Организация работы с научной литературой
Каждому исследователю необходимо уметь искать и отбирать нужную литературу для своей работы, т.е. обладать знанием основ библиографии. Библиография ставит задачу информировать читателя об имеющихся печатных изданиях, для чего составляются указатели, каталоги, обзоры и т. д.
Процесс ознакомления с литературными источниками по интересующей проблематике необходимо начинать с ознакомления со справочной литературой (универсальные и специальные энциклопедии, словари, справочники). Затем просматриваются учетно-регистрационные издания органов НТИ (ВИНИТИ, ГПНТБ и другие) и библиографические указатели фундаментальных библиотек.
Собственная библиография по интересующей проблеме составляется на основе библиотечных каталогов, представляющих собой набор карточек, в которых содержатся сведения о книгах, журналах, статьях и т. д. При этом необходимо внимательно просматривать списки литературы, находящиеся в конце книг, статей и т. д., или литературу, указанную в сносках в уже найденных литературных источниках.
В процессе чтения литературы обязательно выявляются из ссылок и прикнижных списков использованных работ новые источники, поэтому требуется постоянная систематизация материала, его упорядочение в соответствии с поставленной задачей. Это можно осуществить, например, с помощью картотеки. Лучше всего организовать три раздела: «Прочитать», «Выписки» и «Прочитано».
Однако информация, содержащаяся в отобранной для изучения литературе, подчас превышает действительные потребности для определенной работы. Отсюда вытекает необходимость предварительно выявлять все нужное и отбрасывать лишнее. Таким образом, закладываются элементы избирательного чтения (вначале беглый просмотр источника, ознакомление с названием его разделов и лишь потом подробное изучение выбранного содержания).
Для понимания сложного текста необходимо не только быть внимательным при чтении, иметь знания и уметь их применять, но и владеть определенными мыслительными приемами. Один из них заключается в необходимости воспринимать не отдельные слова, а предложения и даже целые группы предложений, т.е. абзацы. При обучении быстрому чтению ставится задача воспитания новых привычек, которые ускоряют чтение. Первый путь повышения скорости чтения – выявление скрытых резервов мозга, активизация процессов мышления при чтении. Один из путей решения этой задачи – использование алгоритмов.
Для этого можно использовать так называемый дифференциальный алгоритм, в соответствии с которым обработка каждого абзаца начинается с выявления ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку, после чего строятся смысловые ряды путем выделения ключевых слов и образования на их основе лаконичных выражений. После сжатия текста происходит процесс его качественного преобразования, в результате которого в обрабатываемом сообщении выявляется только истинное значение его содержания.
Чтение информационного материала должно завершаться запоминанием. В процессе запоминания целесообразно включать все анализаторы (все виды памяти) и использовать приемы «мнемотехники», суть которых состоит в создании всяких искусственно придуманных связей. Полезно также повторение запоминаемого материала.
При работе с литературой используются выписки (обязательное условие выписок – точное указание источника и места, откуда это выписано). Целесообразно выписки делать на карточках, что облегчает их хранение и использование. Карточка должна содержать обозначение ее содержания, номер или шифр, указывающий ее место в карточке, дату заполнения, библиографические данные. Записи на карточке следует располагать на одной стороне, они должны быть четкими и достаточно полными.
При проработке нового материала полезно составлять конспект. Важно также уметь выполнять научное реферирование материала и составление научного обзора. Реферирование – это краткое изложение первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами. В результате получается реферат, который содержит тему, предмет (объект) исследований, цель, метод проведения работы, полученные результаты, выводы, область применения.
Научный обзор – это текст, содержащий синтезированную информацию сводного характера по какому-либо вопросу или ряду вопросов, извлеченную из некоторого множества специально отобранных для этой цели первичных документов. Обзоры различаются по предмету анализа, цели составления, назначению, видам используемых первоисточников, широте тематики, наличию сопоставлений и прогнозов, периодичности подготовки, функциональному назначению в документальной системе, характеру оформления и др. Научные обзоры публикуют в виде статей в журналах, в продолжающихся изданиях, в монографиях и НТО отчетах.
