по себе, так и в качестве психотерапевтической разминки перед любой серьёзной командной деятельностью.
Два слова об интеллектуальных играх, прежде чем мы начнём. Интеллектуальные игры — это игры, которые развивают воображение, комбинаторные функции интеллекта, гибкость, а также ассоциативное мышление — расширяют ассоциативное поле.
Интеллектуальные игры — это все игры со словами, в этот обширный класс можно отнести, например, кроссворды. Однако мы с Вами начнём играть в подвижные телесно-ориентированные интеллектуальные игры (наподобие известной подвижной интеллектуальной игры для самых маленьких — «съедобное-несъедобное»).
Интеллектуальная игра «Алгоритм Цицерона»
Эта игра в слова — самая простая, и она отлично подходит для роли «первой игры разминки» перед любой серьёзной творческой групповой работой.
Группа играющих садится в кружок (обязательное условие — это условие так называемого «круглого стола», то есть помещение играющей группы в круг, который обеспечивает равенство всех участников и тем самым — их психологический комфорт).
Сев удобно в кружок, группа получает задание: рассказать совершенно любую историю, опираясь на знаменитый «Алгоритм Цицерона», то есть на серию последовательных вопросов:
- Кто?
- Что?
- Где?
- Чем?
- Зачем?
- Как?
- Когда?
Алгоритм Цицерона Вы можете использовать и для развития своих (и чужих) «писательских» способностей. (Собственно, именно для этого он и придуман!) Если Вы никогда в жизни не писали рассказы, сядьте и поработайте с Алгоритмом Цицерона — вот увидите, из-под Вашего пера неожиданно выйдет шедевр!
Ведите эту интеллектуальную игру в несколько раундов. Через несколько раундов игры, после серии неудачных и незначительных реплик, игроки начнут «творить», вот тогда и начинайте записывать то, что говорят участники игры — такими «плодами» коллективного драйва нельзя пренебрегать!
Интеллектуальная игра «Цепочка ассоциаций»
Вторую игру я бы рекомендовала проводить именно как вторую по счёту — потому что она сложнее первой — требует того, чтобы все игроки наконец-то «проснулись» и включили быстроту реакции.
Данная интеллектуальная игра проводится с мячом, сидя на стульях. Вне игры находятся Ведущий и его Помощник — они оценивают правильность хода игры. Для выбора Помощника игроки тянут жребий. Помощник в этой игре нужен лишь для того, чтобы игра не была или не казалась чересчур авторитарной, не напоминала «школу», из-за того, что в ней «судит» один человек, зачастую — старший.
Сидя в круге, играющие по очереди посылают друг другу мячик, выкрикивая любое пришедшее им на ум слово. Тот, кому послали мяч, должен АВТОМАТИЧЕСКИ ответить пришедшей ему на ум ассоциацией и тут же послать мяч другому.
В этой игре НЕЛЬЗЯ:
- создавать паузы,
- разрывать цепочку ассоциаций.
При несоблюдении этого правила, игрок удаляется Ведущим и его Помощником из игры.
Игра продолжается до тех пор, пока в ней не останется один человек — Победитель.
В ходе выбывания игроков, выбывшие присоединяются к жюри и получают право вместе с жюри кричать «Зачёт!» или же «Не зачёт!».
В этой интеллектуальной игре возможны конфликты и следующие за ними разбирательства. Это возможно потому, что часть людей выдаёт шаблонные стереотипные ассоциации, а часть (кстати, наиболее творческих людей) даёт очень сложные ассоциации, которые порой воспринимаются как нарушение правила игры, как разрыв той самой «цепочки».
Например: если на слово «Клубника» кто-то выкрикивает «сливки» или «Аллергия» или «июнь», или «дача», то это не вызывает ни у кого вопросов.
Но если на слово «Клубника» я выкрикиваю в ответ «автозагар», то это, разумеется, требует пояснений.
Для этого в игру вводится дополнительное правило.
Услышав «спорную» ассоциацию, Ведущий имеет право бросить реплику: «Поясни!»
Игрок, давший спорную ассоциацию, должен в сжатые временные сроки, чётко и лаконично объяснить-убедить жюри, прояснить группе свою ассоциацию. Раскрыть ход своих мыслей. Если ему это не удалось, он всё-таки — выбывает.
Нестандартно мыслящий игрок, таким образом, решает в этой игре положенные ему «задачи повышенной сложности», что и справедливо, и полезно для хода всей игры, так как скоро (под воздействием тенденции к подражанию) вся группа перейдёт на уровень игры повышенной сложности — выкрикиванию сложных ассоциаций с лаконичными и доходчивыми пояснениями.
