Тест. Культура России 19 века
Среди перечисленного выберите журналы XIX века, в которых публиковались публицистические статьи, научные очерки .
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
Варианты ответов
- «Трутень»
- «Телескоп»
- «Отечественные записки»
- «Современник»
- «Живописец»
Вопрос 3
Соотнесите учёного и его изобретение.
Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:
Варианты ответов
- Б. Якоби
- Н. Пирогов
- П. Шиллинг
Вопрос 4
Расположите события в хронологическом порядке, начиная с самого раннего.
Укажите порядок следования всех 4 вариантов ответа:
Варианты ответов
- Открытие Антарктиды
- Начало экспедиции Крузенштерна
- Амурская экспедиция Невельского
- Начало путешествия Беллинсгаузена
Вопрос 5
Напишите фамилию создателя "неевклидовой геометрии".
Вопрос 6
Какому событию было посвящено строительство Храма Христа Спасителя в Москве?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
Варианты ответов
- Восстание декабристов
- Рождение Александра II
- Отечественная война 1812 года
Вопрос 7
Соотнесите литератора и его произведение.
Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:
Варианты ответов
- Н. Гоголь
- А. Пушкин
- К. Рылеев
- М. Лермонтов
- В. Жуковский
Вопрос 8
В каком городе находится изображённый на картинке памятник?
Вопрос 9
Соотнесите учёного и его изобретение.
Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:
Варианты ответов
- П. Яблочков
- А. Попов
- П. Чебышёв
Вопрос 10
Напишите фамилию человека, который в 1892 году передал свою коллекцию русской живописи в дар Московской городской думе.
Вопрос 11
Кто написал "Историю России с древнейших времён"?
Выберите один из 5 вариантов ответа:
Варианты ответов
- К. Тимирязев
- С. Соловьёв
- Н. Костомаров
- В. Докучаев
- В. Ключевский
Вопрос 12
Из перечисленного выберите оперы, написанные Мусоргским.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
Варианты ответов
- «Снегурочка»
- «Царская невеста»
- «Хованщина»
- «Борис Годунов»
- «Воскресение»
Вопрос 13
Кто написал картину "Богатыри"?
Выберите один из 5 вариантов ответа:
Варианты ответов
- А. Куинджи
- В. Перов
- В. Суриков
- И. Репин
- В. Васнецов
Вопрос 14
Из перечисленного выберите композитора, который не входил в состав "Могучей кучки".
Источник
Тест с ответами: “Русская культура XIX-XX веков”
2. С кем вместе В.О.Шервуд разработал проект исторического музея на Красной площади, который был построен в 1883 году?
1. И. Е. Забелин +
2. Н. А. Рожков
3.В. О. Ключевский
4. В. П. Васильев
5. С. М. Соловьев
3. На чем основывалась новая разновидность «русского стиля» в архитектуре пореформенного периода?
1. традициях резьбы по дереву
2. народной вышивке
3. использовании башенок и резных наличников, бочкообразных столбиков и других элементов деревянного зодчества
4. верно лишь 1 и 3
5. верно 1, 2, 3+
4. Какой стиль возобладал в XIX в. в архитектурной и скульптурной традициях пореформенного периода?
1. эклектика+
2. неорусский стиль
3. неоготика
4. неоренессанс
5. русско-византийский
5. Кто возглавлял большую группу выпускников Академии художеств, которая отказалась писать конкурсные работы на предложенную тему из скандинавской мифологии и в 1863 г. покинула Академию?
1. Ф. А. Васильев
2. И. И. Шишкин
3. В. Г. Перов
4. А. К. Саврасов
5. И. Н. Крамской+
6. Кто написал один из лучших портретов Л. Н. Толстого, на котором пристальный взгляд писателя смотрит на зрителя, с какой бы точки он не подошел к картине?
1. И. Е. Репин
2. А. К. Саврасов
3. В. Г. Перов
4. И. Н. Крамской+
5. В. А. Серов
7. В 1870 г. И. Е. Репин путешествовал по Волге. Этюды, нарисованные во время этого путешествия он использовал для картины:
1. «Отказ от исповеди»
2. «Бурлаки на Волге»+
3. «Не ждали»
4. «Арест пропагандиста»
5. «Крестный ход в Курской губернии»
8. Какой художник 2-й половины XIXв. создал целую галерею портретов известных ученых (Пирогова, Сеченова), писателей (Толстого, Тургенева, Гаршина), композиторов (Ф. Листа, Мусоргского), художников (Крамского, Сурикова)?
