Два вопроса о картинах художников в "Что? Где? Когда?" 1995 год.
Добрый вечер, уважаемые подписчики, любители «Что? Где? Когда?» и посетители сайта Пикабу!
Хочу извиниться за предыдущий пост, а именно за заглавную картинку в посте. Она навела на простой ответ во втором вопросе из раунда «Зеро». В этот раз я нашел вопросы, ответить на которые нужно внимательно посмотрев на картины. Да сегодня будет два вопроса о картинах+бонусный вопрос в комментариях. Думаю этот бонус вам понравится.
Итак речь будет о двух вопросах, которые были сыграны в летней серии 1995 года. Причем сыграны в двух подряд играх. Играли две азартные и любимые всеми команды, которые были «амнистированы» благодаря матчу-реваншу 31 декабря 1994 года.
В третьей игре летней серии играла команда Алексея Вавилова, которая годом раннее сделала самый яркий камбэк в истории клуба, а в 1992 году узнала фамилию Транкаля,который создал ресторан в Москве:
1.Алексей Вавилов — капитан.
2.Леонид Климович
3.Ольга Прокофьева
4.Евгений Нехаев
5.Леонид Стебенев
6.Алексей Шестернев
Им при счете 4:5 не в их пользу выпал вопрос со стоимостью 2,5 млн рублей,но из-за того, что они поставили на него, цена вопроса подскочила в 10 раз. На кону стояли 25 млн рублей и шанс стать бессмертной командой. Спросите как?
Ведь в той серии для 4 команд появилась возможность стать второй бессмертной командой в истории клуба. Нужно было выиграть игру и набрать больше всех денег.
Стоит отметить, что вопрос довольно сложный, главное внимательно посмотреть на картину и вы найдете ответ (1:05). Вопрос с картиной будет в комментариях.
А в следующей игре принимала участие легендарная команда Алексея Блинова в слегка измененном составе:
1)Инна Друзь
2)Михаил Басс
3)Олег Котляр
4)Фёдор Двинятин
5)Александр Друзь
6)Алексей Блинов — капитан
Источник
Н.С. Шер. Картины-сказки. Л.А. Ефросинина Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
Портрет В.М.Васнецова написала его дочь художница Татьяна Викторовна Васнецова.
Какие художники и писатели бывали в доме у Васнецова? Запишите имена только тех, с произведениями которых вы знакомы.
В доме В.М.Васнецова бывали художники Репин, Суриков, Поленов, Серов, певец Шаляпин, писатели Чехов и Горький.
2*. Проталинки
Перечитайте описание дома. Впишите пропущенные слова.
В Москве есть переулок, который называется переулок Васнецова. Входишь в этот тихий переулок, и кажется, будто идёшь по старой–старой Москве. Летом вдоль небольших домов распускаются тополя, зимой лежат сугробы. За дощатым забором стоит дом, не похожий на другие дома переулка. Это потемневший от времени русский терем.
В этом доме много лет жил замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов, а дом построен по его плану и рисункам. После смерти художника родные передали дом государству, и теперь это Дом-музей В.М.Васнецова. Все в этом доме необыкновенно: рубленные бревенчатые стены, огромные печи с цветными изразцами поверху, простые скамьи, широкие дубовые столы и вокруг – тяжелые, крепкие стулья; только богатырям сидеть бы на таких стульях, за такими столами.
3*. Схема
Запишите названия картин, которые вошли в «Поэму семи сказок».
4. Поиск
Запишите имя любимого сказочного героя В.М.Васнецова.
Любимый герой сказок у В.М.Васнецова был Иванушка, младший сын в русских сказках.
5. Точное слово
Что для В.М. Васнецова значит слово «Родина»? Найдите ответ и подчеркните.
Высоко в небе летит огромная птица — ковёр-самолёт, широко распластав крылья. На ковре-самолёте — Иван-царевич. Крепко держит он в руках клетку с Жар-птицей, которая приносит людям счастье. В страхе улетают от неведомой птицы ночные совы. Далеко внизу леса, поля, реки — древняя, прекрасная земля, Родина, которую так любил Васнецов. Но Родина ведь это не только леса, поля и реки. Это люди, которые умеют мечтать, дерзать, побеждать, как Иванушка-дурачок в сказке.
