Вычисление результатов с помощью табличного процессора
Опубликовано
Табличный процессор
Рассмотрим понятие, функции и особенности работы табличных процессоров.
Назначение табличных процессоров
Табличный процессор – это программа для обработки информации, которую можно представить в виде таблиц.
Табличные процессоры позволяют не только создавать на компьютере таблицы, но и проводить автоматизацию обработки данных, внесенных в таблицы. Это позволяет повысить эффективность работы и осуществлять ее на более высоком качественном уровне.
С помощью табличных процессоров можно делать расчеты по экономике, бухгалтерскому делу, а также в различных областях инженерного дела. Также табличные процессоры позволяют строить диаграммы и графики, с помощью них можно проводить экономический анализ, создавать модели различных ситуаций с количественной точки зрения и многое другое.
Хранение и обработка информации в табличных процессорах осуществляется в виде двумерных массивов, которые состоят из строк и столбцов. Такие массивы называются рабочими листами, которые входят в рабочую книгу.
Функции и виды табличных процессоров
Функции табличных процессоров:
создание и редактирование электронных таблиц;
оформление и печать электронных таблиц;
создание многотабличных документов, объединенных формулами;
построение диаграмм, их модификация и решение экономических задач графическими методами;
работа с электронными таблицами как с базами данных: сортировка таблиц, выборка данных по запросам; создание итоговых и сводных таблиц;
использование при построении таблиц информации из внешних баз данных;
решение экономических задач типа «что – если» путем подбора параметров;
решение оптимизационных задач;
статистическая обработка данных;
создание слайд-шоу;
разработка макрокоманд, настройка среды под потребности пользователя и т.д.
В настоящее время существует большое количество программных комплексов, включающих в себя табличные редакторы. Также разработаны и используются пользователями табличные процессоры в виде самостоятельных программных продуктов.
Виды табличных процессоров
Виды табличных процессоров
Gnumeric имеет 621 функцию (221 из них являются уникальными), модульную систему, мультиформатную систему чтения и записи файлов электронных таблиц.
Входит в состав набора офисных приложений GNOME Office.
Поддерживается работа на Linux, Windows, Mac OS, ReactOS, SkyOS, BeOS и других ОС.
Функционал приложения очень широкий.
Входит в состав пакета OpenOffice и является кросс-платформенным программным обеспечением.
Это ответвление табличного процессора OpenOffice Calc.
Входит в состав пакета LibreOffice и доступен для Linux, FreeBSD, Windows, Mac OS.
KSpread или KCells
Свободный табличный процессор, входит в пакеты KOffice и KDE.
Доступен для Linux, Unix-like OS, Windows.
IBM Lotus Symphony
18.01.2012 разработка прекращена, а IBM переключилась на работу с Apache OpenOffice.
Доступны версии для Linux, Windows, DOS.
Платная программа. Входит в состав MS Office. Доступны версии только для Windows.
Возможности табличного процессора
Рабочая книга, образованная из рабочих листов, является основным документом, который используется для хранения и обработки данных, названия листов располагаются на ярлычках внизу рабочего экрана. Каждый из листов может содержать данные: числовые, текстовые, графические и т.д. При создании новой рабочей книги она содержит один или несколько рабочих листов (в зависимости от программы), но количество их может быть изменено путем добавления новых или удаления ненужных. Кроме листов в редакторе можно создавать макросы, диаграммы и диалоговые листы.
Основное назначение рабочего листа – это организация анализа данных в удобной для пользователя форме.
Макрос – это макротаблица, являющаяся последовательными командами, которые необходимо выполнять пользователю постоянно. Они служат для автоматизации выполнения наиболее часто проделываемых операций.
Диаграмма – это графическое представление связей между числами таблицы. Диаграммы служат для того, что наглядно отобразить количественное соотношение между сопоставляемыми величинами.
Основной единицей табличных процессоров является ячейка. Адресом ячейки является обозначение ячейки, которое указывает на соответствующий столбец и строчку. Активной ячейкой является текущая ячейка, которая выделена рамкой. Номер ячейки и содержимое отображается в строке формул в верхней части рабочего экрана. Когда пользователь начинает ввод данных, они появляются в активной ячейке.