Контрольные вопросы
1) Что понимают под научно-техническим исследованием? Каковы её цели? На какие классы делят?
2) Какие основные этапы научно-технического исследования?
3) Что такое научный документ? На какие два класса можно разделить? Что относится к этим классам?
4) Что такое УДК? Какие классы входят в в первый ряд деления основной таблицы ?
Источник
1.5. Организация работы с научной литературой
Организация работы с научной литературой. Процесс ознакомления с литературными источниками следует начинать со справочной литературы (универсальные и специальные энциклопедии, словари-справочники). Затем просматриваются учетно- регистрационные издания органов научно-технической информации (ВИНИТИ, ГПНТБ и др.) и библиографические указатели фундаментальных библиотек: например, каталоги Государственной публичной научно-производственной библиотеки (г. Новосибирск) и др.
Библиотечные каталоги — это указатели произведений печати, имеющихся в библиотеке, — представляют собой набор карточек, в которых содержатся сведения о книгах, журналах, статьях и т.д. (автор, заглавие, название журнала, вид, место издания, издательство, год издания, том, номер выпуска, количество страниц).
Читательские каталоги, носящие справочно-рекомендательный характер, бывают трех видов: алфавитный, систематический и алфавитно-предметный.
Если необходимо найти издание, автор или название которого Вам известен, следует воспользоваться алфавитным каталогом.
Алфавитный каталог называется так потому, что его карточки расположены в алфавитном порядке фамилий авторов или заглавий произведений, если автор не указан.
В случае, когда Вы только приступаете к поиску литературы по конкретной теме, и неизвестны ни названия изданий, ни авторы, следует воспользоваться систематическим каталогом. Систематический каталог является основным в библиотеке. Карточки в нем расположены по отраслям знаний. Этот каталог позволяет подобрать литературу по отдельной отрасли знаний, постепенно сужая границы интересующих исследователя вопросов. Каталог позволяет также определить книги, имеющиеся в библиотеке по той иной теме, или узнать автора и точное название книги, если известно только ее содержание.
В систематическом каталоге сведения приведены в систему на основе применения специальной библиотечной классификации. Наиболее широко используется Универсальная десятичная классификация (УДК).
Ключом к систематическому каталогу является алфавитно-предметный каталог. В нем в алфавитном порядке перечисляются наименования отраслей знаний, отдельных вопросов и тем, по которым в отделах и подотделах систематического каталога собрана литература, имеющаяся в библиотеке.
В процессе работы с научной литературой необходимо составить собственную библиографию по интересующей теме на основе библиотечных каталогов. Целесообразно составить собственную библиографию в виде списка или на карточках, что облегчит их хранение и использование. В библиографический список следует включать основную информацию, содержащуюся на карточках библиотечных каталогов (автор, заглавие, название журнала или книги, вид, место издания, издательство, год издания, том, номер выпуска, количество страниц). Кроме того, необходимо кратко указать, какая информация содержится в данном источнике. При составлении собственной библиографии необходимо внимательно просматривать списки литературы, находящиеся в конце книг, статей, или литературу, указанную в сносках.
При работе с литературой важно правильно организовать рабочее место: достаточное освещение, наличие того, что может понадобиться в процессе работы (бумага, пишущие принадлежности и т.д.). При наличии компьютера целесообразно сразу обобщать и систематизировать информацию в электронном виде.
1.6. Источники информации и особенности ее сбора
В исследованиях используются следующие источники информации: специальная научная литература; литература по обобщению отечественного и зарубежного опыта (периодические издания); публикуемые (непубликуемые) материалы государственной статистики, данные оперативного учета и отчетности организаций; результаты социологических опросов потребителей; материалы, получаемые в процессе непосредственного (или анкетного) обследования предприятий и организаций и т.д. Широкое распространение получил такой глобальный источник информации, как Интернет. Используя систему поиска, или зная конкретные адреса сайтов, можно получить большое количество информации по интересующему вопросу, теме исследования.
