Как работают гастрономические издания и их журналисты
Почему оценка блюд может быть опасна для здоровья, сложно ли профессиональным журналистам конкурировать с фуд-блогерами и как писать интересные истории о еде — об этом и многом другом ЖУРНАЛИСТУ рассказали главные редакторы и обозреватели изданий о еде и напитках.
ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ РАБОТА ЖУРНАЛИСТОВ, ПИШУЩИХ О ЕДЕ, ВИНЕ И РЕСТОРАНАХ?
АННА КУКУЛИНА, винный и гастрономический журналист («Simple Wine News», «Time Out Москва», «Ресторатор-Шеф» и др.), преподаватель «Novikov School»:
— Гастрономический журналист может оценивать рестораны или описывать их без оценок, обозревать тренды высокой кухни, анализировать пищевой ритейл или рецепты домашней еды, готовить большие материалы о производителях разных продуктов питания, делать интервью с шеф-поварами ресторанов и производителями продуктов. Винные обозреватели берут интервью у виноделов и сомелье, пишут обзоры вин, статьи о конкретных винных регионах или тенденциях в мире вина, а также анализируют экономику винного рынка, описывают производство разных вин и изучают особенности винных карт в ресторанах.
ВЛАДИМИР ГРИДИН, гастрономический обозреватель, автор Telegram-канала «Foodiscovery»:
— Вместо того чтобы толкаться у суда в ожидании заявлений адвоката звездного задержанного или договариваться об интервью с депу татом Госдумы, ресторанный критик идет в ресторан, разговаривает с шеф-поваром и изучает продукты. При этом интересы фуд-райтеров гораздо шире, чем просто поварской лексикон, ведь все прекрасно знают, что тарелкой пасты никого не удивишь, зато написать о пасте детектив, ситком или романтическую мелодраму вполне возможно.
КАКОЕ НУЖНО ОБРАЗОВАНИЕ, ЧТОБЫ СТАТЬ ГАСТРОКРИТИКОМ ИЛИ ВИННЫМ ОБОЗРЕВАТЕЛЕМ?
АННА КУКУЛИНА:
— Специального образования для гастрономических и винных журналистов в России нет. Можно получить поварское образование в колледже или окончить отраслевой институт по специальности «технолог винного производства», но среди коллег это бывает редко. Учиться нужно в основном на собственном опыте. Пробовать, анализировать свои ощущения, систематизировать вкусы: запоминать, «раскладывать их по полочкам» в памяти. Я по диплому филолог, и это вполне подходящее образование, поскольку иностранные языки необходимы для того, чтобы читать профессиональную литературу.
ВЛАДИМИР ГРИДИН:
— Я профессиональный журналист, меня учили правильно складывать слова в предложения, но образования ресторанного критика не существует в природе. Чтобы понимать, хорошо ли приготовлена еда, мало сказать: «Вкусно!» (вкусовые рецепторы у всех настроены по-разному, и что одному арбуз, то другому поросячий хвостик). Надо понимать качества исходных продуктов, технологию приготовления, представлять некий общий контекст, например, национальной кухни или авторского почерка шефа, уметь вписать блюдо в мировой гастрономический процесс. Чем шире кругозор пишущего, тем интереснее у него выходят тексты. Параллели между едой и чем-то общедоступным, как музыка, или, наоборот, желанным и узнаваемым, как высокая мода, помогают проще и доходчивее объяснять, что происходит в тарелке.
АНАСТАСИЯ ПРОХОРОВА, главный редактор журнала «Simple Wine News»:
— Мы внутри редакции изначально «выращивали» винных экспертов из журналистов, или наоборот. Так что все наши авторы — люди, которые пишут хорошо и с глубоким пониманием предмета. Этим летом, кстати, мы сделали толстый спецвыпуск в поддержку ресторанной индустрии, особенно сильно пострадавшей в период пандемии. В нем примерно треть всех текстов была написана сомелье из разных городов России: в проекте участвовали 37 сомелье, некоторые оказались очень классными авторами.
КАК ГАСТРОЖУРНАЛИСТАМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ИЗДАНИЯМ КОНКУРИРОВАТЬ С ФУД-БЛОГЕРАМИ?