1. И. Е. Репин+
2. В. А. Серов
3. В. Г. Перов
4. М. А. Врубель
5. В. М. Васнецов
9. Частное собрание картин П. М. Третьякова расширилось до уровня музея в начале 90-х гг. XIX в. и позже перешло в собственность:
1. Москвы+
2. мецената С. И. Мамонтова
3. мецената С. Т. Морозова
4. царской фамилии
5. советской власти
10. В каком году был открыт Русский музей в Михайловском дворце Петербурга?
1. 1895
2. 1896
3. 1897
4. 1898 +
5. 1899
11. За что винили представителей науки и культуры в послевоенные годы:
1. космополитизм
2. преклонение перед Западом
3. безыдейность+
4. декадентство+
5. формализм+
6. преувеличение личных заслуг Сталина
12. В каком году возник Московский Художественный театр, который возглавили К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко?
1. 1898 +
2. 1888
3. 1878
4. 1868
5. 1858
13. В 60-е гг. в Петербурге появилась небольшая группа деятелей российской культуры, «Могучая кучка» это группа:
1. поэтов
2. актеров
3. композиторов+
4. художников
5. архитекторов и скульпторов
14. В составе «Могучей кучки» были:
1. М. А. Балакирев и М. П. Мусоргский
2. Н. А. Римский-Корсаков и А. П. Бородин
3. М. И. Глинка и П. И. Чайковский
4. все указанные
5. верно 1 и 2+
15. Какие балеты П.И. Чайковского вошли в мировую балетную классику?
1. «Лебединое озеро»
2. «Щелкунчик»
3. «Спящая красавица»
4. все указанные+
5. верно лишь 1 и 2
16. Какие деятели были лидерами авторской песни в 60—80-е гг.?
1. Б. III. Окуджава+
2. А. А. Галич+
3. Ю. Ч. Ким+
4. М. М. Жванецкий
5. В. С. Высоцкий+
17.Какие издания создали после войны для того чтобы следить за «чистотой» в литературе и искусстве?
1. «Крокодил»
2. «Партийная жизнь»
3. «Знамя»+
4. «Культура и жизнь»+
5. «Техника — молодежи»
18. Какие открытия произошли в послевоенное время?
1. создание ядерной бомбы+
2. запуск первого искусственного спутника Земли
3. создание реактивного самолета+
4. разработка лазера
19. В каком году был создан самый мощный в мире синхрофазотрон?
1. 1955 г.
2. 1957 г. +
3. 1960 г.
20. В каком году состоялся запуск первого в мире искусственного спутника Земли?
1. 4 октября 1957 г. +
2.12 апреля 1961 г.
3.13 мая 1963 г.
21. Дата первого полета человека в космос:
1. 4 октября 1957 г.
2.12 апреля 1961 г.
3.13 мая 1963 г.
22. Кто был «отцом» советской водородной бомбы?
1. И. В. Курчатов
2. П. Л. Капица
3. А. Д. Сахаров+
23. Что стало синонимами перемен в духовной жизни общества в годы перестройки?
1. «гласность»+
2. «свобода слова»
3. «свобода совести»
24. Основными лозунгами, соответствовавшими этому понятию были:
1. «Больше демократии, больше социализма!»+
2. «За Советы без коммунистов!»
3. «Назад к Ленину!»+
4. «За нашу и вашу свободу!»
5. «Долой монополию КПСС на власть!»
25. Какова была главная цель культурной революции в СССР?
1. утверждение марксистской идеологии в качестве государственной+
2. ликвидация неграмотности населения
3. всесторонний расцвет духовной культуры общества
26. Характерные черты развития советской образовательной системы в 30-е гг.:
1. создание государственной системы образования+
2. внедрение в образовательный процесс передовых достижений мировой педагогической мысли
3. идеологизация образования+
4. введение обязательного начального образования+
5. введение всеобщего обязательного среднего образования
27. Какой роман был самым популярным среди советской молодежи в 1934 году?
