Развитие инфраструктуры современного города: социальные и экономические аспекты
Изучение инфраструктуры современных городов. Разновидности инфраструктуры. Выявление социальных и экономических проблем, влияющие на комфортность проживания в городской среде. Определены возможные пути решения благоустройства городов.
Понятие «инфраструктура» достаточно обширное. К инфраструктуре относится объединение структур, организаций и предприятий, деятельность которых носит определенный ориентир. Они направлены на создание условий для качественной работы производства, а также нормальной жизнедеятельности людей. По сути, инфраструктура – это некий комплекс отраслей, направленный на удовлетворение потребности населения. Существуют вариации инфраструктуры: социальная; транспортная; инженерная; финансовая; информационная; военная; рыночная; инновационная.
На сегодняшний день все отрасли испытывают трудности и проблемы, требующие кардинальных перемен.
Социальная инфраструктура — объединение отраслей и предприятий, ответственных за хорошую жизнедеятельность населения. Это строительство жилья, готовое жилье, социальные и культурные объекты, сфера ЖКХ, здравоохранения, образования; сфера услуг, отдыха, учреждения спорта; общественный транспорт и другое. Примерно с середины 20 –го века в странах с развитой экономикой резко увеличился процесс развития данной инфраструктуры.
Социальную инфраструктуру делят на 2 части: социально-бытовую и социально-культурную. Социально-бытовая инфраструктура нацелена на создание условий для жизнедеятельности человека и удовлетворения его потребностей. Социально-культурная инфраструктура способствует развитию духовных, интеллектуальных свойств.
Например, в России нехватка дошкольных учреждений привела к тому, что в очереди на получение места в детском саду состоят 1,5 миллиона граждан. Также было прикрыто порядка 2900 детских лагерей. Недоступной стала первичная медицинская помощь во многих населенных пунктах, а особенно в сельской местности и другое.
Транспортная инфраструктура — объединение отраслей и предприятий, обеспечивающие выполнение и обслуживание перевозки, а также перемещение людей и товаров.
Роль транспорта очень велика. От развития транспортной сферы зависит экономическое благосостояние страны в целом. Ведь она считается важной базовой отраслью.
По результатам всемирного банка, объем недофинансирования ремонта и содержания дорожной отрасли в России составляет 1,2% ВВП в год. В рейтинге Россия находится на 48 месте в мире по показателю общедоступности и качества транспортной инфраструктуры. По качеству железнодорожной инфраструктуры занимает 33-е место в мире, по качеству автодорожной 111-е место. По качеству инфраструктуры воздушных и водных портов – 87-е и 82-е места соответственно.
Инженерная инфраструктура — объединение сооружений и коммуникаций, используемых в процессе газо-, тепло-, электро-, водоснабжения, водоотведения и вентиляции. Инженерная инфраструктура имеет комплекс предприятий по выработке инженерной продукции. Главное назначение данной отрасли состоит в снабжении на определенной территории водой, энергией, топливом, в создании теплового режима в зданиях и условий для проживания.
Финансовая инфраструктура — объединение отраслей и подвидов деятельности, обеспечивающих производство и хозяйство в целом.
Информационная инфраструктура — комплекс специальных структур, обеспечивающих работу и динамичный рост информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия. В наше время управлять любой деятельностью нельзя без анализа огромного объема информации и ее обработки с помощью новых технологий. Также развитие глобальных сетей – большой шаг вперед.
Военная инфраструктура — комплексы стационарных объектов и отдельных сооружений, являющихся основанием для расположения вооруженных сил, ведения военных действий и обеспечения боевой и оперативной подготовки войск.
Рыночная инфраструктура — комплекс учреждений и организаций, обеспечивающих вольный оборот товаров и услуг на рынке.
Инфраструктура рынка выполняет следующие функции:
- обеспечение процесса купли-продажи;
- распределение потока товара;
- создание конъюнктуры рынка;
- повышение продуктивности работы рынка.
Инновационная инфраструктура — объединение субъектов инновационной деятельности, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и другое обслуживание инновационной деятельности.
Сегодня комфортность проживания, благоустройство городов является актуальной проблемой. Перед нами стоит цель сделать среду обитания наиболее благоприятной и комфортной. Комфортность проживания понимается как система оценок качества жизни населения, которая базируется на основе удовлетворения потребностей человека. Степень комфортности проживания населения является важным показателем конечного эффекта воздействия на людей факторов окружающей среды. В больших городах живет почти 50% населения всей нашей страны, поэтому вопрос формирования среды в этих городах является наиболее важным.
В населённых пунктах обостряются негативные последствия с ростом урбанизации. Под урбанизацией понимают рост городов, увеличение доли населения, повышение роли городов во всех сторонах жизни общества, а также распространение городского образа жизни на сельскую местность и степень хозяйственного освоения.
Города делятся на малые, средние, крупные и крупнейшие в зависимости от количества населения:
- до 50 тысяч жителей — малые города и поселки городского типа;
- от 50 до 100 тысяч жителей — средние города;
- от 100 до 1000 тысяч жителей — крупные города;
- более 1 миллиона жителей — крупнейшие города;
Перемещение людей из малых городов вызвано поиском работы и плохими условиями жизни населения в сельской местности. Ведь, уровень безработицы в крупных городах ниже на 30-40%, чем в малых городах.
В сельской местности фактически отсутствует благоустройство. Крупные города стали местом сосредоточения потоков людей, сырья, информации. Основными факторами современного города является человек и природная среда. Взаимодействие этих двух элементов и создает городскую среду. В сущности, городская среда формируется на стыке двух основных условий:
- положительных — способствующих прогрессу в городах и развитию личности;
- ограниченных — состояние природных компонентов, жизненно важных для жизнедеятельности.
