Вопросы по жизни Фридерика Шопена
1. Кто были родители Шопена? Были ли у них муз. способности?
2. С каким городом связано детство и отрочество Шопена?
3. Когда Фридерик начал играть на рояле?
4. Первые учителя Шопена?
5. На какой музыке воспитывался Шопен?
6. Сколько было лет Шопену, когда состоялся его первый концерт как пианиста?
7. Когда Шопена стали считать одним из лучших пианистов Варшавы?
8. Образование Шопена. Где и чему он учился, его педагоги?
9. Как оценивали учителя Шопена и его способности?
10. Какие способности, кроме музыкальных, были у Шопена?
11. Во сколько лет и с какой целью Шопен уехал за границу?
12. Какой прощальный подарок получил Шопен от друзей?
13. В чем трагедия жизни Шопена?
14. Почему Шопен не смог Вернуться на родину?
15. Какое событие вызвало к жизни появления первого трагического произведения Шопена? Какое это произведение?
16. Где выступал Шопен с концертами?
17. Что отличало манеру и стиль игры Шопена пианиста?
18.Виртуозы-исполнители, современники Шопены?
19. Почему из всех городов Европы, Шопен выбрал Париж?
20. Какие деятели искусства были в то время в Париже? Кто из них стал близким другом Шопена?
21. Куда ездил Шопен в конце жизни?
22. Где умер и похоронен Шопен? Где покоится его сердце?
23. Какие произведения были исполнены в день похорон Шопена?
24. Кто известный французский художник, написавший портрет Шопена?
Источник
Музыкальный кроссворд №9 — Жизненный и творческий путь Ф. Шопена
13. Подарок друзей Шопену, наполненный польской землей.
14. Венгерский пианист и композитор, друг Шопена.
16. Педагог Шопена.
21. Инструмент, которому Шопен отдавал предпочтение при сочинении большинства произведений.
22. Одна из песен Шопена.
24. Французский композитор, современник Шопена.
25. Французский художник, написавший портрет Шопена.
26. Им был Шопен помимо композитора.
27. Город, куда ездил Шопен в 1829 г. с концертами.
28. Образ, пронизывающий творчество Шопена.
29. Польский танец, жанр творчества Шопена.
30. Жанр творчества Шопена, предназначенный для развития техники игры. У Шопена стал концертным жанром.
31. Жанр творчества Шопена, «ночная песнь».
По-вертикали:
1. Крупный жанр творчества Шопена.
3. Танцевальный жанр творчества Шопена.
4. Любимый композитор Шопена.
5. Туда направился Шопен, узнав, что не может вернуться на родину.
6. Польский поэт, друг Шопена.
7. Произведения Шопена, составившие цикл из 24 пьес.
9. Его Шопен завещал отправить на родину после своей смерти.
11. Немецкий поэт, друг Шопена.
12. Устраивается в Варшаве с 1927 г., носит имя Шопена.
15. Граф, в имении которого Шопен служил домашним учителем.
17. Город, в котором вырос Шопен.
18. Одно из первых опубликованных сочинений Шопена.
19. Жанр творчества Шопена.
20. Итальянский скрипач, впечатливший Шопена.
23. Национальность отца Шопена.
26. Вокальные произведения, принадлежащие Шопену.
28. Знаменитый пианист 20 в., исполнитель произведений Шопена.
Ответы
По-горизонтали:
2.Лондон. 7.Польша. 8.Эльснер. 10.Санд. 13.Кубок. 14.Лист. 16.Живный. 21.Фортепиано. 22.Желание. 24.Берлиоз. 25.Делакруа. 26.Пианист. 27.Вена. 28.Родина. 29.Мазурка. 30.Этюд. 31.Ноктюрн.
По-вертикали:
1.Концерт. 3.Вальс. 4.Бах. 5.Париж. 6.Мицкевич. 7.Прелюдии. 9.Сердце. 11.Гейне. 12.Конкурс. 15.Скарбек. 17.Варшава. 18.Полонез. 19.Баллада. 20.Паганини. 23.Француз. 26.Песни. 28.Рихтер.
Источник
Тест по творчеству Ф. Шопена
тест (5 класс) по теме
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представлен план — конспект урока о творчестве польского композитора Ф. Шопена, проникновение в поэтический музыкальный язык, содержание произведений этого гениального польского композитора.Какие «веч.