1. «Мы» Е. И. Замятина
2. «Разгром» А. А. Фадеева
3. «Как закалялась сталь» Н. А. Островского+
28. В одной из своих статей 20-х гг. В. В. Маяковский писал: «Это протокольная запись труднейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов. Это телеграфные ленты, моментально переданные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные частушками. Это новая форма, введенная непосредственно жизнью». О деятельности какого объединения идет речь?
1. Пролеткульт
2. «Окна РОСТА»+
3. «Ассоциация художников революционной России» (АХРР)
29. Отметьте имя, которое выпадает из общего логического ряда:
1. И. П. Аргунов+
2. В. В. Кандинский
3. А. В. Лентулов
4. К. С. Малевич
5. Р. Р. Фальк
6. М. З. Шагал
30.Как назывался первый российский полнометражный фильм, появившийся в 1911 г.?
1. «Оборона Севастополя»+
2. «Песнь торжествующей любви»
3. «Дворянское гнездо»
Источник
Тесты по теме "Культура России в первой половине XIX века"
тест по истории (8 класс) на тему
Тесты позволят быстро и эффективно проверить и закрепить знания по данной теме. Вопросы составлены с учетом требований подготовки к ГИА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testy_po_kulture_rossii_1_p_xix_veka.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Культура России в первой половине XIX века
1. Самым значительным событием, повлиявшим на культуру России в первой половине XIX века являлось (ась), (лся):
а) Отечественная война 1812 года; б) Выступление декабристов; в) правление Александра I.
2. Автором многотомного труда «История государства Российского» являлся:
а) М.П. Погодин; б) Н.М. Карамзин; в) Т.Н. Грановский.
3. Создателем новой геометрической системы, названной неевклидовой геометрией, был:
а) А.М. Бутлеров; б) Н.И. Лобачевский; в) Б.С. Якоби.
4.Секрет изготовления булатной стали раскрыл:
а) В.В. Петров; б) П.П. Аносов; в) Б.С. Якоби.
5. Пулковская обсерватория под Петербургом был открыт в:
а) 1839 году; б) 1825 году; в) 1855 году.
6. Приведите в соответствие даты кругосветных путешествий, совершенных русскими путешественниками с их участниками и открытиями:
Даты кругосветных путешествий
Совершенные ими открытия
7. Открытие Антарктиды
5. И.Ф. Крузенштерн
8. Нанесение на карту более тысячи километров побережья острова Сахалин, наблюдения об Аляске, Алеутских островах.
6. Ф.Ф. Беллинсгаузен и
9. Экспедиции удалось побывать в закрытой для европейцев Японии.
Пример оформления ответа: 1-3-9
7. Царскосельский лицей был открыт в: а) 1811 году; б) 1812 году; в) 1839 году.
8. Казанский университет был открыт в: а) 1855 году; б) 1833 году; в) 1804 году.
9. Для широкой публики Эрмитаж был открыт в : а) 1839 году; б) 1812 году; в) 1852 году.
10. Коллекцию русской живописи, получившую в дальнейшем мировую известность, в 1856 году начинает собирать: а) П.Н. Демидов; б) П.М. Третьяков; в) Александр I.
11. Допишите названия двух других направлений в художественной культуре России первой половины XIX века: Классицизм, Сентиментализм, ………, ……….. .
12. Приведите в соответствие имена и фамилии деятелей литературы с их произведениями и направлениями в литературе:
Источник
Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
Европейская культура и общественная жизнь конца XVIII — начала XIX вв. Борьба классицистических и романтических тенденций в теории искусства, художественной практике и педагогике. Основные стилистические тенденции позднего XVIII в. и понятие неоклассицизма в изобразительном искусстве. Идейное содержание европейского искусства позднего XVIII в. Творчество Ф. Гойи.
Общая характеристика французской живописи революционного и наполеоновского периодов: тематический, жанровый и стилистический аспекты. Творчество Ж. Л. Давида и живописцев школы Давида. Трактовка принципов и методов классицизма в творчестве Ж. О. Д. Энгра. Особенности портретного жанра у Ж. Л. Давида и Ж. О. Д. Энгра. Сравнительный анализ трактовки исторического жанра у Ф. Гойи, Ж. Л. Давида и Ж. О. Д. Энгра.
Развитие творческого метода классицизма в творчестве скульпторов А. Кановы и Б. Торвальдсена.