Когда Васнецов задумал свою картину, ему вспоминались люди, мечтавшие о полётах в небо.
6. Книгочей
Вспомните и запишите имена мифологических героев, которые первыми поднялись в небо.
Дедал и Икар (отец и сын) – мифологические герои, которые первыми поднялись в небо.
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь
Источник
Впиши нужные вопросы картина картины
10 психологических тестов по картинкам.:"Что вы увидели первым?"
В зависимости от настроения и нервно-психического состояния у каждого человека возникают различные ассоциации при просмотре одного и того же рисунка. Психологи расскажут много интересного о человеке в зависимости от того, что он первым видит на изображениях с иллюзиями.
Ознакомьтесь с 5 пунктами, как пройти психологический тест по многоплановым картинкам и узнайте, о чем говорит ваш выбор.
Как выполнить тест онлайн
Для выполнения задания придерживайтесь следующих правил:
- Быстро посмотрите на изображение.
- Не разглядывайте его.
- Зафиксируйте внимание на первой мысли, которая вам пришла в голову.
- Выберите один из 2 вариантов ответов.
- Узнайте, о чем говорит ваш результат.
Если вам все понятно, приступайте к выполнению тестов. Можно пройти как 1, так и все 10, предложенных ниже.
10 Лучших психологических тестов по картинкам
Узнайте что говорят психологи о вашем выборе в психологических тестах.
Картинка 1
1. Город. Если именно высотки бросились в глаза в первую очередь, значит вы общительный и целеустремленный человек. Такие личности чаще всего добиваются успеха в начатом деле и являются победителями по жизни. С другой стороны, этот выбор указывает на скрытые тревоги. Узнайте, что вы в себе подавляете с помощью этого онлайн теста.
2. Лес видят романтики и мечтатели. Такие личности сосредоточены на своем внутреннем мире и часто находятся под воздействием фантазий. Вы до сих пор в глубине души верите в чудеса и знаете что рано или поздно с вами тоже произойдет невероятное приключение.
Картинка 2
1.Водопад видят уставшие или морально истощенные люди. Вам уже давно пора взять паузу и как следует отдохнуть. Скорее всего, вы много работаете и уже порядком устали. Такой стиль жизни приводит к стрессу и эмоциональному выгоранию, наличие которого можно определить с помощью психологического теста.
2. Девушки бросаются в глаза внимательным и сконцентрированным. Такая личность обладает отменной памятью и творческим складом ума. У вас отлично развито воображение и художественный вкус.
Картинка 3
1.Водопад. Такой ответ указывает на технический склад ума. Наверняка вы обладаете хорошей памятью и внимательностью. Если это не так, то срочно займитесь их тренировкой. У вас отличный потенциал, который можно быстро развить.
2. Девушка с длинными волосами. Ее видят люди с гуманитарным складом ума. Скорее всего, вам отлично даются гуманитарные науки, а работа связанна с творчеством. Такие личности ранимы, впечатлительны и чрезмерно подвержены стрессу. Узнайте, к чему он приводит и как от него избавиться.
Картинка 4
1.Ворон. Такой ответ дают люди, пребывающие в плохом настроении. Подумайте, что вас угнетает и как исправить ситуацию. Высока вероятность, что вы сильно устали и нуждаетесь в длительном отдыхе. Требуется перезагрузка и смена обстановки. Это поможет пересмотреть жизненные цели и восстановить энергию для дальнейшей деятельности.
2.Голова. Такой результат характеризует личность, как стрессо устойчивую и психически уравновешенную. Вы находитесь в устойчивом нервно психическом состоянии, не склонны к истерикам и неконтролируемому поведению. Без веской на то причины вас чрезвычайно сложно вывести из себя или заставить нервничать.
Картинка 5
1.Череп. Такой результат указывает на наличие мрачных, депрессивных мыслей. Вас что-то сильно беспокоит или вы смотрите на мир с недоверием. Ожидание беды действительно может привлечь ее в вашу жизнь. Не позволяйте грустным мыслям завладеть вниманием. Человеку, увидевшему на этом изображении череп, желательно пройти тест на склонность к суициду.
