Взаимосвязь учетной политики с финансовым результатом
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
С 01.01.2020 Общество в соответствии с приказом Минфина РФ от 20.11.2018 N 236н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02), утвержденное приказом Минфина РФ от 19.11.2002 N 114н, внесло изменения в учетную политику и стало применять балансовый метод учета временных и постоянных разниц. Как следствие, в связи с различной первоначальной стоимостью объекта недвижимости, учитываемого на балансе Общества, для целей бухгалтерского и налогового учета Общество отразило ретроспективно: в бухгалтерском учете (проведено 31.12.2019) корректировку (уменьшение) нераспределенной прибыли. При сдаче отчетности за 2020 год корректировка будет отражена в бухгалтерском балансе за 2020 год в качестве сравнительных показателей. Будут отражены скорректированные данные — сальдо на 31.12.2019 и на 31.12.2018 по счетам 77 и 84 в пояснениях к бухгалтерской отчетности за 2020 год (п. 24 ПБУ 4/99), в разделе 2 отчета об изменениях капитала за 2020 год.
Верно ли, что согласно п. 24 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного приказом Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н, информацию о вышеуказанной корректировке (уменьшении) суммы нераспределенной прибыли Общество обязано было раскрыть в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества за 2019 год?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Информация об изменении учетной политики подлежит обязательному раскрытию в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности общества за 2019 год, если указанные изменения могут оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств или это предусмотрено учетной политикой организации.
Обоснование позиции:
Изменения требований федеральных стандартов бухгалтерского учета являются основанием для изменения учетной политики для целей бухгалтерского учета (ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, п. 10 ПБУ 1/2008). Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения (п. 12 ПБУ 1/2008).
Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках являются неотъемлемой частью годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемой организациями (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, п. 5 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»).
Сразу отметим, что в настоящее время ПБУ 1/2008 не содержит прямого указания на обязанность заявления в пояснениях к текущей отчетности о вносимых изменениях в учетную политику на будущий период (как это было предусмотрено ранее в п. 25 ПБУ 1/2008).
Состав и содержание пояснений к финансовой отчетности подлежат определению организацией самостоятельно исходя из взаимосвязанных положений п. 24-27 ПБУ 4/99, ПБУ 1/2008, норм других положений по бухгалтерскому учету в части раскрытия информации, а также подп. «б» п. 4 приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н. В частности, пояснения должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения денежных средств за отчетный период. Как правило, пояснения связаны с числовыми показателями бухгалтерского баланса или отчета о финансовых результатах (отчета о целевом использовании средств) (п. 24 ПБУ 4/99, рекомендации Минфина России от 09.01.2013 N 07-02-18/01).
Заметим, что последствия изменения учетной политики в связи с изменением требований ПБУ 18/02 не являются событием после отчетной даты или условным фактом хозяйственной деятельности, дополнительные данные о которых в силу п. 27 ПБУ 4/99 требуется раскрывать в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках за 2019 год (ПБУ 7/98 «События после отчетной даты», пп. «г» п. 2 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»).
Однако не исключаем, что такая необходимость может быть вызвана иными обстоятельствами, поименованными в данной норме или определенными учетной политикой организации.
Пункт 17 ПБУ 1/2008 обязывает организации раскрывать в бухгалтерской (финансовой) отчетности принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.
А в силу п. 16 ПБУ 1/2008 обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности подлежат изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств.
Согласно п. 21 ПБУ 1/2008 в случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию:
— причину изменения учетной политики;
— содержание изменения учетной политики;
— порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;
— суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, — также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;
— сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, — до той степени, до которой это практически возможно.
Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.
При этом период, за который подлежат обособленному раскрытию изменения в учетной политике в пояснениях к отчетности, прямо не указан. В п. 24 ПБУ 1/2008 лишь указывается, что информация об изменениях, внесенных в учетную политику, в обязательном порядке должна быть отражена в пояснениях к балансу и отчету о финансовых результатах, включаемых в состав годовой бухгалтерской отчетности. В случае представления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, она может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика.
