«Айвенго», анализ романа Скотта
Шотландский писатель Вальтер Скотт написал за свою жизнь 28 романов. Из них самый знаменитый – «Айвенго». Роман написан в 1819 г. и стал первым романом писателя об английской истории. До этого Скотт писал колоритные шотландские романы, чем впервые привлёк внимание общественности к своей родной истории и культуре Шотландии.
Роман был издан без подписи и стал известен как новое произведение автора романа «Уэверли»(1814), первого романа писателя. К историческим романам Скотт обратился в 31 год, до этого уже приобретя известность как автор баллад и поэм.
Литературное направление и жанр
Вальтер Скотт считается основоположником исторического романа. Именно у романтика Скотта впервые появляется как литературное явление историзм, который отсутствовал, например, у сентименталистов. Если раньше история мыслилась как рассказы о знаменитых исторических личностях, то Скотт пытается описать в первую очередь судьбу разных вымышленных героев определённой эпохи, сделав фоном жизнь исторических личностей. Так что романы Вальтера Скотта – это романы о том, как народ жил в ту или иную эпоху, как он переживал те или иные исторические события.
Вальтер Скотт, обладающий феноменальной памятью, очень точно передавал исторические реалии и колорит той или иной эпохи или страны. Скотт создавал исторические типы разных социальных слоёв жителей разных эпох с реалистической точностью. Тем не менее, средневековая Англия 12 в. описана Скоттом не совсем верно с точки зрения современных исторических знаний.
А вот чего романтики делать не умели, так это изображать менталитет человека отдалённой эпохи. То есть герои романа мыслят и действуют как современники писателя, а вовсе не как люди 12 века. Кроме того, Скотт впервые связал историческую эпоху своего романа с современностью, находя актуальные проблемы и конфликты. История была фоном для сюжета и решаемых проблем.
Вальтер Скотт создал многократно повторяемую романтиками схему исторического романа: в нём сталкиваются противоборствующие исторические силы. В «Айвенго» это коренные жители Британии саксы и победившие их норманны. Скотт всегда беспристрастно относится к обеим сторонам, изображая и положительных, и отрицательных героев и на стороне прогресса, и на стороне побеждённой. В этом исторический гуманизм Скотта.
Тема и проблематика
Тема романа связана с современностью, как всегда в исторических романах Вальтера Скотта. Он описывает истоки и становление британской наци, соединившей в себе культуру саксов и завоевавших их норманнов. Идея Скотта состоит в том, что эти две враждующие народности, которым сужено соединиться в одну, должны научиться вести диалог и обрести взаимопонимание. Здесь писатель взирает на происходящее, как пророк, знающий будущее.
Проблемы, которые поднимаются в историческом романе 19 в., актуальны и в наши дни, недаром история Айвенго любима многими поколениями молодых людей. Любовь, ненависть, обман, справедливость – всё это необходимо для становления человека, обретающего жизненный опыт сразу из двух источников: из истории о взаимоотношениях вымышленных героев и из истории целого народа. Кроме того, в романе поднимаются проблемы, волнующие Скотта как историка. Одна из них – это проблема традиций в жизни человека или народа. Каждый герой оценивается автором с этой точки зрения. Его поступки во многом зависят от отношения к традициям: открыт ли он новому, имеет ли корни, или совсем лишён их, как странствующий рыцарь – храмовник (тамплиер) Бриан де Буагильбер?
Сюжет и композиция
Роман состоит из 44 глав, в которых последовательно, в хронологическом порядке развиваются исторические события 12 века. Король Ричард 1 (Ричард Львиное Сердце) взят в плен при последнем сражении с норманнским герцогом Вильгельмом и пребывает в плену у герцога Австрийского. Власть достаётся его брату, принцу Джону. Картина мира стремительно меняется: саксонская знать истребляется и лишается своих владений, страдания и бедность народа усиливаются.
На фоне этой исторической действительности развивается романный сюжет с несколькими сюжетными линиями, которые связываются образами Айвенго и Ричарда. Завязка – это гроза, приведшая к замку Седрика Ротервудского (Седрика Сакса), отца Уилфреда Айвенго, сразу нескольких героев. Это рыцарь-храмовник норманн Бриан, только что вернувшийся из Палестины, с попутчиком, монахом-францисканцем, еврей Исаак с дочерью Ревеккой и пилигрим со Святой Земли (переодетый Айвенго).
Из беседы читатель узнаёт, что на турнире в Акре Айвенго победил Бриана, а сейчас Бриан направляется на турнир в Ашли. На турнире никто не решается сразиться с Брианом, но его и всех зачинщиков побеждает рыцарь в шлеме, скрывающем лицо, Лишённый Наследства (это снова Айвенго).
На второй день турнира, в массовом сражении, снова победа на стороне Лишённого Наследства, потому что ему помогает Чёрный Рыцарь (Чёрный Лентяй). Впоследствии читатель узнает, что это сбежавший из плена Ричард Львиное Сердце. Айвенго открывает своё лицо леди Ровене, но, раненый, падает без чувств. В суматохе его увозят Исаак и умеющая врачевать Ревекка.
Седрик, Ровена и Ательстан, именитый сакс, за которого Седрик мечтает выдать Ровену, попадают в плен вместе с Исааком, Ревеккой и раненым Айвенго. Похищение Ревекки организовал Бриан, пригласив для этого рыцаря Мориса де Браси и его наёмников. Пленники оказываются в замке норманнского барона Реджинальда Фрон де Бефа.
Поскольку с девушками не смогли договориться о расположении или браке, а с Исааком о выкупе, все 6 пленников должны быть казнены. Но их спасает шайка благородно разбойника Локсли (легендарного Робин Гуда), к которому присоединяются Чёрный Рыцарь и отшельник, слуги Седрика свинопас Гурт и шут Вамба. Шут Вамба под видом священника проникает в замок и меняется одеждами с Седриком, который убегает и тоже присоединяется к осаждающим замок.
Фрон де Беф был смертельно ранен в сражении с Чёрным Рыцарем, а его давняя пленница Урфрида, дочь благородного друга Седрика, поджигает замок и сама сгорает в его огне.
Чёрный Рыцарь открылся Браси, Бриан убил Ательстана и пленил Ревекку, остальные были спасены. Ревекку обвинили в колдовстве и приговорили к сожжению. Но по традиции она попросила защитника, которым стал Айвенго. Он должен был сражаться с Брианом, который на само деле уже помирился с Ревеккой и хотел её освобождения. Айвенго был очень слаб, но Бриан упал с лошади и умер «жертвой собственных необузданных страстей» при первом прикосновении к нему копья Айвенго. «Свободная и неповинная» Ревека и её отец покинули Англию.
Ближе концу романа происходит ряд признаний. Ричард Английский открывается Локсли, который в ответ признаётся, что он Робин Гуд из Шервудского леса. Потом Ричард признаётся о себе Седрику, который по его просьбе прощает Айвенго. Вскоре Седрик приглашается ко двору Ричарда и даёт скрепя сердце согласие на брак Айвенго и Ровены. Справедливость восторжествовала, коварный принц Джон посрамлён и лишён сторонников, Айвенго служит сюзерену до самой смерти Ричарда.