2.Дети. Такой ответ дают оптимисты и мечтатели по жизни. Если вы видите детей с шариками, значит с уверенностью смотрите в завтрашний день и ждете от жизни больше хорошего, чем плохого.
Этот результат получают общительные и легкие личности, не сконцентрированные на своих проблемах.
Картинка 6
1.Закат видят оптимисты и романтики. Вы обладаете тонким художественным вкусом и замечаете даже малейшие мелочи. Внимательность, любознательность, позитив – это ваши главные качества, которые определил тест.
2.Яйцо чаще замечают уверенные в себе и целеустремленные личности. Таких людей часто называют прагматиками или реалистами. Они обладают хорошей памятью, высокой концентрацией внимания и аналитическим складом ума.
Картинка 7
1.Череп. Такой ответ теста свидетельствует о наличие грустных мыслей, а возможно даже и депрессии. Узнайте, есть ли у вас на нее подозрение с помощью психологического онлайн теста. Высока вероятность того, что в данный момент вы чем-то расстроены или пребываете в затруднительном положении. Помните, что после черной полосы всегда наступает «белый» период. А большинство проблем может вовсе пропасть, если вы начнете к ним иначе относиться.
2.Девушка. Ее видят впечатлительные и глубокие личности. Такие люди достаточно ранимы в глубине души, хоть могут и сами этого не признавать. Вас легко обидеть неосторожным словом или замечанием.
Источник
35 тайн знаменитых картин
Свои секреты есть даже у тех шедевров живописи, которые кажутся нам хорошо знакомыми.
Практически в каждом значимом произведении искусства есть загадка, «двойное дно» или тайная история, которую хочется раскрыть.
Музыка на ягодицах
Иероним Босх, «Сад земных наслаждений», 1500-1510.
Фрагмент части триптиха
Споры о значениях и скрытых смыслах самой известной работы голландского художника не утихают с момента ее появления. На правой створке триптиха под названием «Музыкальный ад» изображены грешники, которых истязают в преисподней при помощи музыкальных инструментов. У одного из них на ягодицах оттиснуты ноты. Студентка Христианского университета Оклахомы Амелия Хэмрик, изучавшая картину, переложила нотацию XVI века на современный лад и записала «песню с задницы из ада, которой исполнилось 500 лет».
Обнаженная Мона Лиза
Знаменитая «Джоконда» существует в двух вариантах: обнаженная версия называется «Монна Ванна», ее написал малоизвестный художник Салаи, который был учеником и натурщиком великого Леонардо да Винчи. Многие искусствоведы уверены, что именно он был моделью для картин Леонардо «Иоанн Креститель» и «Бахус». Существуют также версии, что переодетый в женское платье Салаи послужил образом самой Моны Лизы.
Старый Рыбак
В 1902 году венгерский художник Тивадар Костка Чонтвари написал картину «Старый Рыбак». Казалось бы, ничего необычного в картине нет, но Тивадар заложил в нее подтекст, при жизни художника так и нераскрытый.
Мало кому пришло в голову прикладывать зеркало к середине картины. В каждом человеке может быть как Бог (продублировано правое плечо Старика), так и Дьявол (продублировано левое плечо старика).
А был ли кит?
Хендрик ван Антониссен «Сцена на берегу».
Казалось бы, обычный пейзаж. Лодки, люди на берегу и пустынное море. И только рентгеновское исследование показало, что люди собрались на берегу не просто так — в оригинале они рассматривали тушу кита, выброшенного на берег.
Однако художник решил, что никто не захочет смотреть на мертвого кита, и переписал картину.
Два "Завтрака на траве"
Эдуард Мане, «Завтрак на траве», 1863.
Клод Моне, «Завтрак на траве», 1865.
Художников Эдуарда Мане и Клода Моне иногда путают — ведь они оба были французами, жили в одно время и творили в стиле импрессионизма. Даже название одной из самых известных картин Мане «Завтрак на траве» Моне позаимствовал и написал свой «Завтрак на траве».
