Тест с ответами. по обществознанию “Человек, индивид, личность” 7 класс
11. Человек – существо биологическое, потому:
а) он создает условия и средства для своего существования +
б) ему присуща потребность в нормальном теплообмене
в) способность общаться передается по наследству
12. Личность, несоответствующая требованиям общества:
а) отсталая
б) преступная +
в) сильная
13. Человек – существо социальное, поэтому:
а) человек способен предвидеть последствия своих действий +
б) у человека отсутствуют природные инстинкты
в) только законы природы могут предвидеть поведение человека
14. Человек формируется как личность, когда он:
а) получает еду и питье
б) учится ходить на двух ногах
в) растёт и развивается среди людей +
15. Деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества:
а) практическая +
б) социальная
в) духовная
16. Личностями являются:
а) совершеннолетние
б) все люди +
в) дееспособные
17. Что относится к духовной жизни человека:
а) составление семейного бюджета
б) открытие малого предприятия
в) участие в поэтическом конкурсе +
18. Виды деятельности в зависимости от возраста человека:
а) игра, образование, работа
б) игра, учение, труд +
в) богатство, состояние
19. Какая способность отличает человека от животного:
а) забота о потомстве
б) использование природного материала
в) труд +
20. Человека как биологическое существо характеризует понятие:
а) личность
б) индивид +
в) вид
21. Что необходимо человеку, для социального развития:
а) общение с другими людьми +
б) физическая активность
в) правильное питание
22. Личность характеризует:
а) неумение взаимодействовать с другими людьми
б) умение взаимодействовать с другими людьми +
в) неумение осознавать свое «я»
23. В процессе деятельности человек создает то, чего нет в природе, так ли это:
а) нет
б) отчасти
в) да +
24. Личность характеризует:
а) умение осознавать свое «я»
б) оба варианта верны
в) обладание приобретенными качествами
25. Учеба – это один из основных видов деятельности человека, так ли это:
а) нет
б) отчасти
в) да +
26. Что характеризует понятие “личность”:
а) биологические потребности
б) сознательные цели +
в) физиологические особенности
27. Основа человеческого существования:
а) деятельность +
б) потребительство
в) дружба
28. Нужда человека в чем-либо определяется как:
а) способности
б) деятельность
в) потребности +
29. Общая характеристика человека:
а) индивид +
б) гражданин
в) индивидуальность
30. Как можно назвать человек в обществе:
а) индивидуальность
б) личность +
в) гражданин
Источник
Тест по теме "Человек. Индивид. Личность"
тест по обществознанию (10 класс) по теме
5. Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие человеку?
6. Термины «уникальность», «отличительные черты», «непохожесть» используются при характеристике человека как
7. Сходство человека и животных проявляется в том, что они обладают
1) разнообразными ощущениями
2) членораздельной речью
3) рациональным мышлением
4) возможностями саморазвития
8. В отличие от животных человек способен проявлять
1) зависимость от среды обитания
2) инстинктивные реакции на воздействие среды
3) генетическую обусловленность поведения
4) критическое отношение к самому себе
9. Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек – это существо, которое участвует в создании самого себя.
Б. Достаточно одного любого человека, чтобы по нему судить обо всех людях.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения?
А. Человека от животных отличает способность создавать социокультурную среду.
Б. Человека от животных отличает способность трудиться сообща.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
11. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано .
«(1) И человек, и животное обладают нервной системой, способны ощущать и воспринимать окружающую действительность. (2) Но в отличие от животных человек обладает абстрактным мышлением и способен осознавать цели своей деятельности и предвидеть ее результаты. (3) Можно констатировать, что благодаря этому человек возвысился над всеми живыми организмами и подчинил себе природу. (4) Все действия человека продуманны и направлены на дальнейшее укрепление его положения как «царя природы».
Определите, какие положения носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
Потребности и способности человека
1. К социальным потребностям человека относится потребность
2. Какая из перечисленных ниже способностей свойственна человеку и отсутствует у животных?
