Тест. Промежуточная аттестация по русскому языку за 2019-2020 учебный год (тестирование).
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
Варианты ответов
- началА
- катАлог
- обнЯлись
- звОнит
Вопрос 2
В каком предложении вместо слова ПАМЯТНЫЙ нужно употребить ПАМЯТЛИВЫЙ?
Варианты ответов
- Каждый год мама покупала календарь ПАМЯТНЫХ дат.
- Это был ПАМЯТНЫЙ разговор, который повлиял на мою судьбу.
- До глубокой старости он оставался таким же словоохотливым, ПАМЯТНЫМ и энергичным.
- Мне дорог и ПАМЯТЕН каждый уголок родного дома.
Вопрос 3
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
Варианты ответов
- пара чулок
- более теплее
- попробуем
- у обоих ворот
Вопрос 4
Укажите предложение с грамматической ошибкой 9с нарушением синтаксической нормы).
Варианты ответов
- Те, кто не освоил никакого ремесла и ведёт праздную жизнь, поступают дурно.
- Учитель литературы спросил учеников, что какие проблемы возникли у них при написании сочинения.
- Правильно распорядиться возможностями своей памяти — вот задача, стоящая перед каждым человеком.
- Пишу вам из деревни, куда заехал вследствие печальных обстоятельств.
Вопрос 5
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
Варианты ответов
- бе..заветно, не..гибаемый
- старинное пр..дание, пр..образовать
- об..ятия, неб..ющееся стекло
- без..нициативный, до..грать
Вопрос 6
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
В позднем творчестве Сальвадора Дали выраже(1)ы новые художестве(2)ые тенденции — интерес к классической ясности, внутре(3)ей гармонии.
Варианты ответов
- 1
- 1, 2
- 3
- 2,3
Вопрос 7
В каком ряду во всех словах пропущена гласная О?
Варианты ответов
- к..снуться, предпол..жение
- непром..каемый, ост..новиться
- отр..жение, пор..зительный
- обр..мление, заг..релые
Вопрос 8
В каком ряду во всех словах пропущена одна буква И?
Варианты ответов
- о полын. в аудитори..
- при жизн. о подруг..
- по алле. в парк..
- у дорожк. в книг..
Вопрос 9
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
Варианты ответов
- присво..шь, незыбл..мый
- закле..шь, выстрел..вший
- побор..шься, движ..мый
- поразмысл..шь, постел..нный
Вопрос 10
В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
Варианты ответов
- Бунин рисует в рассказе (не)определённую личность, а устоявшийся социальный тип.
- В Мещёрском крае можно встретить никогда (не)кошенные луга.
- Трава, ещё (не)успевшая вытянуться. окружала почерневшие пни.
- Прекрасен лебедь, когда (не)возмутимо плывёт он по зеркальной глади воды.
Вопрос 11
В каком предложении выделенное слово пишется слитно?
Варианты ответов
- Значение многозначного слова конкретизируется в тексте, и некоторые слова только в данном тексте могут обозначать одно и ТО(ЖЕ) понятие.
- Он всегда поступал ТАК(ЖЕ), как его отец.
- Вернер должен был настоять на том, ЧТО(БЫ) дело обошлось как можно секретнее.
- (В)ТЕЧЕНИЕ всей ночи шёл густой снег.
Вопрос 12
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Принципы реализма и народности (1) воспринятые Модестом Петровичем Мусоргским в молодые годы (2) проявились в правдивом отражении жизненных явлений и в глубинной народности музыкального языка (3) ставшего для композитора (4) главным на всю жизнь.
Варианты ответов
- 1, 3
- 1, 2
- 1, 2, 3
- 1, 2, 4
Вопрос 13
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Вполне (1) вероятно (2) и такое решение вопроса. Но окончательное решение (3) вероятно (4) будет принято позже.
Варианты ответов
- 1, 2
- 1, 3, 4
- 3, 4
- 1. 2, 3, 4
Вопрос 14
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
Варианты ответов
- Речной жемчуг можно найти и в реках и в озёрах и в ручьях.
- Малые водохранилища создаются в оврагах или в специально вырытых углублениях.
- Животные пустыни могут длительное время обходиться без воды и питаться колючками и молодыми побегами.
- Волк меняет шерсть да не повадки.
Вопрос 15
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Уровень сервиса рассчитывается по двадцати параметрам (1) среди которых (2) особенно важны (3) дружелюбие и компетентность персонала.