Двойники на "Тайной вечере"
Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря», 1495-1498.
Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. Он очень долго искал натурщиков для них. Наконец, ему удалось найти модель для образа Христа среди юных певчих. Подобрать натурщика для Иуды Леонардо не удавалось в течение трех лет. Но однажды он наткнулся на улице на пьяницу, который валялся в сточной канаве. Это был молодой мужчина, которого состарило беспробудное пьянство. Леонардо пригласил его в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду. Когда пьяница пришел в себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему. Это было несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа.
"Ночной дозор" или "Дневной"?
Рембрандт, «Ночной дозор», 1642.
Одна из самых известных картин Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга» около двухсот лет провисела в разных залах и была обнаружена искусствоведами только в XIX веке. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор», и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства.
И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что в зале картина успела покрыться слоем копоти, исказившим её колорит. После расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит днём. Положение тени от левой руки капитана Кока показывает, что время действия — не более 14 часов.
Перевернутая лодка
Анри Матисс, «Лодка», 1937.
В Нью-Йоркском Музее современного искусства в 1961 году была выставлена картина Анри Матисса «Лодка». Только через 47 дней кто-то обратил внимание на то, что картина висит вверх ногами. На полотне изображены 10 фиолетовых линий и два голубых паруса на белом фоне. Два паруса художник нарисовал не просто так, второй парус — это отражение первого на глади воды.
Для того, чтобы не ошибиться в том, как должна висеть картина, нужно обратить внимание на детали. Больший парус должен быть верхом картины, а пик паруса картины должен быть направлен в правый верхний угол.
Обман в автопортрете
Винсент ван Гог, «Автопортрет с трубкой», 1889.
О том, что ван Гог якобы сам отрезал себе ухо, ходят легенды. Сейчас наиболее достоверной считается версия о том, что ухо ван Гог повредил в небольшой потасовке с участием другого художника — Поля Гогена.
Автопортрет же интересен тем, что отражает реальность в искаженном виде: художник изображен с перевязанным правым ухом, потому что он при работе использовал зеркало. На самом деле пострадало левое ухо.
Чужие мишки
Иван Шишкин, «Утро в Сосновом лесу», 1889.
Знаменитая картина принадлежит не только кисти Шишкина. Многие художники, дружившие между собой, частенько прибегали к «помощи друга», а Иван Иванович, всю жизнь рисовавший пейзажи, опасался, что трогательные медведи не получатся у него так, как нужно. Поэтому Шишкин обратился к знакомому художнику-анималисту Константину Савицкому.
Савицкий нарисовал едва ли не лучших мишек в истории российской живописи, а Третьяков повелел смыть его фамилию с холста, поскольку все в картине «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».
Невинная история "Готики"
Грант Вуд, «Американская готика», 1930.
Работа Гранта Вуда считается одной из самых странных и угнетающих в истории американской живописи. Картина с мрачными отцом и дочерью переполнена деталями, которые указывают на суровость, пуританство и ретроградство изображенных людей.
На самом деле художник не задумывал изображать никаких ужасов: во время поездки по штату Айова и он заметил небольшой дом в готическом стиле и решил изобразить тех людей, которые, по его мнению, идеально подошли бы в качестве обитателей. В виде персонажей, на которых так обиделись жители Айовы, увековечены сестра Гранта и его дантист.
Месть Сальвадора Дали
Картина «Фигура у окна» написана в 1925 году, когда Дали был 21 год. Тогда в жизнь художника еще не вошла Гала, и его музой была сестра Ана Мария. Отношения брата и сестры испортились, когда он на одной из картин написал «порой я плюю на портрет собственной матери, и это доставляет мне удовольствие». Ана Мария не смогла простить такой эпатаж.
В своей книге 1949 года «Сальвадор Дали глазами сестры» она пишет о брате без всякого восхваления. Книга привела Сальвадора в бешенство. Еще лет десять после этого он гневно вспоминал ее при каждом удобном случае. И вот, в 1954 появляется картина «Молодая девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов собственного целомудрия». Поза женщины, ее локоны, пейзаж за окном и цветовая гамма картины явно перекликаются с «Фигурой у окна». Есть версия, что так Дали отомстил сестре за ее книгу.