Основные термины: Классицизм, неоклассицизм в изобразительном искусстве, романтизм
Контрольные вопросы:
- Особенности развития принципов и выразительных средств классицизма в искусстве конца XVIII — XIX вв
- Портретный жанр во Франции наполеоновского времени: основные мастера и специфические черты.
- Исторический жанр в творчестве Ф. Гойи и Ж. Л. Давида
Тема 2. Романтизм в европейской живописи и скульптуре первой трети XIX в.
Формирование романтических воззрений на теорию и практику искусства. Особенности национальных вариантов романтической художественной культуры. Живопись и графика немецкого романтизма: основные идейные и жанровые особенности. Творчество Ф. О. Рунге. Концепция пейзажного жанра у К. Д. Фридриха и деятельность других немецких художников-пейзажистов. Понятие историзма. Творческий метод группы назарейцев (И. Ф. Овербек). Поздние этапы развития немецкого романтизма. Бидермейер как феномен истории изобразительного искусства и творчество К. Шпицвега.
Особенности романтизма в Англии. Графика У. Блейка. Общие тенденции развития пейзажного жанра в английской живописи первой трети XIX в. Концепция пейзажного жанра у У. Тёрнера и его вклад в разработку выразительных средств живописи. Сравнительный анализ подхода к пейзажу у К. Д. Фридриха и У. Тёрнера.
Искусство романтизма во Франции. Основные черты романтической живописи: жанровые предпочтения, концепция портрета и исторического жанра, специфика выразительных средств французской романтической живописи и их место в общей эволюции стилей и направлений XIX в. Общественная позиция художника во Франции романтического периода. Творчество Т. Жерико и его подход к исторической картине. Общая характеристика идейных и стилистических особенностей живописи Э. Делакруа. Сюжеты, жанры и выразительные средства французской романтической скульптуры. Творчество Ф. Рюда. . Особенности монументальной скульптуры в эпоху романтизма.
Основные термины: Романтизм, историзм, бидермейер.
Контрольные вопросы:
- Основные черты немецкого романтического искусства
- Основные черты романтизма в Англии
- Жанровые и стилистические особенности французской романтической живописи
Тема 3. Реформа пейзажного жанра в европейской живописи XIX в.
Общая характеристика различных традиций в пейзажной живописи накануне XIX в. Творчество английского художника Дж. Констебла и его значение для развития пейзажного жанра и реформы выразительных средств европейской живописи XIX в. Сравнительный анализ идейных и формальных аспектов пейзажа классицизма (К. Лоррен) и пейзажа Дж. Констебла (1820-е гг.). Место пейзажного творчества У. Тёрнера в формировании и развитии новых тенденций жанра в XIX в.
Французские пейзажисты 1820-х — 1870-х гг. и их вклад в формирование и развитие новых воззрений на задачи пейзажного жанра, принципы создания и выразительные средства пейзажной картины. Творчество К. Коро — особенности живописной манеры, построения пространства и работы со светотенью и колоритом. Программа барбизонцев и основные события, связанные с деятельностью этой группы (1840-е — 1870-е гг.). Влияние барбизонцев на формирование концепции пейзажного жанра в импрессионизме. Пейзаж в творчестве Ф. Милле. Общая характеристика концепции пейзажа у К. Моне (1870-е гг.).
Основные термины: Романтизм, импрессионизм, классицизм, барбизонцы
Контрольные вопросы:
- Реформа подхода к пейзажному жанру у Дж. Констебла
- Основные черты европейского пейзажа 1-й половины — середины XIX в.
- Основные черты французской пейзажной картины в эпоху импрессионизма
Тема 4. Французское искусство середины XIX в.
Отношение художников середины и второй половины XIX в. к традиционной для искусства тематике, представлениям о жанрах и характере художественного образования.
Тема повседневной жизни во французской живописи и графике середины XIX в. Бытовой жанр в живописи и графике О. Домье — основные мотивы и герои, творческий метод и манера изображения. Трактовка бытового жанра в творчестве Ф. Милле.
Взгляды на искусство и общественная позиция Г. Курбе. Творчество Г. Курбе 1850-х годов: основные принципы работы с жанрами живописи, содержание бытовой картины, выразительные средства. Воззрения Г. Курбе на задачи и содержание портретного жанра и пейзажной картины. Понятие реализма Г. Курбе. Особенности влияния личности и творчества Г. Курбе и других французских художников середины XIX в. на Э. Мане и поколение импрессионистов.