Рассмотрим основные составные части рабочего листа редактора Excel. В него входит 65536 строк и 256 столбцов. Строки обозначаются цифрами, столбцы имеют буквенное обозначение: от A до Z, далее АА до AZ, BA до BZ и т.д. вплоть до столбца с обозначением IV. Нумерация строк с левой стороны листа сверху вниз от 1 до 65536. На пересечении строк и столбцов формируются ячейки.
Рассмотрим структуру окна Excel. Основные составные части – рабочая зона и диалоговая панель. Рабочая зона – это видимая на экране часть рабочего листа, диалоговая панель – это ряд горизонтальных строк и полосы прокрутки. Горизонтальные строки – это панели инструментов.
На самом верху экрана расположена это строка заголовков, содержащая название программы и имя рабочей книги.
Первая панель инструментов – это меню, содержащие слева направо Файл, Правка, Вид, Вставка, Формат, Сервис, Данные, Окно, Справка и три кнопки: для сворачивания и разворачивания окна и для закрытия таблицы Excel. Затем следуют панели «Стандартная» и «Форматирование».
Числа и вычисления являются неотъемлемой частью работы множества профессий, а работу всегда хочется облегчить и упростить. Обычные калькуляторы и счетные машинки могут помочь в простых расчетах, но для ведения сложных вычислений или создания списков необходимых адресов, предприятий и т.п. нужно специальное программное обеспечение. Для этого служат программы обработки электронных таблиц, в их задачу входит быстро и просто помочь решить любую задачу, оперативно выполнить поставленные начальством требования и другие виды работ, связанные с таблицами и расчетами.
Источник
Результаты вычислений, выполненных в табличном процессоре
Следует заметить, что для хранения результатов расчетов в данном случае требуется очень много ячеек таблицы, и хотя современные табличные процессоры позволяют хранить большой объем информации, в случае нехватки памяти рекомендуется увеличить шаг, с которым проводятся вычисления (при этом пожертвуем точностью вычислений). Табличный процессор позволяет представлять результаты расчетов и в графической форме. Можно при работе над задачей получить результаты двумя способами: с помощью табличного процессора и составлением собственной программы — для того. чтобы затем сравнить эти результаты и временные затраты каждого из способов. Но, несмотря на успешное применение табличного процессора при решении простейшей учебной задачи, следует признать, что для решения более громоздких в вычислительном плане задач предпочтительнее программировать самим. А теперь ответим на вопрос, поставленный в задаче. Известен такой факт: один из американских каскадеров совершил прыжок в воду с высоты 75 м (Бруклинский мост), и скорость приземления была 33 м/с. Сравнение этой величины с получившейся у нас конечной скоростью 37,76 м/с позволяет считать описанный в кинофильме эпизод вполне возможным. Обсуждаемой модели можно придать черты оптимизационной, поставив задачу так: парашютист прыгает с некоторой высоты и летит, не открывая парашюта; на какой высоте (или через какое время) ему следует открыть парашют, чтобы иметь к моменту приземления безопасную скорость? Или по-другому: как связана высота прыжка с площадью поперечного сечения парашюта (входящей в k2), чтобы скорость приземления была безопасной? Выполнение таких исследований многократно более трудоемко, нежели просто изучение одного прыжка при заказанных условиях.
ДВИЖЕНИЕ ТЕЛА, БРОШЕННОГО ПОД УГЛОМ К ГОРИЗОНТУ.
ЗАКОНЫ ПОДОБИЯ
Рассмотрим эту известную задачу с учетом сопротивления воздуха. Будучи брошенным под углом α к горизонту с начальной скоростью v, тело летит, если не учитывать сопротивления воздуха, по параболе, и через некоторое время падает на землю. Напомним элементарное решение этой задачи. Разложим скорость на горизонтальную и вертикальную составляющие:
Поскольку движение по вертикали происходит под действием постоянной силы тяжести, то оно является равнозамедленным до достижения верхней точки на траектории и равноускоренным — после нее; движение же по горизонтали является равномерным. Из формул равноускоренного движения vy = v -gt; раз в верхней точке vy = 0, то время достижения верхней точки на траектории
Высота этой точки
Полное время движения до падения на землю 2 ; за это время, двигаясь равномерно вдоль оси х со скоростью v , тело пройдет путь
Источник
Применение табличного процессора Excel для графического решения уравнений n-й степени
Фронтальный опрос для проверки уровня подготовки учащихся к усвоению нового материала.
