Проверочный тест "Средства музыкальной выразительности"
ГУ ЛНР «Луганский учебно-воспитательный комплекс «Интеллект» Грекова Н. С.
Что относится к средствам музыкальной выразительности?
- Ритм
- Балет
- Увертюра
- Динамика
- Опера
Что относится к средствам музыкальной выразительности?
Какой музыкальный термин передаёт окраску звука?
- Ритм
- Темп
- Тембр
- Динамика
- Форма
Какое средство музыкальной выразительности обозначает высоту звука?
- Штрихи
- Форма
- Лад
- Мелодия
- Регистр
Какое выразительное средство передаёт настроение в музыке ?
Какое выразительное средство музыки отвечает за чередование долгих и коротких звуков?
Одноголосная последовательность звуков разной высоты это…
Какое средство музыкальной выразительности обозначает скорость звучания?
Источник
Тест к уроку музыки « Средства музыкальной выразительности»
Тестовая работа составлена для проверки уровня знания обучающихся 2-4 х классов по предмету «Музыка» на тему «Средства музыкальной выразительности».
Цель: Определить уровень индивидуальных достижений обучающихся по теме « Средства музыкальной выразительности»
Задачи: Способствовать формированию внимания и самоконтроля обучающихся при работе над заданиями теста; обобщить и закрепить материал; воспитывать познавательный интерес обучающихся к предмету «Музыка».
Тест составлен из 6 — 10 вопросов и рассчитан на 5-10 минут. В каждом вопросе надо соединить стрелочками соответствия вопросов и ответов.
Критерии оценки теста:
Процентное соотношение правильных ответов
Тесты могут быть использованы учителями музыки в начальных классах, как на уроке, так и на внеурочных занятиях.
2 класс. Установите соответствие средств музыкальной выразительности и их значений
Средства музыкальной выразительности
Скорость движения музыки
3 класс. Установите соответствие средств музыкальной выразительности и их значений
Средства музыкальной выразительности
Часть звукового диапазона
Скорость в музыке
Музыкальная одноголосная мысль
Окраска музыкальных звуков
Громкость, сила музыкальных звуков
Чередование музыкальных звуков по длительности (коротких и длинных)
Отражение в музыкальных звуках настроения (мажор, минор)
4 класс. Установите соответствие средств музыкальной выразительности и их значений
Средства музыкальной выразительности
Медленный, быстрый, не спеша, скоро
Низкий, средний, высокий, насыщенный, просветлённый, звонкий, хмурый
Плавная, поступенная, волнообразная, энергичная, певучая
Яркий, темный, праздничный, хмурый, звонкий, мягкий, резкий
Одно частная, 2 – х частная (АВ), 3 – х частная (АВА), рондо (АВАСАД), вариации, сонатная форма (вступление, экспозиция, разработка, реприза, кода)
Неравномерный, равномерный, пунктирный, четкий
Радостный, печальный, грустный, мажор, минор
Аккорды, сопровождающие мелодию
Мелодия (одноголосие), аккорды в сопровождении (многоголосие).
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС »
Международный конкурс детского творчества «7 ЦВЕТОВ РАДУГИ »
Международный конкурс детско-юношеского творчества для детей с ОВЗ «СОЛНЦЕ В КАЖДОМ »
Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях 🙂
Также вас может заинтересовать
- Разное по музыки и пению для «РУССКИЙ РОМАНС – ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В ДШИ» Музыка и пение
- Разное по музыки и пению для дошкольников «Проект «Мнемотехника в музыкальном развитии дошкольников»» Музыка и пение
- Оценка знаний по музыки и пению для 1 класса «»Тесты по сольфеджио»» Музыка и пение
- Конспект занятия по музыки и пению для дошкольников «Масленица идет» Музыка и пение
- Уроки по музыки и пению для 1 класса «Дидактический материал на начальном этапе обучения» Музыка и пение
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 – 59675 от 23 октября 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор). Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения администрации сайта. При этом ссылка на сайт www.art-talant.org обязательна. Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Учредитель — Ковалев Денис Сергеевич, Главный редактор — Ковалев Д.С. Телефон 8 (800) 550-76-36 Электронный адрес info@art-talant.org
Войти на сайт
Войти через социальную сеть
Свидетельство участника образовательного сообщества
Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.
Источник
Выразительные средства музыки вопросы
У каждого творческого человека есть средства, с помощью которых он выражает свои мысли и чувства, превращая фантазию в произведение искусства. У поэта это слова, стихотворный размер и рифма; у художника — кисти, краски, мазки и холст; у рукодельницы — иголки, нитки и ткань. У композитора тоже есть средства с помощью которых он может донести до слушателя свою мысль, и называются они "Средствами музыкальной выразительности".
Главные из них: мелодия, ритм, лад, гармония, регистр, темп и тембр.
Но обо всем по порядку:
1) На первом месте по важности, среди музыкальных выразительных средств, стоит МЕЛОДИЯ.