Геосистема и экосистема – составные городской среды. Экосистема исследует проблемы взаимоотношения человека со средой обитания и его жизнеобеспечения. Именно человек является главной силой, меняющей природную среду и создающей обновленное качество данной среды. Город — это природно-техногенный объект, функционирование которого определяется взаимодействием природных условий и хозяйственной нагрузки [1].
Территории современного города включают следующие функциональные зоны: жилую; промышленную; коммунально-складскую; зону внешнего транспорта; пригородную зону; прочие земли в городской черте.
Комфортная городская среда обитания – это пространство в определенных административных границах и всей застройки этого пространства зданиями и сооружениями, наполнив его предметами, которые позволяют удовлетворить индивидуальные и социальные потребности населения, что в результате приведет к повышению качества жизни горожан [2]. Для создания такой среды помимо власти, экономики, социума, необходимо эффективное действие таких сфер как архитектура, искусство, наука и дизайн. «Качество городской среды в итоге определяется способностью городов, с одной стороны, быть фокусами творческих сил общества, реализовывать, концентрировать в себе творческий потенциал и, с другой — создать необходимые условия для приобщения каждой личности к различным формам жизни города» [3].
Комфортность проживания в современном городе складывается из следующих показателей:
- Природная среда: геологическое строение и рельеф; микроклимат; ландшафт; почвенный покров;
- Экологическая среда: уровень загрязнения почв; уровень загрязнения воздуха; уровень загрязнения воды;
- Социальная среда: плотность и структура численности населения; обеспеченность объектами сферы услуг; обеспеченность транспортом;
- Уровень благоустройства городской среды: уровень элементов благоустройства; транспортная инфраструктура; озеленение.
С древних времен люди заселялись в местах, где доступно ведение хозяйственной деятельности. Наличие рек, болот, мерзлоты, степень сейсмичности, увеличивают или уменьшают затраты на создание комфортных условий для населения. Здоровье населения, быт и отдых напрямую зависит от природных условий.
Плотность населения зависит от рельефа местности и природной зоны. В каждой зоне сложились относительно однородные условия для ведения разного вида хозяйственной деятельности. С точки зрения экологической и социальной среды комфортность проживания населения создается при воздействии природных, а также социально-экономических условий. Население выступает основным потребителем комфортности.
Рекомендации по управлению социально-экономическим развитием города:
- сохранить стабильность городского населения;
- повысить уровень комфортности города населения путем улучшения экологии, качества дорог, увеличение рекреационных зон;
- увеличение количества рабочих мест;
- поддержка малого и большого бизнеса;
- работа органов городской власти с гражданами города;
- информирование граждан о мероприятиях по благоустройству города.
Развитие инфраструктуры решает такие вопросы, как создание комфортных и благоприятных условий жизни горожан. Сейчас большое значение имеет внешний облик города, дизайн ландшафта. Ведь, постройка жилья осуществляется на основе коммерческого спроса, не учитывая природную и экологическую обстановку, по принципу сужения существующей жилой застройки, в основном это территории с крупными автодорогами и зонами с высоким уровнем развития транспортной и социальной инфраструктурой. Город имеет благоприятные в природном и экологическом отношении площади, но они заняты ветхим и аварийным жильем и слабо обеспечены социальной инфраструктурой, что снижает коммерческую привлекательность данной территории и препятствует ее развитию. Трудности воссоздания чистых городов и защита памятников исторического и культурного наследия народа остаются актуальными в настоящее время. Градостроительство неразрывно связано с благоустройством городов. Условия труда и отдыха населения зависит от уровня благоустройства. Благоустройство и озеленение – это система, которая соединяет в себе комплекс подпрограмм и идей, направленных на организацию и рост эстетичности городской среды.
Из-за большой изношенности и неправильной эксплуатации большинства объектов и возникают проблемы развития инфраструктуры. Автодороги и дворы нуждаются в срочном ремонте. Садов, газонов, парков становятся всё меньше и меньше. Много рек, пляжей замусорены. Качество воды и экологическое состояние почвы ухудшается.
К примеру, первое место по рейтингу самых экологически грязных городов России занимает Норильск, находящийся в Красноярском крае. Количество выбросов в атмосферу Норильска составляет 1959,5 тысяч тонн в год. Большой вклад в загрязнении города вносит предприятие «Норильский никель».
Качество жилищно-коммунального обслуживания также влияет на комфортность проживания в городе. Ресурсоснабжающие организации должны были направлены на стабильную работу систем тепло-, водо- и электроснабжения, сокращение объёмов потерь теплоносителя, а также своевременно проводить текущие и капитальные ремонты зданий и сетей.
К экономическим трудностям относят излишний монополизм, отсутствие конкурентов.
Стоит отметить, что существуют финансовые препятствия, которые связанны с дефицитом бюджета на содержание и развитие этой сферы, кредитные средства по причине большой инфляции и нестабильности нет возможности использовать.
Мероприятиями по улучшению городской среды:
- устранение негативных факторов, ухудшающих окружающую среду,
- улучшение порядка в дворовых фасадах зданий;
- освещение территорий, зданий, сооружений;
- озеленение территории общего пользования: парки культуры и отдыха,
сады жилых кварталов и групп домов, скверы, бульвары, набережные;
- архитектурно — планировочные решения;
- реконструкция;
- улучшение внешнего облика города и дизайна;
- размещение рекламы;
- улучшение качества дорог;
- приоритетное развитие общественного транспорта;
- повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг;
- доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения;
Зеленые насаждения, парковые зоны имеют огромное культурно-бытовое значение, играют большую роль для здоровья населения как средство воздействия на микроклимат города или района, и являются органической частью архитектурного решения города. Необходимо проводить работы по озеленению территории, вывозу и переработке мусора, строительство новых полигонов для твердо-бытовых отходов, увеличению количества и качества уличного освещения. Культура также имеет большое значение для создания благоприятной среды обитания. Чистота, опрятность, комфорт и уважение к месту проживания — вот основные составляющие той культуры, которой часто не хватает современному городу.
