Вопросы для изучения темы "Плотность вещества" в 7 классе
учебно-методический материал по физике (7 класс) на тему
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рассказ В.П. Астафьева «Пролетный гусь»-новое о Великой Отечественной войне.
Вопросы к изучению романа И.А. Гончарова «Обломов» в 10 классе.
Вопросы и задания исследовательского и обобщающего характера при изучении романа И.А.Гончарова «Обломов».
1. Введение. 2. Аналитический блок. 3. Характеристика выбранной технологии. 4. Технологическая карта урока 5. Литература.
Предлагаемый материал можно использовать в качестве самостоятельной работы для болеющих детей.
Фото-вопросы по теме «Плотность вещества»
Презентация содержит фотографии, котрые будут полезны при изучении темы «Плотность вещества» в 7 классе. Материал может быть использован как для урока, так и для внеклассных мероприятий по физике.
АННОТАЦИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ
В работе представлен список литературы (более 40) с аннотацией по вопросам профилактики злоупотребления психоактивных веществ детьми и молодежью.
Развитие у обучающихся умения «грамотно ставить содержательные вопросы» при изучении математики в классах гуманитарного профиля
В данной статье описаны основные приемы и методы развития умения "грамотно ставить содержательные вопросы". Приведены примеры использования данной методики на математическом содержании.
Источник
Тема урока: "Плотность вещества"
Тема урока: “Плотность вещества”.
Цель урока: ввести понятие плотности вещества, научить вычислять плотность вещества, научить вычислять массу и объем тела по плотности.
Содержание нового материала: плотность вещества, единицы измерения плотности и связь между ними, таблицы плотностей, расчет массы и объема по плотности.
Оборудование: на столах учеников — наборы тел равной массы и равного объема, бруски, массу которых определяли на лабораторной работе.
1. Проверка домашнего задания.
В каких единицах измеряется масса?
Как определить массу тела? (Весы)
Каким еще способом можно определить массу? (Взаимодействие)
Когда пользуются этим методом? (Атомы, молекулы, небесные тела)
2. Новый материал.
Сегодня познакомимся еще с одним способом определения массы тела. Но сначала проделаем некоторые опыты.
1) Задание классу:
Рассмотреть тела из наборов, которые находятся на партах. Найти тела равного объема. (Сообщаем: объем каждого тела 1 см 3 )
Что можно сказать о веществах, из которых они изготовлены?
Ученики: все тела изготовлены из разных веществ.
2) Задание: сравнить массы этих тел с помощью весов. (Ученик у доски )
Ученики: вывод — массы одного кубического сантиметра разных веществ разные.
3) Вопрос: а массы 1м 3 , 1 дм 3 ?
Ученики: вывод – масса единицы объема разных веществ разные.
4) Вопрос: как это можно объяснить?
Вывод – массы молекул разных веществ разные и расположены молекулы на разном расстоянии друг от друга, поэтому масса единицы объема у разных веществ разная.
Учитель: следовательно, массу единицы объема вещества можно использовать в качестве характеристики данного вещества. Физики так и сделали: ввели физическую величину, которая показывает, чему равна масса единицы объема вещества, и назвали ее плотностью.
5) Вопрос: как можно определить плотность вещества? Обязательно ли для этого измерять массу 1см 3 , 1м 3 и т. д. ?
В результате обсуждения всегда возникает предложение измерить массу тела, его объем и рассчитать плотность.
6) Задача (решается устно, записи на доске делает учитель): “Масса тела 1200 кг, объем 2 м 3 . Чему равна плотность, т. е. масса 1 м 3 ?
Вывод — чтобы определить плотность вещества, надо знать массу и объем.
В тетрадь: Плотность – физическая величина, равная отношению массы тела к его объему: плотность = ; .
Единицы измерения плотности .
Что показывает плотность?
В тетрадь: Плотность показывает, какую массу имеет единица объема данного вещества.
- Чему равна плотность мрамора? Стали?
- Что показывает это число?
- Какое твердое тело из представленных в таблице имеет наибольшую плотность? Наименьшую плотность?
- Плотность вещества 2300 кг/м 3 . Какое это вещество?
- Каковы плотности воды? Воздуха?
- Сравните плотности твердых тел, жидкостей, газов. Чем объясняется такое различие?
- Прочитайте замечание под таблицей. Зачем авторы учебника сообщили нам температуру и давление?
- Как зависит плотность от температуры и почему? (При нагревании объем тела увеличивается, промежутки между молекулами увеличиваются, следовательно, в 1 м 3 молекул становится меньше, следовательно, плотность уменьшается)
В тетрадь: Плотность данного вещества зависит от
2) от температуры.
Как связаны между собой плотности, выраженные в кг/ м 3 и в г/ см 3 ?