Двуликая Даная
Рембрандт Харменс ван Рейн, «Даная», 1636 — 1647.
Многие тайны одной из самых известных картин Рембрандта были раскрыты только в 60-е годы ХХ века, когда полотно просветили рентгеновскими лучами. Например, съемка показала, что в ранней версии лицо царевны, которая вступила в любовную связь с Зевсом, было похоже на лицо Саскии — супруги живописца, умершей в 1642 году. На финальном варианте картины оно стало напоминать лицо Гертье Диркс — любовницы Рембрандта, с которой художник жил после смерти жены.
Желтая спальня Ван Гога
Винсент Ван Гог, «Спальня в Арле», 1888 — 1889.
В мае 1888 года Ван Гог обзавелся небольшой мастерской в Арле, на юге Франции, куда он сбежал от не понимающих его парижских художников и критиков. В одной из четырех комнат Винсент обустраивает спальню. В октябре все готово, и он решает нарисовать «Спальню Ван Гога в Арле». Для художника очень важен был колорит, уют комнаты: все должно было наводить на мысли об отдыхе. При этом картина выдержана в тревожных желтых тонах.
Исследователи творчества Ван Гога объясняют это тем, что художник принимал наперстянку — средство от эпилепсии, которое вызывает у пациента серьезные изменения в восприятии цвета: вся окружающая действительность окрашивается в зелено-желтые тона.
Беззубое совершенство
Леонардо да Винчи, «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», 1503 — 1519.
Общепризнанное мнение состоит в том, что Мона Лиза — совершенство и улыбка ее прекрасна своей загадочностью. Однако американский искусствовед (и по совместительству стоматолог) Джозеф Борковски считает, что, судя по выражению лица, героиня потеряла много зубов. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил также шрамы вокруг ее рта. «Она так «улыбается» именно из-за того, что произошло с нею, — считает эксперт. — Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы».
Майор на фейсконтроле
Павел Федотов, «Сватовство майора», 1848.
Публика, впервые увидевшая картину «Сватовство майора», смеялась от души: художник Федотов наполнил ее ироничными деталями, понятными зрителям того времени. Например, майор явно не знаком с правилами дворянского этикета: он явился без положенных букетов для невесты и ее матери. А саму невесту ее родители-купцы разрядили в вечернее бальное платье, хотя на дворе день (все светильники в комнате потушены). Девушка явно впервые примерила декольтированное платье, смущена и пытается убежать в свою светелку.
Почему Свобода обнажена
Фердинан Виктор Эжен Делакруа, «Свобода на баррикадах», 1830.
По мнению искусствоведа Этьена Жюли, Делакруа писал лицо женщины со знаменитой парижской революционерки — прачки Анны-Шарлотты, которая вышла на баррикады после гибели брата от рук королевских солдат и убила девятерых гвардейцев. Художник изобразил ее с обнаженной грудью. По его замыслу, это символ бесстрашия и самоотверженности, а также торжества демократии: нагая грудь показывает, что Свобода, как простолюдинка, не носит корсета.
Неквадратный квадрат
Казимир Малевич, «Черный супрематический квадрат», 1915.
На самом деле «Черный квадрат» вовсе не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне, и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.
Специалисты Третьяковской галереи обнаружили авторскую надпись на известной картине Малевича. Надпись гласит: «Битва негров в темной пещере». Эта фраза отсылает к названию шутливой картине французского журналиста, писателя и художника Альфонса Алле «Битва негров в темной пещере глубокой ночью», представлявшей собой абсолютно черный прямоугольник.
Мелодрама Австрийской Моны Лизы
Густав Климт, «Портрет Адели Блох-Бауэр», 1907.
На одном из самых значительных полотен Климта запечатлена жена австрийского сахарного магната Фердинада Блох-Бауэра. Вся Вена обсуждала бурный роман Адели и знаменитого художника. Уязвленный муж захотел отомстить любовникам, но выбрал очень необычный способ: он решил заказать Климту портрет Адели и заставить его сделать сотни эскизов, пока художника не начнет выворачивать от нее.
