Сценарий ученого совета на соискание ученой степени "Кандидат студенческих наук"
В аудитории за длинным столом сидят члены Ученого Совета по защите кандидатских диссертаций. На столе поставлена в нескольких местах минеральная вода и стакан. Перед каждым членом Ученого Совета лежат по два белых листа формата А-4 и ручка. Ученый Совет открывает председатель Ученого Совета – академик.
Председатель Ученого Совета (член-корреспондент Академии Наук): Уважаемые господа ученые – члены Ученого Совета химического факультатива (называется наименование учебного заведения). Количественный состав Совета по защите диссертации на ученую степень кандидат ученических (студенческих) наук – 23 человека. Из них – 1 член-корреспондент Академии Ученических Наук, 7 докторов наук – из них 4 профессора, и 15 кандидатов наук – из них 2 профессора и 3 доцента.
Сегодня на нашем Совете присутствует 19 человек. Какое будет предложение поповоду начала Ученого Совета?
Голос из зала: По какой причине отсутствуют?
Председатель: Поступило 2 звонка – по уважительной причине, а двое по всей вероятности опаздывают.
Голоса из зала: Начать!
Председатель: Итак, поступило одно предложение «Начать». Прошу голосовать: кто «ЗА»?
(Все поднимают руки, кроме одной).
Против – нет. Воздержавшиеся – нет. Людмила Андреевна! Вы не определились. Как понять Вашу позицию: Вы воздержались или против?
Людмила Андреевна: Нет-нет! Я «за»! (кокетливо) Просто задумалась – извините!
Председатель: Господа! Прошу быть предельно внимательными. Вы сегодня решаете судьбу человека, являетесь свидетелями рождения нового ученого. Не будьте безразличными.
(После непродолжительной паузы)
А теперь слово предоставляется Ученому Секретарю Совета по защите кандидатских диссертаций Юлии Борисовне для представления диссертанта.
Председатель Ученого Совета садится. Ученый секретарь с открытой красной папкой в руках представляет диссертанта.
Ученый секретарь: Сизова Виктория Павловна. 19___ года рождения. Над проблемой получения продуктов органического синтеза, что является темой диссертации, соискатель работает уже 4 года. Работа рассматривалась на предварительной защите и Ученый Совет допустил работу к основной защите на открытом уроке химии. Работа защищается впервые. Прошу, госпожа Сизова (приглашает диссертанта на защиту. Сизова выходит на просцениум для представления своей диссертации.)
Сизова: Тема диссертационной работы «Исследование направляющего действия заместителей 1 и П рода на вновь вводимые радикалы в ароматическое кольцо».
Широки потенциальные области использования бензола, его гомологов и продуктов, полученных на их основе, в производстве пластификаторов, новых синтетических материалов, применяемых в быту и технике, в фармации, а также в различных областях народного хозяйства.
Бензол и его гомологи используют для получения нитробензола, хлорбензола, красителей лекарственных веществ, ядохимикатов, высокомолекулярных веществ. До сегодняшнего дня нам – студентам (учащимся) не представлялось возможным представить синтез новых ароматических продуктов. Однако, после изучения раздела «Ароматические углеводороды» стало возможным на базе теоретического обоснования представить получение широкого спектра продуктов органического синтеза, содержащего бензольное кольцо.
Таким образом, изучение раздела органической химии «Арены» приобретает все большую актуальность.
Целью настоящей работы является комплексное изучение раздела «Ароматические углеводороды», включающее:
а) объяснение свойств ароматических углеводородов на основе их строения;
б) объяснение взаимного влияния атомов в молекулах аренов;
в) сравнение состава, строения и свойств углеводородов ароматического характера, установление причинно-следственных связей, используемых , в частности, в фармации.
г) раскрытие генетических связей между группами углеводородов, способствующее разъяснению многообразия органических веществ.
Практическая ценность работы заключается в том, что на результатах научных данных и на базе доступных реактивов мы имеем возможность осуществить синтез многих органических соединений с ароматическими свойствами.
По состоянию атомов углерода в бензоле (sp 2 -гибридизация) и его гомологи являются непредельными углеводородами. Общая формула гомологов бензола:
- Изучили строение аренов и его гомологов;
- Раскрыли пути и некоторые механизмы реакции в соединениях, содержащих бензольное кольцо.
- Объяснили взаимное влияние атомов в молекулах ароматических углеводородов
- Раскрыли генетическую связь между группами углеводородов, а также классами органических соединений.
Ученый секретарь: Господа ученые. Ну вот, мы сейчас послушали диссертанта. Прошу задавать вопросы.