Средняя плотность Земли 5500 кг/м 3 , Солнца – 1400 кг/м 3 , Луны – 3300 кг/м 3 .
Плотность крови человека 1050 кг/м 3 .
Средняя плотность тела человека 1036 кг/м 3 . (Подумайте, можете ли вы определить плотность своего тела?)
Плотность – замечательная характеристика!
Определив плотность, можно по таблице узнать, из какого вещества изготовлено тело. Зная плотность, можно определить объем или массу тела.
Давайте выразим из формулы для плотности массу и объем. На доске с помощью учащихся записываются формулы:
Получили еще один способ определения массы: массу тела можно подсчитать, если известно вещество, из которого изготовлено тело и объем этого тела!
Задание классу: пользуясь таблицей плотностей, устно определите, чему равна масса 2 м 3 воды? 5 м 3 воды?
Когда без этого способа не обойтись?
Например, при определении масс очень больших тел: массы большой каменной глыбы, массы нефти в нефтяном месторождении.
Экспериментальная задача. Проверить, как “работает” формула для вычисления объема. Для этого рассчитать объем алюминиевого бруска по новой формуле (массу определили на лабораторной работе №3, плотность берем из таблицы) и рассчитать объем, измерив высоту, ширину и длину. Результаты сравнить. Вывод — формула “работает” и ей можно пользоваться.
Источник
Масса. Плотность вещества
1. На любое тело действуют другие тела. Важно, что действие тел друг на друга носит взаимный характер. Например, лежащая на столе книга взаимодействует с Землёй и со столом: книга действует на стол, стол действует на книгу; Земля действует на книгу, книга действует на Землю. Таким образом, имеет место взаимное действие, или взаимодействие тел. При взаимодействии тел изменяется их скорость, т.е. тела приобретают ускорение.
Для изменения скорости на некоторую величину телу требуется определённое время. Свойство тела, состоящее в том, что для изменения скорости ему требуется определённое время, называют инертностью.
Понятие «инертность» следует отличать от понятия «инерция». Инертность — это свойство тела; а инерция — явление сохранения телом своей скорости в отсутствие действия на него других тел.
2. Если покоящиеся пустую и нагруженную тележки связать нитью, а затем нить пережечь, то тележки, взаимодействуя друг с другом, разъедутся. Их скорость изменится от нуля до некоторого значения, т.е. тележки приобретут ускорения. При этом ускорение нагруженной тележки будет меньше, чем ненагруженной. Соответственно, ненагруженной тележке для изменения скорости на такую же величину, что и нагруженной, требуется меньшее время, т.е. нагруженная тележка более инертна, чем ненагруженная (рис. 29).
Можно сказать и так: более инертно то тело, которое при взаимодействии приобретает меньшее ускорение.
Величина, характеризующая инертность тела и являющаяся мерой инертности, называется массой. Более инертное тело имеет большую массу, менее инертное тело имеет меньшую массу.
3. Массу обозначают буквой \( m \) , единица массы в СИ \( [\,m\,] \) = 1 кг. Эта единица является основной в Международной системе единиц (СИ).
За единицу массы в СИ принят 1 килограмм (1 кг) — это масса эталона, специально изготовленного из сплава платины и иридия цилиндра. Массу 1 кг имеет 1 л чистой
воды при 15 °С.
4. Опыты показывают, что ускорения взаимодействующих тел обратно пропорциональны их массам: \( \frac
Чтобы измерить массу \( m \) некоторого тела нужно привести его во взаимодействие с телом известной массы (с эталоном массы) \( m_ <эт>\) и измерить ускорения, которые приобретут данное тело и эталон. Тогда \( \frac
5. Масса — величина инвариантная, т.е. её значение не зависит от выбора системы отсчёта.
Масса — аддитивна, т.е. масса тела равна сумме масс составляющих его частей: \( m=m_1+m_2+…+m_n \) .
6. Масса характеризует не только инертное свойство материи, но и другие свойства, например, гравитационное. Мерой этого свойства тела масса выступает при взаимодействии тела с Землёй. Именно это позволяет измерять массу, взвешивая тела на рычажных весах.
7. Плотность вещества \( \rho \) — величина, равная отношению массы тела к его объёму: \( \rho=\frac
Значения плотности веществ указаны в таблицах, в них часто приводят значения плотности вещества в г/см 3 . 1 г/см 3 = 1000 кг/м 3 .
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ
Часть 1
1. Плотность железа 7,8 г/см 3 . Чему равна плотность железа в кг/м 3 ?
1) 0,078 кг/м 3
2) 7,8 кг/м 3
3) 7800 кг/м 3
4) 7 800 000 кг/м 3
2. Две тележки массами 200 г и 400 г соединены сжатой пружиной и скреплены нитью. После того, как нить пережгли, пружина распрямилась, и тележки разъехались. Первая тележка приобрела скорость, равную 0,5 м/с. Какую скорость приобрела вторая тележка?