1) способность ощущать воздействие среды
2) способность воспринимать окружающую действительность
3) способность делать выбор и нести за него ответственность
4) способность удовлетворять свои потребности
3. К признакам человека и животного относится способность
1) предвидеть результаты своей деятельности
2) сознательно относиться к воспитанию потомства
3) осуществлять выбор средств достижения цели
4) воспроизводить генетические обусловленные модели поведения
4. Первичными (биологическим, врожденными) потребностями, согласно классификации А. Маслоу, являются потребности
5. К потребностям человека, обусловленным обществом, относится потребность в
1) трудовой деятельности
2) сохранении рода
4) физической активности
6. Верны ли следующие суждения о выдающихся способностях человека?
А. Гениальным человека делает природа, а не общество.
Б. Умственная одаренность – качество, обусловленное биологической природой человека.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
7. Запишите слово, пропущенное в схеме.
8. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного относятся к понятию «биологические потребности человека». Найдите и укажите потребность, «выпадающую» из их ряда и относящуюся к другому понятию.
Воспроизводство рода, питание, дыхание, движение, общение, отдых
9. Вставьте вместо пропуска. Потребность в воспроизводстве рода, пище, дыхании называется ___________________________потребностью.
10. Завершите фразу: «Переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности называется _____________________».
11. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков .
«В труде, учении, __________(1) формируются и проявляются все стороны психики.
Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства_______________(2) – ее способности и характерологические черты – формируются в ходе жизни. Врожденные_______________(3) организма являются лишь_____________(4) – весьма многозначными, которые обуславливают, но не определяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства__________________(5) и черты характера в зависимости от хода его жизни и _____________(6) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении, труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных ситуациях и поступках формируется и закаляется характер».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) особенность Е) задатки
Б) способности Ж) общение
В) личность З) деятельность
Г) игра И) группа
Деятельность человека, ее основные виды
1. Признаком понятия «человеческая деятельность» является
1) доминирование биологических потребностей
2) приспособительный характер
4) обязательное использование орудий
2. Обобщение свойств предметов в понятиях характерно для деятельности:
3. Студенты изучают экономическую литературу, касающуюся создания и использования материальных ресурсов общества. Это пример деятельности
4. Определение возможных последствий изменения льготных выплат социально незащищенным гражданам представляет собой деятельность
5. Человеческую деятельность от поведенческих реакций животного отличает
1) создание идеального образа ожидаемого результата
2) использование предметов, данных природой
3) целесообразная активность
4) поиск средств удовлетворения потребностей
6. Океанологи проводят изучение жизни обитателей морского дна. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером?
7. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает
3) взращиваемая культура
8. В отличие от поведения животных, деятельность человека носит характер
9. Старшие подростки помогают родителям на даче обрабатывать грядки с огурцами. Субъектом данной деятельности являются
1) советы и рекомендации родителей
2) грядки с огурцами
3) старшие подростки
4) инструменты и дачный инвентарь
10. Учащиеся колледжа проходят практику на предприятии, производящем электронное оборудование. Деятельность учащихся является примером деятельности
11. Учебники, хрестоматии, сборники задач и упражнений для обучающихся в вузах студентов являются
1) объектами деятельности
2) субъектами деятельности
3) целями деятельности
4) средствами деятельности
12. Деятельность человека, направленная на создание полезных обществу материальных и духовных благ, — это
13. Игра, общение познание – это
1) виды деятельности человека
2) этапы формирования личности
3) виды поведения всех живых существ
4) формы коммуникации
14. Запишите слово, пропущенное в схеме.
15. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного относятся к понятию «структура деятельности». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.
Субъект, цель, средства, индивид, объект, результат
16. Установите соответствие между видами деятельности и характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующее позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДОВ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1) деятельность в воображаемой А) труд
ситуации Б) учение
2) практическая полезность В) игра
3) нацеленность на обретение знаний
4) замещение реальных объектов условными
5) преобразовательная направленность
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем, получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)
Источник
2.6. Человек, индивид, личность
Указанные в заголовке понятия часто употребляются как синонимы. Однако между ними имеются существенные смысловые различия. Человек —это существо биологического вида homo sapiens. Индивид — это представитель человеческого рода, наделенный особыми, отличными от других людей, чертами. Индивидом является любой из нас. Каждый человек от рождения наделен особыми внешностью, характером, способностями и т.д. Специфические черты, которые выделяют человека из совокупности себе подобных, составляют его индивидуальность. Она предполагает не только особенности внешнего облика, но и комплекс социально значимых качеств индивида.