Шопен – классик польской музыки. Его имя стоит рядом с именами таких гениальных музыкантов, как И. С. Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский. Одно из замечательных свой.
Шопен – классик польской музыки. Его имя стоит рядом с именами таких гениальных музыкантов, как И. С. Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский. Одно из замечательных свой.
Презентация к уроку музыки для начальной школы. Биографические данные о жизни польского композитора Ф.Шопена.Понятие о музыкальной форме — прелюдия.Краткая характеристика прелюдий № 7 и № 20.
Мазурки и этюды Шопена
План открытого урока по музыкальной литературе (III-V класс)Тема: «Мазурки и этюды Шопена»Программные задачи:1. познакомить с особенностями мазурок и этюдов Шопена;2. закрепить знание биографии Ф. Шоп.
В презентации представлены определения танцев — мазурка, полонез, вальс. Каждый танец дополнен аудиозаписью и рисунком. Основные даты из жизни Шопена, фотографии рассказывают нам о творчестве великого.
ТЕСТ 5 класс МУЗЫКА ШОПЕНА
Источник
Фридерик Шопен. Игра-викторина по самым известным произведениям
Привет! На связи из сентиментального девятнадцатого века Фридерик Шопен, композитор эпохи Романтизм.
Меня называют поэтом и душой фортепиано, ведь почти всё свое творчество я посвятил фортепиано.
Приятно, что Вы сохраняете интерес к моему творчеству.
Моё самое популярное произведение «Соната № 2 (Траурный марш)» сегодня занимает 28-ю строчку в «Народном рейтинге классики».
Перейти к основным произведениям (22) ↓
Фридерик Шопен (1810-1849, Frederic Chopin)
Фридерик Шопен, полное имя — Фридерик Францишек Шопен (польск. Fryderyk Franciszek Chopin, также польск. Szopen); полное имя во франц. транскрипции — Фредерик Франсуа Шопен (фр. Frédéric François Chopin) (1 марта (по другим данным, 22 февраля) 1810, деревня Желязова-Воля, близ Варшавы — 17 октября 1849, Париж) — польский композитор и пианист.
В зрелые годы (с 1831) жил и работал во Франции. Один из ведущих представителей западноевропейского музыкального романтизма, основоположник польской национальной композиторской школы. Оказал значительное влияние на мировую музыку.
Поэт и душа фортепиано
Фридерика Шопена называют поэтом и душой фортепиано. Почти все свое творчество, за исключением нескольких произведений для других инструментов, голоса и оркестра, он посвятил именно фортепиано.
Весомое место в наследии Шопена занимают ноктюрны – мечтательные, лиричные, бурные, страстные, скорбные и строгие — все они очень любимы в музыкальном мире. Ноктюрны Шопена часто появляются в фильмах, сериалах, компьютерных играх и песнях.
Легато на фортепиано
Легато — приём игры на музыкальном инструменте, при котором один звук плавно и без пауз переходит в следующий. На скрипке для этого достаточно не отрывать смычок от струн. Но разве возможно исполнить легато на фортепиано, с его отдельными клавишами ?
В поисках совершенства, Шопен выработал собственную технику игры на фортепиано, с мягкими касаниями и нажатиями, «перетекающими» из одной клавиши в другую. И требовал от своих учеников достичь искусства управлять звуками.
Живое чудо фольварков, парков, рощ, могил.
В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Борис Пастернак. «Во всем мне хочется дойти до самой сути»
Шопен и Жорж Санд
В течение 10 лет у композитора был роман с французской писательницей Жорж Санд. Отношения с Шопеном нашли своё отражение в романе Жорж Санд «Лукреция Флориани».
В 2002 году вышел фильм «Шопен. Желание любви» (реж. Ежи Антчак) о любви польского пианиста и композитора Фредерика Шопена и французской писательницы Жорж Санд. Помимо самой истории, почти каждую минуту в фильме звучат все лучшие произведения Шопена в исключительном исполнении Януша Олейничака и других музыкантов.