Источник
Ответ: промежуточным звеном
2. Это был ПАМЯТНЫЙ разговор, который повлиял на мою судьбу.
3. До глубокой старости он оставался таким же словоохотливым, ПАМЯТНЫМ и энергичным.
4. Мне дорого и ПАМЯТЕН каждый уголок родного дома.
Ответ: 3
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
4. у обоих ворот
Ответ: 2
4. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Человек до конца ещё не раскрыл возможности этого изобретения и не знает степени воздействия его на человека.
2) Те, кто не доверяет финансовым пирамидам, поступают верно.
3) Сергей считает себя как удачливого человека.
4) Эта книга полезна и интересна, но не свободна от некоторого схематизма.
Ответ: 3
5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) беззаветно, несгибаемый
2) старинное предание, преобразовать
3) объятия, небьющееся стекло
4) безынициативный, доиграть
Ответ: 2
6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Я смотрю на темные вершины сосен, потрепа(1)ые студе(2)ыми ветрами, и то они мне кажутся были(3)ыми богатырями, чудом забредшими в наши дни, то опять начинает казаться, что ты сам попал в заколдова(4)ое царство.
1)1,4 2)3,4 3)1,2 4)1,3,4
Ответ: 4
7. В каком ряду во всех словах пропущена гласная О?
1. коснуться, предположение
2. непромокаемый, остановиться
3. отражение, поразительный
4. обрамление, загорелые
Ответ: 1
8. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?
1) о полыни, в санатории
2) при жизни, о подруге
3) по аллее, в парке
4) у дорожки, в книге
Ответ: 3
9. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1. присвоишь, незыблемый
2. заклеишь, выстреливший
3. поборешься, движимый
4. поразмыслишь, постеленный Ответ: 2
10. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Нового слугу хозяйка невзлюбила.
2) Неблагодарный слушатель мешает даже хорошему рассказчику.
3) На столе лежала ещё не пожаренная рыба.
4) Некогда мне с вами разговаривать.
Ответ: 3
11. В каком предложении выделенное слово пишется слитно?
1. Значение многозначного слова конкретизируется в тексте, и некоторые слова только в данном тексте могут обозначать одно и ТО ЖЕ понятие.
2. Он всегда поступал ТАК ЖЕ, как его отец.
3. Вернер должен был настоять на том, ЧТОБЫ дело обошлось как можно секретнее.
4. В ТЕЧЕНИЕ всей ночи шёл густой снег.
Ответ: 3
12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Двое возились с лодкой (1) привязанной к корме (2) одного из баркасов (3)нагруженных (4)дубовой клёпкой и сандалом.
1)1,2,3,4 2)1,3 3)1,2,4 4)3,4
Ответ: 2
13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Вполне (1) вероятно (2) и такое решение вопроса. Но окончательное решение (3) вероятно(4) будет принято позже
1) 1,2 2) 1,3, 4 3) 3,4 4) 1,2,3,4
Ответ: 3
14. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Высившиеся там и сям могильные курганы глядели сурово и мертво.
2) Я люблю эти темные ночи эти звезды и клены и пруд.
3) Над чистым озером, как справа так и слева шелестел камыш.
4) И академику и журналисту и редактору журнала всё уже было ясно.
Ответ: 3
15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Уровень сервиса рассчитывается по двадцати параметрам (1) среди которых (2) особенно важны (3) дружелюбие и компетентность персонала.
1) 1 2) 1,2 3) 2,3 4) 1,3
Ответ: 1
Прочитайте текст и выполните задания 16 – 19
(1)В 1924 году появилось сообщение южноафриканского анатома профессора Раймонда Дарта. (2)Дарту удалось обнаружить возле Йоханнесбурга целую коллекцию ископаемых черепов. (3)Среди находок обращал на себя внимание череп, слишком примитивный для человека, но необычайно прогрессивный для обезьяны. (4)Обладатель другого черепа (трёх-четырёхлетний ребёнок) имел большой мозг, каким не могла похвастаться ни одна из человекообразных обезьян, и похожие на человеческие зубы. (5) … судя по костям, он ходил гораздо прямее, чем шимпанзе. (6)Дарт тогда назвал обладателя черепа австралопитеком африканским и заявил, что считает его промежуточным звеном между обезьяной и человеком. (7)Это был переворот в антропологии.