Каждый человек индивидуален, но не каждый индивид может стать личностью. Какими качествами должна обладать личность? С какого возраста ею становятся? На эти вопросы нет однозначного ответа. С одной точки зрения, личность — это человек, обладающий комплексом положительных характеристик. В соответствии с другой точкой зрения личность предстает как нечто особенное, взятое в социальном аспекте.
Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.
Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания. Самосознание — это осознание своей неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена общества. (Важнейшим качеством личности выступает социальная активность, которую можно рассматривать в двух проявлениях. Первое предполагает рассмотрение социальной активности как свойства личности, обусловленного ее природными данными и усиленного качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности. Одни люди от природы активны, энергичны и деятельны, что становится заметным уже в раннем детстве. Другие, наоборот, пассивны и бездеятельны. Под влиянием многих социальных факторов активность может развиваться, усиливаться или ослабляться. Второе проявление социальной активности связывают с активностью как некоторой конкретной мерой деятельности. В этом случае активность может быть выражена в конкретных показателях. Примером может служить измерение трудовой активности. Критерием социальной активности выступают результаты деятельности. С понятием «социальная активность» тесно связано понятие «социальный субъект» — человек, способный к активной социальной деятельности.
В социологии выделяются такие виды личности, как нормативная (базисная) и модальная. Нормативная (базисная) личность — это принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры. Это своего рода идеальный тип, на который ориентируется общество в воспитании молодого поколения. В любой социальной группе можно выделить личность с характеристиками, наиболее полно выражающими цели, условия и закономерности функционирования данной группы. Так, в университете существуют представления о том, каким должен быть студент, в армии — военнослужащий, на заводе — рабочий и т.д.
Модальная (от слова «мода») личность — это человек, приверженный тем же культурным образцам, что и большинство членов данного общества. То есть это тип личности, наиболее распространенный на данной территории и в данный момент времени. Модальная личность отражает реальное положение человека в обществе. Например, в последнее десятилетие XX в. в России получил распространение тип торгового человека, ориентирующегося на получение прибыли. Следует отметить, что в обществе может существовать несколько типов модальной личности в зависимости от наличия разных социальных групп.
Модальная личность никогда не соответствует нормативной, хотя иногда встречаются некоторые совпадения. Отклонения от нормативного типа, если они довольно существенны, встречают противодействие общества, которое принуждает индивидов к исполнению общепринятых норм. Кроме того, нормативная личность более постоянна, а модальная — более динамична. Со сменой условий жизнедеятельности изменяются и типы личностей. Так, для демократического общества характерен политически активный тип личности, а для антидемократического — тип, подчиняющийся руководящим указаниям.
В условиях радикальных перемен в общественной жизни получает распространение маргинальный тип личности, т.е. личности пограничного типа: человек, выпавший из своей прежней социальной среды и не сумевший приспособиться к изменившимся обстоятельствам, испытывает психический дискомфорт, неуверенность в будущем и стремится примкнуть к какой-либо социальной группе для стабилизации своего положения.
На формирование личности оказывают влияние многие факторы. В первую очередь это наследственность. От родителей человек получает набор индивидуальных свойств внешности, здоровья, психики и т.д. Но на уровне наследственности человеку передаются только психофизиологические свойства. В большинстве случаев они играют второстепенную роль. В качестве основных они могут выступать тогда, когда человек существенно отличается от окружающих. В крайних случаях это либо физические и психические патологии, либо одаренность.
Другим, более важным фактором, выступает воспитание
процесс целенаправленного воздействия на человека для формирования у него определенных качеств. Воспитательное воздействие человек испытывает со стороны родителей, учителей, друзей.