АННА КУКУЛИНА:
— Я не вижу особой конкуренции между журналистами и блогерами именно в этой области. Есть винные блогеры, которые оценивают вина, но они обычно не могут оценить такое количество позиций, как команда профессиональных дегустаторов, собранная редакцией журнала или сайта. Люди, которые хотят составить для себя полную картину, например, какой-то категории, берут профессиональное издание.
ВЛАДИМИР ГРИДИН:
— Мне одинаково нравится писать большие статьи и крохотные заметки. Свой журналистский опыт я перенес в Telegram-канал о еде вне дома «Foodiscovery». Аудитория, как мне кажется, это ценит. Канал дает мне возможность писать о еде вне редакционных планов, оставляющих за границами актуальной повестки многое из происходящего в мире гастрономии.
МАРИНА ШАКЛЕИНА, главный редактор сайта «eda.ru»:
— Блог — это высказывание конкретного человека. Его читают те, кто доверяет мнению автора. Своего рода аналог авторской колонки в газете или журнале. Издание — история широкая. В его рамках может быть много таких «блогов». Недостатком может служить только одно: не всегда у издания есть лицо, то есть конкретный человек, гарант доверия, тогда как блог строится на силе личности изначально.
Источник
Подборка: 60 универсальных вопросов для интервью
Подбираешь вопросы, отправляешь герою, получаешь ответы, форматируешь и — в печать! Конечно, это поверхностная схема создания интервью. На самом деле, это самостоятельный и яркий контентный формат. И в блоге он очень выгодно смотрится на фоне привычных статей, руководств и новостей.
На тему интервью мы уже подготовили несколько материалов. Сейчас речь пойдет о самом важном этапе подготовки к интервью — о вопросах.
Изучая героя, хочется задать ему важные и острые вопросы одновременно. Хочется, чтобы интервью не было скучным, банальным и типичным. Хочется, чтобы читатель проглотил его, смакуя каждую букву, каждую реплику.
И в такие моменты под рукой очень не хватает подборки вопросов для интервью, которые можно адаптировать под отдельного персонажа.
Эту подборку мы готовили для себя. Но решили поделиться ею и с вами. Потому что шаблоны всегда помогают в работе.
Вопросы для интервью: 60 шаблонов
- Расскажите о себе, своем бизнесе.
- Как Вы можете охарактеризовать себя в двух словах?
- Когда Вы решили стать_____ и почему?
- Что привело Вас именно к __________?
- Что послужило толчком к _________?
- Какими были первые шаги?
- В чем плюсы и минусы работы _______?
- Опишите свое самое большое достижение и самый впечатляющий провал?
- Опишите три Ваших достижения?
- Бывают ли моменты, когда Вас покидает вдохновение (теряете веру в себя, в свой бизнес)?
- Опишите свою рабочую обстановку?
- Планируете ли Вы изменить _______?
- Каковы Ваши планы в _______?
- В чем секрет успеха в _____?
- Как Вам удалось добиться успеха в _______?
- Ваши любимые книги (фильмы, блюда)?
- Чего бы Вы никогда не сделали в жизни?
- Можно ли утверждать, что ______?
- По какому принципу Вы ______?
- Вы сами пришли к этой позиции или ______?
- Как изменились Вы после _______?
- Вы любите свою работу (бизнес, продукт, услугу, дело)?
- Чем Вы любите заниматься в свободное время?
- Как сделать, чтобы ________?
- Какие советы Вы можете дать новичкам (сотрудникам, читателям)?
- Когда Вы в последний раз _________?
- Что Вас интересует помимо______ и ________?
- Как Вы отдыхаете от ____?
- Как к Вам пришла идея организовать ________?
- Вы делали _____ самостоятельно или с поддержкой?
- Как часто Вы ________?
- Как вы считаете, какова ________?
- По-вашему, какими качествами должен обладать _____?
- Вы остаетесь самим собой, выполняя свою работу, или это PR ход?
- Какова доля удачи и везения в Вашем проекте?
- Есть ли у Вас свой девиз, миссия?
- Вы уже много добились в своей профессии, изменила ли Вас популярность?
- Сколько времени Вы посвящаете ______?
- Как Вы думаете, почему в обществе (на рынке, в компании, на форумах, в интернете) сформировалась такая точка зрения?