Наибольший интерес представляет такой источник информации, как предприятие (организация), т.к. исходный материал может быть подчинен целям и задачам исследования, надо только уметь правильно извлечь нужную информацию.
При организации сбора информации в организациях, следует обратить внимание на следующие моменты:
правильный выбор объектов исследования;
обоснованное определение показателей, подлежащих сбору;
разработку методик получения отдельных показателей;
правильное документальное оформление данных исследования.
1.6.1. Выбор объектов исследования, количественные
и качественные требования
Одним из основных требований, предъявляемых к выбору объектов исследования, является обеспечение достаточной количественной представительности. Количественная представительность объектов исследования определяется с помощью формул, основанных на различной степени достоверности соответствия полученных данных данным генеральной совокупности. В частности, количественная представительность предприятий – объектов исследования – может быть рассчитана по формуле бесповторной выборки:
где n – объем выборки,
N – объем генеральной совокупности,
t – кратность средней ошибки выборки,
m – допустимая относительная ошибка выборки,
2 – дисперсия признака.
К объектам исследования также предъявляются и определенные качественные требования, которые определяются задачами исследования.
Задачи могут быть классифицированы следующим образом:
1. С точки зрения направленности исследования полученная информация должна быть использована:
а) для общей характеристики деятельности предприятия;
б) для разработки рекомендаций, направленных на достижение лучших результатов деятельности (полученных другими предприятиями, успешно осуществляющими свою деятельность на рынке);
в) для прогнозирования отдельных показателей.
2. С точки зрения глубины и широты исследования полученная информация должна:
а) охватывать все основные стороны деятельности предприятия;
б) исчерпывающе охватывать отдельные стороны деятельности предприятия.
Если полученную информацию намечено использовать для характеристики общей деятельности предприятия (п. 1.а), то выбранные объекты исследования должны по своим параметрам соответствовать в среднем аналогичным параметрам всей генеральной совокупности. Перечень таких параметров определяется степенью их влияния на динамику исследуемых показателей.
Если полученную информацию намечено использовать для разработки рекомендаций, направленных на достижение лучших результатов деятельности (п. 1.б), то сначала проводится предварительный анализ ряда основных показателей, а затем отбираются для обследования те предприятия, которые имеют показатели не ниже среднепрогрессивных по предприятию, городу, области и т.д.
Если полученная информация должна быть использована для прогнозирования отдельных показателей – п. 1.в), то для исследования выбираются такие, которые получают наибольшее распространение в прогнозируемом периоде. Немаловажную роль при этом играет правильный подбор предприятий по формам специализации, размерам, методам продажи, типам зданий, результатам хозяйственной деятельности.
Если исследования связаны с анализом всех основных сторон деятельности, т.е. носят комплексный характер (например, разработка рекомендаций по снижению уровня издержек обращения, повышению эффективности использования площадей и др.), то одним из требований к выбору объектов является наличие в организации данных бухгалтерского учета и статистической отчетности. Это позволяет без особой трудоемкости собрать и привлечь к исследованию более широкий круг взаимосвязанных показателей.
1.6.2. Определение показателей подлежащих сбору
Наряду с правильным выбором объектов исследования большую роль при организации сбора информации в организации играет определение показателей, подлежащих сбору. Эта работа проводится в несколько этапов.
1. На первом этапе разрабатывается перечень всех исходных показателей по каждому изучаемому вопросу. При этом важно разграничивать показатели первичной информации и вторичной (первичная – это исходная информации, вторичная – аналитическая, полученная из исходной).
2. На следующем этапе составляется сводный перечень всех исходных показателей по теме. При этом исходные показатели, необходимые для изучения отдельных вопросов, подвергаются логическому анализу с точки зрения их повторяемости, взаимосвязи и возможности получения дальнейших аналитических показателей.