Термин мелодия произошел из 2х слов: melos- песнь, и ode – пение. Мелодия -это одноголосно выраженная музыкальная мысль. Это то, что можно пропеть. Даже если мы не поем какое-нибудь произведение целиком, то часто напеваем из него мотивы и фразы. Ведь в музыкальной речи, так же как и в речи словесной, есть и предложения, и фразы.
Несколько звуков образуют мотив – маленькую частицу мелодии. Несколько мотивов составляют фразу, а несколько фраз – предложение.
Можно выделить два основных типа мелодии:
* Кантилена — "мелодия большого дыхания". Когда мы слышим такую мелодию, нам кажется что она льется мягко и широко, как река, и звуки музыки увлекают нас далеко далеко за собой.
Композиторов, часто использующих в своих произведениях кантилену называют композиторами мелодистами. Среди известнейших русских композиторов мелодистов можно назвать Петра Ильича Чайковского, Сергей Васильевича Рахманинова, Георгия Васильевича Свиридова.
Чтобы ощутить широту и протяжность кантилены, я предлагаю Вам послушать фрагмент концерта №2 С.В. Рахманинова.
Источник
Средства музыкальной выразительности — свойства, основные виды и приемы
Регистр является частью диапазона. Также этим термином называют высоту музыкального инструмента или голоса.
Бывают такие виды регистра:
- Низкий. Это мрачное или серьёзное звучание.
- Высокий. Лёгкое и тонкое звучание.
- Средний. Обычно такой звук ассоциируется с голосом человека.
Ритм — это первое, чему учат ребёнка на уроке в музыкальной школе. Там рассказывают, какие средства музыкальной выразительности играют первостепенную роль. Ритм относится именно к таким. Этот элемент присутствует в каждом произведении и в каждом исполнении песни. Может происходить чередование отрывистых звуков с плавными, то есть повторение коротких и долгих.
Это средство становится понятным, если наблюдать за каким-либо танцем. Все происходит в такт, благодаря чему движения приобретают эмоциональных окрас.
Музыка без ритма не может восприниматься полноценной мелодией. Она похожа на простой набор звуков. Этот приём придаёт музыкальной композиции изобразительность и лиричность или же тревогу и взволнованность.
Развитие цифровой музыки основано на хорошо подобранном ритме. Чтобы был качественный звук у таких композиций, нужно использовать хорошие динамики. Также существуют и другие важные элементы.
Таблица: средства музыкальной выразительности и их определение.
Средства выразительности | Содержание | Свойства и разновидности |
Мелодия | Одноголосно выраженная мысль | |
Лад | Взаимосвязь звуков между собой | Мажор, минор |
Регистр | Чередование и соотношение различных музыкальных длительностей | Ровный, пунктирный |
Звуковедение | Штрих | Отрывисто, связно, отчётливо, закономерно |
Тембр | Окраска звука | Звонкий, глухой, мягкий, резкий |
Темп | Скорость музыки | Медленный, умеренный, быстрый, динамический |
Динамика | Изменение громкости | |
Форма | Построение музыкального произведения | Рондо, вариации, сонатная форма |
Аккомпанемент | Сопровождение | Оркестровый, инструментальный, вокальный или речь |
Мелодия — это одно из 12 основных выразительных средств музыки. Она является душой любой композиции, так как показывает тему, оттенок и характер. Поэтому без неё произведение не состоится.
Размер, темп и лад
Для записи ритма на листе применяется музыкальный размер. Благодаря этому музыкант может понять, какой темп и ритм необходимо соблюдать. Существуют разные музыкальные размеры, например, две четверти, одна восьмая и т. д. Для правильного соблюдения ритма во время изучения нового материала нужно использовать метроном или самостоятельно считать.
Темп — это скорость исполнения, которая полностью зависит от конкретного музыкального произведения. Например, колыбельная исполняется очень медленно и спокойно, а марш звучит ритмично. Такая функция важна для выражения характера композиции.
Для обозначения используется итальянский язык. В самом начале композитор указывает, в каком темпе нужно исполнять мелодию. Может быть написано воодушевлённо, мечтательно, в темпе марша, в темпе вальса.
Помимо равномерного звучания музыки могут быть отклонения. Это позволяет сделать композицию более живой и эмоциональной. Темп произведения и его изменения является очень важным способом музыкальной выразительности.
Лад — это отношение устойчивых и неустойчивых звуковых рядов. Он систематизирует и определяет порядок звуков, благодаря чему создаётся осмысленная мелодия.
Существуют неустойчивые и устойчивые звуки. У вторых звучание ясное, поэтому они являются основой. Если музыка остановилась на неустойчивом звуке, то необходимо перейти на устойчивый. Такая взаимосвязь является основой музыкальной речи. Зачастую в композиции присутствует многократные переходы.
Наиболее распространёнными считаются минорные и мажорные лады. Они определяют образное содержание мелодии и её характер. Мажорная композиция всегда весёлая и бодрая, а минорная — печальная и грустная.