Блох-Бауэр хотел, чтобы работа продлилась несколько лет, и натурщица могла видеть, как угасают чувства Климта. Он сделал художнику щедрое предложение, от которого тот не смог отказаться, и все сложилось по сценарию обманутого мужа: работа была закончена за 4 года, любовники давно остыли друг к другу. Адель Блох-Бауэр так никогда и не узнала, что муж был в курсе ее отношений с Климтом.
Картина, вернувшая Гогена к жизни
Поль Гоген, «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?», 1897-1898.
Самое известное полотно Гогена имеет одну особенность: оно «читается» не слева направо, а справа налево, как каббалистические тексты, которыми интересовался художник. Именно в этом порядке разворачивается аллегория духовной и физической жизни человека: от зарождения души (спящий ребенок в правом нижнем углу) до неизбежности смертного часа (птица с ящерицей в когтях в левом нижнем углу).
Картина была написана Гогеном на Таити, куда художник несколько раз сбегал от цивилизации. Но в этот раз жизнь на острове не задалась: тотальная бедность привела его к депрессии. Закончив полотно, которое должно было стать его духовным завещанием, Гоген взял коробочку с мышьяком и отправился в горы, чтобы умереть. Однако он не рассчитал дозу, и суицид не удался. Наутро он, качаясь, добрел до своей хижины и заснул, а когда проснулся, то ощутил забытую жажду жизни. А в 1898 году его дела пошли в гору, и в творчестве начался более светлый период.
112 пословиц на одной картине
Питер Брейгель — старший, «Нидерландские пословицы», 1559
Питер Брейгель — старший изобразил землю, населённую буквальными изображениями нидерландских пословиц тех дней. В написанной картине присутствуют приблизительно 112 распознаваемых идиом. Некоторые из них используются и по сей день, например, такие, как: «плыть против течения», «биться головой о стену», «вооружен до зубов» и «большая рыбка ест маленькую».
Источник
Зачем художники рисовали одни картины поверх других
В начале июня в Муниципальном музее Гааги сотрудники при подготовке к выставке работ Клода Моне сделали интересное открытие. Реставратор Рут Хоппе при осмотре картины «Глицинии» заметила небольшие повреждения от осколков стекла в результате бомбардировок во время Второй мировой войны. Сделав рентгеновский снимок, Хоппе увидела поразительную вещь: под «Глициниями» оказался другой слой с изображением водяных лилий.
«Кувшинки» — одна из самых знаменитых серий Клода Моне. Многие работы из этой серии висят в лучших музеях мира или перепродаются на аукционах по многомиллионной цене. Сотрудники музея в беседе с The New York Times высказали предположение, что возможно, это последнее изображение кувшинок Моне.
«Глицинии», Клод Моне. Фото: www.gemeentemuseum.nl
Картина с «двойным изображением» написана между 1917 и 1920 годами, уже под конец жизни Моне, когда он уже был известным и востребованным художником, и вряд ли он использовал один и тот же холст для разных картин в целях экономии. Хоппе также предполагает, что Моне, скорее всего, хотел поэкспериментировать с переходом от изображения кувшинок до глициний, но в итоге остановился на полном изображении глициний.
В истории искусства было немало случаев, когда известный живописный образ на самом деле является не тем, чем кажется. Художники перекрывали, скрывали или перерисовали детали, а иногда даже целые картины по разным причинам. Мы решили сделать подборку известных картин, чьи первоначальные слои содержали другой сюжет, и расскажем про причины правок.
1. Винсент ван Гог, "Лоскут травы"
Написанная в 1887 году картина изображает пейзаж с травяным и цветочным зеленым поле. Однако в 2008 году при помощи рентгенофлуоресцентного анализа ученые из Университета Антверпена обнаружили изображение головы женщины.
Винсент ван Гог, «Лоскут травы». Фото: www.kollermuller.nl
В те годы ван Гон как раз часто писал портреты крестьянок. На самом деле треть всех картин голландца написана поверх использованных холстов. Скорее всего, бедность не позволяла ван Гогу писать на новых холстах.