В сущности, население интересует ценность территории, которая определяется основными параметрами:
- набор материальных благ (человек может приобрести при определенном доходе). Главными финансовыми показателями будут уровень доходов и расходов. Они определяются средней зарплатой и средней стоимостью основных товаров и услуг для населения. Первоначально, города конкурируют в области стоимости жизни. Для населения важны также доступность медицинских, транспортных, образовательных, юридических, развлекательных и других видов услуг, и их качество;
- набор нематериальных благ (человек может получить профессиональные услуги. Для населения также важны: исторические традиции, атмосфера города, исторические традиции, культура;
- уникальность (местоположение города, ландшафт, особенность архитектуры, экология).
- адаптация — приспособленность к быстрым изменениям меняющихся требований потребителя.
Города имеют сегодня много очень глобальных проблем. Это проблемы демографии, экологии, транспорта; проблемы социальные. Выявив эти проблемы, люди смогут решать их, предупреждая тем самым их катастрофические последствия для всего человечества в целом.
С первого взгляда, города – это огромное преимущество. Они являются местами сосредоточения культуры, искусств, науки и образования. Но другой стороны, города – это и недостаток: так как в больших городах плохая экология, которая, в свою очередь, плохо сказывается на здоровье окружающих людей. По статистике самые комфортные для проживания города, это: Санкт-Петербург, Тюмень, Казань, Пенза, Оренбург, Ярославль, Кемерово, Воронеж, Томск, Набережные Челны.
Подводя итоги можно сказать, что для развития инфраструктуры необходимо:
- воспитание культуры быта и почтительность к месту проживания;
- совершенствование общественного транспорта;
- проводить мероприятия по улучшению экологической обстановки;
- внедрять новые архитектурные решения для благоустройства города;
- повышение качества ЖКХ;
В заключении хотелось бы сказать, что надо любить свой город, уважать и беречь его. Чтобы не оказаться в хвосте мирового сообщества необходимо значительно увеличить инвестиции во все секторы инфраструктуры от коммунального хозяйства до современных транспортных систем и энергетики.
Источник
Особенности развития социальной инфраструктуры
Алиева, Гоззал. Особенности развития социальной инфраструктуры / Гоззал Алиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 220-221. — URL: https://moluch.ru/archive/242/56016/ (дата обращения: 10.07.2021).
В статье рассматриваются закономерности и принципы, лежащие в основе развития и размещения социальной инфраструктуры; систематизированы факторы, определяющие формирование, использование и развитие социальной инфраструктуры на государственном и региональном уровнях в условиях рыночных отношений.
Ключевые слова: анализ, трансформация, образование, фактор, трудовые ресурсы, человеческий потенциал.
Социально-экономическое развитие на современном этапе характеризуется определенной разработкой методологических подходов к исследованию социальной инфраструктуры. Развитие методологии позволяет определить ряд связей и последствий, вытекающих из них, и предупредить некоторые негативные процессы.
Необходимо сделать акцент на том, что методология не дает ответа на решение конкретных вопросов, а только формирует систему понятий и представлений о действительности. Проведение исследований, касающихся вопросов развития социальной инфраструктуры, безусловно, требует разнообразных приемов и методов экономического анализа. Процесс исследования социальной инфраструктуры условно можно разделить на четыре этапа.
На первом этапе исследования нужно ознакомиться с состоянием исследуемой проблемы, определить объект и предмет исследования, связан в первую очередь с ознакомлением с понятийным аппаратом и анализом методических подходов. Установить роль и значение социальной инфраструктуры в период трансформации экономики страны; рассмотреть основные связи между различными видами инфраструктуры (производственной, рыночной и др.), влияющих на развитие и размещение ее основных объектов.
Сформировать требования современного общества к уровню развития и качества и количества услуг социальной инфраструктурой страны. Следующей составляющей этого этапа должен стать выбор подходов (с какой позиции будет рассматриваться объект), направлений и методов исследования.
Второй этап состоит из проведения анализа уровня развития социальной инфраструктуры и исследование влияния различных факторов на ее развитие и размещение.
Основой второго этапа является анализ современного состояния социальной инфраструктуры, определение основных тенденций в развитии образования, культуры и т. д.; установление спектра проблем, препятствующих развитию социальной инфраструктуры как на государственном, так и на региональных уровнях; характеристика сфер социальной инфраструктуры и распределение регионов по уровням обеспеченности ее объектами.
Третий этап заключается в выявлении тенденций развития социальной инфраструктуры и направлений совершенствования ее развития и размещения; анализа основных принципов государственного регулирования развития и механизма совершенствования территориальной организации социальной инфраструктуры.
Четвертый этап базируется на определении перспектив развития социальной инфраструктуры и разработке прогнозов, на основе которых разрабатываются социально-экономические программы.
В условиях рыночных преобразований перед наукой и экономикой государства стоят задачи поиска конкретных путей и средств повышения эффективности общественного производства, разработки вариантов экономического развития, позволяющие с как наименьшими затратами добиться эффективного решения социально-экономических задач.