16. Определите стиль и тип текста.
1) публицистический стиль; описание
2) художественный; повествование
3) научный стиль; повествование с элементами описания
4) публицистический стиль; рассуждение
Ответ: 3
17. Укажите, какое слово должно стоять на месте пропуска в 5 предложении.
1) поэтому 2) так как 3) наконец 4) и
Ответ: 4
18. В предложениях 5 – 6 найдите фразеологизм. Выпишите его.
Ответ: промежуточным звеном
19. Перепишите текст. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Ранней осенью лес похож на терем расписной. Хорошо устроиться под белоствольной берёзкой и долго рассматривать золотые краски окрестного леса, лиловый краешек неба. Тихо, уютно здесь. В необъятных чащах леса можно укрыться
Источник
ЛитЛайф
Книга "Справочник по русскому языку. Пунктуация"
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
Вводные слова не отделяются знаками препинания от обособленного оборота, даже если находятся в самом начале или самом конце предложения: По-видимому опасаясь снежных заносов, руководитель группы отменил восхождение на вершину горы; Оставьте вы эти новые доводы, неубедительные и надуманные конечно.
Если же вводное слово находится в середине подобного оборота, то оно выделяется запятыми на общих основаниях: Ребёнок, испугавшийся, по-видимому, лошади, подбежал к матери; Они продолжали разговаривать, забыв, очевидно, о том, что в читальном зале необходимо соблюдать полную тишину.
Примечания:
1. Следует различать случаи, когда вводное слово находится в начале обособленного оборота, и случаи, когда оно находится между двумя членами предложения. Ср.: Он располагал сведениями, кажется опубликованными недавно (обособленный оборот, вводное слово входит в его состав). — В руке он держал небольшой, кажется, технический справочник (обособленного оборота нет; без вводного слова не было бы никакого знака препинания, так как определения небольшой и технический неоднородны, вводное слово относится ко второму из них).
При наличии однородных определений, когда может возникнуть сомнение, к какому из однородных членов предложения, предшествующему или последующему, относится находящееся между ними вводное слово, второе определение вместе с вводным словом может образовать уточняющую конструкцию: Эти сведения почерпнуты из нового, кажется специально для данного случая составленного, отчёта — без вводного слова между однородными определениями стояла бы запятая; Тишь и благодать господствовали в этом, очевидно Богом и людьми забытом, уголке земли — уточняющее определение при указательном местоимении этот (см. § 22, п. 4).
2. Если вводное слово находится в начале оборота, заключенного в скобки (вставная конструкция; см. § 26), то оно отделяется запятой: Оба сообщения (по-видимому, поступившие недавно) привлекли к себе широкое внимание.
5. Вводные слова отделяются от предшествующего сочинительного союза запятой, если вводное слово можно опустить или переставить в другое место предложения без нарушения его структуры (как правило, при союзах и и но): Терентий пробавлялся мелкой слесарной работой; но, во-первых, работы было мало, и, во-вторых, много времени отнимали неотложные дела (Кат.); Пусть тот конник на коне, лётчик в самолёте, и, однако, на войне первый ряд — пехоте (Тв.); Весь тираж уже отпечатан, и, вероятно, книга на днях поступит в продажу; Вопрос этот рассматривался уже несколько раз, но, по-видимому, окончательное решение ещё не принято.
Если же изъятие или перестановка вводного слова невозможны, то запятая после союза не ставится (обычно при союзе а): А впрочем, беды большой нет, если до Рейна ничего не увидишь (Герц.); Несчастье нисколько его не изменило, а напротив, он стал ещё крепче и энергичнее (Т.); Мы знаем, а стало быть, верим, что сказкам сбываться дано (Мих.); Для завершения строительства нужны были дополнительные материалы, а кроме того, и оборудование; Расчёты были сделаны наскоро, а следовательно, и неточно; Может быть, всё кончится благополучно, а может быть, и наоборот.
Но если изъятие или перестановка вводного слова возможны, то запятая ставится и после союза а, поскольку он не связан с вводным словом, т. е. не образуются спаянные сочетания (типа а значит, а впрочем, а следовательно и т. п.): Для них он герой, а, признаться сказать, я себе героев иначе представляю (Т.); Не год, а, может быть, десять лет прожил Иван Георгиевич за одну ночь (Лапт.); Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой (Л.Т.); Здесь может быть использован не уголь, а, скорее, жидкое топливо; Вы должны работать энергичнее, а, проще говоря, не лениться. Ср. также: Хорошо или плохо, а по мне, делай что хочешь — союз а связан с сочетанием по мне; Собака не идёт в конуру, а, похоже, скрывается — союз а не связан с вводным словом похоже.