Наполеон! Крем! Поясни!
«Наполеон» — слоёный торт или пирожное. Готовится из слоёного теста с кремовой прокладкой.
Интеллектуальная игра «Море волнуется»
Это довольно сложная, но невероятно интересная игра, с элементами телесно-ориентированной терапии. Я бы рекомендовала играть её «третьей» по счёту. Она требует предварительных разминок, в качестве которых можно использовать и предыдущие две игры.
В этой интеллектуальной игре активно тренируется краткосрочная память и быстрота телесных реакций — одновременно.
Стулья расставляют в ряд (как в театре), игроки занимают стулья. Ведущий становится напротив игроков, лицом к ним. В комнате выбирается «база», некоторое отдалённое от основного пространства игры место, куда Ведущий будет отводить игроков.
Каждый игрок придумывает одно слово (имя существительное) и по цепочке громко называет своё слово вслух — Ведущему.
Самый последний в ряду игрок называет своё задуманное слово и становится Рассказчиком.
Продолжение. «Рассказ Рассказчика».
Последний игрок, который стал Рассказчиком, начинает плести небылицу — то есть рассказывать связный рассказ. В этот рассказ он должен вставить поочерёдно все прозвучавшие в игре слова.
Как только звучит «его слово», игрок, это слово произносивший, поднимается со своего места и идёт, держась за руку Ведущего к «базе» — то есть, подальше от основного пространства игры.
Так, все игроки выстраиваются Ведущим в «Цепочку-очередь».
Последний аккорд. «Море волнуется!»
Перебрав все прозвучавшие слова, включая и своё слово, Рассказчик ЛОГИЧЕСКИ завершает свой выдуманный рассказ фразой: «Море волнуется!»
Как только звучит эта фраза, все игроки, отведённые к базе, должны броситься к своим стульям, чтобы успеть занять свои места, потому что Ведущий бежит вместе с ними, стремясь занять место опоздавшего к своему стулу игрока.
Тот, чей стул занял Ведущий, становится Ведущим в следующем раунде игры.
Главную интригу в этой игре создаёт Рассказчик. Он должен путать слушателей своим рассказом: заставлять вначале долго ждать «ключевое слово», а затем выдавать несколько слов подряд, чередуя тем самым томительное ожидание и радостную суету.
Интеллектуальная игра «Театр Аббревиатур»
Эта игра относительно лёгкая, однако требует от её участников «актёрского мастерства», а значит, раскованности каждого, сплочённости группы в целом — то есть, требует предварительной разминки.
Водящий выходит за дверь. Игроки, посовещавшись, придумывают сообща слово.
Это слово должен будет отгадать Ведущий, когда вернётся. Буквы, из которх состоит это слово, распределяются между игроками.
Каждая буква должна соответствовать определённому типу поведения, черте характера, социальному типу. Лучше, если Вы будете играть во что-нибудь одно, например, только черты характера или только типы или профессии людей
З -зависть, Ж — жадность, О — озорство, Э — эрудированность
Когда Ведущий возвращается в комнату, участники игры представляют ему пантомимы. Водящий должен угадать, что же ему пытаются показать, а из первых букв угаданных слов — сложить и разгадать задуманное в начале игры СЛОВО.
Интеллектуальная игра «Строчка из песни»/«Строчка из стихотворения»
Эта игра немного сложнее, но и интересней предыдущей.
Ведущий выходит за дверь, а участники сообща загадывают строчку из песни или стихотворения и распределяют меду собой слова.
Ведущий входит в комнату. Ведущий должен заготовить (или спонтанно придумать по ходу игры) вопросы к участникам игры — по одному вопросу на каждого игрока.
Ведущий задаёт свой вопрос.
Игрок, которому вопрос задан, должен ответить на вопрос так, чтобы в ответе прозвучало то слово из задуманной строчки, которое ему досталось по жребию.
Задуманная строчка: «Дети, в школу собирайтесь, петушок пропел давно».
Маша (выпало по жребию слово ДЕТИ) Ведущий: Маша, сколько будет дважды два? Маша: Ну, это знают даже дети и блондинки: дважды два — четыре.
(Пусть ведущий гадает, какое же слово спряталось в этом высказывании).
Если Вы сумеете в ближайшее время провести все пять предложенных выше интеллектуальных игр, Вы справитесь и со всеми остальными жизненными трудностями.
А пока еще несколько рекомендаций.
НАЙТИ ТОЧКУ РОСТА.
Для успешной работы с детьми педагоги пытаются найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности.
ВОСПИТАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ
Творческая личность характеризуется умением самостоятельно выбирать сферу деятельности и двигаться вперед. В детском лагере этому способствует продуманная методика деятельности, предназначенная не только для передачи новых навыков и знаний, но и для выработки «умения мыслить».
В своей работе вожатый может использовать:
- Метод вживания. Позволяет ребятам посредством чувственно-образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
- Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
- Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных детей, а также их версии с культурно–историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д.
- Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта — совместно сформулированного определения понятия.
- Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.
- Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.
- Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее детям продукт в результате определенных творческих действий.
- Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.
- «Мозговой штурм». Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.
- Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР
Все занятия, рассчитанные на повышение креативности, основываются на следующих принципах: научить человеческий мозг, во-первых, задавать необычные вопросы, во-вторых, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями.
Пять самых знаменитых упражнений, которые необходимо регулярно выполнять, а в идеале – ежедневно.
1. «И все-таки у них много общего».
Задание: Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь «нащупать» между ними какую–нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой. Это упражнение тренирует мозг на сознание непривычных комбинаций и учит пользоваться «ингредиентами», находящимися в разных его секторах.
«Что общего между глазом и водопроводным краном»?
- Оба слова — из четырех букв;
- В обоих случаях буква «А» — третья по счету;
- При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана – глаз помыть;
- И то и другое может блестеть;
- Из них иногда льется вода;
- Когда они портятся, из них подтекает.
Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.
2. «Безумный генетик». Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка (карандаш). Внимание! Здесь важен процесс, а не результат.
Задание: нарисуйте фантастическое животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных.
Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное — «задушить» логику и здравый смысл, которые будут мешать в работе.
3. «Сумасшедший архитектор».
Задание: необходимо нарисовать дом. Для этого вам понадобится, прежде всего, произвольно выбрать любых 10 слов (можно из словаря, можно наугад назвать). Задача такая: вы архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены… (далее следует 10 выбранных слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель.
Например: «Кастрюля» — отлично, дом будет иметь форму кастрюли. «Ворона»… пусть крыльцо будет черным, как ворона. «Кресс – салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение.
Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы быть в действительности.
4. «Десять плюс десять».
Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят.
Например, «шляпа – большая, зеленая, теплая, модная, красивая и т. д.». Это легко. А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой. … Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).
Упражнение можно повторять несколько раз в день. Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что-либо, вообразите, будто видите это на картине. А теперь придумайте картине подходящее название. Можно короткое, можно развернутое. Главное, чтобы оно понравилось вам самим.
Например, «Вид из окна, когда у меня плохое настроение» и т. д.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
Помогают вашим подопечным раскрыть свои возможности и найти личный путь творческого развития.
Источник
Интеллектуальная разминка для умников и умниц
Каждому приятно испытать чувство морального удовлетворения от решения сложной задачи. И чем сложнее задача, тем ярче эмоции. На просторах интернета мы собрали несколько загадок и логических задач для любителей пошевелить извилинами. Не торопитесь прочитать ответ, дайте себе время подумать.
1.Если я у тебя есть, ты хочешь мной поделиться. Как только ты мной поделишься, меня не станет. Кто я?
Ответ: Секрет.
2. Вы пытаетесь выбраться из лабиринта. Перед вами три двери: левая ведёт в жерло вулкана, средняя к искусному убийце, а правая ко льву, который не ел вот уже три месяца. Которую дверь вы выберете?
Ответ: Правую дверь.
Пояснение: Если лев не ел уже три месяца, он давно умер с голоду.
3. Старик, умирая, оставил завещание, согласно которому всё его наследство достанется тому из двух сыновей, чья лошадь придёт в гонке последней. И вот сыновья сели на лошадей, но никто не хотел двигаться с места. И тут к ним подошёл мудрец и что-то шепнул, после чего они помчались во весь опор. Что сказал мудрец?
Ответ: Поменяйтесь лошадьми.
Пояснение: Тот, кто выиграет в гонке, получит наследство, потому что его лошадь (на которой он сидел изначально) придёт последней.
4. Положи меня на бок и я стану всем. Раздели меня надвое и я стану ничем. Что я?
Ответ: цифра 8
Пояснение: Повернутая на бок восьмёрка означает символ бесконечности. Разрезанная надвое восьмёрка становится двумя нулями.
5. Фермер желает перевезти через реку лису, курицу и мешок зерна. У него есть маленькая лодка, в которую, кроме него, помещается только один предмет. Без присмотра, курица склюёт зёрна, а лиса съест курицу. Однако лиса не тронет зёрна и ни одно из животных не сбежит. Как фермеру справиться с задачей?