Поэтому полагаем, что обязанность организации по раскрытию в пояснениях к балансу за отчетный год информации об изменениях учетной политики на будущий год зависит от оценки существенности их влияния на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств.
Следует учитывать, что организации обязаны применять измененные требования ПБУ 18/02 начиная с бухгалтерской отчетности за 2020 г. При этом организация вправе досрочно начать их применение, отразив такое решение в учетной политике (на 2019 год) и раскрыв в пояснениях к бухгалтерской отчетности организации за год, в котором впервые будут применены изменения (п. 2 приказа от 20.11.2018 N 236н, п. 23 ПБУ 1/2008). Иные требования в части отражения последствий изменения стандарта ПБУ 18/02 не установлены.
По общему правилу последствия изменения учетной политики в связи с началом применения нового (измененного) стандарта отражаются ретроспективно в отчетности за период, в котором применяются такие новые (измененные) стандарты (пункты 13-16 ПБУ 1/2008, Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2017 год (приложение к письму Минфина России от 19.01.2018 N 07-04-09/2694)). Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Изменение учетной политики по бухгалтерскому учету.
Поэтому, как мы отмечали ранее, организации, применяющие измененные правила ПБУ 18/02 с 2020 года, обязаны расшифровывать информацию о последствиях изменений учетной политики в Разделе 2 отчета об изменениях капитала, а также в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах за 2020 год*(1). Обязанность отражать изменения учетной политики на 2020 год в пояснениях к отчетности за 2019 год прямо не следует.
Одновременно следует учитывать, что в п.п. 30-31 МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», установлены требования раскрыть известную или обоснованно оцениваемую информацию, уместную для оценки возможного влияния применения нового МСФО на финансовую отчетность организации в периоде первоначального применения в тех случаях, когда организация не начала применять новый МСФО, который был выпущен, но еще не вступил в силу.
Соответственно, обязанность по раскрытию информации об изменении учетной политики и оценке их влияния в пояснениях к отчетности за 2019 год может быть обусловлена обязательными к применению стандартами, разработанными материнской компанией, составляющей консолидированную отчетность в соответствии с требованиями МСФО (например, поименованные в Федеральном законе от 27.07.2010 N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности») (ч. 14 ст. 21 Закона N 208-ФЗ, п.п. 7-7.4 ПБУ 1/2008).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА, профессиональный бухгалтер Макаренко Елена
Ответ прошел контроль качества
2 апреля 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) С учетом разработанных Фондом «НРБУ «БМЦ» Рекомендации Р-110/2019-КпР от 11.12.2019 и Рекомендации Р-102/2019-КпР от 26.04.2019.
Источник
Взаимосвязь учетной политики с финансовым результатом
Библиографическая ссылка на статью:
Андреева Т.С. Учетная политика организации как инструмент управления показателями финансового состояния // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/75436 (дата обращения: 18.06.2021).
В передовых финансовых условиях предприятиям потребуется везти бухгалтерский учет и сдавать отчетность по особым правилам, которые станут поочередно вводиться со временем. Данные правила фиксируются в учетной политике компании. При формировании показателей деятельности организации учетная политика является главным принципом, т.к. осуществляет воздействие на динамику показателей благосостояния фирмы.
Составление учетной политики и контроль ее выполнения связаны с некоторыми трудностями:
— нет общего понятия политики и ее аспектов;
— не является главным инструментом управления;
— не влияет на состояние статей отчетности;
— не учитывает долгосрочные цели фирмы для развития;
— не имеет единого метода аудита и механизма оценки ее эффективности.
Политика организации необходима всем пользователям отчетности, т.к. носит характер основы для принятия управленческих решений. Тем не менее, российские организации отдаю предпочтение стандартному учету. Если управленческий учет решает внутренние стратегические задачи, то финансовый и налоговый учет, бесспорно, раскрывается в учетной политике фирмы. Управленческий учет субъективен и имеет конфиденциальную информацию.
Однако, ведение управленческого учета практически не развито, но большинство его элементов отражаются в экономическом анализе и бухгалтерском учете, а его система для каждого предприятия индивидуальна.