Однородный член предложения, стоящий после вводных слов а значит, а следовательно, не обособляется, т. е. запятая после него не ставится: В результате сила электромагнитного поля приходящих сигналов, а значит и сил приёма увеличивается во много раз; Эта схема, а следовательно и весь проект в целом нуждается в проверке (см. § 12, п. 7).
6. После присоединительного союза (в начале самостоятельного предложения) запятая обычно не ставится, так как союз тесно примыкает к следующему за ним вводному слову: Ив самом деле, послышались голоса внизу (Ч.); И действительно, всё у него получалось удивительно вовремя (Кав.); И пожалуй, это всё; И наконец, достоинством работы является хорошее литературное изложение; И главное, не забудьте приложить аннотированную библиографическую карточку; И может быть, результаты будут вполне удовлетворительные; И больше того, увеличение прибыли достигнуто благодаря экономии сырья; И представьте себе, работа была выполнена досрочно; И смею вас уверить, вы не ошибётесь в своём выборе; И что вы думаете, он добился своего; Да кроме того, выяснились и другие подробности дела; Но конечно, всё кончилось благополучно; Но так или иначе, предложенный вариант вполне приемлем; А между прочим, он давно уехал отсюда.
Иногда (при интонационном выделении вводных слов или вводных предложений, при их включении в текст посредством подчинительного союза) после присоединительного союза запятая перед вводной конструкцией ставится: Но, к великой моей досаде, Швабрин… решительно объявил, что песня моя нехороша (П.); И, как водится, вспоминали только одно хорошее (Крым.).
Постановка запятой позволяет разграничить вводное сочетание и независимое предложение в составе бессоюзного сложного предложения. Ср.:
Однако, кажется, решение задачи ошибочное (вводное слово). — Однако кажется, решение задачи ошибочное (безличное предложение в составе бессоюзного сложного);
Но, я вижу, вам это не подходит (вводное предложение). — Но я вижу, вам это не подходит (бессоюзное сложное предложение).
7. Вводные слова, стоящие перед сравнительным оборотом (с союзом как), целевым оборотом (с союзом что бы) и т. д., отделяются от них запятой на основании обще го правила: Всё это мне показалось странным, впрочем, как и другим; Студент на минуту задумался, вероятно, чтобы точнее сформулировать свой ответ. Обычно в этих случаях вводное слово относится не к предыдущей, а к последую щей части предложения.
8. В зависимости от контекста одни и те же слова вы ступают то в роли вводных слов (следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения. Ср.:
Что может краткое свиданье мне в утешенье принести? (Л.) — Жаль, давно его не слышно, может, что худое вышло? Может, с Тёркиным беда? (Тв.);
Наверно не знаю, но, кажется, вся эта выходка была преднамеренная (Дост.). — Наверно, слышал, да сказать не хочешь (М.Г.);
Источник
Британцы решили, что в России «умрут от смеха» при виде армии США
По мнению большинства пользователей, в сложившейся ситуации виновата новая администрация Белого Дома, а не Китай и Россия, передает РИА «Новости».
«У нас сейчас слабейшая администрация в истории!», – считает levis502.
Некоторые комментаторы отметили, что, пока КНР и Россия беспокоятся о своей защите, американская армия занимается другим.
«Когда наша армия и морпехи предстанут на линии фронта в юбках, противник упадет замертво от смеха», – написал один из них.
«В сумасшедшем клоунском мире, где мы живем, Китай и Россия вполне обойдутся без серьезного оружия. Они могут просто обратиться к нашим солдатам «неправильным» местоимением – и этого вполне хватит, чтобы вывести их из строя», –пояснил второй.
Читатель под ником YassieMan напомнил, что при республиканце Дональде Трампе США не воевали несколько лет, а «демократы войну обожают».
Пользователь под ником Man from Kent призвал не вестись «на промывание мозгов»: «Кого мы считаем «врагами»? Я поработал по всему миру с большинством национальностей – в том числе с русскими, китайцами и иранцами. Все дружелюбные и приветливые».