Ответ: Фермер должен поступить следующим образом:
Перевезти курицу. Вернуться, взять зерно. Оставить зерно на другом берегу, привезти обратно курицу. Оставить курицу, перевезти лису. Вернуться обратно за курицей и перевезти её.
6. У вас есть пара песочных часов, отмеряющих 7 и 11 минут. Как вам варить яйцо ровно 15 минут?
Ответ: Начав варить яйцо, переверните и те, и другие часы. Когда в 7-минутных закончится песок, переверните их опять. В 11-минутных осталось песка на 4 минуты. Когда весь он высыпется, вновь переверните 7-минутные часы. Теперь в них песка на 4 минуты. Когда они истекут, в сумме вы получите 7+4+4, то есть 15.
7. Вы шли по дороге, и пришли к развилке. Один путь ведёт к неминуемой смерти, другой к вечному счастью, но вы не знаете, какой куда. На развилке стоят два брата, знающих дорогу. Один всегда говорит правду, а другой всегда лжёт. Вы можете задать им только один вопрос. Как вам выбрать путь?
Ответ: Спросите у любого из братьев: «Если бы ты был твоим братом, какую бы дорогу ты мне указал к вечному счастью?». И идите по другой.
Пояснение: Предположим, что к счастью ведёт правая дорога. Тогда каждый из братев скажет: «Он указал бы налево». Другими словами, вы должны выбрать дорогу, отличную от той, на которую они вам укажут, так как один из них говорит правду о лжи, а другой лжёт о правде.
8. Какое следующее число в последовательности: 1, 11, 21, 1211, 111221, 312211, ______?
Ответ: 13112221
Пояснение: Каждое следующее число есть цифровое представление словесного выражения предыдущего. Таким образом, начиная с единицы, следующее число будет «одна единица» или 11. Затем идёт «две единицы» или 21. Затем «одна двойка одна единица» или 1211, потом «одна единица, одна двойка, две единицы» или 111221 и так далее.
9. Четверо ночью подходят к реке, которую можно пересечь по узкому мосту, выдерживающему только двоих. На всех четверых один факел, необходимый, чтобы не свалиться с моста в темноте. А может пересечь мост за 1 минуту, Б за две, В за пять и Г за восемь. Когда двое пересекают мост, они движутся со скоростью более медленного пешехода. Могут ли они все перебраться на ту сторону не более, чем за 15 минут?
Ответ: Они уложатся точно в 15 минут.
Пояснение: Сначала мост пересекают А и Б, и А относит факел обратно. Это занимает 3 минуты. Затем мост пересекают В и Г и отдают факел Б, который несёт его к А. Это занимает 10 минут. И потом А и Б переходят на другую сторону, что занимает ещё 2 минуты.
10. Во время переписи населения мужчина сообщил клерку, что у него трое детей. Когда его спросили о возрасте, он ответил «Произведение их возрастов равно 72, сумма возрастов – равна номеру моего дома». Клерк взглянул на номер дома, но всё еще не мог определить возраст детей. На что отец ответил: «О, я забыл сказать, что самый старший любит шоколадный пудинг». Тогда клерк молча записал возраст троих детей в анкету. Сколько лет детям?
Ответ: 3, 3 и 8.
Пояснение: Взглянув на номер дома, клерк узнал сумму возрастов. Однако, у него всё ещё было несколько вариантов. Только два набора чисел в произведении дают 72, а в сумме одно и то же число. Это 2, 6, 6 и 3, 3, 8. После того, как отец сообщил, что старший любит шоколадный пудинг, стало ясно, что среди детей есть старший, что и приводит нас ко второму набору.
11. Вы находитесь в тёмной комнате, где есть свеча, камин, и газовая лампа. Что вы зажжёте первым?
Ответ: спичку.
12. Перед вами пять мешочков с золотыми монетами, выглядящих совершенно одинаково. В каждом мешочке по 10 монет. Известно, что в одном из мешочков золото фальшивое. Монеты выглядят абсолютно одинаковыми, но настоящие монеты весят ровно 1 грамм, а фальшивые 1,1 грамма. У вас есть точные цифровые весы, которые можно использовать только один раз. Как определить, в каком мешочке золото фальшивое?
Ответ: Возьмите одну монету из первого мешочка, две из второго, три из третьего, четыре из четвёртого и пять из пятого. Если итоговый вес кончается на 0,1, значит, фальшивая монета была в первом мешочке, если на 0,2 – во втором, и так далее.
Источник