Счастливый конец усиливается благодаря тому, что благородный Ательстан оказался не убитым, а только оглушенным и пленённым. Он уступил Айвенго Ровену.
Герои романа
Уилфред Айвенго – главный герой романа. Это традиционный романтический герой. Он изгнан отцом и лишён наследства, за то что «дерзнул поднять влюблённые глаза» на леди Ровену, воспитанницу отца.
Айвенго выбирает себе девиз на щите «Лишённый наследства» и изображение вырванного с корнями молодого дуба.
Этот образ в романе наименее жизненный, так как больше других подвержен романтическому схематизму, это идеальный герой. Айвенго смел и отважен, он настоящий патриот и верный слуга своего сюзерена короля Ричарда. Айвенго олицетворяет идею Скотта о необходимом примирении двух народов ради гармоничного будущего страны. Он присягает на верность королю и отправляется в крестовый поход с ним.
Поражает его отношение к женщинам. Он верен избранной им леди Ровене, но не остаётся равнодушным к страданиям Ребекки. Тяжело раненный Айвенго готов защищать её в бою ценою собственной жизни в благодарность за проявленные к нему милости, хотя любит другую.
Айвенго истинный христианин, приобретший в крестовом походе бесценный опыт. Он уважает отца, несмотря на разногласия в политических вопросах. Айвенго не боится жизненных трудностей, считая, что это и есть сама жизнь.
Ровена – девушка благородного происхождения, родственница Седрика, в жилах которой течёт королевская кровь. Седрик мечтает выдать её замуж за Ательстана Конингсбургского — потомка последнего короля саксонской династии, так как считает, что династический брак будет способствовать «скорейшему восстановлению независимости саксов». Но Ровена влюблена в Айвенго. Он избирает Ровену королевой турнира, на котором одерживает победу.
Руки Ровены просит похитивший её норманнский барон де Браси, ищущий своей выгоды, но и ему она отказывает. Она – рыцарский идеал прекрасной дамы.
Евреи Исаак и Ревекка – важнейшие герои романа. Евреи – презираемая часть населения в Англии 12 века. Через отношение к ним проверяются герои. Седрик приютил их в грозу неохотно. Пилигрим (переодетый Айвенго) предостерегает от опасности. Норманнский рыцарь Бриан пытается добиться расположения пленной Ревекки, но остаётся ни с чем.
Исаак умеет быть благодарным. Он помогает пилигриму (Айвенго) раздобыть снаряжение для турнира. Но его дочь не просто умеет быть благодарной, она поступает благородно, по-рыцарски в современном значении этого слова. Ревекка не принимает денег, присланных Айвенго Исааку за доспехи, которые тот помог раздобыть на турнир, Девушка считает, что Исаак должен Айвенго намного больше.
Кроме того, Ревекка врачует раненого Айвенго. Несмотря на симпатию, Айвенго и Ревекка не думают об отношениях, которые невозможны из-за разных вероисповеданий и общественного положения.
Ревекка умеет прощать и примиряется с обидевшим её Брианом. Она мужественно терпит лишения в заключении.
Бриан – антагонист Айвенго. Роль отрицательных героев очень важна в сюжете, Скотт наделяет их своей правдой и мужеством, объясняет причины их поступков и психологию их поведения.
Скотту мастерки удавалось изображать представителей крестьянства и бедных сословий. Эти герои, а также их вожак благородный разбойник Робин Гуд, совершенно реалистичны, ничуть не романтизированы. Трикстеры свинопас, шут, пустынник делают роман оптимистичным и нередко меняют ход сюжета.
Художественное своеобразие
Романы Скотта сочетают в себе достаточно объективно описанные исторические факты, в них есть и художественно изменённые образы исторических лиц, и судьбы вымышленных героев. Вальтер Скотт использует легенды и баллады, народное творчество.
Источник
Анализ исторического произведения Вальтера Скотта «Айвенго»
Тема «Айвенго»: рассказ о подвигах Айвенго, Ричарда на фоне вражды норманнов и саксов.
Проблематика «Айвенго»: борьба за независимость, власть, объединение страны, любви, чести, измены, веры, верности.
Конфликты: политический, национальный, религиозный.
Идея произведения: помнить и изучать историческое прошлое, пытаться избежать ошибок, которые имели серьезное влияние на дальнейшее развитие страны.
Композиция романа «Айвенго»
1. Завязка — встреча героев: приора Эймер, Бриана де Буагильбера, Исаака, Айвенго, переодетого пилигримом, в доме Седрика Сакса
2. Развитие событий — а) турнир в Ашби; б) саксонцы в плену норманнов в замке Фрон де Бефа; в) штурм замка Фрон де Бефа Локсли (Робин Гуд) и Черным рыцарем (Ричард Львиное Сердце) г) суд над Ревеккою
3. Кульминация — поединок между Айвенго и Буагильбером
4. Развязка — смерть Буагильбера, возвращение престола Ричарду, бракосочетания Айвенго и Ровены
«Айвенго» главные герои
- Уилфред Айвенго — рыцарь, главный герой
- Бриан де Буагильбер — храмовник, норманнский рыцарь, главный враг Айвенго
- Ребекка — дочь еврейского ростовщика
- Исаак из Йорка — отец Ребекки, еврейский ростовщик
- «Чёрный рыцарь», «Рыцарь Висячего Замка» — Ричард I Львиное Сердце
- Локсли — йомен, лучник
- Отшельник — брат Тук
- Ровена — возлюбленная Айвенго, племянница Седрика
- Седрик — отец Айвенго, саксонский тэн
- Ательстан Конингсбургский — потомок последнего короля саксонской династии
- принц Джон — наследный принц и брат короля Ричарда
- Реджинальд Фрон де Беф — норманнский барон, владеющий имением Айвенго и замком Торкильстон
- Вальдемар Фиц-Урс — влиятельный вельможа в свите принца Джона, желающий стать канцлером; его дочь Алисия считается первой красавицей при дворе принца Джона.
- Приор Эймер — приор аббатства святой Марии в Жорво
- Морис де Браси — рыцарь-иоаннит, командир дружины наемников, в котором сочеталось коварство и благородство. Взят в плен Ричардом Львиное Сердце.
- Лука Бомануар — вымышленный гроссмейстер ордена тамплиеров
- Конрад Монт-Фитчет — наперсник Бомануара
- Альберт Мальвуазен — настоятель прецептории Темплстоу
- Филипп Мальвуазен — местный барон, брат Альберта
- Гурт — свинопас Седрика Сакса
- Вамба — придворный шут Седрика Сакса
- Ульрика (Урфрида) — пленница Фрон де Бефа, дочь убитого им тэна Торкиля Вольфгангера
Анализ романа Скотта «Айвенго»
В романе «Айвенго» описывается конец ХП века, царствование Ричарда Львиное сердце. Т. е. период, когда начинает формироваться английская нация, складывающаяся из местного населения — англосаксов, французских рыцарей, потомков завоевателей-норманов и широких народных масс, еще сохраняющих общинный или племенной уклад жизни. После норманнского завоевания 1066 года в действительности происходила длительная и кровавая общественная и национальная борьба. Но в официальной исторической науке Англии этот процесс рассматривался как сравнительно
недолгий и почти безболезненный.