Аналитический аспект учетной политики влияет на показатели налогообложения, выручки, а так же финансового благосостояния компании.
Учетная политика имеет несколько причин для проведения обязательного аудита:
— аудит учетной политики тесно связан с различными методами ведения бухгалтерского учета, т.к. организации формируют ее самостоятельно на основе своей деятельности;
— учетная политика является интегральным документом;
— аудит компании начинается с проверки приказа об учетной политики;
— минимизирование налогов на законодательном уровне требует тщательной разработки учетной политики;
— трудность изъяснения Налогового законодательства порождает спрос на аудиторскую проверку политики.
Аудиторская проверка определяет преследуемые цели руководителем:
— в том случае, если руководитель организации планирует показать положительную деятельность фирмы инвесторам или акционерам, то аудиторская проверка показывает стремление к увеличению активов и прибыли;
— в том случае, если руководство планирует минимизацию налогов, то аудиторская проверка ищет необходимые методы для уменьшения оценки активам и прибыли.
До сих пор в многочисленных фирмах вплоть до настоящего времени развитие учетной политики остается критерием повиновения, требуемого законодательством и носит крайне незначительный характер для компаний, т.к. важным для них считается не содержание, а наличие данного документа.
Автором был проведен анализ взаимодействия элементов учетной политики и статей бухгалтерской отчетности. Окончательным шагом анализа является исследование влияния учетной политики на финансовые критерии фирмы.
Коэффициентный метод активно применяется многочисленными авторами в своих методиках анализа, согласно которым и определяются важнейшие коэффициенты для анализа динамики или сравнения показателей.
Положительными признаками распространения коэффициентного метода является его легкость применения и наличие большого количества информации. Для анализа влияния учетной политики на финансовое благосостояние компании были отобраны показатели, которые максимально точно характеризуют данное состояние фирмы. Ниже (таблица 1) приведем наименования и способы расчетов коэффициентов ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, показатели экономической эффективности, а также деловой активности и чистых активов.
Таблица 1 – Формулы расчета основных показателей финансового анализа
коэффициент текущей ликвидности
Величина оборотного капитала / величина текущих обязательств (<1 года)
коэффициент быстрой (срочной) ликвидности
(Оборотные активы – Запасы) / Краткосрочные обязательства
коэффициент абсолютной ликвидности
(Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения) / Текущие обязательства
коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами
коэффициент финансовой устойчивости
(собственный капитал + долгосрочные займы и кредиты >1) / Валюта баланса
коэффициент автономии (финансовой независимости)
Собственный капитал / Активы
Собственный капитал / Заемный капитал
рентабельность продаж по операционной прибыли
Операционная прибыль / Выручку
рентабельность продаж по чистой прибыли
Чистая прибыль / Выручку
рентабельность собственного капитала
Чистая прибыль / Собственный капитал
Чистая прибыль / Активы
Выручка / Основные средства
коэффициент общей оборачиваемости активов
коэффициент оборачиваемости оборотных активов
Выручка / Оборотные активы
коэффициент оборачиваемости собственного капитала
Выручка / Собственный капитал
На рисунке 1 отображена схема проведения анализа.
Рисунок 1. Схема анализа влияния учетной политики на финансовые коэффициенты
Приведем пример порядка списания отклонений фактической себестоимости от нормативной:
— в конце каждого месяца отклонение списывается на финансовые результаты;
— в конце каждого месяца отклонение распределяется на отгруженную готовую продукцию и ее остатки на складе.
Поэтому, описанный выше элемент учетной политики влияет на величину себестоимости, тем самым себестоимость влияет на показатели экономической эффективности организации, как и не проданные готовые товары на складе. От этого зависят показатели статей “готовой продукции” на балансе фирмы.
Остаток товаров на складах впоследствии оказывает значительное воздействие на изменение валюты баланса в общем.
Подведем итог, что учетная политика осуществляет значительное давление на финансовые показатели компании. В таблице 2 скомпонованы направления влияния учетной политики на коэффициенты финансового состояния компании. Руководитель организации обязан понимать систему организации учетной политики и направлять ее в нужную сторону, т.к. она может стать мощным инструментом в управлении финансами организации.