На вечере у баронессы де Ротшильд Фредерика Шопена знакомят с Ференцем Листом, и оба композитора быстро становятся друзьями. Слава польского пианиста-виртуоза и композитора Фредерика Шопена растёт, он выступает в лучшем концертном зале Парижа — в зале Плейель. В течение нескольких сезонов Шопен становится настоящей звездой концертных площадок, у него появляется много учеников, его финансовое положение улучшается. На одном из вечеров Шопена знакомят с другой знаменитостью Парижа: популярной писательницей Жорж Санд.
Фридерик Шопен. Основные произведения (22)
Представлены наиболее известные сочинения. Если Вы не обнаружили в списке известную композицию, пожалуйста, укажите ее в комментариях, чтобы мы могли добавить произведение в список.
Народный рейтинг: 310752
Соната для фортепиано № 2 си-бемоль минор, ор. 35 — фортепианная соната Фредерика Шопена, закончена в 1839 году, впервые опубликована в 1840 году. Наиболее известна её третья часть — Траурный марш.
Народный рейтинг: 275905
Самый известный вальс Шопена
Народный рейтинг: 236108
Народный рейтинг: 232899
Фантазия-экспромт — одна из наиболее исполняемых и популярных композиций Шопена.
Народный рейтинг: 213494
По забавному заблуждению, этот вальс Шопена (с авторским комментарием «вальс маленькой собачки») прозвали также «собачьим вальсом», затем перепутали с известной пьесой для начинающих «собачий вальс», чьё авторство тоже заодно приписали Шопену.
Народный рейтинг: 175710
Влюблённый в Констанцию Гладковскую, девятнадцатилетний Шопен написал, по его собственному определению, «изысканный вальсик в две страницы, ре бемоль мажор». Примечательно, что вальс не предназначался Шопеном для печати, и был издан посмертно.
Народный рейтинг: 165192
Ноктюрн № 20 до-диез минор был написан Шопеном в 1830 году. Иначе этот ноктюрн называется посмертным, поскольку он был издан уже после смерти композитора.
Народный рейтинг: 111411
Народный рейтинг: 67476
Революционный этюд — этюд для фортепиано до минор, сочинение 10, № 12, написанный польским композитором Фредериком Шопеном во время восстания в Польше 1830 года.
Народный рейтинг: 60345
Музыка из ноктюрна использована во вступлении к песне Елены Ваенги «Я болею тобой» («Шопен»).
Народный рейтинг: 58439
Фильм «Место встречи изменить нельзя» (1975):
Шарапов (играет этюд фа минор Шопена)
Промокашка: — Это и я так могу.
Шарапов: — А чё ж сыграть то ?
Промокашка: — Мурку!
Народный рейтинг: 57921
Двенадцать этюдов, соч. 25. Этюд ля минор № 11. Одно из самых гениальных героико-трагических созданий Шопена
Народный рейтинг: 48746
Народный рейтинг: 40817
Народный рейтинг: 40376
Четыре баллады Фридерика Шопена — это одночастные произведения для фортепиано, созданные между 1831 и 1842 годом. Они считаются одними из сложнейших произведений в стандартном фортепианном репертуаре.
Народный рейтинг: 35750
Народный рейтинг: 35602
Данный концерт, наряду с Концертом № 2, является одним из двух произведений, которые обязан на выбор исполнить финалист Международного конкурса пианистов им. Ф. Шопена.
Народный рейтинг: 33606
Ноктюрны Шопена часто появляются в фильмах, сериалах, компьютерных играх и песнях.
Народный рейтинг: 24938
Шопен. Двенадцать этюдов, Op. 25 № 10
Народный рейтинг: 14739
Помимо «революционного» этюда у Шопена есть ноктюрн, который тоже можно назвать «революционным». В нем прослеживаются трагические образы освободительной борьбы.
Каталоги классики
Композиторы
Комментарии (9)
Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт. 🎵 Хотите предложить музыку на сайт ?
Возможно, точно такое предложение уже есть в Копилке идей, проверьте, пожалуйста. Тогда обязательно поддержите идею дополнительным комментарием в её поддержку, и это непременно ускорит добавление.
Также Вы можете добавить мелодию на сайт самостоятельно. 🔎 Не получается найти музыку ?
Список использованных произведений находится в разделе «Музыка». Там же есть поиск по названию и композитору. 🤔 Указано неправильное название ?