Тембр и динамика
Тембром называется звуковой окрас. У разных людей и музыкальных инструментов свой тембр. С помощью этого выразительного средства человек может различать голоса и различные инструменты, не глядя на них.
Женские и мужские голоса бывают:
- Высокими.
- Средними.
- Низкими.
Хор — это большое количество певцов (не меньше 12). Это подобие оркестра в музыке. Хор может быть мужским, женским, смешанным или детским.
В оркестре музыкальные инструменты распределяются по типам. Всего их существует четыре:
- Ударные.
- Медные духовые.
- Струнные.
- Деревянные духовые.
Динамикой называется громкость музыки. Тихое музыкальное произведение ассоциируется со спокойствием или лёгкой грустью, а громкое выражает напряжённые или энергичные образы.
Динамика нарастает, когда нужно усилить напряжение или подготовить слушателя к кульминации. Динамическая кульминация является высшей точкой напряжения. Когда она ослабевает, создаётся ощущение успокоения.
Метр и гармония
Метром называется пульсация, то есть равномерная смена слабых и сильных долей. Если записывать это в нотном выражении, то указывается размер, такт и отдельные тактовые черты.
Гармония — последовательность звучания объединённых звуков в аккорды или же созвучия. Основным элементом является аккорд. Это сочетание трёх и более звуков.
По интервальному строению аккорды подразделяются на такие:
- Секундовый.
- Терцовой.
- Квартовой.
- Квинтовой.
Современная музыка часто предполагает резкое звучание гармонии. Это называется диссонансом. В классической в основном используются трезвучия.
Диссонанс может быть довольно сложным, так как очень часто применяются нестандартные созвучия, например, одновременное сочетание разных размеров.
Происхождение этого средства выразительности в музыке связывают с многоголосым пением. Есть свидетельства, что оно существовало уже в Средние века.
Фактура в музыке
Фактура с латинского означает обработку. Это вид изложения музыки. Основными элементами, входящими в определения, являются средние голоса, аккомпанемент, бас и мелодия.
Фактуру подразделяют на прозрачную и плотную. Первая вызывает ощущение лёгкости, а от второй создаётся впечатление мощи и силы.
Также данное средство выразительности подразделяется на одноголосную и многоголосную. Одноголосная музыка — это любая мелодия, состоящая из вокала одного человека или из инструментальной игры. Второй вид подразумевает гомофонию и полифонию.
В многоголосной музыке один из голосов является основным, а все остальные выступают в роли аккомпанемента, то есть сопровождающими. Ритмические аккорды, объединённые с сопровождающими, являются разновидностью гомофонной фактуры.
Полифония — это сочетание нескольких голосов. Она подразделяется на имитационную и контрастную. Имитационная повторяет в другом тоне прозвучавшую мелодию. Контрастной полифонию можно назвать, когда одновременно звучат мелодии нескольких типов.
Имитационная также подразделяется на несколько типов:
- Канон. Включает в себя несколько голосов, которые играют одну мелодию, но вступают на первый план по очереди.
- Инвенция. Инструментальное произведение, состоящее из двух или трёх голосов. Обычно оно имеет небольшой объём и написано по технике имитации.
- Фуга. Это многоголосная полифония. Вся мелодия повторяется одновременно во всех голосах. Считается наиболее сложным типом имитационной полифонии.
Также существует ещё разновидность, которая называется фугетта. Это упрощённая фуга, предназначенная для фортепиано или органа.
Штрихи и форма
Одним из важнейших инструментов выразительности в музыке являются штрихи. Это средство, с помощью которого музыкант может понять манеру исполнения. Это определяет характер произведения. Музыкальные штрихи подразделяются на такие виды:
- Legato. Инструмент должен издавать мягкие и плавные звуки. То есть человеку нужно играть мягко.
- Staccato. Звуки следует извлекать резко. Данный штрих в записи обозначается точкой, расположенной сверху или снизу ноты. Каждое извлечение должно быть коротким, похожим на маленькие толчки. При этом ставиться акцент на промежуток между звуками.
- Non legato. Каждое извлечение должно немного акцентироваться. Это что-то среднее между Legato и Staccato. Нужно стараться сделать так, чтобы звуки подчёркивались и слышались отчётливо, но были мягкими.
Последовательность отдельных частей, из которых состоит мелодия, называется формой музыкального произведения. Она подразделяется на сюиту, рондо, сонатное аллегро, сонатно-симфонический цикл, куплетную, трёхчастную или двухчастную форму.
Наиболее простой формой является период. В нём слушатель отчётливо понимает, что мысль завершена. Период разделяется на предложения, а они — на фразы.
Также существует мотив. В музыкальной речи это самый маленький элемент.
При исполнении произведения музыкант выделяет отдельные мысли, фразы и предложения. Это уже называется фразировкой. Данное средство является частью формы. Оно предполагает, что во фразах есть кульминации.
Источник