Первый вопрос: В своем докладе Вы подчеркнули широту потенциальных областей использования ароматических углеводородов и его гомологов. Хотелось бы услышать конкретные области применения в фармации и медицинской промышленности.
Диссертант: Бензол и его гомологи такие как толуол, ксилолы находят широкое применение в производстве промежуточных продуктов: для получения нитросоединений, сульфокислот и галогенпроизводных, в качестве растворителя для проведения различных реакций. Кроме того, многие гормональные препараты, такие как бутамид, цикламид, эстрогены, а также психотропные препараты содержат в своем составе ароматическое кольцо.
Второй вопрос: Из Вашего доклада мне не совсем понятно, как бензол и его гомологи, являясь по составу непредельными углеводородами, не проявляют непредельный характер в типических реакциях.
Диссертант: Этот вопрос лучше всего освещается с позиции современной теории о гибридизации орбиталей атома углерода. Атомы углерода в бензоле находятся в состоянии sp 2 -гибридизации. Каждый атом углерода образует три -связи (две- с атомами углерода и одну- с атомом водорода). Все -связи располагаются в одной плоскости. Каждый атом углерода имеет р-электрон, который не участвует в гибридизации. Негибридизированные р-электронные облака атомов углерода находятся в плоскости, перпендикулярной плоскости сигма связей. Каждое р-облако перекрывается с двумя соседними р-облаками и в результате образуется единая сопряженная пи-система, все связи между атомами углерода имеют одинаковую длину – 0,140 нанометра.
Таким образом, в молекуле бензола нет простых и двойных связей. Все связи между атомами углерода в бензоле равноценны, чем и обусловлены характерные свойства бензольного
кольца. Угол между связями у каждого атома углерода равен 120. Молекула представляет собой правильный плоский шестиугольник.
Третий вопрос: В Ваших таблицах приводятся свойства бензола. Вы исследовали их? Или Вы просто считаете их классикой науки и при этом приводите данные других исследователей?
Диссертант: Мы, действительно, исследовали свойства бензола. И все представленные здесь реакции соответствуют научным основам химии углеводородов.
Четвертый вопрос: А какими же свойствами обладают гомологи бензола. Например, кумол – изопропилбензол – можно рассматривать как производное бензола и как производное пропана, Бензол взаимодействует с хлором, и пропан взаимодействует с хлором. Как же кумол будет взаимодействовать с хлором?
Диссертант: В зависимости от условий проведения реакции может быть хлором атаковано бензольное кольцо в положение орто- и пара- относительно втор-пропильного радикала. Это в присутствии катализатора хлорида железа (Ш), а в присутствии квантов по радикально-цепному механизму реакции галогеном будет атакован вторичный атом углерода во втор-пропильном радикале.
Пятый вопрос: Уважаемый диссертант. Вы говорите о направляющем действии заместителей первого рода в орто- и пара- положения. Моя лаборатория занимается проблемами получения галогенпроизводных ароматических соединений. Вместо толуола мы берем три-фторфенилметан. Это соединение подобно толуолу, только вместо радикала CH3 стоит радикал CF3, который также является заместителем первого рода. Однако, при нитровании трифторфенилметана у нас выход мета-изомера составляет 100%.
Вы без пяти минут уже специалист по разделу «Ароматические углеводороды». И мне, конечно, было бы интересно Ваше мнение: можем ли мы получить орто- или пара-изомеры трифторфенилметана.
Диссертант: Спасибо Вам за интересный вопрос. Все дело в том, что фтор как сильно электроотрицательный атом оттягивает к себе электронную плотность бензольного кольца и при этом активируется положение мета. По этой причине вы получаете 100%-ный выход метаизомера. Я полагаю, выход орто- и пара- изомеров невозможен.
Председатель: Вопросы ещё есть?
Из зала: Нет вопросов.
Председатель: Вопросов нет. Я думаю наш соискатель Виктория Павловна Сизова со знанием дела ответила на все вопросы. Для ознакомления с отзывами, поступившими из различных организаций, слово представляется Ученому Секретарю.
Ученый секретарь: Поступило три отзыва из различных институтов. Я думаю, – для экономии времени положительную характеристику читать не надо, а сразу зачитаю замечания. Вы не против?
Из зала: Нет.
Ученый секретарь:
1. Отзыв из института тонкой органической химии. Отзыв положительный. Замечаний нет. Отзыв написал профессор кафедры каталитических процессов Викторов С.Н.