Таблица 2 – Влияние элементов учетной политики на финансовые коэффициенты
Источник
Формирование учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения
В бухгалтерском учете под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Такое определение дано как в ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», так и во вступающем в силу в 2009 году ПБУ 1/2008.
Для целей налогообложения учетная политика определена статьей 11 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Роль учетной политики в организации всего учетного процесса крайне велика. Это связано с тем, что действующие нормативно-правовые акты в ряде случаев допускают выбор юридическим лицом способа организации учета из нескольких, определенных соответствующим нормативно-правовым актом, а иногда даже устанавливают обязанность разработать соответствующий порядок самостоятельно. В качестве «классического» примера последней ситуации можно назвать установленную п. 7 ст. 346.27 НК РФ обязанность налогоплательщика вести раздельный учет при совмещении ЕНВД и иного режима (иных режимов) налогообложения, когда законодатель вообще не указал, каким образом и на основе каких показателей такой раздельный учет должен быть организован.
В этой связи учетная политика организации выполняет сразу несколько функций.
Во-первых, учетная политика представляет собой руководство по организации и ведению учета внутри компании – правила, установленные для всех работников организации, принимающих участие в учетном процессе. Данная функция приобретает особую актуальность для организаций, имеющих обособленные подразделения, самостоятельно ведущие учет результатов своей финансово-хозяйственной деятельности. В этом случае качественная учетная политика часто выступает единственным способом надлежащей организации унифицированного учета.Во-вторых, грамотно сформированная учетная политика – это очень весомый аргумент для предотвращения или, по крайней мере, решения в свою пользу споров с налоговыми органами. Не секрет, что чем подробнее (в случае отсутствия противоречий с действующим законодательством) учетная политика определяет правила ведения учета в каждом конкретном случае, тем сложнее проверяющим оспорить правомерность их применения.
Наконец, в-третьих, учетная политика – это нередко и мощный инструмент оптимизации. Здесь уместно оговориться, что учетная политика может обеспечивать не только оптимизацию налогообложения, но и в очень многих случаях оптимизацию учетного процесса с точки зрения снижения его трудоемкости, повышения качества представления и группировки учетной информации и т.п. Например, применение одинаковых правил формирования стоимости товаров в бухгалтерском и налоговом учете путем включения в стоимость приобретения покупных товаров расходов, связанных с их приобретением (на основании ст. 320 НК РФ), позволяет вести бухгалтерский и налоговый учет одновременно и в то же время избежать необходимости применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», потенциально несущей повышенный риск совершения ошибок.
Разработка и принятие учетной политики
Учетная политика – это комплексный документ, касающийся, однако, только одного аспекта организации учетного процесса – методологии учета. Следует помнить, что пунктом 3 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон) и статьей 314 НК РФ определены перечни документов, утверждаемых либо одновременно с учетной политикой, либо как приложения к ней. Он включает в себя:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
- правила документооборота и технологию обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета;
- формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов.
Исходя из сложившейся практики, рабочий план счетов, как правило, утверждается в качестве приложения к учетной политике. Приложением к ней в силу требования закона выступают и формы регистров налогового учета. Остальные же названные документы чаще утверждаются в качестве самостоятельных локальных нормативных актов. Это связано с тем, что по традиции учетная политика вместе с рабочим планом счетов, обеспечивающим ее реализацию, утверждается на каждый финансовый год перед его началом. В то же время график документооборота, формы первичных учетных документов, порядок проведения инвентаризации и иные аналогичные «системные» документы, применяемые из года в год, не меняются, а лишь при необходимости корректируются.
Лицом, ответственным за разработку учетной политики организации, является ее главный бухгалтер (п. 2 ст. 7 Закона) или иное лицо, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета (п. 4 ПБУ 1/2008).