Немаловажный фактор формирования личности — социальная среда, т.е. те люди, среди которых человек вращается, от которых он зависит или которые зависят от него, на которых он ориентируется или которые ориентируются на него. Выделяют макросреду (общество в целом, система образования, воспитания и т.д.) и микросреду (трудовой коллектив, семья, школа). Личность и общество взаимодействуют друг с другом. Общество может влиять на становление личности и на ее поступки. В то же время личность способна изменять социальную среду. Отношения, которые формируются и реализуются в процессе такого взаимодействия, называются социальными.
Социальные отношения — это устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Социальные отношения складываются между людьми, включенными в различные социальные группы. Человек не может существовать обособленно. В своей деятельности он должен учитывать интересы других людей. Так, для достижения успехов на работе мало быть хорошим специалистом. Необходимо уметь построить правильные отношения и с начальниками, и с сослуживцами. Все действия людей есть производные социальных отношений, которые включают в себя два уровня: социальный уровень (взаимодействие людей посредством различных социальных групп) и психологический уровень (непосредственно межличностные отношения).
Возможна ситуация, когда несмотря на благоприятные условия процесс развития личности приостанавливается, так как сам человек не прикладывает к этому никаких усилий. Для формирования личности необходимо стремление человека к самосовершенствованию. В каждом человеке заложен огромный потенциал, который может раскрыться только если человек сам ставит перед собой цели и предпринимает попытки их достижения.
Не последнюю роль в становлении личности играют способности человека. Способностями называют индивидуально-психические качества человека, которые позволяют ему успешно приобретать знания, умения и навыки. Чем шире круг интересов человека, тем проще выявить его подлинные способности. Нередки случаи, когда родители заставляют ребенка заниматься каким-либо видом деятельности (математикой, спортом), а он имеет способности в совершенно иной сфере (например, в литературе и искусстве).
Ярко выраженная способность называется талантом. Способность и талант — врожденные качества. Но если их не развивать, они могут угаснуть. Талант нужно вовремя увидеть в человеке. Это задача родителей, школы, других общественных институтов. Развитие же таланта во многом зависит от самого человека. Талантливого человека, постоянно развивающего свои способности и достигшего высоких результатов в своей деятельности, мы называем гением. Все гениальные люди, оставившие свой след в истории, были личностями.
Но не только таланты и гении становятся личностями. Личность — это результат становления индивида, развития его способностей, накопления опыта. Личность характеризуется развитым самосознанием, твердой жизненной позицией, умением принимать решения и способностью нести ответственность за свои поступки. Она всегда имеет свою точку зрения на те или иные проблемы и в некоторых случаях может противопоставлять себя обществу. Личность отличается развитой силой воли, способностью заставить себя действовать так, как это необходимо в данной ситуации.
Становление личности происходит в ходе социализации. Социализация — это процесс освоения социальных ролей, приобретения социальных статусов и накопления социального опыта. Процесс социализации начинается с рождения человека и продолжается всю его жизнь.
Жизненный цикл человека составляют определенные возрастные этапы: детство, юность, зрелость и старость. Возрастные границы этих этапов довольно размыты. Тем не менее существуют те признаки, по которым можно отличить ребенка от юноши или зрелого человека от старика. В зависимости от возраста различают и этапы социализации. Период детства и юности составляет начальную социализацию, период зрелости и старости — продолженную. На человека в процессе социализации оказывают влияние родители, школа, друзья (на стадии начальной социализации), а затем институт, армия, работа, государство (на стадии продолженной социализации).
Не последнюю роль в социализации играет воспитание — привитие человеку распространенных в обществе ценностей и идеалов. Воспитание, как отмечалось выше, представляет собой процесс целенаправленного воздействия на человека для формирования у него определенных качеств. Но существует и другая сторона воспитания, а именно, стихийное усвоение правил поведения. В первом случае воспитание осуществляют родители, школа, вуз. Во втором — ребенок воспринимает образцы поведения, подражая родителям, старшим товарищам, кумирам кино, эстрады, спорта. Целенаправленное воспитание всегда связано с задачей сформировать у ребенка совокупность положительных качеств. Стихийно же усваиваться могут и отрицательные образцы поведения.