- Что для Вас было самым сложным?
- Расскажите пошагово, что нужно сделать, чтобы _________?
- С чего начинать новичку, если он захочет пойти по Вашим стопам?
- Какие профессиональные рекомендации можете дать тем, кто только начинает развиваться в _______?
- Какие могут быть подводные камни в Вашей сфере?
- Сложно ли заниматься тем, что приносит Вам деньги? Чего Вам это стоит?
- Как к Вам пришел первый успех?
- Как окружающие воспринимают Ваше развитие (работу, перемены)?
- Где Вы ищете своих заказчиков (клиентов, покупателей, инвесторов, партнеров)?
- Нет желания все бросить к «чертовой бабушке» и начать что-то совершенно новое?
- Расскажите ТОП-5 наиболее эффективных тактик (советов, фишек, приемов, секретов, способов) в _______?
- Каково Ваше мнение по такому вопросу: ___________?
- Сформируйте Ваше отношение к жизни (бизнесу, семье, коллегам, сотрудникам) в пяти словах?
- В чем заключается главная экспертиза человека Вашего уровня?
- Сложно было отказаться от_______ (свободного времени, стабильности, карьерного роста)?
- Вы всегда так открыты (закрыты, агрессивны, оптимистичны, быстры)?
- Какую оценку Вы поставите себе как _______?
- Приходилось ли Вам в профессиональной деятельности переступать через свои принципы?
- В любом деле есть переломные моменты. Какие были у Вас?
- Что мешает Вам жить, а что помогает?
- О чем Вы мечтаете?
Конечно, эти вопросы больше относятся к персональному, а не к профессиональному интервью. Но в любом случае каждый из них может повлечь за собой цепочку новых идей, которые в итоге превратятся в полноценный сценарий беседы.
Трансформируйте их, перекручивайте, адаптируйте к теме диалога. Главное, что эти вопросы станут вашим материалом для работы.
Источник
Как подготовить материал для СМИ
Мы продолжаем серию публикаций, посвященных связям со средствами массовой информации. Эти связи практически невозможны без материалов для прессы. При правильном подходе к их составлению и распро-странению эффект от коммуникаций с журналистами может превзойти все ожидания.
Ксожалению, далеко не в каждой организации могут правильно подготовить материал для СМИ. Поэтому, например, в редакцию нашего журнала приходят сообщения об очередных гастролях московской поп-звезды или пресс-релизы не информационного, а рекламного характера.
Написать пресс-релиз так, чтобы он привлек внимание адресата, не так просто, как может показаться. А ведь пресс-релизы — далеко не единственный способ рассказать о своей компании и происходящих в ней событиях журналистам, а с их помощью — и целевым аудиториям организации.
Информацию для прессы представляют в следующих основных материалах:
пресс-релиз содержит важную новость, иногда даже сенсацию, или полезную информацию для широкой аудитории. Цель пресс-релиза — заинтересовать журналиста и заставить его обратиться за комментариями и подробностями;
бэкграундер дополняет информацию, содержащуюся в пресс-релизе, или сообщает о текущих событиях;
факт-лист — это документ, информирующий об основных характеристиках организации, человека или события (об истории и направлениях деятельности фирмы, ее руководителях, числе сотрудников, месторасположении, размерах текущих продаж и т.п.);
биография перечисляет сведения о конкретном человеке и используется для дополнения информации о новых назначениях, увольнениях и т.п.;
форма «вопрос-ответ» может заменить интервью с руководителем организации и содержит ответы на часто задаваемые или предполагаемые вопросы журналистов о чем-либо;
письмо редактору отражает отношение компании к общественно значимой
проблеме или содержит комментарии по поводу ранее опубликованного или сказанного;
медиа-кит состоит из нескольких материалов, необходимых СМИ (пресс-релиз, бэкграундер, факт-листы, биографию, форму «вопрос-ответ», фото) и распространяется обычно на мероприятиях с участием журналистов (пресс-конференциях, выставках, семинарах и т.д.).