Утверждается учетная политика внутренним распорядительным документом организации (п. 3 ст. 6 Закона, п. 12 ст. 167 НК РФ) – это, как правило, приказ или распоряжение ее руководителя. Аналогичными документами вводятся в действие и иные документы, утверждаемые вместе с ней.Не секрет, что на практике сотрудники налоговых органов требуют представления им учетной политики на следующий год одновременно с представлением годовой отчетности за предыдущий год. Однако следует помнить, что в законодательстве такое требование не содержится, поэтому выполнять его налогоплательщик не обязан – представить в налоговый орган без его специального требования налогоплательщик может только в виде своей доброй воли.
Изменения учетной политики 2009 года
Ежегодно при утверждении учетной политики на очередной финансовый год главный бухгалтер отслеживает изменения, произошедшие в действующих нормативно-правовых актах, влияющие на порядок ведения учета и, соответственно, на содержание учетной политики.
Напомним, что и Закон, и Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» устанавливают принцип последовательности учетной политики. Однако изменение законодательства является достаточным и, более того, наиболее распространенным основанием для связанной с ним корректировки учетной политики.
Рассмотрим кратко основные изменения, произошедшие к настоящему времени, которые следует учесть при разработке учетной политики организации – как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения – на 2009 год.
Новое ПБУ об учетной политике.
Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н было утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), которое вступает в силу с 1 января 2009 года. В целом данное положение аналогично прежнему, действующему в настоящее время ПБУ 1/98, однако содержит и ряд новшеств.
Во-первых, в отличие от ранее действовавшего порядка учетная политика организации может изменяться и не с начала года, если это обусловлено причиной такого изменения (п. 12 ПБУ 1/2008). Данное изменение нормативно закрепляет порядок, фактически применяемый достаточно давно. Напомним, что еще в 2006 году, когда вступил в силу приказ Минфина России от 12.12.2005 № 147н, финансовое ведомство разъясняло, что новая редакция ПБУ 6/01 «Учет основных средств» применяется в отношении объектов, принятых к учету в 2006 году (письма Минфина РФ от 20.06.2006 № 07-05-06/148, от 02.06.2006 № 07-05-06/133 и др.), хотя сами изменения были опубликованы только в конце января 2006 года.
Во-вторых, добавлено положение о том, что при отсутствии в нормативных актах определенных способов ведения учета по конкретному вопросу формирование учетной политики в этой части осуществляется не только исходя из ПБУ, но и исходя из Международных стандартов финансовой отчетности. Таким образом, при разработке положений учетной политики бухгалтеру необходимо будет ориентироваться также и на требования МСФО.
В-третьих, более подробно регламентирован, оставшись по сути аналогичным, порядок раскрытия последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности.
Новое ПБУ об изменении оценочных значений.
Тем же приказом Минфин России утвердил новое, 21-е ПБУ – ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений», также вступающее в силу с начала 2009 года. Положение вводит новое для российских стандартов бухгалтерского учета понятие «оценочные значения» и определяет их примерный состав. В частности, оценочными значениями признаются величины резервов (по сомнительным долгам и др.), сроки полезного использования основных средств и нематериальных активов и др.
При формировании учетной политики на 2009 год, таким образом, организации нужно будет определить, в какие сроки и в каком порядке будет осуществляется тестирование каждого из отраженных в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности оценочных значений на необходимость их изменения.
Новые правила устанавливают, что результат изменения оценочного значения отражается в составе доходов или расходов организации в текущем (а при необходимости – и в будущих) периоде, кроме изменения, непосредственно влияющего на величину капитала организации. В последнем случае такое изменение непосредственно корректирует соответствующую статью (статьи) капитала. Естественно, что любое изменение оценочных значений (и его последствия) организации необходимо раскрыть в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.
Новое ПБУ об учете расходов по кредитам и займам.
ПБУ 15/2008, вступающее в силу с бухгалтерской отчетности 2009 года, в отличие от ранее утвержденного ПБУ 15/01 регулирует только порядок учета расходов по займам и кредитам, но не порядок учета самих кредитов и займов. В частности, в нем отсутствует положение, позволяющее учитывать задолженность по долгосрочному займу или кредиту, до погашения которой остается менее года, в составе долгосрочной до момента ее погашения (при этом обязанность разделения задолженности на долгосрочную и краткосрочную, отраженная в утвержденных Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н образцах форм бухгалтерской отчетности, по-прежнему сохраняется).