В воспитании целенаправленное и стихийное могут соответствовать друг другу, а могут и вступать в конфликт, например, когда родители постоянно говорят ребенку о вреде курения, а сами курят. Поэтому процесс воспитания предполагает ответственность и самоконтроль со стороны родителей.
Но воспитание не заканчивается со взрослением человека. Процесс усвоения норм поведения продолжается всю жизнь. Меняется только его направленность. Если в детстве человека воспитывали окружающие, то с возрастом он сам воздействует на себя, заставляя совершать те или иные поступки. Такой процесс называется самовоспитанием.
Самовоспитание — свойство развитой личности. Оно требует наличия силы воли и стремления к более высоким результатам. Неудовлетворенность достигнутым положением, приложение усилий к продвижению вперед, состояние постоянного поиска — признаки, свидетельствующие о статусе личности. Общество, состоящее из ярких личностей, развивается более динамично и быстрее движется по пути социального прогресса.
Вопросы и задания
1. В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»?
2. Что такое социальная активность? Каковы ее проявления?
3. Охарактеризуйте понятия нормативной и модальной личности. В чем проявляется их соотношение? Приведите примеры.
4. Какие факторы оказывают влияние на формирование личности?
5. Какую роль в развитии личности играют способности и талант?
6. Что такое социализация? Каковы ее этапы? Какие факторы влияют на процесс социализации?
7. Какую роль в становлении личности играет воспитание? В чем со стоит взаимосвязь целенаправленного и стихийного воспитания?
8. Какое значение имеет самовоспитание? Занимаетесь ли вы само воспитанием?
9. Прочитайте высказывание Г.В.Плеханова.
«Великий человек велик тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени… Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берет на себя почин удовлетворения этих нужд».
Источник
Человек, идивид, личность — определения и отличия терминов
В социологии, психологии и ряде других наук широко используются такие термины как «человек», «личность», «индивид» и «индивидуальность». Многие воспринимают их как синонимы, однако каждое из этих слов имеет собственный смысл и подразумевает конкретный набор характеристик. Поэтому, эти термины не являются взаимозаменяемыми и при их употреблении нужно хорошо понимать контекст. Сегодня мы подробно разберём, чем они различаются между собой и как не ошибаться, употребляя эти слова в собственной речи.
Определения понятий
- Человек – это социальное существо, обладающее сознанием и разумом. В данное понятие может вкладываться биологический смысл или физический. При этом оно является наиболее обобщённым, поэтому этим словом можно обозначить как вполне конкретного человека, так и абстрактного.
- Индивид – это отдельный представитель человеческого рода. Этим словом обозначают отдельно взятого уникального человека, абстрагируясь при этом от его морфологических, психологических и социальных характеристик. Очевидно, что у индивида есть некий набор уникальных качеств, но в рамках данного понятия они несущественны.
- Индивидуальность – это совокупность биологических, психологических и социальных свойств, составляющих своеобразие индивида, делающих его уникальным и отличающих его от других людей. Составляющими индивидуальности являются темперамент, характер, интеллект, мировоззрение, накопленные знания и жизненный опыт, морфологические и прочие свойства.
- Личность – это совокупность социальных качеств индивида, которые он так или иначе реализует в своей общественной жизни. Это слово можно использовать как характеристику индивида, либо для того, чтобы обозначить конкретного человека в контексте изучения его социальных особенностей.
Теперь разберём каждое из этих понятий подробнее, чтобы более точно понять, чем они отличаются, что между ними общего и в каких случаях какой из терминов следует применять.
Человек
Как мы уже выяснили выше, человек – это обобщающее понятие, которым обозначают социальное существо, обладающее сознанием и разумом. Человек сформировался в результате эволюционного развития, а также ряда социально-исторических процессов. Используя данный термин, обычно подразумевают представителя человеческого рода со всеми качествами и особенностями, присущими биологическому виду Homo Sapiens (человек разумный).
С точки зрения психологии, термин «человек» сочетает в себе биологические и общие социальные характеристики, а также способность заниматься различными видами деятельности, специфичными для данного биологического вида.