2. Отзыв из Московского химико-технологического института имени Менделеева. Замечание: «В работе не показано комплексное исследование механизма реакции и не выявлены тормозящие реакцию факторы». Отзыв профессора кафедры гетероциклических мономеров Королева В.К.
3. Отзыв ведущей организации – института органической химии. Замечание: «Язык диссертации локаничен настолько, что не убедительно изложено доказательство механизма реакции».
Во всех отзывах указывается: «Несмотря на указанные замечания, диссертант Сизова Виктория Павловна заслуживает присвоения ученой степени кандидат студенческих наук.
(Обращается к соискателю).
Пожалуйста, ответьте на все замечания.
Сизова: В первом отзыве института тонкой органической химии замечаний нет. Относительно замечания во втором отзыве – мы не ставили своей задачей вопрос выяснения тормозящих факторов реакции. Третий отзыв – отзыв ведущей организации института органической химии. Язык диссертации действительно локаничен. Но в диссертации мы просто не стали писать уже известные аксиомы.
Ученыйсекретарь: Слово предосталяется оппонентам. Первый оппонент – доктор химических наук, профессор Лебедева Мария Степановна. Второй оппонент – кандидат химических наук Федорова Елизаветта Ивановна. Она по уважительной причине не пришла на защиту диссертации, но прислала положительный отзыв на работу. Резюме – «диссертант Сизова Виктория Павловна заслуживает присвоения ученой степени кандидат студенческих наук».
Слово представляется Первому оппоненту доктору химических наук, профессору Лебедевой Марие Степановне.
Лебедева: Уважаемые дамы и господа! Мы сейчас послушали очень интересную работу. Для экономии времени я читать весь отзыв не буду. Хочу сказать несколько слов пока о диссертанте – о Викуле, как я ее ласково называю. Всего несколько месяцев мы знакомы с Сизовой и за этот период рецензирования ее работы я узнала ее как высокоэрудированного специалиста не только в области химии, но и в области всех пересекающихся с химией наук. Это великой души человек. Но все это личное. Теперь относительно работы. Тема является несомненно актуальной. Мы ежедневно слушаем и читаем средства массовой информации, откуда мы узнаем о террористических актах, проведенных то здесь, то там. И нам всегда сообщают, что сила взрывной волны достигала стольким-то баллам в тротиловом эквиваленте. А что такое тротил? Это как-раз то, о чем в своем докладе говорила нам Виктория Павловна – это 2,4,6-тринитротолуол. Кроме того, в настоящее время известно несколько миллионов органических соединений, тогда как неорганических – менее миллиона. Такое количество органических соединений удается получить благодаря и таким реакциям, которые представляет нам сегодня диссертант. Все это дает нам основание присудить Сизовой Виктории Павловне звание кандидат студенческих наук. Да простит меня Ученый Совет, но если бы даже наш соискатель плохо приподнес свою работу, все равно по ее изложенному в диссертации материалу уже получают и будут получать различные органические соединения. И уже это дает нам основание присудить ей звание кандидата студенческих наук.
К работе у меня было несколько замечаний, с которыми Виктория Павловна согласилась и исправила. В исправленном виде эта работа перед Вами и к ней никаких замечаний у меня нет. Еще раз повторюсь, диссертант Сизова Виктория Павловна заслуживает присуждения ей ученой степени кандидата студенческих наук, и прошу Вас голосовать за это.
Ученый секретарь: Ну что, господа? Послушаем руководителя темы – доктора химических наук профессора Свиридова Виктора Степановича.
Свиридов: Уважаемые дамы и господа! Во-первых – несколько слов о диссертанте. Сизова Виктория Павловна на протяжении всего периода учебы в нашем научном храме знаний показала себя грамотным исследователем. Грамотно и четко ставит перед собой задачу и решает их совершенно в короткие сроки, не откладывая их в долгий ящик. Обладает хорошим качеством – кропотливостью и ненасыщаемостью познания нового. Кому не известно, что во всех научных и особенно в женских производственных коллективах между работниками бывают всякие дрязги? Однако, Сизова за все время учебы и работы в нашем учебном заведении ни в какие конфликты ни с кем не вступала. Это человек морально устойчивый и, главное, порядочный.
Теперь относительно работы. Эта работа, действительно, очень хорошая. Она уже получила научную и промышленную реализацию, что является очень редким случаем, чтобы работа реализовалась раньше ее защиты. Что касается вопроса об исследовании свойств бензола, мы решили здесь не останавливать свое внимание на нем, поскольку мы не могли бы дать результатов исследования гомологов бензола без знаний свойств самого бензола. Но, тем не менее, Сизова ответила на Ваш вопрос.