Основные термины: Барбизонцы, реализм Г. Курбе, импрессионизм
Контрольные вопросы:
- Основные черты бытовой картины во французской живописи XIX в.
- Жизнь французского общества в графике и живописи О. Домье.
- Значение творчества Г. Курбе для дальнейшего развития французского искусства
Тема 5. Основные тенденции европейского искусства второй половины XIX в.
Общая характеристика европейской живописи и скульптуры XIX в. Основные художественные направления во французском искусстве и иных европейских регионах. Группа прерафаэлитов в Англии — творческий метод, основные события и мастера. Символистская тенденция в изобразительном искусстве Европы. Общие черты тематике и формальных выразительных Символизм во французской живописи и графике. Модерн в изобразительном искусстве Центральной и Восточной Европы. Искусство североевропейских стран в конце XIX в. (Э. Мунк и др.)
Общая характеристика европейской скульптуры второй половины XIX в. Основные формы и жанры скульптуры этого периода, а также материалы и техники. Творчество О. Родена и развитие французской скульптуры его времени. Влияние Родена на европейскую скульптуру конца XIX — XX вв.
Основные термины: символизм, модерн
Контрольные вопросы:
- Развитие национальных художественных школ в Европе второй половины XIX в.
- Символистская тенденция в изобразительном искусстве Центральной Европы и Франции
- Творчество О. Родена — основные произведения в различных жанрах искусства и особенности изобразительной манеры
Тема 6. Французское искусство 1860-х — 1880-х гг.
Творчество Э. Мане: характеристика основных периодов и влияний; воззрения на искусство, особенности работы в портретном и бытовом жанрах, основные черты живописной манеры в разные периоды творчества. Жизнь Парижа и образы парижан в живописи Э. Мане. Влияние Э. Мане на формирование импрессионизма.
Импрессионизм как главное явление художественной жизни Франции 1870-х годов. Основные события, связанные с формированием группировки и выставочной деятельностью импрессионистов. Программные высказывания импрессионистов и критика их творчества. Особенности творческого метода импрессионистов и основные черты манеры изображения. Представления о целях и задачах пейзажного жанра, бытовой картины, портрета. Творчество К. Моне: основные периоды; особенности использования выразительных средств живописи; принципы работы в пейзажном жанре. Пейзаж у импрессионистов (К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей). Творчество О. Родена и его подход к портретному жанру. Э. Дега: основные темы творчества и особенности изобразительной манеры.
Программа дивизионизма и творчество Ж. Сёра и П. Синьяка (1880-е гг.).
Произведения французских художников 1860-х — 1880-х годов в отечественных музейных собраниях.
Основные термины: импрессионизм, дивизионизм
Контрольные вопросы:
- Общая характеристика творчества Э. Мане
- Общая характеристика деятельности и творческого метода импрессионистов
- К. Моне — пейзажист: основные периоды, особенности работы в пейзажном жанре
Тема 7. Постимпрессионизм и развитие европейской живописи на рубеже XIX – XX вв.
Общая характеристика художественной и выставочной жизни во Франции 1880-х — 1900-х гг. Понятие постимпрессионизма (П. Сезанн, П. Гоген, В. Ван Гог). Творчество А. Тулуз-Лотрека (портрет, бытовой жанр).
П. Сезанн: творческий метод художника и его основные цели в искусстве. Принципы работы П. Сезанна в пейзажном жанре, натюрморте и бытовой картине. Влияние метода П. Сезанна на развитие искусства в Европе к. XIX – начала XX вв. Творчество П. Гогена: основные этапы, тематика и особенности изобразительной манеры. Влияние П. Гогена на дальнейшее развитие европейской живописи. Творчество В. Ван Гога: формирование живописной манеры, подход к различным жанрам в живописи, основные произведения последнего периода (с конца 1880-х гг.)
Основные термины: постимпрессионизм
Контрольные вопросы:
- Понятие постимпрессионизма
- Общая характеристика творчества П. Сезанна
- Влияние художников-постимпрессионистов на развитие искусства в Европе начала XX в.
Словарь основных терминов
Классицизм — стиль в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, наиболее актуальный в XVII — XIX вв. Основной тезис классицистических программ — сохранение и развитие творческого метода греческой и римской античности, в том числе и при помощи специальной образовательной системы (академий художеств).