1) Какие дополнительные возможности есть у программы Excel? 2) Как вы понимаете термин деловая графика? 3) Какими возможностями для создания деловой графики обладает Excel? 4) При помощи какой команды меню можно построить диаграммы и графики в Excel? 5) Как задать автоматическое вычисление в таблице значений ячеек по определенной формуле? 6) Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее?
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Фронтальный опрос.
1) Для чего нужна программа Excel?
Ответ: для создания таблиц, вычисляемых таблиц, диаграмм и графиков (деловой графики).
2) Какими возможностями для создания деловой графики обладает Excel?
Ответ: с помощью библиотеки диаграмм можно составлять диаграммы и графики разных видов (гистограммы, круговые диаграммы, столбчатые, графики и др.), их можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет и вид штриховки в диаграммах, редактировать их, печатать их на бумаге, изменяя размеры и расположение на листе, вставлять диаграммы в нужное место листа.
3) При помощи какой команды меню можно построить диаграммы и графики в Excel?
Ответ: с помощью вызова Мастера диаграмм (по команде Вставка-Диаграмма или с помощью кнопки Мастер диаграмм).
4) Как задать автоматическое вычисление в таблице значений ячеек по определенной формуле?
Ответ: активизировать нужную ячейку, затем ввести знак «=» и формулу, которая может содержать адреса ячеек, знаки арифметических операций и функции. Контролировать и редактировать ввод формулы можно с помощью строки ввода формулы, которая расположена в верхней части окна программы.
5) Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее.
Ответ: ввести формулу в ячейку, установить курсор на нижнем правом маркере ячейки (при этом курсор должен принять вид маленького черного крестика) и протянуть его до последней ячейки в нужном диапазоне.
3. Объяснение нового материала (проводится одновременно с работой учеников на компьютерах синхронно с учителем).
Тема урока «Применение табличного процессора Excel для графического решения уравнений n-ой степени».
Из курса математики нам известно, что корнями уравнения являются значения точек пересечения графика функции (то есть нашего уравнения) с осью абсцисс. Если же мы решаем систему уравнений, то ее решениями будут координаты точек пересечения графиков функций. Этот метод нахождения корней называется графическим. На прошлом занятии мы узнали, что с помощью программы Excel можно строить практически любые графики. Воспользуемся этими знаниями для нахождения корней системы уравнений графическим методом.
Для примера рассмотрим решение следующей системы уравнений:
Y — X 2 = 0 Y – 2X = 9
Преобразуем данную систему в приведенную:
Y = X 2 Y = 2X + 9
Для оценки решений воспользуемся диаграммой, на которой отобразим графики обеих функций. Сначала построим таблицу 1 (рисунок 1).
Первая строка – строка заголовков. Далее для построения таблицы используем формулы.
При заполнении столбца А: в ячейку А2 заносится начальное значение аргумента Х=-10, для автоматического заполнения всего столбца нужно в ячейку А3 занести формулу А2+1 и скопировать ее до ячейки А23.
При заполнении столбца В в ячейку В2 заносится формула А2*А2, которая затем копируется до ячейки В23.
При заполнении столбца С в ячейку С2 заносится формула 2*А2+9, и также копируется до С23.
Выделяем таблицу вместе со строкой заголовка и помощью мастера диаграмм выберем тип диаграмм Точечная и построим черновую диаграмму первоначальной оценки решений.
Вводим заголовок «Диаграмма оценки решения» и обозначения осей x, y (поле ввода текста).
Добавляем основные линии сетки по оси X и по оси Y (выставляем флажки).
Размещаем легенду справа от графиков (выставляем флажок «добавить легенду» и включаем переключатель «размещение справа»).
Размещаем графики на имеющемся листе.
Подписываем лист 1 «Диаграмма оценки решения» (рисунок 2).
Диаграмма оценки решения
На диаграмме видно, что оба графика имеют точки пересечения – эти координаты точек и есть решения системы. Так как шаг изменения аргумента был достаточно велик, то мы получили приближенные значения решений. Уточним их, построив два графика в интервалах от –3 до 0, где находится первое решение, и от 3 до 5 – где находится второе. Составим новые таблицы.
Для первого решения (таблица 2, рисунок 3).