3. На третьем этапе определяются источники информации по каждому показателю. При этом выясняется, какие показатели могут быть получены по статистическим данным, по материалам исследований других авторов и т.п., а какие исходные показатели необходимо получить в процессе обследования организации.
1.6.3. Разработка методик получения
отдельных показателей
Одна из наиболее ответственных задач при сборе информации в организации — разработка методик получения отдельных показателей, которая определяется в первую очередь степенью сложности поставленной задачи.
В связи с этим, все подлежащие сбору исходные показатели классифицируют следующим образом:
— показатели, получаемые по данным статистической отчетности и бухгалтерского учета (например, объем товарооборота, сумма издержек, сумма прибыли, площади и др.);
— показатели, получаемые путем «натурного» обследования предприятия (например, тип здания, режим работы, количество расчетных узлов, этажность и др.);
— показатели, получаемые путем проведения специальных обследований (например, времени, структура рабочего времени отдельных категорий работников и др.).
1) Наименее трудоемким является сбор показателей, отражаемых бухгалтерским учетом или статистической отчетностью. При сборе этих показателей необходимо определить источник получения показателей (книга учета или другая форма отчетности), период, за который производится сбор показателей (для системы показателей он должен быть сопоставимым), единицу измерения.
2) Несколько более трудоемким является сбор показателей путем «натурного» обследования. Период сбора показателей «натурного исследования» должен быть аналогичен периоду, за который собираются показатели статистической отчетности или бухгалтерского учета (для того, чтобы результаты были сопоставимы).
3) Наиболее трудоемок сбор показателей путем проведения специальных исследований. В основу разработки методики получения показателей при этом должны быть положены: определение путей сбора показателей (хронометражные замеры, фотографии рабочего дня, анкетный опрос, кино- или фотосъемка и т.д.), четкая классификация изучаемых процессов, определения количества наблюдений, позволяющего дать достоверное представление о каждом процессе или изучаемом вопросе и т.п.
1.6.4. Документальное оформление данных исследования
Сбор информации в ТП (ТО) связан с ее правильным документальным оформлением (формы научных документов были даны в разделе 2.1: это текстовые, графические документы: схемы, чертежи, графики; аудиовизуальные: фотографии, звукозаписи, видеофильмы и др.).
Сначала необходимо обработать и проанализировать собранные материалы. Обработка и анализ материалов, собранных в организациях, проводится в несколько этапов.
а) Упорядочение материалов. Информация, собранная в организациях, должна быть обобщена для удобства хранения и использования. Если проводились исследования по нескольким организациям, то весь собранный материал (прайс-листы, табличные формы, схемы, фотографии и т.д.) целесообразно разместить в определенной последовательности в отдельных папках с указанием названия магазина, города и т.д. По отдельному предприятию материалы группируются по однородным признакам в соответствии с планом разработки темы. Такое упорядочение исходных данных облегчает их обработку.
б) Расчистка материала проводится с точки зрения возможности и целесообразности его использования (отсеивается лишнее – не относящееся к теме исследования или данные, собранные в недостаточном объеме).
в) Обработка цифровых данных – составляются таблицы, графики, диаграммы, рассчитываются относительные и средние величины, проводится группировка по однородным признакам – т.е. создается новая информация.
В исследованиях, связанных со сбором информации в организации, особое место занимают табличные информативные документы. Эти документы могут быть разработаны в виде раздельной или сводной табличных форм (табличные формы лучше продумать и заготовить заранее).
В том случае, если перечень изучаемых показателей по обследуемым предприятиям сравнительно небольшой, целесообразно их собирать в единой табличной форме. Если же круг показателей обширный, то возможна разработка нескольких табличных форм – при этом группировка показателей производится на основе отдельных вопросов (разделов) темы или на основе характеристики отдельных сторон деятельности организации (например, сводная таблица по ассортименту одной из групп товаров).
Если объем собранной информации значительный, то может возникнуть необходимость его компьютерной обработки.