Неоклассицизм в изобразительном искусстве — первоначально: отклик на пересмотр и переоценку античности в археологии и теории искусства XVIII в., который привел к изменению работы с пропорциями и мимикой человеческого тела, новому отношению к жанру исторической картины и др. Основные представители в XIX столетии: Ж. Л. Давид, А. Канова, Б. Торвальдсен, Ж. О. Д. Энгр.
Романтизм — эпоха в культурной истории Европы (конец XVIII — первая треть XIX в.), связанная с окончательным переходом от аристократической культуры к буржуазной.
Историзм — один из аспектов романтической культуры, научное изучение и творческое художественное переосмысление всего спектра культурных событий всемирной истории, прежде всего, стилей (архитектуры, искусства, литературы и др.).
Бидермейер (бидермайер) — идейное и стилистическое явление в художественной культуре Центральной Европы около 1840-х годов, связанное с поздним романтизмом. Основная тема бидермейера: жизнь бюргера-обывателя, далекого от вмешательства в современную ему общественную и политическую борьбу. Наиболее значимые жанры для искусства бидермейера: портрет, бытовая картина, городской пейзаж.
Барбизонцы — группа французских художников-пейзажистов, названная по месту проживания некоторых из них около середины XIX в. (деревня Барбизон в лесу Фонтенбло). Отталкиваясь от голландского пейзажа XVII в., барбизонцы решали задачи, подобные тем, что ставили перед собой Дж. Констебл и К. Коро: достоверное отображение реальных ландшафтов родной страны, передача красоты момента через эффекты светотени, колорита, работы с характером мазка и других аспектов красочного слоя. Барбизонцы оказали большое влияние на пейзажистов импрессионизма. Основные представители: Т. Руссо, Н. Диаз де ла Пенья, Ж. Дюпре, Ш. Ф. Добиньи.
Реализм Г. Курбе — один из тезисов программы художника, требование достоверно и конкретно изображать современную жизнь, способствовать привлечению внимания к частным и общим проблемам современности.
Импрессионизм — влиятельное направление в европейской живописи, актуальное с 1870-х гг. и связанное с деятельностью французских художников-импрессионистов (К. Моне, О. Ренуар и др.). Основная задача направления: эмоциональное отображение окружающего мира. В эпоху импрессионистов получили новые трактовки такие жанры искусства, как пейзаж, портрет, бытовая картина; сильно изменились и расширились формальные средства; изменилось понятие картины (картина-этюд).
Символизм — направление в культуре Европы последних десятилетий XIX — начала XX вв., ориентированное на представление усложненного содержания, как правило, полностью оторванного от современной повседневной жизни (мифология, фольклор и т. д.). В изобразительном искусстве символистская тенденция представлена творчеством художников, весьма отличных по своей стилистике, но объединенных некоторыми общими творческими принципами и тематикой содержания (Г. Моро, П. Пюви де Шаванн, Ф. Штук и др.)
Модерн (югендстиль, ар-нуво)— стиль в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве в Европе и России конца XIX — начала XX вв., отличающийся специфической работой с формами, линией, декором — в частности, постоянным использованием естественных растительных мотивов. Основные представители в изобразительном искусстве: Г. Климт, А. Муха.
Дивизионизм (пуантилизм, неоимпрессионизм) — направление во французской живописи 1880-х гг., полемизирующее с некоторыми формальными и идейными аспектами импрессионизма и построенное на одной из современных теорий зрительного восприятия. Автор программы дивизионизма — Ж. Сёра. Основные представители — Ж. Сёра и П. Синьяк
Постимпрессионизм — условный термин, объединяющий творчество и творческие методы художников, работавших с 1880-х гг. во Франции (П. Сезанн, П. Гоген, В. Ван Гог) и вступивших в творческую полемику с некоторыми принципами импрессионизма («случайный» характер композиции, субъективное представление содержания, незавершенность картины, концентрация на светотени и колорите в ущерб построению пространства и форм). Постимпрессионизм оказал решающее воздействие на формирование главных тенденций и направлений в искусстве Европы начала XX в. (примитивистской тенденции, кубизма, экспрессионизма).