При заполнении столбца А: в ячейку А2 заносится начальное значение аргумента Х=-3, для автоматического заполнения всего столбца нужно в ячейку А3 занести формулу А2+0,1(в этом случае мы уменьшаем шаг изменения аргумента для более точного построения) и скопировать ее до ячейки А23.
При заполнении столбца В в ячейку В2 заносится формула А2*А2, которая затем копируется до ячейки В23.
При заполнении столбца С в ячейку С2 заносится формула 2*А2+9, и также копируется до С23.
Выделяем таблицу вместе со строкой заголовка и помощью мастера диаграмм
выберем тип диаграмм Точечная и построим диаграмму для первого решения.
Вводим заголовок «Первое решение» и обозначения осей x, y (поле ввода текста).
Добавляем основные линии сетки по оси X и по оси Y (выставляем флажки).
Размещаем легенду справа от графиков (выставляем флажок «добавить легенду» и включаем переключатель «размещение справа»).
Размещаем графики на имеющемся листе.
Подписываем лист 2 «Первое решение» (рисунок 4).
Первое решение
4. Самостоятельная работа.
Для второго решения ребята самостоятельно строят таблицу (таблица 3, рисунок 5), выбрав правильно промежуток. Затем по таблице строят диаграмму для второго решения (рисунок 6). Учитель проходит и проверяет правильность выполнения работы. И если нужна помощь, то в индивидуальном порядке оказывает ее.
Второе решение
Решением нашей системы будут координаты точек пересечения графиков: X1=-2,1; Y1=4,8; X2=4,2; Y2=17,4.
Как вы уже поняли, графическое решение системы дает приблизительные результаты.
5. Сравнение результатов, полученных графическим способом (Excel) и аналитическим (Qbasic).
Учитель предлагает решить данную систему уравнений аналитическим способом, используя ранее полученную на уроках информатики программу решения квадратного уравнения. К доске приглашается ученик, который преобразует систему в квадратное уравнение:
Выделяем коэффициенты a, b, c, (a=1, b=-2,c=-9) и подставляем в программу (ребята открывают программу, которая была составлена ранее на уроках программирования).
REM Решение квадратного уравнения INPUT «Введите коэффициенты a, b, с»; a, b,c d= b^2-4*a*c IF d<0 THEN PRINT «Решений нет»: GOTO 90 IF d=0 THEN x=-b/(2*a): PRINT «x=»; x: GOTO 90 X1=(-b-SQR(d))/(2*a) X2=(-b+SQR(d))/(2*a)PRINT “x1=”; x1, “x2=”; x2 90 END
Подставив коэффициенты в программу, получаем точное значение абсцисс:
x1=-2,162278 x2= 4,162278
Сравниваем решения системы, полученные графическим способом и аналитическим. Делаем выводы.
Источник
Использование табличного процессора для составления математических таблиц
В статье обоснована значимость использования относительных, абсолютных и смешанных ссылок для рационального решения задач в табличном процессоре. Описана авторская методика организации изучения этого материала учащимися на основе составления математических таблиц.
Анализ современной ситуации в области прикладного программного обеспечения позволяет говорить не только о многоообразии прикладных программ, но и о высокой скорости развития этого вида программного обеспечения. Одним из популярных видов прикладного программного обеспечения являются табличные процессоры.
Первая версия табличных процессоров VisiCals появилась в 1979 году, несмотря на это, интерес к их использованию в настоящее время достаточно высок. Табличные процессоры предназначены для обработки данных (преимущественно числовых), представленных в табличной форме. Научиться работать с этим видом программного обеспечения достаточно просто, они рассматриваются уже в школьном курсе информатики в средних классах. Вместе с тем, табличные процессоры весьма функциональны и успешно используются в профессиональной сфере различными специалистами.
Наиболее популярными направлениями применения табличных процессоров являются следующие:
проведение однотипных расчетов над большими наборами данных,
автоматизация итоговых вычислений,
решение задач путем подбора значений параметров,
обработка результатов экспериментов,
проведение поиска оптимальных значений параметров,
подготовка табличных документов,
построение диаграмм и графиков по имеющимся данными др.
В данной статье остановимся на направлении проведения однотипных расчетов над большими наборами данных, представленных в табличной форме. Оно одно из наиболее ярких и освоить его – цель обучения.
Реализация однотипных расчетов над данными, представленными в табличной форме, осуществляется путем применения формул для описания связи между значениями различных ячеек таблицы. Оптимизировать использование этих формул позволяет знание и понимание таких понятий, как относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Раскроем их суть.