Подготовленные публикации для печатных СМИ бывают следующих видов:
именные (авторские статьи) — материалы, которые представляют руководителя компании в качестве эксперта по ряду важных вопросов, так как подписываются руководителем организации;
обзорные и аналитические статьи обычно пишутся людьми, знающими определенную проблему изнутри, и размещаются в специализированных изданиях или специальных рубриках в массовых СМИ. В таких статьях содержится обзор опыта, достижений нескольких компаний или анализ ситуации в определенной сфере или отрасли. Например, в Ульяновске востребованы исследования различных рынков, анализ изменений в законодательстве и их влияния на развитие бизнеса и др. Эти статьи значимы с точки зрения формирования и поддержания имиджа фирмы, поскольку даже рекламные материалы более эффективны, если в них не восхваляется товар, услуга или их производитель, а дается объективная оценка ситуации на рынке, имеющихся проблем, преимуществ фирмы перед конкурентами, тенденций развития отрасли и т.д.;
адветориалз — сочетание рекламы и информации. В подобных материалах приводятся факты, цифры по определенной проблеме и путях ее решения. Фармацевтические компании, например, часто именно в таких материалах рассказывают о своих препаратах;
сase-stories сейчас очень популярны. В них описывается разрешение проблемной ситуации при помощи какого-то товара или услуги. Например, это может быть рассказ о том, как одна организация, обратившаяся к консалтинговой фирме по одному вопросу, с помощью полученных рекомендаций неожиданно смогла решить свои проблемы в другой сфере.
У каждой разновидности PR-текста свои особенности, но при создании всех материалов для СМИ необходимо учитывать следующее:
материал должен акцентировать внимание на чем-то одном;
материал должен соответствовать духу и стилю СМИ. Разумеется, для таких изданий, как «Телесемь», «Комсомольская правда» и «Деловое обозрение» пресс-релизы чаще всего будут разными как по стилю, так и по содержанию. Например, не стоит отправлять в специализированный журнал пресс-релиз с информацией о драке в спортивном клубе, а в таблоид — обзор рынка металлопроката. В специализированных изданиях уместно использование профессиональных терминов, в массовых СМИ текст должен быть понятен любому читателю, зрителю или слушателю, если только это не тематическая рубрика или передача;
материал должен отвечать потребностям адресата и побуждать его к определенным действиям. Но адресат не должен чувствовать, что его заставляют что-то сделать. Решение найти дополнительную информацию или совершить покупку должно казаться продуманным или давно назревшим;
материал должен быть интересным и, по возможности, оригинально оформленным. При подготовке текстов для СМИ стоит попросить ваших сотрудников или знакомых ответить, кому и почему этот материал будет интересен, действительно ли в нем есть что-то полезное или важное для тех людей, на кого он рассчитан, и т.п.;
фокусировать внимание необходимо на ярких деталях;
броский заголовок и емкий первый абзац выделят ваше сообщение среди множества подобных. Краткая формулировка основной мысли поможет вам проверить, правильно ли вы вычленили главное и интересно ли это целевой аудитории конкретного СМИ;
материал должен быть последовательным и логичным;
позиция организации должна быть подтверждена фактами, цифрами, документами;
одно из самых важных требований к любому тексту — удобство для чтения и использования.
Чтобы сделать текст удобочитаемым, нужно:
повторять ключевые слова и основное положение, которое можно процитировать;
осторожно употреблять малоизвестные аббревиатуры, узкоспециальные термины, сложные образы и метафоры;
употреблять не более одного длинного слова на девять коротких;
в предложении использовать 7-15 слов и минимум причастных и деепричастных оборотов и вводных конструкций;
для создания необходимого ритма чтения соблюдать следующий порядок предложений: длинное, короткое, очень короткое, немного длиннее;
чаще использовать существительные и глаголы;
не допускать фактических и грамматических ошибок;
если материал планируется опубликовать в СМИ приблизительно в том же виде, в котором он посылается в редакцию, следует подумать об оригинальности дизайна. Прислушивайтесь к советам дизайнера и верстальщика издания. Они представляют, как будет выглядеть страница в напечатанном варианте, и как сделать ваш макет или статью запоминающимися и стильными;
если вы готовите для СМИ фотографии, позаботьтесь о том, чтобы они были четкими и выразительными. Желательно делать снимки профессиональной камерой. При отправлении фотографий по электронной почте не забывайте их архивировать. Если из-за ваших снимков кто-то не вовремя получит важную информацию, к вам будут относиться как к фирме, не уважающей труд редакции;
материалы для СМИ важно составлять и распространять заблаговременно. Сроки подачи материала в номер, график работы редакции должен быть выяснен вами на этапе налаживания контактов с журналистами (см. «Деловое обозрение», №10, 2004). Поскольку большинство материалов для СМИ отправляются по электронной почте, не следует перегружать их тяжелой графикой.