В дополнение к ее ответу скажу, что в руководимой мною лаборатории ароматических углеводородов все работники принимают участие во всех разрабатываемых у нас темах. Так, Сизова, например, исследовала механизм электрофильного замещения в реакциях галогенирования бензола, а также его нитрования, сульфирования, алкилирования и ацилирования (реакция Фриделя – Крафтса). В общем, механизм электрофильного замещения в ароматическом ряду можно представить следующим образом.
В результате атаки электрофильного катиона образуется слабый донорно-акцепторный -комплекс, в котором донором является -электронная система ароматического кольца, а акцептором является электрофильный реагент. Образовавшийся -комплекс перегруппировывается в резонансно стабилизированный -комплекс (аренониевый, а в случае бензола – бензенониевый ион). В -комплексе атом углерода, атакованный электрофильной частицей, находится в sp 3 -гибридизированном состоянии.
Из -комплекса отщепляется протон с реароматизацией системы и образованием продукта замещения атома водорода бензольного кольца на электрофильный реагент.
Реакции электрофильного замещения в ароматическом ряду – двухстадийный процесс, в котором стадией, определяющей, то есть лимитирующей, скорость реакции, является образование -комплекса.
Частные случаи реакций представлены на таблицах. Как сказала оппонент Лебедева Мария Степановна, действительно, как бы мы ни придирались к каждой строчке работы, тема диссертации уже работает в научно-производственном пространстве. Поэтому диссертант Сизова Виктория Павловна несомненно заслуживает присуждения ей ученой степени кандидата студенческих наук.
Председатель: У кого есть вопросы к руководителю темы?
Вопрос: Уважаемая Виктор Степанович! Во-первых, я рада с Вами познакомиться. Ваша монограмма по теории резонанса является моей настольной книгой. Вот и сейчас Вы говорили о резонансно-стабилизированном -комплексе. Не смогли бы Вы вкратце изложить суть этой теории на очень простом примере?
Свиридова: Принципиально важный момент в теории резонанса является таковым: «Энергия реальной молекулы меньше, чем энергия любой из отдельных резонансных структур». Например, углекислый газ CO2 в соответствии с теорией резонанса можно изобразить в виде пяти резонансных структур. Однако, наиболее устойчивой является структура О=С=О. Вот так можно на самом простом примере объяснить теорию резонанса.
Председатель: Какие еще вопросы к руководителю темы? Вопросов нет. Нам необходимо избрать счетную комиссию. Какие будут предложения по составу?
Вопрос: Сколько человек?
Председатель: Три человека.
Предложения: (Называются три фамилии).
Председатель: Кто за то, чтобы в счетную комиссию избрать (называются фамилии). Единогласно. Уважаемые члены счетной комиссии. Приступайте к исполнению обязанностей. Для остальных перерыв 3 минуты.
Через три минуты:
– Итак, сегодня на заседании Ученого Совета:
Присутствует – 19 человек.
Голосовали – 19 человек.
За – 19 человек.
Против – нет.
Воздержавшиеся – нет.
– Поздравляю диссертанта с защитой. Все документы в короткий срок будут направлены в Высшую Аттестационную Комиссию.
Источник
Ученый совет университета
3.22. Ученый совет Университета является коллегиальным органом, осуществляющим общее руководство Университетом.
Количество членов ученого совета Университета определяется конференцией работников и обучающихся Университета.
В состав ученого совета Университета по должности входит Ректор, президент Университета, проректоры, а также по решению ученого совета Университета – деканы факультетов. Другие члены этого совета избираются конференцией работников и обучающихся Университета путем тайного голосования. Число избираемых членов ученого совета Университета устанавливается конференцией работников и обучающихся Университета.
Список кандидатов в состав избираемой части ученого совета Университета, выносимый на рассмотрение конференции работников и обучающихся Университета. При этом нормы представительства в ученом совете Университета от структурных подразделений и обучающихся определяются этим советом.
Представители структурных подразделений и обучающихся считаются избранными в ученый совет Университета или отозванными из него, если за них проголосовало более 50 процентов делегатов конференции работников и обучающихся Университета при условии участия в работе конференции работников и обучающихся Университета не менее двух третьих списочного состава делегатов конференции работников и обучающихся Университета.
Председателем ученого совета Университета является Ректор.
Состав ученого совета Университета объявляется приказом Ректора по решению конференции работников и обучающихся Университета.