Ссылка – это так называемый адрес ячейки, который задается из имени столбца и номера строки, на пересечении которых эта ячейка располагается, например А1, В4, С8. По умолчанию, ссылки на ячейки в формулах рассматриваются как относительные – это означает, что при копировании формулы адреса в ссылках автоматически изменяются в соответствии с относительным расположением исходной ячейки и создаваемой копии.
Пусть, например, в ячейке В2 имеется ссылка на ячейку А3. В относительном представлении можно сказать, что ссылка указывает на ячейку, которая располагается на один столбец левее и на одну строку ниже данной. Если формула будет скопирована в другую ячейку, то такое относительное указание ссылки сохранится. Например, при копировании формулы в ячейку E3 ссылка будет продолжать указывать на ячейку, располагающуюся левее и ниже, в данном случае на ячейку D4.
При абсолютной адресации адреса ссылок при копировании не изменяются. Абсолютный адрес указывают, когда в какой-то ячейке хранятся данные, которые нужно использовать в различных формулах. Он изображается с помощью знака «$» перед названием столбца и строки. Например, $A$1
В случае, когда нужно зафиксировать только столбец (строка изменяется при копировании) или только строку (столбец меняется при копировании) в формуле используют смешанные ссылки. Например, $A1, A$1.Если символ доллара стоит перед буквой ($А1), то координата столбца абсолютная, а строки – относительная. Если символ доллара стоит перед числом (А$1), то, наоборот, координата столбца относительная, а строки – абсолютная.
Как показать учащимся важность понимания использования этих видов ссылок? Использования в реальных задачах практического содержания, а не в вымышленных, идеализированных? Личный опыт преподавания этой темы студентам младших курсах в педагогическом вузе, привел к использованию заданий на составление математических таблиц с помощью табличного процессора [1].
В качестве яркого примера заданий этого направления целесообразно продемонстрировать решение следующей задачи.
Задача
Составим таблицу квадратов натуральных чисел от 11 до 99.
Эта таблица хорошо всем знакома из курса алгебры 8 класса, она приводится на форзаце учебника и постоянно активно используется при решении квадратных уравнений. А как её получить самостоятельно? Все четко понимают это и знают, что составление этой таблицы займет немало времени. А если использовать для этого электронные таблицы, причем грамотно использовать – в этом случае составление таблицы займет всего несколько минут. Такое объяснение выступает сильной мотивацией для учащихся, и они с интересом включаются в активную мыслительную работу.
Итак, начнем делать «заготовку» для нашей таблицы – по строкам расположим разряд единиц, по столбцам – разряд десятков (рис. 1).
А как сформировать число в ячейке, зная разряд десятков и единиц? Например, число 11 в ячейке B2 из ячеек А2 и В1? Правильный ответ быстро находится в аудитории: нужно использовать формулу =А2*10+В1. Формула для вычисление квадрата числа 11 также всем понятна: =(А2*10+В1)^2.
Вычисления во всей таблице однотипны, поэтому формулу можно скопировать во все ячейки. Выполняем это и видим, что вычисления осуществляются неправильно – причина этого в том, что ссылки в формуле относительные и при копировании смещаются относительно нового положения формулы, но не так как мы хотим.
Ссылки какого вида в указании адреса А2 и В1 должны использоваться в формуле? На этот вопрос обычно учащиеся дают неправильные ответы, но целесообразно принять их как гипотетическое предположение, проиллюстрировав в дальнейшем их ошибочность. Вместе начинаем думать, что (столбец или строка) должны фиксироваться в адресах А2 и В1, а что должно меняться при копировании. Такое обращение к учащимся заставляет их думать и применить изученный теоретический материал про относительные, абсолютные и смешаные ссылки. Правильные ответы находятся достаточно быстро: «В адресе А2 столбец должен быть фиксирован, а строка смещаться при копировании, поэтому нужно использовать смешанную ссылку $A2», «В адресе В1 строка должна быть фиксирована, а столбец смещаться при копировании, поэтому нужно использовать смешанную ссылку В$1» (рис. 2).
Копируем формулу по всей таблице и наглядно убеждаемся в правильности введенной формулы в ячейке В2 (рис. 3).