Повышение эффективности промышленного производства — не единственная цель развития отраслей социальной инфраструктуры, при этом решаются и важные задачи. Так, планируя развитие социальной инфраструктуры, должно стремиться оптимального сочетания интересов производства и работников с точки зрения обеспечения последних услугами социальной инфраструктуры.
Действие отраслей социальной инфраструктуры на эффективность промышленного производства осуществляется совершенствованием процесса воспроизводства трудовых ресурсов по таким направлениям, как снижение потерь совокупного рабочего времени и повышение производительности труда.
Важной сферой социальной инфраструктуры является транспортное обслуживание населения. В настоящее время развитие и совершенствование транспортного обслуживания населения становится важнейшим социально-экономической проблемой, от решения которой зависит как уровень жизни работников, так и связанная с ним эффективность производства и качество работы.
Вместе с рассмотренными отраслями социальной инфраструктуры, эффективное функционирование которых предполагает действие со стороны производства, существует и ряд других. Например, важной составной частью социальной инфраструктуры является бытовое обслуживание на производстве.
Немалые резервы повышения эффективности производства содержит такая отрасль как физическая культура и спорт.
Повышение качества жизнедеятельности населения является насущной необходимостью, обусловленной необходимостью консолидации общества, объединения усилий всех его слоев для реализации целей социального развития с ориентацией на достижение высоких социальных стандартов и нормативов.
Опыт развитых стран мира показывает, что прогрессивные трансформационные преобразования и активная государственная социальная политика должны характеризоваться высоким уровнем целевой направленности. Реальный социальный успех достигается только при условии соответствия поставленных целей и задач интересам широких слоев населения. Эти процессы являются действенными катализаторами социального развития и укрепления демократических институтов, развития общества и успешной реализации стратегических задач долгосрочного социально-экономического развития.
Поступательное и динамичное развитие страны должен ориентироваться на социализацию экономической системы с полным учетом потребностей, интересов населения, его стимулов к производительной трудовой деятельности с целью реализации собственного профессионально квалификационного потенциала, всестороннего развития, получения достойного вознаграждения за результаты труда.
Источник
Глава 1. Теоретические положения и подходы к выявлению содержания и особенностей формирования социальной инфраструктуры
Социальная инфраструктура государства имеет важное значение на всех уровнях управления: федеральном, региональном, муниципальном. Это обусловлено тем, что объекты социальной инфраструктуры являются базой, обеспечивающей жизнедеятельность людей, направленной на удовлетворение их потребностей.
Роль и значение социальной сферы трудно переоценить при анализе достижений того или иного региона. Ослабление внимания к проблемам образования, здравоохранения, культуры по принципу обратной связи сказывается на экономике. Уровень развития общества в целом определяется, исходя из основного типа хозяйства и установившейся иерархии ценностей и интересов, присущих населению.
Уровень развития муниципальных образований определяется качеством существующей социальной инфраструктуры, и чем выше качество предоставляемых социальных услуг, тем выше уровень экономического развития регионов.
Социальная сфера относится к сложным системам, поэтому важно четко выделять субъекты и объекты, входящие в социальную сферу. При анализе необходимо установить взаимосвязи объекта управления с другими сферами общественного производства, структурировать сам объект управления и рассмотреть его элементы во взаимосвязи. Для лучшего понимания данного вопроса, определим понятие «социальная сфера».
На сегодняшний день нет четко определенной и закрепленной трактовки категории «социальная сфера», в литературе и официальных документах существуют различные определения данного понятия. Часто под социальной сферой понимают совокупность учреждений и систем непроизводственного характера, занимающихся здравоохранением, образованием, культурой и т.д.
Социальная инфраструктура – комплекс объектов и предприятий, которые обеспечивают функциональную жизнедеятельность населения, формирование интеллектуально развитого индивида.
Одним из направлений государственного управления является политика в социальной сфере и сфере предоставления социальных услуг. Данная сфера является довольно широкой и охватывает образование, здравоохранение, культуру, спорт, жилищно-коммунальные системы и т.д., все отрасли, направленные на обслуживание и удовлетворение социальных потребностей людей. Туда входит социальное обеспечение населения, занятость населения, социальное партнерство, социальное страхование, пенсионная система, и др.
В зависимости от того, насколько широко и в каких целях рассматривается социальная сфера, к числу ее направлений может относиться сфера демографии и семьи (меры поддержки семьи, детства, материнства и отцовства), экология и окружающая среда, миграция, санаторно-реабилитационная сфера, потребительские услуги, туризм и отдых и др. [1]
Другими словами, социальная сфера охватывает все отрасли, необходимые для поддержания определенного качества жизни населения государства. Социальная инфраструктура является частью социальной сферы, которая направлена на производство социальных услуг, обладающих высокой значимостью в таких отраслях как здравоохранение, образование, физкультура и спорт, культура и искусство. Эта взаимосвязь различных типов институтов схематично представлена на рис. 1.1
Рис. 1.1 Институциональные механизмы удовлетворения потребностей
Многие определения используют перечисления объектов, учреждений, организаций, составляющих социальную инфраструктуру, однако этот список всегда остается не полным.
В других источниках к социальной сфере относят совокупность услуг, оказываемых в области здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения, образования, культуры и искусства [2] .
Рассматривая социальную сферу с точки зрения структурного подхода, в ее составе можно выделить:
— социальные услуги, которые она производит;
— механизмы и нормативную базу, регулирующие социальное поведение населения.
При этом социальная инфраструктура, как основной элемент социальной сферы, рассматривается как устойчивая совокупность материально вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекса потребностей человека и общества.