Не стесняйтесь оставлять замечания, если, по Вашему мнению, произведение озаглавлено неправильно либо некорректно.
- 💎 22.06.2020 10:39 Шопен концерт 2 | Шопен
Шопен концерт 2
https://youtu.be/T_GecdMywPw
1 часть с 0:27 и с 3:04
3 часть с 24:12
2 часть
https://youtu.be/T_GecdMywPw
С 15:27
Предложение по добавлению композиции: Шопен — Вальс ля минор (Waltz in A minor, B 150, Op. Posth) https://www.youtube.com/watch?v=algM0c_u99k или https://www.youtube.com/watch?v=eN5z1mu6j4M
Также она звучала как одна из основных к фильму «Шопен. Желание любви»: например, вот одна из финальных сцен, где вспоминаются яркие моменты их романа с Жорж Санд https://www.youtube.com/watch?v=KmXi8wjvURw
Здравствуйте!
Это я, но не с Листом. Я насчет Шопена.
В библиотеке уже довольно много его произведений, но очень-очень мало прелюдий. Ведь они тоже очень известны.
1) Прелюдия №6, си минор, одна из трех прелюдий, игравших на похоронах Шопена (наряду с 4 и 20). (https://www.youtube.com/watch?v=_FiZ5zvAITs);
2) Прелюдия №7, ля мажор, написана в форме мазурки. (https://www.youtube.com/watch?v=yLU4wgtpjGs);
3) Прелюдия №8, фа-диез минор, очень виртуозное произведение. (https://www.youtube.com/watch?v=Us8q8wi_Pk0);
4) Прелюдия №9, ми мажор, самая короткая прелюдия. (https://www.youtube.com/watch?v=n4izRBExtEM);
5) Прелюдия №10, до-диез минор. (https://www.youtube.com/watch?v=9bN7WOr44IE);
6) Прелюдия №12, соль-диез минор, очень сложная прелюдия. (https://www.youtube.com/watch?v=1ux3t8OZYHY);
7) Прелюдия №15, ре-бемоль мажор, самая известная прелюдия. (https://www.youtube.com/watch?v=HVau-JRGirg);
8) Прелюдия №16, си-бемоль минор, славящаяся своей сложностью. (https://www.youtube.com/watch?v=3LmH18JCfnI);
9) Прелюдия №19, ми-бемоль мажор, похожа на бульканье воды. Одна из, если не самая сложная прелюдия.. (https://www.youtube.com/watch?v=4jGtP92YhmM);
10) Прелюдия №20, до минор, имеет форму марша. (https://www.youtube.com/watch?v=EIQw7MnfdG4);
11) Прелюдия №24, ре минор, «ураганная» прелюдия. (https://www.youtube.com/watch?v=QHcEH2Rliko).
12) Прелюдия ми-бемоль минор, «Дьяволовы трели». Прелюдию обнаружили уже в 2000-х годах, поэтому она не так известна. (https://www.youtube.com/watch?v=i-U9p34qnik)
Максим, спасибо! Обязательно будем добавлять.
Здравствуйте!
Предложу добавить 17-ый ми-бемоль мажорный вальс Ф. Ф. Шопена (https://www.youtube.com/watch?v=Aau5TagG7Ew). Фрагмент можно ставить с первых нот, или объединить темы A и B в одном фрагменте. Я очень полюбил это произведение с первого прослушивания.
Понимаю, что Шопена в викторине уже много, и всё же предлагаю Скерцо № 2 си-бемоль минор (https://www.youtube.com/watch?v=Bd_9hgpo1u4, самое начало — с 10:52 и где-то до 11:29).
Лада, спасибо! Обязательно добавим.
Напишу сейчас, а то забуду. Есть у Шопена две довольно известные вещи, которые здесь не предлагали ещё: мазурка ля минор (op. 68, № 2) и прелюдия до минор (op. 28, № 20).
Источник
Секреты Шопена. Речь и пение музыки
// Избранные выдержки из книги М.Томашевский «Шопен. Человек, творчество, резонанс» / М.: Музыка, 2011.