Фронтальная работа с учащимися над этим заданием занимает несколько минут, но всякий раз её проведение в новой аудитории сопровождается ярким познавательным интересом учащихся, в завершении работы в их глазах наблюдается неподдельное удивление тому, как просто и быстро позволяют электронные таблицы выполнить скучную однообразную работу по вычислению квадратов чисел. А значимость знания видов ссылок и их грамотного использования при решении задач в электронных таблицах не вызывает сомнения ни у кого.
Следующая задача преподавателя – закрепить изученное знание, с одной стороны при выполнении задач аналогичного плана, с другой стороны – немного видоизмененнных и требующих творческого подхода и, конечно, хочется, чтобы это были задачи с прикладным значением, а не просто идеализированные учебные задания. Учитывая специфику обучения информатики в вузе, выдвигается ещё одно требование – использование индивидуальных заданий для каждого студента.
Не просто учесть все перечисленные требования, учитывая скудность и однообразие имеющихся учебных заданий по изучению основ работы с табличными процессорами. Творческим решением в этом явились таблицы Брадиса, которые используются при вычислениях в решении задач как в школе (на математике, алгебре, геометрии и физике в старших классах), так и в вузах.
В рамках индивидуального задания учащимся по этой теме целесообразно предложить составить математическую таблицу для выполнения некоторых вычислений над каким-либо исходным диапазоном чисел. Ниже приведем соответствующие учебные задания.
Вариант 1
Оформите таблицу вычисления значений тригонометрической функции синус согласно образцу. Вычисления производите для углов от 00 до 100 через 5′ с точностью до четырех знаков после запятой. (Угловая минута 1′ – это 1/60 градуса.)
Источник
Использование табличного процессора при выполнении расчетов
Понятие табличного процессора, его назначение, функции и возможности. Создание таблиц при помощи редактора Microsoft Excel, их форматирование по шаблону, действия со строками, столбцами и ячейками. Работа с формулами, абсолютные и относительные ссылки.
Рубрика
Программирование, компьютеры и кибернетика
Вид
контрольная работа
Язык
русский
Дата добавления
06.04.2012
Размер файла
128,0 K
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рубцовский индустриальный институт (филиал)
ГОУ ВПО Алтайский государственный технический университет
Кафедра «Прикладной математики»
РАСЧЕТНО — ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПО ИНФОРМАТИКЕ
Тема: Использование табличного процессора при выполнении расчетов
Вариант 11
студент гр. М-01Д
г. Рубцовск 2011
Табличным процессором или электронной таблицей называется прикладная программа, предназначенная для хранения данных различных типов в табличной форме и их обработки. Изначально табличные редакторы позволяли обрабатывать исключительно двухмерные таблицы, прежде всего с числовыми данными, но затем появились продукты, обладавшие помимо этого возможностью включать текстовые, графические и другие мультимедийные элементы. Основное назначение табличного процессора — автоматизация расчетов в табличной форме.
Таким образом табличный процессор позволяет :
· решать математические задачи: выполнять разнообразные табличные вычисления, вычислять значения функций, строить графики и диаграммы и т.п.;
· осуществлять численное исследование (Что будет, если? Как сделать, чтобы?);
· проводить статистический анализ;
· реализовать функции базы данных — ввод, поиск, сортировку, фильтрацию (отбор) и анализ данных;
· устанавливать защиту на отдельные фрагменты таблицы, делать их невидимыми;
· наглядно представлять данные в виде диаграмм и графиков;
· вводить и редактировать тексты;
· осуществлять обмен данными с другими программами, например, вставлять текст, рисунки, таблицы, подготовленные в других приложениях;
· осуществлять многотабличные связи.
При работе с табличными процессорами создаются документы, которые можно просматривать, изменять, записывать на носители внешней памяти для хранения, распечатывать на принтере.
I. Постановка задачи
1) Входные данные
a= 7; с = 1;k=3, 2 — постоянные,
x — переменная.
2) Выходные данные
y — значение функции.
3) Исходная формула
где a= 7; с = 1;k=3, 2.
II. Алгоритм выполнения задания
1) Создать документ Excel (Пуск > Программы>Microsoft Excel).
2) Создать таблицу, соответствующую заданию.