К социальной инфраструктуре в частности относятся:
— все сферы связанные с жильем, а именно строительство, сферу жилищно-коммунального обслуживания;
— объекты и предприятия социально-культурного назначения, организации, работающие в системе образования, здравоохранения и дошкольного воспитания;
— предприятия и организации, работающие в сфере организации отдыха и досуга;
— предприятия розничной торговли, а также организации занимающиеся спортивно-оздоровительной деятельностью, работающие в сфере общественного питания, сфере услуг;
— компании, занимающиеся пассажирскими перевозками и оказывающие услуги связи для населения;
— система учреждений, оказывающих услуги правовой и финансово-кредитной сферы (юридические консультации, нотариальные конторы, банки) и др.
Для того чтобы определить входит ли рассматриваемый элемент в социальную инфраструктуру, предлагается такое определение: «Социальная инфраструктура представляет собой систему взаимодействия социальных (личности, группы, сообщества социальных субъектов) и бизнес-субъектов по поводу вовлечения специфичных объектов материально-вещественной среды и ресурсов производства товаров и услуг в формирование человеческого капитала и его расширенное производство, повышение качества жизни населения» [3] .
Существует несколько подходов к внутреннему строению социальной инфраструктуры:
▪ Интеллектуально – культурная и общественно – политическая деятельность (наука, средства массовой информации, образование, искусство, наука, общественные организации, культура, ассоциации, объединения, общества);
▪ Сохранение и восстановление здоровья (физическая культура, спорт, туристическая индустрия, здравоохранение, социальное обеспечение, совершенствование окружающей среды);
▪ Бытовое и коммунальное обслуживание (торговля, пассажирский транспорт, общественное питание, бытовое спецобслуживание, связь по обслуживанию граждан).
Но главная функция социальной инфраструктуры – это всестороннее развития человека, путем улучшения культурны, духовных и бытовых потребностей. Отрасли инфраструктуры и их развитие ставят перед собой основные задачи, направленные на улучшение жизни, повышение благосостояния, формирование здорового и активного поколения.
Прежде всего, нужно устранить жилищную проблему: расселение коммунальных помещений, предоставление улучшенного жилья людям, которые нуждаются в этом; повышение становления социальной инфраструктуры; создать культурную сферу для полноценной жизнедеятельности человека; повышать профессиональный уровень населения для увеличения роста товаров и услуг; создать экологически чистую среду, для проживания и работы; гарантировать социальную защищенность граждан всех категорий; предоставление различных товаров и услуг, чтобы полностью удовлетворить потребности населения.
Таким образом, развитие и эффективное функционирование объектов социальной инфраструктуры, может рассматриваться как существенное условие повышения качества жизни населения страны и региона.
Источник
Вопросы формирования социальной инфраструктуры
Библиографическая ссылка на статью:
Косарева А.В. Развитие социальной инфраструктуры как фактор регионального развития // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5126 (дата обращения: 24.06.2021).
Роль и значение социальной сферы трудно переоценить при анализе достижений того или иного региона. Ослабление внимания к проблемам образования, здравоохранения, культуры по принципу обратной связи сказывается на экономике. Уровень развития общества в целом определяется, исходя из основного типа хозяйства и установившейся иерархии ценностей и интересов, присущих населению.
Социальная сфера относится к сложным экономическим системам, поэтому важно четко выделять субъекты и объекты, входящие в социальную сферу. При анализе необходимо установить взаимосвязи объекта управления с другими сферами общественного производства, структурировать сам объект управления и рассмотреть его элементы во взаимосвязи. Для лучшего понимания данного вопроса, определим понятие «социальная сфера».
На сегодняшний день нет четко определенной и закрепленной трактовки категории «социальная сфера», в литературе и официальных документах существуют различные определения данного понятия. Часто под социальной сферой понимают совокупность учреждений и систем непроизводственного характера, занимающихся здравоохранением, образованием, культурой и т.д.
В других источниках к социальной сфере относят совокупность услуг, оказываемых в области здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения, образования, культуры и искусства [1].
Рассматривая социальную сферу с точки зрения структурного подхода, в ее составе можно выделить:
— социальные услуги, которые она производит;
— механизмы и нормативную базу, регулирующие социальное поведение населения.
При этом социальная инфраструктура, как основной элемент социальной сферы, рассматривается как устойчивая совокупность материально вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекса потребностей человека и общества.
К социальной инфраструктуре в частности относятся:
— все сферы связанные с жильем, а именно строительство, сферу жилищно-коммунального обслуживания;
— объекты и предприятия социально-культурного назначения, организации, работающие в системе образования, здравоохранения и дошкольного воспитания;
— предприятия и организации, работающие в сфере организации отдыха и досуга;
— предприятия розничной торговли, а также организации занимающиеся спортивно-оздоровительной деятельностью, работающие в сфере общественного питания, сфере услуг;
— компании, занимающиеся пассажирскими перевозками и оказывающие услуги связи для населения;
— система учреждений, оказывающих услуги правовой и финансово-кредитной сферы (юридические консультации, нотариальные конторы, банки) и др.
Таким образом, развитие и эффективное функционирование объектов социальной инфраструктуры, может рассматриваться как существенное условие повышения качества жизни населения страны и региона.
На рис. 1 представлены данные по вводу в действия объектов сферы образования в РФ за последние 20 лет.
Рисунок 1 – Ввод в действие учреждений образования в Российской Федерации
Как показано на рис. 1, в России за последние 10 лет ежегодно создавалось не более 100 тыс. ученических мест, что с одной стороны соответствует демографической ситуации в стране, но при этом свидетельствует об устаревании таких объектов.