3.23. Срок полномочий ученого совета Университета составляет 5 лет. Досрочные перевыборы членов ученого совета Университета проводятся по требованию не менее половины его членов, выраженному в письменной форме.
Член ученого совета Университета в случае его увольнения (отчисления) из университета автоматически выбывает из состава этого совета. Избрание нового члена ученого совета Университета осуществляется в установленном порядке и объявляется приказом Ректора Университета.
Ученый совет Университета формирует планы своей работы с учетом предложений органов управления и структурных подразделений Университета.
Заседания ученого совета Университета проводятся не реже чем 1 раз в 3 месяца, кроме летнего периода.
Решение ученого совета Университета считается принятым, если за него проголосовало большинство его членов, присутствующих на заседании, при явке не менее 50 процентов списочного состава этого совета, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и настоящим уставом.
Порядок организации работы ученого совета Университета, проведения его заседаний и принятия решений определяется регламентом работы ученого совета Университета.
3.24. Из числа членов ученого совета Университета приказом Ректора на срок полномочий этого совета назначается секретарь Университета, который организует подготовку заседаний ученого совета Университета, контролирует реализацию его решений и координирует взаимодействие ученого совета и структурных подразделений Университета в соответствии с полномочиями ученого совета Университета.
3.25. К компетенции ученого совета Университета относятся:
1) Принятие решения о созыве конференции работников и обучающихся Университета, а также по иным вопросам, связанным с ее проведением;
2) Определение основных перспективных направлений развития Университета, включая его образовательную и научную деятельность;
3) Нормативное регулирование основных вопросов организации образовательной деятельности, в том числе, установление правил приема обучающихся, режима занятий обучающихся, форм, периодичности и порядка текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядка и оснований перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядка оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между Университетом и обучающимися;
4) Принятие образовательных стандартов, устанавливаемых Университетом самостоятельно;
5) Рассмотрение плана финансово-хозяйственной деятельности и программы развития Университета;
6) Заслушивание ежегодных отчетов Ректора Университета;
7) Рассмотрение и принятие решений по вопросам образовательной, научно-исследовательской, информационно-аналитической и финансово-хозяйственной деятельности, а также по вопросам международного сотрудничества Университета;
8) Утверждение тематического плана научных исследований, выполняемых Университетом в соответствии с государственным заданием;
9) Утверждение планов работы ученого совета Университета;
10) Рассмотрение кандидатур на присвоение ученого звания;
11) Принятие решения о создании, реорганизации и ликвидации структурных подразделений Университета, осуществляющих образовательную и научную (научно-исследовательскую) деятельность, за исключением филиалов Университета, о создании, реорганизации и ликвидации в Университете научными организациями и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) и (или) научно-техническую деятельность лабораторий, о создании, реорганизации и ликвидации в научных организациях и иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, о создании, реорганизации и ликвидации на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся;
12) Утверждение положений о филиалах, образовательных (научно-образовательных) и научно-исследовательских подразделениях, о кафедрах и иных структурных подразделениях, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, создаваемых на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, о кафедрах, осуществляющих образовательную деятельность, создаваемых в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность;
13) Рассмотрение отчетов руководителей структурных подразделений Университета;
14) Принятие решения о создании попечительского совета и международного совета Университета;
15) Утверждение образцов документов об образовании, и (или) о квалификации, которые самостоятельно устанавливаются Университетом;
16) Утверждение нормативов учебной нагрузки;
17) Конкурсный отбор лиц, претендующих на занятие должностей научно-педагогических работников;
18) Представление работников Университета к присвоению ученых званий;
19) Рассмотрение вопросов о представлении работников Университета к награждению государственными наградами Российской Федерации и присвоении им почетных званий;
20) Присуждение почетных званий Университета на основании положений, утверждаемых ученым советом Университета;
21) Принятие ежегодных правил приема в Университет на обучение по основным образовательным программам, реализуемым в Университете;
22) Утверждение положений, регулирующих вопросы стипендиального обеспечения обучающихся Университета;
23) Выдвижение студентов и аспирантов на стипендии Президента Российской Федерации, специальные государственные стипендии Правительства Российской Федерации и именные стипендии;
24) Принятие решений по другим вопросам, отнесенным к компетенции ученого совета Университета, в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим уставом и локальными нормативными актами Университета.
3.26. По вопросам, отнесенным к его компетенции, ученый совет вправе принимать локальные нормативные акты Университета в порядке, установленном настоящим уставом.
3.27. Процедура принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции ученого совета Университета и не урегулированным законодательством Российской Федерации и настоящим уставом, определяется ученым советом Университета самостоятельно.