1) 0,25 м/с
2) 0,5 м/с
3) 1 м/с
4) 2 м/с
3. При взаимодействии двух тел каждое из них приобретает ускорение. Ускорение одного тела массой 200 г равно 1 м/с 2 . Ускорение другого тела массой 500 г равно
1) 2,5 м/с 2
2) 1 м/с 2
3) 0,5 м/с 2
4) 0,4 м/с 2
4. Массу тела измеряют,
А. взвешивая его на рычажных весах
Б. приведя во взаимодействие с телом известной массы
1) только А
2) только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б
5. Три тела имеют одинаковый объём. Плотности веществ, из которых изготовлены эти тела, соотносятся как \( \rho_1<\rho_2<\rho_3 \) . Как соотносятся массы этих тел?
1) \( m_1=m_2=m_3 \)
2) \( m_1>m_2>m_3 \)
3) \( m_1<m_2<m_3 \)
4) \( m_1<m_2>m_3 \)
6. На рисунке приведена столбчатая диаграмма, на которой представлены значения массы двух тел равного объёма. Какой вывод можно сделать из анализа диаграммы?
1) \( \rho_1=2\rho_2 \)
2) \( \rho_1=1,5\rho_2 \)
3) \( \rho_1=\rho_2 \)
4) \( \rho_1=0,5\rho_2 \)
7. Три кубика одинакового объёма сделаны из разных материалов. Плотности этих материалов соотносятся как \( \rho_1>\rho_2>\rho_3 \) . Как соотносятся массы этих тел?
1) \( m_1<m_2<m_3 \)
2) \( m_1=m_2=m_3 \)
3) \( m_1>m_2>m_3 \)
4) \( m_1>m_2<m_3 \)
8. На рисунке приведены графики зависимости массы двух тел от их объёма. Сравните значения плотности этих тел.
1) \( \rho_1<\rho_2 \)
2) \( \rho_1=\rho_2 \)
3) \( \rho_1>\rho_2 \)
4) \( \rho_1\leq\rho_2 \)
9. Чему равна масса льдины объёмом 0,2 м 3 , если плотность льда 0,9 г/см 3 ?
1) 0,18 кг
2) 4,5 кг
3) 18 кг
4) 180 кг
10. Отвечая на вопрос учителя о том, какую величину называют плотностью вещества, учащиеся давали разные ответы, среди которых были следующие:
А. Плотность вещества — физическая величина, прямо пропорциональная массе тела и обратно пропорциональная его объёму.
Б. Плотность вещества — физическая величина, рав-
ная отношению массы тела к его объёму.
1) только А
2) только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б
11. Ниже приведены таблица плотности веществ и четыре утверждения. Из приведённых ниже утверждений выберите два правильных и запишите их номера
1) Масса 6 м 3 машинного масла равна массе 2 м 3 алюминия
2) Объём стальной детали больше объёма алюминиевой детали при их одинаковой массе
3) Объём 0,5 кг машинного масла примерно в 2 раза меньше объёма 0,8 кг спирта
4) Масса 5 м 3 цинка меньше массы 30 м 3 воды
12. Установите соответствие между физическими величинами в левом столбце и их зависимостью от выбора системы отсчёта в правом столбце. В таблице под номером
физической величины левого столбца запишите соответствующий номер выбранного вами элемента из правого столбца.
ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА
A) масса
Б) время
B) скорость
ПОНЯТИЕ
1) относительная
2) инвариантная
Часть 2
13. Два мяча: один массой 200 г, другой массой 250 г после столкновения разлетелись в разные стороны. Мяч меньшей массы в результате столкновения приобрёл скорость 5 м/с. Чему равен путь, который пролетит за 2 с мяч большей массы? Считать, что скорость мяча за это время не изменится.
Источник
Вопросы для плотности массы
1. Что тяжелее: ящик мелкой дроби или такой же ящик крупной дроби?
2. В сосуде с водой плавает брусок льда. На нем лежит деревянный шар, плотность которого меньше плотности воды. Изменится ли уровень воды в сосуде, если лед растает?
3. Посередине большого озера сделали прорубь. Толщина льда оказалась равной 10 метрам. Какой длины нужна веревка, чтобы зачерпнуть ведро воды?
4. Какой из двух изображенных на рисунке ареометров (приборов для измерения плотности жидкости) следует выбрать, чтобы следить за изменениями плотности жидкости с большей точностью?
5. На точных аналитических весах, находящихся под стеклянным колпаком, взвешивают тело. Изменятся ли показания весов, если выкачать из-под колпака воздух?
6. К пружинным весам подвешено тело, погруженное в сосуд с водой при комнатной температуре. Изменятся ли показания весов, если жидкость вместе с телом нагреть?