Вальтер Скотт в своем романе раскрывает действительную историческую ситуацию, которая сложилась в Англии спустя сто с лишним лет после Вильгельма-завоевателя. Король Ричард Львиное Сердце томится в австрийском плену, норманнские дворяне во главе с братом короля принцем Джоном притесняют местную родовую знать — Франклинов и угнетают народ, который ждет возвращения короля, ведь он один может положить конец бесчинствам норманнов и сплотить вокруг себя английскую нацию.
Молодой рыцарь Айвенго, приближенный и друг Ричарда возвращается в одежде пилигрима из крестового
похода, вызывает на бой гордого храмовника (тамплиера) Бриана де Буагильбера, сражается на турнире, попадает раненным в плен к Реджинальду Фрон-де-Бефу, замок которого берут штурмом Ричард, вернувшийся из плена, Робин Гуд и крестьяне. Айвенго, несмотря на рану, спасает жизнь еврейки Ревекки, выступив ее бойцом на «божьем суде». Но фактически Айвенго очень мало участвует в действии, его роль как главного героя романа заключается не в участии в битвах и интригах, а в том, что он — сын Франклина Седрика и рыцарь Ричарда — является носителем идеи единства страны. Три группы героев представляют три временных этапа. Седрик Сакс, Ательстан — прошлое Феодалы-норманы и Ричард — настоящее Айвенго — будущее Реджинальд Фрон де Беф, Бриан де Буагильбер представляют рыцарей-разбойников, а орден тамплиеров, к которому принадлежит Бриан, долгие века считался препятствием на пути возникновения европейских национальных государств.
Поражение и изгнание ордена из Англии воспринимается как предвестие его разгрома французским королем Филиппом 1У Красивым. Леди Ровена и Ревекка — дочь еврея Исаака представляют два различных женских типа — в традициях еще рыцарского романа главная героиня должна быть белокурой и синеглазой, а черноволосой — либо служанка, либо злодейка. Это противопоставление двух типов будет повторяться во многих романах Скотта.
Исторический роман Вальтера Скотта оказал большое влияние на развитие романа в ХIХ веке (Бальзак, Гюго др)
Анализ исторического произведения Вальтера Скотта «Айвенго»
Шут и свинопас, оживший герой Рабле, веселый монах, вольный стрелок Робин Гуд, аббат и храмовник, надменные рыцари принца Джона, гордый саксонский тан и его домочадцы, еврей — ростовщик и его обаятельная дочь — наделены специфическими чертами характера, обусловленными средой и профессией. Творческая удача — изображение народа, тех персонажей, которые ранее были презираемы, но приобрели отныне огромное значение. Скотт — на прогрессивных позициях, гуманистически решая в романе расовую проблему, давая правдивое изображение страданий еврейского народа в Средние века и тем, сближаясь с основоположником английского реализма Шекспиром. Фабулу романа составляет непризнанная любовь — Ревекки к Айвенго, а не любовная коллизия — Айвенго — Ровена. Последняя — бледна, анемична, условна, в то время как подлинной героиней романа является дочь еврея-ростовщика.
«Отверженная, непризнанная любовь Ревекки к рыцарю Айвенго, — писал Белинский, — будучи в отношении к целому роману, как бы эпизодом, тем не менее дает ему целость, как его основная идея, живит и согревает его, как свет солнечный природу». Скотт верен объективным фактам истории, показывая травлю еврея в условиях Средневековья, даже со стороны социально униженного саксонского шута. Но он всем содержанием своего романа осуждает расовое неравенство, национальную ненависть к угнетенному народу. Характерно, что еврея Исаака травит и дразнит принц Джон, не стесняющийся занимать у еврея его — деньги, а на защиту еврея встает рыцарь Айвенго — сторонник Ричарда, человек, за плечами которого автор; показательно, что чувства и волю Ревекки насилует рыцарь-храмовник Буагильбер, а заступается за Ревекку крестьянин калека Хигт.
Автор сочувствует этим людям. Исаак у Скотта — классовый, а не расовый персонаж.
Он — ростовщик и его — ростовщичество на первом плане. Правда, на его долю выпадает комическая роль, но этот комизм отступает на задний план в сценах, где изображается страдание Исаака — отца, и здесь проявляется свойственная Скотту художественная правдивость. Ревекка опоэтизирована в романе и поставлена в центр повествования.
Ее жизнь, ее приключения, ее любовь, непозволительная с точки зрения средневековой морали, ее великодушие и порыв объективно составляют стержень романа. Ее физическая привлекательность сочетается с нравственной: еврейка нежна, великодушна, отзывчива к человеческому горю, помнит добро и сеет добро сама, она человечна в лучшем смысле слова. В ней воплотились лучшие черты народа и, прежде всего стойкость в жизненной борьбе. Ревекка сильна, смела, обладает твердой волей и силой характера, готова на смерть — так она ценит свое человеческое достоинство, честь, и это спасает ее в грозную минуту беседы с храмовникам.
Некоторая индивидуализация характера, более яркая в сравнении с иными «героями» романов Скотта обусловлена тем, что образ Ревекки, рисуется автором как образ трагический.
Несчастье девушки в том, что она любит, не будучи любимой, и любима, сама не любя. В первом случае — это — Айвенго, во втором рыцарь храма — Буагильбер. Характерно — и само композиционное построение романа, при котором после встречи с любимым следует, как правило, встреча с нелюбимым Брианом. И это позволяет автору каждый раз раскрыть какие-то новые черты — психологического портрета героини.
Скотт любит и поэтизирует образ Ревеки — противопоставляя ей не менее колоритного и романтизированного человека с демоническими страстями — храмовника Бриана. Крестоносец, одержимый любовным наваждением, в тоске готов продать и себя, и веру своих отцов. Ревекка же неизменно и последовательно сохраняет свое человеческое и национальное достоинство, заявляя, что никакие угрозы и даже угроза смерти не заставят ее пойти против совести и предать веру отцов.
Гуманистическое содержание романа, трезвость политического мироощущения Скотта проступает и в изображении рыцарей и рыцарства. Скотт с любовью прибегает к геральдике, дает понятие о рыцарском этикете, традициях, словом сознательно воссоздает весь необходимый внешний колорит эпохи, никогда не теряя, однако способности трезвой логической оценки происходящего.
Сходство рыцаря Айвенго с героями рыцарского романа. Роман Скотта выполняет «научно-популярную» функцию, сообщая исторические сведения о жизни средневековой Англии, в нем соединяются рассказы о крестовом походе и кодекс рыцарской чести, в центре романа — любовная интрига. Затем предложим ученикам подумать, почему же роман «Айвенго» не является рыцарским романом. Во-первых, потому, что он написан в XIX веке, а не в эпоху средневековья, во-вторых, в нем нет ничего фантастического или волшебного, зато перед читателем возникает живописная картина исторических событий. В основу романа положено традиционное для В. Скотта переплетение любовной и политической интриг. В центре повествования влюбленная пара — рыцарь Айвенго и леди Ровена, судьба и благополучие которых зависят от хода истории.