С точки зрения биологии, человек – это существо, отличающееся от остальных млекопитающих такими особенностями как:
- прямохождение и особое строение тела;
- использование членораздельной речи для общения;
- наличие сознания, способность понимать суть и причину различных явлений;
- способность осмысленно и целенаправленно выполнять сложную работу с целью получить определённый результат (а не повинуясь инстинктам, как это происходит у животных);
- способность создавать и использовать орудия труда.
С точки зрения философии, человек – это целостная система, имеющая физическое и психическое начала, обусловленные генетически. Это единство биологических, социальных и духовных качеств.
Чтобы запомнить, чем понятие «человек» отличается от понятия «личность», следует понять одну простую вещь: новорождённый ребёнок уже является человеком, поскольку ему присущи все элементы человеческой природы. При этом личностью он становится позже – в процессе социализации, когда обретает свою индивидуальность.
Индивид (и индивидуальность)
Данный термин имеет особое значение в таких научных дисциплинах как обществознание и правоведение. Индивид – это единичный и вполне конкретный представитель человеческого рода. Подразумевается, что у каждого индивида есть уникальный набор антропологических и психологических особенностей, однако они выносятся за скобки.
С точки зрения права, индивид – это субъект правоотношений, носитель прав и обязанностей, рассматриваемый как юридическая абстракция. Его внешность, характер, жизненный опыт, состояние здоровья, личностные качества и прочие особенности не имеют значения. Значимым свойством является его правоспособность.
В обществознании под индивидом подразумевается человек как некая статистическая единица общества, обладающая определённым социальным статусом и положением, занимающаяся какой-то деятельностью. По сути, индивид – это «техническая характеристика» человека, некий «идентификатор», делающий его уникальным. Статус «индивида» ребёнок получает сразу после рождения (хотя это спорный вопрос, и многие авторы считают, что индивидом можно считать плод в утробе матери уже на втором месяце беременности, поскольку к этому времени у него формируется нервная система).
С точки зрения психологии, каждый индивид обладает индивидуальностью – особым набором свойств и особенностей, которые определяют его уникальность и неповторимость. При этом не следует путать понятия «индивид» и «индивидуальность». Индивидом называют человека, а индивидуальность – это его уникальная характеристика. Она определяет такие особенности как предпочтения, интересы, поведение и прочее.
Таким образом, человек рождается индивидом, но индивидуальности пока не имеет. Она формируется по мере взросления под влиянием среды, в которой он растёт и социализируется. По сути, формирование индивидуальности и личности происходит параллельно, но эти понятия также не следует путать.
Личность
Личность – это понятие, используемое в первую очередь в психологии. Это субъект, обладающий самосознанием, эмоциональными переживаниями и способностью к познанию. Личность формируется исключительно в процессе социализации, и её основные свойства проявляются во взаимодействии с другими личностями. С точки зрения психологии, одним из ключевых свойств личности является способность играть определённую роль, соответствующую ожиданиям окружающих.
Основными характеристиками личности являются её потенциалы:
- творческий – способность целенаправленно создавать материальные и нематериальные ценности;
- познавательный – способность и стремление учиться;
- коммуникативный – способность взаимодействовать с другими личностями и развиваться за счёт этого взаимодействия, сохраняя при этом собственную идентичность;
- ценностный – система ценностей, идеалов, стремлений и убеждений, приобретаемая личностью в процессе социализации;
- художественный – уровень художественных потребностей личности, проявляющийся как в создании, так и в потреблении произведений искусства.
Основой развития личности считается её способность контролировать свою жизнь, принимать волевые решения и действовать рационально, руководствуясь логикой и здравым смыслом, а не сиюминутными желаниями. Человека, который прекрасно справляется с этим, называют сильной личностью.
Очевидно, что пятилетний ребёнок не может быть сильной личностью. Он ещё не понимает, почему и ради чего он должен отказывать себе в сиюминутных удовольствиях. Кроме того, у него ещё не выработалась ответственность, поскольку он не представляет, насколько тяжелыми могут быть последствия безобидного, на первый взгляд, поступка.