3.28. По решению ученого совета Университета из числа его членов может создаваться президиум ученого совета Университета. Порядок создания президиума и порядок его работы, количественный и персональный состав определяются ученым советом Университета. Ученый совет Университета вправе делегировать осуществление своих полномочий президиуму ученого совета Университета в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
3.29. Ученым советом Университета могут создаваться по отдельным вопросам деятельности университета постоянные и временные комиссии с определением их функций и состава.
Текст Устава Университета представлен на портале Университета в разделе "Устав".
Источник
Заседания Учёного совета МАИ
РЕГЛАМЕНТ ПОДАЧИ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ ВОПРОСОВ НА УЧЁНОМ СОВЕТЕ МАИ
Для инициирования процедуры включения вопроса в повестку заседания Учёного совета МАИ руководитель подразделения подает в отдел Учёного и диссертационных советов (304 ГАК) не позднее, чем за 5 рабочих дней до дня заседания:
1. Служебную записку на имя ректора МАИ с просьбой включить вопрос в соответствующий раздел повестки заседания.
В служебной записке указывается:
- дата заседания Учёного совета,
- содержание вопроса,
- докладчик по вопросу.
2. Проект выписки из протокола заседания Учёного совета с визой руководителя подразделения, выносящего вопрос на Учёный совет.
При этом электронная версия документа высылается на электронную почту отдела Учёного и диссертационных советов uch_sovet@mai.ru.
3. Презентацию или отдельный слайд, на котором размещена основная информация о вопросе. Этот слайд будет продемонстрирован во время выступления докладчика на заседании Учёного совета.
Информация по вопросу, представленная на слайде, может быть представлена в виде таблиц, тезисов, рисунков и др. Информация должна быть наглядной!
Презентация (слайд) также высылается на электронную почту отдела Учёного и диссертационных советов uch_sovet@mai.ru.
4. В случае, если выносится вопрос об утверждении проекта документа, соответствующий файл в электронном виде должен быть также представлен для его размещения на странице Учёного совета МАИ также не позднее, чем за 5 рабочих дней до заседания Учёного совета.
Повестка утверждается председателем Ученого совета за 4 рабочих дня до дня заседания. После утверждения повестки вопросы для рассмотрения на ближайшем заседании Учёного совета не принимаются.
Источник
17 вопросов министру образования и науки
В пятницу 5 июня министр образования и науки В.Н. Фальков провел «прямую линию» , отвечая на различные вопросы. Мы, разумеется, приветствуем этот шаг навстречу академическому сообществу со стороны министерства. Однако, к большому сожалению, были полностью обойдены все по-настоящему острые и важные проблемы, которые имеются в современной высшей школе.
Не секрет, что высшая школа в России находится в глубочайшем кризисе, в российских вузах чудовищные проблемы, едва ли не большие, чем в 1990-е годы. И тренд на ухудшение качества образования, на уничтожение научных школ продолжает сохраняться, какие бы бравурные отчеты ни писали чиновники различных уровней, в том числе и ректоры.
Кризис высшей школы, в котором, разумеется, нет вины действующего министра, привел всю систему высшего образования на грань гораздо более глубокой пропасти, чем это было 30 лет назад. Дальнейшее падение качества высшего образования неизбежно, если кардинально не изменятся условия работы преподавателей. Отсюда — наши вопросы министру.
- Какие меры планируется предпринять для исправления нетерпимого положения: аудиторная нагрузка ППС в РФ (до 800-900 часов в год) в 3-5 раз превышает показатели в зарубежных университетах?
- Преподаватели вынуждены выполнять массу неоплачиваемой работы: проверка работ студентов, прием зачетов, прием пересдач, регулярные ответы студентам по электронной почте. Исключена из «контактной» работа по руководству курсовыми, рецензированию работ и консультированию студентов. На прием устного экзамена в некоторых вузах официально отводится 4,5 минуты на студента. Когда министерство выполнит пункт 6.3 «Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018-2020 годы» и разработает примерные нормы времени по различным видам деятельности профессорско-преподавательского состава в рамках 900 часов учебной нагрузки?
- Приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 из оплачиваемой контактной работы преподавателей исключены аттестационные испытания промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся, как это было в приказе от 19 декабря 2013 года № 1367. Фактически это означает сокращение зарплаты всех ППС, поскольку такая аттестация остается «контактной работой», от которой ППС не могут отказаться. Когда этот приказ будет отменен?