Научиться готовить материалы для прессы может каждый. Нужны только желание, понимание того, что дадут ваши усилия, и опыт. При наличии всех этих составляющих ваш успех в отношениях со СМИ, а значит, и в формировании и поддержании имиджа в глазах вашей целевой аудитории, не за горами.
Содержание пресс-релиза
1. Пометка «Срочно» в левом верхнем углу, если материал может быть использован немедленно.
2. Название, адрес, e-mail, телефон, факс организации располагают в верхнем левом углу первой страницы.
3. Место и время отправления пресс-релиза. Например, «Ульяновск — 1.10.2004».
4. Броский и интригующий заголовок.
5. Первый абзац, в котором раскрывается суть новости. В нем должны быть ответы на вопросы:
— когда?
— где?
— кто?
— что?
— почему и для чего?
— как?
6. Пресс-релиз строится по принципу перевернутой пирамиды: самое важное выносится в начало, а подробности и комментарии размещаются в порядке убывания их значимости в последующих абзацах.
7. В конце имя, телефон, e-mail человека, к которому следует обращаться за дополнительной информацией.
8. Дополнительным файлом или страницей может быть факт-лист.
Самые распространенные ошибки при составлении и рассылке пресс-релизов:
1. Рекламный, а не информационный характер
2. Отсутствие новости
3. Не выделено главное
4. Отсутствие заголовка
5. Художественный стиль
6. Не указаны данные организации-источника
7. Рассылка всем СМИ одного и того же пресс-релиза
8. Очень сложные предложения и слова
9. Мелкий, неудобочитаемый шрифт
10. Маленькие поля
11. Тяжелая графика
12. Рассылка релизов по электронной почте вложенным файлом
Требования к оформлению пресс-релизов:
1. Печать на бланке организации
2. Удобочитаемый шрифт
3. Объем — 1-2 стр.
4. Короткие абзацы (до 6 строк)
5. Простые предложения
6. Доступный язык
7. Отсутствие сокращений имен и названий
Источник
Кулинарная журналистика
Говорят, кулинария – это искусство. Это творчество. Может быть. Правда, когда ты творишь трижды изо дня в день, получается как-то ремесленно. Собственно, проблема истощения творческих ресурсов есть, наверное, в любом занятии.
Писать по три статьи в день так же утомительно, как сочинять завтрак, обед и ужин. Или наоборот – каждый день готовить так же скучно, как каждый день сочинять. Таскать домой продукты. Пассеровать, обжаривать, пропускать через мясорубку, обрабатывать, сокращать, редактировать.
Бывают блюда-заметки: макароны там, или гречка, или картошка вареная. Бывают блюда-статьи: хорошие, большие – ну вот вроде борща. А бывают всякие запеченные, фаршированные, перевязанные ниточкой – сложные и увлекательные вроде аналитического обзора…
Вот аналитический обзор – это да. А гречка и макароны надоели, сил нет. Магазин надоел – типа сельпо, ничего не купишь, поди сочини еще что-нибудь из этой фактуры.
И читатель, зараза, капризничает: я это не ем, это не буду, а почему картошку больше не подают, хочу картошки, а обзоры ваши сами читайте… Автор в углу на кухне одиноко чахнет над уткой с яблоками, не оцененной широкими массами едоков.
Впрочем, кулинария – это вечные сюрпризы. Почему вот, например, борщ обладает антидепрессивным эффектом, а тефтельки нет? Почему имбирные пряники и булочки с корицей внушают, что жизнь прекрасна, а салат из крабовых палочек не внушает? Кулинария, даже ежедневная и опостылевшая, – это ежедневное волшебство, тайна, импровизация. Секретные ингредиенты, влитые и всыпанные в кипящее зелье: тмин, кориандр, три капли детских впечатлений, половина чайной ложки беззаботности…
Пусть львиная доля нашего времени уходит на простое, сытное, проходное – мы еще помним о затейливом и многосложном. Нас еще не доела рутина, мы еще можем замахнуться на роман-эпопею: завести торт «Наполеон» из двадцати коржей или сварить настоящую гурьевскую кашу – по правилам, с пенками… Да мы, собственно, и гречку можем сварить с душой, с самоотдачей, нежную и рассыпчатую… Ведь мы не просто кухонные рабыни. Мы – творческие работники.