Новшеством ПБУ 15/2008 является возможность учитывать начисленные проценты или дисконт по заемным обязательствам (в том числе ценным бумагам) как по мере их начисления в соответствии с условиями договора, так и равномерно в течение срока действия договора займа или выплаты денежных средств по векселю. Свой выбор организации необходимо закрепить в учетной политике. При этом следует учитывать, что применение второго (равномерного) способа признания процентов позволяет сблизить бухгалтерский и налоговый учет, так как п. 8 ст. 272 НК РФ для целей налогообложения прибыли предусмотрен аналогичный порядок.
По-прежнему включаются в стоимость инвестиционного актива проценты по займам и кредитам, привлеченным для его создания и/или приобретения. Поэтому организации в учетной политике, как и ранее, следует определить критерии признания актива инвестиционным. В то же время новшеством ПБУ 15/2008 является установленная им обязанность организации включать в стоимость инвестиционного актива в том числе и проценты по займам (кредитам), полученным на общие цели, если они фактически использованы в связи с приобретением (сооружением) инвестиционного актива.
Новое ПБУ о раскрытии информации о связанных сторонах.
Новое ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» появилось в середине 2008 года и должно применяться уже при составлении годовой бухгалтерской отчетности за 2008 год, тем не менее многие организации учтут его требования при формировании учетной политики только на 2009 год. Главное изменение коснулось состава лиц, обязанных применять ПБУ: если ранее ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах» распространялось только на акционерные общества, то ПБУ 11/2008 обязаны применять все коммерческие организации, кроме кредитных (по-прежнему его могут не применять малые предприятия).
При формировании учетной политики организация, применяющая ПБУ 11/2008, должна, как минимум, определить:
- перечень лиц, являющихся связанными сторонами организации, и/или принципы включения в этот перечень юридических и физических лиц;
- конкретный состав и форму раскрытия (в том числе порядок представления) информации, подлежащей раскрытию в соответствии с ПБУ 11/2008;
- порядок построения аналитического учета, обеспечивающего получение информации о связанных сторонах, которая подлежит раскрытию организацией.
Новый порядок применения нелинейного метода начисления амортизации для целей налогообложения прибыли.
Федеральным законом от 22.07.2008 № 158-ФЗ были внесены изменения в ст. 257–259, а также введены новые ст. 259.1–259.3 НК РФ, которые установили, в том числе, новый порядок начисления амортизации с использованием нелинейного метода.С 1 января 2009 года амортизация нелинейным методом будет начисляться не по каждому основному средству, а суммарно по каждой амортизационной группе (подгруппе). Для расчета месячной суммы амортизации суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы) умножается на норму амортизации, определенную Кодексом для соответствующей группы, и делится на 100. При этом ежемесячно сумма начисленной амортизации уменьшает суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы).
В связи с этим изменением при разработке учетной политики для целей налогообложения на 2009 год налогоплательщики, которые собираются применять нелинейный метод начисления амортизации, должны предусмотреть отражение в аналитических регистрах налогового учета всей информации, предусмотренной частью третьей ст. 323 НК РФ, в частности:
- о принятых организацией сроках полезного использования основных средств и нематериальных активов;
- о сумме начисленной амортизации по амортизируемым основным средствам и нематериальным активам за период с даты начала начисления амортизации до конца месяца, в котором такое имущество реализовано (выбыло), – для объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом;
- о сумме начисленной амортизации и суммарном балансе каждой амортизационной группы и каждой амортизационной подгруппы (при применении нелинейного метода начисления амортизации);
- об остаточной стоимости объектов амортизируемого имущества, входящих в амортизационные группы (подгруппы), при выбытии объектов амортизируемого имущества.
В заключение хотелось бы напомнить, что изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, согласно п. 23 ПБУ 1/98 и п. 25 ПБУ 1/2008 объявляются в пояснительной записке, входящей в состав годовой бухгалтерской отчетности организации.