- Согласно ст. 333 ТК РФ порядок определения учебной нагрузки ППС, оговариваемой в трудовом договоре, определяются министерством. В приказе от 22.12.2014 № 1601 учебная нагрузка преподавателей удивительным образом приравнивается к «контактной работе обучающихся», за разъяснениями по видам учебной деятельности преподаватели отсылаются в пункт 54 приказа от 19.12.2013 № 1397, который отменен в 2017 году. Когда министерство планирует корректно определить виды учебной деятельности ППС, которые подлежат нормированию и оплате?
- В зарубежных вузах аналог рабочей программы дисциплины (РПД) занимает не более трех страниц, а у нас это десятки страниц. Студенты эту документацию не читают, преподавателям она не нужна, университеты ей не пользуются. Для кого же составляется эта бессмысленная макулатура?
- Губительна для высшей школы практика заключения годичных контрактов с преподавателями, имеющими степени, проработавшими на должностях десятки лет и многократно прошедшими конкурсы. Когда министерство определит рекомендации для вузов по заключению с ППС стандартных по ТК РФ бессрочных трудовых договоров?
- Какие меры министерство планирует применить к вузам, в которых доля окладной части в зарплате ППС составляет менее 70% в среднем? Не следует ли разработать рекомендации по установлению окладов доцентов на уровне 140% от средней по региону зарплаты? Планируется ли обеспечить студентов, аспирантов и стажеров стипендиями по крайней мере не меньшими, чем минимальный размер оплаты труда в регионе?
- Планирует ли Министерство образования и науки добиваться выполнения Министерством труда пункта 1е указа президента РФ от 07.05.2012 № 597 и разработки базовых окладов по профессиональным квалификационным группам? Когда будет выполнено распоряжение правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы», а именно пункт 19 приложения 2 о разработке сетки базовых окладов?
- Как показывает практика, совместители выполняют ту же работу и часто в том же объеме, что и штатные преподаватели. Как вы относитесь к тому, что во многих университетах количество штатных преподавателей и научных работников составляет менее трети от штата? Считает ли Минобр оправданной оплату совместителей по сниженной вдвое и более ставке за тот же труд и со сниженными по сравнению со штатными преподавателями надбавками, а также уменьшение надбавок за эффективность (публикации и пр.) пропорционально доле ставки (для штатных и совместителей одинаково)? Считаете ли вы приемлемым, что в некоторых университетах ко всему прочему административные работники составляют половину и более от всех сотрудников?
- Чтобы лишить профессорско-преподавательский состав закрепленного в законодательстве права выбирать руководителей структурных подразделений, факультеты и кафедры подменяются различными сомнительными административными «конструкциями»: школами, департаментами, институтами и т.д. Когда в вузы будут возвращены самоуправление и демократия? Когда вернут выборность ректоров, деканов, заведующих кафедрами? Если, как утверждается, ликвидация всего этого повышает качество образования, то объясните, чем именно?
- Доля ученых-экспертов в ученых советах российских университетов, даже в позиционирующих себя передовыми, крайне мала. Например, в МФТИ из 55 членов ученого совета докторов наук менее 50%, а некоторые вообще не имеют ученой степени. Аналогичная ситуация и во многих других вузах. Считает ли министерство подобную ситуацию нормальной?
- В большинстве вузов в состав делегатов конференции работников по выборам ректора, принятию коллективного договора, выборам ученого совета и т.д. по должности, без выборов входят различные административные работники, проректоры, члены ученого совета. По сути, ученые советы и ректоры сами себя регулярно переизбирают, если такие выборы вообще проходят. Вы считаете это приемлемым? И если это способствует повышению качества образования, то как именно?
- Изменения в уставах университетов с 2013 года проводятся учредителями в одностороннем порядке. Готово ли министерство при утверждении и изменении уставов закреплять право коллективов работающих и обучающихся на выборы ректора?
- Планирует ли министерство реализовать постановление правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583 и закрепить предельное отношение окладов руководителей подведомственных вузов не более, чем в четыре раза превышающие средний уровень заработной платы работников?
- Почему качество основной работы преподавателя – обучения студентов – не является решающим фактором при определении стимулирующих выплат и при прохождении конкурса преподавателем? Почему экспертная оценка качества образования, которую дают коллеги, заменена на странный набор наукометрических показателей: положение во всевозможных рейтингах, импакт-фактор, FWCI и количество публикаций?
- Планируется ли увеличение штата сотрудников университетов и соответствующее увеличение госзадания? Как министерство оценивает влияние на учебный процесс требование о соотношении числа студентов и преподавателей 12:1, которое уже неоднократно приводило к сокращениям в университетах?