Источник
Как отвечать на каверзные вопросы
Скоро запись телепередачи, саммит, конференция, всесоюзный слет мелиораторов или просто семинар, где вас забросают вопросами. Вооружаемся до зубов.
ЛИКБЕЗ ПО КАВЕРЗНЫМ ВОПРОСАМ
Директор объединения «Культура речи», специалист по психологии речевой деятельности.
Классифицируйте вопрос, от этого и зависит ваше поведение. Бывает, вам лишь кажется, что это вопрос, а на самом деле собеседник высказывает свое мнение или дает эмоциональную оценку вашим делам.
Вспомните случай «в тему», притчу, анекдот и так далее. Каждый из этих приемов можно исполнять несколько минут — как раз то самое время, которое вам поможет сориентироваться, собраться с мыслями и определиться со своим ответом.
Не отчитывайтесь, а высказывайтесь. Как только вы начнете отчитываться, сразу проиграете, даже если скажете все правильно. Но стоит начать свое собственное высказывание по заданному вопросу, как он уже начнет звучать не так однозначно, и аудитории станет интересно услышать ваше мнение.
Вам возражают, то есть действительно задают вопрос по существу, но он вам крайне неудобен или неприятен. Возражение со стороны собеседника — пожалуй, самый сложный сценарий. В первом случае (см. пункт 1) для начала можете попросить уточнить вопрос или же отвечайте то, что вам самому захочется, — с учетом неопределенности высказывания. Если же оппонент хамит, вам же легче, ситуация в ваших руках: на агрессию всегда стоит реагировать асимметрично.
«Прижимают к стене», соблюдая правила коммуникации? Тогда отшутиться и уйти от вопроса практически невозможно. Искать подсказку стоит у опытных адвокатов, политиков: в таких ситуациях они практически всегда берут время «на подумать». Затем можно поблагодарить за вопрос, после чего его переформулировать, начав фразой вроде: «То есть вы спрашиваете. »
КАК РЕАГИРОВАТЬ НА ПОВЕДЕНИЕ ЖУРНАЛИСТА
Директор международных проектов агентства «Михайлов и партнеры»
Заранее настройтесь: неправильных вопросов не бывает. Журналист вам не друг, но он и не враг, агрессия в его сторону недопустима.
Забудьте про сухой научный язык. Используйте яркие примеры и истории из своей (или чужой) жизни.
У каждой аудитории своя специфика, спикер должен хорошо в ней разбираться. Нужно понимать, что одно дело интервью на «Утре России» и совсем другое — на «Ведомостях». В каждом случае должны использоваться разные инструменты и приемы донесения информации.
«Без комментариев» — самый слабый ответ на сложный (да и вообще на любой) вопрос. Вы сразу же потеряете кредит доверия и журналиста, и, в конечном итоге, — читателя.
«УСПОКОИТЕЛЬНОЕ» ПЕРЕД ИНТЕРВЬЮ
Алкоголь действительно снимает стресс. Главное, помнить о разнице между выступлением на конференции и дебютом в качестве барабанщика на концерте дружественной группы. В последнем случае выпить лишнего — не криминал.
Вы так или иначе знаете себя и в курсе, как влияет на вас тот или иной тип алкоголя. 50 мл коньяка для мобилизации и концентрации — вполне, если уверены, что крепкий алкоголь вас мобилизует и концентрирует.
Правило доброго глотка. Пригубить спиртного — момент скорее психологический, чтобы переключить мозг, так что одного глотка из фляжки будет достаточно. Сделайте большой глоток. И если уже это будет виски, то single malt, коньяк — не меньше VSOP. Кстати, необязательно зацикливаться на крепком алкоголе. Немного шампанского, и характерный для него эффект легкой эйфории — тоже вполне творческое состояние.
Фото: Из личных архивов; Getty
Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.
Источник