Мечислав Томашевский (1921-2019) – польский музыковед, профессор музыкальной академии в Кракове, зав. кафедрой теории и интерпретации музыкальных произведений. Был председателем научного совета Общества им. Ф.Шопена. Автор многих трудов, посвящённых национальной музыке. Жемчужиной его работ специалисты считают эту монографию о Фредерике Шопене, в основе которой лежит его докторская диссертация.
<< Основной чертой игры Шопена была изысканная, утончённая, очаровательная салонность… Генрих Гейне, характеризуя пианистов своей эпохи, остановился на двоих: «Перед Листом исчезают все пианисты, за исключением одного: Шопена, Рафаэля фортепиано». <…> Антон Шиндлер (1842) закончил сравнение Листа с Шопеном выражением восхищения последним, игра которого «одухотворяет рояль чистой поэзией». В рецензии на концерт Шопена Луи Эскюдье писал (1842): «Его вдохновение обладает поэтической природой, нежной и наивной, без головокружительных бросков рук и сатанинских вариаций»… Другой рецензент того же концерта М.Бурж, не задумываясь, приводит фамилии: «Лист и Тальберг, как известно, производят огромное впечатление. Шопен делает то же, но не так резко, без такого шума – потому что затрагивает в сердце более интимные, нежные струны». <…>
Когда, описывая игру Шопена, Ференц Лист (1852) упоминает «волшебство этой несказанной поэзии, очарование нежное и проникновенное, словно прелесть лёгкого экзотического аромата вербены или каллы…», сразу чувствуется, что он стремится к выводу об её ограниченном воздействии: «игра Шопена не действует на толпу и не может потрясти массы», так как в ней нет мощи и силы. И поэтому «вполне наслаждаются его музыкой только узкие группы избранных». В этих утверждениях зародился миф о Шопене как салонном, изнеженном, тепличном пианисте и композиторе. Невозможно отрицать, что, по свидетельствам современников, динамический звукоряд у Шопена был смещён в сторону пиано. Но он не был обеднён, совершенно напротив — исключительно разнообразен по силе и тембру звучания. <…>
Эрнест Легуве в Gazette Musicale de Paris (1838) сделал заявление, не лишённое остроты: «На вопрос, кто первый в мире пианист – Лист или Тальберг, ответ только один – Шопен». <…>
== Речь и пение музыки
Шопен учил недолго, немногим более десяти лет, но всё говорит о том, что учил он принципиально, умело, страстно и осознанно. Мы располагаем двумя видами источников, свидетельствующих о способах, которыми он стремился достигнуть цели: довольно многочисленные, хотя и отрывочные свидетельства учеников и наброски самого Шопена к задуманному им Методу – своеобразной школе игры на фортепиано. <…>
Наброски включают в себя три вида текстов: введение в основы музыки, основы игры на фортепиано и базовые принципы музыкальной эстетики. <…>
Исходным пунктом пианистической эстетики Шопена является признание музыки своеобразным эквивалентом речи. Речи, выражающей мысли, чувства и впечатления, но без определённости и решительности. По мнению Шопена, звуки создают музыку так же, как слова – речь. Невозможно счесть эту идею побочной для эстетики Шопена: она по-разному высказана восемь раз и полностью созвучна указаниям и наставлениям конкретного пианистического характера. Техника, как подчёркивает Шопен, не является самоцелью: она должна служить выразительности, должна превращать игру в высказывание, исполненное смысла. <…> Рауль Кочальский записал высказывание Микули: «Каждая фраза» звучала под пальцами как пение, с такой выразительностью, что каждый звук словно являлся слогом, каждый такт (мотив) – словом, каждая фраза – мыслью. Это была декламация, лишённая всякого пафоса, но одновременно простая и возвышенная». <…>
Язык музыки Шопена – язык напевный. Постулат напевности фортепианной фразы не является его собственным: «эту прекрасную манеру петь», ставшую возможной благодаря английской механике фортепиано, одобряет Ф.Калькбреннер, возводит в главный теоретический принцип С.Тальберг («Искусство петь на фортепиано»). Она «носится в воздухе», хотя бы в противовес «жемчужности» стиля brillant и венской манере. Ж.Ж.Айгельдингер заканчивает свои рассуждения так: «Для Шопена пение было альфой и омегой музыки, оно является фундаментом всей инструментальной практики». <…>
Некоторых учеников Шопен направлял к теоретику Анри Реберу, дружившему с ним, на курс музыкальных форм. Аналогично он поступал с достижением требуемой напевности, посылая учеников к парижским представителям бельканто. Адепты фортепиано должны были услышать и подсмотреть у них приёмы исполнения группетто, форшлагов, вокального rubato.