Первичная информация экономического характера подвергается статистической обработке. Статистическая обработка позволяет не только выявить количественные связи, но и повышает их достоверность, создает базу для последующего анализа.
Обычная обработка результатов многофакторного процесса начинается с определения существования связи между фактором и откликом (корреляционный анализ), а затем и определение функциональной зависимости этой связи (регрессионный анализ).
Фактор – это измеримая величина, принимающая в некоторый момент некоторое определенное значение и соответствующая одному из возможных способов воздействия на объект. Каждый фактор имеет определенную область изменения, которая ограничена экономическими условиями.
При проведении факторного анализа большую помощь оказывает построение динамических рядов и графиков. Динамический ряд представляет собой последовательность значений экономического показателя во времени. Различают интервальный ряд со значениями показателя за определенные промежутки времени (например, товарооборот по месяцам) и моментный ряд, где значения показателя могут приводится только на определенные даты (например, численность работников).
Предварительная обработка динамических рядов для последующего их анализа и сопоставления заключается в вычислении относительных чисел и графическом их изображении. Графическая обработка материала позволяет не только представить результаты исследования в наглядной форме, но и определять эмпирические соотношения между величинами.
Если на графике ясно заметно изменение уровня динамического ряда, то представляет интерес его «выравнивание» и определение «тренда» – кривой, характеризующей общую тенденцию изменения динамического ряда (др. методы рассматриваются в курсе статистики).
Вся полученная информация, как первичная, так и новая, требует проверки с точки зрения ее доказательности, т.е. логического соответствия конечных результатов материалу.
1.6.5. Обоснование выводов и рекомендаций
Осмыслив результаты анализа полученных материалов, студент приступает к наиболее сложному этапу исследования – обоснованию выводов и рекомендаций. Выводы рекомендуется формулировать более тщательно, точно, не перегружая цифровыми данными и частностями. Предложения или рекомендации по практическому использованию выводов оправдывают себя только в том случае, если они перспективны. Как и выводы, рекомендации могут иметь как позитивный, так и негативный характер (например, отказ от ранее применяемой методики планирования отдельных показателей). В случае теоретического исследования рекомендации носят организационно-методический характер: как продолжить исследование в данном направлении, какой предмет исследования выбрать в будущем и т.д.
Выдвигая те или иные предложения, исследователь должен определить их эффективность. Если речь идет о внедряемой технологии, системе управления и т.д., необходимо учесть не только их положительный эффект, но и рассчитать и сопоставить с этим эффектом объем связанных с их внедрением затрат – трудовых, материальных и денежных. Без такой оценки невозможно будет определить степень реальности проведения и окупаемости предлагаемого мероприятия.
Разрабатывая экономическое обоснование предложений, необходимо обращать внимание на 2 момента:
— наряду с прямым эффектом осуществления предлагаемых рекомендаций следует учитывать и косвенный эффект. Например, внедрение новой методики планирования может относительно сократить численность плановых работников;
— наряду с экономическим эффектом следует определять и эффект внеэкономический (социальный и др.). Например, совершенствование системы стимулирования труда способствует закреплению кадров, позволяет повысить культуру и т.п. Прямое сопоставление затрат с эффектом в этом случае неосуществимо, поскольку они выражаются в разных показателях, окончательное решение в этом случае может быть принято на основании экспертных оценок широкого круга компетентных лиц. Дело исследователя – выявить преимущества предлагаемой им рекомендации и ее слабые места.
Источник
Работа с научной литературой
ознакомиться со всей доступной информацией по проблеме вашего исследования.
Это связано с тем, что наверняка в выбранном вами направлении кто-то уже проводил изыскания. Изучив эти работы, вы сможете составить мнение о состоянии
проблемы исследования на данный момент; выявить, что уже сделано исследователями; выяснить, какие вопросы разработаны достаточно полно, а какие – нет.
С чего начать?