Развитие социальной инфраструктуры учитывает основные задачи социальной политики, направленной на улучшение качества и увеличение продолжительности жизни населения, повышение уровня его благосостояния, формирование и воспроизводство здорового, творчески активного поколения.
Некоторые показатели социальной и экономической инфраструктуры учитываются при расчете рейтинга развития регионов, составленного ведущими отечественными специалистами в области регионолистики, с частности обеспеченность населения объектами социальной инфраструктуры рассчитывается на основе трех показателей:
— количество спортивных площадок и залов на 1000 человек населения.
— количество детских садов и школ на 1000 человек населения.
— количество студентов, обучающихся в государственных ВУЗах на 1000 человек населения [2].
Также можно обозначить основные факторы, учет которых является обязательным условием развития социальной инфраструктуры:
— национальные и региональные приоритеты социальной политики, определяющие возможности бюджетного финансирования, использование форм государственно-частного партнерства [3, 4, с. 4];
— демографическая ситуация в стране и регионе, в частности одной из существенных проблем является тенденция демографического старения населения, проявляющаяся в увеличении численности пожилого населения на фоне сокращения числа молодежи [5, с. 118; 6];
— нормативы обеспеченности населения социальной инфраструктурой, определяемые на региональном уровне;
— потребности населения и степень их удовлетворенности качеством и доступностью социальных услуг;
— логистику размещения отдельных предприятий, сооружений и транспортных систем [7, с. 92; 8, с. 112; 9, с. 4; 10, с.112].
Рассмотрим состояние и направления развития социальной инфраструктуры Челябинска. Челябинск является административным центром Челябинской области. В социальную инфраструктуру города входят:
— муниципальная образовательная сеть, включающая 525 образовательных учреждений, данные по количеству которых представлены на рис. 2.
— 56 лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинские услуги населению г.Челябинска;
— 1724 спортивных сооружения, в том числе 14 стадионов, 330 спортивных залов и более 600 спортивных плоскостных сооружений по месту жительства. Количество людей, занимающихся физической культурой, спортом и туризмом в г. Челябинске достигло почти 350 тыс. чел., 160 тыс. чел из разных возрастных категорий постоянно занимаются в спортивных секциях.
— учреждения культуры, к которым относятся театры, концертные организации, музеи, библиотеки, а также учебные заведения Министерства культуры и т.д. В целом уровень развития культурной жизни Челябинска можно оценивать как достаточно высокий. Так, например, Челябинск является театральным городом. Можно выделить следующие театры города:
— Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М. С. Глинки,
— Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова,
— Челябинский государственный молодёжный театр (Челябинский государственный театр юных зрителей),
— Челябинский государственный театр кукол имени В. Вольховского,
— Челябинский государственный драматический «Камерный театр»,
— Челябинский муниципальный театр «Манекен»,
— театр-студия «У паровоза»,
— «Новый Художественный Театр» [11].
Рисунок 2 – Количество организаций в муниципальной образовательной системе Челябинска
Динамика годовой численности зрителей театров в Челябинской области приведена на рис. 3.
Рисунок 3 – Динамика годовой численности зрителей театров в Челябинской области
(по данным Росстата)
На примере данных рис. 3 можно сделать вывод, что при анализе развитости социальной среды недостаточно оценивать только количество объектов. Важными в этом случае являются характеристики востребованности и доступности услуг населению, динамика краткосрочного и долгосрочного спроса, на которые в свою очередь оказывают влияние такие характеристики как:
— пропускная способность объектов социальной сферы;
— месторасположение объектов социальной сферы;
— ассортимент социальных услуг;
— качество предоставляемых услуг и их соответствие запросам всех групп потребителей.
В рамках совершенствования существующей социально среды власти Челябинской области включили в стратегические планы развития области до 2020 года цели в социальной сфере, к которым в частности относятся:
— увеличение средней продолжительности жизни населения Челябинской области до 75 лет;
— сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума;
— рост реальных денежных доходов и реальной заработной платы населения не менее чем в 4–5 раз;
— увеличение ежегодных объемов строительства жилья до 3,6 – 4,0 млн. кв. метров (1,04 – 1,20 кв. метров на душу населения);
— увеличение обеспеченности жильем с 21 кв. метра в 2006 году до 30 кв. метров в 2020 году на одного человека [12].
В целом можно отметить, что социальная инфраструктура является индикатором развития региона [13, с. 11], определяя его потенциал к проведению адекватной социальной политики и реализации социальных услуг населению. В сложившихся экономических условиях можно обозначить, актуальность не только формирования социальной инфраструктуры, но поддержки состояния и реконструкции имеющихся объектов, вопросы кадрового обеспечения, но и разработки и реализации, актуальных для населения социальных услуг в необходимом количестве и качестве, их доступности и соответствия запросам потребителей.
- Янин А.Н. Социальная сфера в экономике Тюменской области // [Электронный ресурс]. URL: http://www.zakon72.info/noframe/nic?d&nd=466201249&prevDoc=466201243 (дата обращения: 19.05.2014)
- URL: http://www.5-tv.ru/rating/method.html#OtherRait (дата обращения: 19.05.2014)
- Намечены приоритеты социальной политики России на 2014 год // [Электронный ресурс]. http://www.garant.ru/news/528779/#ixzz2xkborljm (дата обращения: 19.05.2014)
- Окольнишникова И.Ю., Куватов В.Г. Внедрение механизмов государственно-частного партнерства как фактор развития регионального бизнеса и экономик регионов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2009. № 21 (154). С. 4-10.
- Асташова Ю.В., Демченко А.И. Демографические детерминанты развития геронтомаркетинга в России и Германии: сравнительный анализ // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2013. Т. 7. № 4 . С. 118-125.