Ранее Министерство обороны США опубликовало документ, согласно которому Россия, Китай и Северная Корея якобы продолжают наращивать ядерные вооружения, тогда как Америка уже более десяти лет ведет переговоры об их сокращении. Также в Пентагоне назвали армию России «экзистенциальной угрозой».
Источник
Техника PSDM: как решать сложные проблемы и принимать правильные решения
Решение проблем — главная компетенция человека будущего. Эксперт по развитию лидерства Павел Меринов рассказал, что такое сложные проблемы, как принимать решения и почему обратная связь — важная часть решения проблемы
Об эксперте: Павел Меринов — международный коуч-консультант по оценке и развитию лидерства, фасилитатор по разработке стратегий и инноваций. Доцент НИУ ВШЭ, преподаватель Школы Критического Мышления. Представитель Hogan Assessment Systems (Hogan/ASI) и Development Dimensions International (DDI).
Что такое принятие решений и решение проблем
Каждый день мы принимаем сотни решений, которые влияют на нашу жизнь: по разным оценкам только относительно еды их количество доходит до 225 в день. Решения часто оказываются неудачными, нам приходится работать с их последствиями и принимать новые решения. По данным Росстата за 2019 год, в России на 1 000 браков пришлось 653 развода, а за последние 15 лет индустрия сведения татуировок выросла на 440%.
Неэффективные, неуместные, необоснованные решения в бизнесе и управлении встречаются не реже, чем в бытовых ситуациях. Пять лет назад Мировой Экономический Форум в Давосе сделал прогноз, какие компетенции будут определять профессионала будущего в 2020 году. Сейчас это будущее уже наступило. Компетенции, связанные с принятием решений, остаются в ТОП-10 самых важных навыков, а решение сложных проблем занимает лидирующую позицию.
Решение проблем и принятие решений часто смешивают или используют как синонимы. Корректно их разделять, при этом рассматривать в одном «семействе» компетенций РППР (PSDM) — Решение Проблем и Принятие Решений (Problem Solving & Decision Making).
К PSDM обычно относят:
- Системное мышление.
- Стратегическое мышление.
- Критический анализ информации.
- Осознанность в принятии решений.
- Взаимодействие со стейкхолдерами.
- Креативный подход к решению проблем.
- Лидерство в условиях неопределенности.
- Стимулирование организационных изменений.
Большинство компаний, которые я консультирую, добавляют хотя бы два-три навыка из этого списка в модели корпоративных компетенций или эталонные профили должности. При этом чем выше управленческая позиция, тем серьезнее требования бизнеса и меняющегося ландшафта к уровню этих компетенций. Здесь есть две новости: хорошая и не очень.
Хорошая новость в том, что научные сообщества давно изучают PSDM с разных сторон. Например, Ариэль Рубинштейн развил концепцию Герберта Саймона о нашей ограниченной рациональности и рассмотрел наши решения в русле институциональной экономики и теории игр. Психологи-когнитивисты Дэниел Канеман, лауреат Нобелевской премии по экономике в 2002 году и Амос Тверски описали, как мы ищем «короткие» пути в решении сложных задач, но попадаем в ловушки и предубеждения. А социолог Барри Шварц в книге «Парадокс выбора» объяснил, почему большой выбор затрудняет принятие решений и приводит к ощущению неудовлетворенности.
Новость, которая не очень. Ни исследовательское, ни бизнес-сообщество до сих пор не решили, что именно считать решением: взгляды на природу решений разные, а единого определения — нет.
Как мы принимаем решения
Американский психолог и профессор Джой Пол Гилфорд создал концепцию многомерного интеллекта — модель мышления, основанную на базе конкретных математических измерений, которые он проводил. Гилфорд предложил решать проблемы, чередуя «дивергентное» (расходящееся) и «конвергентное» (сходящееся) мышление. То есть, сосредотачиваться на целях, которые помогают решать проблему на данном этапе: создавать варианты выбора или этот выбор делать.
Именно эта концепция, визуально показанная в виде «двойного алмаза», плотно укоренилась в подходах к управлению инновационными процессами и дизайн-мышлении.
Теперь мы можем дать определения:
Решение проблем — это последовательный творческо-аналитический процесс. Мы анализируем ситуацию, ищем причины проблемы, формулируем ее и придумываем варианты решения.
Принятие решений — выбор, который мы делаем в процессе, что-то предпочитая и от чего-то отказываясь на каждом из ключевых этапов. Мы выбираем факторы, которые будем считать значимыми, а какие — нет, расставляем приоритеты, строим планы.