Инстинкт предостерёг его от вхождения в пространство синтетического искусства, от оперы, кантаты, оратории; по сути дела, и от песни, ведь она осталась в сфере произведений, написанных для альбомов. Отказ от сочинения песен как одного из главных направлений творчества понять довольно трудно, зная, что Шопен почти боготворил прекрасное, выразительное пение. <…>
Мелодика, по общему мнению, является важнейшим и исключительно оригинальным элементом творчества Шопена. Сам же он – «одним из гениальнейших мелодистов, известных истории» (Л.Мазель, 1952). Оригинальность мелодии Шопена как будто порождается её неустанным освобождением от общепринятых традиций. В своём течении она поминутно удивляет, развиваясь иначе, чем можно было ожидать. <…> Согласно общему мнению, шопеновская мелодия обычно определяется как певучая, плавная, живая, гибкая, свободная, развивающаяся, выразительная вплоть до декламации, изменчивая, слегка танцевальная, глубоко эмоциональная, поэтичная. <…>
Мелодия у Шопена исполняет, в силу своей природы, прежде всего тематическую функцию. Она рождается на фортепиано, но происхождение её – вокальное. «Пой, когда играешь»,— так говорил он ученикам на занятиях, а верные артикуляция и интонация фразы свидетельствовали о том, что исполнитель действительно чувствует музыку, как понятный язык.
Мелодические темы делятся у Шопена по тому, на чем в первую очередь сделан акцент – на «пении» или «речи» фортепиано. Отсюда два основных вида тем: a) кантиленные, «песенные», насыщенные звуком, и b) речитативно-интонационные, «риторические», являющиеся как бы транспозицией полного содержания речи. <…>
Для Шопена – и не только для него, но и для его эпохи – музыка являлась аналогом речи, а правильная артикуляция звуковой последовательности вырастала до уровня основного задания интерпретирующего произведение пианиста. Как известно из высказывания Я.Клечиньского (1879), «вся теория стиля, которую Шопен преподавал своим ученикам, основывалась на аналогии с человеческой речью, с декламацией, а значит, опиралась на правильное разделение на фразы, на верную пунктуацию».
Ещё сильнее значение артикуляции подчеркивалось в высказывании Кароля Микули (1880): «Всё своё внимание Шопен сосредоточивал на правильной фразировке. Неверная фразировка вызывала у него сравнение, которое он часто любил повторять: «Это так, словно кто-то произносит текст на языке, которого не знает […] порой останавливаясь поэтому даже в середине какого-нибудь слова. Своей варварской фразировкой такой лжемузыкант выдаёт, что музыка для него родным языком не является».
Акцентировка и артикуляция в собственном смысле, взаимодействуя друг с другом, выполняют в произведении роль, подобную той, которую в речи выполняет просодия: они концентрируют вокруг выделенного акцентом звука или аккорда всю мотивную группу и в то же время объединяют и разделяют, придают мотивам и фразам выразительность и характер. Средства артикуляции естественным образом делятся прежде всего на те, которые собирают и объединяют, и те, которые разделяют и выделяют, хотя звуковая реальность произведения бывает, конечно, значительно богаче.
Объединяющий вид артикуляции является у Шопена основным для музыкального повествования. Певучее legato, legato cantabile стало одной из отличительных черт шопеновского стиля – как композиторского, так и исполнительского. По рассказам учеников, он рефреном повторял: «Нужно петь пальцами». Впрочем, это был общий принцип в среде пианистов-композиторов 1830-1840-х годов. Тому же учили Фридрих Калькбреннер (Германия), Анри Герц (Франция), Сигизмунд Тальберг (Австрия). Шопен лишь воплотил в жизнь тенденции эпохи наилучшим, неподражаемым образом. <…>
Считается, что Шопен первым перенёс из практики бельканто вокальные портаменто, суть которых Г.Риман определил как «изменения высоты, исполняемые без прерывания плавного потока звуков». <…>
Аппликатура является у Шопена системой, далёкой от всякой случайности, отработанной и проверенной на собственной игре и на игре учеников. <…> Целью, к которой стремился Шопен, создавая свою систему аппликатуры, было сохранение плавности и мягкости звукового потока при его максимальной дифференциации. «Существует столько же видов звуков,— писал Шопен,— сколько пальцев на руках». <…> По словам учеников, Шопен рекомендовал им искать как можно больше вариантов звучания – сам он мог найти почти 20 способов удара по клавишам.