Кого из героев романа, кроме Айвенго, можно назвать истинным рыцарем? Разумеется, это Ричард Львиное Сердце. Какие подвиги он совершает? Романического Ричарда Плантагенета больше всего привлекает жизнь простого странствующего рыцаря, ему дороже всего слава, которую он завоевывает в одиночку своей твердой рукой и мечом, нежели победа, одержанная во главе стотысячного войска. Это о нем Ревекка, наблюдающая из башни за сражением, говорит: «Он бросается в битву, точно на веселый пир. Не одна сила мышц управляет его ударами — кажется, будто он всю свою душу вкладывает в каждый удар, наносимый врагу. Это страшное и величественное зрелище, когда рука и сердце одного человека побеждают сотни людей».
«Айвенго» характеристика героев
«Айвенго» характеристика главных героев романа Скотта — Айвенго, Ричарда, Ребекки, Ровены, Седрик Сакс, Исаака, Бриан де Буагильбер, Ательстан, Гурта, Вамбы.
«Айвенго» характеристика героев
«Айвенго» характеристика главного героя
Айвенго — молодой саксонский дворянин, сын Седрика Сакса, ярого противника кичливой норманской знати, рыцарь без страха и упрека, состоящий сплошь из положительных качеств. Айвенго участвует в третьем крестовом походе, возглавляемом королем Ричардом Львиное Сердце. Отец прогнал Айвенго из дома за то, что тот влюбился в его воспитанницу леди Ровену, которую Седрик хотел выдать замуж за Ательстана — одного из последних потомков саксонской королевской крови. Этот брак ставил цель — возрождение королевской саксонской династии. Айвенго тайком возвращается из Палестины. В одежде путешественника он попадает в родной замок, там в это время гостит рыцарь-тамплиер — давний соперник Айвенго. Молодой рыцарь остается неузнанным, но из разговора с Роуэн узнает, что она любит его. Айвенго помогает еврею Исааку, купцу из Йорка, избежать опасности, благодарный за это Исаак покупает ему доспехи, лошадь и оружие. Айвенго появляется на рыцарском турнире инкогнито и одерживает победу над четырьмя участниками, в том числе и тамплиером де Буагильбером. Переодетый и неопознанный король Ричард помогает Айвенго победить в общем турнире, но Айвенго получает серьезную рану. Спасает его прекрасная Ребекка, дочь Исаака. Благодарный Айвенго заступается за нее, когда ей грозит сожжение на костре по обвинению в колдовстве — борется за нее на поединке «Божьего суда». Противником его должен выступить де Буагильбер, влюбленный в Ребекку, он вынужден отстаивать решение суда и обрекает любимую на мученическую смерть. Айвенго, еще не до конца окрепшему от раны, грозит поражение, но Буагильбер не выдерживает внутренней борьбы между чувствами и долгом и умирает, не начав поединка. Король Ричард заступается за Айвенго перед Седриком, и тот прощает сына. Ательстан отказывается от женитьбы на Ровене, и теперь ничто не мешает влюбленным быть вместе.
«Айвенго» характеристика Ричарда
Персонаж романа и реальное историческое лицо, король Ричард I пытался проводить политику примирения между саксонскими и норманнскими аристократами, окружал себя отважными, верными и доблестными рыцарями любой национальности. В романе автором создан образ короля-рыцаря и заместителя, близкий духу народных баллад. В романе он появляется под разными именами (Черный Лентяй, Рыцарь Висячего Замка, Львиное Сердце)
«Айвенго» характеристика Ребекки
Ребекка — неординарный образ, она и сильная и слабая, в ней объединена внешняя и внутренняя красота.
Цель Ребекки — помогать другим, поддерживать слабых.
Черты характера Ребекки
- Искренность и готовность к самопожертвованию. Необычайное мужество и выдержка. Умение верить и надеяться на лучшее. Ребекка очень сильна в душе, она может покориться судьбе (верность традициям отцов, неразделенной любви).
«Айвенго» характеристика Ровены
Леди Ровена — лучший образец представительницы английских женщин своего класса. Она верна своему любимому, в ней соединены внешняя и внутренняя красота: чувство достоинства, умение себя вести.
Черты характера Ровены
- Милосердие к слабым. Выдержка и мужество. Желание счастья для всех (разговор с Ребеккой).
«Айвенго» характеристика Седрик Сакс
Седрик Сакс — яркий представитель и выразитель идей англосаксов (даже прозвище говорит об этом).
В его образе прослеживается приверженность к старинным традициям и родному языку, защита его. Гордость за славу англосаксов (во время рассказа паломника на турнире).
Седрик может жертвовать собственными интересами ради общего дела (хочет прежде всего спасти Ательстана; стремясь служить Англии, выгнал из дома собственного сына, чтобы устроить брак Ательстана и Ровены)
«Айвенго» характеристика Бриана де Буагильбера
Знатность, богатство, преимущество над многими другими норманнами (грамотный, имеет вес в обществе). Неискренний, как все храмовники.
Мужественный боец. Но и у этого отрицательного персонажа проявляютья хорошие чувства к Ребекке.
«Айвенго» характеристика Исаака
Богатство, возможность содержать в финансовой зависимости сильных людей. Страх все потерять.
Высшие ценности — деньги и дочь. (Пытки в замке. Торговля за выкуп своей жизни. Все измеряет в деньгах.) Жалеет не о раненых рыцарях, а за поврежденными доспехами.
Гурт характеристика «Айвенго»
Гурт в романе «Айвенго» изображен как выразитель интересов низших слоев англичан.
Самая мечта Гурта — стать свободным, избавиться от рабского положения.
Гурт верен хозяевам и служит благородной идеи:
а) служит оруженосцем у Айвенго; б) несмотря на наказание, хочет освободить Седрика.
Вамба характеристика «Айвенго»
Вамба — человек, смеющийся над своей судьбой и активно вмешивается в события.
Ум и острый язык шута (умеет постоять за себя и товарища) свидетельствуют о его уровне образованности.
Свободолюбие Вамбы захватывает, ведь критикует захватчиков, правильно оценивает состояние угнетенного народа.
Черты характера Вамба
Сообразительность, умение достойно защитить хозяина (турнир «щит»). Чувство справедливости и человечности: не позволяет бросить на произвол судьбы Исаака с дочерью, оскорбить их. Верность хозяину и жертвенность. Храбрость и разумная осторожность (при сопровождении Ричарда).
«Айвенго» характеристика Ательстана Конингсбургского
Знатность, богатство, происхождение от короля Эдуарда Исповедника. Не всегда способен распорядиться собственной судьбой (надежды на брак), желание жить за счет других.
Источник
ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН В. СКОТТА «АЙВЕНГО»
В. Скотт, создатель жанра исторического романа, был одним из наиболее значительных новаторов в литературе XIX века. Его творчество оказало огромное влияние не только на английскую, но на всю европейскую и американскую литературу XIX столетия.