3) Отформатировать таблицу согласно шаблону: обрамление и фоновое оформление ячеек (команда контекстного меню Границы и заливка > Граница (выбор типа, толщины и цвета линий) ; команда контекстного меню Границы и заливка > Заливка (выбор цвета фона ячеек)); объединение ячеек (команда меню Таблица > Объединение ячеек); выравнивание текста ячеек (команда меню Формат>Шрифт (выбор шрифта, начертания, размера и цвета), затем команда контекстного меню Выравнивание ячеек (выбор выравнивания текста).
Вычисление значения функции у
постоянные
переменная
Значение функции
4) Ввести значения аргумента x— (-2; -1; 0,5; 2) в ячейки C6:F6.
5) Ввести формулу в ячейку C7, используя мастер функций.
табличный процессор ячейка формула
В формуле использованы абсолютные ссылки на ячейки C3:C5, т.к. адреса ссылок не изменяются при копировании формул ячейки. Относительные ссылки на ячейки C6:F6, т.к. при копировании формулы адреса в ссылках автоматически изменяются в соответствии с относительным расположением исходной ячейки и создаваемой копии.
6) Округлить результаты вычисления до 4 знаков после запятой, используя (Команда меню Формат > Ячейки (или командой Формат ячейки контекстного меню) > Число > Числовой формат > Число десятичных знаков 4).
7) Ввести формулу в ячейки D6:F6, используя автозаполнение.
8) Сохранить документ (Команда меню Файл > Сохранить как> Работа).
III. Контрольный пример
Вычисление значения функции y
постоянные
a
c
k
переменная
x
Значение функции
y
ь Если x=-2,то y=—26,8827
Проверка: так как выполнено условие x<0,то y=
Пользуясь программой Калькулятор, вычислим
y= -26,882741228718345907701147066236?-26,8827
ь Если x=-1, то y=-10,1416
Проверка: так как выполнено условие x<0,то y=
Пользуясь программой Калькулятор, вычислим
y= -10,14159265358979323846264338328?-10,1416
ь Если x=0,5,то y=1,0151
Проверка: так как выполнено условие x>=0,то y=lg(x+a)
Пользуясь программой Калькулятор, вычислим
y=1,015123992?1,0151
ь Если x=2,то y=1,3162
Проверка: так как выполнено условие x>=0,то y=lg(x+a)
Пользуясь программой Калькулятор, вычислим
y=1,316153988?1,3162
Результаты вычислений, выполненных на калькуляторе и в документе, совпадают. В силу произвольности выбранных значений x можно считать, что вычисления выполнены правильно.
I. Постановка задачи
1) Входные данные:
x1=-2;x2=4;x3=5;- начальное и конечное значения переменной x,
dx=0,5 — шаг изменения аргумента.
2) Выходные данные:
Таблица значений функции.
3) Исходная формула
y=x^3-2x^2*формулу сам напиши
II. Алгоритм выполнения задания
1) Создать таблицу, соответствующую заданию.
2) Отформатировать таблицу согласно шаблону: обрамление и фоновое оформление; объединение ячеек; выравнивание текста ячеек (аналогично заданию 1)
Составление таблицы значений функции y=0,5x
и построение графика на отрезке [-3;3]
x
y
dx
0,5
3) Ввести число -3 в ячейку А4 (начальное значение переменной x).
4) Ввести формулу =$A4+$E$3 в ячейку А5.
5) Ввести формулу в нижерасположенные ячейки, используя автозаполнение, до получения значения 3(в ячейке А19).
7) Ввести формулу в ячейки B4:B19, используя автозаполнение.
8) Округлить значения переменной x до 1 знака после запятой, переменной y — до 2 знаков после запятой (Команда меню Формат > Ячейки (или командой Формат ячейки контекстного меню) > Число > Числовой формат > Число десятичных знаков 1, и аналогично до 2).
9) Выделить диапазон ячеек A4:B19. Построить диаграмму (тип: Точечная > Точечная диаграмма со значениями, соединенными сгалаживающими линиями).
10) Задать элементы диаграммы (название диаграммы, подписи осей (вкладка Заголовки); отображение и маркировка осей координат (вкладка Оси); отображение сетки линий, параллельных осям координат (вкладка Линии сетки)).
11) Отформатировать диаграмму согласно шаблону: на панели инструментов Диаграммы выбрать нужный элемент диаграммы и изменять параметры отображения выбранного элемента (название диаграммы, подписи осей, отображение сетки линий).
III. Контрольный пример
Составление таблицы значений функции y=твояформула