Получается, что принятие решений — это часть решения сложных проблем. Чем лучше мы определяем и решаем проблемы, выбираем и принимаем решения, тем успешнее сможем справляться с изменениями. Например, разрабатывать новые продукты, проводить стратегические сессии и управлять инновациями.
Что такое сложные проблемы
Посмотрите на две задачи. Подумайте, как бы вы их решили и чем они отличаются.
Задача 1. Мать поручила сыну принести домой ровно 7 л воды с реки. Она дала ему два кувшина емкостью 3 и 5 л. Как мальчик может отмерить точно 7 л воды, используя только два этих кувшина?
Задача 2. Вообразите, что регулярные частные полеты на орбиту Земли стали возможны и сопоставимы по стоимости с среднестатистическим путешествием в другую страну. Подумайте, что делать представителям туристической индустрии на Земле? Запишите мысли, которые придут в голову.
Первая задача — это «задачка». У нее есть конкретный правильный ответ, к которому можно прийти через ряд вычислений. Это фрагмент классического Стэнфордского теста Термана на измерение интеллекта «The Measurement of Intelligence» 1916 года. Правильное и быстрое решение подобных задач показывает высокие значения в тестах когнитивных способностей и уже более 100 лет вызывает горячие дискуссии в профессиональном исследовательском сообществе. Однако, даже несмотря на высокие когнитивные способности, люди склонны попадать в ментальные ловушки, принимать решения на основе ошибочных предположений и опираться на стереотипные представления.
Вторая задача — это сложная «проблема». У нее нет единственно правильного решения. Есть большое количество факторов, которые нужно учесть, и условий, которые будут формировать разные сценарии; при этом существенную роль будет играть эмоциональный фон решающего.
В управленческой практике у менеджеров есть все необходимые данные для принятия решений и решения проблем. По данным Гарвардского исследования, 68% руководителей уверены в точности большей части данных, лежащих в основе их бизнес-решений. То есть, когнитивные способности обеспечивают возможность решать проблемы, но качество решений не от них.
Как комплексный подход помогает решать проблемы
Мы живем в VUCA-мире — мире ускоряющихся изменений, в котором компании и целые отрасли трансформируются быстрее, чем раньше. Например, CEO General Motors Мэри Барра считает, что автомобильная индустрия изменится сильнее в последующие пять-десять лет, чем за предыдущие 50 лет. Такой мир становится стрессовым фоном для всех людей и выводит на первый план личностные особенности, которые либо помогают, либо мешают решать сложные проблемы.
По личностной характеристике человека можно предсказать, как он будет решать проблемы и принимать решения. Например, экстраверсия отрицательно связана с качеством решений, но положительно влияет на их внедрение в практику. Высокая импульсивность связана с ошибочными решениями, склонностью к рискованному и необдуманному поведению, хотя часто прикрывается ширмой «надо уметь думать на ходу».
Специалист управляет самим собой и задачами, которыми занимается. Чем выше он поднимается по организационной иерархии, тем более комплексные задачи встречает и тем важнее развитые навыки решения сложных проблем. Лидерские и стратегические компетенции становятся важнее предметных. Теперь он управляет «портфелями» проектов, решает трансформационные задачи и повышает стоимость бизнеса в целом. Для этого нужны долгосрочное видение, умение вести переговоры и решать сложные проблемы.
Именно поэтому при исследовании РППР нам требуется комплексный подход, который не ограничен лишь когнитивным аспектом — что человек способен делать, а включает в себя оценку личностных характеристик — к чему человек склонен и поведенческий аспект — что человек умеет делать на практике.
Как научиться решать проблемы
Чтобы решать проблемы с большей удовлетворенностью от результата, нужно выйти за пределы когнитивного аспекта. Доктор Роберт Хоган предлагает учитывать наши реакции на плохие решения, собирать обратную связь, быть открытым для дальнейшего развития и восприимчивым к коучингу (coachability).
Объединяя исследования способностей, личности, творческого решения проблем и организационной эффективности, мы можем «собрать» единый процесс решения сложных проблем.
Решение сложных проблем — это работа с неопределенностью без единственно правильного ответа. Чтобы развить навык, необходимо практиковаться, разделять этапы решения проблем и задавать правильные вопросы.