Структурной единицей, характеризующей информационные ресурсы (продукты) с
количественной стороны является научный документ. Под ним понимается материальный объект, содержащий научно-техническую информацию и предназначенный для ее хранения и исследования. В зависимости от способа представления информации различают документы:
— текстовые (книги, журналы, отчеты и т.д.);
— графические (схемы, диаграммы и т.д.);
— аудиовизуальные (звукозапись, видеофильмы);
— виртуальные (компьютерные, интернет).
Процесс изучения литературы обычно начинается с первоначального ознакомления в целом (получение кратких справок по интересующему вопросу); затем
происходит подбор необходимой литературы (широкий литературный поиск) и работа с ней.
Работая с литературными источниками, следует делать выписки (лучше всего на
карточках). Карточки каждый может оформлять по своему усмотрению — они создаются для
вашего личного пользования, поэтому должны представлять информацию удобным для
Наряду с выписками, большое практическое значение в анализе литературы имеют тезисы , которые в отличие от выписок всегда содержат доказательства, позволяющие сопоставить свой взгляд с точкой зрения автора анализируемой литературы. В тезисах информация подается в той логике, которая отражает общий замысел дипломной работы. Текст изучаемого литературного источника необходимо разбить на самостоятельные части и из них выписать основные положения (идеи).
Наиболее универсальный вид записи литературы – это конспект , который содержит подробную информацию, основные положения и выводы, факты и доказательства, приводимые автором. Конспект не должен полностью отражать содержание анализируемых книг или статей. Лучше всего составлять тематический конспект по ряду литературных источников, позволяющий более полно охарактеризовать состояние исследуемой проблемы, сопоставить и оценить различные точки зрения, определить подходы к изучению проблемы.
Как организовать работу с литературой?
Работая с литературой по теме, вы должны научиться владеть различными типами чтения , предполагающими различную степень глубины проникновения в материал. Просмотровое чтение желательно использовать в тех случаях, когда требуется познакомиться с общим содержанием книги , ее глав или параграфов, автором произведения. При этом обычно читается титульный лист, оглавление, аннотация, отдельные абзацы и предложения.
Ознакомление с книгой целесообразно начинать с оглавления. Это позволит определить общее содержание, установить, к какому по характеру чтению прибегнуть – сплошному или выборочному; если к выборочному, то какие разделы читать и в какой очередности. Если на книгу имеется аннотация, которая обычно дается на обратной стороне титульного листа, на библиографической карточке, то полезно прочитать и ее.
Познакомившись с общим содержанием и выделив наиболее подходящие вам по теме книги (а в них главы или разделы), желательно начать создавать своеобразный «банк данных» по теме своей работы. Важно делать выписки всего, что может вам пригодиться в вашей научной работе: интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения. Это можно делать либо в форме карточек, либо в отдельной тетради. Здесь можно использовать самые различные методы работы. Их существует множество. Следует лишь верно выбрать именно тот, который лучше всего соответствует вашим индивидуальным особенностям: — делать выписки в виде конспектов; — фиксировать уже переработанный материал; — выписывать исключительно цитаты.
Формы работы с научной литературой
- Составление библиографии по проблеме исследования . Для этого просматриваются все справочные издания (словари, энциклопедии). В каталоге библиотеки ведутся поиски в соответствии с заявленной темой. Особое внимание уделяется классической литературе. Только после этого просматриваются специальные журналы. Проводя библиографический поиск по журналам, следует начинать с просмотра содержания тематического указателя за год, который обычно публикуется в последнем годовом номере
- Аннотация. На каждый источник в библиографическом списке готовится карточка (из личного каталога), на обратной стороне которой дается краткое описание содержания работы, чтобы при необходимости можно было быстро найти источник идеи, развиваемой в тексте.
- Тезис. В каждом источнике во время работы с ним следует специальными пометками выделить самые яркие факты, идеи, выводы, закономерности для последующего их сопоставления и анализа.
4. Реферат. Еще раз, перелистывая текст литературного источника, следует своими словами кратко и ясно изложить основное содержание, логику раскрытия идеи, ход мысли, чтобы впоследствии эти логические ходы легли в основу предварительной модели исследования.