Прежде чем поставить перед студентами вопрос об особенностях исторического романа В. Скотта, совершенно необходимо выяснить принципиальный вопрос о творческом методе писателя, о романах которого обычно говорят, что они находятся на границе между романтизмом и реализмом. Это не значит, что творчество писателя эволюционировало от романтизма к реализму. В целом вес произведения английского романиста являются романтическими п по своему содержанию, и по форме. Но, воспроизводя историческое прошлое, стремясь достигнуть правдоподобии и исторического колорита, писатель не просто использовал реалистические приемы отражения действительности, по закладывал основы реалистического метода, хотя ни в одном из его собственных романов реалистический метод не был структурообразующим.
Важнейшими достижениями писателя с точки зрения реализма были отражение социальных конфликтов эпохи (хотя сам В. Скотт никогда не прибегал к социальному анализу, ограничиваясь нравственным сопоставлением героев) и изображение народных масс как движущих сил исторического прогресса (хотя народ в его произведениях лишен творческой инициативы и полностью зависит от своего предводителя), Реалистические принципы отражения действительности зарождались внутри романтического метода В. Скотта, не противореча ему и не ослабляя его позиций, а дополняя его, придавая особое очарование произведениям писателя и помогая читателю понять объективные
закономерности исторического процесса. Это следует учитывать при анализе романа В. Скотта, а тем более при выяснении общих конструктивных черт жанра исторического романа.
В то же время следует подчеркнуть, что писатель последовательно использовал в своих романах романтическую типизацию, разрешал основные конфликты с этических позиций (хотя В. Скотт и не избегал социальных характеристик, они никогда но были для пего определяющими). Наконец, писатель романтически абсолютизировал роль отдельной личности в историческом процессе, а в самом историческом прошлом пытался найти исходные посылки для романтического объяснения настоящего и построения модели идеального будущего.
В зависимости от того, освещался ли вопрос о творческом методе В. Скотта па лекции, преподаватель может по-разному организовать это небольшое вступление к конкретному анализу романа «Айвенго». Но в любом случае своеобразие метода писателя совершенно необходимо подчеркнуть в самом начале запятим, ибо от понимания эстетической позиции писателя во многом будет зависеть конечный результат анализа.
Новаторство В. Скотта заключается в том, что именно он был родоначальником исторического романа. Писатель первым попытался создать роман о прошлом с позиций современности, оценивая прошлое на основе опыта и знаний, накопленных человечеством. Историческое прошлое изображалось в литературе и до В. Скотта, но предшественники романиста шли либо по пути стилизации, либо использовали историю как аллегорию для изображения конфликтов современности, либо их произведения мистифицировали историю, подменяли реальные предпосылки исторического события в соответствии со своими идейными установками. В. Скотт устанавливает между прошлым и настоящим непосредственную связь. Он ищет в прошлом истоки настоящего, зная реальный ход исторического процесса, но не идеализируя отдельные иторические эпохи, а стремясь показать их взаимосвязь, взаимообусловленность.
Принципиальное значение художественных открытий В. Скотта постоянно подчеркивал В. Г. Белинский. В наше время научный анализ влияния писателя на мировой литературный процесс дал в своих трудах Б.Г. Реизов, которому принадлежит и последовательная характеристика основных черт исторического рома-па. Учитывая все это, необходимо так построить анализ романа «Айвенго», чтобы на его примере студенты смогли не только увидеть характерные черты нового жанра, но и понять его историческое значение.
Анализ романа лучше всего начать с определения его тематики. Роман строится как история рыцаря Айвенго, возвратившегося из Палестины в страну, где его ждет проклятие отца Седрика и куда еще не вернулся его покровитель — король Ричард I Плантагенет. Заканчивается роман благополучной женитьбой Айвенго на любимой им леди Ровене. На первый взгляд, тематика романа является если не узкосемейной, то во всяком случае просто авантюрной. Тему можно сформулировать как приключения героя на пути к счастью.
Но одновременно с историей Айвенго роман описывает события XII века, когда Англия уже была завоевана норманнами, сопротивление саксов было окончательно сломлено и в стране начался процесс образования английской нации. Период, привлекший внимание В. Скотта, знаменателен и в том отношении, что победа норманнов и укрепление их власти в царствование Ричарда I Плантагенета открыло дорогу феодальным междоусобицам, В романе читатель уже видит первые вспышки неповиновения баронов своему государю, начало того периода средневековья, который обозначают как период феодальной раздробленности.
Таким образом, тематика романа значительно расширяется. Более того, на основании этой расширенной тематики можно сформулировать первую характерную черту исторического романа. Поскольку цель исторического романа — показать характерные признаки эпохи, В. Скотт избирает для своих произведений ключевые, переломные моменты в жизни общества и государства, когда определяющие черты эпохи проявляются наиболее наглядно или же когда происходит исторически закономерная смена эпох.
Именно такой переломный момент изображается в романе «Айвенго». Это период, когда король Ричард Львиное Сердце возвращается из австрийского плена. В это время в стране активно действуют различные силы, пытающиеся извлечь для себя максимальную выгоду из создавшегося положения. Несмотря на очевидность окончательной победы норманнов, влиятельные представители саксонской знати еще мечтают о возрождении своей независимости (Седрик Саксонец). В то же время убежденность в слабости саксов развязывает руки баронам, и первый акт неповиновения королю связан с братом Ричарда 1 Джоном Анжуйским, вокруг которого собираются феодалы, надеющиеся извлечь выгоду из предстоящей смуты.
Слабость королевской власти убедительно проявляется в тех эпизодах романа, где Джон заигрывает с баронами, уговаривает их поддержать притязания принца. Отсутствием короля пытаются воспользоваться и руководители духовно-рыцарского ордена Храма, пытающиеся укрепить в стране его позиции. Так в романе сталкиваются различные интересы, отражающие реальную историческую обстановку и определяющие пути, по которым предстоит идти государству в будущем. Как же удается писателю создать столь широкий фон?
Для создания панорамы событий, показа переплетения интересов различных слоев населения В. Скотт использует введение в повествование нескольких сюжетных линий, связанных между собой общей интригой, но по-разному освещающих отношение разных сословий к происходящим событиям, причем, как правило, все основные сословия выдвигают в романе своих представителей.
Каждый из героев преследует личные цели, их встречи в романе часто случайны, но все они являются выразителями своего времени и все вместе дают верное представление о происходящих исторических процессах.
Так перед студентами раскрывается еще одна характерная особенность исторического романа, один из тех приемов, которые найдут широкое применение в литературе XIX века в целом. Но не следует забывать, что роман называется по имени одного из героев, и выяснение смысла названия раскрывает еще одну особенность исторического романа.
В романах В. Скотта внимание всегда сосредоточено как раз на личных интересах героев, частных, казалось бы, событиях. Главными героями его произведений никогда не бывают исторические деятели. Писатель оставляет за собой свободу в выборе времени, места действия, передвижения героев, в мотивировке их поступков, т. е. оставляет широкое поле деятельности для творческой фантазии. Однако частная жизнь людей тесно связана с окружающей их действительностью, с исторической атмосферой, и в романах В. Скотта, уловившего эту закономерность, частное событие становится типичным проявлением общего исторического процесса, отражает те черты, которые определяли жизнь всего общества в целом. Семейные, личные отношения« переплетаются с историческими событиями, вбирают их характерные признаки, зависят от них.