Источник
Причины и особенности развития русской культуры 19 века
История
Культура напрямую связана с жизнью государства. Первая половина XIX века характеризуется быстрым культурным развитием России. Эта обусловлено борьбой между старым и новым, появляющимся из-за естественных потребностей страны. Эта ситуация сохранялась на протяжении всего столетия. Таким образом, будет весьма любопытно проследить все особенности развития русской культуры в 19 веке.
Предпосылки и причины
В XIX столетии наблюдалось активное культурно-историческое развитие Российского государства. При этом страна существенно отставала от европейских держав в социальном и экономическом развитии. Однако в области культуры она находилась на ведущих ролях. Среди основных причин, вызвавших бурный рост культуры, можно выделить несколько наиболее важных:
- проведенные Петром Великим реформы;
- просвещенный абсолютизм Екатерины Второй;
- усиление контактов с европейскими державами;
- зарождение и дальнейшее развитие капиталистических отношений в России;
- появление в обществе оппозиционных движений.
Нельзя недооценивать победу в Отечественной войне 1812 года. После этого события в обществе резко усилилось национальное самосознание. Однако были факторы, сдерживающие темп культурного развития. В первую очередь речь идет о борьбе правительства с общественной мыслью в литературе и публицистике. Вторым фактором, мешающим развиваться культуре страны еще активнее, было крепостное право.
Кратко судить о развитии культуры в России 19 века можно благодаря таблице:
Отрасли культуры | Характерные черты | Творения и их творцы |
Образование | 1. Расширение сети образовательных учреждений 2. Плавный переход от сословной системы образования к общей. 3. Зарождение женского образования | 1. Институт инженеров путей сообщения — Бетанкур. 2. Высшие курсы для женщин — Бестужев. |
Наука | 1. Развитие науки в университетах. 2. Все большее значение вместе с Академией наук получают научные общества. | Лобачевский, Менделеев, Циолковский, Яблочков и другие. |
Литература | 1. Благодаря переходу от сентиментализма к реализму, авторы начинают активно показывать реальную жизнь российского общества. 2. Формирование литературного русского языка. | Толстой, Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Тургенев и другие |
Архитектура | Господствует классицизм. | 1. Адмиралтейство — Казаков. 2. Казанский собор — Воронихин. 3. Смольный институт — Кваренги |
Изобразительное искусство | Академизм постепенно сменяется реализмом. | Угрюмов, Брюллов, Репин, Венецианов и другие. |
Просвещение и наука
Для развития общества страны в XIX столетии требовалось серьезно изменить область просвещения. Большую роль в ее реформировании сыграл Александр I. Созданная во время его правления система образования включала:
- начальные одноклассные приходские школы и двухклассные уездные училища;
- четырехклассные гимназии;
- университеты и технические учреждения образования.
Следует заметить, что последних учебных заведений в стране было сравнительно мало. Центральное место в этой системе занимали университеты. Одновременно с ними существовали учебные заведения для дворян — лицеи. Наиболее известным среди них был Царскосельский. Для желающих получить военное образование были открыты кадетские корпуса. Однако учиться в них могли лишь дети дворян.
Несмотря на это, система образования в России сделала шаг вперед. Еще в XVIII столетии учиться могли лишь представители высшего дворянства. В 19 веке образование стало доступным для мещанства, ремесленничества и купечества. Также положительную роль в росте уровня образованности населения страны сыграло и увеличение числа библиотек. Общество все больше интереса проявляло к прессе, что привело к росту количества газет и журналов.
Серьезных успехов в XIX столетии добилась и российская наука. В это время была выпущена «История государства Российского» Карамзина в 12 томах. Первая половина века примечательна активными действиями русских моряков, предпринявшим более 40 путешествий вокруг света. Благодаря экспедиции Лазарева и Беллинсгаузена (1819−1821) была открыта Антарктида. В 1839 году усилия Струве привели к открытию Пулковской астрономической обсерватории.
В мировую историю вошли имена русских математиков Лобачевского, Буняковского и Остроградского. Не отставали от коллег и физики:
- 1802 год — открытие электрической дуги Петровым.
- 1828−1832 года — создание Шиллингом электромагнитного телеграфа. Несколько позже Якоби соединил столицу страны с Царским Селом подземным кабелем.
- Ленц активно изучает процесс превращения тепловой энергии в электрическую.