Источник
РОЛЬ УЧЁТНОЙ ПОЛИТИКИ В УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ
В современных экономических условиях особую роль в деятельности хозяйствующих субъектов играет форма ведения бухгалтерского учета, а также формирование необходимой отчетности по определенным правилам, которые ежегодно подвержены изменениям с учетом нормативно правовой базы. Локальным документом, регулирующим учетную деятельность предприятия, является учетная политика.
Она осуществляет формирование величины основных финансовых показателей деятельности организации и оказывает существенное влияние на управление финансовой устойчивостью организации.
На сегодняшний день наиболее приоритетные задачи развития современных российских компаний связаны с определенными требованиями к финансовой устойчивости компании, в первую очередь, как стратегическому фактору финансовой безопасности деятельности компании. Учётная политика организации должна закрепить выбор организации, а также установить порядок определения показателей и условий учета, предусмотренных или законом. Следовательно, задачей учета и контроля за анализом финансовой устойчивостью является оценка степени независимости от заёмных источников финансирования. Оценка независимости, в свою очередь, поможет проанализировать, насколько организация независима с финансовой точки зрения, растет или снижается уровень этой независимости и отвечает ли состояние активов и пассивов организации задачам ее финансово- хозяйственной деятельности (Рисунок 1).
Применение показателей, характеризующих независимость по каждому элементу активов, а также по имуществу, в целом, способны объяснить, устойчива ли организация в финансовом отношении. К коэффициентам финансовой устойчивости можно отнести следующие показатели, приведённые в Табл.1.
Особую роль на положение финансовой устойчивости организации оказывают элементы учетной политики.
Показывает, каких средств у предприятия больше —
заемных или собственных.
Не выше 0,6 и не менее 0,4
Указывает, насколько организация может уменьшить
величину активов без нанесения ущерба интересам кредиторов.
Показывает, какая часть деятельности организации
финансируется за счет собственных и заемных средств.
Коэффициент финансовой устойчивости
Показывает, какая часть актива финансируется за счет
устойчивых источников, то есть долю тех источников финансирования, использованной организацией в своей деятельности длительное время.
Одним из важных преимуществ учетной политики является возможность калькуляции себестоимости продукции, контроль за выполнением задания по себестоимости, а также выявление резервов для дальнейшего ее снижения.
Для анализа взаимосвязи учётной политики и финансовой устойчивости компании, необходимо рассмотреть, как некоторые положения учетной политики, могут воздействовать на финансовое состояние организации. Так порядок списания фактической себестоимости может влиять на финансовое состояние предприятия, он может быть реализован следующим образом: отклонение в конце месяца может полностью списываться на финансовые результаты, или же, может распределяться между отгруженной готовой продукцией и остатками продукции на складе. В результате, данный элемент учетной политики способен отразиться на величине себестоимости. Однако, она, в свою очередь, существенно влияет на рентабельность продаж, рентабельность собственного капитала, рентабельность оборотного капитала и рентабельность активов.
Кроме того, объектом влияния является остаток готовой продукции на складе. Существенная зависимость проявляется между выбранным способом учета в балансе и его значениями статьи «готовая продукция». Однако данная зависимость значительно влияет на некоторые финансовые коэффициенты: коэффициент текущей ликвидности, быстрой ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, рентабельность оборотного капитала, активов, коэффициент общей оборачиваемости активов, коэффициент оборачиваемости оборотных активов. Характерное влияние на остаток готовой продукции, будет оказывать существенное воздействие на оборотные активы, следовательно, и на валюту баланса в целом. Ярким примером такой зависимости от выбранного способа учёта в балансе являются финансовые показатели холдинга ПАО «РусГидро». Из анализа данных, приведенных в Табл.2, мы можем сделать вывод о том, что в 2014 году в сравнении с предыдущим годом снизились относительные показатели холдинга ПАО «РусГидро».