Бывает и так, что вполне взрослый человек не является зрелой личностью. Он подчиняется желаниям и не может подчинить их своей воле. При этом он не обязательно является таким уж повесой. Это может быть порядочный человек с хорошим образованием и работой, личность которого всё ещё находится в стадии формирования.
Становление личности – это весьма длительный процесс, включающий 4 ключевых элемента:
- выбор социальных ролей и связанных с ними функций.
- осознание правил поведения, действующих в обществе.
- умение строить отношения и другие социальные навыки.
- способность принимать решения и отвечать за их последствия.
Человека, являющегося сформировавшейся личностью, легко заметить. Как правило, он является достаточно самостоятельным и не беспокоится о том, что про него подумают, поэтому не особо старается соответствовать ожиданиям окружающих. Но это отнюдь не мешает ему вести себя достойно. Благодаря такому сочетанию окружающие часто выбирают таких личностей в качестве примера для подражания.
Отличия понятий
Подытоживая вышесказанное, перечислим ещё раз основные особенности и отличия рассматриваемых понятий. Итак, человек – это обобщающее понятие. В отличие от остальных, оно может использоваться в биологическом смысле для обозначения представителя вида Homo Sapiens. При этом практически в любом контексте термины «личность» и «индивид» можно заменять словом «человек». Но высказывание при этом получится более обобщённым.
Индивид – это конкретный человек. Это техническое или юридическое понятие, используемое в правовых документах. Оно не включает каких-либо личностных особенностей, но строго указывает на конкретного человека. С точки зрения права, индивид – это субъект правоотношений (собственник, наследник, виновник ДТП). Рассматривая людей как индивидов, мы считаем их одинаковыми и пренебрегаем всеми их особенностями, кроме тех, которые важны в рамках решаемой задачи.
Личность – это социализированный человек, обладающий характером, темпераментом и мировоззрением, активно взаимодействующий с другими личностями. Личность не возникает сама по себе, она формируется благодаря социализации, которая происходит в процессе взросления.
Индивидуальность – это совокупность свойств и качеств, делающих человека уникальным. Она формируется параллельно с личностью. Чтобы лучше понять, чем личность отличается от индивидуальности, стоит обратить внимание на то, с какими эпитетами обычно используются эти слова. Про личность можно сказать, что она «сильная», «независимая», «самостоятельная». К индивидуальности больше подходят такие эпитеты как «яркая», «запоминающаяся» или «неповторимая».
Взаимосвязь понятий
Всё вышесказанное относилось в основном к различиям между рассматриваемыми понятиями. При этом между всеми ними присутствует взаимосвязь, которую также нельзя оставлять без внимания. Понятия «индивид», «индивидуальность» и «личность» можно рассматривать как ступени личной эволюции человека. Каждый человек становится индивидом сразу после рождения. По мере взросления он приобретает индивидуальность, которая состоит из генетически обусловленных и приобретённых свойств.
Личность и индивидуальность формируются параллельно, в значительной мере под влиянием одних и тех же факторов. Развиваясь психологически, индивид приобретает уникальные черты, которые помогают ему лучше взаимодействовать с обществом и окружающей средой. При этом к нему применимы все три понятия, которые характеризуют его с разных сторон. Каждый человек является индивидом, личностью и индивидуальностью. А то, как его называть, зависит от поставленных целей и задач.
Заключение
Термины «человек», «личность«, «индивид» и «индивидуальность» входят в число самых распространённых слов русского языка. При этом не все понимают, какая между ними разница и в каких случаях какой из них лучше подходит. Всё зависит от того, какие свойства человека мы хотим подчеркнуть. Слово «человек» подходит в большинстве случаев, независимо от того, в каком контексте мы его рассматриваем и какие его черты нас интересуют.
Слово «индивид» позволяет однозначно указать на определённого человека, не обращая при этом внимания на его личные качества. Слово «индивидуальность» редко используют для обозначения человека. Обычно им обозначают совокупность свойств и качеств, делающих его уникальным и неповторим. Слово «личность» характеризует человека как социальное существо с его навыками общения, жизненным опытом, мировоззрением и прочими личностными качествами.
Источник