- Асташова Ю.В., Демченко А.И. Предпосылки и тенденции развития геронтомаркетинга в России // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 4 . С. 75.
- Конькова Е.Д., Кузменко Ю.Г. Логистическая оценка эффективности размещения предприятий общественного питания на территории крупнейшего города // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2009. № 8 (141). С. 90-95.
- Кузменко Ю.Г., Федорова Д.И. Вопросы размещения предприятий розничной торговли с позиции логистики // Торгово-экономические проблемы регионального бизнес пространства. 2012. № 1. С. 112-113.
- Демченко А.И. Проектирование крупномасштабных транспортных сетей в условиях неопределенности исходной информации // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук / Челябинск, 1993
- Кузменко Ю.Г., Грейз Г.М., Калентеев С.В. Транспортно-логистическая система как субъект социально-экономического развития региона // Известия Уральского государственного экономического университета. 2013. Т. 46. № 2. С. 111-118.
- Официальный сайт Министерства культуры Челябинской области // [Электронный ресурс]. URL: http://www.culture-chel.ru/htmlpages/Show/overview/regpublic/oblastgos (дата обращения: 19.05.2014)
- Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 25.10.2007 N 890 (ред. от 27.09.2012) “О принятии Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года” (вместе со “Стратегией социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года”) // [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW169;n=83781 (дата обращения: 19.05.2014)
- Артемова О.В., Логачева Н.М. Оценка уровня развития инфраструктуры в сфере образования (на примере Челябинской области) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2011. № 21 (238). С. 11-14.
Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
© 2021. Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий».
Источник
Вопросы формирования социальной инфраструктуры
Диверсификация экономики, ее переориентация на несырьевые сектора предполагает неизбежное развитие инфраструктуры, в том числе и социальной. Однако в условиях ограниченности ресурсов регионам следует определить такое направление развития, которое, с одной стороны, позволит обеспечить эффективное реструктурирование, нацеленное на совершенствование различных сфер экономики при минимизации экологических рисков, а с другой – повысить качество жизни населения путем совершенствования условий деятельности человека в соответствующих областях жизни. В этой связи актуальным становится поиск концепции обоснования приоритетов территориального развития, способной реализовать указанные условия. Представляется, что ей может стать концепция конкурентоустойчивости региона, предложенная В.В. Печаткиным [8]. Цель исследования заключается в раскрытии сущности социальной инфраструктуры с позиции обеспечения конкурентоустойчивости территории.
Сущность социальной инфраструктуры в рамках концепции конкурентоустойчивости территории
Концепция конкурентоустойчивости территории предполагает ее исследование в двух аспектах: текущая и стратегическая. Текущая конкурентоустойчивость предполагает увеличение качественных и количественных показателей эффективности и результативности различных, в том числе и социальной, подсистем территории с сохранением тех конкурентных позиций, которые имеются к настоящему времени. Стратегическая конкурентоустойчивость – сохранение конкурентных позиций «за счет повышения эффективности и результативности использования имеющегося потенциала, с сохранением возможностей для развития будущих поколений» [8, с. 334]. Поскольку в рамках концепции результативность управленческой деятельности определяется приростом показателей, характеризующих качество жизни населения, развитие социальной инфраструктуры можно считать одним из элементов обеспечения конкурентоустойчивости территории: социальная инфраструктура призвана обеспечить благоприятные условия жизни населения, наиболее полно удовлетворить его потребности в разнообразных услугах. Исследование подходов к раскрытию сущности социальной инфраструктуры (СИ) позволило выделить и структурно охарактеризовать две группы: традиционные и новейшие (рисунок).
Подходы к раскрытию сущности социальной инфраструктуры
Традиционный подход включает отраслевое, территориальное, воспроизводственный направления. В рамках традиционных отраслевой подход предполагает исследование конкретных объектов социальной инфраструктуры с выделением особенностей их функционирования и реализуемых функций. Территориальный подход заключается в изучении экономического и правового положения объектов социальной инфраструктуры в зависимости от их принадлежности федеральному, региональному либо местному уровням.
Одной из первых работ, посвященной социальной инфраструктуре, стала работа Ж.Т. Тощенко «Социальная инфраструктура: сущность и пути развития». Автор представляет социальную инфраструктуру как совокупность общих, особых и специфических условий, которые обеспечивают рациональность организации жизни людей, среди прочего, на определенной территории [1]. По мнению Ж.Т. Тощенко, основу социальной инфраструктуры составляют материально-вещественные элементы, обеспечивающие условия деятельности человека в соответствующих областях жизни. Территориальную принадлежность услуг, предоставляемых объектами социальной сферы, подтверждает И.С. Лисин, говоря о том, что социальная инфраструктура в этом смысле выступает как специфическое региональное явление [5].
Воспроизводственный подход заключается в изучении социальной инфраструктуры как условия для воспроизводства человека, удовлетворения его потребностей в надлежащих условиях жизни. Функции социальной инфраструктуры тесно связаны с целями экономического и социального развития общества, к наиболее важным из которых относятся:
1) сохранение и улучшение здоровья населения;
2) обеспечение оптимальных жилищных и бытовых условий жизни населения;
3) эффективное использование трудовых ресурсов;
4) рациональное использование свободного времени населения [9].