Финансовые показатели ликвидности «РусГидро» [3]
Тем не менее, все ключевые коэффициенты – текущей, срочной и абсолютной ликвидности, так же, как и коэффициент финансовой независимости Группы, значительно превосходят рекомендуемые значения, что свидетельствует о высокой степени финансовой устойчивости холдинга ПАО «РусГидро» и проводимой взвешенной финансовой политике. Можно предположить, что одной из причин снижения показателей ликвидности стало наличие негативных тенденций в платежеспособности компании. Однако данная ситуация может возникнуть также, когда компания вносит денежные средства в часть своих внеоборотных активов за счёт краткосрочных обязательств.
Такая ситуация привлечет риск того, что фирма не сможет погасить текущие задолженности. Но, с другой стороны, с данным балансовым кредитования деятельности функционируют многие организации, именно поэтому так важно учесть взаимосвязь между способом учёта в балансе и его значениями статьи «готовая продукция».
Таким образом, мы видим, что любая организация в праве самостоятельно формировать учётную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте. Однако, проблема формирования учетной политики состоит не только в отрицательном воздействии на организацию ее элементов. Существуют и другие проблемы организация при выборе и проведении учетной политики:
— это несовершенство законодательной базы по бухгалтерскому учёту. Это в свою очередь, не дает многим предприятиям нормально развивать, именно поэтому для них проведение учетной политики является лишь формальностью и не несет за собой какой-либо определенности. Кроме того, частые изменения в законодательстве, которые, как известно, имеют обязательный характер, могут значительно усложнить деятельность предприятия.
— на сегодняшний день все существующие законодательные документы не могут предусматривать всех индивидуальных особенностей деятельности компании. Следовательно, предприятие вынуждено само разрабатывать собственные положения. А именно, разрабатываемая учётная политика главным бухгалтером или другим лицом, осуществляющим ведение бухгалтерского учета, может потребовать достаточно существенных затрат со стороны организации. Таким примером может служить приобретение или обновление информационных баз на предприятии.
— необходимо учитывать взаимосвязь между бухгалтерским учётом и налоговым учётом. Данная взаимосвязь может повлечь ряд негативных факторов, которые связаны с налоговым законодательством. К сожалению, система налогового учёта на сегодняшний день не позволяет сделать реальную оценку влияния отдельных элементов, а также статей расходов (доходов) на величину отклонения налогооблагаемой прибыли от учётной. Отметим, что происходит «появление барьера» для оценки инвесторов влияние налоговой составляющей на финансовый результат деятельности компании.
На основе анализа данных, приведённых выше, можно предположить ряд мер по решению проблем учетной политики:
1) В первую очередь, необходимо ориентироваться на соблюдение принципов бухгалтерского финансового учёта. Именно приоритетность данных принципов способна обеспечить эффективную деятельность предприятия. Отдавать приоритет правилам Налогового кодекса стоит только лишь в том случае, когда отсутствует описание способа финансового учёта в нормативном регулировании.
2) Эффективной мерой по урегулированию учетной политики будет ориентация предприятия на нормы МСФО, внедрение которых рассматривается на нормативном уровне. МСФО, как известно, признано во всём мире как достаточно эффективный инструментарий для предоставления прозрачной информации о деятельности предприятия.
Таким образом, на основе проведённого анализа, приведённых данных, мы можем сделать выводы о том, что, обращая внимание на механизм формирования учётных данных, организация способна воздействовать не только на свою отчетность, но также и на финансовые коэффициенты, меняя их в нужном направлении. Следовательно, учётная политика может превратиться в достаточно эффективный инструмент управления финансовыми ресурсами, которые характеризуют финансовое состояние организации.
1. Астахов В.П. Анализ финансовой устойчивости предприятия. Москва-2011г. М.: Юрайт — 955 с.
2. Барышев С.Б. Концепция управленческого учёта и анализа прибыли торговых организаций/ Журнал «Бухгалтерский учёт» №12 с32-36
3. А.Л. Полковский Параллельный метод ведения бухгалтерского и налогового учёта/ Журнал «Бухгалтерский учёт» №1 с145-147
4. С.М. Пястолов Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Москва- 2011М.: Издательский центр «Академия»- 336 с.
Источник