5. План – лаконичное изложение главных вопросов, рассматриваемых в публикации, причем в той же очередности. План очень похож на оглавление источника. 6. Конспект . Работая с литературными источниками, следует конспектировать прочитанное. В конспект обязательно включается полное название источника и все его данные, возможно точно воспроизводится текст с цитатами, указываются страницы публикации.
Источник
Организация работы с научной литературой
Развитие человеческого общества, науки и техники неразрывно связано с накоплением информации и передачей ее от одного поколения другому.
В конце ХХ века полученные знания устаревают гораздо быстрее, чем в его начале. Если раньше полученных знаний специалисту хватало на 10-15 лет, то теперь этот срок сократился в 3 5 раз. Это значит, что приходится всю жизнь учиться и переучиваться, заниматься самообразованием.
В современных условиях необходимо уметь самостоятельно пополнять свои знания, быстро ориентироваться в стремительном потоке научной информации. Чтобы этот поток Вас не поглотил, научитесь пользоваться библиотечными информационно-поисковыми системами — каталогами и библиографией, электронной информацией в удаленных сетях.
Умение быстро найти литературу по нужному вопросу, правильно оформить список использованных источников к докладу, статье, курсовому и дипломному проекту, диссертации необходимо не только научному работнику, но и студенту ВУЗа. Это умение, иными словами, элементарная библиографическая грамотность приобретает с каждым годом все большее значение.
Приступая к работе над темой, прежде всего выясните, в какой степени она разработана, в каких публикациях отражена. Для этого надо определить:
1. Какие публикации нужны: обзоры, монографии, статьи, патенты, неопубликованные материалы, и т.д.
2. Язык публикаций. Только ли на русском языке необходимо просматривать литературу или также на иностранных, на каких именно.
3. Хронологические рамки публикаций. За какие годы необходимо просмотреть литературу.
4. Каталоги, картотеки (их разделы).и библиографические источники для просмотра.
5. Какие источники профессиональной информации можно использовать в Интернете.
Поиск литературы лучше всего начинать с каталогов ближайшей библиотеки (с вузовской). Нужно помнить, что каталоги дают сведения только о книгах, имеющихся в данной библиотеке.
Следующий этап поиска просмотр библиографических изданий.
Поиск научно-технической литературы
Традиционный способ поиска – работа с библиотечными каталогами. Основных структур каталога, т.е. способов группировки в нём материала, три.
В алфавитном каталоге материал располагается в алфавитном порядке фамилий авторов и названий издающих учреждений (коллективный автор), а также заглавий документов. С помощью алфавитного каталога определяется наличие нужного документа в библиотеке и его шифр (индекс).
В систематическом каталоге описания документов группируются в соответствии с отраслями знания, с которыми связано их содержание. Внутри отраслевого отдела идёт группировка по классам, затем по подклассам и т.д. Структура каталога определяется принятой библиотечно-библиографической классификацией. Для облегчения работы к систематическому каталогу обычно составляется «ключ», т.е. алфавитно-предметный указатель. В нём в алфавитном порядке приводятся все рубрики систематического каталога.
В предметном каталоге, как и в систематическом, расположение материала определяется содержанием документов. Однако, если в систематическом каталоге записи располагаются по отраслям знания (науки), то в предметном каталоге документы располагаются в соответствии с алфавитным расположением вопросов (предметов). При этом под одним и тем же заголовком собираются документы, относящиеся к различным отраслям знания.
Следует отметить также каталог продолжающихся изданий, в котором находятся названия периодических журналов, сборников работ, библиографической информации и каталог изданий на иностранных языках.
Таким образом, рекомендуется при поиске и хранении информации выполнять следующие операции:
1. определить предмет поиска (ключевые слова, химические формулы, «лидеров» в данной области);
2. составить карту поиска (конкретизировать, уточнить все аспекты предмета поиска);
Источник