Рентгеновский снимок. Фото: www.kollermuller.nl
2. Франсиско Гойя, "Портрет дона Рамона Сатуэ"
«Портрет дона Рамона Сатуэ» испанского живописца Франсиско Гойи, который хранится в амстердамском Рейксмузееме, изображает испанского судью Рамона Сатуэ. Эта картина датируется 1823 годом, хотя, проведя тот же рентгенофлуоресцентный анализ, ученые из Университета Антверпена выявили, что Гойя работал над картиной еще в 1810-е годы, правда, то был портрет совсем другого человека.
В 1810-е годы наполеоновские войска завоевали Испанию, и Бонапарт сделал своего брата Жозе королем Испании. Судя по одежде, на фигуре первоначального портрета Гойя изобразил или французского генерала, или самого Жозе Бонапарта. В 1813 году французы были изгнаны из Испании, и на испанский трон вернулся Фердинанд VII. Хранение портрета французского генерала уже во времена испанского правления стало опасным для Гойи, поэтому поверх первоначального портрета он написал испанского судью.
Франсиско Гойя, «Портрет дона Рамона Сатуэ». Фото: www.rijksmuseum.nl
3. Ян Вермеер, "Девушка, читающая письмо у открытого окна"
Как и с «Глициниями» Моне, в этом году ученые выявили новые детали одной из вермееровских картин. На одной из его известнейших картин «Девушка, читающая письмо у открытого окна» все это время была скрыта одна деталь. С помощью различных анализов и рентгена ученые обнаружили замазанное изображение купидона на пустой стене еще в 1979, предполагая, что это сам художник внес правки.
Правда, в 2017 году ученые выявили, что это было сделано после смерти Вермеера консервативным владельцем картины, который не хотел присутствия обнаженного купидона. В этом году сотрудники Дрезденской картинной галереи, где хранится работа, сумели скальпелем снять слой краски с амура. Наличие этого персонажа меняет атмосферу картины. До этого от единственной фигуры девушки исходило одиночество, но присутствие купидона представляет работу в более романтическом свете.
4. Кузьма Петров-Водкин, "Натюрморт с сиренью"
«Натюрморт с сиренью» Кузьмы Петрова-Водкина стал известен каждому после того, как приобрел звание самой дорогой картины в истории русских торгов на аукционе Christie’s 3 июня 2019. Во время анализа работы специалистами аукционного дома была обнаружена вторая дата, написанная рукой художника в углу картины. Причем, подпись перевернута, а это указывает на то, что для натюрморта художник выбрал уже использованный холст.
При съемке в инфракрасном свете под натюрмортом обнаружили незаконченную «Мадонну с младенцем» (рисунок этой работы хранится в одной частной коллекции).
Предположительно, Петров-Водкин перекрыл изображение Мадонны под влиянием политического строя. В 1928 году, через год после начала работы над картиной, художнику поступило предложение выставиться в Институте Карнеги в США в 1929 году. Более подходящим сюжетом для советского творчества сочли натюрморт с изображением граненого стакана с сиренью, рядом с журналом «L»Art Vivant».
5. Амедео Модильяни, "Портрет девушки"
Исследователям британского музея Тейт Модерн, благодаря проведенному рентгеновскому анализу, удалось обнаружить находящийся и скрытый от публики портрет бывшей любовницы итальянского художника Амадео Модильяни. «Портрет девушки», написанный в 1917 году, изображает молодую женщину, чье имя остается неизвестным, в то время как личность персонажа, изображенная на скрытом первом слое полотна, представляет британскую поэтессу и писательницу Беатрису Хастингс.
Амедео Модильяни, «Портрет девушки». Фото: www.tate.co.uk
Она являлась музой и любовницей Модильяни в период с 1914-1916 годы. Их отношения были короткие, но очень бурные. Они познакомились в Париже и были очень капризной и дикой парой. Беатриса не раз позировала для своего возлюбленного, сохранилось множество ее портретов. Однако после расставания Модильяни решил заставить исчезнуть возлюбленную не только из своей жизни, но и со своих холстов — посредством покрытия их новыми сюжетами.
Источник