Воспроизводственный подход воспринимается как базовый подход при изучении сущности социальной инфраструктуры в рамках концепции конкурентоустойчивости территории: воспроизводство человеческого капитала осуществляется в процессе удовлетворения социальных и духовных потребностей человека посредством осуществления социальных услуг в сферах здравоохранения, образования, культуры, науки и прочего. Социальная инфраструктура является основой формирования человеческого капитала, а инвестиции в человеческий капитал можно рассматривать не только с точки зрения вложения финансовых средств, но и с позиции накопления запасов и способностей в результате определенных процессов, развивающих человеческий капитал (укрепление здоровья, образования, повышения квалификации и прочего) [4]. Таким образом, можно сказать, что эффективное воспроизводство человеческого капитала в основном обеспечивают предприятия социальной инфраструктуры.
В развитие воспроизводственного подхода, по мнению Н.М. Логачевой, классификацию объектов социальной инфраструктуры следует осуществлять по типу удовлетворяемых потребностей:
1) инфраструктура обеспечения потребностей сохранения и развития личности (человеческих ресурсов региона) – это здравоохранение, физкультура и спорт, дошкольное и внешкольное воспитание, а также образование;
2) инфраструктура организации сферы обитания (бытовой сферы) – это ЖКХ, розничная торговля, бытовое обслуживание и общественное питание;
3) инфраструктура обеспечения потребностей коммуникации – это информационные коммуникации, связь, пассажирский транспорт [6].
В обоснование данной классификации приводится тезис о том, что финансирование социальной политики до сих пор осуществляется по остаточному принципу, а успешность решения социальных проблем и развитие объектов социальной инфраструктуры ставится в зависимость от экономического роста, а не от реальной потребности. Кроме того, при подготовке различных программ развития территорий, задачи социального развития ставятся без четкого представления о влиянии состояния и качества социальной среды и инфраструктуры на социально-экономическое развитие страны.
В рамках концепции конкурентоустойчивости территории, базирующейся на положении о способности экономики территории обеспечивать устойчиво высокий уровень ее конкурентоспособности при сохранении максимально высокого современного качества жизни и при условии минимизации угроз для будущих поколений удовлетворять свои потребности, социальная инфраструктура в рамках воспроизводственного подхода становится ключевым инструментом реализации указанных условий. В современных условиях социальная инфраструктура приобретает не «массовый», а точечный (адресный) характер, в связи с чем обозначилось несколько новых подходов к раскрытию ее сущности, группа которых названа «новейшие»: гендерный, геронтологический, инвайроментальный предпринимательско-ориентированный, инновационный.
Гендерный и геронтологический подходы уточняют сущность воспроизводственного подхода в части реализации социальных услуг для мужчин и женщин, определенных категорий населения (в частности, пожилого населения). Выделение данной группы обусловлено тем, что в нашей стране инфраструктура для пожилых людей развита слабо, при этом в мире она становится все более востребованной и активно развивается.
В развитие данных подходов Р.Р. Галлямов раскрывает гендерные особенности занятости населения в отдельных сферах экономической деятельности, доступности к объектам социальной инфраструктуры [3].
Следует отметить, что гендерный и геронтологический подходы имеют бурное развитие в мировой практике. Так, например, Мировым банком в 2010 году разработаны и продолжают совершенствоваться подходы по обеспечению гендерного равенства в доступности к объектам социальной инфраструктуры [10].
Инвайроментальный подход заключается в преимущественном выделении тех отраслей социальной сферы, которые ориентированы на реализацию социальных потребностей населения с учетом минимизации вредного воздействия на окружающую среду.
Предпринимательско-ориентированный подход позволяет раскрыть сущность социальной инфраструктуры как объекта получения предпринимательской прибыли, как объекта инвестиционных вложений. Раскрываются те особенности социальной инфраструктуры, которые могут принести полезный экономический эффект.
Инновационный подход предполагает исследование сущности социальной инфраструктуры как объекта аккумуляции современных инновационных социально-ориентированных идей, проектов, решений. Основным здесь является разработка, реализация и распространение социальных инноваций. К инновационному методу следует отнести и подход (условно названный «виртуальный»), заключающийся в раскрытии сущности социальных услуг, оказываемых посредством сети Интернет (например, предоставление дистанционных медицинских консультаций).
Исследуя особенности социальной инфраструктуры на уровне региона, С.Н. Орлов, Н.М. Логачева, авторы приходят к выводу, что в процессе социально-экономического развития происходит эволюционное изменение потребностей населения, сложившихся в регионе условий, поэтому институциональная среда должна меняться, ориентируясь на эти процессы и оказывая положительное влияние на выбор направлений и возможностей развития социальной инфраструктуры субъектов [7]. Причем, по мнению Б.И. Бояринцева, И.И. Бикмухаметова, сегодня ярко выражены следующие тенденции в модернизации структуры социальной сферы:
1) значительные трансформации в структуре собственности объектов социальной сферы, что заключается в делегировании функции собственника широкому кругу хозяйственных субъектов;
2) увеличение и попытки всестороннего привлечения инвестиций в инфраструктуру предпринимательства;
3) формирование механизмов взаимодействия всех участников процесса развития инфраструктуры на принципах партнерства [2].
Выводы
В результате изучения сущности социальной инфраструктуры как научной категории следует сделать вывод о том, что существующие на сегодняшний день определения искомого понятия сводятся к тому, что это некий набор объектов в материально-вещественной форме, позволяющих удовлетворить определенные потребности населения. Различия, специфические особенности проявляются при исследовании объектов социальной инфраструктуры на федеральном (региональном, местном) уровнях; областях и отраслях социально-экономической жизни, а также поставленной проблематике исследования. Однако сущность новейших, современных подходов сводится к персонализации социальной инфраструктуры.
Исследование выполнено в рамках государственного задания ИСЭИ УНЦ РАН по теме «Формирование и реализация стратегических приоритетов территориальных социально-экономических систем в условиях глобальных вызовов» № договора 007-01963-17-00.
Источник