Четкое разделение этапов решения проблемы поможет сфокусироваться на главном, сэкономить энергию и ресурсы и управлять решением проблемы как проектом.
При этом на каждом этапе нужно задавать правильные вопросы. Своевременные вопросы повысят точность собственных суждений, помогут развить свое и мышление сотрудников. Вот вопросы для каждого этапа:
Сложная ситуация
- Что именно я знаю о ситуации наверняка?
- Какие я могу сделать предположения?
- Какими данными я могу пренебречь?
Решение правильной проблемы
- Это точно проблема? Где мы проведем границу между особенностями ситуации (человека, продукта или организации) и тем, что мы будем считать проблемой?
- Какому приоритету она противоречит?
- На кого, на что, и как влияет эта проблема?
Правильное решение проблемы
- Достаточно ли альтернатив мы рассмотрели?
- Что будет минимально необходимым решением, что неприемлемым, а что — сверх-задачей?
- Что для нас будет образом хорошего результата?
Реакция на неправильное решение
- Не воспринимаю ли я обратную связь на свое решение «в штыки»? Как я отреагировал на нее?
- Каким был мой вклад в неправильное решение?
- Какую часть обратной связи я считаю полезной для будущих действий?
Если мы хотим максимально реализовать свои способности, использовать склонности и совершенствовать навыки, в общую рамку РППР необходимо включить способность и анализировать, и синтезировать, и генерировать, и выбирать, и работать с обратной связью. Ошибки в решениях невозможно устранить полностью, но с каждой следующей проблемой можно совершенствовать свое мастерство и добиваться лучших результатов.
Дюжина рекомендаций по развитию навыков решения проблем и принятия решений
1. Определите проблему, требующую решения. Подумайте:
- какую информацию вам нужно собрать;
- из каких источников ее получить: отраслевые отчеты, эксперты, клиенты;
- что вы будете считать лишней и неподходящей информацией;
- что будет проблемой, а что – нет;
- по каким критериям выбираете возможные решения;
- что будет хорошим результатом.
2. Начинайте с конца. Прежде чем собирать информацию, подумайте, что вы будете делать после решения проблемы. Это поможет сфокусировать усилия и сократить затраты на предварительный анализ и генерацию идей. Если ответ «ничего», возможно, эту проблему не нужно решать в принципе.
3. Ищите «причины причин» имеющихся событий. Обычно настоящая проблема находится глубже на два—три слоя, чем проблемы на поверхности.
4. Насыщайте свое «фоновое знание» контекста. Оставайтесь в курсе событий своей специализации, регулярно читайте отраслевые публикации, обзоры и дискуссии.
5. Обменивайтесь опытом с коллегами. Обсуждайте подходами к решению проблем с командой, коллегами в компании, отрасли или профессии.
6. Ищите интересные подходы в других областях. Коллекционируйте метафоры решения проблем и аналогии из других профессий.
7. Визуализируйте свои идеи. Неаккуратные закорючки, нарисованные от руки на листке бумаги, или элегантные графики в Excel: визуальное отображение ситуации, проблем и возможных путей решения добавит ясности и разовьет абстрактное мышление.
8. Изучайте разные источники. Знакомьтесь с разными моделями решения проблем, но главное — ставьте себе задачи на экспериментирование. Пробуйте как можно быстрее применить тот или иной подход, чтобы собрать собственный инструментарий.
9. Наблюдайте за профессиональными аналитиками. Попросите аналитиков описать ключевые этапы их работы. Фиксируйте для себя, как именно они подходят к сбору данных, обработке, анализу и интерпретации данных.
10. Участвуйте в мозговых штурмах. Присоединяйтесь к генерации идей и инициируйте их сами, но убедитесь, что в основе обсуждения лежит настоящая проблема.
11. Ищите возможности, чтобы применить навыки:
- сбора подходящей информации;
- упрощения сложной информации;
- формирования выводов на основе ограниченных данных;
- определения критериев оценки;
- генерации и отбор идей;
- оценки своих личностных характеристик и их влияния на решения.
12. Запросите обратную связь. Попросите людей, с которыми вы работаете, дать обратную связь:
- какую информацию вы обычно принимаете во внимание;
- как точно вы формулируете выводы о ситуации;
- понятно ли вы описываете суть проблемы;
- насколько оригинальные и при этом действенные решения вы обычно предлагаете;
- внимательны ли вы к анализу результатов.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Источник