- Когда Министерство образования и науки начнет диалог с независимыми организациями студентов, работников академических институтов и преподавателей, в частности, с профсоюзом “Университетская солидарность”?
Сопредседатели профсоюза «Университетская солидарность»
Арутюнов А.А.
Кудюкин П.М.
Тиллес В.Ф.
Источник
Ученый совет
Ученый Совет МИВМ является основой научной и учебной деятельности МИВМ. В его составе 1 Академик РАМН, 18 докторов медицинских наук, 4 кандидата медицинских наук, 1 кандидат биологических наук. Многонациональный состав Ученого Совета представлен деятелями медицинской науки России, Казахстана, США, Украины, Германии, Узбекистана, Армении.
Главной целью Ученого Совета является повышение качества дополнительного образования в Институте, по разным направлениям восстановительной медицины. Ученый Совет призван совершенствовать научную и педагогическую деятельность Института, расширять связи с научной общественностью России и зарубежья.
Организация деятельности ученого совета
Состав Совета Института формируется из научных работников и высококвалифицированных специалистов в области восстановительной медицины, реабилитации, нетрадиционной медицины и других медицинских специальностей, внесших существенный вклад в развитие данных направлений.
Создание и ликвидация Совета, определение его персонального состава осуществляется приказами Ректора Института. Председатель Совета избирается из членов Совета. Заместителем председателя Совета и Ученым секретарем Совета назначаются приказом Ректора Института директор НИЦ Института и научный сотрудник НИЦ Института; Исключение из состава Совета Института может осуществляться по личной просьбе его члена.
Ученый Секретарь Совета Института имеет право вести рабочую переписку, связанную с формированием персонального состава Совета Института и с организацией его заседаний.
Ученый Секретарь Совета приглашает членов Совета на очередное заседание не позднее чем за неделю до его проведения, контролирует своевременность подготовки запланированных докладов, сообщений, необходимого иллюстративного материала и проекта решения, обеспечивает возможность заблаговременного ознакомления с ними членов Совета, организует подготовку помещения для заседания и учет прибывших на заседание членов Совета, ведет протокол заседания, доводит решения Совета до ответственных исполнителей и контролирует их исполнение, информирует Ректорат Института о работе Совета.
Заседания Совета проводятся по мере необходимости, дистанционно (в режиме онлайн) или очно, но не реже 2-х раз в год. Заседания проводит Председатель Совета, а в его отсутствие — его Заместитель.
Заседания Совета считаются правомочными при участии в них не менее двух третей членов Совета, непосредственное физическое присутствие членов Совета на заседании не обязательно, члены Совета могут высказать свою точку зрения по повестке дня через электронные средства связи (телефонная или интернет связь), заранее ознакомившись с повесткой заседания через Ученого секретаря Совета. Решение Совета принимается открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета или посредством электронных средств связи. Если для принятия конкретного решения по заданным процедурным условиям установлен иной порядок принятия решения, то он выполняется Советом (тайное голосование при выдвижении работы на премию и т.п.).
На основании решений Совета вопросы выносятся на рассмотрение Ректората Института, издаются приказы ректора или распоряжения проректора.
Решения Совета принимаются отдельно по каждому вопросу повестки дня. Проект решения готовит и вносит на рассмотрение Совета докладчик предложенного к рассмотрению вопроса. Тексты докладов и проекты решений передаются в одном экземпляре Ученому секретарю Совета для редакционного оформления.
Протоколы заседаний Совета, копии его решений и выписки из протоколов оформляет Ученый секретарь Совета за своей подписью.
Решения Совета носят рекомендательный характер, принимаются на его заседаниях простым большинством голосов при участии в голосовании более половины членов и обязательном присутствии Председателя или Заместителя Совета. При равном числе голосов председатель Совета (или заменяющий его Заместитель председателя) обладает правом решающего голоса.
Особое мнение члена Совета, не высказанное публично на заседании или через электронные средства связи, а сообщенное позднее, в протокол не вносится и не учитывается при принятии решений.
Для участия в заседаниях Совета могут приглашаться специалисты и эксперты по конкретным вопросам, которые принимают участие в дискуссии, пользуясь правом совещательного голоса, но при принятии решения в голосовании не участвуют.
План работы Совета и отчет о его работе за год являются составными частями плана и отчета о работе НИЦ Института соответственно.
Документация Совета за текущий и два предшествующих ему года хранится у Ученого секретаря Совета. По истечении трех лет рабочая документация Совета за соответствующий год подложит сдаче в архив Института.
Источник