Поэтому главному герою отводятся очень важные функции в произведении. Именно он объединяет повествование, к нему сходятся различные нити повествования. Айвенго стоит в центре системы образов, и с этой точки зрения он действительно является главным героем, хотя от его деятельности менее всего зависит развитие сюжета. В соответствии с этой ролью в произведении Айвенго отражает и авторское отношение к историческим процессам, происходившим в стране. Характерно, что герой выступает сторонником компромисса между норманнами и саксами, подданными и королевской властью. Однако не Айвенго оказывает решающее влияние на развитие событий. Как характерный герой Скотта, он позволяет автору так построить повествование, что различные интересы и различные социальные силы сталкиваются в одном общем конфликте. Компромиссный характер этого героя позволяет ему связать в единое художественное целое проблему борьбы саксов за независимость и их неизбежное поражение (Айвенго является сыном предводителя саксов, но его женитьба на леди Ровене мешает объединению порабощенного народа), проблему взаимоотношений короля и феодалов (Айвенго — сторонник единой королевской власти и выступает против непокорных феодалов), проблему борьбы с духовно-рыцарскими объединениями (Айвенго — враг Бриана де Буагильбера, одного из предводителей ордена Храма), проблему взаимоотношений феодалов с широкими народными массами и ряд других.
Айвенго выражает стремление к примирению конфликтующих сил на основе подчинения королевской власти, которая в свою очередь должна учитывать интересы всех слоев населения и защищать их законные права. Эта программа, безусловно, отражает мировоззрение самого В. Скотта, его удовлетворенность результатами «славной революции» 1688 г. Анализ образа главного героя позволяет поставить вопрос о выражении в романах В. Скотта авторской позиции, что имеет принципиальное значение, учитывая консервативное, если не реакционное мировоззрение романиста.
Главные герои писателя обычно выражают позицию автора достаточно определенно, что легко прослеживается на примере образа Айвенго, но эти герои не только не оказывают решающего влияния на исторический процесс, но, напротив, их собственные судьбы зависят от хода событий. Их интересы растворяются в историческом процессе, и сами эти герои действуют не только под влиянием своих убеждений, но и в зависимости от обстоятельств, которые оказываются определяющими. Так, взгляд па события этих героев оказывается частной попыткой осмыслить исторические процессы, но читательское представление о сущности происходящего не зависит от взглядов этих героев, а складывается под воздействием всего повествования в целом.
Заслуга В. Скотта заключается в том, что он не ограничивается односторонней оценкой исторического прошлого, но дает различным героям высказать свое мнение. Читатель выясняет особенности исторического развития Англии в XII веке, не безоговорочно следуя за рассуждениями и действиями Айвенго, по прислушиваясь к различным оценкам событий, которые высказываются многочисленными персонажами романа.
Так, с очевидной ясностью проявляется романтическая идеализация образа короля Ричарда I, а это закономерно приводит к сомнению в возможность решения конфликтов времени на уровне королевской власти. Неубедительна мотивировка преданности королю предводителя вольных йоменов Локсли, зато ярко и недвусмысленно показана ненависть, которую испытывают разбойники к феодалам-норманнам. Идиллические отношения между Седриком и его рабами Гуртом и Вамбой явно находятся в противоречии с изображением народного гнева, вызванного любыми формами порабощения. Короче говоря, идейное звучание произведения определяется не его романтическим финалом, воспринимающимся как единичное, временное снятие противоречий, отраженных в романе, а исторически верным отражением
самих противоречий эпохи и тех социальных сил, которые вступают в конфликты, выражающие эти противоречия.
Эпизод штурма замка Фрон де Бефа выявляет и страх феодалов перед восставшим народом, и силу народного гнева, и те причины, которые заставляют феодалов и самого короля искать поддержки у народа, и, наконец, историческую ограниченность предводителей народных восстаний, неизбежность поражения народных масс. Одновременно роман правильно отражает объективную закономерность и прогрессивность исторических процессов, происходивших в XII веке в Англии, способствует пониманию одной из драматических эпох в истории.
Романы В. Скотта — это важная веха в развитии литературы XIX века. Анализ романа «Айвенго» помогает студентам понять правильность и глубину оценки творчества писателя, данной В. Г. Белинским.
Примерный план занятия.
I.Вопрос о творческом методе Вальтера Скотта.
II. Проблема историзма в литературе, особенности историзма В. Скотта.
III. Тематика и проблематика романа «Айвенго»:
1. Тематическое единство романа. Особенности построения сюжета.
2. Способы создания исторической атмосферы в романс.
3. Проблема движущих сил исторического процесса.
4. Изображение социальных отношений в романе.
IV. Система образов в романе:
1. Основные принципы построения системы образов.
2. Место и роль образа Айвенго.
3. Объективность отражения взаимодействия классов в романе.
4. Особенности изображения исторических деятелей в романе.
5. Изображение народных масс как движущей силы истории и ограниченность в оценке их исторической роли.
6. Личные отношения и исторические события, их связь и взаимовлияние в романе.
V. Авторская позиция в романе «Айвенго». Реалистические и романтические элементы.
VI. Новаторство В. Скотта как создателя исторического романа. В. Г. Белинский и А. С. Пушкин о В. Скотте.
Рекомендуемая литература
Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя. Разделение поэзии па роды и видам. Любое издание.
Пушкин А.С. О романах Вальтера Скотта. Любое издание.
Орлов С.А. Исторический роман Вальтера Скотта. Горький, 1960.
Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта. М. — Л., 1965.
Реизов Б. Г. Французский исторический роман с эпоху романтизма. Л., 1958, с. 69—150.
Источник
Вальтер Скотт. «Айвенго» — образчик новаторства в историческом жанре
Достоинство ист.романа Скотта – прием соединения описания частной жизни с истор.событиями. С. никогда не ставил личность над обществом, подчеркивал зависимость судьбы отдельного чел-ка от хода развития истории. «Айвенго» (1819), действие романа в конце 12 в., борьба между англосаксами и завоевателями нормандцами. Побеждают нормандцы, что исторически закономерно, победа означает победу нового общ.порядка. Рисует реалистическую картину жестоких феод.порядков и нравов. Средневековье в романе – кровавый и мрачный период. Образ короля Ричарда идеализирован, в этом консерватизм Скотта, это повлекло за собой романтизацию. Реалистично передан народ и его вожаки – Робин Гуд (Локсли). Но на мастерски воссозданном истор.фоне, при сравнении с галереей оригинальных и блестящих образов, проигрывают центральные герои – Айвенго, Ровена. Много истор. Деталей, подробности – истор.колорит Вальтеру Скотту свойственна особая композиция романов – он выносит на первый план жизнь народа, показывает реальную картину жизни. Более ярко воспроизводит картину исторических событий. Айвенго – многоплановы остросюжетный роман со множеством действующих лиц, представляющих разные прослойки того времени. В романе замешаны вымышленные персонажи и реальные исторические фигуры. Достоверность придают описания обстановки, одежды, фольклора. Реализм соединяется с романтическим началом, которое проявляется в интересе к Средневековью. Айвенго представляет собой роман о Средневековье времен Ричарда «Львиное Сердце». Повествование идет неспешно, подробно рассказывается о героях романа, подробные детали. Ричард Львиное сердце появляется в романе как Черный рыцарь, но его тайна раскрывается только в конце. Герои описаны довольно романтически.