Также в 19 веке активно развивается и техника. Например, крепостные механики Черепановы в 1834 году построили первую железную дорогу не только в Российском государстве, но и в мире.
Литературные стили
Одним из самых значительных явлений в мировой культуре 19 столетия стала русская литература. Еще в XVIII веке начался процесс вытеснения классицизма новым литературным стилем — сентиментализмом. В отечественной литературе его основоположником является Карамзин. Произведения автора были наполнены чувствами героев и пользовались большим успехом у читателей.
Победа в Отечественной войне 1812 привела к росту самосознания в общества. Благодаря этому в русской литературе появилось течение романтизма. Его наиболее известным представителем стал Жуковский. Произведения автора переводились на различные языки и заняли место в одном ряду с работами Байрона, Гомера, Шиллера и других известных писателей.
Первая половина XIX столетия оказалась богатой на новые имена в литературе. Отличным примером проявления народного таланта стало творчество Пушкина. В тридцатых годах восходит звезда Лермонтова. Эти авторы являются отличным примером направления реализма в отечественной литературе.
Огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературной мысли оказали работы Гоголя. Именно под его влиянием свои произведения создавали Салтыков-Щедрин, Тургенев, Некрасов. Также нельзя не вспомнить Тютчева, труды которого наполнены чувством любви к Отечеству.
Театр и музыка
Благодаря смене крепостного театра вольностью, интерес в обществе к театральному искусству стремительно растет. Государственные театры на территории страны стали появляться еще в 18 веке, однако в XIX столетии этот процесс набирает большие обороты. Так, в 1832 году в Петербурге был возведен Александрийский театр, названный в честь супруги Николая Первого — Александры. Сегодня он носит название Российский государственный академический театр драмы имени Пушкина.
На театральной сцене того времени большим успехом пользовались произведения Грибоедова и Гоголя. В начале второй половины 19 века все чаще ставятся пьесы Островского. Серьезных успехов в те времена добился и балетный театр. В 1815 году на сцене Большого театра в Петербурге состоялся дебют Истоминой. Имя этой танцовщицы вошло в мировую историю.
В начале 19 века на территории Российского государства активно формируется национальная музыкальная школа. Большой вклад в ее развитие внес Глинка. Его оперы «Руслан и Людмила», а также «Жизнь за царя» заняли почетное место в одном ряду с величайшими композиторами мира. Второе произведение Глинки больше известно под названием «Иван Сусанин». Также к числу ведущих русских композиторов можно смело причислить Алябьева, Верстовского и Даргомыжского.
Живопись и архитектура
Еще в 18 веке в российском изобразительном искусстве зарождается течение классицизма. Оно продолжает стремительно развиваться в начале 19 столетия, постепенно трансформируясь в академизм. Именно эта художественная школа в результате была принята Академией художеств в качестве ведущей. Представителями академизма являются Бруни и Мартос.
Параллельно формируется второе направление изобразительного искусства — сентиментализм. Максимально полно его черты проявляются в работах Венецианова, писавшего в основном портреты крестьян и сельские пейзажи. Романистическое течение в русской живописи представлял Брюллов. Именно он является наиболее известным русским художником. Мировую славу ему принесла работа «Последний день Помпеи».
Примерно в середине XIX столетия в отечественном изобразительном искусстве зарождается реализм. Основоположником направления является Федотов. Художник изображал простого человека и стал первым, кто поднял тему «меленьких людей».
Главное внимание русских архитекторов того времени все еще привлекал Петербург. Именно 19 век стал периодом создания известного сегодня во всем мире стиля этого города. Среди наиболее известных зданий города, возведенных в те времена, можно отметить:
- Генеральный штаб;
- здание Сената и Синода;
- Смольный институт;
- Михайловский дворец и другие.
Однако шло строительство и в других городах страны. После пожара 1812 года быстро застраивается Москва. Регионы не желали отставать от столицы. В результате во многих уездных и губернских населенных пунктах начинают возводить частные дома представители купечества.
XIX столетие часто называют «золотым веком» русской культуры. С этим сложно спорить, ведь именно в этот период на свет появились различные шедевры литературного, изобразительного, музыкального и других видов искусства. Наиболее стремительное развитие культуры наблюдалось в первой половине века и несколько замедлилось в конце. Однако именно XIX столетие можно считать лучшим временем для деятелей искусства Российского государства.
Источник