Среди приёмов и методов, которые можно прочесть по расстановке пальцев, обозначенной в рукописях, первых изданиях и экземплярах учеников, некоторые вызывают особый интерес.
a) Подчёркнутое применение третьего пальца, которого Шопен называл «великим певцом». Все три разделённых паузами звука, начинающие драматически напряжённую мелодию Ноктюрна до минор, Шопен велит играть одним и тем же третьим пальцем.
b) Полное использование четвёртого и пятого пальцев, прежде остававшихся в тени.
c) Применение первого пальца на чёрных клавишах.
d) Удар одним и тем же пальцем по соседним клавишам – приём, применяемый необыкновенно часто и касающийся всех пяти пальцев.
e) Особое подкладывание пальцев (например, первого под пятый) или особая их последовательность (например, третий после четвертого при движении вверх).
Педализация Шопена выходила за рамки традиций его времени. Она соединяла в себе кажущееся противоречие суровой сдержанности и тонкости, близкой к импрессионистическим эффектам. Свидетельства учеников единодушны: Ф.Мюллер-Штрайхер призналась Ф.Никсу, что Шопен не выносил злоупотребления педалью. При этом он говорил, что «правильно пользоваться педалью учатся до конца жизни». <…> Шопен проставлял педаль только в особых местах, прежде всего, там, где он ждал от исполнителя совершенно необычного звучания.
Шопен дал в своей жизни около 30 концертов, которые можно назвать публичными: пять в Варшаве, по одному в Душниках и Вроцлаве, четыре в Вене, один в Мюнхене, двенадцать в Париже, три в Лондоне, по одному в Руане, Манчестере, Глазго и Эдинбурге. Не все концерты были сольными: часто речь шла лишь об участии (хотя не раз и значительном) в чужом концерте, бенефисе. Зато он много концертировал приватным образом: в салонах аристократии и (порой) двора, а также у друзей и у себя. <…>
Уход Шопена с большой сцены вызван «причинами психологическими и даже физиологическими, но прежде всего эстетическими и социологическими… Неприязнь Шопена к публичным концертам отчасти кроется в аристократической концепции музыки, близкой традициям XVIII в. В пианистическом плане эта концепция воплотилась в искусство почти легендарного нюанса» (Ж.Ж.Айгельдингер). Если верить Листу (1852), сам Шопен признавался ему: «Я не гожусь для публичных выступлений – публика меня смущает, я задыхаюсь в дыхании толпы, меня парализует любопытный взгляд, заставляет умолкнуть вид чужих лиц». Это известное высказывание заканчивается вложенным в уста Шопена язвительным замечанием: «Но ты создан для этого; если не покоришь слушателей, у тебя есть, чем их убить». Мнение Жорж Санд, пожалуй, подтверждает тон и смысл высказывания Листа: «Он не хочет афиш, не хочет программ, не хочет многочисленной публики, не хочет, чтобы об этом говорили». <…>
Второе направление концертирования – выступления в камерном пространстве, в узком кругу – продолжаются неизменно, всю жизнь: в варшавских салонах, затем – венских и дрезденских, и наконец, в парижских, лондонских и шотландских. Среди писавших воспоминания и тех, кто записывал свежие впечатления, царит упорное убеждение, что лишь в непринуждённой обстановке гений Шопена-пианиста раскрывался вполне. <…>
Известно, что в узком кругу он исполнял некоторые сонаты Бетховена и Моцарта, а также прелюдии и фуги Баха. Согласно К.Микули, он играл «все великие и прекрасные произведения» пианистического репертуара: сонаты, концерты и другие формы, кроме того – Шуберта, Вебера, Гуммеля и Фильда. <…> Перед концертом он обычно закрывался в комнате и играл «Баха, только и исключительно Баха». <…>
Источник