в любой ситуации поступает согласно чувству долга, хранит верность любимо Ровене. Он сжалился над Исааком, уступил ему место у очага, побеждает в нескольких поединках рыцарей-храмовников, спасает красавицу Ревеку, не изменяя рыцарским понятиям чести. Т.е. Айвенго представлен как идеальный романтический герой, практически без недостатков. Он влюблен в Ровену, но судьба его распорядилась так, что он встретил Ревеку, которая возможно превосходит Ровену, она более отважная, благородная. Но т.к. Айвенго идеальный романтический герой он не может забыть свою возлюбленную несмотря на то, что думает о Ревеке. Есть еще один романтический герой –
Ричард Львиное сердце
. Романтического Ричарда больше всего привлекает слава бродячего рыцаря, нежели победа во главе стотысячного войска. Истинный Ричард Львиное сердце, как историческая личность, вовсе не был романтическим героем, но Вальтер Скотт ввел его именно как еще одного романтического героя, который следует понятиям о рыцарской чести. В те времена рыцарскими понятиями запрещалось совершать насилие над беспомощным рыцарем. Рыцарю трудно оставаться в бездействии, когда вокруг него совершаются доблестные подвиги. Айвенго, несмотря на ранения, последовал за Ричардом, чтобы помочь ему. Самое страшное преступление – это измена чести и долгу. Построение романа. Автор в результате наказал преступников смертью, от того, что действовали не по правилам рыцарства.
Очень ярки женские образы
.
Образ Ревеки более яркий, чем белокурой Леди Ровены, которая предтавляет собой типичный образ прекрасной дамы. А образ Ревеки более сложен, пославленная в особое положение в силу своего происхождения, она является более гордой, смелой, мужественной. Она иначе оценивает битву под стенами замка. Айвенго считал, что рыцари должны бросаться в бой, а для нее это было страшно. Она тайно влюблена в Айвенго. Она врачует раны, исцеляет больных. У нее свои понятия о чести, именно она в ситуации выбора между жизнью и смертью ведет споры с храмовником о судьбе. Она способна объективно и поэтически оценить характер своего похитителя Буагильбера. Ей не суждено быть счастливой. Она воплощает идею автора, что самопожертвование не может быть вознаграждено. Образ Ровены немного расплывчат по сравнению с Ревекой, она не столь стойко переносит все трудности, когда она узнала, что ей придется выйти замуж за нелюбимого, она начинает плакать. А Ревека в подобной ситуации поступила смелее – она хотела сброситься с огромной высоты – она более смелая и образ ее более многогранен. Бриан де Буагильбер
. Очень яркий образ. Предстает как суровый, жесткий человек. Видно его отношение к церкви, его вера. Несмотря на свой титул священного лица он достаточно пошло говорит о саксонской принцессе Ровене, совершенно не как духовное лицо. Но потом он влюбляется в Ревеку, видна его внутренняя борьба. Он готов отказаться от своего титула, имени, он готов бросить себя, опозорить ради своей страсти. На турнире, когда решается жизнь Ревеки он подходит к ней и делает последнюю попытку бежать с ней, но она отказывается и что может быть не очень правдоподобно, умирает потом от душевных переживаний, что явно показывает романтическую линию (он погибает). В результате Ричард получил память потомков, Айвенго – любовь возлюбленной, Ревека – чистую совесть.
Анализ произведения Вальтера Скотта «Айвенго» -тематика и проблематика, сюжет и композиция
Источник
29. Структура романа «Айвенго»
«Айвенго» (1819) — один из наиболее интересных и значительных романов В. Скотта. Действие романа относится к концу XII века, то есть к периоду утверждения феодальных отношений в средневековой Англии. К этому же времени относится борьба между англосаксами, жившими на территории Англии уже несколько веков, и завоевателями — нормандцами, завладевшими Англией в конце XI века. Это была борьба между англосаксонскими и нормандскими феодалами. Она осложнялась социальными противоречиями между крепостным крестьянством и феодалами (как нормандцами, так и англосаксами). Национальный конфликт тесно переплетался с социальным. В то же время в этот период происходила борьба за централизацию королевской власти, борьба короля Ричарда против феодалов. Процесс централизации Англии был исторически прогрессивным явлением, ибо он подготовлял почву для возникновения английской нации.
В своем романе Скотт правдиво отразил эту сложную эпоху переустройства Англии, процесс превращения разрозненных феодальных владений в единое королевство.
Основные конфликты романа вытекают как из национальных, так и из социальных противоречий, имевших место в стране. Раскрывая противоречия между представителями старой англосаксонской знати (Седрик, Ательстан) и нормандскими феодалами (нормандские рыцари Фрон де Беф, де Мальвуазен, де Браси), В. Скотт показывает неизбежность крушения всех притязаний саксонской знати и саксонской династии на восстановление старых порядков. Не случайно Ательстан — последний потомок саксонских королей — показан в романе ленивым и бездеятельным человеком, тучным обжорой, потерявшим способность активно действовать. И даже Седрик — воплощение добродетелей старой англосаксонской знати, выступившей на защиту своей национальной чести и исконных владений, даже он, несмотря на всю свою смелость, решительность, твердость, не способен ничем воспрепятствовать происходящему. Побеждают нормандцы, и эта победа исторически закономерна; она означает победу нового общественного порядка с усложненными формами феодализма, с законченной феодальной эксплуатацией, с сословной иерархией и т. п. Патриархальные отношения побеждены феодализмом, жестокость которого убедительно раскрыта писателем.
Большое внимание В. Скотт уделяет также борьбе крестьян с нормандскими завоевателями. Крестьяне ненавидят их как притеснителей.
В песенке, которую напевает крестьянин-раб Вамба, выраже» но отношение крестьян к нормандским феодалам:
Нормандские пилы на наших дубах,
Нормандское иго на наших плечах,
Нормандская ложка в английской каше,
Нормандцы правят родиной нашей.
В своем романе Скотт дает очень острые социальные характеристики феодалов-угнетателей, причем не только нормандских, но и англосаксонских. В. Скотт рисует реалистическую картину жестокости феодальных порядков и нравов.