7. На дне сосуда с жидкостью лежит тело, плотность которого лишь немного превышает плотность жидкости. Можно ли, увеличивая давление на жидкость, заставить тело подняться вверх? Тело к дну сосуда не прижато.
8. Смешали две равные массы воды с температурами 1 °С и 7 °С. Изменится ли общий объем воды, когда установится тепловое равновесие? Теплообменом с окружающими телами пренебречь.
9. Внешнее давление на воду увеличивают. Что при этом нужно делать — нагревать или охлаждать воду, чтобы сохранить ее объем неизменным?
10. Внутри воды при комнатной температуре плавает полый стеклянный пузырек. Какую воду следует подливать в сосуд, чтобы пузырек затонул?
11. На весах установили два одинаковых сосуда. Один заполнен сухим воздухом, другой — влажным при одинаковых давлениях и температурах. Какой из сосудов тяжелее?
12. Зависит ли подъемная сила аэростата от температуры, при которой производится его подъем?
Не огорчайтесь, если не удалось правильно ответить на все вопросы!
Просто Вам надо погулять по «Класс!ной физике», и тогда Ваши шансы значительно возрастут!
Источник
Плотность вещества
Начнем с самого сложного — с массы. Казалось бы, это понятие мы слышим с самого детства, примерно знаем, сколько в нас килограмм, и ничего сложного здесь быть не может. На самом деле, все сложнее.
В Международном бюро мер и весов в Париже есть цилиндр массой один килограмм. Материал этого цилиндра — сплав иридия и платины. Его масса равна одному килограмму, и этот цилиндр — эталон для всего мира.
Высота этого цилиндра приблизительно равна 4 см, но чтобы его поднять, нужно приложить немалую силу. Необходимость эту силу прикладывать обуславливается инерцией тел и математически записывается через второй закон Ньютона.
Второй закон Ньютона
F = ma
a — ускорение [м/с2]
В этом законе массу можно считать неким коэффициентом, который связывает ускорение и силу. Также масса важна при расчете силы тяготения. Она является мерой гравитации: именно благодаря ей тела притягиваются друг к другу.
Закон Всемирного тяготения
F = GMm/R2
M — масса первого тела (часто планеты) [кг]
m — масса второго тела [кг]
R — расстояние между телами [м]
G — гравитационная постоянная
G = 6.67 × 10-11 м3 кг-1 с-2
Когда мы встаем на весы, стрелка отклоняется. Это происходит потому, что масса Земли очень большая, и сила тяготения буквально придавливает нас к поверхности. На более легкой Луне человек весит меньше в шесть раз. Когда думаешь об этом, хочется взвешиваться исключительно на Луне🙃
Откуда берется масса
Физики убеждены, что у элементарных частиц должна быть масса. Доказано, что у электрона, например, масса есть. В противном случае они не могли бы образовать атомы и всю видимую материю.
Вселенная без массы представляла бы собой хаос из различных излучений, двигающихся со скоростью света. Не существовало бы ни галактик, ни звезд, ни планет. Здорово, что это не так, и у элементарных частиц есть масса. Только вот пока непонятно, откуда эта масса у них берется.
Мужчину на этой фотографии зовут Питер Хиггс. Ему мы обязаны за предположение, экспериментально доказанное в 2012 году, что массу всех частиц создает некий бозон.
Бозон Хиггса невозможно представить. Это точно не частица в форме шарика, как обычно рисуют электрон в учебнике. Представьте, что вы бежите по песку. Бежать ощутимо сложно, как будто бы увеличилась масса. Частицы пробираются в поле Хиггса и получают таким образом массу.
Объем тела
Объем — это физическая величина, которая показывает, сколько пространства занимает тело. Это важный навык — уметь объемы соотносить. Например, чтобы посчитать, сколько пластиковых шариков помещается в гигантский бассейн.
Например, чтобы рассчитать объем прямоугольного параллелепипеда, нам нужно перемножить три его параметра.
Формула объема параллелепипеда
V = a*b*c
А для цилиндра будет справедлива такая формула:
Формула объема цилиндра
V = S*h
S — площадь основания [м^2]
Плотность вещества
Плотность — скалярная физическая величина. Определяется как отношение массы тела к занимаемому этим телом объёму.
Формула плотности вещества
р — плотность вещества [кг/м^3]
m — масса вещества [кг]
V — объем вещества [м^3]
Плотность зависит от температуры, агрегатного состояния вещества и внешнего давления. Обычно если давление увеличивается, то молекулы вещества утрамбовываются плотнее — следовательно, плотность больше. А рост температуры, как правило, приводит к увеличению расстояний между молекулами вещества — плотность понижается.
Ниже представлены значения плотностей для разных веществ. В дальнейшем это поможет при решении задач.
Источник