Средневековье изображено в романе, как кровавый и мрачный период. Роман Скотта дает представление о безграничном произволе феодалов, о превращении рыцарских замков в разбойничьи притоны, о бесправии и нищете крестьян, о жестокости рыцарских турниров и бесчеловечных процессах ведьм. Эпоха предстает во всей ее суровости. Демократические симпатии автора проявились в резко отрицательных характеристиках дворянства и духовенства. Вероломный принц Джон, развращенное и хищное рыцарство — свирепый Фрон де Беф, коварный Вольдемар Фитц Урс, беспринципный де Браси — вот галерея феодалов-разбойников, грабящих страну и ее народ, разжигающих междоусобицы. Даже в образе Седрика, находящегося в ином, чем все эти завоеватели, лагере, Скотт подчеркивает непомерное тщеславие, безграничный деспотизм и упрямство.
Феодалы и представители рыцарского ордена тамплиеров крепкими узами связаны с церковью. Она представлена в рома-не образами хищника и насильника Буагильбера, аббата Эймера — корыстолюбивого и развратного, а также рядом образов монахов-преступников, проводящих свое время в грабежах и попойках. Жестокость феодальной церкви как бы синтезирована в образе великого магистра Луки Боманоара — жестокого фанатика, без всякого колебания выносящего приговор о казни Ребекки.
Правдиво, без всяких прикрас изображает Скотт лагерь феодальной реакции.
В недрах побеждающего феодализма назревает новый конфликт — конфликт между феодалами и королем, королевской властью. Это противоречие раскрывается в романе при описании деятельности и борьбы короля Ричарда Львиное Сердце, направленной против действия феодальной клики, возглавляемой принцем Джоном, братом Ричарда.
Образ короля Ричарда занимает важное место в романе. С ним связано представление Скотта о справедливой королевской власти как той силе, которая может и- должна установить справедливый порядок в стране. В трактовке этого образа проявилась ограниченность Скотта, его консерватизм. Король показан мудрым и обаятельным человеком, отважным воином. Он явно идеализирован, и его образ не соответствует подлинному Ричарду, у которого, по словам Маркса, предусмотрительность и проницательность сочетались с грубой жестокостью и полным безразличием к вопросам чести. И если, правдиво изображая феодалов, рыцарей и духовенство, Скотт стоял на реалистических позициях, создал реалистические образы, то идеализация образа короля Ричарда повлекла за собой и его романтизацию. Ричард появляется в романе в роли странствующего Черного Рыцаря, окруженного таинственностью и интригующего окружающих. Его инкогнито раскрывается лишь постепенно. Мало правдоподобия в сценах, долженствующих изображать любовь и безграничную преданность народа «своему королю». В данном случае Скотт остается опять-таки верен своему утопическому идеалу «справедливой монархии», в условиях которой народ может быть удовлетворен и счастлив.
Особый интерес представляет в романе изображение народа и его вожаков, в первую очередь — изображение Робина Гуда, выступающего в романе под именем Локсли.
Образы Робина Гуда и его смелых стрелков — лучшие в романе. В них выражена сила и непобедимость народа, его уперство и отвага в борьбе, его решительность и смелость, его свободолюбие и нежелание подчиняться власти жестоких феодалов.
Кульминационным моментом становится в ррмане описание турнира и взятие дружиной Робина Гуда старинного замка Фрон де Бефа, этой крепости феодальной реакции. Силами простых людей захвачена эта феодальная твердыня. Ликуют в связи с этим событием не только стрелки Робина Гуда, но и крестьяне окрестных деревень, рабы Гурт и Вамба, впервые почувствовавшие себя людьми.
В народных сценах, а также в народных характерах, созданных в романе (Гурт, Вамба, монах Тук, близкий к демократическим слоям духовенства, и другие), отчетливо проявилась связь творчества Скотта с народной фольклорной традицией. И прежде всего это ясно чувствуется в образе Робина Гуда, созданном на основе использования многочисленных народных преданий, английских баллад, в которых, воспевая своего любимого героя, народ отразил и свою ненависть к угнетателям.
Образу Робина Гуда Скотт придал ярко выраженный демократический характер. В полном соответствии с народными балладами и песнями Скотт описал Робина Гуда как подлинно народного героя, борца с несправедливостью. Робин Гуд и его отважные стрелки грабят только богатых, награждают бедняков, помогают женщинам и детям.
Робин Гуд — крестьянский вождь, по зову которого на борьбу с феодалами поднимаются крестьяне (йомены) со всей округи. Он замечательный организатор и умелый руководитель. Его организаторские способности, смекалка и горячий темперамент особенно ярко проявляются во время осады Торкильстонского замка. Фольклорными мотивами пронизана вся линия Робина Гуда — Локсли в романе. В традициях английского народного творчества даны сцены стрельбы из луков, сцена поединка на дубинках в лесу. Образ Робина — одна из больших творческих удач Скотта в романе «Айвенго».
В традициях народной поэзии даны образы отважных стрелков Робина Гуда, образы его верных помощников и соратников. Среди них — веселый шутник и балагур, бесшабашный монах Тук, борющийся на стороне крестьян. Любитель выпить и обильно поесть, Тук заставляет нас вспомнить шекспировского Фальстафа.
Не менее важное место занимают в романе образы слуг-рабов — Гурта и Вамбы. Каждому из них свойственны гордость, человеческое достоинство, благородство. Униженный и оскорбленный своим хозяином Седриком, Гурт говорит: «Он (Седрик) может снять с меня голову, может отстегать плетьми, но я ему не слуга». Вместе с Вамбой Гурт вступает в отважную дружину Локсли, принимает участие в оеаде и взятии замка.
В общей системе образов романа совсем особое место принадлежит образам Айвенго и Ровены. И не случайно о центральном герое, по имени которого назван весь роман, мы говорим в последнюю очередь. В романах Вальтера Скотта весьма чаето (но, разумеется, не всегда) образы главного героя и героини, судьбы и взаимоотношения которых лежат в оенове фабулы романа, являются наиболее бесцветными и однотипными.
И в этом романе В. Скотта, на мастерски воссозданном историческом фоне, при сравнении с галереей оригинальных и блестящих в своей художественной завершенности образов, фигура Айвенго явно проигрывает. И это можно сказать не только об Айвенго, но и о многих других образах центральных героев (Квентин Дорвард, женские образы — Ровена, Изабелла и другие). Они скучны в своей живописной и бездеятельной добродетели; их политические взгляды и симпатии неопределенны; их положительные качества сочетаются с непреодолимой пассивностью; они являются зрителями происходящих событий, но отнюдь не их активными участниками. Конечно, такой трактовке образов главных героев можно найти известное объяснение. Они являются как бы предлогом для изображения того или иного явления. Попадая в самые неожиданные ситуации, переходя из одного политического лагеря в другой, эти герои помогают писателю быстро менять место действия, помогают в построении увлекательной авантюрной фабулы, которой Скотт придавал очень большое значение. По словам самого Скотта, каждый из центральных героев его романов является «пушинкой, летящей по воле ветра».
Именно в таком плане и создан образ Айвенго. Его линия в романе (как и линия Ровены) как бы выпадает из всего реалистического характера произведения, определяя собой своеобразие фабулы романа, имеющей порой ярко выраженный мелодраматический оттенок.
«Айвенго» является блестящим образцом исторического романа Скотта как по значительности поставленных в нем проблем, так и по мастерству и глубине их разработки
Источник